Тренировки футболистов – комплекс упражнений и планы

Тренировка для детей 5-7 лет

Сегодня многие отдают детей в спортивную секцию в 5-6 лет, однако 7-летние тоже тренируются по программе этой возрастной группы.

ТЕХНИКАВ общем развитии футболиста, делается ударение на приобретение навыков или техники игры. Речь идет о том, как развивать эти специфические навыки в игровой развлекательной манере.

Дети в возрасте от 6 до 10 лет не могут рассматриваться как мини – профессионалы. Учеба должна захватить и увлечь детей. Надо обратить большое внимание на их физиологические особенности и на то, что период устойчивого внимания у них очень короткий. Активные упражнения должны быть короткими, разнообразными, со множеством небольших передышек.

На ранней ступени развития мы должны заняться улучшением основных двигательных навыков (например, бег по беговой дорожке, прыжки, повороты, перекаты, тренировки на велотренажере, с петлями, жонглирование, шпагат и т.д.). Все эти движения являются основными элементами футбола. Задача – использовать все свое воображение для создания серии забавных и увлекательных упражнений, связанных с футболом.

Чтобы удержать стойкий интерес воспитанников к игре, чтобы они приходили вам снова и снова, нужно использовать игровую обстановку во время тренировки.

Игровые ситуации относятся к тем видам детской активности, в которые они включаются сами, по собственному желанию, это не обязательно должна быть игра в футбол. Подумайте об играх, которые вам нравились в детстве. Подумайте о двигательной активности, которая делала вас счастливыми.

Эта часть души должна преобладать в нас во время тренировки и игры.Следующие игры и упражнения как раз включают в себя веселые моменты, двигательную активность, направлены на координацию движений, развитие силы и решимости действовать, а значит, на выработку умений играть в футбол.

Гибкие материалы:  Определение понятия связей и их классификация в механике

ДРИБЛИНГ (ВЕДЕНИЕ МЯЧА)

Упражнение 1ВЕДЕНИЕ МЯЧА С УСКОРЕНИЕМ. Медленное ведение мяча 15 метров. Спринт – 15 метров с ведением мяча.

Упражнение 2ВЕДЕНИЕ МЯЧА С ОСТАНОВКОЙ. Игроки ведут мяч, как и куда хочется в свободном пространстве. На команду тренера: «Старт!» игроки начинают ведение мяча. На команду «Стоп!» должны остановиться вместе с мячом.

Упражнение 3КТО ЛИШНИЙ? (обмен мячами). Игроки ведут мяч в ограниченном стойками пространстве, пока тренер не скомандует: «Меняемся!». В этот момент надо остановить свой мяч и постараться завладеть мячом напарника. Чтобы это упражнение было более интересным, после каждой команды выбрасывайте по мячу. Таким образом, дети вынуждены все время быть на чеку и двигаться быстрее.

Упражнение 4ИГРА В НОМЕРА, Игроки водятся на ограниченной стойками площадке, пока тренер не выкрикивает цифру (например, 2,3,4, и т.д.). При этой команде игроки бросают свой мяч и образуют группу из такого же количества людей, какая цифра названа.

УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕДАЧУ МЯЧА

Упражнение 1БЫСТРАЯ ПЕРЕДАЧА. Попросите игроков делать как можно больше передач во время движения с мячом по ограниченной площадке. Установите лимит времени и повторите. Выполняйте в парах.

Упражнение 2ФУТБОЛЬНЫЙ ГОЛЬФ. Проложите курс стойками (кеглями) и попросите игроков подсчитать количество передач, которое потребуется, чтобы пройти весь маршрут, поразив каждую мишень (кегли, стойки) последовательно.

Упражнение 3ДВОЕ ПРОТИВ ОДНОГО. Два игрока передают друг другу мяч, перемещаясь вокруг третьего любым понравившимся способом, третий им мешает. Меняйте центрального игрока.

Упражнение 4ТРЕНИРОВКА У СТЕНЫ. Разверните детей вдоль стены. Пусть подают мяч на стену и принимают отскочивший мяч.

КАК ЗАБИТЬ ГОЛ

Упражнение 1ИГРОК-НАПАДАЮЩИЙ. Игроки поочередно играют роль нападающего и вратаря. Голы забиваются с расстояния 10 метров.

Упражнение 2ГОЛ В ВОРОТА. Сделайте несколько маленьких ворот. С обеих сторон ворот поставьте по два нападающих на расстоянии 5 м от ворот, а в ворота поставьте вратаря. В течение минуты нужно забить как можно больше голов. Меняйте вратарей, считайте голы.

Упражнение 3ДВОЕ С КАЖДОЙ СТОРОНЫ. Ворота ставятся посреди поля. Спиной друг к другу с обеих сторон ворот стоят два вратаря. Перед ними по два нападающих. Пробивайте туда и обратно. Второй нападающий позволяет разнообразить удары, которые должен взять вратарь. Добивайтесь, чтобы вратарь брал любой тип удара.

Упражнение 4МИНИ-ФУТБОЛ. На маленьком поле, примерно 20 на 15, играют трое на трое. Скученность ведет к голевой ситуации. Проводится серия коротких игр. За каждыми воротами держите запас мячей, чтобы не задерживать игру.

ПРИЕМ МЯЧА

Упражнение 1Начните с того, что подавайте руками мяч на различные тренируемые части тела. Следует делать это в движении. Как только дети научаться принимать мяч, можно начинать усложнять упражнения (время, скорость, соперники, пространство). Следующие упражнения помогут развивать жесткое касание, необходимое для контроля мяча.

Упражнение 2СОЛО ДЛЯ ОДНОГО. Попросите детей подбросить мяч вверх и принять его той частью тела, которую вы назовете.

Упражнение 3В ПАРАХ. Работая в парах, мяч подают рукой к ноге, бедру, груди друг друга, меняясь.

Упражнение 4ВТРОЕМ. Поставьте одного игрока в центре между двумя другими. Первый игрок подает мяч на один из участков тела второго (бедро, грудь, ступня), который принимает мяч и предает его третьему этой частью тела. Повторяйте туда и обратно.

УДАРЫ ГОЛОВОЙ

Упражнение 1В ПАРАХ. Один из игроков держит мяч на вытянутой руке на уровне головы своего партнера. Попросите того, кто будет бить головой, прогнуться назад, резко наклониться вперед и толкнуть мяч лбом. Поменяйтесь ролями.

Упражнение 2ПЯТЕРКИ. Группа из пяти человек по очереди подает мяч, принимает его головой, отбивает его и ловит, двигаясь по кругу (круговая тренировка). Надо стараться не уронить мяч.

Упражнение 3ПОДАЙ ПАРТНЕРУ. Один игрок подает мяч партнеру руками на голову, а тот пробивает его в маленькие ворота с вратарем. Вратарь ловит мяч и отдает его подающему. Держите ритм игры и ведите счет попаданиям.

Упражнение 4ДВИЖУЩИЕСЯ ГОЛОВЫ. Половина игроков стоит в кругу, у каждого игрока мяч. Они будут стоять и подавать мячи. Другая половина, то вбегая в круг, то выбегая из него, отбивает мяч головой подающему.

ВРАТАРСКОЕ МАСТЕРСТВО

Упражнение 1ВРАТАРСКАЯ СТОЙКА. Начинать следует с обучения вратарской стойке – положению, которое юный вратарь должен принять в момент отражения удара, как во время игры, так и во время тренировки. Под правильной стойкой подразумевается передвижение за мячом, т.е. опора на переднюю часть ступни, Удобно прогнуться в коленях и в поясе, держа руки поднятыми и наготове.

ПОЛОЖЕНИЕ РУК. Дальше надо показать положение рук для принятия как низких, так и высоких мячей. В обоих случаях руки должны образовывать гибкое сочетание, которое охватывает обратную (ближайшую к воротам) сторону мяча.

Упражнение 2НИЗКИЕ МЯЧИ. Положение рук для приема низких мячей напоминает букву «М» – кончики пальцев опущены вниз, а ладони смотрят вперед.ВЫСОКИЕ МЯЧИ. Для приема высоких мячей, руки находятся в положении перевернутой буквы «М», кончики пальцев указывают вверх, ладони раскрыты вперед.

ОТБИВАЕМ МЯЧИ. Перед тем, как начать отрабатывать способы отбивания мяча, следует подчеркнуть еще и еще раз важность пребывания вратаря в постоянной готовности двигаться в направлении удара. У хорошего вратаря трудная защита выглядит как обычное дело: он предвосхищает любое движение мяча.

Тренировка для детей 8-12 лет

Дети к 9-10- годам отлично раскрываются в футболе, поэтому для них разработаны специальные упражнения, которые актуальны полностью для этой возрастной группы.

Основной формой организации обучения и тренировки футболистов является учебно-тренировочное занятие (тренировка). При этом занятие может быть как групповым, так и индивидуальным.

https://www.youtube.com/watch?v=n6c2rT7ehaA

Важным условием прочного усвоения учебного материала является правильно построенное тренировочное занятие. Если на первом этапе, в основном, проводятся комплексные тренировки, то на этом этапе все большее значение имеет специализированные.

Специализированная тренировка более узка по содержанию, но целенаправленнее. Проводится чаще всего тогда, когда трудно организовать или когда методически нецелесообразно объединять физическую, техническую и тактическую подготовку, а также в случаях, когда необходимо целенаправленное воздействие на отдельные функциональные системы, создавая функциональный коридор.

Специализированное занятие может носить чисто теоретический характер и проводиться в форме лекции, беседы, показа кинофильмов либо конокольцовок, в вопросно-ответной форме.

Примерный план (структура) тренировочного занятия

Подготовительная часть.

Цель: Организация и подготовка занимающихся к последующей деятельности.

Задачи: 1. Организация группы для занятия, мобилизация внимания, регулирование эмоциональным состоянием занимающихся.

  1. Подготовка двигательного аппарата, нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма к повышенной деятельности.

Средства: построение, ходьба различными способами с изменением темпа в сочетании с движениями руками и туловищем, умеренный бег, бег с ускорением, прыжками, упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения, подвижные игры.

Продолжительность: 10—20% общего времени занятия.

Методические указания. В начале занятия необходимо коротко и ясно объяснить его задачи: это повышает сознательность и активность занимающихся. Содержание первой части должно находиться в тесной связи с направленностью основной его части.

Чтобы занятие было более эффективно, в подготовительной части необходимо проводить упражнения без больших пауз; чередовать их так, чтобы воздействовать на различные группы мышц, менять характер выполнения (упражнения, направленные на развитие силы, — с упражнениями на растягивание и расслабление; упражнения медленные и плавные — с упражнениями быстрыми), амплитуду.

Подготовительная часть тренировки решает 2 задачи: разогревание и настройка.

Разогревание — способствует раскрытию кровеносных капилляров обслуживающих мышечную массу.

  1. Понижается вязкость мышц.
  2. Повышается температура тела и вместе с этим повышается возбудимость дыхательного центра. Повышается нервно-рефлекторная связь с мышцами.

Есть мнение, что разогревание должно протекать до потоотделения. Начинаем с упражнений, которые охватывают мелкие группы мышц, а затем и крупные. Используем упражнения умеренной мощности, не продолжительные.

Настройка — решает задачу нервно-координационной настройки (повышая тонус ЦНС), психологической подготовки на предстоящую деятельность, увеличивает обменные процессы.

Общая продолжительность разминки — 10—15 мин.

Чем выше уровень мастерства, тем продолжительнее разминка.

Основной ориентир времени разминки — температура окружающей среды:

8 = разминка 12—13 мин.,

10 = разминка 9 мин.,

14 = разминка 6 мин.,

16 = разминка 5 мин.

Основная часть:

Цель: обучение специальным знаниям; освоение двигательных умений; развитие физических качеств.

Задачи: 1. Повышение уровня физического развития и подготовленности занимающихся.

  1. Воспитание моральных и волевых качеств, подготовка организма к повышенным напряжениям.
  2. Овладение техникой и тактикой игры.

Средства тренировки: упражнения по технике и тактике игры. Упражнения для работы над физическими качествами.

Продолжительность: 70—80% времени, отведенного на занятие.

Методические указания. Продолжительность и построение этой части занятия зависят от её задач, подготовленности занимающихся, условий проведения занятия.

Основная часть может состоять из двух разделов:

  1. Изучение и совершенствование техники и тактики игры с помощью специальных упражнений. Развитие физических качеств.
  2. Закрепление изучаемого материала в двусторонних играх.

https://www.youtube.com/watch?v=I3pez0nEFT4

Однако отдельные занятия можно строить и на основе одного из этих разделов.

Заключительная.

Цель: Завершение занятия.

Задачи: 1. Создание условий для более быстрого протекания процессов восстановления. Совершенствование технических приемов в условиях утомления.

  1. Подготовка к последующей деятельности (после занятия).
  2. Подведение итогов занятия.

Заключительная часть — главная задача — восстановление. Если сразу остановиться, то мы способствуем закрытию капилляров и тем самым прекращаем доступ кислорода к работавшим и закислившимся мышцам. Пульс должен быть не выше 130 ударов в минуту.

Можно проводить и подчистку какого-либо элемента. Если в основной части была большая нагрузка» то подвижные игры в заключительной части давать нельзя. Если была монотонная работа — можно.

Средства: медленная ходьба и бег, строевые упражнения и упражнения на внимание и расслабление, упражнения в отдельных приёмах игры, разбор ошибок и замечаний по занятию.

Продолжительность: 5—10% общего времени занятия.

Методические указания. В этой части используют упражнения средней и малой интенсивности, несложные по координации и известные занимающимся. Назначение подобных упражнений — снизить нагрузку и привести организм в относительно спокойное состояние. Важно снять эмоциональное напряжение. Координационные тренировки помогут в выполнении всего этого.

Если в течение дня проводится несколько занятий, то одно из них называем основным. Оно отличается от других тем, что оно более длительное, с большей плотностью, более длителен процесс восстановления.

Проведение развивающей скоростной-силовой тренировки после развивающей выносливости нецелесообразно, т.к. ведет к нарушениям в сердечной мышце.

Все более возрастающее значение начинают приобретать используемые упражнения.

В практике применяются как общеподготовительные упражнения, так и специально-подготовительные.

Общеподготовительные упражнения — служат для общей подготовки вообще и могут быть приближенными по своим особенностям к виду спорта, но могут быть и существенно отличными от него.

Должны подбираться по принципу положительного переноса, ибо одно и тоже упражнение неправильно дозированное несёт отрицательный эффект.

Специально-подготовительные упражнения: включают элементы соревновательных действий, их варианты, а также движения и действия существенно сходные с ними по форме и характеру проявляемых способностей. Они нужны для развития специально необходимых качеств (физических, технических, двигательных и т.д.), В этих упражнениях можно моделировать игровую деятельность.

  • Упражнения, которые помогают разучивать технический прием — подводящие.
  • Упражнения, направленные на развитие определенных качеств — развивающие.

Различные перемещения без мяча являются также специально-подготовительными упражнениями.

Объем специальных подготовительных упражнений превышает объем соревновательных упражнений во много раз.

Тренировка футболистов после травмы

План тренировок по футболу для детей и для взрослых после травмы примерно одинаковый.

1 день.

Вечер. Проводит тренер по ОФП.

Программа нагрузки: 40 минут бега в среднем темпе – зона 132-145 10-минутное ускорение в зоне 145-155.

Общее время 50 минут.

Международный термин тренировки – А.

2 день. Утро.

Проводит тренер по ОФП.

Программа нагрузки: 40 минут бега в среднем темпе – зона 132-145 10-минутное ускорение в зоне 145-155. Общее время 50 минут.

Международный термин тренировки – А.

Плюс 30 минут работа с мячом. Общее время 1 час 20 минут.

3 день. Утро.

Проводит тренер по ОФП.

Программа нагрузки: 20 минут бега в среднем темпе – зона 132-145 10-минутное ускорение в зоне 145-155 30 минут бега в медленном темпе – зона 132-145.

Общее время 60 минут.

Международный термин тренировки – В.

4 день. Утро.

Проводит тренер по ОФП.

Программа нагрузки: 40 минут работа с мячом тренировка С: 35 минут бега в среднем темпе – зона 132-145 5-минутное ускорение в зоне 155-170 10 минут бега в медленном темпе – зона132-145.

Международный термин тренировки – С.

Общее время 40 50 минут – 1 час 30 минут.

5 день. Утро.

Проводят: Главный тренер, тренер по ОФП.

Командная тренировка  40 минут работа с мячом.

6 день. Утро.

Проводят: Главный тренер, тренер по ОФП.

Программа нагрузки:

Командная тренировка  тренировка Е:

20 минут бега в среднем темпе – зона 132-145 4 отрезка – «минутное ускорение» с промежуточным восстановлением до 145 уд./мин. 20 минут бега в медленном темпе – зона132-145.

Международный термин тренировки – Е (20 6 20=46 минут).

7 день. Утро.

Проводят: Главный тренер, тренер по ОФП.

Программа нагрузки:

Командная тренировка  тренировка R:

Восстановительная тренировка. Нагрузка с пульсом до 105 9пульсовые зоны тренировки). Продолжительность 30 минут. Плавание.

Международный термин тренировки – R.

Вечер.

Проводит тренер по ОФП.

Программа нагрузки: 40 минут бега в среднем темпе – зона 132-145 10-минутное ускорение в зоне 145-155. Общее время 50 минут.

Международный термин тренировки – А.

8 день. Утро.

Проводят: Главный тренер, тренер по ОФП.

Программа нагрузки:

Командная тренировка  тренировка Е:

20 минут бега в среднем темпе – зона 132-145 4 отрезка – «минутное ускорение» с промежуточным восстановлением до 145 уд./мин. 20 минут бега в медленном темпе – зона132-145.

Международный термин тренировки – Е (20 6 20=46 минут).

9 день. Утро.

Проводит тренер по ОФП.

Программа нагрузки:

60 минут работа с мячом тренировка D:

30 минут бег в среднем темпе в зоне 155-170 30 минут бега в медленном темпе, зона 132-145.

10 день.

Утро. Самостоятельно. Regeneration training.

Программа нагрузки: Тренировка R:

Восстановительная тренировка. Нагрузка с пульсом до 105. Продолжительность 30 минут. Плавание.

Международный термин тренировки – R.

Вечер.

Самостоятельно. Regeneration training.

Программа нагрузки: Тренировка R:

Восстановительная тренировка. Нагрузка с пульсом до 105. Продолжительность 30 минут. Плавание.

Международный термин тренировки – R.

11 день. Утро.

Проводят: Главный тренер, тренер по ОФП.

Программа нагрузки:

Командная тренировка  тренировка Е:

20 минут бега в среднем темпе – зона 132-145 4 отрезка – «минутное ускорение» с промежуточным восстановлением до 145 уд./мин. 20 минут бега в медленном темпе – зона132-145.

Международный термин тренировки – Е.

12 день. Утро.

Проводит Главный тренер.

Программа нагрузки: Командная тренировка.

13 день. Утро.

Проводит Главный тренер.

Программа нагрузки: Командная тренировка.

14 день. Утро.

Проводит Главный тренер.

Программа нагрузки: Командная тренировка.

15 день. Выходной. Дополнительная консультация с клиникой спортивной медицины и реабилитации.

В данном случае очень важны индивидуальные тренировки. Хотя, персональные тренировки с тренером со здоровыми спортсменами тоже необходимы для того, чтобы они максимально раскрылись для игры.

Тренировки вратарей

Тренировки вратаря и остальных членов команды имеют существенные отличия. В профессиональных командах этой работой заняты тренеры со стажем, бывшие голкиперы. Но если такого человека в команде нет, то во время тренировок особое внимание уделяют:

  • Игровой практике, без которой техника игры вратаря в футболе будет снижаться. Специалисты не рекомендуют, чтобы в команде было много голкиперов.
  • Умению вратаря ловить мячи. Солидная часть тренировочного процесса уходит именно на обучение базовой технике этого приема. Ведь ловля мяча в футболе – главная задача вратаря.
  • Технике отбивания мячей.
  • При подготовке голкипера важный момент – правильная выброска мяча. Если у вратаря не получается выбивание ногой, он берет мяч руками и выбрасывает его в игру.

Комплексы разминки следует чередовать. Количество повторений—10—12. Прыжки через скакалку и имитация прыжков — 1—1,5 мин.

  1. Беговые упражнения:

а) бег с высоким подниманием бедра — 10—15 м;

б) семенящий бег—10 м,

в) сочетание упражнений «а» и «б» — 15—20 м;

г) ускорения на Юме переходом на семенящий бег (в том числе с утяжелителями для тренировки);

д) старты — 10—15 м;

е) старты из различных положений с подбором мяча — 10—15 м.

  1. Прыжковые упражнения:

а) прыжки на одной ноге с подтягиванием колена к груди;

б) прыжки поочередно на одной ноге в стороны-вперед;

в) многоскоки (3, 5, 7);

г) прыжок с шага вверх.

  1. Акробатические упражнения:

а) кувырок вперед;

б) кувырок вперед, рывок и подбор мяча;

в) кувырок через барьер для тренировок, рывок с приемом верхового мяча;

г) старт на 5 м, падение в сторону, быстро встать и с шага прыгнуть за верховым мячом.

  1. Подводящие упражнения, направленные на совершенствование техники приема мяча:

а) прием низового мяча;

б) прием низового мяча с шагом в сторону;

в) по указанию тренера падения и броски за мячом;

г) освоение «стелющегося» броска за мячом;

д) упражнения на развитие силы броска на дальность и точность при помощи набивного мяча весом 3—4 кг;

е) совершенствование техники приема мяча на уровне груди, живота и верхового мяча, укрепление силы верхнего плечевого сустава и силы пальцев рук при помощи набивного мяча весом 3 кг.

Разминка вратаря перед тренировкой в подготовительном периоде (на футбольном поле)

  1. Легкий бег на 600—800 м с имитацией приема мячей (низового, на уровне живота, груди, выше головы).
  2. Гимнастические упражнения (комплексы 1 и 2 в условиях зала).

Беговые упражнения:

а) ускорения на 10 м с переходом на семенящий бег;

б) старты из ворот из различных положений (сидя, лежа) на расстояние 5, 10, 15 м с подбором мяча, лежащего в разных точках штрафной площади;

в) старты из ворот на расстояние 10—15 м с имитацией падения в ноги.

  1. Подводящие упражнения, направленные на совершенствование техники приема мяча:

а) прием низового мяча;

б) прием низового мяча с шагом в сторону;

в) прием мяча после удара ногой на расстоянии 4— 5 м;

г) прием мяча после броска одной рукой на расстоянии 4—5 м;

д) удары ногой друг другу на расстоянии 35—45 м;

е) бросок мяча одной рукой друг другу на расстоянии 35—40 м.

  1. Тренировка в воротах:

а) перехват или отбивание мяча одним кулаком при навесных передачах с флангов без сопротивления и с сопротивлением;

б) перехват прострельного низового мяча в падении, в броске;

в) прием различных мячей, посланных партнерами из-за штрафной и в штрафной площади;

г) прием 11-метровых ударов (пенальти).

Разминка вратаря перед соревнованием (в раздевалке)

  1. Бег на месте в спортивной одежде вратаря, без бутс, в носках — 2—2,5 мин.
  2. Гимнастические упражнения: для верхнего плечевого, поясничного поясов, упражнения на растягивание задних мышц бедра; прыжки с места вверх, легкий бег, надевание бутс.
  3. Разминка — тренировка в воротах (на поле).

Разнообразный характер тренировочных упражнений на подготовительном этапе ведет к достижению всесторонней физической готовности спортсмена, служащей фундаментом для дальнейшего совершенствования техники и тактики игры. Все это создает необходимые условия для перехода к специализированной тренировке следующего этапа.

Специально-подготовительный этап начинается с момента приезда футбольной команды на весенний тренировочный сбор и заканчивается последней тренировкой перед первой календарной игрой.

Следует учитывать, что, несмотря на большую учебно-тренировочную работу, проведенную в зимних условиях в зале, этап весенней подготовки является самым большим по объему и интенсивности физических нагрузок. Тренировка тренировок зимой проводится немного иначе.

На этом этапе тренерскому составу приходится решать много вопросов по подготовке игроков, звеньев и команды в целом. К сожалению, достаточного внимания подготовке вратаря, как правило, не уделяется. С учетом опыта тренировок ведущих команд на весенних тренировочных сборах, предлагаются следующие рекомендации по тренировке вратаря.

Первые тренировки по футболу специально-тренировочного этапа обычно проводится одна товарищеская игра в недельном цикле, постепенно частота таких игровых тренировок приближается к ритму календарных игр.

Занятия желательно проводить три раза в день, время и содержание тренировок рекомендуется распределять в следующей последовательности.

Утреннее занятие

  1. Разминка — ходьба, бег, общеразвивающие упражнения на гибкость— 10 мин.
  2. Упражнения для развития скорости—15 мин.:

а) бег с высоким подниманием бедра;

б) семенящий беги ускорения;

в) старты из различных положений (лежа, сидя);

г) старты на 5, 10, 15 м с подбором мяча.

  1. Упражнения для развития силы—10 мин.:

а) выбрасывание набивного мяча (3 кг) одной рукой из-за плеча на дальность;

б) хождение на руках (ноги поддерживает партнер);

в) приседания с партнером, сидящим на плечах;

г) сжимание теннисного мяча (поочередно каждой рукой).

  1. Прыжковые упражнения — 15 мин.:

а) прыжки с места в длину;

б) прыжки на одной ноге поочередно с подтягиванием колена к груди; прыжки с места, с шага, с разбега.

  1. Упражнения с мячом, отработка ударов— 10 мин.: выбрасывание мяча одной рукой, тренировка удара по мячу ногой с рук поочередно друг другу в парах, тройках (вратари располагаются на расстоянии 6—8 м).
  2. Легкий бег и ходьба, упражнения на расслабление.

Дневное занятие

Дневная тренировка команды и вратарей проводится в течение 90 мин. После разминки, выполняемой всей командой, игроки под руководством тренеров приступают к выполнению специальных упражнений, а вратари отрабатывают упражнения по совершенствованию физических и технических качеств.

Когда игроки по указанию тренера приступают к отработке определенных технико-тактических задач с завершающими ударами по воротам, для вратаря наступает самая ответственная часть дневной тренировки, требующая мобилизации всех двигательных качеств для приема мячей.

Такая структура занятия должна сохраняться в течение всего периода специально-подготовительного этапа. В зависимости от плана дневного занятия упражнения выполняются полностью или частично.

Для анализа результатов учебно-тренировочных занятий проводят двусторонние и товарищеские игры, где одновременно наигрывают отдельные тактические комбинации звеньев, взаимодействия вратаря со своими защитниками при различных выходах из ворот, с полузащитниками и нападающими при введении мяча в игру.

В течение сбора проводится 5—6 товарищеских игр. Чтобы к ним подготовиться, вратарь должен выполнить интенсивную тренировку в воротах, совершенствуя различные приемы мяча, падения и броски, отрабатывая быстроту реакции. В недельном цикле таких тренировок две-три, причем последняя тренировка в воротах должна проходить за два дня до начала соревнования.

Вечернее занятие

Большое значение на сборе придается вечерним тренировкам команды. Они проводятся в форме двусторонних игр, товарищеских матчей, технико-тактических занятий.

На вечерних занятиях тренеры большое внимание уделяют как действиям атакующих игроков при взятии ворот, так и действиям вратаря для совершенствования его технико-тактических навыков. Поэтому вечернюю тренировку рекомендуется проводить по следующему плану.

Подготовительная часть (30 мин.)

Разминка—ходьба, бег, общеразвивающие упражнения с акцентом на развитие гибкости — 15 мин.

Упражнения на технику приема мяча: выбрасывание мяча одной рукой, ударом ноги, с рук поочередно друг другу в парах, тройках (вратари располагаются на расстоянии 6—8 м) — 15 мин.

Основная часть (50—60 мин.)

Тренировка в воротах в три мяча (игроки выполняют удары поочередно в спокойном темпе) — 10 мин,

Тренировка в воротах в три мяча (игроки выполняют удары из различных положений поочередно в быстром темпе) —15 мин.

Тренировка в воротах в один мяч с продвижением игроков при передачах с середины футбольного поля с тренировкой завершающего удара — 15 мин.

Тренировка в воротах в три мяча (игроки выполняют удары из различных положений поочередно в быстром темпе) — 15 мин.

Заключительная часть

Ходьба, бег, упражнения на расслабление — 5 мин.

Чтобы тренировка в воротах проходила более успешно, вратарь должен проявлять заботу о своем «рабочем месте», заранее готовить площадь ворот, которая всегда должна быть ровной и мягкой. Подготовка своего «рабочего места» воспитывает у вратаря трудолюбие и чувство ответственности перед коллективом. Говоря об этом, нельзя не сказать и об одежде вратаря.

Своим аккуратным внешним видом вратарь сразу завоевывает симпатии зрителей, но дело не только в этом. Удобная, хорошо подогнанная форма вратаря избавляет от ссадин и ушибов при неожиданных столкновениях с противником, при падениях и бросках за мячом.

Если одежда вратаря всегда в образцовом порядке, то это в известной мере является выражением характера спортсмена, его моральных и эстетических качеств.

Важное место в подготовке команды имеет медицинское обеспечение. Тренер и врач команды в течение специально-подготовительного этапа, когда идут двух-трехразовые тренировки в день, обязаны осуществлять медицинский контроль за состоянием организма всех игроков команды.

Рекомендации по тренировке вратарей на специально-подготовительном этапе будут также полезны и в течение всего футбольного сезона в тех случаях, когда вратарь потерял спортивную форму из-за болезни или травмы.

Тренировки для защитников

Открытые тренировки очень помогают, если верить большинству книг про тренировки по футболу. В частности, стоит почитать Зеленцова и Лобановского о моделировании тренировки в футболе.

Происходит не только отработка техники, но и есть возможность увидеть лучших игроков во время выполнения комплекса упражнений для совершенствования технических приемов футбола. Упражнения на развитие техники очень важны для понимания той или иной расстановки.

Стоит рассмотреть 10 лучших упражнений для футбола для защитников.

Основная последовательность:

Первый нападающий из команды «А» атакует двое ворот сразу. Если он не сможет обвести двух защитников, он может в любое время отдать мяч своему партнеру, ждущему за контрольной линией, чтобы он продолжил атаку. Если защитники отнимут мяч, они могут заработать очко, проведя его за контрольную линию.

Для защитников:

Старайтесь избежать фланговых атак. Если нападающий атакует в центре, старайтесь встретить его так, чтобы партнер прикрывал вас сзади.

Основная последовательность:

Два игрока из команды «А» защищают свои ворота от трех игроков из команды «Б»; если они выигрывают мяч, они могут атаковать двое ворот на противоположной стороне. Пока одна группа играет, другая отдыхает.

Для защитников:

Игрок с мячом должен быть атакован и остановлен.

Свободный защитник пытается пресечь попытки атакующего забежать или дать пас в зону находящуюся возле ворот.

Основная последовательность:

Трое из атакующих назначены на одну из половин, и не могут покидать ее. А все четверо защитников могут следовать за мячом свободно, и пересекать центральную линию, чтобы создавать ситуацию 4 на 3. Если команда «А» выигрывает мяч, они могут заработать очко проведя его через контрольную линию.

Для защитников:

Все защитники должны следовать за мячом. Вратарь играет на выходе и перехватывает мяч как «чистильщик». Задача защитников пресечь любую возможность удара по воротам.

1 на 1 защитник против нападающего

Основная последовательность:

Первый игрок из команды «А» дает пас своему оппоненту из команды «Б», и тут же бежит защищать ворота 1. Игрок «Б» пытается забить гол ворота 1, но если игрок «А» выиграет мяч он может атаковать ворота 2.

Для защитников:

Жесткий прессинг оппонента, быстрое сокращение расстояния до противника. Постарайтесь «вытолкнуть» оппонента ближе к бровке поля. Встречайте противника в том направлении в каком он хочет провести мяч.

Основная последовательность:

Атакующий делает длинную передачу «дополнительному» игроку и пытается убежать от своего оппонента, открыться для получения мяча. Если нападающий получает пас то он пробует забить гол. Если защитник выиграет мяч, то он может заработать очко проведя его через линию на которой стоит «дополнительный» игрок. После этого начинает следующая пара.

Для защитников:

Стартуйте за нападающим, но убедитесь в том, что открыто поле зрения и путь к мячу свободен. Оставайтесь с нападающим так близко, как можете, но избегайте столкновений. Старайтесь не позволять атакующему повернуться лицом к воротам. Легче всего отнять мяч, когда атакующий поворачивается к воротам после получения мяча.

Основная последовательность:

Первый нападающий ведет мяч к воротам через свою секцию. Ближайшие к нему защитники пытаются отнять мяч, а ближайший тоже начинает нападать, только через свою секцию.

Для защитников:

Два боковых защитника пытаются «вытолкнуть» нападающих за пределы поля. Когда атакует центральный защитник, два внутренних защитника пытаются окружить его. Защитники всегда должны пытаться превосходить по численности нападающих.

4 НА 4, НА ТРОЕ МАЛЕНЬКИХ ВОРОТ.

Игровая установка:

4 х 4 на поле 36 х 27м. Трое маленьких ворот по 2,5м установлены на одной стороне.

Для защитников:

Все защитники смещаются за мячом. Если «ваш» нападающий сменил позицию, не следуйте за ним просто прикрывайте партнеров. Не реагируйте; действуйте! Вы можете повлиять на то, где и как ваш противник будет атаковать.

4 НА 4 С ВОРОТАМИ И КОНТРОЛЬНОЙ ЛИНИЕЙ.

Игровая установка:

Контрольная линия прочерчена поперек стандартного поля, на расстоянии 40м от ворот. Играют две команды по четыре человека в каждой.

Для защитников:

Все игроки перемещаются за мячом. Вратарь действует как «чистильщик». Расстояние между защитниками должно быть как можно меньше. Не приближайтесь слишком сильно к другим защитникам, у каждого должна быть своя игровая зона.

5 НА 4 С ВОРОТАМИ И КОНТРОЛЬНОЙ ЛИНИЕЙ.

Игровая установка:

Контрольная линия прочерчена поперек стандартного поля на расстоянии 45м от ворот. Две команды играют в этой зоне. Команда «А»: задняя четверка плюс оборонительный центральный игрок. Команда «Б» пять атакующих (два форварда, два боковых полузащитника и центральный полузащитник).

Для защитников:

Все защитники перемещаются за мячом. Вратарь действует как «чистильщик». Используйте искусственный офсайд каждый раз когда это возможно. Прессингуйте игрока с мячом или прикрывайте партнера.

5 НА 6, НА ОДНИ ВОРОТА И КОНТРОЛЬНАЯ ЛИНИЯ.

Игровая установка:

Две контрольные линии (по 9м) отмечены на каждой стороне поля на расстоянии 45м от ворот. Команда «А»: задняя четверка и два полузащитника. Команда «Б»: пять человек (два форварда, два боковых и один центральный полузащитник).

Для защитников:

Все защитники перемещаются за мячом. Вратарь действует как «чистильщик». Используйте искусственный офсайд каждый раз когда это возможно.

Варианты: 6 х 6: в команде «Б» добавляется центральный защитник.

Тренировки для нападающих

Тренировка под дождем, осенью и зимой корректируется, исходя из текущих возможностей и рекомендаций врача команды. Зимой обязательно на тренировке используется зимняя экипировка.

Нападающим необходимо выполнять ряд упражнений для улучшения своих профессиональных навыков:

Ниже находятся основные упражнения для нападающих игроков.

Упражнение 1

  • Участники: 2 полузащитника или нападающих.
  • Инвентарь: 1 мяч, 4 переносных флага. Описание упражнения. Справа или слева возле ворот флагами размечают двое дополнительных ворот длиною 2 м . Расстояние между воротами — 15 м.

Тренер с мячами занимает место на линии ворот, справа и слева от него сидит по одному игроку. Тренер посылает мяч ниом в поле с таким расчетом, чтобы игроки могли встать и догнать мяч на границе штрафной площади. Игрок, захвативший мяч, бьет по любым воротам.

Основные задачи: 1) улучшение стартовой скорости; 2) единоборство с соперником; 3) точный удар по воротам.

Организационные и методические указания. Так как в большинстве случаев право на удар по воротам завоевывает тот, кто обведет одного из партнеров, игроки одновременно тренируются в дриблинге. Быстрое выполнение упражнения способствует совершенствованию скоростной выносливости.

Упражнение 2

  • Участники: 1 нападающий, 1 вратарь.
  • Инвентарь: 4—10 мячей.

Описание упражнения. На обоих углах штрафной площади лежат 2—5 мячей. Нападающий ведет мяч вдоль линии штрафной площади до ее середины и сильно бьет по воротам правой ногой, если он идет слева, и левой, если он идет справа. После удара по воротам игрок бежит дальше вдоль линии, забирает мяч с противоположного угла штрафной площади, ведет его вдоль линии штрафной и бьет по воротам другой ногой.

Основные задачи: 1) ведение мяча (мяч должен все время быть под контролем, отпускать его слишком далеко от ноги нельзя); 2) удар по воротам внутренней стороной подъема с полуоборота; 3) улучшение скоростной выносливости.

Организационные и методические указания. Когда в распоряжении упражняющихся много мячей, тренер должен рассчитать, сколько мячей без перерыва должен пробить каждый нападающий. Для тренировки скоростной выносливости необходимо пробить по воротам после быстрого ведения минимум шесть мячей. После каждой серии ударов делается перерыв, который используется для сбора мячей и возвращения их на исходную позицию.

Одновременно могут упражняться и два нападающих.

Упражнение 3

  • Участники: 1 крайний нападающий, 1—3 центральных нападающих, 1 вратарь.
  • Инвентарь: 3 мяча.

Описание упражнения. Правый крайний нападающий стоит с несколькими мячами в углу штрафной площади вблизи линии ворот. Он навешивает неподвижно лежащий мяч в центр одному из центральных нападающих. Передача мяча с края должна быть выполнена так, чтобы мяч попал в пространство между одиннадцатиметровой отметкой и линией штрафной площади и нападающий мог с лёта пробить по воротам.

Основные задачи: 1) точная полувысокая передача с края в различные точки штрафной площади; 2) удар по воротам с лёта.

Организационные и методические указания. Мячи должны быть по возможности одинаковыми по весу, размерам, упругости. Вначале крайний нападающий (на рис. 270— правый) вызывает того нападающего, которому он направляет мяч. Затем нападающие сами «предлагают» себя для передачи.

Выходить к мячу нужно не слишком рано, чтобы не ждать мяча. Чтобы правильно подать мяч на ход, крайние нападающие должны выдержать паузу. В этом случае исходная позиция для нападающих располагается несколько дальше от ворот.

Упражнение 4

  • Участники: 2 крайних нападающих, 1 центральный нападающий, 1 вратарь.
  • Инвентарь: 4—10 мячей.

Описание упражнения. Оба крайних нападающих с 2—5 мячами находятся вблизи угловых флагов. Центральный нападающий занимает исходную позицию в 25 м от ворот. Как только он «предлагает» себя для передачи, один из крайних нападающих навешивает ему мяч на ход, так, чтобы он мог с одиннадцатиметровой отметки с лёта пробить по воротам.

Основные задачи: 1) точная и своевременная передача с края в центр; 2) пласированный удар по воротам с лёта; 3) воспитание собранности (центральный нападающий должен, несмотря на большую нагрузку, точно бить по воротам).

Организационные и методические указания. Мячи должны быть по возможности одинаковыми по весу, размеру, упругости. Чем больше мячей пасуют без перерывов центральному нападающему, тем выше требования к его собранности. Перерыв наступает после определенного числа ударов по воротам.

Упражнение 5

  • Участники: 1 центральный нападающий.
  • Инвентарь: 3—5 мячей.

Описание упражнения. Центральный нападающий (рис. 272) бежит с заранее определенной позиции к линии штрафной площади и подряд посылает в ворота несколько мячей. Несмотря на быстрое выполнение упражнения, игрок должен бить по указанным тренером углам ворот.

Основные задачи: 1) сильные удары по мячу с поворотом; 2) совершенствование силы удара; 3) воспитание собранности.

Организационные и методические указания. Если нет вратаря, ворота разделяются двумя скакалками на три части. Перед выполнением упражнения тренер указывает, как бить по воротам, низом или верхом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *