Agile методология — принципы Agile управления проектами | Экспертные статьи ProКачество

Кратко о том, что входит в agile сегодня

К гибким «методам управления» относятся, в частности, фреймворк Scrum и метод Kanban. Согласно исследованию Agile в России, Канбан сейчас занимает прочное второе место по популярности после Скрама (если не считать самопальных гибких подходов, которые любят изобретать в российских компаниях).

В Scrum работа ведется спринтами — одинаковыми по продолжительности короткими итерациями. Вся работа выполняется силами небольшой (до 10 человек) команды, в которую входят разработчики, владелец продукта (отвечающий за успех продукта) и скрам-мастер (отвечающий за эффективность и правильное применение Scrum). Команда самостоятельно решает, кто, что, когда и как делает.

Все участники команды совместно планируют спринт, совместно демонстрируют результаты заинтересованным лицам и совместно ищут способы решения проблем как с продуктом, так и с процессом работы. В ходе спринта разработчики ежедневно и устно обсуждают препятствия, краткосрочные планы и разделение работы между собой.

Kanban — это метод повышения качества сервиса: набор принципов и практик, которые делают сервис (или разработку продукта) более быстрым и лучше соответствующим ожиданиям потребителей.

Канбан отличается от Скрама по многим параметрам, в частности:

  • имеет более широкую область применения (не только новые продукты, но и поддержка, операционка);
  • в отличие от Scrum, внедряется постепенно (без одномоментного изменения текущих процессов) и более просто (без изменений оргструктуры, например);
  • нацелен не только на ускорение, но и на равномерность процессов;
  • имеет сильно отличающиеся от Скрама метрики, не требующие оценки трудоемкости задач (например, время прохождения задачи в системе);
  • отличается отсутствием фокуса на самоорганизацию команды и отсутствием прямой связи Kanban-практик с Agile-ценностями (у Канбана есть свои ценности, многие из которых вполне согласуются с ценностями Agile, например: клиентоориентированность, сотрудничество, прозрачность).

Подробнее об этом см. в статье про отличия Kanban и Scrum.

Наиболее широко применяется первая из 6 практик Kanban: визуализация процесса — в том числе, с помощью так называемой Канбан-доски. Это физическая или электронная доска со стикерами, обозначающими разные задачи. В отличие от Скрам-доски с 3-мя столбцами, в Канбане принято визуализировать на доске каждый этап процесса, а также делить каждый столбец на две части — «в работе» и «готово к следующему этапу»:

Конечно, Scrum и Kanban — это далеко не единственные подходы, входящие в Agile. Но большинство других активно развивающихся сейчас гибких подходов касаются проблем другого уровня, нежели описанные в этой статье.

Речь про проблемы крупных организаций, которые вынуждены конкурировать со стартапами как по скорости вывода новых продуктов на рынок, так и по скорости принятия решений. Таким организациям помогают, в частности, подходы SAFe (Scaled Agile Framework) и LeSS (Large-Scale Scrum), а также нехитрая практика Scrum of Scrums. Это — тройка наиболее популярных подходов к масштабированию Agile, как показывает то же исследование Agile в России.

Отличительные особенности всех сколь-нибудь популярных в России подходов, имеющих отношение к Agile (а также к более широкому понятию Business Agility), вы можете посмотреть на одном экране, скачав нашу карту гибких подходов для бизнеса в виде картинки и в виде пригодного к печати плаката.

Готовность к изменениям важнее, чем следование плану

Чтобы не откладывать риски проектов на последние стадии разработки (когда будет уже поздно уменьшать содержание работы, сдвигать срок или усиливать команду), Agile предлагает не только итеративность работы, но и готовность к изменениям на всех стадиях.

Чтобы в первую очередь делалось самое ценное, текущее видение бизнес-ценности и позиционирования продукта должно быть прозрачно для разработчиков, а процесс их работы должен позволять вносить существенные изменения в прежние планы. В том числе, разработчики должны быть готовы добавлять в продукт незапланированные новые возможности, если они стали ценными в изменившейся ситуации.

Что касается готовности к изменениям со стороны представителей заказчика (клиента), то в такой ситуации они могут пожертвовать чем-то запланированным (но менее ценным) ради новых возможностей. Готовность заказчика оперативно жертвовать какой-то частью запланированного также нужна в ситуации, когда исполнители столкнулись с непредвиденными проблемами в ходе разработки.

Agile — философия, scrum — ее реализация

Таким образом, Agile — это не методология разработки, а система ценностей, помогающих разработчикам делать новые продукты быстрее и с бОльшим эффектом для бизнеса:

  • за счет более эффективного взаимодействия с заказчиком и друг с другом, которое не ограничивается жестким контрактом или жестким внутренним процессом;
  • за счет быстрой реакции на изменения, причем с обеих сторон;
  • за счет фокуса на работающий продукт, а не на вспомогательные вещи вроде документации.

Ценности эти настолько общие и даже абстрактные, что Agile часто называют философией.

Также встречается термин «гибкий образ мышления» (от английского Agile Mindset), который означает понимание человеком ценностей Agile.

Изменить образ мышления руководителей и исполнителей с традиционного на гибкий — это самое сложное из того, что нужно сделать для применения какого-либо Agile-подхода в команде или в компании.

Образ мышления Agile сейчас чаще всего реализуется через фреймворк Scrum, поэтому неудивительно, что эти два слова очень часто используются вместе.

  • Если Agile-мышление не свойственно людям, Scrum приводит лишь к удорожанию разработки, поскольку нужно больше времени выделять на коммуникации и обратную связь, требуются новые роли, нужны ресурсы на обучение, на повышение взаимозаменяемости сотрудников и т.д.
  • И наоборот: без конкретного подхода (вроде Scrum) Agile останется лишь красивой философией — абстракцией, которую большинство людей не смогут превратить в руководство для повседневной работы.

Поэтому Agile и Scrum обычно изучают совместно. На нашем сайте десятки статей по гибкому управлению собраны в рубрику Аджайл и Скрам.

Исторически к Agile относится также и метод Kanban. Поэтому самый универсальный международный сертификат по Agile — ICAgile Certified Professional — включает не только Scrum, но и Kanban.

Agile сложнее, чем 4 ценности

Во-первых, помимо ценностей, в Agile-манифесте есть также 12 принципов, которые уточняют и дополняют ценности.

Во-вторых, в статье «Что такое Agile-подход и зачем он нужен бизнесу» вы найдете подробное изложение 6 признаков работы по Agile, которые намного более конкретны, чем ценности и даже принципы. Приведу их здесь кратко:

  1. Потребности клиента понятны всем. Важно, что при Agile-подходе на нуждах клиента фокусируется не только бизнес и менеджер продукта, но и вся команда. То есть, каждый из разработчиков понимает: кто клиенты, что им нужно и какие их проблемы решает новый продукт. Это помогает находить более адекватные решения.
  2. Процессы и оргструктуры максимально упрощены. Правила и процессы, по которым работают Agile-команды, должны быть простыми, чтобы люди смогли сфокусироваться на клиентах и на создаваемом продукте.
  3. Работа короткими циклами (итерациями). Продолжительность цикла — порядка недели или месяца, за это время разработчики выдают какой-либо полезный для клиента результат.
  4. Системное получение и использование обратной связи. Разработчики демонстрируют продукт заказчику, получают обратную связь на продукт и сведения об изменениях планов заказчика, затем дорабатывают, добавляют что-то полезное и так далее по циклу. Но также цикл обратной связи работает и для совершенствования самого процесса разработки: для избавления от потерь, задержек и иных препятствий, мешающих повышению производительности.
  5. Максимум полномочий у исполнителей. В идеале, люди самостоятельно принимают решения и несут за них ответственность. Когда команда или даже отдельный сотрудник сам(а) может, хочет и имеет право решить какую-то проблему без ожидания действий извне, это значительно ускоряет работу.
  6. Внутренняя мотивация вместо «кнута и пряника». Agile-методы помогают настроить процессы таким образом, что сотрудники становятся более свободны и счастливы на работе, видят востребованность своего труда клиентами, ценят доверие и предоставленные им возможности для саморазвития. Люди с такой внутренней мотивацией эффективнее справляются с работой, особенно если это сложная творческая работа.

Эти 6 признаков характерны для многих гибких подходов, если они правильно применяются. Рассмотрим теперь чуть подробнее, что это за гибкие подходы.

Scrum

Вообще-то Scrum появился еще до того, как сформировался манифест Agile. Но его принципы хорошо укладываются в концепцию гибкой методологии, поэтому принято причислять его к этому семейству.

Впервые термин прозвучал в 1986 году. Японские исследователи Икуджиро Нонака и Хиротака Такеучи в статье The new New product development game сформулировали принципы, позволяющие быстрее создавать новый продукт. Среди условий такой разработки назвали самоорганизующуюся команду специалистов, их полную свободу в творчестве и работе — без ограничений со стороны топ-менеджмента. Этот подход авторы описали так:

«Это как оставить всех сотрудников на втором этаже и убрать лестницу, а потом сказать: прыгайте или делайте что угодно — решение за вами. Экстремальные условия рождают творческий подход!»

Руководство ставит перед командой задачу и, возможно, сообщает сроки, но не дает конкретных указаний — рабочая группа самостоятельно ищет решение.

Главное для Scrum-подхода — особая динамика работы, когда команда постоянно обсуждает, как сделать продукт лучше. Такой ритм авторы сравнивают с регби: игроки передают мяч друг другу, но при этом команда движется по полю как единое целое, достигая общей цели. Из регби и пришел термин «скрам» — это схватка из-за мяча.

Методика, предложенная Нонака и Такеучи, нашла применение в IT-сфере, разработке инженерных решений в машиностроении, электронике. В 90-х Scrum оформился как проработанная и цельная методология, оброс конкретными приемами, помогающими с нуля наладить работу команды.

Xp — программируем экстремально!

Речь не о Windows XP. Под этой аббревиатурой скрывается еще одна методология из класса Agile: eXtreme Programming — экстремальное программирование. Ее придумал разработчик Кент Бек, развивали Уорд Каннингем, Мартин Фаулер и другие. Это набор простых принципов и практик, которые помогают наладить эффективную работу.

Экстремальное программирование не предлагает разработчикам писать код, сидя в бассейне с пираньями, или отлаживать его, скатываясь  с горы. Авторы методологии делают интенсивнее приемы обычного программирования, чтобы повысить их продуктивность.

Вспомним, как работает классический разработчик. Он тщательно продумывает, планирует, а затем пишет фрагмент программы — работающий блок или функцию. Тестирует ее, отлавливает баги, устраняет их, снова проверяет и исправляет… Потом передает завершенный код на проверку тестировщикам или коллегам-программистам. Когда накапливаются изменения, их сводят воедино и создают работающую версию программы.

В экстремальном программировании все эти принципы доведены до предела. Нет времени объяснять — нужно делать! Планируют на короткий срок. Итерации разработки максимально сжатые. Чем быстрее выйдет рабочая версия — тем лучше. Реализуется самое простое из решений, а код пишется и тестируется параллельно.

Гибкость во всем

С английского agile переводится как «подвижный, быстрый, проворный». Но в русской IT-лексике за этой группой методологий закрепилось определение «гибкие». Agile-подход динамично организует программирование, постоянно адаптируя проект к новым обстоятельствам и требованиям.

Не углубляясь в детали, вспомним, как устроена разработка по методологии Waterfall:

  1. Выдвигаются требования к ПО, разрабатывается техническое задание (ТЗ).
  2. Поставленные задачи воплощаются в коде.
  3. Выполняется тестирование.
  4. Готовое ПО внедряется в работу.

Теоретически в Waterfall возможен возврат на предыдущие ступени — например, если оказывается, что ту или иную задачу невозможно выполнить по техническим причинам. В этом случае ТЗ пересматривают, но это скорее чрезвычайная ситуация. В норме конечный продукт должен идеально соответствовать требованиям, целям и задачам, которые были сформулированы до разработки.

В Agile-методологии в приоритете не исходные установки, а актуальные потребности пользователя. Постоянно вносить изменения в ТЗ, даже в самый разгар разработки, для Agile нормально. В гибкой методологии не предусмотрен предварительный генеральный план — напротив, программный продукт пишется практически экспромтом.

Разработка проходит через ряд циклов — итераций. Каждая итерация — это фактически отдельный проект, где разрабатывают фрагмент программы, улучшают функциональность, добавляют новые возможности.

Чтобы понять, как это работает, представим коллектив разработчиков, создающих аудиоплеер. Уже написан костяк программного кода: интерфейс и базовый функционал. Программа умеет воспроизводить файлы формата MP3, WAV и OGG. Но пользователи предлагают добавить проигрывание CD-дисков и подключить горячие клавиши, чтобы быстро управлять плеером.

Начинается новая итерация разработки. Коллеги-программисты собираются на короткое совещание: обсуждают задачи, распределяют их и вырабатывают способы решения. Один из разработчиков предлагает добавить воспроизведение онлайн-радио.

Следующий этап — разработка — может занять от нескольких дней до недель. Создается программный код, интегрируется в продукт, выполняется тестирование. Когда новая функциональность полностью готова к работе, компилируется очередная версия программы и исполняемый файл отправляется к пользователям.

На этом итерация завершается — и начинается новый виток разработки.

Идеи и принципы

Гибкая методология — не единый подход к разработке, а набор идей и принципов, на которых основаны конкретные практические решения. Можно считать это особой философией, которая задает вектор, а не предписывает действия. Эти идеи и принципы были впервые сформулированы в Agile-манифесте.

Четыре центральных идеи Agile Manifesto

  • Люди и взаимодействие важнее, чем процессы и инструменты.
  • Работающее ПО важнее, чем исчерпывающая документация.
  • Сотрудничество с заказчиком важнее, чем согласование условий контракта.
  • Готовность к изменениям важнее, чем следование первоначальному плану.

12 принципов Agile

  1. Задача высшего приоритета — регулярно и как можно раньше удовлетворять потребности заказчика, предоставляя ему программное обеспечение.
  2. Учитывать, что требования могут измениться на любом этапе разработки. Если изменения быстро вносятся в проект, заказчик может получить конкурентные преимущества.
  3. Выпускать версии готовой программы как можно чаще — с промежутком от двух недель до двух месяцев.
  4. Ежедневно вместе работать над проектом — разработчикам и заказчикам.
  5. Поручить работу мотивированным профессионалам. Обеспечить поддержку и условия, довериться им — и работа будет сделана.
  6. Общаться напрямую — это самый эффективный способ взаимодействия внутри команды и вне ее.
  7. Считать главным показателем прогресса работающий продукт.
  8. Поддерживать постоянный ритм работы — касается и разработчиков, и заказчиков.
  9. Уделять пристальное внимание техническому совершенству и качеству проектирования — это повышает гибкость проекта.
  10. Минимизировать лишнюю работу.
  11. Стремиться к самоорганизующейся команде — в ней рождаются наиболее эффективные и качественные решения.
  12. Всем участникам команды — постоянно искать способы повышать эффективность работы.

Но руководствуясь только этими идеями и принципами, выстроить рабочие процессы нельзя. Поэтому принято считать, что Agile — это класс, в рамках которого существует ряд прикладных методологий.

История появления гибкого метода управления

Agile зародился в IT-индустрии на фоне проблем в разработке продуктов.

До 1990-х процессы по разработке программного обеспечения трудно было назвать успешными. Разработка двигалась согласно этапам, которые были описаны многочисленными документами на старте проекта. Вести документацию было необходимо в процессе разработки, что негативно сказывалось на сроках выполнения работы.

Активные попытки создать новые методы и подходы к проектам по программированию начались в 90-х годах. В это время появились такие методы, как RAD, XP, Scrum и т.д.

В 2001 году в США группа независимых практиков сформулировала новый подход, включающий в себя самые успешные принципы разработки продуктов. Этот метод был альтернативой сложным и тяжеловесным моделям управления проектами, например, водопадной. Новый подход заключался в гибкой системе управления и был назван словом «Agile».

Книги про agile

Чтобы разобраться с принципами Agile и понять, как внедрить эту модель в работу компании, стоит изучать литературу не об аджайл в целом, а о конкретных инструментах и методологиях. Вот пара книг об инструментах внедрения гибкого подхода:

Книга основателя методологии scrum Джеффа Сазерленда «Scrum. Революционный метод управления проектами» поможет понять, как она работает, какие плюсы и минусы у нее есть, а также даст описание конкретных шагов для внедрения Scrum в работу. Эта книга подойдет для менеджеров, руководителей, разработчиков, а также всех, кто изучает теорию эффективного управления проектами.

Книга «Канбан. Альтернативный путь к Agile», которую написал основатель подхода, научит распознавать возможные пути улучшения работы компании или отдельного проекта. В книге автор делится знаниями об управлении процессами создания продукта, помогает понять, стоит ли встраивать методологию в работу, и описывает способы внедрения Kanban в работу компании. Книга полезна для менеджеров и руководителей проектов.

Никакого волшебства

Гибким методологиям приписывают невероятные достижения и чудодейственные свойства решать любые проблемы разработки. Но в действительности ничего фантастического в них нет. Это хорошие инструменты: если ими грамотно пользоваться, они могут сделать рабочие процессы быстрыми и эффективными, а еще мотивировать членов команды трудиться творчески и развиваться.

Agile-методологии предъявляют высокие требования к профессионализму, квалификации и настрою специалистов. Важна сплоченность коллектива, взаимное уважение и обмен опытом. Экстремальные практики не научат плохого программиста гениально кодить, Scrum не поможет конфликтному специалисту влиться в коллектив.

Вы можете сказать, что уже работали по похожей схеме, хоть и не знали об Agile. Для разработчика естественно писать код небольшими фрагментами, время от времени собираясь с коллегами у кофейного автомата, чтобы обменяться мнениями и информацией. Разумно разбивать разработку на итерации, в ходе которых устранять баги и добавлять фичи, а в конце выкатывать новую версию. В этом прелесть методологий Agile: они интуитивно понятны и близки каждому программисту.

Область применения agile

В основу Agile были заложены общепонятные ценности. Поэтому Agile применяют в самых разных отраслях: в банках и страховых компаниях, в розничных сетях и телекомах, и даже в энергетике и промышленности. Формулировки многих принципов Agile относятся лишь к разработке программного обеспечения, но большинство из них применимы и вне IT.

Судя по числу участников исследования Agile в России 2022, IT-отрасль теряет свою монополию на Agile, имея долю менее 50% от общего числа людей, вовлеченных в Agile-трансформации.

Agile — это уже давно не только про разработку программного обеспечения.

Но это не значит, что гибкие подходы есть смысл применять везде без ограничений.

Одно из ключевых ограничений Agile кроется в словах «для разработки новых продуктов». Пусть «продукт» здесь употребляется в самом широком смысле, но вот новые продукты все-таки разрабатывает лишь небольшой процент людей. А особенно эффективно Agile себя проявляет лишь в творческой работе и/или в условиях неопределенности.

  • Agile целесообразно применять в ситуации, когда первую версию продукта нужно выпустить на рынок как можно быстрее, иначе конкурентная борьба может быть проиграна.
  • Другая ситуация, когда ценности Agile будут наиболее эффективны: инновационный продукт с заранее непредсказуемыми свойствами и/или с нестандартными средствами (новыми технологиями) для его разработки.

Про область применимости Agile и про основные проблемы, которые влечет за собой Agile, смотрите в 5-минутном видео Алексея Пименова:

Подробнее о том, зачем и когда нужны гибкие подходы, вы узнаете из бесплатных видеоуроков про Agile (11 видео, 65 минут).

Преимущества agile

  1. Программный продукт готов к использованию на самых ранних этапах его разработки, пусть и не с полной функциональностью.
  2. Разработчики постоянно в контакте с заказчиком и пользователем и всегда знают, что именно требуется от программы, могут оперативно реагировать на новые потребности пользователя и пожелания к продукту.
  3. Нет жестких рамок, поэтому программный продукт постоянно изменяется и улучшается, становится эффективнее и привлекательнее для пользователя.

Заказчик и пользователь в этой схеме выступают не столько как инвесторы, сколько как партнеры и идейные вдохновители. И это оправдано — не всегда программист ясно представляет, что именно хочет получить пользователь. Но и он, далекий от разработки, понятия не имеет о возможностях, которые может получить с помощью программы, какие процессы можно автоматизировать и на каком уровне.

Нет заранее и подробно сформулированного технического задания — значит, разработчик может решить задачу творчески. Но не слишком — пользователь не позволит ему оторваться от реальности и наплодить ненужного кода. Каждый фрагмент программы будут обсуждать и продумывать совместно.

Проблема

Со стороны бизнеса разработка ПО всегда была тяжело прогнозируема. Еще 20 лет назад любой названный срок разработки было принято умножать на 1.5, однако и подобный допуск часто оказывался недостаточным. Еще большей проблемой всегда являлось то, что для человека без технической экспертизы совершенно не представляется возможным узнать реальный статус выполнения проекта, а полагаться в этом отношении на голословные утверждения не всегда разумно.

Разработчики с трудом оценивают сроки по разным причинам. Иногда это может быть работа над действительно непредсказуемым участком, например, над требующим творческого подхода решением проблемы, или же над сложным алгоритмом. Однако гораздо чаще встречаются ситуации, когда разработчик хочет сделать идеальное, по его представлению, или же обобщенное решение, которое бизнесу абсолютно не нужно, а стоит дорого.

Необходимо иметь четкий прогноз: в какой срок и за какую сумму бизнес получит ожидаемый и измеримый результат, ведь без этих цифр до завтрашнего дня он может элементарно не дожить.

Резюме. место agile среди родственных управленческих подходов

Итак, Agile — это не методология, не свод рецептов, не доски со стикерами и не стандартизованный набор встреч команды, предписанный в Scrum.

Это слово сейчас имеет два основных значения:

  • Agile — это система ценностей (или образ мышления, или философия, если вам так больше нравится), которая способствует быстрой разработке новых продуктов, максимально отвечающих потребностям клиентов.
  • Agile — это также собирательное название очень разных подходов к управлению разработкой, некоторые из которых даже не разделяют все 4 ценности Agile (пример — Kanban). Так уж исторически сложилось.

Agile фокусируется именно на разработке — точнее, на реализации и поставке готовых продуктов. Тогда как для генерации и проверки идей новых продуктов Agile следует дополнить различными продуктовыми подходами: Customer Development, Design Thinking и т.п.

С другой стороны, Agile — это про организацию процесса разработки, а не про технические детали реализации, зависящие от индустрии. Например, в IT-индустрии с той же целью (быстрая поставка ценности клиенту) применяются так называемые инженерные практики и DevOps, но они в Agile не входят.

Agile помогает решить две основные задачи, типичные для современного бизнеса:

  1. сократить время вывода продуктов на рынок / время их поставки потребителю;
  2. ускорить принятие решений на уровне команд и выше.

Для подходов к ускорению на уровне программ и портфелей проектов (в крупных организациях) грамотнее применять термин Enterprise Agility, хотя во многих контекстах их тоже относят к Agile.

Что же касается подходов к повышению гибкости/скорости принятия решений на уровне всего бизнеса, то это намного шире Agile. Так что для обозначения таких подходов следует использовать термин Business Agility, получивший распространение в конце 2022-х годов.

Среди 12 доменов бизнес-гибкости, показанных на рисунке, Agile полностью покрывает домен «Гибкость процессов», но также связан в той или иной степени с 5-ю другими доменами, по меньшей мере.

Таким образом, хотя Agile появился намного раньше других модных управленческих терминов, он не теряет своей актуальности. Будь вы хоть топ-менеджером, хоть руководителем проектов, хоть разработчиком продуктов, ценности и принципы Agile-манифеста вам стоит понять и запомнить, чтобы ваш гибкий процесс приносил ожидаемую пользу.

Рывок! еще рывок!

Работа над программой в Scrum, как и в Agile в целом, разделена на итерации. Здесь любят спортивную терминологию: эти отрезки разработки называют забегами или спринтами. Каждый начинается с того, что команда сообща определяет, какие именно истории из списка владельца продукта она сможет реализовать на этом спринте.

Как и на матче регби, в скрам-разработке ситуация меняется быстро: пользователь может передумать или изменить требования, а Agile трепетно относится к его пожеланиям. Поэтому скрам-мастер собирает короткие ежедневные совещания — скрамы. Каждый участник рассказывает о своих успехах и неудачах, остальные могут предложить новые пути решения проблем. Задачи корректируются, спринт продолжается.

В конце забега результаты демонстрируют владельцу продукта. И немедленно начинают новый спринт — очередную итерацию цикла разработки.

Важно помнить, что в итоге скрам-забега пользователь получает готовую версию программы: можно запускать и работать. На ранних этапах проекта программа может быть способна только вывести сообщение «Hello, world!». Но даже самый первый спринт должен дать результат: программа уже есть и она запускается.

Темная сторона силы: недостатки agile

Не факт, что программа когда-нибудь будет завершена.

Серьезно. После каждой итерации и у разработчика, и у пользователя будут возникать новые идеи, как сделать продукт еще мощнее и полезнее. Разработка грозит растянуться на годы.

Но если вы планируете долговременное сотрудничество с заказчиком и он готов платить за все время разработки — почему нет?

Пользователь требует все и сразу.

Большинство участников проекта со стороны пользователей могут на ранних этапах сформулировать множество требований к программе и будут ожидать, что все они будут реализованы в ближайших итерациях. Значительная часть требований получит наивысший приоритет — так что разработчику предстоит определять, какие задачи выполнить сейчас, а какие — отложить. А пользователи будут недовольны: они хотят все и сразу.

Работа над проектом требует не только профессионализма разработчика, но и сознательности пользователя. А спросите у программистов, часто ли им встречались адекватные, понимающие пользователи.

«Золотые пользователи»

Если в обсуждении участвуют несколько заказчиков (пользователей), их вклад в проект часто разномасштабный. Кто-то более внимателен и вносит много предложений, а другой сидит молча. Обсуждение проекта с широким охватом может и вовсе проходить на форуме.

Фактически это приведет к тому, что небольшая группа активистов будет уводить разработку по интересному лично им пути, формировать программу под себя. Мнения других пользователей уйдут в тень.

Строительство без чертежей

Еще одна проблема, на которую обращают внимание критики гибких методик — отсутствие генерального плана, концепции программы, единой структуры. Код такого программного продукта может напоминать небоскреб, который построили без чертежей и плана коммуникаций.

Решения о нововведениях принимаются буквально на ходу, о долговременном планировании и речь не идет. В результате оказывается, что уже реализованные участки кода не вписываются в архитектуру, которую подразумевает новая функциональность. Их приходится дорабатывать и добавлять «костыли», а то и переделывать.

С каждой новой итерацией количество «подпорок» нарастает катастрофическими темпами, делая внутреннюю структуру программы нелогичной и малоэффективной. А тестирование на каждом этапе проводится только для вновь созданной или доработанной функциональности. Так что нельзя поручиться, что поправив код в одном месте, не сломаешь в другом.

Постоянная спешка

Ритм работы в Agile не располагает к медитации. Нововведения изобретаются на лету, реализовывать тоже надо быстро, реагировать моментально и действовать оперативно. Нет времени обдумывать все аспекты, неторопливо взвешивать за и против.

Это сказывается на качестве кода: бывает, фрагменты программы пишутся по принципу «и так сойдет», без попыток сделать их более изящными или эффективными. Разработчик осознает, что такой код годится только как временное решение, но вернуться и переписать получается редко. Работает — и хорошо.

До тех пор, пока работает…

Несмотря на критику, гибкая методология разработки успешно используется при создании программных продуктов.

Чем agile отличается от методологий

Термин «методология» применяется к Agile по аналогии с предшествующими подходами к организации разработки программного обеспечения: RAD, RUP, XP и другими.

Однако те, кто сталкивался с Аджайлом, понимают: он не похож на предшествующие подходы, которые описывали процесс разработки в деталях. Agile краток: состоит из 4-х ценностей и 12-ти принципов. А описание методологии RUP, например, занимает десятки страниц, — это много приемов и алгоритмов действий.

RUP (Rational Unified Process) включает разбиение жизненного цикла разработки на 4 фазы, рекомендованные соотношения объемов работы по 9-ти потокам (workflows) на каждой фазе, а также конкретные инструменты для каждого потока. OpenUP — последняя методология-наследница RUP — короче и гибче, но все равно до краткости Agile ей далеко.

Методология — это совокупность методов и приемов, которые используются в разных сферах деятельности.

Метод — это способ достижения какой-либо цели.

Agile сам по себе не дает алгоритмов, способов и приемов. При этом входящие в Agile «гибкие» подходы нередко предписывают конкретные приемы:

В отличие от методологий, методов и фреймворков разработки ПО, в основе Agile — не конкретные процессы и даже не элементы процессов, а высокоуровневые ценности.

Следование этим ценностям повышает скорость разработки и бизнес-эффект от разрабатываемых продуктов. При этом стоимость разработки может увеличиваться, поэтому Agile нужен не всегда. Подробнее см. в разделе Область применения Agile.

Показанная выше условная схема гибких подходов взята из книги Бориса Вольфсона «Гибкие методологии разработки». Этот краткий справочник по огромному числу гибких управленческих инструментов весьма неплох для своего времени (2022), когда Agile применялся лишь в той индустрии, где он появился — в разработке программного обеспечения. Если же вы не связаны с этой индустрией, для углубления читайте более современные книги без IT-специфики.

Экстремально — не значит плохо

Если правильно применять практики экстремального программирования, эта методика обеспечивает эффективное взаимодействие всех сотрудников, обмен опытом и стабильный рост профессионального мастерства, высокую продуктивность.

Есть и подводные камни: практики XP требуют конкретных навыков и твердой самодисциплины. При парном программировании важна вовлеченность обоих разработчиков и взаимное уважение. Если один считает себя мастером, а напарника — новичком, не прислушивается к советам и не снисходит до объяснений, пользы от такого сотрудничества не будет.

Экстремальное программирование не предписывает, как действовать в конкретной ситуации. Если решение задачи для всех очевидно и написать код не составит труда — нет реальной необходимости в парном программировании. Если на часах 18:00, а вам осталось дописать двадцать строк кода — можно не откладывать на завтра. Методология не заменяет здравый смысл!

Экстремальные практики

Как и в других Agile-методологиях, в XP чем итерации короче, тем лучше. Если доработку можно выполнить за один день — нужно так и сделать. Но вряд ли пользователю захочется ежедневно обновлять версию своей рабочей программы. Максимальный срок в XP — месяц. Так что в среднем итерация длится две недели.

В начале каждого цикла разработчики устраивают общее собрание — представителя заказчика тоже приглашают. Совместно решают, какую функциональность будут реализовать. За основу берутся пользовательские истории — то есть задачи и требования — с учетом их значимости.

Важное условие в XP — реализуется самое простое из возможных рабочих решений и его исполнений, соответствующих заданным условиям. Не создается лишнего: никаких «примочек на будущее», которые могут понадобиться позже, но не нужны прямо сейчас. На последующих этапах функциональность решения можно расширить и доработать, но об этом разработчик будет думать, когда потребуется.

Есть риск: примитивное техническое решение, которое успешно работало на первых порах, может стать проблемой, когда программа начнет развиваться и потребуется более продвинутая функциональность. Это может показаться минусом технологии: XP не любит планировать на отдаленную перспективу, предпочитая оперативно перестраиваться на ходу.

Вопросы такого порядка решает и рефакторинг — еще одна практика экстремального программирования. Суть — регулярно пересматривать и улучшать код, а цель — сделать программу быстрее и надежнее. Разработчики убирают задвоенные фрагменты кода, упрощают его, приводят к единым стандартам проекта.

Другая полезная практика — постоянная коллективная работа. XP подразумевает тесное сотрудничество и взаимопомощь. Разработку ведут в группах по десять человек, которые активно обмениваются информацией. Практикуется парное программирование: один разработчик создает модуль, второй наблюдает.

Парное программирование — одна из полезных практик XP

Может показаться, что подход расточительный: фактически получается, что программисты напишут в два раза меньше кода, чем если бы каждый работал над своим фрагментом программы. И исследования показывают, что парное программирование продвигается на 15 % медленнее, чем аналогичная разработка одним специалистом.

Но есть и преимущества. Недочеты устраняются на самом раннем этапе — фактически еще до того, как модуль будет впервые запущен. Напарник может подсказать полезный прием или предложить более простой и эргономичный способ решения задачи — то есть рефакторинг идет сразу за созданием кода.

Принципиально, что код — общее достояние команды. Никто не может единолично знать модуль программы или владеть им.

Поэтому важна стандартизация кодирования, единообразное оформление: соблюдать правила именования переменных и классов, использовать одни приемы программирования.

XP требует постоянной интеграции кода, то есть регулярного и частого обмена написанными и отлаженными модулями. Части программы могут быть взаимозависимы, и чтобы исключить внутреннюю несовместимость, у всех участников проекта должен быть доступ к самым актуальным версиям модулей.

Переработку XP не поощряет: требует от программистов неукоснительно соблюдать рамки 40-часовой рабочей недели. Никаких «я только допишу эту функцию»! Если не умеете переключаться и отдыхать — скоро не сможете и продуктивно работать.

Гибкие материалы:  Гибкая плитка Экобрик под камень и кирпич в Москве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *