Почему так важны мягкие навыки?
Вот несколько примеров важности гибких навыков для различных профессий:
- От врача требуется владение обширным набором профессиональных навыков, особенно умением диагностировать и назначать лечение заболеваний. Но врач, не обладающий мягкими навыками эмоционального интеллекта, убедительностью и вежливостью, вряд ли будет очень высоко оценен своими пациентами, а также своим собственным руководством. В позднесоветское время и в лихие 90-е мы видели много врачей, которые, мягко говоря, не умели общаться с людьми, даже будучи профессионалами своего дела. К счастью, в настоящее время во врачебной среде очевиден прогресс в понимании важности межличностных отношений и гибких навыков.
- Продавцу, который может обладать непревзойденным и исчерпывающим знанием своего рынка, будет трудно заключать сделки и удерживать клиентов, если ему не хватает навыков межличностного общения и ведения переговоров.
- Профессионал службы поддержки клиентов с отличными организационными способностями преуспеет только в том случае, если он также сможет профессионально взаимодействовать с клиентами, а также будет иметь навыки сочувствия и слушания.
Soft skills важны не только при взаимодействии с внешними клиентами и партнерами. Они не менее важны, когда дело касается взаимодействия с коллегами. Работодатели ценят навыки межличностного общения, потому что они позволяют работникам эффективно работать в командах.
Продуктивная и здоровая рабочая среда критично зависит от навыков межличностного общения. В конце концов, рабочее место — это межличностное пространство, в котором необходимо строить и развивать отношения, необходимо обмениваться точками зрения, а иногда и разрешать конфликты.
Soft skills и 4k по-русски: что это и зачем мы учим этому детей
Учителя знают, что школа должна давать не только конкретные знания, но и развивать софт скиллс — мягкие навыки. Вот только методических пособий на эту тему по-прежнему мало. Дарья Островская, руководитель проекта «Измерение знаний», рассказала о необходимости развития мягких навыков и инструментах для их диагностики, разработанных образовательной платформой Учи.ру.
Soft skills — это набор навыков и личных качеств, которые не связаны с определенной сферой деятельности, но которые обеспечивают преимущество в работе и учебе. Мягкие навыки важны не только для сотрудников компаний, но и для школьников. Софт скиллы помогают интегрироваться в современную жизнь, адаптироваться к учебному и рабочему процессу, а также применить свои знания на практике в реальной жизни.
Hard skills могут быть частично заменены программным обеспечением, а такие навыки, как креативность и кооперация, присущи только человеку. Поэтому одна из главных задач организаций дошкольного и школьного образования в долгосрочной перспективе — формирование софт скиллов у учеников.
Во ФГОС в разделе личных качеств, которые должен развить в себе ребенок во время обучения, присутствуют такие навыки, как:
- адаптация в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- эмоционально-нравственная отзывчивость, сопереживания чувствам других;
- сотрудничество со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
Эти качества можно отнести к мягким навыкам. Но несмотря на наличие этих пунктов в государственных образовательных стандартах, литературы для учителей по развитию гибких навыков у детей крайне мало, недостаточно и подходящих заданий в учебниках. Поэтому педагогам приходится подавать информацию на свое усмотрение, искать и придумывать интересные подходы, форматы и задачи.
Например, для формирования критического мышления учителя используют работу с таблицами, диаграммами, задачи с недостаточными или избыточными условиями, чтобы научить анализировать, а не только действовать по алгоритму. Ребенок должен уметь находить нужную информацию для решения поставленной задачи.
Почему учителю сложно определить уровень владения гибкими навыками у ребёнка? У него просто нет необходимых инструментов в школе. Учителя не могут самостоятельно провести диагностику и дать рекомендации по дальнейшему развитию личностных качеств.
Навык кооперации и коммуникации развивается во время групповых занятий, когда дети учатся распределять задачи, договариваться, брать ответственность за результат и презентовать его. В таком случае важен не тип задачи, а именно групповой формат решения.
Раньше обучение детей софт скиллам зависело от личности преподавателя, методики обучения и его желания давать детям больше информации, чем предусмотрено в учебном плане. Сейчас развитию гибких навыков уделяется намного больше внимания. Поэтому появляются современные способы развития и измерения навыков.
Учи.ру разработал инструмент для диагностики soft skills у детей. Решение будет доступно в личном кабинете учителя, который сможет выдавать задания своим ученикам. После прохождения учениками теста учитель получает отчет по каждому ребенку.
Концепция 4K произошла от Давосского перечня навыков, необходимых современному сотруднику. Из десяти важных качеств были выбраны четыре ключевых навыка:
- критическое мышление;
- коммуникация;
- кооперация;
- креативность.
Чтобы оценить уровень владения мягкими навыками системы 4K, надо дать определение этим понятиям: Коммуникация — это умение понимать и доносить свою мысль. Чтобы понять, насколько этот навык развит у школьников, инструмент диагностики soft skills от Учи.ру, проверяет:
- Понимание текста.
- Понимание информации о собеседнике, считывание вербальных и невербальных знаков, определение настроения.
- Навык регуляции общения — понимание учеником того, что он хочет сказать и каким образом это выразить.
При коммуникации важен не только смысл, но и эмоции, формулировка, посыл и т. д.
Критическое мышление — навыки анализа, работа с информацией в разных видах, вывод и аргументация по полученной информации. Ученик должен уметь анализировать и простые тексты, и сложные, включающие в себя данные из нескольких источников. Для учеников основной школы важно уметь решать комбинаторные и логические задачи.
Кооперация — формирование общей цели и определение способов ее достижения, принятие взаимообязывающих ролей, умение оказывать поддержку и взаимодействовать с участниками определенной ситуации, понимание социальных норм и институтов.
Для диагностики soft skills у детей методисты Института образования НИУ ВШЭ совместно с Учи.ру разработали задания для оценивания трех мягких навыков: кооперации, коммуникации и критического мышления. Ученику необходимо выполнить несколько интерактивных задач совместно с другими персонажами. В рамках каждого задания ученик попадает в ситуацию, в которой должен решить ту или иную проблему и проявить определенные качества, присущие диагностируемому навыку.
В заданиях не будет правильного ответа, платформа принимает любой ответ ученика и делает вывод о владении каждым навыком по трем блокам. Предусмотрено три результата прохождения теста:
- развивающийся;
- базовый;
- продвинутый.
Учитель получит подробное описание уровней и рекомендации по дальнейшему развитию навыков для каждого ребенка.
Не менее важно развивать у школьника и читательскую грамотность. В понятие читательской грамотности входит не только скорость чтения, но и понимание смысла прочитанного, а также умение оценивать информацию, полученную из текста, и использовать ее для развития знаний и достижения своих целей. Именно от того, насколько развита читательская грамотность, зависит успешность овладения другими предметами. Поэтому читательскую грамотность относят к метапредметным результатам. Этот навык необходим в течение всего обучения в школе, а не на определенном предмете.
Учи.ру вместе с Институтом образования НИУ ВШЭ разрабатывает инструмент для оценки уровня читательской грамотности учеников 2–3-х классов. Инструмент содержит два интерактивных задания: с информационным текстом и с художественным. Сервисы по диагностике мягких навыков и читательской грамотности появятся в личном кабинете учителя на платформе Учи.ру в декабре 2021 года.
Чтобы узнать больше о способах развития читательской грамотности и гибких навыков у детей школьного возраста, рекомендуем посмотреть в записи круглый стол на тему «Читательская грамотность и диагностика 3К» в рамках программы на ММСО-21, который проводился платформой Учи.ру и Институтом образования НИУ ВШЭ.
Иллюстрация: shutterstock / MicroOne
В детском саду
В ДОУ ребенок впервые оказывается в большом обществе и начинает учиться в нем существовать и взаимодействовать. Многим детям этот процесс дается с трудом, но он необходим для каждого. Детям, не посещавшим детский сад, сложнее учиться в школе и влиться в коллектив.
Технологии не стоят на месте, а дети начинают осваивать их с малых лет, например, современные дошкольникиотлично справляются со смартфонами и планшетами. К 6-7 годам у детей должна быть хорошо развитая речь, логика, творческие способности, первичные навыки чтения и письма.
Воспитатели делают все возможное для развития детей дошкольного возраста, но они не могут уделить достаточное внимание каждому ребенку. Поэтому развивать софт скиллс лучше дополнительно, например, посещая частный клуб. Но технологии не стоят на месте, и сегодня посещать детские кружки и дополнительные занятия можно онлайн.
Говорим о чувствах
Первое, чему вы должны научить своего ребенка, обозначать эмоции словами. Даже самые маленькие дети нуждаются в этом. Когда вы говорите малышу: «Я знаю, тебе грустно», вы даете ему понять, что он понят и теперь он знает, как назвать то, что он испытывает.
По данным исследований, обозначение эмоции обладает успокаивающим действием на нервную систему и помогает детям быстрее восстановиться после неприятных инцидентов.
В тот момент, когда мы говорим об эмоции, подключается левая доля мозга, где находятся центры языка и логики, что помогает нам сосредоточиться и успокоиться.
Рекомендация родителям: учите детей описывать свои чувства, помогайте им подбирать правильные слова. Помните: высказанная эмоция переживается гораздо легче.
Многие родители полагают, что эмоции пройдут сами собой, но то заблуждение, которое заставляет детей думать, что злиться плохо и недопустимо. Тот, кто злиться, — гадкий. Итог: дети начинают бояться «плохих» чувств.
Не забывайте: негативные переживания проходят быстрее, если на них обращать внимание. Обсуждайте их с детьми, пытайтесь понять и осознать.
Как начать разговор с незнакомцем
Этот пошаговый алгоритм на первый взгляд кажется очень простым, но он поможет застенчивому ребенку завязать знакомства. Советы больше подойдут для школьников.
Если очень сложно, можно заранее попрактиковаться. Ничего особенного выдумывать не нужно — начни с простого «привет». Не прячь взгляд и улыбайся (эти детали очень важны) — так ты продемонстрируешь свои добрые намерения и, возможно, поднимешь собеседнику настроение.
Источник
1. Прежде чем к кому-то подойти, обрати внимание, чем этот человек занят и с кем говорит, а также насколько доброжелательно и открыто выглядит. Дружелюбные люди часто улыбаются; менее приветливые обычно спорят или смеются над другими.
2. Подойди к человеку или к компании. Если все разговаривают, стой рядом, пока не появится возможность вступить в беседу. Не перебивай и дождись паузы. Если человек на тебя посмотрит или улыбнется, то, скорее всего, он не против поговорить. Если кто-то стоит один, это лучший момент начать разговор.
3. Первым делом назови свое имя и спроси, как зовут собеседника. Здесь лучше не усложнять, скажи например: «Привет, я Макс, а тебя как зовут?» Когда собеседник назовет свое имя, обязательно повтори его: «Привет, Аня, рад познакомиться!»
Как показать свои гибкие навыки в резюме, тестах и на собеседовании
Как и в случае с квалификациями, вам следует четко выявить и описать свои гибкие навыки. В этом вам может помочь опрос людей, которые вас хорошо знают.
Далее важно полностью изучить компанию-работодателя, куда вы хотите устроиться, и определить, какие из ваших социальных навыков наиболее подходят для этой компании и должности.
После того, как вы определили мягкие навыки, которые требуются данному работодателю, подготовьтесь к тому, чтобы продемонстрировать эти навыки в опросниках, тестах, а затем рассказать о них на собеседовании. Также обязательно включите их в качестве ключевых слов в свое резюме или сопроводительное письмо.
Поскольку мягкие навыки обязательно абстрактны, вам обязательно нужно подкрепить ваши утверждения примерами того, когда вы смогли использовать их для достижения положительных результатов.
Эти примеры могут быть взяты из профессионального, личного или академического опыта. Например:
- Если вы были студентом, то у вас, вероятно, был опыт совмещения учебы и внеклассных обязанностей, а может, вы работали параллельно с учебой и смогли показать хорошие результаты и там, и там.
- Если вы ранее работали на в обслуживании клиентов, вам, возможно, приходилось использовать свои коммуникативные навыки и навыки разрешения конфликтов для решения любых жалоб.
- Самый простой и самый важный способ продемонстрировать в своем резюме свои коммуникативные навыки и внимание к деталям — это безжалостно вычитывать и устранять любые опечатки и грамматические ошибки, а также красиво писать и говорить.
- Во время собеседования продемонстрируйте свои навыки межличностного общения, проявив профессионализм, установив зрительный контакт, пожав руки, внимательно выслушав вопросы и полностью ответив на них – красиво и убедительно.
Как развить гибкие навыки?
Несмотря на то, что гибкие навыки намного сложнее освоить по сравнению со знаниями, они, безусловно, могут улучшаться с практикой. Улучшение навыков межличностного общения может быть непростым делом, поскольку для этого требуется много самоанализа, что может быть сложно, если вы этого не делали раньше.
Если вы хотите улучшить свои навыки межличностного общения или у вас есть навыки, которые вам нужно развить для работы в определенной роли, вот несколько советов, которые помогут:
- Постоянно занимайтесь самоанализом. Чтобы стать лучше, вы должны сначала честно определить, в чем заключаются ваши недостатки. Это не всегда легко. Попросите коллег, друзей или членов семьи помочь вам определить ваши истинные сильные и слабые стороны.
- Пройдите подходящее обучение. После того, как вы определили области, которые необходимо улучшить, поищите несколько онлайн-курсов, которые помогут вам развить навыки, которые будут полезны на рабочем месте.
- Наблюдайте за другими. Взгляните на других людей, которые демонстрируют навыки, которые вы хотите улучшить. Если вы с ними знакомы, попросите их совета или наставничества.
- Практикуйтесь. Все мягкие навыки улучшатся с практикой. После прохождения обучения или наставничества потренируйтесь в использовании вновь обретенных навыков с друзьями или семьей перед собеседованием. Это придаст вам уверенности в применении этих навыков на рабочем месте.
Как это развивать
1. Показывайте детям непривычное и давайте им возможности сотрудничества, чтобы те лучше узнали непохожих на них людей. Это развивает сострадание и несет эмпатическое преимущество.
2. Поощряйте общение детей с людьми других национальностей, культур, возрастов, пола, способностей и убеждений. Подавайте им пример восприятия различий.
3. Указывайте ребенку на то, что у него есть общего с другими. Подскажите, какие у него с окружающими есть общие страхи, мечты, чувства, волнения и радости. «Да, он другой национальности, но что он чувствует, когда его не зовут играть?», «Да, он говорит на другом языке, но что его беспокоит так же, как и тебя?
Источник
4. Учите проверять факты. Чтобы разрушить стереотипы, убивающие эмпатию, ребенка важно научить отметать категоричные обобщения вроде «Они ни когда…» или «Они всегда…». За этим обычно следует противопоставление «их» и «нас». Предположим, что подобным образом высказался кто-то из домашних:
5. Говорите «мы». Самолюбование вредит эмпатии, поэтому в разговоре с ребенком специально используйте «мы» вместо «они» и «я». «Что нам делать?», «Что для нас лучше?», «Давайте проголосуем и решим, что лучше для нас». Это вселяет в детей понимание, что мир не вращается вокруг «я». А также учите воспринимать другие точки зрения: «Ты думаешь так, а он иначе. И это нормально».
Эксперт по разнообразию и инклюзивности Кристофер Метцлер считает необходимым открыто обсуждать темы разнообразия в семье с раннего возраста ребенка. В противном случае дети не получают ответов на свои вопросы дома и становятся более подвержены чужому мнению.
Кроме того, очень полезно путешествовать. Оказываясь в других странах, ребенок не только расширяет кругозор, но и с детства понимает, что люди из разных культур смотрят на мир по-разному и имеют разные представления о жизни — и это вполне естественно.
Коммуникабельность
Способность общаться и строить диалог с самыми разными людьми – этому можно научиться в школе. Важным элементом этого навыка является умение адаптироваться к речевой ситуации: само собой, диалог между одноклассниками будет отличаться от разговора между учеником и учителем.
Для развития коммуникабельности подходят дискуссии между группами в классе, организация разговорных клубов, презентация проекта. Последнее задание хорошо тем, что «включает» одновременную проработку нескольких гибких навыков – это и самопрезентация, и лидерство, и позитивность, и другие.
В словаре предпринимателей и инвесторов есть слово «питчить» (от «pitch» – выставлять на продажу), то есть представлять свой проект с целью привлечь финансирование. Такой подход можно взять за основу и, трансформировав с учётом ваших собственных задач, использовать в школе.
Стандартная структура питчинга очень проста:
· Интро – представиться, назвать тему
· Кому и зачем – описание проблемы и целевой аудитории
· Что? – суть проекта
· Как? – описание решения
· Заключение – в чём польза
Держа под рукой эту памятку, можно защищать проекты по разным дисциплинам.
Коммуникативные навыки и работа в команде
С общения начинается абсолютно все. Оно необходимо во всех сферах нашей жизни: от учебы до личной жизни. Именно поэтому развивать коммуникативные навыки очень важно с раннего возраста. Мы должны научить своих детей дружить, сопереживать, договариваться, разрешать конфликты и защищать себя в случае необходимости.
Умение дружить не дается от рождения — ему нужно учиться. В этом поможет самостоятельность, умение справляться с эмоциями и эмпатия.
Психологи утверждают: детям, в семьях которых теплые и доверительные отношения, легче заводить друзей и разрешать конфликты на детской площадке. Если же родители регулярно играют со своими детьми, те, скорее всего, будут с удовольствием играть со сверстниками.
Кроме того, очень важно научить ребенка принимать чужую точку зрения и аргументировать свою, работать в команде и находить общий язык с разными людьми. Этому тоже можно научиться через дружбу.
Критическое мышление
Умение мыслить критически — еще один незаменимый навык, который помогает отстаивать свою точку зрения и не принимать все на веру. Объясните ребенку, что мыслить критически означает подвергать сомнению, проверять информацию и задавать вопросы.
Пусть ребенок с раннего возраста тренируется задавать вопросы, обсуждать разные позиции и искать консенсус. На первых порах эти умения можно оттачивать внутри семьи — с близкими. Почему это важно?
Собственное мнение не только помогает определить, что истина, а что нет, но и в долгосрочной перспективе дает шанс стать более интересным и счастливым человеком.
Еще один аспект умения критически мыслить — способность искать нужную информацию в информационном потоке. Критически мыслить не так легко, когда речь о телевидении и интернете. Если мы захотим поинтересоваться, откуда телевидение берет новости, вряд ли получим ответ.
Личностные опросники на гибкие навыки
В настоящее время личностные опросники стали даже более популярным инструментом оценки гибких навыков соискателей и действующих сотрудников. При кажущейся простоте таких опросников – от вас просто требуется выбрать ответ, который, на ваш взгляд, вас лучше описывает – они не так просты и очевидны.
Читайте больше о личностных опросниках и как их успешно пройти в наших статьях:
Личностные опросники: что это такое и в чем их сложность
OPQ32: личностный опросник от SHL, что это и какие компетенции он проверяет
Портрет идеального выпускника ВУЗа глазами работодателя (по критериям личностного опросника SHL OPQ32)
Мотивационный опросник MQ: его цели и критерии оценки
Работодатели в настоящее время уделяют огромное внимание поиску и оценка гибких навыков у соискателей. Для этого используются тесты и опросники. Кстати, если вы являетесь участником конкурса Лидеры России, то вам стоит уделить особое внимание этим тестам.
Тесты на управленческий потенциал конкурса «Лидеры России»
Как подготовиться к конкурсу Лидеры России 2021
Полуфинал и финал конкурса «Лидеры России» 2022-2022: ретест и групповые задания
Вообще, ситуационные тесты на гибкие навыки являются обязательной частью тестирования кандидатов на управленческие позиции для всех без исключения крупных компаний.
Логика
Умение логически мыслить и анализировать — важное качество, которое нужно развивать с самого раннего возраста. Именно развитая логика, способность работать с информацией и выявлять закономерности — то, что будут ценить работодатели в будущем.
Важно еще в дошкольном и младшем школьном возрасте сформировать в ребенке эти качества. Что для этого можно сделать? Развить логику, играть в шахматы и с кубиком Рубика, разгадывать головоломки и судоку, учиться прогнозировать (например, чем закончится книга) и решать логические задачки. Детей постарше, которые уже хорошо читают и умеют считать, можно познакомить с азами программирования.
Для малышей от 4 лет подойдут простые логические задачки, которые учат:
- искать общие признаки;
- знакомиться с понятием части и целого;
- определять взрослых животных и их малышей;
- решать, кто тяжелее;
- думать, кто/что быстрее;
- рассуждать: правда или вымысел;
- дополнять последовательности;
- поворачивать кубик и представлять его грань.
Задания на развитие логики можно найти, например, в тетради Kumon «Логика» из серии «Развитие мышления»
Освободи свой мозг
Первый шаг к управлению делами очень прост — освободить от них мозг. Для этого нужно выгрузить все идеи и заботы куда-то за его пределы. Это очень просто.
Твой мозг постоянно возвращается к одной теме? Она вспоминалась тебе несколько раз? Если да, то эта мысль — образчик незавершенного цикла дел, который нужно закрыть.
Запиши свою идею где угодно. Суть в одном: записав, ты выбросишь ее из головы. И поможешь мозгу поверить, что вернешься к ней позже и со всем разберешься. Это закрывает открытые вопросы, даже если дело еще не завершено.
В любой работе также важно уметь организовывать не только себя, но и других людей. Для этого необходимо развивать лидерские качества и формировать у ребенка здоровую самооценку. Все soft skills, о которых мы говорили в этой статье, помогут в этом.
По материалам книг: «Давай дружить!», «Дружелюбные», «Эмоциональный интеллект ребенка», «Как привести дела в порядок — в школе и не только», «Одна привычка в неделю для всей семьи»,
Правило двух минут
Правило двух минут гласит: если действие требует меньше двух минут, его нужно выполнить сейчас же. Избавься от него и выброси из головы! К двухминутным задачам можно отнести такие быстрые действия, как сдать домашнюю работу, ответить на сообщение и т. д.
Если не разобраться с ними сразу, они накопятся и будут тебя тормозить. Выполнение двухминутных действий — простой способ уменьшить объем работы и освободить пространство. Если ты не можешь выполнить действие за две минуты, придется отложить его на потом.
Источник
Пространственное мышление и воображение
Очень важный вид мышления, который стоит выделить отдельно. У малышей пространственное мышление развивается с помощью танцев и двигательной активности. Сначала у ребят формируется крупная моторика и позднее — мелкая.
Неспособность ориентироваться в пространстве — проблема многих детей. Как тренировать? Играйте с детьми в разнообразные пространственные игры — «найди предмет по инструкции» (по указаниям — «левее, направо, выше…»). Давайте им поручения, связанные с освоением пространства (принеси предмет, он лежит вот там — «на второй полке», «за», «перед», «около» и т.д.). Занимайтесь физкультурой и подвижными играми на улице и дома, например, с мячом.
Быстро развить пространственное мышление и мелкую моторику у дошкольников поможет тетрадь «Kumon. Развитие мышления. Пространственное мышление», а также все тетради и книги с лабиринтами.
Ситуационный тест на гибкие навыки
В примере ситуационного теста ниже оцениваются коммуникативные навыки – одни из ключевых soft skills.
Как вы можете видеть, каждый ответ по-своему эффективен в достижении бизнес-результата. Но то, как информация доводится до команды, сильно различается.
Больше о ситуационных тестах на все гибкие навыки вы сможете узнать в наших специальных статьях:
Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют
Тесты и ассесменты для менеджеров по продажам
Психологические тесты для руководителей
Психометрическое тестирование для специалистов колл-центров и службы поддержки
Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению
Умение концентрироваться и внимательность
Это базовый навык, на котором строятся все остальные.
Сегодня вокруг нас очень много информации. Мы глотаем ее, не глядя. И дети повторяют за нами. Между тем, жизнь в постоянном информационном шуме вредит развитию ребенка.
Чтобы запоминать новое, необходимо для начала развить способность концентрироваться и сохранять внимание. Без этого невозможно учиться и достигать успехов.
Для развития этого навыка можно использовать самые разные упражнения, например, проводить минуты тишины (ребенку предлагают на минуту сосредоточиться на определенном предмете), искать в комнате предметы определенного цвета (формы), искать в тексте слова, которые начинаются на определенную букву и т.д.
Бинго Аки разработал тетради «KUMON. Найди пару», которые также в игровой форме позволяют детям развивать познавательные способности и концентрацию внимания. В них предлагается искать для каждого предмета пару.
Умение мыслить творчески
Если человек умеет мыслить нестандартно, а также подстраиваться под изменчивые условия, он может максимально продуктивно разрешать вопросы абсолютно любой сложности, генерировать новое и находить положительные стороны даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. Именно поэтому творческие способности нужно развивать с детства.
В повседневной жизни абсолютно все — приготовление еды или, например, игры — может быть наполнено творчеством.
Существует множество способов, с помощью которых мы, родители, можем добавить искусство в нашу жизнь. Самые очевидные из них — рисование, лепка, развитие речи, словотворчество, сочинение сказок и многое другое. Также вы можете развивать творческие способности с помощью научных экспериментов, прогулок, приготовления еды, ролевых игр.
При правильном подходе творческим упражнением может стать все что угодно. Нужно только отвести место для занятий, положить туда необходимые материалы и инструменты и предложить ребенку новые игры. Вы можете вводить творчество в жизнь вашей семьи постепенно или же в один прекрасный день устроить настоящую революцию. Неважно, как вы это сделаете. Главное, что результат будет впечатляющим.
Скука — отличный повод для творчества. Постарайтесь не давить слишком сильно, заполняя свободное время ребенка
Эмоциональный интеллект
Первой ласточкой в этом направлении, после которой об эмоциональном интеллекте заговорили все, стала работа журналиста Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект: Почему он значит больше, чем IQ», опубликованная ещё в девяностые годы. В этой статье (прочитать основные моменты (на английском) можно здесь) автор, используя разработки учёных из области антропологии и эмоций, говорит о том, что образование, вклад семьи и окружения в успешность, безусловно, важны, но ещё более важным элементом является умение управлять своими эмоциями и осознавать чувства других людей.
Эмоциональный интеллект состоит из четырёх категорий:
1. Умение общаться с другими людьми, работать в команде и/или возглавлять её.
2. Эмпатия вне зависимости от того, является человек интровертом или экстравертом.
3. Знание своих сильных и слабых сторон.
4. Умение управлять своими эмоциями.
Навыки управления своим эмоциональным интеллектом влияют на работу человека с другими членами группы (например, вместе с одноклассниками готовить какой-либо проект), мотивацию и самоконтроль. Снова – комплекс определённых навыков.
Для развития эмоционального интеллекта можно предложить несколько шагов, самые очевидные из которых – ставить себя на место другого человека (Ваня поступил так, потому что обиделся, когда его вклад в работу не оценили) и называть свои и чужие эмоции (Я чувствую обиду, потому что меня не спросили, хочу ли я заниматься этим, а просто поставили перед фактом).