«Что общего?»
Эта игра очень хорошо развивает критическое мышление и креативность, учит находить нестандартные решения.
Педагог берет два непохожих друг на друга объекта и спрашивает: что между ними общего. Например: что общего у шурупа и кактуса? (Оба — острые, твердые; оба слова — существительные, в каждом есть буква «у»; если на них наступить, то будет очень больно и т. д.). Чем меньше предметы будут похожи друг на друга, чем лучше.
Такую игру можно проводить с детьми с трех-четырех лет. Чем старше дети, тем больше признаков они будут замечать. Чтобы ребята предлагали как можно больше вариантов, им нужно практиковаться; чем чаще вы будете предлагать им такое упражнение, тем больше идей у них будет.
«Почему так произошло?»
Педагог предлагает детям объяснить, какая связь между двумя событиями. Чем дальше события друг от друга, тем лучше.
Например: «Белка сидела на дереве и упустил и шишку». — «Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя». (Возможно, белка упустила шишку и побежала за ней через дорогу, водитель самосвала затормозил и из-за этого опоздал на железнодорожный переезд; шлагбаум опустился, и самосвалу пришлось пропускать очень длинный товарный поезд — вот поэтому он и опоздал).
Это упражнение подходит для детей пяти-семи лет — тут необходимо умение абстрактно рассуждать. Вначале связь между событиями у ребят может выглядеть очень сказочно: могут появиться инопланетяне, колобок или другие сказочные герои. Будет здорово, если от сказочных сюжетов они смогут перейти к более реалистичным.
Значит ли это, что жесткие навыки не важны?
Не совсем так. Развивать навыки лучше в балансе, в идеале soft и hard skills должны дополнять друг друга. Но в российской системе образования учителя сосредоточены в основном на передаче детям академических знаний, а с soft skills работают по остаточному принципу.
Между тем важно подготовить ребенка не только к современному миру, но и к будущему, а это означает обязательное развитие мягких навыков, с которыми ребенку будет комфортно находиться в классе, интегрироваться в любую социальную группу.
Чтобы развивать и совершенствовать какой-либо навык, нужно его применять. В этом могут помочь программы по развитию речи, где дети учатся выступать и преодолевать свой страх перед аудиторией, презентовать себя и свои идеи. Или Fact-checking, который развивает способность взвешенно подходить к переработке и потреблению информации, искать взаимосвязь между фактами, рационально мыслить, принимать верные решения и находить сильные аргументы.
Урок вежливости
Это мини-сценка, в которой педагог/родитель показывает, как наиболее приемлемо вести себя в той или иной ситуации. Что делать, если тебя обозвали? Как попросить игрушку? Как договориться поиграть вместе?
Вот так, к примеру, может проходить урок вежливости на тему «Как предложить свою помощь?»:
— Ребята, я сегодня хочу показать вам, как предложить свою помощь. Кто мне поможет?
Дети (хором): Я!
— Маша, выходи. Маша, тебе помочь?
— Да.
— Ребята, как вы думаете, в каких случаях мы можем так спросить?
— Помочь защитить, помочь донести, помочь, если плохое настроение, помочь, если за что-то зацепился.
— Отлично! Ребята, вы все правильно говорите. А какими еще словами мы можем предложить свою помощь?
— Можно тебе помочь? Тебе надо помочь? Тебе тяжело? Тебе помочь?
— Классно, а кого мы можем так спросить?
— Своего хорошего знакомого, друга.
— А в садике кого?
— Воспитателей, родителей, друзей.
— А после того, как мы спросили, каких слов мы дожидаемся?
— «Да, помоги».
— Правильно, и только после этого мы помогаем.
Последний пункт очень важен: я часто замечал в своей группе, что ребята, охваченные желанием помочь, не спрашивают, нужно ли это на самом деле. В итоге позитивный порыв приводит к ссорам и конфликтам.
С помощью уроков вежливости можно разыграть абсолютно любые ситуации: показать, как подать что-то другу, как выражать свое несогласие, извиниться или отреагировать, когда тебе сказали что-то неприятное и т. д.
Упражнение на сплочение
Например: ребятам необходимо перенести обруч из точки А в точку Б, причем сделать это нужно одной ладонью. Если кто-то отстаёт или несет неправильно, переноска начинается заново.
Когда мои ученики впервые выполняли это упражнение, у них получилось только раза с десятого. Сначала они очень долго сердились и ругались. Это важный этап: нужно дать возможность ребятам самим прожить эту ситуацию и придумать, как ее изменить.
Потребовался десяток повторений, чтобы дети наконец-то заметили, что рядом с ними находится другой человек и что его интересы тоже нужно учесть, чтобы справиться с заданием. Они начали понимать, что победа одного означает победу команды, а победа команды — это победа каждого.
Помимо переноски обруча можно использовать множество других подвижных игр. Например, упражнение, где малыши работают в парах, и одному завязывают глаза, а второй должен провести его через полосу препятствий. Это развивает чувство ответственности, потому что от тебя зависит, насколько безопасно и удобно будет человеку с завязанными глазами.
Я заметил, что благодаря таким упражнениям дети становятся более терпимыми друг другу, более снисходительными к своим и чужим ошибкам.
Следующая группа упражнений относится к методике ТРИЗ («теория решения изобретательских задач») Эту методику в 20-м веке создал инженер-изобретатель Генрих Альтшуллер, который проанализировал более 40 тысяч патентов, чтобы выяснить, каким образом людям удается совершать изобретения и находить решения для различных противоречий. Ниже приведены несколько упражнений по методикам ТРИЗ, которые легко встраиваются в образовательную деятельность.
«Мозговой штурм»
Этот метод генерации идей над заданную тему не нуждается в особом представлении. Но важно, чтобы на первоначальном этапе были выслушаны абсолютно все предложения, чтобы никакие идеи не блокировались.
Например: жила-была у мальчика черепаха, которая очень любила ползать по квартире и часто забиралась в такие места, где ее нельзя было найти, а сама она не могла выбраться. Как сделать так, чтобы мальчик всегда мог найти свою черепаху?
— Мальчик мог бы всегда оставлять кого-нибудь дома, чтобы следить за черепахой.
— Она могла бы жить в аквариуме.
— К ней можно привязать нитку, и, если она уползет в какой-то очень далекий угол, тогда зазвенит колокольчик.
— Сделать так, чтобы она не смогла никуда спрятаться.
Следующим этапом мозгового штурма является критическое осмысление предложенных идей: какую из них мы можем использовать в данной ситуации? Какие можно совместить? А какие точно не подойдут (и почему)?
Креатив-бой
Креатив-бой — это командная интеллектуальная игра, которая была разработана педагогами сообщества «Образование для новой эры» Анатолием Гином и Александром Кавтревым. Игрокам в ней предлагаются открытые исследовательские задачи, у которых нет единственно верного решения.
Например: как изобразить радугу только простыми карандашами?
(Можно написать слово «радуга», можно просто нарисовать семь полукругов; можно на каждом из этих полукругов написать «красный», «оранжевый», «желтый» и т. д.).
Очень полезно давать задачи технического характера, чтобы решение можно было проверить здесь и сейчас (перенести в воду в решете или построить корабль из бумаги, который не утонет). Эта игра тренирует навыки работы в команде, системность мышления, креативность и умение конструктивно отстаивать свою позицию.
В игре участвует от трех до пяти человек. У команд есть пять-семь минут на обсуждение, затем капитан команды объявляет решение (для детей дошкольного возраста это довольно сложная задача, поэтому креатив-бой обычно проводится с детьми шести-семи лет; хорошо, если в каждой команде присутствует взрослый для того, чтобы записывать ответ).
В креатив-бое оцениваются оригинальность, практичность и креативность решений. После игры ребята награждаются грамотами и дипломами, чтобы отметить каждую из команд в какой-либо номинации.
А еще можно провести креатив-бой между детьми и родителями. Часто дошкольники предлагают более интересные и необычные решения, потому что мыслят не так стереотипно, как взрослые.
(Задачи для креатив-боя и триза можно взять, например, из книги Анатолия Гина «Задачи кота Потряскина»).
Soft-skills у детей
Развитием гибких навыков у детей стоит начать заниматься как можно раньше. Ведь основы психологического здоровья закладываются у ребенка уже в первые годы жизни. Так, базовые потребности человека по теории самодетерминации:
- быть полезным и нужным. Когда другие дети берут в игру малыша в песочнице, он ощущает себя “принимаемым”;
- быть независимым. Возможность самому принимать решения – выбирать, как одеться или какую игрушку взять в детском саду;
- быть компетентным и достигать успеха. Справляться с поставленной задачей и знать, что в тебя верят и воспринимают как полноценного человека, даже если эта задача – собрать пирамидку из пяти составляющих.
Очень важно осознавать свои потребности, чтобы удовлетворять их. Люди, обладающие этой способностью, вырастают самостоятельными и легко преодолевают любые трудности.
Для школьников приоритетными мягкими навыками считаются коммуникабельность и умение работать в команде, творческое, пространственное и критическое мышление, эмоциональный интеллект, логика, умение концентрироваться и внимательность.
Развитие soft skills – непрерывный процесс, родители должны на личном опыте демонстрировать образцы поведения и обращать внимание на “провалы” в гибких навыках ребенка в определенных ситуациях. Так, если, попадая в незнакомый коллектив, ребенок ни с кем не общается и не может найти себе друзей, налицо проблемы с коммуникабельностью.
Психологи также рекомендуют представить себе своего ребенка в будущем. Каким бы вы хотели видеть сына в 30-летнем возрасте, если сейчас ему 10? Представляете его серьезным мужчиной, умеющим принимать решения, реализованным профессионально, окруженным друзьями и счастливым в любви?
Уже сейчас можно выделить и развить те навыки, которые помогут мальчику преуспеть. Осознаете, что излишне опекаете его и сами выясняете отношения с другими родителями в случае конфликтов в детском коллективе? Вряд ли вы сможете продолжать это делать, когда сын подрастет.
Поработайте над умением ребенка договариваться самостоятельно. Собираете рюкзак в школу и держите под контролем выполнение домашних заданий? Не очень коррелируется с образом успешного профессионала! Подумайте о развитии у сына навыков самоорганизации!
Детские soft skills: какие базовые "гибкие" навыки нужно развивать у ребенка | статья: | образовательная социальная сеть
Детские Soft skills:
какие базовые «гибкие» навыки
нужно развивать у ребенка.
Подготовила: Кольцова Л.В.,
воспитатель МДОУ № 28
ГО Богданович
Soft skills — это универсальные навыки, которые помогут ребенку быть успешным, независимо от того, какую профессию он выберет в будущем. Это та база, на которой строится будущее ребенка и его эффективность во всем: от учебы и работы до личных отношений. К ним относится умение мыслить нестандартно, общаться, грамотно распределять время и другие навыки.
Сегодня расскажем о каждом soft skills и объясним, как их развивать. Стоит отметить, что базовые навыки развиваются в течение всей жизни, но заложить их основу можно уже в раннем детстве.
Что такое soft skills и как определить, что действительно важно для вашего ребенка
Психолог Марина Бабурина (baburina_psiholog) объяснила, в чем суть soft skills:
Родители сегодня понимают, что самое главное — подготовить ребенка к взрослой жизни, сформировав у него важные жизненные навыки. Умение складывать и умножать, безусловно, полезно, но умение отстоять себя в спорной ситуации или способность идти к своей цели (мечте) — куда более ценные навыки.
При этом современная система образования все так же сфокусирована на обучении ребёнка конкретным знаниям. Во взрослом возрасте эти знания не всегда находят свое применение. В реальной жизни только их бывает недостаточно. Среди ключевых жизненных навыков (soft skills) можно выделить: коммуникативный навык, критическое мышление, умение работать в команде, самообучаемость, навык самоорганизации.
Как понять, в каком направлении развивать ребенка? Каждый родитель может выполнить простое упражнение, которое поможет выстроить маршрут развития того или иного навыка. Возьмите лист бумаги и поразмышляйте:
1. Каким вы хотите видеть своего ребенка в 23 года? Самостоятельным, успешным, реализованным в разных сферах, умеющим строить дружеские и личные отношения (опишите подробно качества личности)…
2. А теперь посмотрите на своего 5-7-10-летнего ребенка. Как вы можете уже сейчас начать развивать все эти качества? Возможно, перестанете собирать ему портфель в школу или отправите на секцию, где развиваются навыки работы в команде? Может быть, перестанете наводить порядок в его комнате и научите ребёнка делать это самостоятельно?
Мы, взрослые, понимаем важность жизненных навыков, но в суете повседневных проблем развитие этих навыков уходит на второй план. Однако не стоит забывать, что мы, в первую очередь, родители для ребёнка, а не школьные учителя. Именно мы должны обращать внимание на личностные качества ребенка, а не на средний балл, который не поможет найти друзей или построить гармоничные отношения.
А теперь подробнее расскажем о каждом навыке.
Умение концентрироваться и внимательность
Это базовый навык, на котором строятся все остальные.
Сегодня вокруг нас очень много информации. Мы глотаем ее, не глядя. И дети повторяют за нами. Между тем, жизнь в постоянном информационном шуме вредит развитию ребенка.
Чтобы запоминать новое, необходимо для начала развить способность концентрироваться и сохранять внимание. Без этого невозможно учиться и достигать успехов.
Для развития этого навыка можно использовать самые разные упражнения, например, проводить минуты тишины (ребенку предлагают на минуту сосредоточиться на определенном предмете), искать в комнате предметы определенного цвета (формы), искать в тексте слова, которые начинаются на определенную букву и т.д.
Бинго Аки разработал тетради «KUMON. Найди пару», которые также в игровой форме позволяют детям развивать познавательные способности и концентрацию внимания. В них предлагается искать для каждого предмета пару.
Критическое мышление
Умение мыслить критически — еще один незаменимый навык, который помогает отстаивать свою точку зрения и не принимать все на веру. Объясните ребенку, что мыслить критически означает подвергать сомнению, проверять информацию и задавать вопросы.
Пусть ребенок с раннего возраста тренируется задавать вопросы, обсуждать разные позиции и искать консенсус. На первых порах эти умения можно оттачивать внутри семьи — с близкими. Почему это важно?
Собственное мнение не только помогает определить, что истина, а что нет, но и в долгосрочной перспективе дает шанс стать более интересным и счастливым человеком.
Еще один аспект умения критически мыслить — способность искать нужную информацию в информационном потоке. Критически мыслить не так легко, когда речь о телевидении и интернете. Если мы захотим поинтересоваться, откуда телевидение берет новости, вряд ли получим ответ. Расскажите ребенку, если он читает или слышит что-то, в чем сомневается, пусть поищет информацию онлайн, поспрашивает людей и сформирует собственное мнение.
Логика
Умение логически мыслить и анализировать — важное качество, которое нужно развивать с самого раннего возраста. Именно развитая логика, способность работать с информацией и выявлять закономерности — то, что будут ценить работодатели в будущем.
Важно еще в дошкольном и младшем школьном возрасте сформировать в ребенке эти качества. Что для этого можно сделать? Развить логику, играть в шахматы и с кубиком Рубика, разгадывать головоломки и судоку, учиться прогнозировать (например, чем закончится книга) и решать логические задачки. Детей постарше, которые уже хорошо читают и умеют считать, можно познакомить с азами программирования.
Для малышей от 4 лет подойдут простые логические задачки, которые учат:
Пространственное мышление и воображение
Очень важный вид мышления, который стоит выделить отдельно. У малышей пространственное мышление развивается с помощью танцев и двигательной активности. Сначала у ребят формируется крупная моторика и позднее — мелкая.
Неспособность ориентироваться в пространстве — проблема многих детей. Как тренировать? Играйте с детьми в разнообразные пространственные игры — «найди предмет по инструкции» (по указаниям — «левее, направо, выше…»). Давайте им поручения, связанные с освоением пространства (принеси предмет, он лежит вот там — «на второй полке», «за», «перед», «около» и т.д.). Занимайтесь физкультурой и подвижными играми на улице и дома, например, с мячом.
Быстро развить пространственное мышление и мелкую моторику у дошкольников поможет тетрадь «Kumon. Развитие мышления. Пространственное мышление», а также все тетради и книги с лабиринтами.
Коммуникативные навыки и работа в команде
С общения начинается абсолютно все. Оно необходимо во всех сферах нашей жизни: от учебы до личной жизни. Именно поэтому развивать коммуникативные навыки очень важно с раннего возраста. Мы должны научить своих детей дружить, сопереживать, договариваться, разрешать конфликты и защищать себя в случае необходимости.
Умение дружить не дается от рождения — ему нужно учиться. В этом поможет самостоятельность, умение справляться с эмоциями и эмпатия.
Психологи утверждают: детям, в семьях которых теплые и доверительные отношения, легче заводить друзей и разрешать конфликты на детской площадке. Если же родители регулярно играют со своими детьми, те, скорее всего, будут с удовольствием играть со сверстниками.
Кроме того, очень важно научить ребенка принимать чужую точку зрения и аргументировать свою, работать в команде и находить общий язык с разными людьми. Этому тоже можно научиться через дружбу.
Как начать разговор с незнакомцем
Этот пошаговый алгоритм на первый взгляд кажется очень простым, но он поможет застенчивому ребенку завязать знакомства. Советы больше подойдут для школьников.
Если очень сложно, можно заранее попрактиковаться. Ничего особенного выдумывать не нужно — начни с простого «привет». Не прячь взгляд и улыбайся (эти детали очень важны) — так ты продемонстрируешь свои добрые намерения и, возможно, поднимешь собеседнику настроение.
1. Прежде чем к кому-то подойти, обрати внимание, чем этот человек занят и с кем говорит, а также насколько доброжелательно и открыто выглядит. Дружелюбные люди часто улыбаются; менее приветливые обычно спорят или смеются над другими.
2. Подойди к человеку или к компании. Если все разговаривают, стой рядом, пока не появится возможность вступить в беседу. Не перебивай и дождись паузы. Если человек на тебя посмотрит или улыбнется, то, скорее всего, он не против поговорить. Если кто-то стоит один, это лучший момент начать разговор.
3. Первым делом назови свое имя и спроси, как зовут собеседника. Здесь лучше не усложнять, скажи например: «Привет, я Макс, а тебя как зовут?» Когда собеседник назовет свое имя, обязательно повтори его: «Привет, Аня, рад познакомиться!»
Умение мыслить творчески
Если человек умеет мыслить нестандартно, а также подстраиваться под изменчивые условия, он может максимально продуктивно разрешать вопросы абсолютно любой сложности, генерировать новое и находить положительные стороны даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. Именно поэтому творческие способности нужно развивать с детства.
В повседневной жизни абсолютно все — приготовление еды или, например, игры — может быть наполнено творчеством.
Существует множество способов, с помощью которых мы, родители, можем добавить искусство в нашу жизнь. Самые очевидные из них — рисование, лепка, развитие речи, словотворчество, сочинение сказок и многое другое. Также вы можете развивать творческие способности с помощью научных экспериментов, прогулок, приготовления еды, ролевых игр.
При правильном подходе творческим упражнением может стать все что угодно. Нужно только отвести место для занятий, положить туда необходимые материалы и инструменты и предложить ребенку новые игры. Вы можете вводить творчество в жизнь вашей семьи постепенно или же в один прекрасный день устроить настоящую революцию. Неважно, как вы это сделаете. Главное, что результат будет впечатляющим.
Скука — отличный повод для творчества. Постарайтесь не давить слишком сильно, заполняя свободное время ребенка
Эмоциональный интеллект
Умение справляться с эмоциями, контроль над сложными переживаниями и эмпатия — то, чему все родители должны научить своих детей. Без этого невозможна счастливая и психологически здоровая жизнь без депрессии, апатии и неврозов.
По мнению психолога Джона Готтмана эмоциональное воспитание — это то, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. Это способность правильно реагировать на негативные чувства ребенка и разговаривать с ним о самых разных эмоциях.
Говорим о чувствах
Первое, чему вы должны научить своего ребенка, обозначать эмоции словами. Даже самые маленькие дети нуждаются в этом. Когда вы говорите малышу: «Я знаю, тебе грустно», вы даете ему понять, что он понят и теперь он знает, как назвать то, что он испытывает.
По данным исследований, обозначение эмоции обладает успокаивающим действием на нервную систему и помогает детям быстрее восстановиться после неприятных инцидентов.
В тот момент, когда мы говорим об эмоции, подключается левая доля мозга, где находятся центры языка и логики, что помогает нам сосредоточиться и успокоиться.
Рекомендация родителям: учите детей описывать свои чувства, помогайте им подбирать правильные слова. Помните: высказанная эмоция переживается гораздо легче.
Многие родители полагают, что эмоции пройдут сами собой, но то заблуждение, которое заставляет детей думать, что злиться плохо и недопустимо. Тот, кто злиться, — гадкий. Итог: дети начинают бояться «плохих» чувств.
Не забывайте: негативные переживания проходят быстрее, если на них обращать внимание. Обсуждайте их с детьми, пытайтесь понять и осознать.
Межкультурная открытость
Сегодня, в эпоху глобализации, недостаточно просто знать иностранный язык, необходимо разбираться в других культурах, традициях, этнических нормах. Это помогает находить общий язык с людьми из других сфер и стран. Развитие этого навыка невозможно без эмпатичности и открытости новому и необычному. Сейчас расскажем, как развивать эти навыки.
Как это развивать
1. Показывайте детям непривычное и давайте им возможности сотрудничества, чтобы те лучше узнали непохожих на них людей. Это развивает сострадание и несет эмпатическое преимущество.
2. Поощряйте общение детей с людьми других национальностей, культур, возрастов, пола, способностей и убеждений. Подавайте им пример восприятия различий.
3. Указывайте ребенку на то, что у него есть общего с другими. Подскажите, какие у него с окружающими есть общие страхи, мечты, чувства, волнения и радости. «Да, он другой национальности, но что он чувствует, когда его не зовут играть?», «Да, он говорит на другом языке, но что его беспокоит так же, как и тебя?», «Да, она учится в коррекционном классе, но так же, как ты, разозлилась, когда пропустила свой автобус». Помогайте ребенку видеть свое сходство с другими, а не различия.
4. Учите проверять факты. Чтобы разрушить стереотипы, убивающие эмпатию, ребенка важно научить отметать категоричные обобщения вроде «Они ни когда…» или «Они всегда…». За этим обычно следует противопоставление «их» и «нас». Предположим, что подобным образом высказался кто-то из домашних: «Девочки не умеют руководить». Ответ: «Проверка фактов! В ученическом совете несомненно найдутся прирожденные лидеры женского пола!»
5. Говорите «мы». Самолюбование вредит эмпатии, поэтому в разговоре с ребенком специально используйте «мы» вместо «они» и «я». «Что нам делать?», «Что для нас лучше?», «Давайте проголосуем и решим, что лучше для нас». Это вселяет в детей понимание, что мир не вращается вокруг «я». А также учите воспринимать другие точки зрения: «Ты думаешь так, а он иначе. И это нормально».
Эксперт по разнообразию и инклюзивности Кристофер Метцлер считает необходимым открыто обсуждать темы разнообразия в семье с раннего возраста ребенка. В противном случае дети не получают ответов на свои вопросы дома и становятся более подвержены чужому мнению.
Кроме того, очень полезно путешествовать. Оказываясь в других странах, ребенок не только расширяет кругозор, но и с детства понимает, что люди из разных культур смотрят на мир по-разному и имеют разные представления о жизни — и это вполне естественно.
Умение управлять временем и самоорганизация
Навык самоорганизации и умение распределять время пригодятся абсолютно в любой области. Их стоит развивать с детства. Для этого существует много практик и полезных методик, например, методика GTD (управление временем) Дэвида Аллена. Она подскажет, как привести дела в порядок и научиться управлять своей жизнью с юных лет. А еще избавит детей от усталости, стресса, повысит уверенность в себе и научит получать больше удовольствия от жизни. Вот упражнения из этой методики.
Правило двух минут
Правило двух минут гласит: если действие требует меньше двух минут, его нужно выполнить сейчас же. Избавься от него и выброси из головы! К двухминутным задачам можно отнести такие быстрые действия, как сдать домашнюю работу, ответить на сообщение и т. д. Если не разобраться с ними сразу, они накопятся и будут тебя тормозить. Выполнение двухминутных действий — простой способ уменьшить объем работы и освободить пространство. Если ты не можешь выполнить действие за две минуты, придется отложить его на потом.
Освободи свой мозг
Первый шаг к управлению делами очень прост — освободить от них мозг. Для этого нужно выгрузить все идеи и заботы куда-то за его пределы. Это очень просто.
Твой мозг постоянно возвращается к одной теме? Она вспоминалась тебе несколько раз? Если да, то эта мысль — образчик незавершенного цикла дел, который нужно закрыть.
Запиши свою идею где угодно. Суть в одном: записав, ты выбросишь ее из головы. И поможешь мозгу поверить, что вернешься к ней позже и со всем разберешься. Это закрывает открытые вопросы, даже если дело еще не завершено.
В любой работе также важно уметь организовывать не только себя, но и других людей. Для этого необходимо развивать лидерские качества и формировать у ребенка здоровую самооценку. Все soft skills, о которых мы говорили в этой статье, помогут в этом.
Как можно тренировать soft skills в школьном возрасте?
- Дополнительные занятия и секции— это возможность выйти за пределы привычного круга общения. Приходя на карате или урок по робототехнике, ребенок попадает в среду, где необходимо выстраивать отношения с новыми взрослыми и сверстниками, что очень полезно.
- Командные мероприятия: соревнования, школьные проекты, над которыми идет работа в группе. Придется распределять задания, продумывать план, ставить сроки — хорошая репетиция взрослой жизни. В процессе дискуссии и обсуждения прекрасно тренируются личные навыки.
- Внеклассная деятельность— пусть ребенок возьмет на себя инициативу и попробует организовать выставку или интеллектуальную игру для одноклассников, подготовить выступление, принять участие в спектакле. Все это требует усилий и самостоятельности.
- Детские лагеря— место, где дети социализируются, учатся взаимодействовать с разными возрастными группами: ребятами младше и с вожатыми. Если лагерь тематический, например языковой, или с насыщенной программой занятий по конкретному предмету, то ребенок там приобретает не только soft, но и hard skills.
У каждого навыка свои уровни и критерии развития. Чем больше вы практикуетесь сами, чем больше разностороннего опыта получает ваш ребенок, тем лучше развиваются его навыки. Главное для школьника — анализировать свой опыт, получать обратную связь и, конечно же, чувствовать принятие любящего родителя.
Коммуникация
Умение вести переговоры, договариваться, да и просто общаться — навык, который нужен в течение всей жизни. Без него не обойтись ни в школе, ни в ВУЗе, ни на работе, ни в межличностных отношениях.
Прокачивать его можно разными способами. Самый простой: общаться. Говорите с детьми обо всем на свете и как можно больше. Прививайте культуру общения, объясните, как стоит общаться в Интернете. расскажите, что мессенджеры — это тоже общение и там тоже нужно соблюдать культуру.
Коммуникация — это не только деловые переговоры, но и ораторское искусство и умение самопрезентации. Так что если ребенок горит желанием рассказать вам стишок, поделиться новостями и рассказать о последней серии «Зеленой стрелы» или «Гравити Фолз» не отмахивайтесь от него, а внимательно выслушайте.
Чеклист для родителей насколько развиты навыки коммуникации у ребенка:
- Легко ли он общается с ровесниками? А со взрослыми людьми? Понаблюдайте, насколько комфортно он чувствует себя в компании.
- Организуйте сюжетно-ролевую игру (магазин, больница, чаепитие и т.д.) и понаблюдайте, какую роль он обычно берет на себя? И может ли вообще исполнять конкретные роли в командных играх?
- Понаблюдайте, насколько выстроена у ребенка логика повествования. Может ли он объяснить тот или иной свой поступок? Насколько логичны и последовательны выводы, которые он делает и решения, которые он принимает?
«Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
Элвин Тоффлер
Креативность
Творческое мышление — это именно то, что отличает человека от машины и от искусственного интеллекта. Компьютер может что угодно посчитать, но вот создать новое… Да, безусловно нейросети сейчас пишут музыку и даже снимают фильмы, но они проигрывают произведениям рук человека.
Развивать творческое мышление и воображение можно и нужно как можно раньше. Оно позволяет избавиться от психологической инерции, зашоренности, учит видеть дальше, глубже и под другим углом даже обыденные вещи.
Именно развитое творческое мышление, креативность, выводит человечество на новый уровень.
Как развить креативность? Никаких шаблонных заданий и «раскрась по образцу», давайте простор для фантазии и подкидывайте ребенку нестандартные задачи, требующие необычных решений. Впустите в жизнь ребенка творчество в любых его проявлениях и помогайте развивать самые безумные идеи и фантазии. Возможно вы, а может и время, еще не готовы их принять, а они способны перевернуть мир.
Прокачка навыков 4K — важная составляющая обучения детей уже даже не будущего, а настоящего.
Будьте гибкими, креативными и учитесь общаться. И дети за вами потянутся.
Критическое мышление
Один из ключевых soft skills нового времени. Обилие информации и легкий доступ к ней порождает череду фейков и безграмотности. Важно уметь анализировать информацию, уметь работать с большим ее объемом. Быть внимательным и наблюдательным. Отделять правду от лжи, а зерна от плевел.
Как этому научиться? Для начала научиться читать, а еще лучше освоить умное чтение и скорочтение, которое позволит обрабатывать любые объемы информации.
Чем больше информации поглощается, тем шире кругозор и тем проще сопоставлять факты и анализировать происходящее.
Учите детей не доверять единственному источнику, проверять и перепроверять информацию, анализировать нестыковки в словах и событиях, искать параллели.
Критически мыслящий человек — это человек с самостоятельным мышлением. Он не заимствует чужие мысли, у него есть свои по каждому поводу и он может их аргументировано доказать.
Навык критического мышления нужен всем и всегда. Он позволяет выйти на новый уровень осознанности и знаний.
Понятие гибких и жестких навыков
Прежде всего, разберемся с понятиями. Условно человеческие навыки можно разделить на две большие группы: жесткие навыки или hard skills и мягкие навыки или soft skills.
Hard skills – это специализированные профессиональные навыки. Например, на уроках математики – это умение ребенка считать, а в работе водителя автобуса – знание правил ПДД. Hard skills – это знания, получаемые в процессе обучения в школе, на курсах, в университете или колледже.
Soft skills – это универсальные социальные навыки, которые применяются в любых сферах жизни. Например, такой навык как коммуникабельность помогает и в карьере, и в дружбе, и в личной жизни, и в любых бытовых ситуациях. База мягких навыков закладывается в детстве и развивается на протяжении всей жизни.
Если до недавнего времени более важными считались жесткие навыки, т.е. первостепенное значение придавалось хорошим оценкам и престижному образованию, то сейчас всё больше научных изысканий говорят о том, что гарантом успеха в жизни выступают как раз гибкие навыки или soft skills.
Так, согласно совместному исследованию Фонда Дейла Карнеги и университетов Гарварда и Стэнфорда, 85% успешности человека в профессии определяют именно софт скиллз. В постоянно меняющемся мире академических навыков недостаточно, нам приходится адаптироваться к новому, быстро учиться, быть эффективными и организованными. Без мягких навыков не обойтись!