Тарифы РЖД на 2021 год на пассажирские перевозки в плацкартных и купейных вагонах

График гибкого регулирования тарифов на железнодорожные билеты в 2022 году

В 2022 году стоимость железнодорожных билетов будет меняться в соответствии с таблицей сезонных коэффициентов.

Ниже представлен график регулирования тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании в поездах, следующих во внутригосударственном сообщении в плацкартных и общих вагонах *

Период (количество дней)Индексация (увеличение стоимости), %
22.02 – 26.02 (5) 10 (1,1)
27.04 – 09.05 (13) 10 (1,1)
26.05 – 08.06 (14) 10(1,1)
09.06 – 31.08 (84) 20 (1,2)
01.09 – 17.09 (17) 10(1,1)
03.11 – 06.11 (4) 15(1,15)
29.12 – 30.12 (2) 15(1,15)

Из таблицы видно, что пик увеличения стоимости приходиться на летний период с 9 июня по 31 августа. В эти 84 дня стоимость билетов увеличиться на 20%. Также довольно высокое повышение цены билетов приходиться на начало ноября (с 3 по 6) и конец декабря (с 29 по 30) 15%.

Период (количество дней) Индексация (уменьшение стоимости), %
01.01 – 21.02 (52)— 10 (0,9)
27.02 – 26.04 (59)— 10 (0,9)
10.05 – 25.05 (16)— 10 (0,9)
18.09 – 24.09 (7)— 5 (0,95)
25.09 – 02.11 (39)— 10 (0,9)
07.11 -16.12 (40)— 10 (0,9)
17.12 – 28.12 (12)0 (1)
31.12 (1)0 (1)

https://www.youtube.com/watch?v=m0d4cRLcMkI

Из таблицы видно, что практически круглый год есть достаточно продолжительные периоды со скидками 10%. Также особо отмечены стандартные цены в период с 17 по 28 декабря и 31 декабря.

* Данные коэффициенты используются только для стоимости самого проезда и не распространяются на цены сервисных услуг (питание, постельное белье, пресса, санитарно-гигиенические наборы).

Ниже представлен график регулирования тарифов на перевозки пассажиров дальних направлений в поездах, следующих во внутригосударственном сообщении в вагонах СВ и купейных вагонах всех категорий поездов.

Период (количество дней)Индексация (увеличение стоимости), %
22.02 – 25.02 (4) 10 (1,1)
07.03 – 11.03 (5) 10 (1,1)
28.04 – 02.05 (5) 10(1,1)
09.06 – 12.06 (4) 15 (1,15)
13.06 – 12.09 (82) 20(1,2)
03.09 – 15.09 (13) 5(1,05)
02.11 – 05.11 (4) 10(1,1)
24.12 – 27.12 5(1,05)
28.12 – 30.12 (3) 15(1,15)

Из таблицы ярко видно, что основное повышение цены за проезд приходиться на лето. Периоды с 9 по 12 июня и с 13 июня по 12 сентября отмечены повышением цен на 15% и 20% соответственно. Конечно, еще одним пиком является предновогодний период с 28 по 30 декабря ( 15%).

Период (количество дней) Индексация (уменьшение стоимости), %
01.01 – 19.01 (19)0 (1)
20.01 – 21.02 (33)— 10 (0,9)
26.02 – 06.03 (9)— 10 (0,9)
12.03 – 27.04 (47)— 10 (0,9)
03.05 – 08.06 (37)— 10 (0,9)
07.11 -16.12 (40)0 (1)
16.09 – 30.09 (15)0 (1)
01.10 – 01.11 (32)-10 (0,9)
06.11 – 16.12 (41)-15 (0,85)
17.12 – 23.12 (7)0 (1)
31.12 (1)0 (1)

Как видно, цены на СВ и купейные вагоны отмечаются стабильностью и придерживаются стандартных цен. Но все же в течение года присутствуют некоторые скидки. А также можно с комфортом и экономно путешествовать почти целый месяц (с 06.11 по 16.12) с довольно серьезным снижением цены на 15%.

Стоимость пользования постельным бельем в поездах дальнего следования с 1 января 2022 года устанавливается следующая:

  • 707 рублей на одного пассажира в вагонах класса «Люкс»;
  • 354 рубля в вагонах с двухместными купе (СВ) фирменных поездов и вагонах повышенной комфортности;
  • 283 рубля в вагонах с двухместными купе (СВ);
  • 218 рублей в вагонах с четырехместными купе фирменных поездов и вагонах повышенной комфортности;
  • 148 рублей в вагонах с четырехместными купе;
  • 138,2 рубля в плацкартных вагонах.

Фас россии | транспорт

Перевозка в поездах дальнего следования домашних животных осуществляется, в том числе, в соответствии с приказом Минтранса России от 19.12.2022 № 473 «Об утверждении правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» (далее — Правила).
Согласно пункту 118 Правил, перевозка в поездах дальнего следования мелких домашних (комнатных) животных, собак и птиц (не более одного места на один оформленный проездной документ (билет) и не более двух мелких домашних (комнатных) животных или двух птиц на это место) допускается сверх установленной нормы провоза ручной клади в отдельных купе жесткого вагона (кроме вагонов с 2-местными купе (СВ) и вагонов повышенной комфортности). За перевозку в поездах дальнего следования мелких домашних (комнатных) животных, собак и птиц взимается отдельная плата.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» установлен перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством (далее — Перечень).
Услуга по перевозке в поездах дальнего следования домашних животных не входит в Перечень. Размер платы за оказание услуги по перевозке в поездах дальнего следования домашних животных перевозчики определяют самостоятельно.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» (далее — Положение о Минтрансе России) Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере железнодорожного транспорта.
Пунктом 5.2.1 Положения о Минтрансе России определено, что в полномочия Минтранса России входит самостоятельное принятие правил перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов.
ФАС России направила в адрес Минтранса России соответствующие предложения по внесению изменений в приказ Минтранса России от 19.12.2022 № 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом», касающиеся перевозки животных (в том числе мелких домашних животных в качестве ручной клади) железнодорожным транспортом.

В соответствии со статьей 64 Воздушного кодекса Российской Федерации плата за перевозку пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиком (авиакомпанией). При этом перевозчик вправе установить между двумя пунктами назначения несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы и/или условиям применения тарифа. Количество пассажирских мест, предлагаемых для бронирования перевозки по уровням тарифов, определяет перевозчик с учетом необходимости загрузки воздушного судна и обеспечения рентабельности рейса. Различия в стоимости перевозки определяются набором услуг, условиями применения каждого из видов тарифов.
В условиях рыночного ценообразования тарифы на авиаперевозки формируются не только под влиянием прямых операционных затрат (расходы на авиатопливо, аэропортовое обслуживание, приобретение и обслуживание воздушных судов и т.д.), но и иных факторов, связанных с объемами пассажиропотока на маршрутах, конъюнктурой рынка, динамикой спроса и предложения, сезонностью, глубиной продаж.
Существенное влияние на стоимость перевозок оказывает уровень конкуренции на маршруте, в условиях конкурентного рынка стоимость предлагаемой услуги, как правило, ниже, чем на рынке с ограниченной конкуренцией.

Ежегодно приказами ФСТ России устанавливаются дифференцированные по календарным периодам индексы к уровню тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении, выполняемые в составе дальних поездов ОАО «ФПК» в плацкартных и общих вагонах (ежегодные дифференцированные по календарным периодам индексы изменения тарифов на перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах размещены на официальных сайтах ФСТ России, ОАО РЖД).
Приказом ФСТ России от 5.12 2022 N 280-т/1 «Об индексации ставок тарифов, сборов и платы на работы (услуги) выполняемые (оказываемые) ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «Пассажирская компания «Сахалин», ОАО «АК «Железные дороги Якутии» утвержденных приказом ФСТ России от 27 июля 2022 года № 156-Т/1 (далее – приказ ФСТ России) установлены дифференцированные по календарным периодам 2022 года индексы к уровню тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении, в составе дальних поездов АО “Федеральная пассажирская компания» в плацкартных и общих вагонах.
Дифференцированные по календарным периодам 2022 года индексы к уровню тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в плацкартных и общих вагонах (при использовании пассажирских вагонов локомотивной тяги) в составе дальних поездов АО “Федеральная пассажирская компания”

Период индексации тарифов в 2022 году Количество дней Предлагаемые индексы изменения тарифов
01.01 – 31.01 31 0,91
01.02 – 19.02 19 0,85
20.02 – 23.02 4 1,13
24.02 – 05.03 10 0,9
06.03 – 09.03 4 1,13
10.03 – 29.04 51 0,9
30.04 – 07.05 8 1,05
08.05 – 09.05 2 0,50
10.05 – 10.06 32 1,10
11.06 – 14.06 4 1,13
15.06 – 31.08 78 1,12
01.09 – 30.09 30 1,07
01.10 – 20.12 81 0,9
21.12 – 24.12 4 1,10
25.12 – 30.12 6 1,13
31.12 1 1,00

1. Согласно абзацу 4 пункта 6 «Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 г. № 950 – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», тарифы на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении подлежат государственному регулированию, которое осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 09.12.2022 № 724-ПП «Об утверждении тарифов на услуги субъектов естественных монополий по железнодорожным перевозкам пассажиров в пригородном сообщении (в пределах города Москвы)» тариф на проезд пассажиров в поездах пригородного сообщения по территории Москвы вне зависимости от дальности поездки составляет 30 рублей.
В соответствии с постановлением Правительством Московской области от 26.11.2022 № 1017/46 «О тарифах на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом по межсубъектным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении по регулируемым тарифам на территории Московской области» тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом по межсубъектным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении по регулируемым тарифам по одной тарифной зоне (10 км) на территории Московской области устанавливается в размере 19 рублей.
Учитывая изложенное, Правительство Москвы и Московской области устанавливают только стоимость разовой поездки (за исключением проезда в поездах ООО «Аэроэкпресс»). Стоимость абонементного билета устанавливается перевозчиками самостоятельно.
2. С 12.08.2022 вступил в силу Приказ Минтранса России от 19.12.2022 № 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» (далее — Приказ № 473).
В соответствии с пунктом 29 Приказа № 473 абонементные билеты оформляются для проезда в поездах пригородного сообщения для многократных поездок перевозчиком по согласованию с органом власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования.
В соответствии с Приказом № 473 введение в действие вышеупомянутых абонементных билетов является правом, а не обязанностью перевозчика.
Вместе с тем, по информации размещенной на официальном сайте ОАО «Центральная ППК» с 1 января 2022 года ОАО «Центральная ППК» временно приостанавливает оформление ряда абонементных билетов.
В соответствии c решениями, принятыми Комиссией по тарифному регулированию при Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области, с 1 января 2022 года ОАО «Центральная ППК» временно приостанавливает оформление абонементных билетов «Рабочего дня» на 1, 3 месяца и «Ежедневно» на 1, 3, 12 месяцев по отдельным маршрутам в межсубъектном сообщении между станциями г. Москвы и Московской области и по территории Московской области.
3. Московским УФАС России возбуждено дело в отношении ОАО «Центральная ППК» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рамках установления ОАО «Центральная ППК» стоимости абонементного билета. Информация о результатах рассмотрения данного дела размещается на сайте Московского УФАС России по адресу: http://moscow.gibkij.ru.
4. Одновременно ФАС России сообщает, что в настоящее время анализирует ситуацию связанную с отменой абонементов.
Информация о результатах рассмотрения данного вопроса будет размещена дополнительно.

СТОИМОСТЬ проезда в плацкартном вагоне международных поездов, к примеру поезда № 49 сообщением Санкт-Петербург – Брест по маршруту Санкт-Петербург – Минск при приобретении проездных документов за 45 суток до отправления поезда на разные даты различна.
Указанное обусловлено следующим.
В международном сообщении со странами Содружества Независимых Государств и Балтии (в том числе с Белоруссией) перевозки пассажиров в межгосударственном сообщении относятся к рыночному сегменту, стоимость проезда на указанном направлении рассчитывается по базовым ставкам Межгосударственного пассажирского тарифа (МГПТ), выраженным в швейцарских франках с учетом коэффициентов индексации, объявленных каждой железнодорожной администрацией стран, участвующих в перевозке и пересчитывается в национальную валюту (рубли) по курсу Центрального Банка России на день приобретения проездного документа.
Каждая железнодорожная администрация имеет право самостоятельно индексировать тарифы на перевозку пассажиров по своей территории.
Стоимость проезда варьируется в зависимости от принадлежности вагонов в составе поезда к той или иной железнодорожной администрации, от категории поезда (скорый, пассажирский, фирменный), типа вагона (Люкс, СВ, купейный, плацкартный) и дальности поездки.
На протяжении ряда лет в сообщении Россия-Белоруссия в поездах дальнего следования применяется гибкая система регулирования тарифов (далее – ГГРТ) по календарным периодам, т.е. стоимость проезда зависит и от даты отправления пассажира.
С 1 октября 2022 г. в сообщении между Россией и Белоруссией при оформлении проездных документов за 45 суток до отправления поезда установлены скидки на отдельные поезда (в том числе на поезд № 49/50 Санкт-Петербург – Брест) в зависимости от сроков продажи к общей стоимости проезда по территории России и Белоруссии в вагонах всех типов (кроме общих) в размере 15%.
Пример расчета:
– скорый поезд № 49 формирования белорусской железной дороги по маршруту Санкт-Петербург – Минск, отправлением 29.12.2022, дата приобретения 15.11.2022. К базовым ставкам МГПТ применялись коэффициенты индексации по периодам года – 5,55 для билета по территории РЖД, 4,92 для билета по территории БЧ и 1,70 – для плацкарты.
Общая стоимость проезда составила 3 256,30 рублей, из них:
342,40 руб. приходится на долю плацкарты в вагоне принадлежности белорусской железной дороги на весь маршрут следования (864 км);
48,60 руб. — стоимость комплекта постельного белья;
1644,40 руб. – стоимость билета по территории России (485 км);
1220,90 руб. стоимость билета по территории Белоруссии (379 км).
Курс швейцарского франка на дату приобретения проездного документа (15 ноября 2022 г.) составлял – 49,1312 руб.
В период с 25 декабря 2022 г, по 11 января 2022 г. к стоимости проезда по территории России и Белоруссии скидка в зависимости от глубины продажи не предоставлялась, поэтому стоимость проезда указана на 1-го пассажира в одну сторону без предоставления 15% скидки.
Стоимость проезда в скорый поезд № 49 формирования белорусской железной дороги в плацкартном вагоне по маршруту Санкт-Петербург – Минск, отправлением 15.12.2022, при приобретении билета 01.11.2022 формируется следующим образом: к базовым ставкам МГПТ применяются коэффициенты индексации по периодам года — 4,35 для билета по территории РЖД, 3,85 для билета по территории БЧ и 1,70 – для плацкарты.
Общая стоимость проезда составила 2 000,90 рублей (стоимость проезда указана на 1-го пассажира в одну сторону с учетом действующей 15% скидки при условии оформления проездного документа от 45 до 31 суток), из них:
304,70 руб. х 0,85 = 259,00 руб. приходится на долю плацкарты в вагоне принадлежности белорусской железной дороги на весь маршрут следования (864 км);
43,30 руб. – стоимость комплекта постельного белья; 1147,60 руб. х 0,85 = 975,50 руб. – стоимость билета по территории России (485 км);
850,70 руб. х 0,85 = 723,10 руб. – стоимость билета по территории Белоруссии (379 км).
Курс швейцарского франка на дату приобретения проездного документа (01 ноября 2022 г.) составлял – 43,7430 руб.
Разница в стоимости проезда обусловлена тем, что на стоимость проезда влияет изменение курса швейцарского франка по отношению к российскому рублю с 43,7430 руб. до 49,1312 руб. (за 1 швейцарский франк), действие различных коэффициентов ГГРТ по территории России и Белоруссии и применение скидки при приобретении проездного документа за 45 суток до отправления поезда.
На 2022 год действие специальных тарифных планов и скидок в вагонах купе и СВ для индивидуальных пассажиров продлено. Скидки не действуют в период с 25 декабря по 31 декабря 2022 года.
Информация о маркетинговых акциях, применяемых АО «ФПК», размещена на сайте ОАО «РЖД» http://gibkij.ru.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает Порядок определения кратчайшего расстояния, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, при причинам, зависящим от владельца инфраструктуры железнодорожного транспорт общего пользования и перевозчика.
В соответствии с пунктом 5.2.47 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395, в компетенцию Министерства транспорта Российской Федерации входит разработка и утверждение порядка определения кратчайшего расстояния, на которое осуществляется перевозка грузов.
В рамках реализации указанных положений Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395, Минтрансом России издан приказ от 22 января 2022 г. № 9 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 245 «Об особенностях определения кратчайших расстояний при перевозке грузов по отдельным участкам российских железных дорог» (далее – Приказ).
В соответствии с Приказом изменен порядок определения кратчайших расстояний при перевозке грузов назначением на железнодорожные станции Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
По информации, представленной Минтрансом России, изменения вызваны следующим.
В связи с организацией движения высокоскоростных пассажирских поездов «Сапсан» сообщением Москва – Санкт- Петербург с 2022 года в план формирования поездов были внесены изменения, исключающие следование грузовых поездов по скоростной линии.
Также в настоящее время осуществляется реализация проекта по реконструкции и развитию Малого окружного кольца Московской железной дороги под пассажирское движение, утвержденного Правительством Москвы 7 февраля 2022 г.
В этой связи полностью пересмотрен Технологический процесс организации местной работы Московской железной дороги, исключены транзитные грузопотоки через Московский узел, местные грузопотоки в значительной степени переключены на сортировочные станции Большого Московского кольца.
Минтрансом России отмечается, что до вступления Приказа расчет железнодорожных тарифов на перевозку грузов (в том числе щебня) определялся по кратчайшим расстояниям только в пределах Октябрьской железной дороги, при перевозках на станции Московской железной дороги тариф определялся по кратчайшему расстоянию, которое соответствовало фактически пройденному расстоянию.
ФАС России отмечает, что Приказ был размещен на сайте http://regulation.gov.ru/ в рамках оценки регулирующего воздействия в соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2022 года №1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений совета евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации». Замечаний в рамках процедуры ОРВ не поступало.

Правила и условия применения (установления, изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов (максимального и минимального уровней) утверждены Приказом ФСТ России от 18.12.2022 № 398-т/3 и позволяют субъекту регулирования (ОАО «РЖД»), в том числе снижать уровень тарифов на перевозку грузов.
ФАС России обращает внимание грузоотправителей на то, что участники перевозочного процесса в праве обратиться к ОАО «РЖД» за снижением уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в целях, предусмотренных Приказом ФСТ России от 18.12.2022 № 398-т/3 «Об утверждении Правил и условий применения (установления, изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов (максимального и минимального уровней)».

Реализация в поездах дальнего следования продуктов питания не включена в перечень услуг субъектов естественных монополий, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок». Таким образом, стоимость продуктов питания определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) хозяйствующими субъектами, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, запрещается, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции под монопольно высокой ценой товара понимается цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов, прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Продажа чая, продуктов питания в поезде относится к рынку услуг общественного питания.
Следовательно, хозяйствующие субъекты, осуществляющие реализацию продуктов питания в поездах, не занимают на рынке услуг общественного питания доминирующего положения.
Таким образом, оказание хозяйствующими субъектами данных услуг в поездах дальнего следования не попадает под действие Закона о защите конкуренции.

Согласно статье 4 закона «О естественных монополиях» железнодорожные перевозки относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно постановлению Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, является ФСТ России (адрес: 109074, г.Москва, Китайгородский проезд, 7, стр. 1).
Постановлением Правительства РФ «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» утвержден перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.
В соответствии с пунктом 5 этого перечня тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории «СВ» и «купе») регулируются государством.
Таким образом, ФСТ России устанавливает тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении.
Цены на билеты на перевозку пассажиров в дальнем следовании в вагонах купе, СВ, устанавливают хозяйствующие субъекты, осуществляющие перевозку пассажиров в дальнем следовании самостоятельно.
Основными перевозчиками пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании в настоящее время являются ОАО «Федеральная пассажирская компания» ,ОАО ОАО «Пассажирская компания «Сахалин», ЗАО ТК «Гранд Сервис Экспресс», ЗАО «ТрансКлассСервис».

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (адрес: Вадковский пер., д. 18, строение 5, 7, г. Москва, 127994) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Ежегодно приказами ФСТ России устанавливаются дифференцированные по календарным периодам индексы к уровню тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении, выполняемые в составе дальних поездов ОАО «ФПК» в плацкартных и общих вагонах (ежегодные дифференцированные по календарным периодам индексы изменения тарифов на перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах размещены на официальных сайтах ФСТ России, ОАО РЖД, ).
Приказом ФСТ России от 19 ноября 2022 г. № 213-т/1 «Об индексации ставок тарифов, сборов и платы на работы (услуги) выполняемые (оказываемые) ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «Пассажирская компания «Сахалин», ОАО «АК «Железные дороги Якутии» утвержденных приказом ФСТ России от 27 июля 2022 года № 156-Т/1 (далее – приказ ФСТ России) установлены дифференцированные по календарным периодам 2022 года индексы к уровню тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении, в составе дальних поездов ОАО “Федеральная пассажирская компания» в плацкартных и общих вагонах.

Дифференцированные по календарным периодам 2022 года индексы к уровню тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования Во внутригосударственном сообщении в плацкартных и общих вагонах (при использовании пассажирских вагонов локомотивной тяги) в составе дальних поездов ОАО “Федеральная пассажирская компания”

Период индексации тарифов в 2022 году Количество дней Предлагаемые индексы изменения тарифов
01.01 – 27.04 117 0,91
28.04 – 07.05 10 1,07
08.05 – 09.05 2 0,51
10.05 – 11.05 2 1,07
12.05 – 29.05 18 1,12
30.05 – 10.06 12 1,07
11.06 – 15.06 5 1,17
16.06 – 28.06 13 1,07
29.06 – 12.07 14 1,12
13.07 – 02.09 52 1,17
03.09 – 30.09 28 1,07
01.10 – 31.10 31 0,92
01.11 – 04.11 4 1,17
05.11 – 20.12 46 0,87
21.12 – 28.12 8 1,07
29.12 – 30.12 2 1,17
31.12 1 1,02

Пунктом 29 Приказа Минтранса России от 19.12.2022 № 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» (далее — Приказ Минтранса России № 473) устанавливаются правила оформления абонементных билетов для проезда в поездах пригородного сообщения.
Абонементные билеты оформляются для проезда в поездах пригородного сообщения для многократных поездок.
Виды абонементных билетов дифференцируются в зависимости от срока их действия и (или) количества поездок.
В пригородном сообщении перевозчиком по согласованию с органом власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов могут оформляться следующие виды абонементных билетов:
абонементные билеты, действительные для проезда пассажиров во все дни недели (далее – абонементные билеты “ежедневно”);
абонементные билеты, действительные для проезда пассажиров в рабочие дни недели (далее – абонементные билеты “рабочего дня”);
абонементные билеты на определенное количество поездок.
Абонементные билеты “ежедневно” действительны для проезда в течение срока действия, указанного в билете, во все дни недели.
Абонементные билеты “ежедневно” могут оформляться сроком действия 1, 2, 3, 4, 5, 6, 12 месяцев и 5, 10, 15, 20, 25 дней. Стоимость абонементного билета “ежедневно” рассчитывается по тарифу, применяемому на соответствующем участке пригородного сообщения, из расчета 50 поездок в месяц.
Абонементные билеты “рабочего дня” могут оформляться сроком действия 1, 2, 3, 4, 5, 6, 12 месяцев. Абонементные билеты “рабочего дня” действительны для проезда в течение срока действия, указанного в билете, по понедельникам, вторникам, средам, четвергам и пятницам, кроме нерабочих праздничных дней. Стоимость абонементного билета “рабочего дня” рассчитывается по тарифу, применяемому на соответствующем участке пригородного сообщения, из расчета 42 поездки в месяц.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», тарифы на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении подлежат государственному регулированию, которое осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов.
Согласно абзацу 4 пункта 6 «Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 г. № 950, – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 17.12.2022 № 850-ПП «Об утверждении тарифов на услуги субъектов естественных монополий по железнодорожным перевозкам пассажиров в пригородном сообщении (в пределах города Москвы)» тариф на железнодорожные перевозки пассажиров (одну поездку в беспересадочном сообщении) в пригородном сообщении (в пределах города Москвы) независимо от дальности поездки, осуществляемые организациями железнодорожного транспорта, имеющими договор (соглашение) по организации транспортного обслуживания населения с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики и осуществлению управления в сфере транспорта (далее – перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении), в размере 28 руб.
Установлено, что с учетом зонного тарифа в размере 17,5 руб. определяется стоимость проезда (одной поездки) пассажира железнодорожным транспортом в пригородном сообщении:
– стоимость разового билета на проезд в скорых пригородных электропоездах повышенной комфортности определяется на основании действующих договоров (соглашений) по организации транспортного обслуживания населения, заключенных между уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики и осуществлению управления в сфере транспорта, и организациями железнодорожного транспорта с учетом предельного коэффициента 2 к стоимости проезда в пассажирских пригородных поездах.
В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 19.12.2022 № 1086/56 «О тарифах на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом по межсубъектным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении по регулируемым тарифам на территории Московской области» тариф на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом по межсубъектным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении по регулируемым тарифам (далее – пригородный железнодорожный транспорт) по одной тарифной зоне (10 км) на территории Московской области устанавливается в размере 17,5 рубля.
Стоимость разового билета на проезд в скорых пригородных электропоездах повышенной комфортности по межсубъектным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории Московской области устанавливается перевозчиком с учетом предельного коэффициента 2 к стоимости проезда в пассажирских пригородных электропоездах.
Стоимость разового билета на проезд в скорых пригородных электропоездах повышенной комфортности, следующих по маршрутам, соединяющим центральные железнодорожные вокзалы г. Москвы с аэровокзальными комплексами Московского авиаузла, устанавливается перевозчиком самостоятельно (ООО «Аэроэкспресс»).
Правительство Москвы и Московской области устанавливают только стоимость разовой поездки и указывает вид тарифа которые действуют на соответствующем участке пригородного сообщения. Стоимость абонементного билета устанавливается перевозчиками самостоятельно:
1) ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» (central-ppk.ru) осуществляет перевозку пассажиров на 9 пригородных направлениях – Курском, Горьковском, Ярославском, Павелецком, Казанском, Киевском, Белорусском, Рижском, Савеловском (пригородные электрички, пригородные электропоезда повышенной комфортности).
2) ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» (http://mtppk.ru/) осуществляет перевозку пассажиров на Ленинградском направлении.
3) ООО «Аэроэкспресс» (http://www.aeroexpress.ru) осуществляет перевозку пассажиров с железнодорожных вокзалов г. Москвы до аэровокзальных комплексов Московского авиаузла (Аэропорты).
4) Согласно информации, размещенной на сайте РЭКС (ООО «Региональный экспресс») по адресу: http://rexexpress.ru, РЭКС является агентом ОАО «Центральная ППК».
Маршруты: Савеловский вокзал – Лобня, Белорусский вокзал – Можайск, Павелецкий вокзал – Ожерелье, Казанский – Голутвин, Ярославский вокзал– Пушкино, Монино.

Согласно статье 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1195 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» сбор – не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы.
Согласно статье 82 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» заключение договоров перевозки пассажира удостоверяется проездными документами (билетами), при этом пассажир обязан иметь проездной документ (билет), а перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо обязаны оформить проездной документ (билет) при наличии свободного места (при условии оформления проездных документов на поезд с местами) в поезде до указанной пассажиром железнодорожной станции назначения. Оформление проездных документов (заключение договоров перевозки) пассажирам производится в билетных кассах перед началом поездки. В соответствии с заключенным договором перевозки (оформленным проездным документом) перевозчик обязан перевести пассажира в пункт назначения.
Согласно пункту 29 постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» (далее – Правила оказания услуг) пассажир, осуществляющий поездку в поезде дальнего следования или пригородного сообщения без проездного документа (билета) или по недействительному проездному документу (билету), считается безбилетным и обязан оплатить стоимость проезда в порядке, определяемом правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, а также штраф в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 57 Приказа Минтранса России от 19.12.2022 № 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» (далее — Приказ Минтранса России № 473) безбилетный гражданин, обнаруженный в поезде пригородного сообщения, обязан оплатить стоимость проезда от станции посадки до станции своего назначения. При этом с него взимается сбор за оформление проездного документа (билета) в поезде. Если безбилетный гражданин заявляет о желании покинуть поезд, он оплачивает стоимость проезда до станции, на которой покинет поезд, и сбор за оформление проездного документа (билета) в поезде. В случае отказа оплатить стоимость проезда и покинуть поезд безбилетный гражданин удаляется из поезда перевозчиком на ближайшей станции или остановочном пункте.
Согласно пункту 58 Приказа № 473 безбилетный гражданин, обнаруженный при проведении контроля после окончания поездки на поезде пригородного сообщения, обязан оплатить на станции назначения стоимость проезда от станции посадки до станции назначения и сбор за оформление проездного документа (билета).
Согласно пункту 59 Приказа № 473 пассажир, совершивший посадку в поезд пригородного сообщения на станциях, остановочных пунктах, где отсутствуют билетные кассы и терминалы самообслуживания, не является безбилетным гражданином и обязан оплатить стоимость проезда от станции посадки до станции своего назначения в поезде или после окончания поездки на станции назначения. При этом сбор за оформление проездного документа (билета) и провоза ручной клади не взимается.

В соответствии с Приказом Минтранса России от 19.12.2022 № 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» (далее — Приказ Минтранса России № 473) оформление проездных документов (билетов) на поезда дальнего следования и в вагоны беспересадочного сообщения, маршруты следования которых отличаются от маршрута следования поезда, с которым они начали следование, производится через каналы продажи: в билетной кассе, через терминал самообслуживания, через веб-ресурс с резервированием мест с помощью автоматизированной системы (далее – автоматизированный способ). При перевозке пассажиров в вагонах беспересадочного сообщения применяются нормы, предусмотренные для перевозок пассажиров в вагонах поездов дальнего следования с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.
Оформление проездных документов (билетов) может осуществляться по ручной технологии.
Оформление доплаты к проездному документу (билету) в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, производится на бланке проездного документа (билета).
Оформление проездного документа (билета) на поезд дальнего следования производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность, а для детей в возрасте до 14 лет – свидетельство о рождении или иной документ, удостоверяющий личность), а для лиц, имеющих право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда, кроме того, – на основании документов, подтверждающих указанное право
При оформлении проездных документов (билетов) на поезда дальнего следования пассажир из числа инвалидов информирует перевозчика об ограничении своей жизнедеятельности с целью организации его перевозки.
Физическое или юридическое лицо вправе обратиться к перевозчику с просьбой о резервировании ему мест на поезд дальнего следования для оформления проездных документов (билетов).
За резервирование мест в поездах дальнего следования, в том числе по телефону или с использованием иных средств связи (за исключением электронных проездных документов (билетов), приобретаемых через интернет), независимо от сроков предоставления заявки на резервирование места с последующим оформлением проездного документа (билета), когда дата подачи заявки не совпадает с датой оформления проездного документа (билета), за каждое место перевозчиком взимается сбор.
Оформление проездных документов (билетов) на поезда дальнего следования автоматизированным способом осуществляется в следующие сроки:
не менее чем от 45 суток до даты отправления поезда (вагона) с пунктов формирования (отправления) поезда (вагона), за исключением поездов (вагонов), дополнительно назначенных при увеличении пассажиропотока, и поездов, сформированных из моторвагонного подвижного состава;
не менее чем от 3 суток до даты отправления поезда с промежуточной станции.
При перевозке поездами, сформированными из моторвагонного подвижного состава с указанием мест, оформление проездных документов (билетов) осуществляется в срок не менее чем от 10 суток до даты отправления поезда с первоначальной или промежуточной станций отправления поезда.
Так же Приказом № 473 определен порядок оформление проездных документов (билетов) на детей и граждан льготной категории.
При проезде в поезде дальнего следования пассажир имеет право провозить бесплатно 1 ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом на перевозку детей.
Если ребенок в возрасте не старше 5 лет при проезде в поезде дальнего следования не занимает отдельное место, то на него оформляется бесплатный проездной документ (билет).
Если ребенок в возрасте не старше 5 лет при проезде в поезде дальнего следования занимает отдельное место, то на него оформляется проездной документ (билет) по тарифу на перевозку детей в установленном настоящими Правилами порядке.
Проезд детей в возрасте до 10 лет в поездах дальнего следования без сопровождения взрослых не допускается, за исключением случаев проезда учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения общеобразовательных учреждений.
Возраст ребенка определяется на день начала поездки. Если в день отправления поезда ребенку исполняется 10 лет, то на него оформляется проездной документ (билет) по тарифу на перевозку детей.
Оформление безденежных или льготных проездных документов (билетов) для проезда в поездах дальнего следования осуществляется в билетной кассе.
При оформлении безденежных или льготных проездных документов (билетов) для проезда в поездах дальнего следования талоны на право бесплатного и льготного проезда остаются в билетной кассе.
По талонам, действительным в течение указанного на них года, оформление безденежных и льготных проездных документов (билетов) производится на поезда отправлением до 31 декабря, а на проезд обратно – до 31 января года, следующего за указанным в талоне.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» железнодорожные перевозки относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории «СВ» и «купе») осуществляется государством.
Тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории «СВ» и «купе») утверждены приказом ФСТ России от 27 июля 2022 года № 156-т/1.
Тарифы на проезд пассажиров в фирменных поездах, отвечающих требованиям отраслевого стандарта фирменного поезда, могут быть установлены с максимальным индексом 1,5 к тарифам, утвержденным ФСТ России.
Приказом Минтранса России от 19.12.2022 № 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» (далее — Приказ Минтранса России № 473) установлено, что поездам дальнего следования может присваиваться категория “фирменный”. Категорией поезда “фирменный” является товарный знак, гарантирующий заявленный уровень качества обслуживания перевозчиком пассажиров, а также предоставление оказываемых перевозчиком дополнительных услуг.
Категория “фирменный” присваивается перевозчиком по результатам аттестации поезда дальнего следования на соответствие установленным критериям.
Перед присвоением поезду категории “фирменный” перевозчик в обязательном порядке исследует рынок перевозок пассажиров на маршруте следования поезда. Обязательным условием присвоения поезду дальнего следования категории “фирменный” является курсирование на маршруте следования поезда категории “фирменный” иных поездов дальнего следования, не являющихся фирменными.
Контроль за качеством предоставляемых услуг в поезде, имеющем категорию “фирменный”, осуществляется в соответствии с Законом о защите прав потребителей.
Порядок и процедура аттестации поездов на присвоение категории «фирменный» определены действующим ОСТ 32-24-93 «Стандартизации в обслуживании населения на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров в фирменных поездах».
В связи с присвоением ОАО «ФПК» пассажирским поездам дальнего следования категории «фирменный», сокращением количества поездов, не имеющих категорию «фирменный», и, соответственно, установлением различных цены на билеты в плацкартные вагоны пассажирских поездов дальнего следования, в зависимости от наличия/отсутствия у пассажирского поезда дальнего следования категории «фирменный», путем применения коэффициента 1,1-1,5 к стоимости проездного документа (билета) при присвоении пассажирскому поезду дальнего следования категории «фирменный» ФАС России рассмотрено дело № 1 10/204-10.
По результатам рассмотрения указанного дела, ОАО «ФПК» выдано предписание, в соответствии с которым ОАО «ФПК»:
– определило внутренний порядок введения (закрытия) пассажирских поездов дальнего следования, имеющих категорию «фирменный» (распоряжение ОАО «ФПК» от 18 июня 2022 г. № 650р Стандарт ОАО «ФПК» СТО ФПК 1.05.006.2022 «Обслуживание пассажиров в поездах формирования открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания»);
– информирует пассажиров и сопричастных о порядке введения (закрытия) пассажирских поездов дальнего следования, имеющих категорию «фирменный»;
– до присвоения поезду категории «фирменный» оценивает потребности пассажиров во введении данных поездов, обеспечивая, право пассажира на получение услуги по перевозке в плацкартных и общих вагонах-поездов дальнего следования по регулируемым государством тарифам, без применения повышающих коэффициентов.

С 2022 года ФАС России и ОАО «ФПК» осуществляется реализация пилотного проекта программы «динамического ценообразования» на проездные документы (билеты) в вагоны с местами для сидения, купе, СВ, люкс на поезда дальнего следования (дерегулированный сегмент рынка).
Указанная программа применяется на маршрутах с наличием межвидовой конкуренции (перевозки пассажиров железнодорожным, авто- и авиатранспортом) и направлена на развитие конкуренции на рынке услуг пассажирских перевозок различными видами транспорта.
Программа «динамического ценообразования» применяется только дерегулированном сегменте пассажирских перевозок железнодорожным транспортом общего пользования в поездах дальнего следования. Пилотный полигон проекта включает более 100 скорых и пассажирских поездов, курсирующих по 23 (без учета маршрутов по Санкт-Петербургу) (33 с учетом маршрутов по Санкт-Петербургу) направлениям. Маршруты были отобраны, исходя из условий развитой конкуренции с другими видами транспорта: с даты отправления – 1 марта 2022 г.: Москва – Санкт-Петербург – Москва, Москва – Нижний Новгород – Москва, Москва – Воронеж – Москва, Москва – Смоленск – Москва, Санкт-Петербург – Нижний Новгород – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Воронеж – Санкт-Петербург; маршруты второго этапа, с даты отправления 26 мая 2022 г.: Москва – Адлер – Москва, Москва – Ростов-на-Дону – Москва, Москва – Екатеринбург – Москва, Москва – Архангельск – Москва, Москва – Чебоксары – Москва, Москва – Волгоград – Москва, Москва – Мурманск – Москва, Москва – Самара – Москва, Москва – Казань – Москва, Москва – Кисловодск – Москва, Санкт-Петербург – Адлер – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Волгоград – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Самара – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Кисловодск – Санкт-Петербург; маршруты третьего этапа, с даты отправления 01 июня 2022 г.: Москва – Астрахань – Москва, Москва – Владикавказ – Москва, Москва – Ижевск – Москва, Москва – Новороссийск – Москва, Москва – Череповец – Москва, Москва – Пенза – Москва, Москва – Петрозаводск – Москва, Москва – Саратов – Москва, Москва – Ульяновск – Москва, Санкт-Петербург – Владикавказ – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Ижевск – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Новороссийск – Санкт-Петербург, Владивосток – Хабаровск – Владивосток.
Благодаря внедрению системы динамического ценообразования в 2022 году ОАО «ФПК» наблюдается прирост пассажиров в дерегулируемом сегменте перевозок по данным поездам до 3% по сравнению с 2022 г., в то время, как в дерегулированном сегменте остальных поездов отмечено снижение пассажиропотока до 95 %.
По информации, представленной ОАО «ФПК» в ФАС России, технология динамического ценообразования на проездные документы (билеты) в дерегулируемый сегмент поездов дальнего следования заключается в установлении стоимости проездных документов в зависимости от темпов продажи проездных документов, прогноза спроса по всем сегментам перевозки, действий конкурентов и других рыночных факторов.
Информирование потребителей о технологии динамического ценообразования на проездные документы (билеты) в дерегулируемом сегменте поездов дальнего следования осуществляется через официальный сайт ОАО «РЖД»: http://gibkij.ru/, на вокзалах.
Проездные документы (билеты) на все поезда, на которые распространяется действие технологии динамического ценообразования, открыты в продажу за 45/60 дней полными схемами.
Согласно распоряжению ОАО «ФПК» от 10.04.2022 № 440 тарифный интервал с учетом гибкого графика регулирования тарифов составляет -40% / 30 % от базового тарифа.
На всех поездах «пилотного полигона» устанавливается режим продажи «зима », что предусматривает возможность реализации проездных документов на всех станциях по маршруту следования поезда без применения временных и технологических ограничений.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» железнодорожные перевозки относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории «СВ» и «купе») осуществляется государством.
Тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории «СВ» и «купе») утверждены приказом ФСТ России от 27 июля 2022 года № 156-т/1.
Тарифы на проезд пассажиров в фирменных поездах, отвечающих требованиям отраслевого стандарта фирменного поезда, могут быть установлены с максимальным индексом 1,5 к тарифам, утвержденным ФСТ России.
Порядок и процедура аттестации поездов на присвоение категории «фирменный» определены действующим ОСТ 32-24-93 «Стандартизации в обслуживании населения на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров в фирменных поездах».
В связи с присвоением ОАО «ФПК» пассажирским поездам дальнего следования категории «фирменный», сокращением количества поездов, не имеющих категорию «фирменный», и, соответственно, установлением различных цены на билеты в плацкартные вагоны пассажирских поездов дальнего следования, в зависимости от наличия/отсутствия у пассажирского поезда дальнего следования категории «фирменный», путем применения коэффициента 1,1-1,5 к стоимости проездного документа (билета) при присвоении пассажирскому поезду дальнего следования категории «фирменный» ФАС России рассмотрено дело № 1 10/204-10.
По результатам рассмотрения указанного дела, ОАО «ФПК» выдано предписание, в соответствии с которым ОАО «ФПК»:
– определило внутренний порядок введения (закрытия) пассажирских поездов дальнего следования, имеющих категорию «фирменный» (распоряжение ОАО «ФПК» от 18 июня 2022 г. № 650р Стандарт ОАО «ФПК» СТО ФПК 1.05.006.2022 «Обслуживание пассажиров в поездах формирования открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания»);
– информирует пассажиров и сопричастных о порядке введения (закрытия) пассажирских поездов дальнего следования, имеющих категорию «фирменный»;
– до присвоения поезду категории «фирменный» оценивает потребности пассажиров во введении данных поездов, обеспечивая, право пассажира на получение услуги по перевозке в плацкартных и общих вагонах-поездов дальнего следования по регулируемым государством тарифам, без применения повышающих коэффициентов.

Гибкие материалы:  Классификация русских корпусных доспехов XVI века – тема научной статьи по истории и археологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *