Основные двигательные навыки детей в возрасте до трёх лет (психомоторное развитие детей одного-трёх лет помесячно)
Двигательные навыки- ходьба без поддержки, устойчивая ходьба при перемене направления, перешагивание через палку, ходьба с переменным ритмом, ходьба по лестнице приставным шагом с опорой (высота ступеньки 15-20 сантиметров), ходьба и спуск по лестнице переменным шагом без опоры, подпрыгивание на месте при поддержке за обе руки, ходьба по наклонной доске без помощи взрослого, ходьба по гимнастической скамейке с помощью взрослого, перепрыгивание через палку, подпрыгивание на одной ножке, залезание на предмет и слезание с него (высота 15-20 сантиметров), залезание на горку, подлезание под предмет, ходьба с переменным ритмом, перепрыгивание через палку, перелезание через гимнастическую скамейку, лазанье по стремянке (высота полтора метра) приставным шагом, лазанье по вертикальной лесенке приставным шагом, быстрая ходьба, бег без полёта, с полётом, ходьба по ограниченной плоскости (ширина 15-20 сантиметров) с помощью взрослого, ходьба по наклонной доске (ширина 25 сантиметров, длина 2 метра, высота 15-20 сантиметров) с помощью взрослого, ходьба по гимнастической скамейке без помощи взрослого, ходьба по гимнастической скамейке с предметом в руках, лазанье по вертикальной лесенке переменным шагом, бросание мяча (диаметр 15-20 сантиметров) двумя руками произвольно, ходьба по гимнастической скамейке без помощи взрослого, ходьба с переменным ритмом, бросание мяча двумя руками в горизонтальную цель, находящуюся на расстоянии 30-40 сантиметров (диаметр цели 60 сантиметров), бросание предмета двумя руками в вертикальную цель (диаметр цели 60, расстояние 50-75, высота 100 сантиметров), то же попеременно правой и левой рукой, то же (расстояние до цели 100-120, высота 100-130 сантиметров), ловля мяча (диаметр 10-20 сантиметров) двумя руками (расстояние 80-100 сантиметров).
Как и когда научить всему этому малыша? Конечно, мало кто может разместить у себя дома гимнастическую скамейку, лесенку или наклонную доску. Эту проблему помогут разрешить специальные малогабаритные комплексы простейших гимнастических снарядов, которые легко установить даже в небольшой квартире.
Большим преимуществом этих спорткомплексов является то, что на них может заниматься как годовалый младенец, так и его отец. Маленькие дети любят подражать, стремятся посоревноваться с мамой, папой, братом или сестрой. Такие занятия нравятся всем, создают хороший контакт между родителями и детьми, одновременно развивая силу, ловкость, гибкость, координацию движений.
Если же оборудовать спортивный уголок нет возможности, то подойдите к занятиям физкультурой творчески: используйте в качестве спортивных снарядов рисунок ковра, кресло, низкий журнальный столик, оборудование детской площадки. Очень хорошо совершенствовать движения ребёнка на свежем воздухе во время прогулки.
Неровности почвы, спуски, подъёмы в горку (пологие и крутые), камни на дороге, корни деревьев, канавки- всё это помогает развить у малыша чувство равновесия, координацию движений. Гуляя с детьми, надо учить их перелезать через поваленные деревья, перепрыгивать через канавки, бросать камешки в ручеёк и так далее.
Дети любят подниматься и опускаться по лестницам, простым и верёвочным, и канатам с узлами. Что уж говорить о лазании по деревьям. Взбирание на различные объекты, перелезание через них, спуск вниз, великолепно развивают ловкость, мышечную силу и чувство равновесия.
Старайтесь не ограничивать естественную в этом возрасте подвижность ребёнка. Поверьте, малышу очень трудно сидеть на одном месте, долго ходить с мамой за ручку по магазинам, спокойно ждать транспорт на остановке. Ребёнок быстро устаёт от однообразных действий и легко возбуждается, если бездействует.
Мобильность и интеллект связаны самым непосредственным образом, и особенно важна эта связь в раннем детстве. У человеческих существ потребность двигаться стоит на втором месте после потребности дышать, движение- это фундамент для всех других человеческих способностей.
Краткая характеристика умений и возможностей детей в возрасте от одного года до трёх лет: Дети в возрасте от одного года до трёх лет выглядят ещё непропорционально, у них сравнительно большая, по отношению к туловищу, голова и относительно короткие ноги.
Особенности развития детского организма определяют особый подход родителей к режиму, выбору подвижных игр и физических упражнений. Костная система маленького ребёнка интенсивно формируется, роднички и швы костей черепа затягиваются полностью лишь к полутора годам, костная ткань ещё мягкая и эластичная.
Это заставляет взрослых внимательно следить за развитием скелета и предупреждать появление деформаций. Кожа и подкожно-жировой слой очень ранимы и нежны. Ребёнок легко перегревается и переохлаждается, поэтому если вы ещё не приступили к закаливанию малыша, не поздно начать это и теперь, ведь с помощью простых закаливающих средств- воздуха, воды и солнечных лучей- можно существенно повысить выносливость детского организма.
Имеет возрастные особенности и сердечно-сосудистая система, пульс маленького ребёнка чаще, чем у взрослого (в норме 110 – 115 ударов в минуту), причём частота его сильно увеличивается при волнении, беге, крике, высокой температуре, артериальное давление тем ниже, чем’ младше ребёнок.
Органы дыхательной системы ещё недостаточно развиты: носовые ходы узки, слизистая оболочка носоглотки рыхлая, гортань, трахея, бронхи и лёгкие также имеют ряд особенностей в строении и функционировании. Всё это предрасполагает к частому возникновению острых респираторных заболеваний, развитию осложнений, кроме того, у детей отмечается повышенная чувствительность к недостатку свежего воздуха.
Если малыш долгое время находится в плохо проветриваемой комнате, то становится вялым, раздражительным, у него нарушается сон, пропадает аппетит. Пищеварительная система продолжает совершенствоваться, на третьем году жизни малыши имеют уже все молочные зубы- пора приучать ребёнка чистить их.
Что касается особенностей питания, то в этом вопросе мамы обычно хорошо разбираются, следует лишь учитывать, что хотя желудочный сок ребёнка уже с рождения содержит основные пищеварительные ферменты и соляную кислоту, активность их нарастает медленно, и двухлетний малыш просто не в состоянии переварить копчёную колбасу или маринованный огурчик.
Дорогие родители, бабушки и дедушки, будьте особенно внимательны к маленьким детям, ведь именно в первые три года закладывается фундамент здоровья на всю будущую жизнь человека. Потом мы лишь исправляем ошибки. На что же следует обращать внимание, оценивая развитие ребёнка в возрасте от одного года до трёх лет?
Ходьба детей второго года жизни имеет ряд характерных особенностей: центр тяжести тела находится выше, чем в более позднем возрасте, поэтому им нелегко удерживать равновесие, малышам приходится более широко расставлять ноги, чтобы увеличить площадь опоры.
Работа мышц ещё недостаточно согласована, поэтому ходьба неритмична, шаги неравномерны, дети то идут быстро, почти бегут, то замедляют шаг, раскачиваются из стороны в сторону, с трудом поднимают ноги от пола, стопы слегка развёрнуты наружу. Вначале, когда ребёнок только начинает осваивать ходьбу, движения его рук и ног не скоординированы только к двум с половиной-трём годам дети при выносе, например, правой ноги вперёд отводят назад левую руку, и наоборот.
Уже к трёхлетнему возрасту у малыша вырабатывается индивидуальная походка, которая почти всегда остаётся у него на всю жизнь. Дети двух-трёх лет охотнее бегают, чем ходят, причём движения при беге у них согласованы лучше, чем при ходьбе. Они бегают мелкими, семенящими шагами, отталкиваясь всей ступнёй, неритмично и тяжеловато, часто теряют равновесие и падают, это не мешает им быстро вставать и продолжать бег.
Из других движений лучше развито лазание- ребёнок легко перелезает через различные предметы, подползает под них, малыши начинают подниматься в горку и спускаться с неё, при подъёме ребёнок слегка клонится вперёд, при спуске- назад. Чтобы успешно передвигаться по любой местности, ребёнок должен научиться перемещать свой центр тяжести в зависимости от угла наклона той или иной повехности.
Дети двух лет и старше постепенно овладевают бросанием, вначале они отталкивают предметы кистями рук, затем формируется правильный навык замаха с поворотом туловища в сторону бросающей руки, развивается толчок определённой силы. В этом возрасте ребёнок способен противопоставить большой и указательный пальцы, захватывая предметы, слишком мелкие для того, чтобы брать их всеми пальцами (например, не кусок хлеба, а хлебные крошки), правда, пока он делает это не очень уверенно.
Точные движения рук нужно тренировать, это очень важно для дальнейшего умственного развития ребёнка, можно дать малышу две коробочки, одну- наполненную мелкими предметами, другую- пустую, пусть перекладывает эти предметы из одной в другую. Кроме того, ребёнку надо учиться пользоваться обеими руками одновременно, причём одна из них должна быть главной.
Предложите малышу доставать из банки орехи, переливать воду из одной ложки в другую, все эти занятия нравятся детям, а вы можете понаблюдать и определить, кто ваш малыш: правша или левша. Однако ребёнок в этом возрасте ещё очень неловкий, поэтому основная задача родителей состоит в том, чтобы усовершенствовать у него общие движения, развить чувство равновесия, координацию и ловкость, это удаётся, если правильно подбирать малышу занятия и игры.
Играя, дети много бегают, ползают, выполняют всевозможные сложные движения, в том числе с разными предметами. Во время подвижных игр у них развиваются такие ценные качества, как уверенность в себе, смелость, настойчивость. Малыши учатся согласовывать свои действия друг с другом и даже соблюдать простейшие правила, в 2-3 года они сами находят себе занятия и могут долгое время играть одни.
От элементарных действий с предметами они постепенно переходят к сюжетным играм, копируют действия взрослых, изображают животных, ребёнок, не умеющий играть, то и дело просится на руки, чего-то требует, последите за малышом, и если убедитесь, что он не научился играть- помогите, подскажите и покажите возможные варианты игры, развивая воображение ребёнка, игра- самое важное занятие в жизни маленького человека, отнеситесь к этому серьёзно.
Несколько слов о развитии речи ребёнка, вы, наверное, заметили, что малыш понимает почти всё, что ему говорят, особенно если речь идёт о знакомых событиях. При этом двухлетний ребёнок и сам должен говорить простыми двух-трёхсложными фразами, употребляя не только существительные и глаголы, но и прилагательные (большая, маленькая, красивая и тому подобное), местоимения (он, мы, я), хороший показатель развития речи- умение задавать вопросы «что это?», «куда?» и так далее.
Трёхлетние дети говорят много и по разным поводам, почти не закрывая рта, наберитесь терпения и разговаривайте с ребёнком спокойно, ласково, правильно произнося слова, читайте ему детские книжки, рассказывайте сказки. В тех семьях, где с малышом ‘много и с любовью общаются, ребёнок растёт жизнерадостным, уверенным в себе, он реже капризничает и меньше болеет.
Диетические рекомендации
В идеальном варианте диета для СДВГ должна помогать мозгу лучше работать и должна снижать проявление симптомов расстройства, таких как неугомонность и неспособность сосредоточиться.От питания зависит многое. В некоторых случаях оно может даже стать причиной развития синдрома, а в других усугубить течение болезни.
Однако целиком уповать на лечение диетой нельзя, как пишут учёные Института по проблемам питания Университетской клинической больницы в Гиссене: «Диета помогает многим детям вести нормальную жизнь, но не всем. Это, безусловно, связано с тем комплексом причин, который мог привести к развитию гиперкинетического синдрома».
- Гипоаллергенные диеты. Schnoll R. и соавт. (2003) считают, что характер питания при лечении СДВГ является «нередко игнорируемым, но важным» аспектом. Имеются основания рассматривать пищевую аллергию как потенциальную причину формирования гиперактивности. В 1980-х годах было продемонстрировано, что гипоаллергенные диеты c исключением цельных потенциально аллергенных продуктов приводили не только к коррекции симптомов СДВГ, но и к улучшению настроения и уменьшению аллергической симптоматики. В дополнение к этому у наблюдаемых пациентов отмечалось улучшение по другим симптомам (головная боль, мигрень, синдром раздражённого кишечника, болезнь движения), что предполагает иммунологический компонент действия гипоаллергенных диет.
- «Низкосалицилатная» диета Файнголда основанна на принципе максимального исключения из рациона продуктов питания с пищевыми добавками, синтетическими пищевыми красителями, а также сахара и искусственных подсластителей. Исключаются продукты, содержащие натуральные салицилаты (яблоки, абрикосы, вишня, ежевика, малина, клубника, крыжовник, виноград и изюм, апельсины и другие цитрусовые, нектарины, сливы и чернослив, огурцы, помидоры, орехи и т. д.). Рекомендуется избегать продуктов питания и блюд, содержащих искусственные ароматизаторы и красители (мороженое, маргарин, мучные изделия промышленного производства (кроме хлеба), конфеты, карамель, жевательная резинка, гвоздика, джемы, желе, копчёные колбасы и сосиски и т. Особенно опасными считаются красный искусственный краситель эритрозин и оранжевый – тартрацин. Они встречаются в некоторых видах соков, соусах, газированных напитках. д.). Исключаются также кофеинсодержащие напитки и чай. Низкосалицилатная диета Файнголда сопровождается ограниченным поступлением витамина С (требуется коррекция).
- Сахар.О том, что потребление сахара (сахарозы) и продуктов с высоким его содержанием может вызывать СДВГ, ранее сообщали Кrummel D. A. и соавт. (1996). Сейчас доказано, что сахар может быть как опасным, так и абсолютно безвредным. Например, если употреблять его с белками, то никаких нарушений не последует, а вот если с крахмалами (как в кондитерских изделиях), то он может вызвать нарушение поведения даже у спокойных детей.
Вредные сахара. Некоторые сахара быстро усваиваются и поступают в кровь. За чем сразу же следует «выброс» энергии; однако сахар в кровеносной системе также способствует быстрому высвобождению гормона инсулина, из-за которого уровень содержащегося в крови сахара у ребёнка понижается.
Когда этот уровень низок, ребенок может сделаться угрюмым, отчуждённым или же нетерпеливым. Компенсируя низкий уровень сахара в крови, организм выделяет гормоны стресса, которые имеют как положительное, так и отрицательное действие на организм. Благодаря им уровень содержащегося в крови сахара вновь поднимается – за счёт высвобождения сахара, накопленного в печени, – но в то же время эти гормоны могут устроить «встряску» всему организму, в результате чего ребёнок будет испытывать беспокойство, станет гиперактивным и раздражительным. Слишком много сахара – это также риск того, что ребёнок не сможет сосредоточиться, даже почувствует сонливость.
Сахар, впрочем, имеет разные названия и присутствует во множестве продуктов. Глюкоза, сахароза, декстроза, сахар-песок, неочищенный сахар. Это сахара, делающие сладкими и приятными на вкус конфеты, глазурь, кетчуп, безалкогольные напитки, многие изделия из дроблёного зерна, замороженные блюда и т. д.
Если вы будете внимательно читать этикетки, вы, вероятно, обнаружите, что в продуктах, подвергшихся значительной технологической обработке, присутствуют сахара более чем одного наименования, и это, конечно же, повышает их энергетическую «ударную» силу.
Улучшающие поведение сахара. Дольше усвояемые сахара – это фруктоза, содержащаяся во фруктах и мёде, и лактоза, содержащаяся в молочных продуктах. Эти сахара не столь быстро поступают в кровоток, однако надолго обеспечивают ребёнка энергией. От них не бывает гормональной встряски, как от вредящих поведению сахаров, описанных выше.
Сахара, способствующие прекрасному поведению. Есть ещё разновидность сахаров – сложные углеводы. Их ещё называют «крахмалами». У этих сахаров – большие цепные молекулы, и на их расщепление в процессе пищеварения требуется достаточно много времени.
Это своего рода капсулы долговременного энерговыделения. Углеводы обеспечивают нас постепенно прибывающей и длительно сохраняющейся энергией; углеводы не провоцируют эксцентричного поведения. Это хлеб и крекеры (лучше всего из цельнозерновой муки), неподслащённые зерновые продукты, макароны, бобовые и картофель.
- Витаминотерапия является обязательным элементом лечения СДВГ (профилактика витаминодефицитных состояний, коррекция когнитивного дефицита).
Тиамин (витамин В1) играет первостепенную роль в обмене углеводов: чем выше уровень их потребления, тем больше требуется тиамина. Недостаточность витамина B1 ослабляет перистальтику кишечника, вызывает запоры, мышечную слабость, снижает физическую и психическую работоспособность. Отсутствие или значительный дефицит тиамина приводит к развитию тяжёлых заболеваний нервной системы.
Витамин B1 содержится во многих пищевых продуктах, в том числе в дрожжах, в хлебном квасе. Его много также в зерновых и бобовых культурах. В основном он содержится в зародыше зерна и его оболочках (отрубях). При получении муки высших сортов отруби удаляются, что приводит к значительному снижению в ней тиамина.
Богаты этим витамином соя, гречневая и ячневая крупа, кукуруза и другие продукты. Из продуктов животного происхождения больше всего тиамина в печени и нежирной свинине (например, в свинине его в восемь раз больше, чем в говядине, и в шесть раз больше, чем в баранине), почках, сердце.
Тепловая обработка продуктов незначительно разрушает тиамин, особенно если она производится в кислой среде.
Рибофлавин (витамин В2) участвует в процессах роста, в обмене белков, жиров и углеводов. Он оказывает регулирующее влияние на состояние центральной нервной системы, воздействует на процессы обмена в роговице, хрусталике и сетчатке глаза, обеспечивает световое и цветовое зрение.
Основными источниками витамина В2 являются яйца, сыр, молоко, мясо, а также зерновые и бобовые культуры: арахис, соя, чечевица, зелёный горошек. Много рибофлавина в дрожжах и молоке. Сквашивание молока при изготовлении ряженки, айрана, мацони значительно увеличивает содержание этого витамина; иными словами, молочнокислые бактерии способны его синтезировать. Источниками рибофлавина могут служить также груши, персики, томаты, морковь, свёкла, цветная капуста, шпинат.
Витамин В2 очень чувствителен к воздействию ультрафиолетовых лучей, поэтому его препараты (порошки, таблетки) и пищевые продукты, богатые им, хранят в защищённом от солнца месте.
Никотиновая кислота (витамин РР, ниацин, витамин В3) участвует в реакциях клеточного дыхания, в белковом обмене и повышает использование в организме растительных белков, нормализует секреторную и двигательную функции желудка, работу печени, улучшает секрецию и состав сока поджелудочной железы.
Основным источником никотиновой кислоты являются мясо домашней птицы, говядина, телятина, печень, почки. Очень богаты витамином В3 дрожжи, рисовые отруби, пшеничные зародыши. В других растительных продуктах, особенно в кукурузе и зерновых культурах, никотиновая кислота находится в связанной, не усвояемой организмом форме.
Витамин В3 – один из наиболее стойких в отношении хранения и кулинарной обработки. Воздействие высокой температуры, варка и жаренье почти не влияют на его содержание в продукте. Он устойчив к воздействию света, кислорода, воздуха, щелочей.
Пиридоксин (витамин В6) обеспечивает нормальное усвоение белков и жиров, играет важную роль в азотистом обмене. Недостаточность витамина В6 вызывает у детей раннего возраста задержку роста, желудочно-кишечные расстройства, малокровие, повышенную возбудимость.
Пиридоксин содержится в весьма незначительных количествах во многих пищевых продуктах: в сухих пивных дрожжах, пшеничных отрубях, ячмене, просе, кукурузе, горохе, картофеле, моркови, свёкле, говядине, курятине, говяжьей печени, в телятине, свинине, баранине, яйцах, в коровьем молоке и др.
Пантотеновая кислота (витамин В5) оказывает нормализующее влияние на нервную систему, функции надпочечников и щитовидной железы. Исключительно широко распространена в природе. Обнаружение её в значительных количествах в различных растениях и животных тканях определило и название: пантотеновая – от греческого «вездесущий».
Фолиевая кислота (витамин В9) участвует в обмене и синтезе некоторых аминокислот, в синтезе нуклеиновых кислот, стимулирует кроветворную функцию костного мозга, способствует лучшему усвоению витамина В12. Наиболее богаты фолиевой кислотой печень, почки и зелёные листья растений, особенно салаты. Фолиевая кислота легко разрушается при кулинарной обработке продуктов.
Цианкобаламин (витамин В12) принадлежит к веществам с высокой биологической активностью. В этом витамине нуждаются все животные организмы. Он участвует в синтезе метионина, нуклеиновых кислот, процессах кроветворения и т. д. В организм этот витамин поступает с пищей и, кроме того, синтезируется микроорганизмами кишечника.
Магний – один из важнейших элементов, недостаток которого может привести к развитию гиперактивности. Магний отвечает за работу нервной системы, помогает бороться со стрессами, гасит излишнюю возбудимость. Ежедневно здоровому человеку необходимо 300 мг магния – это 6 г орехов и 3 куска черного (ржаного) хлеба. Овощи, мясо, сыр, различные сухофрукты, мак, соя, прожаренная гречневая крупа также содержат магний.
Цинксодержится в мясе, печени, морской рыбе, молоке, яйцах.
Железосодержится в печени (особенно свиной), в зелени петрушки, мозгах, яичном желтке, белых грибах и других продуктах. Высокой усвояемостью отличается железо, содержащееся во фруктах и овощах (персиках, яблоках, шпинате и др.).
- Полиненасыщенные жирные кислоты (Омега-3, Омега-6).Они не синтезируются в организме человека и животных (иногда их называют витамином F) и образуют группу так называемых незаменимых жирных кислот, то есть жизненно необходимых для человека. Важнейшим биологическим свойством полиненасыщенных жирных кислот является их участие в качестве обязательного компонента в образовании структурных элементов (клеточных мембран, миелиновой оболочки нервного волокна, соединительной ткани). Группа, содержащая максимальное число биологически активных кислот, – это растительные масла (подсолнечное, соевое, кукурузное и др.). Менее насыщенная группа – свиное сало, гусиный и куриный жир; еще менее насыщенная – бараний и говяжий жир, а также сливочное масло и другие молочные масла.
- Успокаивающие травы:
Римская ромашка (Chamaemelumnobile)
Кавакава (Pipermethysticum)
Корень валерианы (Valerianofficinalis)
Мелисса (Melissaofficinalis)
Страстоцвет (Passifloraincarnata)
Другие травы, которые традиционно содержатся в растительных препаратах для лечения СДВГ, включают:
Пикногенол (pycnogenol): биофлавоноид-антиоксидант, получаемый их коры деревьев хвойных пород (сосны)
Гингко (Gingkobiloba): эта трава применяется врачами в Европе в случае нарушений циркуляции и памяти
Американский женьшень (Panaxquinquefolium) и гингко: исследование показало, что гингко в комбинации с женьшенем может уменьшать симптомы СДВГ.
Упражнения для туловища
«Покачай головой, как лошадка»- ребёнок стоит, слегка наклонившись вперёд, ноги врозь, руки за спиной, покачивает головой вниз-вверх в среднем темпе. «Постучи по коленкам»- ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, немного наклоняется вперёд и быстро хлопает себя по коленкам.
Качание деревьев- встать прямо, ноги врозь, руки опущены, наклониться вправо, затем влево, руки расслаблены. «Самолёт»- малыш стоит, слегка расставив ноги, руки опущены, поднимает руки в стороны ладонями вверх (расправил крылья самолёт: приготовился в полёт), поворачивается в стороны, не опуская рук (я направо погляжу: жу-жу-жу, жу-жу-жу, я налево погляжу: жу-жу-жу, жу-жу-жу).
Насос- исходное положение прежнее, скользя руками вдоль туловища, ребёнок наклоняется поочерёдно то вправо, то влево: это очень просто- покачай насос ты, направо, налево руками скользя, назад и вперёд наклоняться нельзя, это очень просто- покачай насос ты.
«Посмотри назад»- встать прямо, расставив ноги шире плеч, руки опустить, поворачиваться направо и налево, свободно размахивая руками. «Наклонись к кубику»- ребёнок стоит, широко расставив ноги, в опущенных руках держит кубик, наклоняется и кладёт кубик сбоку от правой ноги, выпрямляется, опустив руки, затем наклоняется, берёт кубик и, выпрямившись, перекладывает его в другую руку, так же наклоняется и к другой ноге.
«Наколи дров»- малыш стоит, широко расставив ноги, руки внизу соединены в замок, поднимает руки вверх и с наклоном быстро опускает: раз- дрова, два- дрова, раскололся ствол едва, бух- дрова, бах- дрова, вот уже полена два. Наклоны с прямыми ногами- для начала помогите малышу: поставьте его спиной к себе и придерживайте колени, не давая им сгибаться, ребёнок наклоняется за игрушкой, затем выпрямляется, позже малыш наклоняется самостоятельно, не сгибая коленей, старается достать игрушку или носки ног.
Бутончик- ребёнок стоит, слегка расставив ноги, руки опущены, ритмично под чтение стишка наклоняет голову поочерёдно к плечам, вперёд, назад: каждый бутончик склониться бы рад направо, налево, вперёд и назад, Затем поднимает руки вверх, склоняя кисти над головой: от ветра и зноя бутончики эти спрятались живо в цветочном букете.
Маятник- ребёнок сидит на полу, скрестив ноги по-турецки, руки лежат на коленях, раскачивает туловище то вправо, то влево, приговаривая: тик-так. Качалка- исходное положение прежнее, малыш раскачивает туловище вперёд-назад. «Подними ножки»- ребёнок лежит на спине, самостоятельно поднимает прямые ноги и старается дотянуться ступнями до игрушки.
Велосипед- ребёнок лежит на спине, слегка согнув ноги, поочерёдно сгибает и разгибает ноги, имитируя езду на велосипеде. Присаживание- малыш лежит на спине, придерживая ему ноги, попросите ребёнка сесть, для начала можно помогать, поддерживая то за одну, то за другую ручку.
Напряжённое выгибание: «возьми игрушку с пола»- сядьте на стул, рядом с собой на пол сбоку положите привлекательную игрушку, положите малыша к себе на колени животом вниз так, чтобы плечи и грудь были на весу, поддерживая ребёнка за ноги, предложите ему наклониться и взять игрушку, затем вернуться в исходное положение, положите малыша вниз спиной и попросите его наклониться назад и, взяв игрушку, сесть, это упражнение достаточно трудное, особенно для нетренированных детей, поэтому достаточно выполнить один-два наклона в каждую сторону.
Ёжик- ребёнок лежит на спине, обхватывает руками колени и прижимает согнутые ноги к груди (вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог), затем снова ложится на спину, потягивается, руки выпрямлены вверх, за голову (лучик ёжика коснулся, ёжик сладко потянулся).
Кораблик- ребёнок стоит на коленях, положив ладони на голову, покачивается в стороны, изображая кораблик на волнах. Повороты в стороны- малыш стоит на коленях, предложите ему брать игрушку с одной стороны и, поворачивая туловище, класть её на другую сторону.
Ласточка- ребёнок лежит на животе, руки разведены в стороны, слегка прогибаясь, поднимает голову и руки, для начала можно помочь малышу, поддерживая его за разведённые в стороны руки, кольца. Рыбка- ребёнок лежит на животе, согнутые руки под грудью, прогибает спину, выпрямляя руки, поднимает голову и грудь.
Кошечка- встать на четвереньки, опуская голову, выгнуть спину вверх, как кошка, когда она сердится, затем поднять голову и прогнуть спину, потягиваясь. Колобок- лечь на спину, руки вытянуть вдоль тела, сжаться в комочек, притягивая руками колени к груди и стараясь коснуться лбом коленей, покачаться в таком положении вперёд-назад.
Брёвнышко- лечь на спину, руки вытянуть вверх, за голову, повернуться, не сгибая ни туловища, ни ноги, на бок, затем на живот, покататься брёвнышком по полу. Тачка- ребёнок передвигается на руках по полу. Игра «стирка»- ребёнок стоит прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены, поворачивается в стороны, взмахивая руками:
Вправо- грязное бельё, влево- чистое бельё, затем слегка наклоняется вперёд и назад: мы бельё стираем чисто, таз на стул поставим быстро, малыш приседает, колени разведены, руки касаются пола: в тазик мы воды нальём, и бельё в нём простирнём, Встаёт, затем наклоняется вперёд и, взмахивая руками, поворачивается вправо и влево: а теперь всё сполоснём, будет чистое бельё, ребёнок стоит, руки согнуты перед грудью, кисти сжаты в кулаки, движения рук имитируют отжимание белья: а теперь бельё мы выжмем и светлей оно, и чище, потом наклоняется и быстро выпрямляется, подняв руки вверх: и наклонимся мы к тазу с бельём, простыню мы развернём, развернём и встряхнём её легко, да, легко и повесим высоко, высоко.
Игра «лесная сказка»- Дед Мороз читает стишки: стройненькие ёлочки красуются, зайчики на них любуются (Малыш изображает сначала ёлочку- стоит прямо, руки на поясе, затем- прыгает, как зайчик(, Дед Мороз говорит: приморожу-ка я ёлки, распрямлю им все иголки и вершинки распрямлю, отойду и посмотрю (ребёнок стоит прямо, ручки опущены ладонями вперёд), можно ветками махать, только стройненько стоять (ребёнок машет прямыми руками вперёд-назад), ой, как вьюга нас ломает: то согнёт, то разгибает (малыш, стоя, поднимает руки вверх, затем наклоняется и, опустив руки, касается пальцами пола), сколько снега навалило, как нас снегом придавило (ребёнок ложится на живот, кладёт голову на сложенные руки), можно, можно потянуться и немножечко прогнуться, ноги пряменько держать, ветки-руки выпрямлять (ребёнок, лёжа на животе, выпрямляет руки и прогибается, не отрывая слегка расставленных ног от пола), и на спинку повернуться, сильно-сильно потянуться (ребёнок поворачивается на спину и потягивается), ноги будем поднимать, поднимать и опускать (ребёнок поднимает выпрямленные ноги), на живот мы повернёмся и в (имя ребёнка) обернемся (малыш встаёт).
Игра «баба сеяла горох»- все движения ребёнка сопровождаются стишками: баба сеяла горох, прыг-скок, прыг-скок (малыш ходит по комнате, слегка наклонившись вперёд и размахивая руками, затем подпрыгивает), обвалился потолок, прыг-скок, прыг-скок (поднимает руки вверх и кладёт ладони на голову), баба шла, шла, шла, пирожок нашла (ходит по комнате, затем наклоняется и касается пальцами пола), села, поела и опять пошла (ребёнок садится на корточки и делает вид, что ест пирожок, потом встаёт(, баба встала на носок, а потом- на пятку, стала русского плясать, а потом- вприсядку (малыш ставит ножку на носок, на пятку, потом танцует, как умеет).
Игра «поймай комара»- к этой игре надо подготовиться: взять тонкий прутик, привязать к нему верёвочку с бумажным комаром, размахивайте комариком, приговаривая: комарика хлоп-хлоп, а то сядет на лоб, слева хлопнем комара, справа хлопнем комара (малыш старается его поймать, хлопая в ладоши спереди от себя, поворачиваясь в стороны, наклоняясь, над головой).