«Развитие Soft skills, как тренд современного образования»

Как увидеть, что у ребенка трудности, и вовремя помочь с ними справиться

Чтобы вовремя увидеть трудности с развитием soft skills у ребенка, смотрите за его поведением. Например, если ребенок приходит в группу детей, но не может найти себе друга для игры за 5—10 минут, значит, у него трудности. Ребенок может не здороваться, прятаться или долго стоять в сторонке и наблюдать за игрой других детей. Попробуйте с ним поговорить и выяснить причины такого поведения, обратитесь к детскому психологу.

Поговорите с воспитателями детского сада, преподавателями школы или родителями одноклассников. Если взрослым трудно работать с ребенком: от всего отказывается, задирает ребят, «перетягивает на себя одеяло», — и это не разовое явление, значит, трудности есть.

Soft skills развиваются постепенно в течение всей жизни. Одни навыки формируют другие. Например, коммуникация развивает эмоциональный интеллект и умение управлять людьми. Определенного возраста, когда ребенок вырастет и поменяет один набор гибких навыков на другие, нет.

Чтобы ребенок понимал свои потребности и мог их удовлетворить, мать должна правильно реагировать на эмоции и запросы ребенка в детстве и своевременно давать правильную обратную связь. Тогда, если ребенок сломает игрушку и заплачет, он поймет, что плачет из-за сломанной игрушки, а не плохой мамы. Нужно верить в своего ребенка, любить его и давать возможность жить, а не готовиться к жизни в будущем.

Чтобы развить soft skills своего ребенка:

  • Правильно реагируйте на потребности в раннем возрасте, давайте своевременную обратную связь. Так ребенок научиться понимать себя и удовлетворять базовые потребности.
  • Обратите внимание на коммуникацию, лидерство и работу в группе — это самые важные гибкие навыки у ребенка.
  • Личным примером показывайте образцы поведения, коммуникации и работы вместе с другими людьми.
  • Относитесь к ребенку, как к полноценному взрослому со своим мнением.
  • Следите за ближним окружением — попросите родственников показывать правильный пример, отдавайте ребенка в группы развития с атмосферой взаимоуважения.
  • Обратитесь к специалисту, если у ребенка трудности с развитием коммуникации и гибких навыков.
  • Любите и уважайте своего ребенка.
Гибкие материалы:  Стили руководства - описание

Что такое soft skills и почему важно их прокачивать

Все рабочие навыки человека принято делить на soft и hard. Hard skills, или «твердые навыки» – это профессиональные знания и навыки, которые помогают решать рабочие задачи. Например, для программиста – это знания определенного языка программирования, а для визуализатора – владение графическими редакторами.

Soft skills, или мягкие (гибкие) навыки – это способности, не связанные напрямую с профессией, но помогающие в работе. Это те самые стрессоустойчивость и коммуникабельность, которые указаны в каждом третьем резюме.

Вполне понятно, зачем soft skills нужны пиар-менеджерам и специалистам, которые работают с людьми. Однако, например, программистам мягкие навыки нужны, как минимум, для того, чтобы общаться с командой или заказчиком. А еще гибкие навыки помогают проводить и проходить собеседование, продвигаться по карьерной лестнице.

Даже при работе на фрилансе важно найти клиента, презентовать и продать свою услугу или продукт, организовать свое время – для всего этого нужны soft skills.

В soft skills входят огромное количество разных навыков, необходимых для личностного роста и профессионального развития. Однако в своей основе их можно разделить на 4 блока.

Soft skills не обучают на курсах или занятиях в классическом учебном заведении. Их формирование связано с  эмоциональным интеллектом и происходит в детском возрасте. В дальнейшем навыки получают развитие, при необходимости – корректируются.

Оптимальное сочетание жестких и мягких навыков в значительной мере обеспечивает успешную карьеру.

К примеру, дизайнер может иметь профессиональный диплом лучшего университета вкупе с чемоданом грамот и свидетельств, однако если он замкнут, его напрягает командная работа, к тому же, умение находить компромисс и договариваться не относятся к числу его лучших качеств – сделать успешную карьеру, добиться известности и процветания будет затруднительно.

Спасает положение улучшение мягких навыков, относящихся к дизайнерскому ремеслу:

  • развитие способности ведения переговоров;
  • умение уговаривать и договариваться;
  • убеждать и доказывать;
  • тактично отступать при конфликтном обострении ситуации, и т.п.

Рейтинг на основе nps и простейшей математики

В случае подсчета полезности навыков я решил обратиться к индексу потребительской лояльности (Net Promoter Score).

Если спроецировать модель NPS на наши результаты, то получится следующая формула: value_index = (fives – threes – twos – ones) / (vote_number – noskill_number). То есть в плюс идет только определенно сильное влияние на 5 баллов, а на 3, 2 и 1 в минус.

А вот определить цену навыка сложнее. Я советовался со специалистами по машинному обучению и анализу данных и выбрал простую, но хорошо обоснованную модель. И что важно, пересмотрел показатель цены — чем выше цена, тем хуже.

Влияние факторов на цену навыка:

  • Если у большого числа людей нет какого-то навыка, это повышает цену его развития (предполагаем, что люди знают, что означает каждый навык).
  • Ответы «есть с рождения» тоже увеличивают цену, потому что, как правило, осознанно развивать такой навык, который можно назвать врожденным талантом, тяжело.
  • «Получил с опытом» уменьшает цену, так как для него в основном не нужно прикладывать каких-то особых усилий.
  • «Осознанно развивал» и смог развить — цена тоже уменьшается.

На основании этих предположений выведем итоговую формулу цены:

cost_index = (1 - experience_index) * (1 - develop_index) / (1 - noskill_index) / (1 - born_index)

, где

column_index = column_number / vote_number

Полученные значения цены и полезности будут координатами для наших навыков: цена по оси OX, полезность по оси OY.

Все полученное пространство навыков можно условно разделить на 4 кластера. (Визуализация из Jupyter Notebook — не судите строго.)

В левом нижнем углу находятся условно «Дешевые и бесполезные» — навыки, которые не так сложно развить и по мнению участников опроса от них не так много пользы в карьере. Забавно, что по большинству из этих навыков есть различные экспресс-тренинги, что еще раз подтверждает, что их не так сложно прокачать.

В категорию «Дорогие и бесполезные» попали: харизма, юмор, ответственность и самостоятельность. То есть то, что как юмор, бывает на высоком уровне с рождения, но развивать это сложно.

«Дорогие и полезные»: быстрая обучаемость, инициативность, креативность. Эти навыки тяжело развить, но если все-таки удастся, то и пользы для карьеры должно быть много.

Больше всего нам, конечно, интересны «Дешевые и полезные» навыки, вот они:

Получилось, что рефлексия — самый полезный навык, но далеко не самый дешевый из представленных.

Здесь же находятся навыки коммуникации и поиск и анализ информации, который и по результатам первичной оценки был хорошим навыком.

Но мне показалось, что из этих данных можно получить еще какую-то полезную информацию.

«развитие soft skills, как тренд современного образования»

бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Удмуртской Республики

«Республиканский центр дополнительного образования детей»

Номинация «Методические рекомендации»

«Развитие Softskills, как тренд современного образования»

t1614323101aa.png

Составитель: Чупрынина Ирина Владимировна,

методист БОУДО УР РЦДОД

Ижевск, 2020

Содержание

Введение

3

1.

Развитие в области soft skills

4

2.

Что такое hard и soft skills?

4-5

3.

Топ – 10 самых необходимых soft skills компетенций

5-7

4.

Система навыков XXI века

7

5.

Как связаны soft skills и педагогика?

7-8

6.

Как развивать soft skills?

8-9

Заключение

10

Список информационных источников

10

Глоссарий

11

Данные методические рекомендации будут интересны и полезны педагогическим работникам БОУДО УР РЦДОД, педагогическим работникам образовательных организаций дополнительного образования Удмуртской Республики, а также всем тем, кто хотел бы расширить свои знания в области развитие Softskills.

Методический материал содержат информацию об универсальных умениях, которые приобретаются путем личностного развития.

Понятие Soft skills и его смысл все больше и глубже проявляется в жизни современных людей, независимо от того, где они живут, чем занимаются, сколько им лет.

Введение

Навыки будущего, цифровизация, тренды, soft skills – эти понятия и смыслы, так или иначе, появляются в жизни современных людей.

По словам президента, на первый план выходит умение коммуницировать с другими людьми, управлять своими эмоциями, работать в команде.

В современном мире требования к образованию кардинально меняются, преимущество получат те люди, которые умеют комбинировать знания из разных отраслей науки. Такое мнение высказал президент РФ Владимир Путин на сессии Всемирного фестиваля молодежи и студентов, посвященной образу будущего, передает ТАСС.

«Сегодняшнее образование становится совершенно другим, как и технологии. Во-первых, совершенно очевидно, что конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими видами мышления, когда человек вырабатывает для себя целый маршрут по жизни приобретения новых и новых знаний», – сказал он.

Путин выразил уверенность, что образование должно идти вслед за постоянно меняющимся миром. «Абсолютные конкурентные преимущества получат те, кто могут не только думать по-современному, но те, кто накапливает знания из совершенно разных областей науки, могут их комбинировать и эффективно применять для решения стоящих перед всем миром задач», – подчеркнул глава государства.

По его словам, на первый план выходит умение коммуницировать с другими людьми, управлять своими эмоциями, работать в команде. 

И если для сферы образования сегодня стали понятными такие инструменты как робототехника, Lego-конструирование и даже 3D-моделирование, то следующий уровень базовых навыков, требуемый обществом, это soft skills.

Сейчас интерес к soft skills и потребность в них стали ещё сильнее. Технологии развиваются так стремительно, что полученные знания очень быстро устаревают, поэтому успешным становится не тот, кто много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться, эффективно приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения.

1. Развитие в области soft skills

Сейчас о soft skills говорят очень много. Притом эти навыки не изобрели вчера или даже сто лет назад, раньше не использовалось само понятие soft skills, но только в прошлом веке с быстрым развитием науки и промышленности начали их исследовать и изучать.

Первые подтвержденные упоминания термина пришли к нам от американских военных. В 60-е годы прошлого века они выяснили, что за успех в войне в большей части отвечает то, как руководят солдатами в бою. Но учебные программы не учили этому. Тогда все навыки, которые связаны с работой с физическими предметами, для простоты назвали hard, твёрдыми. А все сложноизмеримые, непонятные сущности, существующие в голове человека – soft skills.

Исследования в этой области начались в США примерно в 1960 годы, и их немало. На Западе уже довольно давно публикуются работы и даже защищаются диссертации на эту тему. Вот несколько примеров, в журнале «Higher Education in Europe» ещё в 2008 году была опубликована статья, доказывающая, что гибкие навыки – столь же неотъемлемая часть профессиональных компетенций, как и жёсткие. Автор считает, что современное образование должно включать в себя и тренировку soft skills – чтобы выпускники соответствовали требованиям рынка труда. Джина Уотсон Митчелл в своей диссертации анализирует данные опросов и рекомендует включать в обучение развитие гибких навыков и включение их учебные планы.

Все инновации основываются на хороших традициях. Если говорить откровенно, то и гибкие навыки – это не что-то принципиально новое. Они были важной частью программ русской классической гимназии и классического университета ещё 19 века, построенных на взаимодействии дисциплин.

Вот отрывок статьи из журнала «Русский педагогический вестник» от 1861 года: «Школе важно образовать из воспитанника здорового, физиологически правильного развитого члена общества; полезного члена общества, знающего все существенные условия житейской практики; изящное художественное произведение, удовлетворяющее всем требованиям эстетического курса; светлый и развитый ум, способный быть деятелем в священной области науки, или хоть сознательно сочувствовать ее интересам, и вполне понимающий свое значение в мировой жизни; высоконравственное и гуманное существо, признающее законы истины, полное чувства человеческого достоинства».

Но экономическая ситуация конца XIX – начала XX века с конвейером и автоматизацией труда привела к идее, что самое эффективное образование должно быть построено на узкой специализации. Профессионал должен быть хорош в чём-то одном и вполне может пренебречь смежными дисциплинами. Даже курсы повышения квалификации предполагали совершенствование в своей узкой области.

2. Что такое hard и soft skills?Hard skills (англ. «твердые навыки»)  профессиональные, технические навыки построены на узкой специализации; то, чем можно овладеть в учебных заведениях. Это и иностранные языки, и программирование, и вождение автомобиля, а мы ещё можем добавить, математика, физика, биология и другие предметы (то есть предметные знания, навыки). Для их освоения нужны инструкции, интеллект. При их освоении больше работает левое полушарие (то есть логика), важен высокий уровень IQ.

t1614323101ab.jpg

Soft Skills  (англ. «мягкие навыки»)то,что нельзя подтвердить дипломом. Это коммуникабельность, уравновешенность, креативность, умение подстроиться под ситуацию и быстро среагировать в нестандартных обстоятельствах. При прокачке этих навыков работает правое полушарие (творческое), желательно иметь высокий уровень EQ (эмоционального интеллекта).

Hard skills

Soft skills

Для овладения важны логика и интеллект, которые измеряют уровнем IQ.

Важен высокий коэффициент эмоционального интеллекта EQ.

Наличие и уровень «твердых» навыков проверяют при помощи экзаменов и аттестаций.

Проявление «мягких» навыков сложно отследить, измерить или показать.

Практически не изменяются, не зависимо от того, в какой среде находится человек. Например, правила хорошего программного

кода остаются одинаковыми для любой компании.

Требуют адаптации под конкретную ситуацию. Например, межличностное общение понадобится для работы в команде, которая занимается тестированием программного обеспечения.

Приобретаются путем анализа и запоминания готового материала (лекции, книги, аудио и видеоматериалы, личный инструктаж).

Формирование навыков основано на личном опыте.

При этом hard skills осваиваются в более высоком темпе по сравнению с soft skills.

3. Топ – 10 самых необходимых soft skills компетенций

Дополнительное образование сейчас можно получить в обеих сферах.

По недавнему рейтингу обучающиеся больше стремятся развивать свои личностные качества, а не профессиональные. В последнее время появились разнообразные тренинги и курсы по развитию личностных качеств.

В отчете о будущем профессий, сделанном недавно на Всемирном экономическом форуме в Давосе, назван список тех навыков, которые будут самыми нужными через 5 лет. Список очень интересный, потому что показывает две значительные тенденции развития человека, общества и культуры.

Топ – 10 самых необходимых soft skills компетенций:

1.Комплексное многоуровневое решение проблем

Самыми востребованными будут те специалисты, которые будут владеть системным, целостным подходом к решению любых проблем, будут знать, на что еще обратить внимание помимо самого очевидного.

2. Критическое мышление

Это такой способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию и даже собственные убеждения. Это очень полезный навык, потому он помогает развитию.

3. Креативность

Творческое начало – это способность видеть то, чего еще нет. Когда Микеланджело спросили, как он создал статую Давида, скульптор ответил: «Я увидел ангела в куске мрамора, и мне захотелось освободить его».

4. Лидерские навыки (умение управлять людьми)

Знаменитый баскетболист Майкл Джордан сказал гениальную фразу: «Талант выиграет игры, а команда – чемпионаты». Управление людьми – это сложная наука о том, как лидерам нужно уметь принимать главные решения… нет, не просто о подчиненных, а о Людях. Как мотивировать команду обучающихся так, чтобы они бежали вприпрыжку на занятия, а не с занятия? Как уладить конфликты внутри команды? Знать ответы на все эти вопросы – и значит владеть навыками лидера.

5. Взаимодействие с людьми

Как важно умение общаться адекватно в коммуникативной ситуации, считывать намёки и жесты, договариваться, подводить итоги разговора.

6. Эмоциональный интеллект

Это умение распознавать чужие эмоции демонстрировать свои, налаживать эмоциональный контакт для совместной деятельности, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.

7. Формирование собственного мнения и принятие решений

Умение формулировать своё мнение, взвешивать «за» и «против» в той или иной ситуации.

8. Ориентированность

Умение ориентироваться в современном мире о обществе

9. Умение вести переговоры

10. Гибкость ума

Когнитивная гибкость – это способность ума быстро переключаться с одной мысли на другую, также обдумывать несколько вещей одновременно.

Из этого списка видно, что одна половина навыков связана с умением общаться, договариваться, управлять и понимать людей, а другая половина связана со способностями мозга: умением быстро соображать, видеть суть, придумывать решение проблем, генерировать новые проекты и идеи.

Собственно, все эти навыки уже востребованы сейчас, а через несколько лет они станут еще популярнее. И вывод очень простой: акцент мира все больше смещается на самого Человека, его способности, его мозг, его масштабность и взаимодействие с другими людьми.

Одним из образовательных трендов и обязательных факторов, которые должны определять кадровую политику страны, является развитие гибких навыков XXI века.

По мнению В.В. Путина, конкурентное преимущество получат те специалисты, которые не только владеют профессиональными навыками, но и обладают soft skills – «креативным, и плановым, и другими видами мышления».

Важно не только «думать по-современному», но и «накапливать знания из совершенно разных областей науки», уметь их комбинировать и эффективно применять для решения необходимых задач.

Как выбрать дело всей жизни и стать успешным? О своем опыте школьникам Владимир Путин рассказал 26 ноября 2022 года. Президент РФ провел открытый урок «Школа завтрашнего дня» в рамках Всероссийского форума профессиональной навигации «ПроеКТОориЯ». Форум объединил более 500 школьников, 120 педагогов, 50 компаний и вузов. Его главная тема – профессиональный выбор как ключевой навык будущего. В обращении к ученикам Президент отметил: «Вы знаете, что мы стоим на пороге серьёзных изменений, не только наша страна – весь мир стоит на пороге капитальных изменений, связанных с высокими технологиями, которые бурно, просто на глазах у нас меняют мир.

конечно, очень важно, чтобы молодые люди смогли определить, где же они смогут быть наиболее востребованными, где они смогут добиться максимального результата и реализовать себя на благо своей семьи, своих близких, на благо всей страны.

Только в этом году четверть миллиона молодых людей пришли на крупные предприятия нашей страны, которые занимаются инновациями. Это и новые материалы, лекарственные препараты, беспилотный транспорт, искусственный интеллект, биология в самом широком смысле этого слова, включая генетические исследования».

Изменения в системе дополнительного образования должны быть эволюционными. Жизнь меняет образование и учащимся, родителям, педагогам необходимо вовремя сориентироваться в вызовах нового времени.

4.Система навыков XXI века

Система навыков XXI века предполагает, что обучающие будут:

выполнять комплексные и оригинальные задания, для многих из которых нужна работа в команде, распределение ролей в коллективе, совместное планирование;

следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и качествам каждого конкретного ученика;

учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного усвоения новых знаний, поиска новой информации;

применять в процессе обучения доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни;

получать поддержку от старших наставников, обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный маршрут.

Таким образом, современные выпускники всегда будут опережать технологии, активно использовать их и наблюдать за их развитием не со страхом, а с интересом – потому что технологии только для того и развивают, чтобы человек с их помощью мог улучшить свою жизнь и повысить эффективность своей работы.

5. Как связаны soft skills и педагогика?

Личностный ресурс педагога – один из главных факторов, влияющих на развитие детей. Чем младше дети, тем влияние личности педагога, как правило, выше. Мария Монтессори, создатель авторской системы природосообразного образования, которая активно развивается во всем мире и в XXI веке, одна из первых обозначила подготовленного педагога как самую существенную часть качественной образовательной, развивающей детей среды. В своих работах Монтессори не раз отмечала, что педагог – это модель мира для ребенка. То есть важно понимать какой образ взрослого вы транслируете своим обучающимся и в какой среде они будут в итоге расти.

На первый план выходит личность педагога и насколько она соответствует требованиям современного общества. Только с теми педагогами, кто готов развиваться и осваивать так называемые soft skills, возможно построить прогрессивное и конкурентоспособное общество. Чтобы создать необходимые и достаточные условия для развития soft skills важно понимать: каким ждет ребенка современный мир, с какими качествами и компетенциями он войдет в мир ближайшего будущего, который, будет сильно отличаться от того к чему мы привыкли.

Навыки, на которые стоит обратить внимание педагогам

Навык эффективного общения (как личного, так и в переписке). Умение слушать, убеждение и аргументация, построение и поддержание отношений с родителями, ведение «переговоров», проведение презентаций, базовые навыки самопрезентации, публичные выступления. Это то, что, прежде всего, собираются ввести в профессиональный экзамен, который придет на смену аттестации. И это то, что сейчас оценивается в профессиональных премиях.

Умение работать в команде. Эмпатия, нацеленность на результат, умение слышать, это прежде всего влияет на общие показатели образовательного учреждения, а значит, на рейтинг, финансирование и пр.

Понимание влияния технологий на работу. Способность гибко реагировать на новые требования, например, цифровизацию образовательного процесса. Это уже норма, которая в том числе сказывается на финансовых показателях педагога.

Способность мыслить критически и не бояться высказывать свое мнение. Способность к системному мышлению, креативному мышлению, структурному мышлению, способность искать и анализировать информацию, принимать решения.

Умение управлять собой. Управление эмоциями, управление стрессом, управление собственным развитием, тайм-менеджмент, рефлексия, использование обратной связи. Всё то, что сейчас принято называть эмоциональным интеллектом.

6. Как развивать soft skills?

Навыки – это действия, которые путем периодического повторения закрепляются в поведении человека до такой степени, что производятся автоматически. То есть важно не просто знать их, но и закреплять на практике, например, в процессе рабочей деятельности.

Общие правила развития soft skills:

Берите пример с тех, у кого эти навыки вы видите; находите для себя таких людей целенаправленно.

Будьте примером для детей, тренируйтесь вместе с ними: так, если взрослые умеют находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, ребенок усваивает линию их поведения – учится гибкости, спокойствию, умению находить компромиссы.

Хобби и творческие занятия развивают все виды компетенций soft skills.

Спорт развивает волевые компетенции, а командный спорт учит, в том числе, работать в коллективе.

Музыка и рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям.

Логическое мышление развивается во время игры в шахматы.

Проектная работа в команде (взрослых, детско-взрослой) позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции. Проект дает возможность прожить реальную работу в профессиональном коллективе, где есть руководитель, специалисты, коммуникатор, инноватор и другие роли. На каждой стадии разработки проекта тренируются различные виды компетенции: распределение ролей (лидерство), обсуждение (социальные компетенции), исследовательская работа (интеллектуальные компетенции), презентация проекта (социальные компетенции).

Тренинги развития – наиболее эффективный вариант тренировки soft skills, доступный как детям, так и взрослым, во время тренинга развитие компетенций является главной задачей, которую ставит ведущий и за выполнением которой следит. Тренинги можно проводить самим.

Все, что обозначено мы можем адаптировать к детям, развивая у себя такую компетенцию soft skills, как креативность.

Сложность развитии навыков зависит от ваших особенностей, а также от навыка, который вам нужен. А в целом нужно учесть вот что: развитие любых soft skills требует времени. Некоторые профессиональные навыки можно приобрести буквально за несколько дней (хотя многие из них специалисты оттачивают годами). А в случае с гибкими навыками процесс почти всегда долгий: нескольких дней точно не хватит, чтобы научиться общаться иначе, чем вы привыкли, или чтобы начать уверенно анализировать информацию, если раньше вы в этом были не очень сильны. И так почти со всеми soft skills. Потому что многие из этих качеств связаны с нашими глубинными привычками и установками, а их изменение требует времени.

Универсальных рекомендаций по развитию soft skills.

Сначала выберите группу навыков (или даже конкретный навык), который хотите развивать, и целенаправленно ищите информацию о нем.

Гибкие навыки, как и вообще любые навыки, можно развить, только постоянно практикуясь. Просто чтение книг не поможет.

Ставьте себе конкретные цели, а по мере развития оценивайте, улучшается ли результат.

Пример неправильной цели: «Хочу развить эмоциональный интеллект» (цель слишком общая).

Пример правильной цели: «Хочу точнее понимать свои эмоции, чтобы не срываться на других» (цель конкретная).

Начинайте с малого, тогда выше шансы на успех. Например, если вы хотите научиться делать презентации на публике, то начните с выступления перед одноклассниками или коллегами, а не с крупной научной конференции.

Сложные задачи делите на несколько этапов и идите по составленному плану.

Что мешает развиваться?

Незнание куда, зачем и как развиваться, размытые и нереалистичные планы

Отсутствие готовности что-то менять

Делание только того, что хорошо получается и страх браться за иные новые задачи и проекты

Отсутствие желания искать и находить время для того, чтобы подумать о своих действиях и их результатах

Отсутствие интереса к обратной связи об успешности своих действий

Когда происходит развитие?

Вы стремитесь развиваться, получать новый опыт, профессионально расти

У вас есть представление о целях своего развития и конкретный план развития

Вы готовы выйти из «зоны комфорта»

Вы анализируете свои действия и их результаты, ищете причины успехов и неудач именно в своих действиях, а не во внешних обстоятельствах

Вы стремитесь получать обратную связь об успешности ваших действий

Заключение

Для всех очевидно, что современное образование должно ориентироваться на развитие гибких навыков, многие из которых – врожденные и присущи каждому ребенку, но их нужно развивать и совершенствовать, так как большинство детей волнуются, переживают, чувствуют себя неуверенно, когда попадают в новую социальную ситуацию, когда выполняют новые задачи. Они ищут помощь и поддержку у друзей, родителей и, конечно же, учителей.

Главная цель педагога сегодня – обеспечить любому ребенку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому задача развития гибких навыков особенно актуальна в нашем быстро меняющемся мире.

Главное современное направление педагогики – развитие в детях креативности, самостоятельности, критического мышления, умение изменяться, подстраиваться, ориентироваться в современном мире.

Список информационных источников

Что такое hard и soft skills URL: (дата обращения 11.04.2020г)

URL: (дата обращения 11.04.2020г)

Soft skills что это? Примеры софт скиллс и зачем они нужны URL: (дата обращения 15.04.2020г)

Soft skillsURL: (дата обращения 20.04.2020г)

Глоссарий

 
Hard skills (англ. «твердые навыки») – это набор профессиональных навыков и умений, связанных с технической стороной деятельности. Такие навыки можно продемонстрировать, они относятся к обязательным требованиям при приеме на работу, их указывают в должностных инструкциях.

Soft skills (англ. «мягкие навыки») – связаны не с конкретным видом деятельности, а с коммуникациями для эффективного взаимодействия с коллегами, клиентами и партнерами. Их часто называют «личными качествами», подчеркивая прямую зависимость между soft skills и характером человека, его темпераментом и личным опытом.

Навык – способность деятельности, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.

Компетенция  – это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач.

Компетентность – наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Креативность – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.
Критическое мышление – система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.

Лидерство – процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели.

Коммуникация – сообщение, передача, делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать.

Эмоциональный интеллект – сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам.

Когнитивность, познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Команда – это группа людей, объединенных достижением общей цели, во многом соответствующей личным целям каждого

Эмпатия – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Цифровизация – переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую.

Как обучают гибким навыкам

В поисках ответа на этот вопрос я нашел интересную

в The Wall Street Journal, в которой в свою очередь была ссылка на исследование департамента образования штата Айова. И действительно, на сайте департамента приводится шесть важных для успеха в 21-м веке навыков, которым можно обучиться: продуктивность и ответственность, критичность мышления, сложная коммуникация, креативность, командная работа, гибкость и адаптируемость.

LinkedIn наиболее востребованными называют примерно те же навыки и дают к ним «вдохновляющие» пояснения.

По результатам исследования LinkedIn 57% всех опрошенных считают, что сейчас софт-скиллы важнее, чем хард-скиллы.

Но точно ли, эти результаты релевантны для нас с вами? Всё-таки эти исследования ориентированы на Запад.

Чтобы это выяснить, я решил провести собственный опрос. Начинал я с людей, которых я интервьюировал в подкасте Frontend Weekend, а дальше уже распространял в социальных сетях и на других конференциях.

В опросе было 7 групп навыков. По каждому навыку были такие варианты ответа: нет навыка, есть с рождения, получен с опытом, осознанно развит. А также я просил оценить по пятибалльной шкале то, насколько группа навыков целиком повлияла на развитие карьеры респондента.

Под спойлерами гистограммы распределения по ответам, которые мы дальше проанализируем подробнее.

«В своё время мне очень помогла организованность, потому что когда технических знаний было ещё мало, успевала все равно делать много задач, получалось освобождать время на обучение, без которого невозможно дальнейшее профессиональное развитие», — Людмила Мжачих.«Открытость новому помогла мне бросить backend, пойти на первую frontend-конференцию и влиться в сообщество. Менять профессию всегда сложно, но терпение и адаптируемость помогли мне вырасти как специалисту и начать выступать. Для спикера важно адекватное восприятие критики, это помогает делать выступления лучше», — Анна Селезнёва.«Я всегда хотел быть хорошим специалистом прежде всего, высокая должность меня не интересовала. А хороший специалист в нашей области не может без постоянной учёбы, тут одной практикой не набрать», — Андрей Мелихов.


В навыках самопрезентации, кстати, впервые немонотонно распределены ответы по важности. Тех, кто оценил влияние навыков самопрезентации на свою карьеру на 3 балла, больше, чем тех, кто оценил его на 4.

«Научился продавать себя как специалиста и продвигать свои идеи. В итоге начал получать много предложений о работе, значительно повысил себе зарплату, смог договариваться о том, чтобы делать интересные вещи вместе с полезными. Стал больше путешествовать», — Никита Дубко.

Если вам кажется, что результаты смещены или моя выборка недостаточно широка,

и помогите мне собрать больше данных.

Но и уже имеющиеся результаты, а особенно то, что по каждой группе навыков около половины респондентов оценили степень влияния на карьеру на 5 из 5 баллов, показывает, что софт-скиллы полезны. Значит, их нужно развивать.

Как развивать

Помимо уже упомянутых вопросов, в опросе я спрашивал: «Если вы осознанно развивали конкретную группу навыков, то каким образом». Посмотрим на примере статистики ответов про самообразование.

Как видно, люди чаще ищут знания в книгах, чем на тренингах или курсах. Если вам тоже ближе книги, то начать развивать гибкие навыки можно с книги «Путь программиста» Джона Сонмеза (в оригинале «Soft Skills: The Software Developer’s Life Manual»). Или сначала можно посмотреть мастер-класс Саши Шинкевич и Никиты Дубко «Soft Skills для интровертов» и за пару часов наметить индивидуальный план.

Вообще, принято считать, что софт-скиллы присущи экстравертам. Но у интровертов есть преимущество: они умеют анализировать себя и свои поступки изнутри. Например, я считаю себя интровертом, но это не мешает мне работать с людьми и развивать софт-скиллы.

Даже если у вас не очень развиты софт-скиллы, вы можете выбрать несколько, которые вам больше по душе и которые вам будет не очень трудно развить. Так вы, во-первых, увидите в них практическую пользу, а во-вторых, это косвенно повлияет на какие-нибудь дополнительные навыки, и клубочек начнет раскручиваться.

И закончить хотелось бы тезисом из исследования LinkedIn, что софт-скиллы приобретают особенную важность с развитием искусственного интеллекта. Кажется, что единственное, чему роботы никогда не научатся, это как раз софт-скиллам.

После выступления на FrontendConf мне задали много хороших и каверзных вопросов. Возможно, вы найдете что-нибудь полезное в записи этой беседы.

Сейчас, когда большинство компаний перестраивают процессы на полноценную удалённую работу, требуемый набор soft skills для программиста меняется. На следующей неделе я буду выступать на РИТ с докладом «Soft Skills Remote» и попробую проанализировать и рассказать вам, какие гибкие навыки в такое время уходят на второй план, а какие становятся крайне важными. Кроме того в двухнедельной программе фестиваля будет целая серия докладов и мастер-классов, посвященных навыкам коммуникации и soft skills. Мероприятие стартует 25 мая — еще можно успеть присоединиться.

Как это развивать

1. Показывайте детям непривычное и давайте им возможности сотрудничества, чтобы те лучше узнали непохожих на них людей. Это развивает сострадание и несет эмпатическое преимущество.

2. Поощряйте общение детей с людьми других национальностей, культур, возрастов, пола, способностей и убеждений. Подавайте им пример восприятия различий.

3. Указывайте ребенку на то, что у него есть общего с другими. Подскажите, какие у него с окружающими есть общие страхи, мечты, чувства, волнения и радости. «Да, он другой национальности, но что он чувствует, когда его не зовут играть?», «Да, он говорит на другом языке, но что его беспокоит так же, как и тебя?

«Развитие Soft skills, как тренд современного  образования»
Источник

4. Учите проверять факты. Чтобы разрушить стереотипы, убивающие эмпатию, ребенка важно научить отметать категоричные обобщения вроде «Они ни когда…» или «Они всегда…». За этим обычно следует противопоставление «их» и «нас». Предположим, что подобным образом высказался кто-то из домашних:

5. Говорите «мы». Самолюбование вредит эмпатии, поэтому в разговоре с ребенком специально используйте «мы» вместо «они» и «я». «Что нам делать?», «Что для нас лучше?», «Давайте проголосуем и решим, что лучше для нас». Это вселяет в детей понимание, что мир не вращается вокруг «я». А также учите воспринимать другие точки зрения: «Ты думаешь так, а он иначе. И это нормально».

Эксперт по разнообразию и инклюзивности Кристофер Метцлер считает необходимым открыто обсуждать темы разнообразия в семье с раннего возраста ребенка. В противном случае дети не получают ответов на свои вопросы дома и становятся более подвержены чужому мнению.

Кроме того, очень полезно путешествовать. Оказываясь в других странах, ребенок не только расширяет кругозор, но и с детства понимает, что люди из разных культур смотрят на мир по-разному и имеют разные представления о жизни — и это вполне естественно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *