Забытые форматы: гибкие грампластинки

Cds killed the flexi disc star

. Создавалось впечатление, что flexi постоянно предвкушает значительные продажи, а точнее, распродажу. Компакт-диск приобрел популярность как формат воспроизведения. Бюджетные носители создали спрос на кассетные бутлеги, в которых часто использовались стальные или металлические кассеты.

К 1992 году запись на дискетах находилась в состоянии полного исчезновения. Формат был жив, но мертв уже более 15 лет. Компания Eva-Tone прекратила выпуск дискет в 2000 году. В конце 2022 года, когда на рынок винтажа вышла независимая фабрика Pirates Press и начала производить флекси любой формы, размера и цвета.

Забытые форматы: гибкие грампластинки
Журнал Electronic Sound, внутри которого прилагался флекси-диск

Неожиданно журнал Decibel начал прикреплять к своим релизам флекси-носители с эксклюзивными треками. В Германии флекси-диски выпускаются рядом звукозаписывающих лейблов, включая Third Man, Side One Dummy и Domino.

Пламя дискет и нынешняя доля рынка, возможно, столь же ничтожны, как и вес носителя информации. Аудиоформат, который все еще существует, но о котором ничего не слышно, – еще одна редкость среди антикваров.

Гибкие пластинки — универсальный носитель, который вернулся из прошлого

Сохраните и прочитайте позже –

Когда вам пять или семь лет, концепция создания или приобретения виниловой пластинки кажется совершенно неважной. В любом случае, сегодня винил легко доступен и его можно найти на полках специализированных магазинов.

С другой стороны, гибкие пластинки в СССР прекратили свое существование более 15 лет назад. Когда компания Evatone прекратила производство гибких пластинок, она прекратила и выпуск своей продукции. Но энтузиасты продолжают использовать этот носитель.

В Австралии группа Tame Impala выпустила коллекционное издание своего альбома на гибком виниле. Third Man Records также продает гибкий винил, а лейбл Joyful Noise выпустил целую линейку дисков.

Нам интересно узнать больше о биографии хозяина и его потенциальном “возрождении”

Забытые форматы: гибкие грампластинки
Фото Piotrm00 / PD

Гибкие пластины могут быть как односторонними, так и двусторонними. Они изготавливаются в различных цветах: синем, белом и желтом. Каков процесс изготовления гибкой пластины?

Гибкие пластинки имеют преимущество перед традиционным винилом (а также недостаток). Она весит от 4,5 до 6 граммов, столько же, сколько традиционная бумага или шеллак. Пластинка может не вращаться под действием веса иглы проигрывателя. Это было необходимо для того, чтобы пластинка не “заедала”.

Еще одно важное различие между двумя форматами – качество звука. Гибкие пластинки могут издавать шум, который вызывают микроскопические трещины на поверхности носителя. В данном случае все зависит от качества производства.

Гибкие пластинки за рубежом

В 1950-х годах в Великобритании дебютировали гибкие пластинки. Носитель был шокирующе низкого качества. Когда компании Evatone удалось разработать более технологически сложный продукт и запустить массовое производство в 1962 году, носитель вышел на новый уровень.

Evatone Soundsheet является предметом товарного знака. Он был создан с использованием поливинилхлорида. Гибкие пластинки стоили дешевле стандартных и их было легче хранить благодаря их гибкости и небольшому весу.

Несмотря на все свои недостатки, они оказались более полезными в качестве дополнительного контента для журналов. В 1960 году на Evatone работало 12 человек, а к 1982 году, благодаря успеху формата, их стало более 200.

Забытые форматы: гибкие грампластинки
Фото Jonathan Lin / CC BY-SA

Именно рождественский альбом “Битлз” стал таким популярным. Уникальные записи и аудиообращения музыкантов к своим поклонникам были включены на пластинку ограниченным тиражом. Уникальный коробочный набор был выпущен компанией Apple Corps Limited.

Чтобы повысить популярность альбома 1972 года The Rise and Fall of iggy Stardust, Дэвид Боуи однажды обратился к гибким носителям. Звукозаписывающая компания RCA Records была обеспокоена доступностью винила и способностью вовремя доставить его в магазин из-за высокого спроса.

В 1970-х годах BBA записали один из своих концертов в этом формате. в качестве подарка детям, которые помогали распространять книги из Jultidningsfarlaget.

Издательские компании использовали этот канал для распространения рекламных записей в 1960-х, 1970-х и 1980-х годах. Японское издательство Sonorama выпустило публикацию под названием Sonosheet в начале 1960-х годов. На eBay уже продаются отдельные экземпляры за 40 долларов.

В 80-х годах существовало несколько журналов, которые распространяли гибкие пластинки в качестве промо для новых артистов. Одним из них был журнал Keyboard. Другим ярким представителем эпохи был Flexipop, журнал до 1982 года.

Главные события гибкого диска

https://www.youtube.com/watch?v=lxJu5jjFogM

В результате всех вышеперечисленных причин формат Soundsheet в итоге сконцентрировался на трех каналах: промо-записи и музыкальном направлении.

В 1964 году “Битлз” разослали флекс-диски своему фан-клубу, ниже представлена веселая мелодия и несколько личных сообщений для своих поклонников.

Fab Four попробовали еще раз в 1967 году, но их исполнение было менее умным.

В 1968 году Ричард Никсон выиграл выборы в США, используя “Звуковой листок” для своих рекламных материалов. Более миллиона копий речи кандидата Никсона были разосланы избирателям в ключевых штатах с пометкой “Nichson’s The One!”.

Посмотрите на эту рекламную пластинку начала 1970-х годов. На самом деле это квадратный лист, что больше подходит для первоначального названия формата – Soundsheet. Большинство американских газет продолжали использовать эту форму до самого конца. Термин “Soundsheet” всегда считался более распространенным, чем “дискета” на американском рынке.

Настоящее и будущее

В настоящее время наблюдается возрождение виниловой музыки. Гибкие пластинки в этом отношении сопоставимы. Компания Pirates Press намерена создать собственное медиапроизводство в 2022 году. Они создают музыку как для независимых лейблов, так и для известных исполнителей, таких как Foo Fighters.

Основатель компании Эрик Мюллер заявил, что обычные виниловые пластинки становятся все более популярными и что никто не может использовать их для рекламы. Их используют музыканты для саморекламы, продавая отдельные треки для прослушивания.

Некоторые утверждают, что этот формат актуален и сегодня. Подтверждением тому служит выпуск гибких пластинок PizzaDischi независимым рекорд-лейблом совместно с европейским Slimer Records.

Очевидно, что у формата есть покупатель, поскольку сотни гибких пластинок доступны для покупки на eBay и Amazon. Что еще важнее, есть заинтересованная сторона для будущего носителя.

Относительно самодеятельных артистов. Артисты не могут выступать с использованием физических объектов из-за отсутствия финансирования. По словам Даррена Роббинса, производство 1 000 двусторонних гибких пластинок обойдется в 1 250 долларов. На Kickstarter музыканты собирают деньги.

Гибкие пластинки имеют все шансы пережить “частичное” возрождение, учитывая интерес к этому формату среди слушателей и авторов или продюсеров, а также его совместимость с виниловыми проигрывателями.

Не только для музыки

Истории 80-х годов с использованием пластинок и ремейком трека “Life Is a Rock” (2003). 84 миллиона пластинок были выпущены компанией McDonald’s на мелодию оригинальной песни.

На всех рекордах, кроме одного, были неудачные попытки исполнителей повторить весь список блюд. Единственная запись с удачной попыткой в конкурсе принесла победителю, занявшему первое место, 1 миллион долларов.

Голосовые карты – еще один инструмент, который можно использовать с гибкими записями. Эту стратегию даже использовал Ричард Никсон во время своей президентской кампании. В США избиратели в решающих штатах получают более миллиона записей речи политика. Как и аудиооткрытки, Pirates Press сегодня предлагает разнообразные видеоподарки.

Этот носитель использовался как в гуманитарной, так и в образовательной сфере. В конце 1960-х годов компании Evatone и Talking Books начали создавать аудиокниги для слепых людей. Заказчиком выступила Библиотека Конгресса США.

В 40 журналов она распространила сотни экземпляров. Это партнерство сохранялось до конца широкого распространения гибких пластинок. К концу 1980-х годов Evatone была одним из крупнейших покровителей библиотеки.

Звуки природы были запечатлены на гибких пластинках. Запись голоса птицы была сделана и выпущена Национальным географическим обществом США. Звуки таких птиц, как пение сойки, свист соловья и других, можно услышать на носителях.

В 1979 году ученый Роджер Пейн записал “песню” горбатых китов, которую журнал National Geographic раздавал бесплатно. Сейчас эти записи можно приобрести на различных сайтах интернет-аукционов. Мир узнал о бедственном положении китов и внес свой вклад в борьбу с незаконным промыслом, прокомментировав запись.

Фото Staffan Vilcans / CC BY-SA

Распространение компьютерных программ стало одним из самых неожиданных применений технологии. В 1970-х годах были выданы первые патенты на использование гибких пластин в видеоиграх и программном обеспечении.

Приложения для X Spectrum и Commodore 64 были опубликованы в конце 1960-х годов в журнале Simple 64 для любителей компьютерных игр. Эти программы хранились на флоппи-ром дисках. Аудиокассета получала музыку с пластинки через промежуточную запись (о настройке микрофона читайте в GT).

Один неприятный момент

Несмотря на все преимущества, диски Eva-Tone всегда имели эксплуатационные недостатки, как и “музыкальные карты”. Во-вторых, 10- и 12-дюймовые виниловые пластинки были тяжелыми и жесткими.

Часто приходилось сталкиваться с тем, что тяжелые картриджи буквально останавливали вращение диска. При нормальных обстоятельствах оставалось только два варианта: либо играть на флекси-пластинке поверх обычного винилового сингла, либо положить несколько монет в центр диска. Ранние тиражи пластинок flexi содержали специальный круг для размещения монет. Иногда приходилось использовать оба трюка одновременно, чтобы услышать музыку.

У этой совершенно новой ультратонкой пластинки есть две проблемы. За исключением первых нескольких раз, качество звука было приемлемым. Полный частотный диапазон “сорокапятки” или магнитной ленты никогда не доступен на flexi, что делает невозможным использование дискет для профессиональных радиоприложений.

Еще одной раздражающей особенностью флексии был ее недолговечный внешний вид. Со временем в бороздках появлялся шум, а мягкая поверхность быстро покрывалась царапинами.

Советский союз: «музыка на ребрах» и «кругозор»

Рок-н-ролл был неизвестен советским гражданам, поэтому они могли приобретать неофициальные записи. Рентген служил специальным носителем, обеспечивая успех так называемой “музыки на ребрах”.

Забытые форматы: гибкие грампластинки
Фото Dmitry Rozhkov / CC BY-SA

По сути, “музыка на ребрах” – это первый случай массовой шумихи вокруг гибкой пластинки. Конечно, качество звучания такого носителя в исполнении было довольно низким и даже не очень высоким. Однако впоследствии носитель был поддержан Всесоюзной студией грамзаписи “Мелодия” – с 1964 года выходил ежемесячный журнал “Кругозор”.

Приложение представляло собой гибкую пластинку с песнями звезд советской эстрады и записями телепередач. В 1968 году “Кругозор” выпустил детское приложение к книге: “Колобок”, каждый выпуск которого сопровождался гибкой пластинкой со сказками и музыкой.

Издание стало хитом; свежие выпуски быстро раскупались и пользовались большим спросом. В 1992 году было решено прекратить заботу о рекордах. В том же году “Колобок” прекратил свое существование.

Гибкие материалы:  Огромные недостатки разработки программного обеспечения по Agile / Хабр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *