Подтяните знания с репетитором за лето | Презентация к уроку по технологии (5 класс): | Образовательная социальная сеть

Основные приемы гибки деталей из труб

Гибку деталей из труб производят в холодном и горячем состояниях ручным и механизированным способами, с наполнителями и без наполнителей.

Наполнители применяют для исключения образования складок и сплющивания стенок труб. В качестве наполнителей используется просушенный мелкий песок или синтетические гранулы.

Для каждой трубы в зависимости от ее диаметра и материала установлен минимально допустимый радиус гибки. При меньшем радиусе гибка недопустима (табл. 1).

Таблица 1. Значения минимально допустимых радиусов гибки труб в холодном состоянии, мм

Наружный диаметр трубы,

мм

Материал трубыНаружный диаметр трубы,

мм

Материал трубы
Сталь

45

Сталь

35

Сталь

20

Сталь

10

Сталь

45

Сталь

35

Сталь

20

Сталь

10

1874625643105450344282240
2495796555110510377310264
32115967967130536450370315
3815613110791145578484398339
50197165136115155620522430360
60238199165139181720600498425
75280260194173194752630516444
80324270224190206835702575488
90362302250213220920770635540

При гибке в холодном состоянии труб диаметром до 25 мм применяются ручные приспособления.

На рис. 4, а показан ручной станок, предназначенный для гибки труб диаметром от 12 до 20 мм. Станок имеет ось 1 и опорную плиту 2, с помощью которых он крепится болтами к верстаку. Рабочими органами станка являются неподвижный ролик 4 с хомутиком 5, укрепленный на оси 1, и подвижный ролик 3, закрепленный на скобе 6 с рукояткой 7.

Рис. 4. Гибка на ручных приспособлениях

Для гибки медных трубок разных диаметров при сборке машин применяют многоручьевой трубогиб (5.66, б). В этом случае трубку пропускают между роликами 1 и 2 до соприкосновения с упором, затем при повороте вилки 3 подвижный ролик 2 обкатывается вокруг неподвижного, изгибая трубку по радиусу, равному радиусу ролика 1.

С помощью ручного рычажного трубогиба (5.66, в) можно изгибать стальные газовые трубы диаметром 1/2 , 3/4 и 1» в холодном состоянии без наполнителя.

Для ручной гибки стальных труб диаметром до 50 мм на угол 180° без наполнителя в холодном состоянии может использоваться специальная головка с ручным приводом.

Изготовление цилиндрических пружин

По своему назначению цилиндрические пружины делятся на работающие на растяжение, на сжатие и на скручивание (рис. 5).

У пружин, работающих на сжатие (рис. 5, а), витки расположены на некотором расстоянии друг от друга, шаг — t; концы пружин прижимают к смежным виткам. Основными размерами являются: внутренний диаметр — Dвн, наружный диаметр — Dнар; шаг навивки — t; диаметр проволоки — d; длина пружины — L.

Рис. 5. Цилиндрические пружины: а — сжатия; б — растяжения; в — скручивания

У пружин, работающих на растяжение (рис. 5, б) витки плотно прилегают один к другому, последние витки отгибают на 90° и загибают в виде полуколец и колец. Основными размерами являются: наружный диаметр — D; диаметр проволоки — d; радиус проушины — r; ширина зацепа — b; длина навивки пружины — L1; полная длина пружины — L2.

У пружин, работающих на скручивание (рис. 5, в), витки плотно прилегают один к другому, на концах имеются зацепы, которые воспринимают закручивающую нагрузку и закручивают пружину в целом. Основные размеры пружин, работающих на скручивание, такие же как у пружин, работающих на растяжение.

Для расчета длины заготовки, потребной для изготовления пружины, необходимо знать средний диаметр пружины D0, который равен:

D0 = Dнар-d=Dвн d=D-d .

Длину заготовки f пружины (без учета колец или зацепов на концах) определяют по следующей формуле:

f=πD0n , где n — число витков пружины.

При подсчете витков пружины учитываются только рабочие витки. У пружин сжатия с неприжатыми витками число рабочих витков определяют путем вычитания из общего числа витков двух витков (по витку с каждого конца пружины). Если крайние витки прижаты для образования опорной плоскости, то вычитают полтора витка.

Обычно для ремонта машин навивку пружин производят на универсальном токарном станке (рис. 6).

Рис. 6. Навивка пружины на токарном станке

На резцедержателе 1 станка устанавливается держатель для проволоки. В патроне 2 станка устанавливается оправка 3, диаметр которой на 0,85–0,9 меньше внутреннего диаметра пружины. Суппорт станка устанавливают так, чтобы держатель проволоки был рядом с кулачками патрона, затем настраивают частоту вращения шпинделя не более 60 об/мин и подачу 4, соответствующую диаметру d проволоки или шагу t пружины.

Затем суппорт станка устанавливают так, чтобы держатель проволоки был рядом с кулачками патрона. Проволока пропускается через держатель и ее конец закрепляется на оправе хомутом с поводком или в отверстии, как показано на рисунке. Первый виток пружины выполняют вращением патрона от руки и после этого включают станок.

После остановки станка конец проволоки откусывают кусачками.

При навивке пружин на станке необходимо быть предельно внимательным. Освободившаяся проволока или обрыв мятой проволоки может спружинить и нанести травму.

Обычно для пружин растяжения производят непрерывную навивку на всей длине оправки, а затем ее делят на требуемые по длине пружины.

Для пружин сжатия также производят непрерывную навивку, но замечают по линейке или лимбу подачи, в каких местах нужно выключить подачу, сделать два-три сжатых витка и вновь включить подачу.

По окончании навивки вручную производят доделку пружины. При этом удаляют заделочные концы, которыми крепили проволоку в станке, и отделяют нужное число витков для пружины. Для этого делают надрез трехгранным напильником в нужном месте на проволоке и отламывают или разрубают в нужном месте проволоку на зубиле, вертикально закрепленном в тисках.

Чтобы поджать концы пружины, работающей на сжатие, пружину 2 вставляют в направляющую трубку 1 (рис. 7, а) и через отверстие трубки нагревают пламенем газовой горелки или паяльной лампы. Как только виток нагреется до красного цвета, пружину вынимают из трубки и быстро прижимают к плоскости плиты.

Рис. 7. Поджатие концов пружины сжатия: а — подогревом; б — на заточном станке

После поджатия витков пружине придают вертикальное положение на плите. Для этого надевают заготовку пружины на оправку и подшлифовывают металл на торце пружины боковой поверхностью абразивного круга на заточном станке (рис. 7, б).

Если пружину навивали с прерыванием подачи, то достаточно разделить заготовку на части и доработать торцы на заточном станке.

Заделка концов пружин растяжения в виде полуколец выполняется вручную с помощью подставки в тисках (рис. 3, а) или круглогубцев.

Для этого вручную зубилом на плите отгибают на 30–40° один виток на торце у отрубленной заготовки пружины. Затем отогнутый виток пружины отгибают далее с опорой на подставку (рис. 8) на 90° с помощью молотка. Если проволока не жесткая, то эту операцию можно выполнить круглогубцами.

Рис. 8. Заделка концов у пружины растяжения

Виды гибки

Гибка определяется как процесс обработки металлов давлением, в результате которого изменяется продольная ось деформируемой заготовки. Различают следующие варианты реализации гибки:

Виды гибок Одноугловая или V -образная (рис.1 а) - двуугловая  или U- образная  (рис.1 б ) - многоугловая  (рис.1 в, г); - криволинейная  (рис.1 д, е, з) и позволяющая получать изделия типа труб (рис.1 ж)
Виды гибок Одноугловая или V -образная (рис.1 а) — двуугловая или U- образная (рис.1 б ) — многоугловая (рис.1 в, г); — криволинейная (рис.1 д, е, з) и позволяющая получать изделия типа труб (рис.1 ж)
  • П-образную (двухугловую).
  • М-образную (одноугловую).
  • Многоугловую гибку.

Все эти разновидности могут выполняться следующими способами:

Гибка калибрующим ударом
Гибка калибрующим ударом
  • Свободной гибкой, при которой центр симметрии заготовки не фиксируется, а сама гибка металла происходит путём нажима рабочего инструмента – пуансона на поверхность изгибаемой заготовки. Конфигурация деформированной заготовки зависит от формы пуансона;
  • Гибка калибрующим ударом, при которой заготовка укладывается в матрицу. Конфигурация матрицы и определяет конечную форму заготовки;
  • В роликовых матрицах, когда поворачивающиеся части рабочего инструмента постепенно формируют ось изогнутой заготовки.

Характерная особенность гибки – резко различное положение сетки макроструктуры в зависимости от направления гибки. Поэтому для мало- и среднепластичных металлов и сплавов направление волокон существенно важно: при совпадении такого направления с направлением перемещения оси деформируемой заготовки разрушение её в ходе штамповки маловероятно.

Гибка профилей

Станок профилегибочный ручной
Станок профилегибочный ручной

Ввиду того, что данные профили имеют повышенное значение момента  сопротивления, традиционные способы гибки тут неприемлемы. Поэтому для гибки используют преимущественно машины ротационного действия. По сравнению с листогибочным оборудованием они имеют то преимущество, что приложение усилия происходит не одновременно по всей поверхности заготовки,  а последовательно. В результате усилие гибки снижается, а требуемый для выбора электродвигателя крутящий момент снижается.

Для небольших заготовок ротационные машины вообще могут иметь ручной привод. Поскольку гибка выполняется по последовательной схеме, то одновременно с деформацией может производиться и правка изделия, что способствует снятию внутренних напряжений  в материале.

Правильно-гибочные машины различают по количеству рабочих валков – их может быть три или четыре. Валки могут устанавливаться по симметричной или асимметричной схеме. Регулировка параметров гибки заготовок производится соответствующим изменением положения оси приводного валка, а также изменением их диаметров и профиля рабочей части.

Валы профилегибочного станка
Валы профилегибочного станка

Несмотря на некоторые сложности автоматизации процесса валковые машины конструктивно очень просты и неэнергоёмки. Для них не требуется также изготовление специализированного инструмента  — штампов.

Дефекты и трудности при гибке

Гибка малопластичных сталей (в частности, содержащих более 0,5% С) усложняется, главным образом, из-за явления пружинения – несоответствия конфигурации готовой детали требованиям чертежа. Пружинение – основная проблема при разработке технологического процесса гибки.

Суть явления состоит в упругом последействии материала после снятия рабочей нагрузки.  В результате форма заготовки искажается (в некоторых случаях фактический угол пружинения может доходить до 12…150, что впоследствии резко сказывается на точности сопряжения гнутой детали со смежной).

Пружинение ликвидируют или уменьшают использованием следующих технологических приёмов:

Пружинение при гибке
Пружинение при гибке
  • Компенсацией угла пружинения соответствующим изменением параметров рабочей части пуансона и матрицы. Метод эффективен, если точно известна марка металла/сплава или его прочностные характеристики, в частности, предел временного сопротивления. В особо ответственных ситуациях потребуется проведение технологических проб на загиб. Если, например, угол пружинения составляет 120, то рабочую кромку пуансона увеличивают на такой же угол.
  • Изменением рабочего профиля матрицы, в результате чего гибка металлов по всей длине зоны деформирования  должна постоянно происходить при контакте с активным рабочим инструментом. Для этого в матрице выполняют технологические поднутрения или выемки, если это возможно.
  • Повышением пластичности металла, для чего его перед штамповкой подвергают отжигу. Для высокоуглеродистых сталей температуру отжига обычно устанавливают в пределах 570…6000С, а для низкоуглеродистых 180…2000С.
  • Проведением гибки в горячем состоянии, когда пластические характеристики металла заведомо лучше. Правда, при этом в технологический процесс вводится дополнительная операция очистки поверхности детали, а рабочую поверхность матрицы после каждого хода пуансона необходимо очищать от частиц окалины.

Оборудование для гибки

В производственных условиях гибку ведут на так называемых листогибочных прессах серии И13. Они могут изготавливаться с механическим или гидравлическим приводом. Механические двухкривошипные прессы состоят из следующих узлов:

Механический листогибочный пресс серии И - 13
Механический листогибочный пресс серии И — 13
  • Сварной двухстоечной станины;
  • Электродвигателя;
  • Клиноременной передачи;
  • Пневмофрикционной системы управления прессом, которая включает в себя сблокированные муфту и тормоз (ввиду относительно небольшого крутящего момента муфта и тормоз часто выполняются однодисковыми);
  • Промежуточного вала, на котором размещается понижающая зубчатая передача;
  • Главного вала, к которому присоединяется основной исполнительный механизм кривошипно-шатунного типа (число шатунов – обычно два);
  • Ползуна, к которому в нижней его части крепится активный рабочий инструмент – пуансон (их может быть несколько) и направляющая плита со втулками.
  • Стола, к которому крепится неподвижная часть штампового блока с матрицами, направляющими колонками и устройствами фиксации заготовки в штампе.
  • Системы смазки и блока управления листогибочным прессом.
Пресс иб1430Б-02
Пресс иб1430Б-02

Листогибочные прессы с гидроприводом (серия И14__) конструктивно мало отличаются от кривошипных, за исключением того, что привод ползуна осуществляется от гидростанции, а сам ползун имеет плунжерное направление. Гибочные прессы с гидроприводом могут обеспечивать изменение скорости перемещения ползуна – от увеличенной на стадии холостого хода, до сниженной в момент начала операции деформирования. Это способствует снижению брака при гибке малопластичных сталей и сплавов.

Подтяните знания с репетитором за лето | план-конспект урока по технологии (5 класс): | образовательная социальная сеть

Конспект урока технологии с использованием интерактивного

 обучения методом разыгрывания ролей

Предмет, класс: Технология, 5 класс

Учитель: Фаталиев Замедин Фаталиевич

Тема урока: «Гибка тонколистового металла и проволоки»

Тип урока:        Комбинированный: (изучение нового учебного материала и формирование новых умений и навыков)

УМК:  Учебник: Симоненко В.Д. Технология: учебник для учащихся 5 класса  общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) – М.: Вентана-Граф, 2022.  

Методическое пособие: Симоненко В.Д. Книга для учителя – Москва.: «Просвещение», 2022.

Раздел: «Технология обработки металлов.Элементы машиноведения».

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Наглядные пособия:  презентация «Гибка тонколистового металла и проволоки», образцы заготовок тонколистового металла и проволоки, карточки-вопросы   для  взаимопроверки, карточки-головоломки с зашифрованной темой  урока, инструкции по технике безопасности.

Инструменты и оборудование: верстак, чертилки, металлическая заготовка, слесарные молотки, кусачки, тиски, круглогубцы,   инструкционно-технологические карты, таблица критериев оценки,  компьютер, мультимедийный проектор.

Цель урока:Ознакомление  учащихся с операцией гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки. Создание учениками собственного образовательного продукта.

Задачи урока:        

Образовательные:

–  формировать  у  учащихся  навыки  гибки листового металла и проволоки  с  помощью различных приспособлений;

Развивающие:        

– развивать умение  применять полученные знания на практике;

– развивать   познавательный   интерес через  обеспечение успеха в усвоении знаний;

– способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету, профессии слесаря.

– формировать учебные навыки: самоконтроль, взаимоконтроль, умение рационально планировать свою деятельность.

Воспитательные:

– воспитывать эстетическое восприятие: точность и аккуратность в работе.

– воспитывать самостоятельность через организацию индивидуальной практической деятельности;

– воспитывать  культуру общения при работе в группе.

Ход урока

I.         Организационно-подготовительная часть     (2 минуты)

Приветствие учителя,  настрой на урок. Проверка готовности  учащихся к уроку.

Учитель:

Здравствуйте, ребята.

Прозвенел  для вас звонок.

Это начинается новый наш урок.

Сегодня мы с вами будем трудиться,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

II. Актуализация знаний(15 минут)

Учитель: Ребята, как вы думаете, для людей какой профессии необходимы эти инструменты?

Мне нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и  ножовка,

А всего нужней – сноровка!

Дети: Эти инструменты нужны для слесаря.

Учитель: А кто такой слесарь?

Дети: Это специалист по обработке металла.

Учитель: Сегодня я предлагаю вам попробовать себя в роли слесаря.

Вы согласны?

(Слайд 1)

Учитель:Профессия слесаря очень интересная, многогранная. Она требует сноровки, точности в работе,  быстрой реакции, аккуратности, хорошей координации движений.Слесарь   — профессия очень распространённая. Но, поскольку, эти специалисты требуются для различных видов производства,   профессия слесаря имеет много разных специализаций: слесарь-монтажник, слесарь-ремонтник, слесарь-инструментальщик, слесарь-строитель и т.д.

Учитель: А знаете ли вы, что профессия слесарь берет своё начало с того момента, как человечество стало изобретать машины, механизмы, когда понадобились специалисты для их сборки, обслуживания и ремонта. Впервые о слесарном деле упоминалось в 1463 году в венском архиве, а в 1545 году в Германии образовался первый слесарный цех. Название профессии произошло от немецкого слова «шлос» — замок. Шлоссеры — так называли мастеров, изготавливающих замки.  

(Слайд 2)                                                                                        

Во  многих городах мира профессию слесаря   увековечили в  памятниках.

Всоответствии с уровнем квалификации  каждому слесарю присваивается разряд  от 1 до 5.

И сегодня я вам хочу предложить в конце урока оценить свою деятельность.   Проанализировав результаты своей деятельности,  вам предстоит  принять решение и обосновать, какому разряду, на ваш взгляд,  вы, как слесарь,  соответствуете.

Взаимопроверка  по вопросам. Игра «Ты – мне, я – тебе»

Учитель: Чтобы слесарю   получить более высокий  разряд по специальности, он должен хорошо знать  теоретический материал.Давайте  с вами вспомним материал прошлого урока.

Для этого я предлагаю вам поиграть  в игру «Ты – мне, я – тебе».

В этом конверте лежат карточки с вопросами.  Вам предлагается  проверить знания друг друга. Для этого нужно достать любую карточку и задать вопрос своему однокласснику – коллеге. Затем ученик, который ответил на вопрос, задает следующий вопрос другому ученику.

На обратной стороне для проверки –  правильный ответ.

Для начала я предлагаю вам оценить самим степень своей подготовки к сегодняшнему уроку.  Кто считает, что знает материал предыдущего урока на «5»? (Учащиеся поднимают руки.)

На «4»? На «3»? Спасибо.

Учитель:   Кто готов на «5», с того мы и начнём.

Вопросы на каточках (правильные ответы на обратной стороне):

  1. Каково устройство слесарных ножниц?(Верхний и нижний ножи, ручки, ось).

2)Чем похожи слесарные ножницы и кусачки? (Своим устройством, назначением).

3)Какие правила необходимо соблюдать при резании тонколистового металла и

проволоки?(Обязательно надевать рукавицу на руку, удерживающую заготовку.

Слесарные ножницы надёжно закреплять в тисках.

Не держать левую руку близко к ножницам и кусачкам, чтобы пальцы не попали под лезвие.

Подавать ножницы и кусачки товарищу нужно ручками от себя, а класть на стол –  ручками к себе).

4)Чем разрубают твёрдую проволоку? (Зубилом.Можно также напильником и слесарной ножовкой).

         5)Какой инструмент применяют для зачистки изделий из металла?(Напильник,

шлифовальную бумагу).

6)Перечислите правила безопасности при работе напильником и шлифовальной шкуркой. (Запрещается работать напильником без ручки.

Надёжно закреплять заготовку в тисках.

Не захватывать носок напильника левой рукой, чтобы не поранить её о заготовку.

Не проверять качество зачистки заготовки, проводя пальцами по её кромке.

При зачистке заготовки шлифовальной шкуркой надевать рукавицу на руку, которая держит заготовку),

7)Почему при зачистке плоских поверхностей из листового металла шлифовальную шкурку обёртывают вокруг деревянного бруска?(Для удобства зачистки).

8)Как избежать изгиба заготовки при зачистке в тисках? (Не вытаскивать огубок заготовки  более чем на 5-8 мм).

Учитель: Молодцы! Как вы думаете, чей ответ был самым содержательным и полным.

Ребята,  я сейчас предлагаю вам,  выбрать бригадира вашей рабочей бригады.

(Дети выбирают)

Учитель: Обоснуйте свой выбор.  Почему вы его выбрали? Как вы считаете, в чём заключается роль бригадира?

(Дети отвечают)

Учитель: Правильно, роль бригадира заключается в осуществлении контроля за качеством и своевременностью выполнения работы членами бригады. А так же проведение инструктажа рабочих по технике безопасности и обеспечение соблюдения членами бригады правил техники безопасности.

III.  Постановка цели и задач урока.  

Мотивация учебной деятельности учащихся.     (8 минут)

Создание проблемной ситуации.

Учитель:Ну вот, теперь вы –  бригада слесарей.

У вас на верстаках лежит кусок проволоки и заготовка из толнколистового металла.Задача бригады –  изготовить  из проволоки и металла,какой либо предмет или изделие  путём их сгибания. Приступаем к работе.

Побуждающие вопросы для диалога:

Учитель:   Ребята, а в чём возникла трудность?

                     А что нужно  предпринять для того, чтобы затруднений в работе у вас не было?

(Нужно узнать, как загибать проволоку и металл)

                     Какую сегодня  поставим  перед собой цель?, т. е  чему слесарь (то есть  каждый из вас) должен  научится, чтобы изготовить такие изделия?

Чтобы поставить цель, вам помогут  слова-помощники.

(Слайд 3)

Изучим(учебный материал);

Научимся  (гнуть, загибать проволоку и металл, работать с инструментами)

Узнаем(о правилах техники безопасности при гибке металла и проволоки, о способах гибки);

Проверим(качество изготовления изделий).

С помощью слов “помощников” учащиеся формулируют цели урока.

ОБОБЩИТЬ (научиться  гибке  металла и проволоки и создать изделие,  применяя  способ гибки)

Работа в парах «Расшифровка»

Учитель:  Ребята, вы уже догадались,  как будет звучать сегодня тема урока?

Попробуйте сформулировать тему нашегоурока.

(Ответы детей)

У вас на партах лежат таблички с названием темы урока.  Она зашифрована. Вам предстоит расшифровать тему, зачеркнув ненужные буквы. И вместе мы посмотрим, правильно ли вы догадались какова тема урока.

«Гибкатрйтонколистовогоблдметаллажиьпроволоки»

(Слайд 4)

Учитель:   Молодцы,  правильно. Тема урока: «Гибка тонколистового металла и проволоки».

Физминутка

IV. Первичное усвоение новых знаний.  (15 минут)

Учитель: И так…!Мы с вами сформулировали тему урока, поставили перед собой цель. Давайте вместе попробуем спланировать  свою дальнейшую деятельность на уроке, т.е. составить план наших действий.

Для того,чтобы изготовить изделия, нужно…?

(дети)

  1. Изучить новый материал по теме  
  2. Изготовить изделие
  3. Проверить качество изделия

Молодцы, приступим к работе.

Слесарю, как и человеку любой специальности  нужно   повышать свою квалификацию,  постоянно развиваться.

Вы  сегодня   тоже пополните  свой интеллектуальный запас  новыми знаниями.  

 Что же такое гибка металла? Гибка металла – слесарная операция, с помощью которой заготовке или её части придаётся необходимая форма.

Учитель: Подумайте, пожалуйста и назовите изделия, выполненные гибкой металла.

        (Ответы  детей).

(Слайд 5)

На слайде вы видите  изделия, выполненные гибкой специальными машинами на предприятиях. (Это механический способ гибки).

Учитель: А как вы думаете, с помощью каких приспособленийвыполняется гибка ручным способом?

(Ответы детей)

(Слайд 6)

Учитель: Для ручной гибки металла используют деревянный молоток (киянку).Можно пользоваться слесарным молотком, но удары следует наносить не по заготовке, а по деревянному бруску, который будет отгибать металл, не оставляя на нём вмятин. Первоначально лёгкими ударами сгибают края заготовки, а затем переходят к её средней части.

(Слайд 7)

Гибку небольших заготовок из тонколистового металла выполняют в тисках. Чтобы не испортить поверхность заготовок, на губки тисков надевают нагубники. Заготовку в тисках закрепляют так, чтобы линия сгиба (разметочная риска) находилась на уровне нагубников

(Слайд 8)

Если необходимо согнуть большое количество одинаковых деталей, пользуются специальными приспособлениями. Например, установив заготовку в прорезь приспособления, и ударяя по ней молотком, можно быстро получить деталь необходимой формы.

(Слайд 9)

        Гибку тонколистового металла в тисках  применением специальных приспособлений – оправок.

(Слайд 10)

На заводах листовой металл сгибают в гибочных штампах.

(Слайд 11)

    А так же с помощью листогибочных  машин.

– Операция гибки применяется также при работе с проволокой.

Ребята, попробуйте назвать   изделия, которые встречались вам в жизни, изготовленных путём гибки проволоки.

(Ответы детей)

(Слайд 12)

На слайде вы видите   изделия из проволоки, выполненные способом гибки проволоки  на предприятиях.

(Слайд 13)

Обычно заводы выпускают проволоку в рулонах. Заготовки нужной длины отрезают кусачками. Отрезанный кусок проволоки перед обработкой необходимо выпрямить. Чтобы придать заготовке из проволоки нужную форму, ее подвергают гибке.

Как вы думаете, какие специальные инструменты применяются для гибки проволоки?

(Ответы детей)

(Слайд 14)

Гибку тонкой проволоки выполняют с помощью плоскогубцев и круглогубцев. Плоскогубцами зажимают и сгибают проволоку под нужным углом.

(Слайд 15)Детали сложной формы получают с помощью круглогубцев. Для изготовления изделий в форме колец применяютцилиндрические оправки.  Для сгибания деталей криволинейной формы применяют круглогубцы.

(Слайд 16)

Толстую проволоку гнут в тисках с помощью оправок.

Учитель: Как и любая работа с инструментами, гибка металла и проволоки требует соблюдения техники безопасности.

Давайте, ребята, попробуем порассуждать о том, какие правила техники безопасности  нужно соблюдать при гибке металла и проволоки и сформулировать эти правила.

(Примерные ответы детей)

(Слайд 17)

Техника безопасности при ручной гибке.

(Раздаются на парты инструкции по технике безопасности.)

V. Первичная проверка понимания.  (5 минут)

Учитель: Ребята,прежде чем приступить к практической части урока, т. е.  изготовлению предметов из проволоки и тонколистового металла способом гибки, бригадир должен допустить   вас  к работе. А для этого ему нужно убедиться,   что слесари его бригады  хорошо знают правила и  способы гибки металла, а так же  технику безопасности при ручной гибке.    

Ученик: Бригада, работавшая до вас допустила несколько ошибок при ручной гибке металла и проволоки.  Если вам удастся исправить ошибки,  вы будете допущены к работе.

Вопросы  для проверки «Исправь ошибку»

  1. Слесарь поспешил закрепить мягкую проволоку в тисках, и на ней отпечатались вмятины от зажимных губок тисков. Что забыл сделать слесарь?
  2. Для гибки тонколистового металла, слесарь  использовал круглогубцы.  
  3. Для гибки толстой проволоки слесарь приготовил плоскогубцы.
  4. Когда слесарь гнул тонколистовой металл в тисках, с помощью слесарного молотка, на листе осталось много вмятин. Почему?
  5. Операцию гибки проволоки слесарь решил выполнить на гибочном штампе. Прав ли он?
  6. При гибке толстой проволоки в тисках слесарь  повредил себе левую руку. Почему это произошло?

Учитель: Как вы считаете, ребята, вы хорошо справились с заданием бригадира?  

Молодцы, я думаю, на практическом  занятии вас можно допускать к   работе.

Вот закончился урок.

Скоро прозвенит звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

______________________________________________________________________

2 урок                                                  Практическая работа

VI. Первичное закрепление.

Учитель: Вашей бригаде  поступил заказ на изготовление изделий из   тонколистового металла.

(Слайд 18)

На слайде вы видите, что изделий – два.  Поэтому я сейчас предлагаю вашей бригаде разделиться на две рабочие группы по желанию,  и договориться о том, какая группа будет изготавливать то или иное изделие.

 (Дети сообщают о своём решении)

(Выполнение  по технологической карте  совка и  коробочки из тонколистового металла).

Бригадир следит за выполнением техники безопасности и качеством выполнения работы.

Физминутка

(Слайд 19)

Индивидуальная работа.   (Выполнение  по технологической карте чертилки.)

Учитель:  – Давайте, по окончанию работы выберем самую аккуратную и точную работу.  

VII. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

Учитель:

– Какие затруднения у вас возникли  при изготовлении изделий?

– Какова была ваша учебная задача?

– Чему вы научились на уроке?

– Где можно применить полученные знания?

Разбор допущенных в процессе выполнения практической работы ошибок и анализ причин, их вызвавших. Разъяснение возможностей применения полученных знаний, навыков и умений в общественно полезном труде.  

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание:

 1)  Повторив изученную тему в учебнике,  

– Составить небольшую таблицу  «Способы гибки тонколистового металла и проволоки». ИЛИ

 -Ответить на вопросы параграфа.

2) Сформулируйте и кратко запишите набор первоначальных идей  по изготовлению изделий из тонколистового металла для проектной работы. В помощь вам, я предлагаю  использование  ресурсов  сети Интернет.

3) Определите потребность людей в изделиях из тонколистового металла                 (приведите примеры, устно).  

IX. Рефлексия деятельности.

Учитель:Ребята, в начале урока вы поставили перед собой цель. Как вы полагаете, добились ли вы своей цели?

(Ответы детей)

Учитель:как выдумаете, важна ли профессия слесаря в жизни человека?

 – А сейчас я предлагаю вам оценить  свою деятельность  по шкале разрядов от 1 до 5 и обосновать свой ответ. А помогут вам в этом воздушные шары.   Выберите шарик с таким фразеологизмом, который  больше подходит к вашей работе.

Например:

  1. Сегодня я работал не покладая рук. Я изготовил чертилку и совок. На мой взгляд, работа получилась аккуратной. Я считаю, что заслуживаю слесаря квалификации слесаря 5  разряда.
  2. Весь урок держал ушки на макушке. Запомнил всю нужную для меня информацию. При изготовлении изделий, работал до седьмого пота, но испытывал затруднения при гибке проволоки. Считаю, что соответствую получению 4 разряда.  

Учитель: Вы хорошо сегодня потрудились и заслуживаете присвоению высоких разрядов.

Учитель подытоживает ответы детей, выставляет оценки, в соответствии с разрядом каждого ученика.

Учитель:       Спасибо захорошую работу!  Из многих из вас получатся хорошие квалифицированные слесари, если у вас будет желание получить эту профессию.

Гибкие материалы:  Модель гибкого акселератора Койка — Мегаобучалка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *