Как создаются программы по методологии Agile | Медиа Нетологии

Основные идеи и принципы

4 ключевые идеи Agile сфокусированы на гибкости и адаптивности этого подхода:

  • Эффективное взаимодействие между людьми – базовое средство достижения целей;
  • Реально работающий продукт является главной ценностью;
  • Изменения, которые могут повысить качество и конкурентоспособность продукта, приветствуются на любом этапе разработки;
  • Контрактная, техническая и прочая регламентирующая документация вторична по значимости относительно работающего продукта и сотрудничества между участниками проекта.
Agile, эджайл, идеи
Ключевые идеи Agile

Эти идеи раскрываются в 12 принципах AgileManifesto[1]:

  1. работающий конкурентоспособный продукт, удовлетворяющий заказчика — лучший показатель прогресса и измеритель эффективности;
  2. оперативная и бесперебойная поставка продукта, удовлетворяющего заказчика;
  3. адаптивность продукта к новым требованиям, которые могут повысить его ценность и конкурентоспособность (возможность внесения изменений на любом этапе разработки);
  4. простота и прозрачность технических решений, документации, процессов и инструментов, чтобы не создавать лишней работы;
  5. частая поставка функционирующего продукта (раз в месяц/неделю или ещё чаще);
  6. постоянный темп работы всех участников проекта на протяжении всего его срока;
  7. минимизация организационных и информационных барьеров, лучший путь передачи информации — это личный разговор лицом к лицу;
  8. тесное и ежедневное общение исполнителей с заказчиком в течении всего проекта;
  9. мотивация участников проекта и обеспечение их всеми необходимыми условиями работы, поддержкой и доверием;
  10. самоорганизация и самоконтроль команды проекта;
  11. непрерывное улучшение профессиональных компетенций команды проекта;
  12. систематический анализ и постоянный поиск возможностей оптимизации командной и индивидуальной работы.
принципы Agile
Главные принципы Agile

2 История выпуска Agile манифеста

«Манифест гибкой методологии разработки программного обеспечения» был выпущен и принят в феврале 2001 года (штат ЮТА США, лыжный курорт The Lodge at Snowbird) группой экспертов. Данный манифест определяет 4 основные ценности и 12 принципов для методологий, базирующихся на нем, а также дает альтернативное видение подхода к разработке программного обеспечения в отличие от крупных и известных методов и методологий, но не является сам по себе методологией.

Гибкие материалы:  Труба гибкая гофрированная: разновидности и сферы применения - Металл Профи

Обычно Agile сравнивают в первую очередь с “методом водопада” (“waterfall”), т.к. на момент выхода манифеста, именно “метод водопада” являлся основным при планировании разработки программного обеспечения. В разработке и выпуске Agile манифеста принимали участие представители следующих методологий[4]:

  • Adaptive software development (ASD)
  • Crystal Clear
  • Dynamic Systems Development Method (DSDM)
  • Extreme Programming (XP)
  • Feature driven development (FDD)
  • Pragmatic Programming
  • Scrum

Собственно данные методологии гибкой разработки существовали и до выпуска манифеста. Сам же выпуск манифеста дал новый толчок к развитию гибких методологий, заложил основы, можно сказать конституцию гибкого подхода к разработке программного обеспечения.

Agile-манифест разработки программного обеспечения:

Основной метрикой agile-методов является рабочий продукт. Отдавая предпочтение непосредственному общению, agile-методы уменьшают объём письменной документации по сравнению с другими методами. Это привело к критике этих методов как недисциплинированных.

Мы постоянно открываем для себя более совершенные методы разработки программного обеспечения, занимаясь разработкой непосредственно и помогая в этом другим. Благодаря проделанной работе мы смогли осознать, что: 

  • Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов
  • Работающий продукт важнее исчерпывающей документации
  • Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта
  • Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану. 

То есть, не отрицая важности того, что справа, мы всё-таки больше ценим то, что слева.

Авторы манифеста:

Kent Beck, Mike Beedle, Arie van Bennekum, Alistair Cockburn, Ward Cunningham, Martin Fowler, James Grenning, Jim Highsmith, Andrew Hunt, Ron Jeffries, Jon Kern, Brian Marick, Robert C. Martin, Steve Mellor, Ken Schwaber, Jeff Sutherland, Dave Thomas

Основополагающие принципы Agile-манифеста:

Мы следуем таким принципам:

  1. Наивысшим приоритетом для нас является удовлетворение потребностей заказчика, благодаря регулярной и ранней поставке ценного программного обеспечения.
  2. Изменение требований приветствуется, даже на поздних стадиях разработки. Agile-процессы позволяют использовать изменения для обеспечения заказчику конкурентного преимущества.
  3. Работающий продукт следует выпускать как можно чаще, с периодичностью от пары недель до пары месяцев.
  4. На протяжении всего проекта разработчики и представители бизнеса должны ежедневно работать вместе.
  5. Над проектом должны работать мотивированные профессионалы. Чтобы работа была сделана, создайте условия, обеспечьте поддержку и полностью доверьтесь им.
  6. Непосредственное общение является наиболее практичным и эффективным способом обмена информацией как с самой командой, так и внутри команды.
  7. Работающий продукт – основной показатель прогресса.
  8. Инвесторы, разработчики и пользователи должны иметь возможность поддерживать постоянный ритм бесконечно. Agile помогает наладить такой устойчивый процесс разработки.
  9. Постоянное внимание к техническому совершенству и качеству проектирования повышает гибкость проекта.
  10. Простота – искусство минимизации лишней работы – крайне необходима.
  11. Самые лучшие требования, архитектурные и технические решения рождаются у самоорганизующихся команд.
  12. Команда должна систематически анализировать возможные способы улучшения эффективности и соответственно корректировать стиль своей работы.

1 Разновидности методологий гибкой разработки Agile

На основании ценностей и принципов, определенных в Agile Manifesto были сформированы следующие гибкие методологии разработки[5]:

– Agile Modeling (AM) – данный подход в основе своей определяет процедуры моделирования (в т.ч. проверка модели кодом) и документирования в рамках разработки программного обеспечения. В меньшей степени описаны процедуры проектирования и построения диаграмм на UML. также не затронуты области разработки, тестирования, управления проектом, развертывания и сопровождения.

– Agile Unified Process (AUP) – унифицированная версия методологии RUP (IBM Rational Unified Process), которая была сформирована Скоттом Амблером. AUP определяет модель создания программного обеспечения в рамках бизнес-приложений.

– Agile Data Method (ADM) — набор итеративных методик гибкой разработки программного обеспечения, в рамках которых делается упор на формирование требований и решений посредством сотрудничества различных кросс-функциональных команд.

– Dynamic Systems Development Method (DSDM) – итеративный и инкрементный подход, базирующийся концепции быстрой разработки приложений – Rapid Application Development (RAD), упор в котором делается на максимальное привлечение конечного пользователя к разработке программного продукта.

– Essential Unified Process (EssUP) – подход, разработанный Иваром Якобсоном (Ivar Jacobson), содержит в себе методы итеративной разработки программного обеспечения, с упором на архитектуру продукта и наработанные практики команды (по сути заимствованные из RUP, CMMI и Agile Development).

Идея заключается в том, что вы используете только те практики и методы, которые применимы в конкретной ситуации. На основе выбранных методов и практик определяется целевой процесс. В отличие от RUP, где все практики и методы взаимосвязаны, в данном случае появляется гибкость и возможность вычленить из всего доступного объема именно необходимые элементы (методы и практики).

– Extreme programming (XP) – идея экстремального программирования заключается в том, чтобы использовать уже имеющиеся лучшие практики в области разработки программного обеспечения, подняв их на новый (экстремальный) уровень. Например в отличие от обычной практики, когда один программист последовательно проверяет написанный код за своим коллегой, в экстремальном программировании данная проверка осуществляется параллельно, что увеличивает скорость выпуска продукта, но и риски тоже.

– Feature driven development (FDD) – основное ограничение, которое накладывается в рамках данного подхода, это “каждая функция должна быть реализована не более, чем за две недели”. Т.е. если реально разработать функцию за один присест, то это хорошо, в противном случае данная функция должна разбиться на несколько и реализовываться постепенно.

– Getting Real (GR)  – в рамках данного подхода исключены процедуры функциональных спецификаций, использующийся для веб-приложений. Разработка начинается от обратного, изначально разрабатывается интерфейс и дизайн, а потом сама функциональность. 

– OpenUP (OUP) – данный подход определяет итеративно-инкрементальный метод разработки программного обеспечения. Разработан на основе RUP. В рамках данного метода определен жизненный цикл разработки (фаза запуска, фаза уточнения, фаза разработки и передачи заказчику).

– lean software development – данный подход основан на концепции бережливого управления производственным предприятием (lean production, lean manufacturing).

– Scrum – один из самых распространенных подходов гибкой разработки программного обеспечения, определяет правила управления процессом разработки с применением существующих практик разработки. Упор осуществляется на вовлеченность Заказчика в процесс (возможность после каждого этапа менять или уточнять требования к создаваемому продукту), что позволяет вовремя определить отклонения и внести необходимые изменения.

Agile — философия, scrum — ее реализация

Таким образом, Agile — это не методология разработки, а система ценностей, помогающих разработчикам делать новые продукты быстрее и с бОльшим эффектом для бизнеса:

  • за счет более эффективного взаимодействия с заказчиком и друг с другом, которое не ограничивается жестким контрактом или жестким внутренним процессом;
  • за счет быстрой реакции на изменения, причем с обеих сторон;
  • за счет фокуса на работающий продукт, а не на вспомогательные вещи вроде документации.

Ценности эти настолько общие и даже абстрактные, что Agile часто называют философией.

Также встречается термин «гибкий образ мышления» (от английского Agile Mindset), который означает понимание человеком ценностей Agile.

Изменить образ мышления руководителей и исполнителей с традиционного на гибкий — это самое сложное из того, что нужно сделать для применения какого-либо Agile-подхода в команде или в компании.

Образ мышления Agile сейчас чаще всего реализуется через фреймворк Scrum, поэтому неудивительно, что эти два слова очень часто используются вместе.

  • Если Agile-мышление не свойственно людям, Scrum приводит лишь к удорожанию разработки, поскольку нужно больше времени выделять на коммуникации и обратную связь, требуются новые роли, нужны ресурсы на обучение, на повышение взаимозаменяемости сотрудников и т.д.
  • И наоборот: без конкретного подхода (вроде Scrum) Agile останется лишь красивой философией — абстракцией, которую большинство людей не смогут превратить в руководство для повседневной работы.

Поэтому Agile и Scrum обычно изучают совместно. На нашем сайте десятки статей по гибкому управлению собраны в рубрику Аджайл и Скрам.

Исторически к Agile относится также и метод Kanban. Поэтому самый универсальный международный сертификат по Agile — ICAgile Certified Professional — включает не только Scrum, но и Kanban.

Agile сложнее, чем 4 ценности

Во-первых, помимо ценностей, в Agile-манифесте есть также 12 принципов, которые уточняют и дополняют ценности.

Во-вторых, в статье «Что такое Agile-подход и зачем он нужен бизнесу» вы найдете подробное изложение 6 признаков работы по Agile, которые намного более конкретны, чем ценности и даже принципы. Приведу их здесь кратко:

  1. Потребности клиента понятны всем. Важно, что при Agile-подходе на нуждах клиента фокусируется не только бизнес и менеджер продукта, но и вся команда. То есть, каждый из разработчиков понимает: кто клиенты, что им нужно и какие их проблемы решает новый продукт. Это помогает находить более адекватные решения.
  2. Процессы и оргструктуры максимально упрощены. Правила и процессы, по которым работают Agile-команды, должны быть простыми, чтобы люди смогли сфокусироваться на клиентах и на создаваемом продукте.
  3. Работа короткими циклами (итерациями). Продолжительность цикла — порядка недели или месяца, за это время разработчики выдают какой-либо полезный для клиента результат.
  4. Системное получение и использование обратной связи. Разработчики демонстрируют продукт заказчику, получают обратную связь на продукт и сведения об изменениях планов заказчика, затем дорабатывают, добавляют что-то полезное и так далее по циклу. Но также цикл обратной связи работает и для совершенствования самого процесса разработки: для избавления от потерь, задержек и иных препятствий, мешающих повышению производительности.
  5. Максимум полномочий у исполнителей. В идеале, люди самостоятельно принимают решения и несут за них ответственность. Когда команда или даже отдельный сотрудник сам(а) может, хочет и имеет право решить какую-то проблему без ожидания действий извне, это значительно ускоряет работу.
  6. Внутренняя мотивация вместо «кнута и пряника». Agile-методы помогают настроить процессы таким образом, что сотрудники становятся более свободны и счастливы на работе, видят востребованность своего труда клиентами, ценят доверие и предоставленные им возможности для саморазвития. Люди с такой внутренней мотивацией эффективнее справляются с работой, особенно если это сложная творческая работа.

Эти 6 признаков характерны для многих гибких подходов, если они правильно применяются. Рассмотрим теперь чуть подробнее, что это за гибкие подходы.

Spiral model (спиральная модель)

Используя эту модель, заказчик и команда разработчиков серьёзно анализируют риски проекта и выполняют его итерациями. Последующая стадия основывается на предыдущей, а в конце каждого витка — цикла итераций — принимается решение, продолжать ли проект.

Рассмотрим, как функционирует эта модель, на примере разработки системы «Умный дом». 

  1. Заказчик решил, что хочет сделать такую систему, и заказал программистам реализовать управление чайником с телефона. Они начали действовать по модели «водопад»: выслушали идею, провели анализ предложений на рынке, обсудили с заказчиком архитектуру системы, решили, как будут её реализовывать, разработали, протестировали и «выкатили» конечный продукт.
  2. Заказчик оценил результат и риски: насколько нужна пользователям следующая версия продукта — уже с управлением телевизором. Рассчитал сроки, бюджет и заказал разработку. Программисты действовали по каскадной модели и представили заказчику более сложный продукт, разработанный на базе первого.
  3. Заказчик подумал, что пора создать функциональность для управления холодильником с телефона. Но, анализируя риски, понял, что в холодильник сложно встроить Wi-Fi-модуль, да и производители не заинтересованы в сотрудничестве по этому вопросу. Следовательно, риски превышают потенциальную выгоду. На основе полученных данных заказчик решил прекратить разработку и совершенствовать имеющуюся функциональность, чтобы со временем понять, как развивать систему «Умный дом».

Спиральная модель похожа на инкрементную, но здесь гораздо больше времени уделяется оценке рисков. С каждым новым витком спирали процесс усложняется. Эта модель часто используется в исследовательских проектах и там, где высоки риски. 

Преимущества спиральной модели

  • Большое внимание уделяется проработке рисков.

Недостатки спиральной модели

  • Есть риск застрять на начальном этапе— бесконечно совершенствовать первую версию продукта и не продвинуться к следующим.
  • Разработка длится долго и стоит дорого.

На основе итеративной модели была создана Agile — не модель и не методология, а скорее подход к разработке.

Гибкость против жесткости: agilevswaterfall

В отличие классического Project Management (PM), когда проект жестко регламентирован заранее установленными требованиями (контрактами), Agile предполагает быстроту реагирования, а также гибкую адаптацию к внешним и внутренним изменениям. Это достигается с помощью итеративной разработки продукта и эффективного межличностного общения.

В водопадной (каскадной) модели PM, которая считалась стандартом де-факто, проект состоит из функциональных задач, где каждая последующая работа четко регламентирована и начинается строго после окончания предыдущей, например, тестирование начнется только после того, как написан весь код.

Waterfall, водопад, водопадная каскадная модель разработки ПО
Waterfall — водопадная (каскадная) модель разработки ПО

В Agile продукт создается серийно, когда каждая последующая версия работоспособного решения имеет больше функциональных возможностей, чем предыдущая. Такое уплотнение процессов позволяет существенно сократить сроки выхода готового продукта на рынок, что особенно значимо для бизнеса.

гибкая итерационная разработка ПО, спринт
Гибкая разработка ПО серией итераций

История методик управления проектами

С древнейших времен люди поняли, что для достижения какой-то поставленной цели или задачи гораздо выгоднее, быстрее и эффективнее объединиться. Мамонта в одиночку не завалить, в пещере одному небезопасно и даже урожай одному не собрать. Вместе как минимум – веселее.

Время шло и люди учились объединяться во все большие структуры: семьи, племена, города, народы и целые империи. Во всех этих структурах независимо от их размера и сути всегда появлялось руководство. Человек или группа людей которая занималась организацией и контролем процесса.

Так как руководство проектом можно определить, как действия по организации людей, к достижению общей цели, то постепенно, появление новых идей и мыслей в этом направлении дало сильный импульс для развития науки управления, с самой древности. 

И так в Египте смогли возвести пирамиды, а китайские рабочие под руководством императора, смогли воздвигнуть Великую китайскую стену. Все эти тысячи и тысяч человек являлись первыми участниками проектов. Конечно они не знали об этом, и вряд ли какой-то надсмотрщик с плетью в руке задумывался об улучшении методов управления, кроме как посильнее размахнуться в следующий раз.

Но давайте вернемся ближе к нашему времени, в начало двадцатого века. В Европе и США идет бурное развитие промышленности, предприятия ищут возможности для повышения эффективности. В США Фредерик Тейлор начал свои подробные исследования в области научной организации труда и менеджмента, а его ученик Генри Гант изучал менеджмент на примере постройки кораблей во время Первой мировой войны и предложил свою диаграмму, состоящую из отрезков (задач) и точек (завершающих задач или вех), как средство для представления длительности и последовательности задач в проекте.

Нам они известны как “Диаграммы Ганта” или Каскадная модель. Они совершили настоящую революцию в управлении проектами в 20-х годах XX века. Диаграммами пользовались во многих грандиозных инженерных проектах, например при строительстве дамбы Гувера и при строительстве сети скоростных магистралей США.

Область применения agile

В основу Agile были заложены общепонятные ценности. Поэтому Agile применяют в самых разных отраслях: в банках и страховых компаниях, в розничных сетях и телекомах, и даже в энергетике и промышленности. Формулировки многих принципов Agile относятся лишь к разработке программного обеспечения, но большинство из них применимы и вне IT.

Судя по числу участников исследования Agile в России 2022, IT-отрасль теряет свою монополию на Agile, имея долю менее 50% от общего числа людей, вовлеченных в Agile-трансформации.

Agile — это уже давно не только про разработку программного обеспечения.

Но это не значит, что гибкие подходы есть смысл применять везде без ограничений.

Одно из ключевых ограничений Agile кроется в словах «для разработки новых продуктов». Пусть «продукт» здесь употребляется в самом широком смысле, но вот новые продукты все-таки разрабатывает лишь небольшой процент людей. А особенно эффективно Agile себя проявляет лишь в творческой работе и/или в условиях неопределенности.

  • Agile целесообразно применять в ситуации, когда первую версию продукта нужно выпустить на рынок как можно быстрее, иначе конкурентная борьба может быть проиграна.
  • Другая ситуация, когда ценности Agile будут наиболее эффективны: инновационный продукт с заранее непредсказуемыми свойствами и/или с нестандартными средствами (новыми технологиями) для его разработки.

Про область применимости Agile и про основные проблемы, которые влечет за собой Agile, смотрите в 5-минутном видео Алексея Пименова:

Подробнее о том, зачем и когда нужны гибкие подходы, вы узнаете из бесплатных видеоуроков про Agile (11 видео, 65 минут).

Понятие гибкой методологии разработки agile

Гибкая методология разработки (от англ. – Agile software development) – манифест, определяющий способ мышления и содержащий основные ценности и принципы, на которых базируется несколько подходов (фреймворков, от англ. framework – каркас, структура) к разработке программного обеспечения (хотя в последнее время идет тенденция и попытки применения гибкой методологии разработки к иным направлениям деятельности, не только в части информационных технологий), подразумевающих под собой интерактивную разработку, периодического (динамического) предоставления (обновления) требований от Заказчика и их реализацию посредством самоорганизующихся рабочих групп, сформированных из экспертов различного профиля[1] (разработчики, тестировщики, внедренцы и т.д.).

Такой перевод Agile, как “гибкая методология разработки” не совсем корректен т.к. обычно Agile не называют методологией, а вот подходы на основе данного манифеста и есть методологии, но с точки зрения Agile их называют – фреймворки. На данный момент существует множество фреймворков (методологий), подходы которых базируются на гибкой методологии разработки, например такие, как: Scrum, Extreme programming, FDD, DSDM и т.д.

Определение с точки зрения BPM CBoK [от англ. – Guide to the Business Process Management Common Body Of Knowledge]. Agile – Одна из методологий итеративной и пошаговой разработки ПО, в противоположность традиционной линейной методологии «водопад». Методология гибкой разработки определяет систему методов проектирования, разработки и тестирования на протяжении всего жизненного цикла ПО.

Методы гибкой разработки (например, SCRUM) основаны на оперативном реагировании на изменения за счет применения адаптивного планирования, совместной выработки требований, рационализации самоорганизующихся кросс‑функциональных групп разработчиков, а также пошаговой разработки ПО с четкими временными рамками. Этот подход используется во многих современных проектах разработки коммерческого ПО.

В основе гибкой методологии разработки лежит либерально-демократический подход к управлению и организации труда команд, члены которой сконцентрированы на разработке конкретного программного обеспечения[2].

За счет того, что разработка программного обеспечения с применением гибкой методологии определяет серии коротких циклов (итераций), с длительностью 2-3 недели, достигается минимизация рисков т.к. по завершению каждой итерации Заказчик принимает результаты и выдает новые или корректирующие требования т.е. контролирует разработку и может на неё сразу влиять.

Каждая итерация включает в себя этапы планирования, анализа требований, проектирование, разработку, тестирование и документирование. Обычно одной итерации не достаточно для выпуска полноценного программного продукта, но при этом по окончании каждого этапа разработки должен появляться “осязаемый” продукт или часть функционала, которую можно посмотреть, потестировать и выдать дополнительные или корректирующие меры.

Одной из основных идей Agile, является взаимодействие внутри команды и с заказчиком лицом к лицу, что позволяет быстро принимать решения и минимизирует риски разработки программного обеспечения, поэтому команду размещают в одном месте, с географической точки зрения.

Гибкие методологии построены таким образом, что изменения приветствуются, а неопределенность признается. Существует несколько отличительных признаков всех гибких методологий.

Разработка ведется короткими итерациями. Чем короче итерация, чем чаще можно демонстрировать продукт заказчику и изменять направление развития продукта. Заказчик сможет руководить разработкой продукта вместо того, чтобы дождаться окончания разработки и убедиться, что получилось совсем не то, что он хотел.

Инкрементальная разработка. За каждую итерацию продукт дополняется новыми функциями, оставаясь при этом полностью функциональным и готовым к передаче заказчику

Самоорганизующаяся команда. Как показывает практика, только самоорганизующиеся команды способны гибко реагировать на изменения. Дело в том, что короткие итерации и часто меняющиеся требования приводят к тому, что поддерживать документацию по проекту в полном объеме невозможно технически.

В этом случае команда тратила бы на работу с требованиями больше времени, чем на разработку кода. А раз документации мало – команде приходится намного больше общаться лицом к лицу, решая повседневные проектные задачи. Команда должна быть самоорганизующейся, чтобы справится с потоком проблем.

Адаптирующийся процесс. В традиционном подходе к разработке процесс определяется на уровне организации, а на уровне проекта происходит его тейлоринг, «подгонка по телу проекта». На практике это означает, как правило, что менеджер проекта принимает решения, какие из стандартных регламентных требований организации не применимы к проекту и документирует свое решение в соответствующем документе. В Agile процесс определяется по ходу проекта самой проектной командой.

Принципы Agile изменяют представление о том, как надо разрабатывать программное обеспечение. Трансформируется сама парадигма[3]: фокус смещается с ориентированности на процесс как на последовательность заранее продуманных руководством шагов на ориентированность на проектную команду, как на группу людей, способных самоорганизоваться и решать все проблемы самостоятельно.

Это изменение носит совсем не формальный характер: оно требует от членов проектных команд совершить переворот в собственном сознании, отказаться от ориентированности на административно-командные методы управления и попытаться сформировать совершенно новые для них методы решения проблем.

По сути Agile – набор практик, которые позволяют воплощать все эти принципы в жизнь.Некоторые принципы и связанные с ними практики просты и практически никогда не вызывают трудностей при внедрении. Речь идет прежде всего об итеративной и инкрементальной разработке.

Куда сложнее дело обстоит с принципами самоорганизации команды и адаптирующегося процесса. Agile особенно эффективен, если команда самоуправляема и самоорганизуема. Добиться этого на практике непросто. Фактически, это означает смену парадигмы мышления – с привычки подчинения на привычку сотрудничества.

Препятствует процессу внедрения, например, индивидуальная оценка деятельности каждого члена команды, принятая во многих организациях. Нет ничего более опасного для воспитания команды, чем осуждение отдельного члена команды. Виноватый настраивается не на сотрудничество, а на самозащиту. Все Agile методологии подчеркивают, что оценивать производительность можно только для команды целиком.

Внедрение коллаборативного мышления требует особого мужества в организации, управляемой традиционными административными методами. Все менеджеры достигли своего положения благодаря тому, что знают, что такое личная ответственность и способны принимать правильные решения в одиночестве.

Как теперь перебороть представление о том, что такое хорошо и что такое плохо и начать внедрять “демократию” в отдельно взятом проекте? Зачастую решения о внедрении Agile принимаются чисто административными методами – находится отсветственный, ему поручается команда.

Стараясь быть эффективным, менеджер щедро раздает пинки и тычки, кровью выбивая из команды “мотивированность” на успех. Такая тактика не принесет ничего, кроме разочарования. Команда не умеет принимать решения самостоятельно – а значит и не несет за решение ответственность.

Резюме. место agile среди родственных управленческих подходов

Итак, Agile — это не методология, не свод рецептов, не доски со стикерами и не стандартизованный набор встреч команды, предписанный в Scrum.

Это слово сейчас имеет два основных значения:

  • Agile — это система ценностей (или образ мышления, или философия, если вам так больше нравится), которая способствует быстрой разработке новых продуктов, максимально отвечающих потребностям клиентов.
  • Agile — это также собирательное название очень разных подходов к управлению разработкой, некоторые из которых даже не разделяют все 4 ценности Agile (пример — Kanban). Так уж исторически сложилось.

Agile фокусируется именно на разработке — точнее, на реализации и поставке готовых продуктов. Тогда как для генерации и проверки идей новых продуктов Agile следует дополнить различными продуктовыми подходами: Customer Development, Design Thinking и т.п.

С другой стороны, Agile — это про организацию процесса разработки, а не про технические детали реализации, зависящие от индустрии. Например, в IT-индустрии с той же целью (быстрая поставка ценности клиенту) применяются так называемые инженерные практики и DevOps, но они в Agile не входят.

Agile помогает решить две основные задачи, типичные для современного бизнеса:

  1. сократить время вывода продуктов на рынок / время их поставки потребителю;
  2. ускорить принятие решений на уровне команд и выше.

Для подходов к ускорению на уровне программ и портфелей проектов (в крупных организациях) грамотнее применять термин Enterprise Agility, хотя во многих контекстах их тоже относят к Agile.

Что же касается подходов к повышению гибкости/скорости принятия решений на уровне всего бизнеса, то это намного шире Agile. Так что для обозначения таких подходов следует использовать термин Business Agility, получивший распространение в конце 2022-х годов.

Среди 12 доменов бизнес-гибкости, показанных на рисунке, Agile полностью покрывает домен «Гибкость процессов», но также связан в той или иной степени с 5-ю другими доменами, по меньшей мере.

Таким образом, хотя Agile появился намного раньше других модных управленческих терминов, он не теряет своей актуальности. Будь вы хоть топ-менеджером, хоть руководителем проектов, хоть разработчиком продуктов, ценности и принципы Agile-манифеста вам стоит понять и запомнить, чтобы ваш гибкий процесс приносил ожидаемую пользу.

С каждым спринтом продукт становится полезнее

Перед первым спринтом команда и заказчик проводят совещание. Заказчик — условная роль, им может быть и член команды. Он определяет задачи, которые команда решит за спринт.

Здесь появляется первая сложность. Согласно философии Agile, после каждого спринта продукт должен быть:

  • работоспособным;

  • полезным для пользователя;

  • более совершенным, чем до спринта.

Agile-подход к разработке продукта.

Результатом первых недель работы должен стать продукт, готовый к выходу на рынок. Такой продукт называют минимально работоспособным (Minimum Viable Product, MVP).

Запуск MVP — важная точка проекта. Удачный MVP либо сразу привлекает пользователей, либо сразу проваливается и показывает нежизнеспособность идеи.

Допустим, мы делаем интернет-магазин. Магазину нужны карточки товаров, поиск, корзина, профили пользователей, бонусная система, рассылки и все такое. Если делать это по каскадной методологии, до запуска пройдут месяцы. Мы идем по Agile, поэтому ищем MVP.

Этот MVP приносит пользу: лэндинг покажет, насколько наш магазин интересен аудитории, а потенциальные покупатели получат скидку. Это удачный MVP. Подробнее про суть минимально работоспособного продукта хорошо написал инвестор Аркадий Морейнис.

Возвращаемся к спринту. Во время него команда работает по модели, близкой к каскадной. Каждую новую функцию проектируют и программируют, а затем тестируют и документируют. Когда спринт завершен, команда имеет работоспособную, полезную и более совершенную версию продукта.

Перед следующим спринтом команда планирует следующий рывок. На этом этапе заказчик может добавить задачи, которых раньше не было. Agile поощряет то, что немыслимо для «водопада»: «Изменение требований приветствуется, даже на поздних стадиях разработки». В конце проекта продукт может сильно отличаться от того, что планировали на старте.

Пары «план — спринт» идут одна за другой, пока живет проект.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *