Про гибкость мышления

Что такое пластичность мозга

Те, кто не способен изменить своё мышление, не могут изменить ничего.

Ничто в мире не стоит на месте, и мы должны к этому приспосабливаться. С каждым годом изменения протекают всё стремительнее, поэтому сейчас для нас особенно важно обладать гибким мышлением и развивать пластичность своего мозга.

Пластичность мозга, или нейропластичность, — это способность мозга формировать новые нейронные связи. Именно она позволяет нейронам — нервным клеткам, из которых состоит наш мозг, — корректировать свою работу в ответ на изменения в окружающей среде и приспосабливаться к ним.

Норман Дойдж, психиатр и психоаналитик, в своей книге «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга» рассказывает о людях, мозг которых сумел восстановиться после тяжёлых нарушений, например после инсульта.

В любом возрасте человек может улучшить работу мозга или поддержать её на прежнем уровне. Даже с приближением старости мозг способен изменять свою структуру и работу только благодаря мыслям и действиям человека. Для этого нужно развивать гибкость своего мышления.

Гибкость мышления, или когнитивная гибкость, — это способность человеческого мозга преодолевать привычные реакции и схемы мышления в непривычных условиях и создавать новые.

То есть умение адаптироваться к новым ситуациям, дробить сложные задачи на маленькие кусочки, импровизировать и применять различные стратегии в зависимости от стоящих перед ним целей. Это свойство мозга позволяет переключиться и подумать о чём-то с разных точек зрения.

Что делать?

Конечно, знать, «как надо» — уже половина дела, но лучше помочь себе перестроить мышление и начать думать по-другому. 

Главным помощником может стать книга ранее упомянутой Кэрол Дуэк «Гибкое сознание». Кстати, для тех, кто читает на английском, есть «Mindset — Updated edition» — обновленная версия книги, вышедшая спустя пять лет после появления «Гибкого сознания». 

Полезным будет послушать лекции и подкасты с Дуэк. На русском языке есть только TED Talk. На английском можно найти больше подкастов с ее участием, например, у The Psychology Today, Art of Manliness и Talks at Google. 

Среди российских подкастов можно также отметить «Будет сделано», посвященный личной эффективности. 

Еще примеры книг, заслуживающих внимания — классическая «Как перестать беспокоиться и начать жить» Дейла Карнеги, а также относительно новая «Тонкое искусство пофигизма» Марка Мэнсона. 

Адаптивности и позитивному мышлению можно научиться также с помощью следующих модулей на Coursera: 

  1. курс «Основы позитивной психологии»; 
  2. курс «Наука о благополучии»; 
  3. курс «Навыки устойчивости во время неопределенности». 

Стоит помнить, что к материалам на тему позитивного мышления стоит подходить очень избирательно, чтобы не потратить время на откровенно некачественный контент.

Что отличает людей с гибким мышлением

Человек, обладающий гибким умом, постоянно переосмысливает способы решения проблемы и находит новые, чтобы справиться с задачей лучше, проще и быстрее.

Этой способностью были наделены многие успешные люди, которыми мы восхищаемся. Залог их плодотворной деятельности — ежедневное стремление к новому.

Важно не переставать задавать вопросы. Любопытство имеет собственную причину для существования. Можно лишь благоговейно восхищаться тайнами вечности, существованием или удивительной структурой действительности. Достаточно попытаться каждый день хотя бы понемногу постигать эту тайну.

Леонардо да Винчи поддерживал своё любопытство всю жизнь, и сегодня его считают одним из уникальнейших людей в истории. Страсть к познанию привела его к успеху в самых разных областях: да Винчи посвятил себя искусству, технике, философии и естественным наукам.

Неординарность великих людей — результат их собственных желаний и усилий. Яркое воображение, любопытство и наблюдательность — вот те качества, которые мы должны перенять.

Я всегда делаю то, что не умею делать. Так я могу научиться этому.

Начинаем экспериментировать

Жизнь подавляющего большинства людей весьма ограничена рамками придуманных стереотипов, выйти за которые они просто не решаются. Это в значительной мере обедняет их существование. Любое действие, направленное на развитие, в таком случае будет для человека весьма сложным. Ему просто необходимо экспериментировать, что позволит не останавливаться на достигнутом результате.

Порой очень грустно наблюдать за теми людьми, которые сдаются на полпути, не успев еще как следует начать свое дело. Тому, кто сделал первый, пусть еще и робкий шаг, не стоит останавливаться. Следует продолжать неуклонное движение вперед, что и позволит придти к намеченной цели.

Разумеется, возможность в проведении собственных экспериментов предоставляется человеку не всегда и не везде. Но это вовсе не означает того, что он не может присмотреться к возникшей ситуации и сделать из этого соответствующие выводы. Развитие гибкости мышления – задача не из простых. Решать ее нужно постепенно.

Почему важно иметь гибкое мышление

Человеку свойственно стремиться к постоянству. Перемены пугают тем, что заставляют покидать зону комфорта. Но установка на непринятие изменений и неспособность к ним приспособиться мешает нам устраивать свою жизнь.

Обратите внимание на пожилых людей. Почему они так стремятся везде установить свой порядок? Норман Дойдж утверждает, что стареющий человек постепенно теряет способность к изменениям, между его мышлением и внешним миром возникает несоответствие. Незаметно он начинает вмешиваться в каждую мелочь и старается подогнать её под знакомые стандарты.

Именно пластичность мозга наделяет нас способностью преодолевать те ментальные барьеры, которые мешают выйти за пределы устоявшегося порядка вещей.

Чем больше вы развиваете свой ум на протяжении всей жизни, тем меньше рискуете столкнуться с болезнью Альцгеймера и слабоумием. Но отсутствие гибкости мышления влияет на нас не только с возрастом. Если мы перестаём учиться, то больше не ощущаем полноту жизни.

Стремление к новому — одна из черт характера, которые позволяют оставаться здоровым и счастливым и способствуют личностному росту по мере взросления.

Актуально для всех

Если взрослый человек понимает, почему и для чего ему необходимо развивать свою способность мыслить гибко, то для ребенка пока еще не ясно, как важно уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Это и понятно: для детей подстраиваться под мир в целом намного проще, нежели это дается взрослому человеку, уже выработавшему для себя линии поведения и стратегии достижения целей.

Если родители хотят, чтобы чадо было всесторонне развитым, необходимо уделить внимание способности ребенка рассуждать логически. Мышление относится к классу высших разновидностей деятельности, доступной человеку, поэтому процесс поиска выхода из ситуации недооценивать нельзя – именно через него открываются новые горизонты.

Ребенок, быстро осваивающий логическое мышление, раньше прочих понимает закономерности, которым подчинено пространство, причины и последствия, связи между явлениями. Такому ребенку проще сориентироваться в отношениях между людьми. Способность мыслить дает возможность анализировать обстоятельства и поступать сообразно им.

Блоги профессионалов на «ведомостях»

Пару лет назад меня пригласили на отборочные туры вступительных экзаменов в Театральный институт им. Б. Щукина. Абитуриенты сильно волновались, однако я сразу обратила внимание на два разных типа поведения. Некоторые ребята, несмотря на волнение, держались довольно свободно, моментально налаживали контакт с членами приемной комиссии, живо и порой остроумно отвечали на вопросы, быстро перестраивались, если чувствовали, что не попадают в ожидания, читали стихи и отрывки из прозы, обращаясь ко всем присутствующим без исключения. Другие же были скованны, ориентировались только на председателя комиссии и известных лиц, действовали явно по заготовленному плану и не отступали от него, даже если отклика не было. Эти ребята были сосредоточены только на себе, своих переживаниях, своем отрепетированном показательном выступлении.

Когда говорят о гибкости мышления, то обычно имеют в виду его скорость, умение эффективно переключаться с одной задачи на другую, способность увидеть проблемную ситуацию с нового ракурса, отказаться от привычек и стереотипов, предложить необычные решения. Гибкость коммуникации предполагает умение чувствовать людей, готовность менять стиль общения в зависимости от специфики ситуации и особенностей собеседника, не застревать, легко переходить в разговоре или выступлении с одной темы на другую, если это необходимо. Гибкость же поведения проявляется в умении мгновенно оценивать обстоятельства, каждый раз выбирать оптимальный способ действий, вовремя корректировать первоначальные планы, естественно и оперативно адаптироваться к происходящим изменениям.

Гибкий человек легко отвечает на совершенно разноплановые вопросы (их можно задавать в намеренно быстром темпе). Он способен перестраиваться, живо реагировать на новые вводные и даже получает удовольствие от такого режима общения. «Опишите ваш трудный рабочий день», «Вы говорите, что много читаете, – как вам кажется, отражается ли характер автора в его текстах? Каким образом?», «Кто из ваших родственников является для вас вдохновляющим примером?», «Какие события из истории России кажутся вам определяющими для ее развития?» и т. п. Человека с гибким мышлением ни один вопрос не ставит в тупик, он всегда найдет достойный ответ – серьезный, обоснованный или юмористический. И ни один его ответ не будет долгим, скучным, занудным, не повторится.

Гибкий человек склонен к переменам. Он способен работать в разных отраслях и коллективах, однако не меняет каждые пару лет места работы. Частая смена работодателей говорит как раз о слабом умении адаптироваться, неспособности находить достойное место в новой команде, неготовности воспринимать новые реалии, поддерживать свою рабочую мотивацию. Гибкий человек любит путешествовать, он нуждается в разнообразии впечатлений, захватывающих эмоциях, новых и интересных идеях, которые порой рождаются именно в странствиях. Он легок на подъем. Ему вообще нравится все новое: технологии, гаджеты, машины, рестораны, книги, костюмы, прически.

Гибкий человек охотно и много рассуждает о будущем, появляющихся возможностях, развитии. Он любит приобретать опыт, учиться. Охотно читает, не жалуясь на недостаток времени. Обычно на его счету несколько разных образований, программ обучения, серьезных профессиональных курсов и управленческих школ. И он, недолго думая, всегда ответит, как он использует новые знания, какой новый опыт является для него полезным. Например: «Для меня, как для перфекциониста, услышанная однажды от коуча фраза «я не есть мой результат» стала открытием. Теперь я не сижу часами над презентациями, научился делегировать и больше доверять окружающим».

Человек, обладающий гибким мышлением, без труда может простыми, ясными, доступными словами разъяснить сложные темы и понятия. Я часто прошу уважаемых руководителей кратко объяснить суть своей работы, и, случается, такой рассказ очень ярко раскрывает психологические качества рассказчика. Гибкий человек способен говорить с собеседником на одном языке, находить оптимальный формат объяснения, не будет мучить слушателей непонятными терминами, утомительными подробностями.

Варианты и пути

Как рассказывают посвященные гибкости ума книги, в которых можно найти советы по развитию этого качества, на личность человека негативно влияет привычка всю жизнь выполнять действия одной и той же рукой. Это стабильно активизирует ограниченные мозговые зоны, не напрягая другие.

Впервые такую теорию предложил занимавшийся вопросами гибкости ума Лоуренс Кац – известный врач, специализирующийся на нейробиологии. Вместе с коллегами он выяснил, что исполнение человеком рутинных действий не той рукой, к которой он привык, приводит к генерированию в головном мозге новых соединений, под влиянием которых активнее растут клеточные структуры органа. Правше стоит попробовать использовать левую руку, набирая телефонный номер, умываясь и делая пометки в календаре.

Гибкое мышление – новая модель роста и развития людей – эрфольг – академия управления

Гибкое мышление даёт возможность решать сложные проблемы, таким образом проблемы, которые характеризуются наличием в них ряда несвязанных друг с другом фактов и информацией, работа с которой требует с одной стороны, инструментов логического и критического анализа, а с другой – инструментов интуитивных и эмоциональных, которые позволяют эффективно управлять сложностью в отношениях.

Когнитивная гибкость («гибкость» в переводе с латинского означает «эластичность») – это возможность размышлять, используя все средства, которые есть у человека, мышление «категориями», относительно людей и ситуаций. Значительный вклад в изучение мышления и процессов коммуникаций в недавнем прошлом внесли учёные-бихевиористы. Результаты их исследований используются лишь частично в работе по улучшению качества жизни и тому, как внести доверие в отношения.

Возможно самыми интересными могут оказаться последние исследования, которые говорят о понимании биологических основ осознанности и путей развития мышления, которые дают нам возможность действовать, постигать, учиться и запоминать. Основная доктрина берёт начало в нейрологических исследованиях, которые можно объединить в утверждение о том, что каждое поведение есть проявление какой-то из функций головного мозга. То, что мы в общем называем «мышлением» можно считать результатом комбинаций функций головного мозга. Выбор когнитивных и поведенческих инструментов зависит от знаний об оригинальной и инновационной модели Гибкого Мышления.

Гибкое мышление состоит из комбинации элементов Логики, этики и эстетики, а также их преломления в разных контекстах и ситуациях. Логика подразумевает принципы действия через рассуждения и дедуктивные аргументы. Изучение логики – это усилия, которые позволяют определить основные условия, при которых могут быть сделаны шаги от неких данных высказанных утверждений до предположительных суждений, которые можно считать обоснованными. Действие логики лежит в отношениях между предположением и заключением, при условии что заключение верно, когда верно предположение. В основе логики лежат следующие навыки отождествления: Выбор – понимать, что важно, анализировать; Классификация – сбор и объединение информации в определённом порядке. Планирование – превращение того, что было собрано раньше, в стратегии развития.

Этика происходит от слова «этос», «характер». Это изучение типичных проявлений человека и свойств характера, которые управляют поведением людей, стремящихся получить благо. Среди множества добродетелей, которые описаны в Никомаховой этике Аристотеля, основными являются следующие проявления, которые естественным образом приводят к развитию гибкого и инновационного поведения:

  • Предусмотрительность: рассудительность и возможность иметь долгосрочное видение;
  • Прозрачность: искренность и лояльность;
  • Настойчивость: решительность и стойкость.

Эстетика – это философская дисциплина, целью которой является формулирование определения того, что есть красота, а также выведение понятий искусства, поэзии, творчества, интуиции, психической подвижности, т.е. возможность рождать идеи. Навыки, лежащие в основе эстетики – Ассоциирование – умение проводить аналогии между на первый взгляд не связанными предметами; Различение – выявление сходств и различий, а также категорий, к которым принадлежат понятия; Анализ и восстановление – возможность видеть проблемы с разных точек зрения. Кроме того, гибкое мышление объединяет и координирует все основные элементы гармоничной личности, что же касается психофизиологического смысла, то мы собираемся исследовать все доступные инструменты (2 полушария, 3 мозга и 4 типа мышления), которые могут выступать в роли «дирижёров».

Головной мозг состоит из двух полушарий, соединённых системой нервных волокон. Обычно их называют левым и правым полушариями. Нервная система связана с головным мозгом таким образом, что левое полушарие контролирует правую половину тела, а правое полушарие – левую половину. И в случае, например, инсульта в правом полушарии, паралич будет в левой половине тела. Исследования последних 20 лет показали, что каждое полушарие мозга контролирует два разных типа мыслительных процессов. Левое полушарие отвечает за логику, аналитику, вербальные коммуникации, последовательность, абстрактное мышление, конвергенцию, объективность, активность, критику, точность, процессы, связанные с числами. Правое полушарие отвечает на аналогии, сочетание, невербальные коммуникации, целостность, эмпирическое мышление, различия, субъективность, восприимчивость, некритичность, интуитивность, метафоричность мышления.

В ходе этих исследований Лауреат Нобелевской премии доктор Сперри из Калифорнийского технологического университета подтвердил, что оба полушария способны выполнять сложные познавательные процессы с той лишь особенностью, что каждый из них влияет и связан с отдельной сферой познавательной активности. Доктор Сперри также подтверждает, что мозг способен выполнять намного более сложные задания, чем мы можем себе представить, а те области мозга, которые мы считаем слабыми, можно развивать. Это означает, например, что любой человек может стать музыкантом, художником или техническим специалистом. Сперри также говорит о том, что процесс по развитию слабых областей головного мозга позитивно влияет на развитие мозговой активности в целом.

Три мозга: ещё одно важное научное открытие заключается в выделении трёх церебральных систем, каждая из которых отвечает за специфическую интеллектуальную функцию в мозге человека. (П.Д. МакЛин) Кортикальная система, также называемая корой головного мозга: лучше всего изучена людьми и является той областью, где осуществляются абстрактные функции мышления. Особые функции коры – концептуализация, проектирование будущего, анализ, расчёты и воображение. Лимбическая система расположена в Среднем мозге, этот отдел мозга также отвечает за память. Он контролирует и эмоциональные реакции, связанные с личным опытом, и эмоциональный интеллект. И наконец, рептильный мозг: это самая древняя часть мозга человека. Это та область, где сосредоточены центры, отвечающие за выживание, и базовые инстинкты. Она мгновенно активируется раздражителями и контролировать её другими частями мозга очень сложно. Четыре типа мышления образуются путём сочетания двух прошлых моделей (2 полушария и 3 мозга), психофизиологические исследования выявили использование поведенческих паттернов, которые активируют отдельные отделы мозга. По сути, исходя из теста определения мозговой доминанты Германа, стало возможным вычленить 4 типа мышления (объективация, предвидение, структурирование и чувствование), которые могут быть ассоциированы с активностью соответствующих отделов головного мозга.

Объективация: Человек, использующий объективацию как доминантный тип мышления, думает логично и последовательно. Он интересуется фактами и информацией, качественным и количественным сравнением, хорошим спором, задаёт вопросы, касающиеся многих вещей и трансформирует ответы в последующие вопросы. Получая не удовлетворяющий его ответ, он возражает . Он хочет прийти к решению. Он предпочитает добиваться от идеи скорее материальных, чем нематериальных результатов, видеть спецификации и чертежи, решения основывает на логике, а не на интуиции. Чаще всего, его сферами деятельности являются управление, математика, IT или исследования. Вопрос: Что? Сколько? Прежде всего он желает узнавать факты, существующие возможности, стоимость вещей, какие ресурсы необходимы, какие должны быть проведены тесты, анализы, существующие риски и какие улучшения это принесёт в дальнейшем. Противоположный тип – чувствующий.

Когда вы высказываете идею человеку, использующему данный тип мышления, у вас должны быть готовы оценка и полный анализ всех возможных вариантов развития событий. Вы должны наперёд продумать все возражения. Вы должны заранее наметить встречу и знать, сколько времени этот человек может ей уделить. Вы должны поддерживать последовательный и логичный подход к «анализатору» и использовать тот же «канал».

Структурирование: Человек, использующий структурный тип, обращается с информацией последовательно, точно также как те, кто использует объективацию в качестве доминантного стиля. Эти люди хорошие организаторы, методичные в своём подходе и хорошо сфокусированные на деталях. Они больше заинтересованы в том, как реализовать идею или предложение, чем в её содержании. Можно предположить, что они также как «анализаторы», склонны видеть или вычислять, и следовательно, обдумывать план выполнения и создавать ментальную структуру или систему, а не чертёж или прототип. Они всегда находятся в поиске качества и надёжности. Их решения основываются на осязаемости, предсказуемости, пользе и точности методов. Вопрос: Как? Люди, которые сосредоточены на этом вопросе, желают знать прежде всего, как что-то может быть использовано, как это работает, как это может быть реализовано, и можно ли быть уверенным, что это будет работать. Противоположный тип – предвидение.

Никогда не удивляйте идеей человека, который предпочитает предвидение. Используйте прогрессивный подход, согласно которому идея является логическим шагом. Суть идеи – «дело», а не «революция». Не говори, как ты можешь что-то использовать, а лучше покажи и дай попробовать. Делайте акцент на зарекомендовавших себя методах, а не на новизне. Внедряйте план выполнения или привлекайте «реализатора» принять участие в управлении проектом. Подчёркивайте, какие проблемы могут быть решены с помощью идеи. Раздавайте письменные инструкции. Записывайте все их вопросы и возражения и последовательно на них отвечайте. Даже когда «анализатор» пытается думать, а «реализатор» – делать, оба являются ярким примером доминирующего левого полушария, со всеми его последовательностью, линейностью и логичностью.

Другие два типа мышления (Воображение и Сотрудничество) являются примерами синхронности, синтеза и интуиции правого полушария.

Предвидение: люди, использующие этот тип мышления, мыслят комплексно и синхронно. Одна идея ведёт к другой. И возникают спонтанные ассоциации. Они работают не последовательно, а хватаются за несколько проектов одновременно. То же самое происходит при разговоре. Они любят новизну, скучают от деталей, предпочитают глобальные понятия. Они склонны предугадывать больше, чем анализировать, при принятии решений. Полагаются больше на интуицию, чем на логику. Если они предвидят большую перспективу, то ухватятся за рискованную идею. Они добавляют свои идеи к идеям, которые кто-то им подсказал. Вопрос: Что если? Этим людям нравится думать, является ли идея хорошей, какие возможности она принесёт в будущем, было ли что-то уже сделано в прошлом и как добавить что-то ещё. Противоположный тип мышления – структурный.

Когда вы обсуждаете идею, не забудьте выделить фактор её уникальности. Не надо делать письменных замечаний или презентаций – они могут их не читать. Подчёркивайте концепцию, а не детали. Отмечайте наиболее важные моменты с аналогиями и метафорами. Призывайте их делиться своими идеями. Скажите, что сами будете отвечать за детали и выполнение плана. Спросите их мнения о том, чего не хватает. Если идея им нравится, лучше сделать так, чтобы они немедленно приступили к реализации, потому что есть риск, что в следующий раз они поменяют идею.

Чувствование: подобно типу Предвидение, они скорее думают сразу обо всём, чем последовательно. Они получают информацию через чувства в сочетании с опытом. Им нравится превращать несогласие в гармонию и сопереживать другим людям. В любой идее они скорее ищут преимущества, чем возможности, оригинальность и материальное воплощение. Их решения являются результатом интуиции. Вопрос: Почему? Они хотят знать, почему другим людям нравится идея, почему она столь притягательна. Противоположный тип – объективация. Подавая таким людям новую идею, вы должны быть знакомы с их интересами и отношениями. Вы должны быть открыты и позитивно настроены. В идее всё должно быть узнаваемо и просто. Говорите о преимуществе идеи. Дайте ему возможность получить информацию от других прежде чем принять решение. В следующий раз при возникновении идеи будьте открыты для него. Герман разгадал код принципа мозговой доминанты: каждый человек использует один или два типа мышления для восприятия того, что его окружает, и для управления информацией в соответствие с его культурой и личностью, и прибегает к другим типам только когда нет других вариантов.

Мозговая доминанта: данный принцип объясняет также нашу способность в определённые моменты предсказывать поведение оппонента. Когда мы определяем человека как эмоционального, холодного и расчётливого, креативного или суетливого, возможно, мы ищем человека, чьи процессы мышления протекают в одной области мозга, которая использует одну из большого количества теоретически доступных церебральных функций. Для правильного развития гибкости мышления, необходимо прежде всего выделить тип, который мы обычно используем, чтобы узнать, какой частью мозга мы пользуемся и какой у нас тип мышления. Затем мы должны научиться использовать все 4 типа. Очевидно все эти типы сосуществуют в каждом человеке. Их разумное и рациональное использование создаёт предпосылки для эффективной коммуникации.

Взаимопонимание: Объединение и создание отношений доверия будут более эффективными, если используемый тип мышления будет согласован с типом мышления нашего оппонента, т.к. имеет место развитие личных ценностей.

Автор: Франческо Сансоне (Италия)
Мастер-класс: “Гибкое мышление и Ответственное лидерство” , Франческо Сансоне в Новосибирске – 22 ноября 2022г.
Внимание: количество мест ограничено! Позвоните нам, узнайте подробности и зарегистрируйтесь прямо сейчас!
8 (383) 21-34-112, 7-913-915-29-88,  7-913-891-6876
Источник : Science&Technology
http://www.ilsussidiario.net/News/English-Spoken-Here/Science-Technology/2022/7/5/FLEXIBLE-THINKING-A-new-model-for-growth-and-innovation-through-people/298932/

Перевод: Екатерина Айнутдинова , руководитель программ Академии Управления «ЭРФОЛЬГ»

Использование ментальных карт

Британский ученый Тони Бьюзен разработал довольно простой, но в то же время действенный инструмент, способствующий высвобождению творческого потенциала человека. Вдохновленный тетрадями Леонардо да Винчи, он создал ментальные карты. На сегодняшний день их нередко включают в учебную программу многих курсов, а также используют для решения своих проблем различные компании и институты.

Ментальные карты могут быть применены для планирования карьеры или отдыха, во время подготовки к собраниям, презентациям и т. д. Но самое ценное качество данного инструмента заключено в том, что при регулярном его использовании мозг учится использовать сразу два полушария, что и развивает его гибкость.

Как же это работает? Предположим, что получено задание, которое заключается в написании обзора последнего из просмотренных фильмов. Как над этим заданием начнет работать наш мозг? Мы станем писать, последовательно перечисляя самые важные моменты? Скорее всего, нет.

Как правило, образы, ключевые слова и впечатления от фильма будут свободно парить в голове зрителя, соединяясь в итоге между собой. Ментальная карта является методом, который отображает этот процесс на бумаге. Она представляет собой графическое выражение тех моделей мышления, которые естественны для человека.

Как известно, творческий процесс требует соблюдения баланса между производством идей и их организацией. Это позволит своевременно отбирать самые реализуемые и креативные мысли. Однако большинство людей страдает от того, что старается сразу же организовать появившиеся у них идеи, что идет в ущерб появлению других.

Использование ментальных карт и призвано освободить человека от подобного диктата. Они позволяют организовать все ключевые понятия, связанные с определенной темой, таким образом, чтобы дать возможность поиска ассоциаций. Именно это и позволяет личности стать творческой, а мышлению — более гибким.

Мыслительные операции

От чего зависит гибкость ума? От производимых им мыслительных операций. Они включают в себя сравнение, противопоставление, а также синтез и анализ, конкретизацию и абстракцию, систематизацию и обобщение. Данные элементы считаются едиными, парными и обратимыми.

Рассмотрим особенности мыслительных операций:

  1. Сравнение. Подобная операция заключается в установлении различия или сходства объектов мышления. При сравнении человек обнаруживает определенные существенные свойства явлений и предметов. По мнению некоторых исследователей, в этом заключается самая существенная сторона мышления. Рассматривая предметы с разных точек зрения, человек получает возможность сравнивать и сопоставлять их качества в необычных, новых для себя обстоятельствах.
  2. Анализ. Под этим процессом понимается мысленное разделение явления или предмета на составляющие его части. Анализ помогает нам в стремлении глубже познать предмет. Для этого и требуется изучение каждой из его частей в отдельности. Анализ объекта может быть и отвлеченным. Его проводят для выявления сущности явления или предмета.
  3. Синтез. В противопоставление анализу, данный процесс позволяет составить единое целое из отдельных частей. Что конкретно подлежит объединению, можно сказать далеко не всегда. И здесь можно обнаружить тесную взаимосвязь между синтезом и анализом. Ведь для того чтобы объединить что-либо, порой необходимо понять, что же может составить единое целое.
  4. Обобщение. Данный процесс означает сведение чего-либо частного к общему. Обобщение следует за анализом материала и выделением свойств отдельных деталей путем их сравнения. После этого и становится возможным определить то главное и общее, что характерно для объектов, являющихся материалом мышления.
  5. Абстракция. Подобный процесс означает отвлечение мышления от конкретных чувственно-образных свойств выбранного им предмета или явления. Она возможна лишь после того как человек исключит все несущественное, частное и случайное.

О параметрах

Чтобы оценить гибкость ума, следует проверить, насколько быстро человек мыслит, то есть как много времени ему нужно, чтобы найти правильное решение сложившейся проблемы. Для искусственных задач время обычно ограничивают.

Гибкость – это способность корректировать привычный порядок действий, если того требуют обстоятельства.

Глубину ума описывают как способность проникнуть в суть сложившихся обстоятельств, уловить связи между объектами и определить их логику.

Перечисленные качества присущи любому современному человеку, но в разной степени. Каждое из них может быть развито больше или меньше других. Некоторые способности важнее на практике, другие значимее при решении теоретических задач. Впрочем, на пользу человеку пойдет совершенствование их всех.

Рост и развитие человека, его включение в жизнь общества происходят последовательно, и это сказывается на мышлении. Поначалу ребенку присуще предметно-действенное мышление, постепенно сменяющееся наглядно-образным и абстрактно-логическим, отвлеченным. Мыслительный процесс активизируется, когда человек сталкивается с проблемой, а решение определяется уровнем его развития.

О чем идет речь?

Говорят, что ум полон гибкости, если человек способен быстро определять закономерности и взаимные связи между объектами, с которыми ему приходится работать. Такая персона в силах формулировать ассоциативные связи, для нее не представляет труда оценивать все возможности и действовать с их учетом.

В народе про иных говорят, что их ум полон гибкости и хамства. Сложно сказать, это больше комплимент или же осуждение, и многое зависит от того, с каким подтекстом фраза была произнесена. Гибким умом обладает человек, который быстро ориентируется в происходящем и оценивает перспективы, правильно предполагает, как дело будет развиваться.

Подобное качество основано на способности быстро разбивать происходящие события на составные части. Обладая гибким умом, человек может оценивать проблемы и анализировать их с разных точек зрения, прогнозировать возможные пути выхода из ситуации и последствия, которые повлечет за собой их реализация.

О чем подумать было бы полезно?

Стремясь сделать свое мышление более гибким, стоит припомнить такой случай, когда удалось наблюдать за обучавшимся человеком, старавшимся одолеть то, что со стороны казалось ему недоступным. Следует припомнить особенности процесса обучения, а если есть возможность, то обратиться к этой персоне, дабы человек описал, как была организована работа. Это даст базу для оценки и анализа возможностей других людей обучаться, постигать новое, совершенствоваться.

Чтобы научиться концентрироваться на процессе освоения нового, разработать оптимальный подход к решению поставленной задачи, необходимо стараться чаще приниматься за новые вопросы и задачи. Чем интереснее и неординарнее ситуация, тем полезнее будет думать над ней.

Во многом успех на рабочем месте зависит не только от гибкости мышления, присущей конкретному человеку, но и от его способности продвинуть концепцию такого подхода среди коллег. Чем большее число людей будет экспериментировать, упражняться и развиваться, тем эффективнее для каждого пойдет процесс, а возможность делиться друг с другом полученными сведениями, наработанными моделями позволит на многие вопросы взглянуть с иной точки зрения.

Процесс командного обучения можно обсуждать на регулярных планерках, продумывая пути повышения эффективности. Нельзя недооценивать этот аспект, поскольку обучение гибкому мышлению намного важнее результатов такого курса. Все члены команды, занимаясь анализом, преодолевают проблемы, ставят перед собой цели и достигают их, взаимодействуют, меняясь наработками, и это укрепляет личностные возможности развития и навыки людей вокруг.

Переключение внимания

Когда человек долго концентрируется на какой-то мысли, то у него возникает состояние сосредоточенности. Постоянное прокручивание в голове какой-то ситуации иногда помогает быстрее найти ответ, прийти к оптимальному решению. Иногда индивидуальное видение проблемы переворачивает сознание, и мы начинаем стремиться к конкретному результату.

Окончательный выбор полностью зависит от самой личности, ее мировоззрения и системы внутренних убеждений. Но слишком долгое сосредоточение на проблеме нередко приводит к апатии, сильной погруженности в предмет переживаний. Гибкость мышления обычно проявляется в том, что личность умеет переключаться с одной мысли на другую.

 Это чрезвычайно полезный навык, который пригодится в любом деле. Всякое новое начинание требует от личности душевных сил, настойчивости и терпения. Такой подход позволяет оградиться от дополнительных переживаний, от того, чтобы начать чувствовать себя неудачником.

Пересматриваем убеждения

Каждый человек придерживается своих жизненных принципов. Они способствуют принятию ответственных решений, указывая на направление движения. Для того чтобы развить гибкость мышления, понадобится к тем или иным вещам начать проявлять большую лояльность.

Для воспитания в себе гибкости мышления необходимо много тренироваться, пересматривая при этом самые значимые для себя убеждения. Все это позволит немного отвлечься от проблемы, чтобы приступить к поиску оптимальных путей ее решения. Прохождение трудностей невероятно закаляет человека, особенно если он сам смог найти выход из затруднительного положения. Большая роль здесь отведена изменению привычек. Подобный ход способен творить настоящие чудеса.

Приложение 1. методика исследования гибкости мышления

Бланк с записанными анаграммами (наборами букв) предъявляется испытуемому на 3 мин. По сигналу экспериментатора нужно начать решать анаграммы, т.е. составлять из наборов букв слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.

Составить из наборов букв слова (имя существительное), не пропуская и не добавляя ни одной буквы.

(П)Йво ядл аицпт уардбж оаефмрсЙЛА РУСТ УАРГШО УАКЮКР АИККРПСАБЛ ЕНОБ ООСВЛ ООАРБД ОАИДМНЛАШР АУКТ ОАЛМС ААККЭС ЕЕЬВДДМОЗВ ИАПЛ БРЕОР УАЬБДС ЕЕДПМТРУКБ ААПЛ ОТМШР АИСЛТК ОАЬТДРСИРМ ОРШБ ОЕЛСВ ЕУЗНКЦ АААЛТПКОТМ ОЕТЛ ААШЛП УАПРГП ОАЕМЛСТАСД ОЕРМ ОЕСМТ ОООЛТЗ ААЬБДВС

Подсчитывается количество верно составленных слов – показатель гибкости мышления.

Уровни гибкости мышления

  • высокий 26 и более
  • средний 21-25
  • низкий 11-20

Методика а. с. лачинса «гибкость мышления»

Тест предназначен для выявления пластичности – ригидности мышления. Оснащение: лист бумаги, ручка, секундомер.

Инструкция. Вам предлагается написать фразу «В поле уже таял снег» четырьмя разными способами.

Способ 1. После команды «Начали!» напишите данную фразу столько раз, сколько успеете до команды «Стоп!».

Способ 2. После команды «Начали!» напишите эту фразу печатными буквами столько раз, сколько успеете до команды «Стоп!».

Способ 3. После команды «Начали!» напишите эту фразу столько раз, сколько успеете до команды «Стоп!», следующим образом: первая и все нечетные буквы должны быть письменными и заглавными, а вторая и все четные – маленькими и печатными.

Способ 4. После команды «Начали!» напишите фразу своим привычным почерком, но при этом повторяйте каждую букву по два раза. Работайте как можно быстрее до команды «Стоп!».

Обработка и анализ данных

Подсчитывается количество написанных букв в каждом задании: С1,С2, С3, С4.

Вычисляется среднее значение для трех заданий: Сср=С2 С3 С4/3

Определяется коэффициент креативной гибкости: Крг=Сср/С1

Если Кгиб лежит в пределах от 0,5 до 1, значит, испытуемый обладает пластичным мышлением, легко и быстро переходит от одной деятельности к другой, оперативно реагирует на изменение входной ситуации, способен принимать адекватные решения. Значение Кгиб меньше 0,5 свидетельствует о ригидности мышления, т. е. низком уровне креативной гибкости.

Приложение 2

«Таблица 1»

Участник балл Пластичность-ригидность Гибкость мышления уровень
Участник 1 18 1,02 18 Низкий
Участник 2 18 1,05 18 Низкий
Участник 3 18 0,7 18 Низкий
Участник 4 13 1,7 13 Низкий
Участник 5 17 0,75 17 Низкий
Участник 6 8 1,12 8 Низкий
Участник 7 10 0,93 10 Низкий
Участник 8 24 0,6 24 Средний
Участник 9 11 0,9 11 Низкий
Участник 10 14 0,98 14 Низкий
Участник 11 11 1,25 11 Низкий
Участник 12 25 0,88 25 средний
Участник 13 6 0,6 6 низкий
Участник 14 14 1 14 Низкий
Участник 15 125 1,1 12 Низкий
Участник 16 3 0,9 3 Низкий
Участник 17 1 0,8 1 Низкий
Участник 18 18 0,9 18 Низкий
Участник 19 17 1,3 17 Низкий
Участник 20 10 0,9 10 Низкий

Принятие ответственности

Не всякая личность способна действительно отвечать за свои поступки. Причиной для этого являются факторы, способствующие формированию душевной расслабленности, безответственности. Просто личность привыкает к тому, чтобы стараться не обращать внимания на то, что с ней происходит.

Так становится легче жить, поскольку не надо прилагать никаких усилий для важных действий. Стоит отметить, что тот, кто убегает от собственной сущности, никогда не может быть счастливым. Это все равно, что постоянно убегать от своих чувств, так и не успев их обнаружить и осознать.

Истинное принятие всегда подразумевает полную ответственность за происходящее. Умение признавать свои ошибки демонстрирует гибкость мышления. Люди постепенно перестают замечать, насколько ограничивают сами себя в принятии решений. Мышление как психический познавательный процесс позволяет анализировать каждую отдельно взятую ситуацию, извлекать определенную выгоду.

Принятие ответственности подразумевает, что надо научиться жить в согласии с собой и своей внутренней сущностью. А как часто люди противоречат самим себе в каждом слове, пытаясь при этом угодить окружающим. Такое поведение никак нельзя назвать гибким.

Подлинное мышление здесь вряд ли задействовано. Вот почему бывает так много искалеченных судеб и встречается неправильный выбор. Мышление для личности действительно имеет большое значение. Важно, чтобы человек никоим образом не стремился переложить на окружающих свои собственные трудности.

Про гибкость мышления

“Если ты думаешь, что всё знаешь, то попробуй притвориться тем, кто не знает, и тогда у тебя появится шанс узнать что-то новое”  – афоризм, выловленный из собственной стиральной машины. Про гибкость мышления

Насколько гибкое ваше мышление?
Недавно в процессе групповой терапии с коллегами психологами мы вышли на крайне интересную и необычную тему. Новую, захватывающую и будоражащую сознание.
Она настолько не вмещается в рамки ортодоксального мышления, что о ней даже лучше не распространяться. Иначе если у вас нет саморезов, то крышу может унести окончательно.
Благо за неделю до этой сессии я прокачался в устойчивости и заземлении Про гибкость мышления и теперь могу воспринимать то, что ранее находилось за рамками моего сознания.
И вот идет процесс ассимиляции этой сессии и рождается идея написать пост про гибкость.

Про гибкость мышленияЧто такое гибкость мышления?
Для меня это способность воспринимать то, что находится вне рамок моих концептов и того, чему меня обучали ранее.

Про гибкость мышления

Про гибкость мышленияГибкость – это возможность отойти с проторенной тропы и найти свой путь.

Про гибкость мышленияГибкость – это свобода не быть в рамках одного направления терапии или какого-либо мировоззрения, а способность видеть нечто по ту сторону заборчика.
Это способность смотреть на мир с интересом и любопытством глазами ребенка, не зашоренного разного рода социальной шелухой и мнениями других людей.

Про гибкость мышленияГибкость – это смелость быть не таким как все, способность выдержать критику людей, закатавших добровольно свои ноги в бетон авторитетного мнения своих псевдо-учителей.

Реальный наставник никогда не будет требовать лояльности к своей системе, он не ограничивает человека в свободе, у него всегда есть право выбирать.
Мир вообще гораздо шире наших представлений о нём, и тогда нужно ли ограничивать себя какими-либо концептами?

Про гибкость мышленияГибкость – это способность отказаться от старого концепта, если он своё уже отработал, и заменить его на новый.
Самое быстрое, что я видел – это 3 минуты!
3 минуты – техника 3 состояний и человек уже меняет концепты! Супер-результат!
А есть же люди, которые десятилетиями носятся со своими концептами и никогда их ни на что не променяют. Они же прочитали это где-то 30 лет назад и до сих пор живут по этим правилам.

Конфуций сказал: «Глуп тот человек, который в течение всей жизни не меняет своего мнения».

Про гибкость мышленияПопробуйте смотреть на мир с любопытством и интересом, и тогда вместо ментальных ограничений может появиться новый гибкий концепт «а вдруг можно?» Про гибкость мышления

Решение головоломок

Как с годами постоянно поддерживать в тонусе свою умственную деятельность? Для этого существуют головоломки для взрослых. Они представляют собой задачи на логику, а также заковыристые, смешные или сложные вопросы.

Для того чтобы решать головоломки для взрослых, от человека не потребуется высокого уровня образования. При этом такой процесс станет отличной тренировкой смекалки и принесет радость достижения. Разгадывая загадки для взрослых, потребуется применить нестандартное мышление.

Где найти головоломки на гибкость ума? В книгах по данной тематике их представлено немало. В такой литературе содержится множество увлекательнейших головоломок и шарад, новейших тестов и логических задач. Одним из таких сборников является книга Филипа Картера «Развивайте интеллект».

Творческий подход

Креативность должна быть во всем. Чем бы человек ни занимался, он обязательно должен использовать свои творческие ресурсы. В противном случае его внутренняя энергия постепенно начнет угасать, и ее невозможно будет применить. Повседневная реальность такова, что постоянно подбрасывает нам сюрпризы.

Иногда эти случайности застают врасплох, ставят в тупик. Только подлинный энтузиазм способен вести вперед, раскрывать в нас имеющиеся способности. Развитие личности целиком и полностью зависит от того, как она умеет использовать собственные бесконечные ресурсы.

Гибкость мышления представляет собой такое понятие, которое на самом деле согласуется с творческим подходом. Креативность часто становится проявлением нестандартного взгляда на вещи. Индивидуальная гибкость во взглядах в той или иной степени присуща всем, но не каждый действительно обращает на нее внимание.

Дело в том, что человек не всегда оказывается в силах принять на себя ответственность за происходящее. Гибкость мышления во многом определяет то, насколько человек чувствует себя способным влиять на свою жизнь в целом, определять имеющиеся ближайшие и дальние перспективы.

Гибкие материалы:  Гибка труб в Москве. Холодная гибка стальных и металлических профильных труб на заводе ИнТехПром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *