Планирование образовательного процесса в ДОУ | Методическая разработка по теме: | Образовательная социальная сеть

А также возраст детей, их психологические и индивидуальные особенности.

Развитие и образование детей в дошкольной организации идет непрерывно, в течение всего дня. Задачи всех образовательных областей решаются не только в период непосредственно образовательной деятельности, но во всех режимных моментах (кроме дневного сна). 

Двигательный режим (СанПиН 12.2.) 

Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учётом здоровья, возраста детей и времени года.  

Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.

В объеме двигательной активности воспитанников 5–7 лет следует предусмотреть 6–8 часов в неделю организованных форм оздоровительно-воспитательной деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных образовательных организаций.

Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребёнка. 

Система закаливания 

Закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года (СанПиН12.2). 

Закаливание детей включает комплекс мероприятий, таких как: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, их здоровья, с учётом подготовленности персонала и материальной базы дошкольной образовательной организации. Рекомендации по организации закаливания должны быть разработаны с учётом индивидуальных особенностей ребенка, группы здоровья и следовать основным гигиеническим принципам: постепенности, систематичности, комплексности.

Организация освоения образовательных областей посредством непосредственно образовательной деятельности 

Формы организации освоения образовательных областей посредством непосредственно образовательной деятельности помогают систематизировать работу с детьми в течение текущего месяца. 

СанПиН 2.4.1.3049-13 от от 15.05.2022 № 26: 

– 11.9. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8–10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.

– 11.10. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет – не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет – не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 минут.

– 11.11. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

– 11.12. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25–30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.

–11.13. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первой половине дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т. п.

Циклограмма взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников

Для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в циклограмме воспитатель планирует перспективные мероприятия с семьями воспитанников на весь учебный год.

Второй раздел(Приложение 2) 

Во втором разделе предлагается планирование педагогического процесса на месяц. 

Схема тематического планирования психолого-педагогической работы с детьми на месяц 

В соответствии с ФГОС ДО учебная модель не актуальна, поэтому блок совместной деятельности взрослого и ребенка необходимо расширить в организационном и содержательном планах за счёт использования нетрадиционных форм работы с детьми. 

Тематический принцип построения образовательного процесса поможет сделать жизнь детей интересной, связать её с окружающей действительностью. 

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы даёт большие возможности для развития детей. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления в процессе проживания содержания программы во всех видах детской деятельности.

Но мы не должны забывать, что воспитатель планирует свою деятельность, следуя за ребёнком. Поэтому мы предлагаем планировать темы на короткий промежуток времени, с последующей корректировкой при необходимости исходя из запросов детей. И профессиональным мастерством воспитателя будет то, когда он сможет реализовать свои намеченные планы и сможет заинтересовать своих воспитанников определённой темой недели.

Схема тематического планирования психолого-педагогической работы с детьми на месяц, кроме темы недели, включает в себя цели и задачи. В конце недели планируются итоговые мероприятия с детьми – это могут быть праздники, выставки, картотеки разнообразных игр, выпуск книг и т. д.

Формы организации освоения образовательных областей на месяц 

Данная схема служит основой для планирования непрерывной непосредственной образовательной деятельности с детьми. При планировании на неделю непосредственно образовательной деятельности следует учитывать тематическое планирование каждой недели, если это практикуется в образовательных организациях.

Планирование физкультурно-оздоровительной работы с детьми на месяц 

В данной таблице планируются: 

– комплексы утренней гимнастики на месяц (комплексы должны повторять пройденный ранее детьми материал на занятиях по физкультуре; можно написать ссылку на автора пособия, но обязательно прописываем № комплекса, тему комплекса и № страницы);

– комплекс гимнастики после дневного сна; 

–другие формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми (здесь можно прописать комплексы пальчиковых, дыхательных гимнастик).

Третий раздел (Приложение 3) 

Планирование образовательной деятельности с детьми на неделю 

Схема планирования образовательной деятельности с детьми на неделю состоит из нескольких частей, которые, по своей сути, дублируют перспективное планирование на год и месяц. Это еще раз нам дает возможность скорректировать свое планирование воспитательно-образовательного процесса. 

Вначале необходимо определить временной промежуток, который вы планируете потратить на изучение определённой темы. 

После этого фиксируете тему недели и определяете цель, к которой вы стремитесь по завершению изучения темы. 

Планируете организацию предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей, которая является немаловажным фактором в планировании на данный момент. Предметно-пространственная образовательная среда должна соответствовать требованиям ФГОС ДО.

Взаимодействие с родителями на неделю 

В данном разделе более подробно прописываются темы взаимодействия с семьями воспитанников, следуя, по возможности, циклограмме взаимодействия с родителями и учитывая тематику и запросы: 

– дата проведения; 

– форма проведения; 

– тема мероприятия; 

– задача (какой вопрос или проблема решается после проведенного мероприятия). 

Следующим этапом становится ежедневное планирование воспитательно-образовательного процесса. 

Предлагается схема ежедневного планирования организованной деятельности детей и взрослых, которая строится по принципу планирования форм индивидуального и подгруппового взаимодействия с детьми в режимные моменты через интеграцию основных видов детской деятельности.

В ситуации неопределенности педагог вынужден планировать свою деятельность, следуя за ребенком, наблюдая за его развитием, анализируя его результаты и соотнося их с общими целевыми ориентирами. При таком планировании, несомненно, возрастает роль фактически непрерывного наблюдения, изучения развития каждого ребёнка и, самое главное, фиксация индивидуальной работы с детьми или создание условий для индивидуализации детей. В схему ежедневного планирования предлагается включать планирование индивидуальной работы с детьми.

Также в схему ежедневного планирования предлагается включать организацию ситуаций для самостоятельной деятельности детей, что тоже влияет на создание условий для индивидуализации дошкольного образования.

Алгоритм заполнения таблицы (Приложение 4) 

– Тему недели не обязательно рассматривать за один день во всех видах детской деятельности, можно разбить на всю неделю. 

 – После распределения темы по видам деятельности на неделю можно приступить к планированию индивидуальной или подгрупповой деятельности с детьми, исходя из результатов наблюдений воспитателя. 

– После того как распределена тема по видам деятельности на неделю, запланирована индивидуальная деятельность с детьми, остаются незаполненные графы. В этих графах можно прописать организацию ситуации для самостоятельной деятельности детей. Это может быть созданная игровая ситуация в игровых зонах, тематических уголках. Мы не должны забывать, что у ребенка должен быть выбор для принятия решения, чем ему заняться.

Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

Приложение  № 1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ 

_____________________________________________________ 

название учреждения

ПЛАН 

воспитательно-образовательной работы 

с детьми ___________________ группы № _____ 

возрастная группа 

на 20___– 20___ учебный год

ВОСПИТАТЕЛИ

Ф.И.О.

___________________________________________________________________

Ф.И.О.

Структура рабочего журнала воспитателя детского сада 

1. Сведения о детях  и родителях

Ф.И.О. ребёнка

Дата рождения

Дата поступления в ДОУ

Домашний адрес, телефон

Информация  о родителях

Дополнительные сведения

(аллергии, ограничения в еде, особый режим  сна и т.д.)

        
        

2. Лист здоровья

Ф.И.О. ребёнка

Группа здоровья

Вес

Рост

Индивидуальные особенности здоровья

   

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

 
        

3. Результаты обследования речи детей

Ф.И.О. ребёнка

Дата обследования

Возраст

Словарный запас

Фразо-вая речь

Звуко-произ-ношение

Граммати-ческий строй речи

        

4. Примерный режим дня

Режимные моменты

Возрастные группы

2-й мл.гр.

Сред. Гр

Ст. гр.

Подг. гр.

Приём детей, свободная игра, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика

7.00-8.20

7.00-8.20

7.00-8.20

7.00-8.20

Подготовка к первому завтраку, завтрак

8.20-9.00

8.20-9.00

8.20-9.00

8.20-8.50

Игры, подготовка к занятиям

9.00-10.00

9.00-10.00

8.55-10.20

8.50-11.00

Непосредственно образовательная деятельность (общая длительность, включая перерывы)

9.00-9.50

9.00-10.00

8.55-10.20

9.00-11.00

Второй завтрак

9.50-10.00

9.50-10.00

10.20-10.30

10.20-10.30

Подготовка к прогулке, прогулка

10.00-12.00

10.00-12.10

10.30-12.25

11.00-12.35

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

12.00-12.20

12.10-12.30

12.25-12.40

12.35-12.45

Подготовка к обеду. Обед

12.20-12.50

12.30-13.00

12.40-13.10

12.45-13.15

Спокойные игры, подготовка ко сну, чтение художественной литературы, дневной сон

12.50-15.00

13.00-15.00

13.10-15.10

13.15-15.15

Постепенный подъём, самостоятельная деятельность

15.00-15.25

15.00-15.25

15.00-15.25

15.00-15.25

Полдник

15.25-15.50

15.25-15.50

15.25-15.40

15.25-15.40

Самостоятельная деятельность, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность

15.50-16.35

15.50-16.30

15.40-16.40

15.40-16.40

Подготовка к прогулке, прогулка

16.35-18.40

16.30-18.30

16.40-18.40

16.40-18.40

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, настольные игры. Уход домой

18.40-19.00

18.30-19.00

18.40-19.00

18.40-19.00

5. Примерный двигательный режим (на год) 

Двигательный режим второй младшей группы 

№ п/п

Мероприятия в течение дня

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

утро

вечер

утро

вечер

утро

вечер

утро

вечер

утро

вечер

1

Утренняя гимнастика

6

 

6

 

6

 

6

 

6

 

2

Физкультурные занятия

  

15

    

15

15

 

3

Гимнастика после дневного сна

 

3

 

3

 

3

 

3

 

3

4

Динамическая пауза

5

 

5

 

5

 

5

 

5

 

5

Физические упражнения и игры на прогулке

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

6

Физкультминутки

5

 

5

 

5

 

5

 

5

 

7

Физкультурный досуг (1 раз в месяц)

     

*20

    

8

Самостоятельная активность детей на прогулке

20

25

20

25

20

25

20

25

20

25

9

Подвижные игры

5

10

5

10

5

10

5

10

5

10

10

Ритмические движения

5

   

5

     

11

Прочие движения в режиме дня (самостоятельные игры в помещении)

15

20

15

20

15

20

15

20

15

20

12

Спортивный праздник (1 раз в полугодие)

     

*30

    

13

Самостоятельная игровая деятельность в физ. уголке

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

Суммарное количество в минутах:

74

71

84

71

74

71

69

86

84

71

145=2ч. 25 м.

155=2 ч. 35м.

145=2ч.25 м.

155=2ч.35 м.

155=2ч.35 м.

Итого:

755=12 ч.35 мин. ( 50 мин. – досуг, праздник)

6. Система закаливания в группе (на год)

Группа здоровья

Осень

Зима

Весна

Лето

Индивидуальное закаливание (по мед. показаниям)

    
     
     

7. Организация освоения образовательных областей посредством непосредственно образовательной деятельности

Дни недели

Занятие № 1

Занятие № 2

Занятие № 3

Понедельник

   

Вторник

   

Среда

   

Четверг

   

Пятница

   

8. Циклограмма взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников

Месяц

Форма взаимодействия

  

Примечание: формы, методы и приемы включают в себя, консультации, круглый стол, родительские собрания, рекомендации, игровые ситуации, беседы, выставки, совместную деятельность и т. д.

Приложение  № 2

Планирование педагогического процесса в течение месяца 

1. Схема тематического планирования психолого-педагогической работы с детьми на ________________________месяц 

Темы месяца

Задачи тематической недели

Итоговое мероприятие

1-я неделя

  

2-я неделя

  

3-я неделя

  

4-я неделя

  
   

2. Формы организации освоения образовательных областей на ______________ месяц

1-я неделя. Дата

Занятие № 1

Занятие № 2

Занятие № 3

Понедельник

   

Вторник

   

Среда

   

Четверг

   

Пятница

   

Пишется тема непосредственно образовательной деятельности с программным содержанием (с ссылкой на автора пособия с № страницы)

3. Планирование физкультурно-оздоровительной работы с детьми на месяц

Утренняя гимнастика

 

Гимнастика после сна

 

Другие формы работы с детьми по физкультурно-оздоровительному направлению

 

Приложение  № 3

Планирование образовательной деятельности с детьми на неделю

Временной промежуток: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Организация предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей на неделю:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Взаимодействие с родителями на неделю

№ п/п

Дата мероприятия

Форма проведения мероприятия

Тема мероприятия

Задача

     
     
     
     
     

Ежедневное планирование воспитательно-образовательного процесса.

Формы индивидуального или подгруппового взаимодействия с детьми в режимных моментах через основные виды детской деятельности

на «____» ___________

Организованная деятельность детей и взрослых

Игровая деятельность

Коммуникативная деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность

Двигательная деятельность

Художеств. культура и фольклор

Самообслуживание, труд

Конструктивная деятельность

Изобразительная деятельность

Музыкальная деятельность

Первая половина дня

         

Прогулка

         

Вторая половина дня

         

Прогулка

         

Приложение  № 4

Опыт планирования индивидуального и подгруппового взаимодействия с детьми в режимных моментах через основные виды детской деятельности

Организованная  деятельность детей и взрослых

Игровая деятельность

Коммуникативная деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность

Двигательная деятельность

Художественная культура и фольклор

Самообслуживание, труд

Конструктивная деятельность

Изобразительная деятельность

Музыкальная деятельность

Первая половина дня

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Игры по интересам детей

Беседа «Моя дружная семья»

Работа в уголке природы, уход за растениями. Наблюдение  за луком. 

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Капутикян С. «Моя бабушка»

Закреплять навыки мытья рук перед едой

Организация самостоятельной деятельности детей с крупным конструктором

 

Ритмическая  гимнастика «Помирились»

Прогулка

Дидактическая игра

Словесная игра

Беседа «Мамочка моя»

Наблюдение за состоянием погоды

Совместные действия,

исследование

Подвижная игра с речевым сопровождением «Птичка и птенчики»

 

Закреплять навыки раздевания

Организация самостоятельной деятельности детей по конструированию дома для семьи

  

Вторая половина дня

Дидактические игры «Предметы и сюжеты», «Профессии –ассоциации»

  

Комплекс гимнастики после дневного сна

Игра «Козлятушки-ребятушки»

Чтение стихотворения:  Пивоварова И. «Бабушка»

Формировать привычку следить за своим внешним видом.

 

Нетрадиционное рисование ладошками.

Тема: «Солнышко для мамы»

 

Прогулка

Самостоятельные игры по сюжету игры «Дочки матери»

  

Подвижная игра «Наседка и цыплята»

 

Закреплять навыки самостоятельно одеваться

   

Красным цветом выделены формы взаимодействия педагога с детьми по теме недели «Семья», синим цветом – организация самостоятельной деятельности детей, черным цветом выделены такие формы работы с детьми, которые педагог может выполнять с детьми, независимо от темы. Для полной картины дня мы предлагаем вписывать в эту таблицу и индивидуальную работу с детьми.

Приложение № 5 

Рекомендации по формам взаимодействия с детьми в основных видах детской деятельности 

Организованная деятельность детей и взрослых

Игровая деятельность

Коммуникативная деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность

Двигательная деятельность

Художественная культура и фольклор

Самообслуживание, труд

Конструктивная деятельность

Изобразительная деятельность

Музыкальная деятельность

Первая половина дня

Свободная игра

Настольная игра.

Дидактическая игра.

Игровое упражнение.

Игры-минутки.

Организация игровой ситуации для самостоятельной игры.

Игра-путешествие.

Сюжетно-дидакти-ческая игра

Беседы.

Игровые проблемные ситуации.

Речевые упражнения.

Отгадывание загадок.

Дискуссии.

Рассказы детей о…

Наблюдения.

Рассматривание объекта.

Ведение экологического дневника.

Опыты и эксперименты.

Экскурсии

Утренняя гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Игра малой подвижности.

Логоритмичес-кие упражнения

Самостоятельная деятельность детей в книжном уголке – организация выставок детских книг.

Чтение художественной или познавательной литературы детям

КГН при раздевании, КГН при умывании.

КГН при приеме пищи.

Поручения.

Дежурство. Подготовка к занятиям

Организация ситуации для самостоятельной деятельности детей с разными видами конструктора

Организация ситуации для самостоятельной деятельности детей в изо-уголке (лепка, рисование, аппликация, раскрашивание)

Слушание.

Игра на музыкальных инструментах.

Досуг.

Музыкальная гостиная.

Музыкально-дидактическая игра

Прогулка

Сюжетно-ролевая игра.

Организация игровой ситуации для самостоятельной игры.

Предметная деятельность.

Сюжетно-дидактическая игра.

Ситуативные упражнения.

Пословицы.

Поговорки. Упражнения на звуки.

Отгадывание загадок.

Беседа

Наблюдения/экспериментирование.

Исследование объектов.

Экскурсии.

Организация ситуации для самостоятельной деятельности

Спортивные упражнения и игры.

Подвижная игра.

Эстафеты

Разучивание,

слушание:

стихи, рассказы,

сказки, басни, поэмы…

Проговаривание потешек, поговорок

Труд в природе.

КГН при одевании, поручения

Природный и иной материал, в том числе песок и снег

Знакомство с видами архитектуры, скульптуры.

Изобразительная деятельность

Развлечения

Вторая половина дня

Игры дидактические,

словесные,

настольно-печатные,

развивающие/интеллектуальные,

театрализованные,

игры с правилами,

викторины и т.д.,

игры-минутки;

организация сюжетно-ролевой игры для самостоятельной деятельности детей

Рассказы по картине.

Чистоговорки. Поговорки. Упражнения на звуки.

Тренинг.

Отгадывание загадок.

Игровые проблемные ситуации

Дискуссии;

Рассказы детей о…

Сочини сказку…

Работа в уголке экспериментиро-вания: опыты с водой, воздухом, почвой, магнитом, электричеством, свойства вещей и т.д.

Интерактивные экскурсии.

Проект

Гимнастика после сна, дыхательная гимнастика.

Подбор пособий физкультурном уголке для самостоятельной деятельности детей.

Досуг.

Логоритмика

Чтение художественной литературы детям.

Работа в книжном уголке.

Разучивание, слушание: стихи, рассказы, сказки, басни, поэмы…

Знакомство с писателями

Работа в уголке природы.

Уборка рабочего места.

Трудовые поручения.

Элементы бытового труда.

Ручной труд

Игры с конструктором.

Художественный труд.

Конструирование из бумаги.

Художественное конструирование

Коллективные работы.

Подготовка выставок, стенгазет, коллажей.

Знакомство с жанрами. Знакомство с художниками.

Самостоятельная деятельность детей

Слушание, пение.

Музыкально-игровое, танцевальное ритмическое творчество.

Игра на музыкальных инструментах.

Досуг.

Музыкальная гостиная

Прогулка

Игры дидактические,

природоведческого содержания,

с природным материалом,

самостоятельная игровая деятельность

Беседы.

Поговорки.

Отгадывание загадок

Наблюдение/экспериментирование.

Исследование объектов

Игры малой подвижности.

Упражнения с элементами спортивных игр.

Эстафеты

Разучивание, слушание: стихи, рассказы, сказки, басни, поэмы…

Труд в природе.

Наблюдения за трудом.

Работа на огороде

Природный и иной материал, в том числе песок и снег

 

Музыкальное развлечение

Приложение № 6

Рекомендации по планированию индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по образовательным областям развития ребенка

Содержание по образовательным областям

 в соответствии с ФГОС ДО

Разделы

Темы

«Социально-коммуникативное развитие»

направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Социализация, развитие общения

Социальные ситуации.

Сюжетно-ролевая игра.

Игры с правилами.

Коммуникативные игры и упражнения

Нравственное воспитание

Культура поведения.

Положительные моральные качества

Этические представления

Ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание

Образ «Я».

Гендерная принадлежность.

Семейная принадлежность.

Гражданская принадлежность

Самообслуживание, самостоятельность,

трудовое воспитание

Питание, одевание – раздевание, умывание, содержание в порядке одежды и обуви, заправка кроватей.

Поручения, дежурство, коллективный труд.

Совместный труд со взрослым. Труд людей

Формирование основ безопасности

Ребенок на улице города.

Безопасность ребенка в быту.

Ребенок и другие люди

«Познавательное развитие» –

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Предметы ближайшего окружения.

Сенсорное развитие.

Опыты и эксперименты.

Проекты.

Формирование элементарных математических представлений

Количество.

Величина.

Форма.

Ориентировка в пространстве

Ознакомление с миром природы. Экологическое воспитание.

Растительный мир.

Животный мир.

Неживая природа.

Взаимодействие человека с природой.

Приобщение к социокультурным ценностям

 

«Речевое развитие»

включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Приобщение к художественной литературе

 

Формирование свободного общения и компонентов устной речи

 Развивающая речевая среда.

 Связная речь.

 Грамматический строй речи

 Формирование словаря

 Звуковая культура речи.

 Подготовка к обучению грамоте

«Художественно-эстетическое развитие»

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Изобразительная деятельность

 Рисование.

 Лепка.

 Аппликация

Художественный труд

Приобщение к искусству

Живопись, скульптура, архитектура…

Конструктивно-модельная деятельность

Разнообразные виды конструирования посредством конструкторов, Лего, бумаги и т.д.

Музыкальная деятельность

Слушание, пение, музыкально-игровое, танцевальное, ритмическое творчество.

Игра на музыкальных инструментах

«Физическое развитие» –

приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Формирование начальных представлений о ЗОЖ

Ребенок и его здоровье

Физическая культура

Подвижные игры.

Физические упражнения.

Игры с элементами спорта

Пояснительная записка

В настоящее время в дошкольных образовательных организациях города Москвы осуществляется введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Все педагогические коллективы работают над повышением качества дошкольного образования.

Воспитателям предстоит освоить новые образовательные программы, принять участие в реализации примерной основной образовательной программы образовательной организации, в которой они работают. Особая роль отводится методическому сопровождению педагогов в дошкольной образовательной организации по введению ФГОС дошкольного образования.

В методических рекомендациях «План работы воспитателя в дошкольной образовательной организации с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», разработанных рабочей группой в составе: Аветисян Кристины Грачиковны, старшего воспитателя ГБОУ «Гимназия № 1528»;

Спесивцевой Надежды Николаевны, старшего воспитателя ГБОУ СОШ № 1852; Романовой Ольги Юрьевны, старшего воспитателя ГБОУ ЦО № 1296; Титовой Ольги Сергеевны, старшего воспитателя ГБОУ СОШ № 1224; Сергеевой Ларисы Николаевны, старшего воспитателя ГБОУ СОШ № 1296;

Цель методических рекомендаций – помочь воспитателям в планировании воспитательно-образовательного взаимодействия воспитателя с детьми в дошкольной образовательной организации по всем виды детской деятельности в течение месяца, недели.

В методических рекомендациях представлены структура рабочего журнала воспитателя, схема календарного планирования и приложения с пояснениями. Циклограмма планирования рабочего дня поможет воспитателям дошкольных образовательных организаций планомерно и последовательно организовать образовательную деятельность в течение всего времени пребывания детей в дошкольной образовательной организации.

Методические рекомендации разработаны на основе практического опыта работы нескольких дошкольных образовательных организаций и адресованы методистам, старшим воспитателям, опытным и начинающим воспитателям дошкольных образовательных организаций.

Актуальность данной формы планирования – практическая помощь педагогам в реализации образовательных областей, а также осуществлении интеграции всех видов детской деятельности в режиме дня.

Нормативно-правовой основой для составления плана воспитательно-образовательной работы воспитателя в дошкольной образовательной организации с учетом Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации (далее – Программа) служит Закон «Об образовании в Российской Федерации».

В новом законе образовательные организации получили гораздо более широкие права в определении собственной образовательной деятельности.

Программа разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Программа должна быть направлена:

– на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, его сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видам деятельности;

– создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа включает требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

При планировании не стоит забывать и о требованиях к результатам освоения Программы.

В Законе прописано, что требования к результатам – это не требования к ребенку, которые можно и нужно измерять. Аттестация ребенка, то есть оценивание ребенка в дошкольном возрасте, в законе запрещена, результат определяется как целевой ориентир.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Новый вид планирования позволит воспитателю планомерно и последовательно организовать образовательную деятельность в течение всего времени пребывания детей в дошкольной организации для создания условий появления нового образовательного продукта, в создании которого включены и педагоги, и дети, и родители.

Согласно ФГОС ДО, идет распределение видов деятельности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями (п. 2.7 ФГОС ДО). И в настоящее время перед дошкольной образовательной организацией поставлена задача – разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором будут объединены различные образовательные области.

Это новый подход к дошкольному образованию. В дошкольной образовательной организации существовала предметная система обучения и воспитания, и получалось, что знания оставались разрозненными, разбитыми по предметному принципу. Обеспечение систематического интеграционного процесса позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников познавательной активности и даёт возможность целостно воспринимать окружающий мир, не нарушая его природу.

Основным фактором интеграционного процесса выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, конструкторской, игровой, коммуникативной, двигательной, музыкальной, изобразительной, чтения художественной литературы и фольклора.

Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители. Таким образовательным продуктом могут выступать новое знание, рисунок, танец, спектакль, составленный ребёнком текст и др.

В результате освоения интегративной деятельности у ребёнка формируются целостные социальные и психологические образования, легко переносимые из одной сферы в другую, и развитие творческих способностей.

Интегративными формами в дошкольной образовательной организации могут выступать совместные праздники, спектакли, досуги, экскурсии, творческие проекты, сюжетно-ролевые игры, эксперименты, и т.д. Особенность организации такого процесса в дошкольной образовательной организации такова, что все перечисленные формы не могут существовать сами по себе, выбор определённой темы предполагает их интеграцию.

Таким образом, планирование воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста осуществляется в дошкольном образовании через интеграцию всего образовательного процесса, объединяющую образовательные области, разные виды детской деятельности, приёмы и методы в единую систему.

В качестве ожидаемых результатов при условии использования данного способа планирования воспитательно-образовательной работы можно назвать возможности и способности педагога: 

– планировать разные виды и содержание детской деятельности в соответствии с интересами воспитанников; 

– рационально организовывать образовательный процесс, оптимально определять направление развития каждого ребенка;

– реализовывать творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности;

– создавать необходимую свободу выбора воспитанниками способов общения и поведения;

– управлять образовательным процессом, использовать самостоятельно выбранные технологии и методы, способы, направленные на развитие детей, и осуществлять рефлексию профессиональной деятельности;

– видеть проблему и решать ее по собственному замыслу. 

Вариант № 1

Планирование воспитательно-образовательной деятельности – это рабочий отчётный документ педагога, в котором заблаговременно определяется порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной деятельности с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов.

Мы предлагаем рассмотреть систему планирования для педагогов с учётом современных тенденций и требований в дошкольном образовании. В основу нашего планирования мы положили основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Наши рекомендации содержат таблицы с примерным содержанием планирования. Следует помнить, что планирование непрерывной образовательной деятельности обеспечивает развитиеличности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы (образовательные области), представляющие определенные направления развития и образования детей, с последующим закреплением материала утром или вечером в режиме дня.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил следующие образовательные области:

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– художественно-эстетическое развитие;

– физическое развитие.

Планирование отражает решение воспитательных, развивающих и образовательных задач и направлено на приобретение воспитанником опыта в следующих видах деятельности:

– двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;

–  игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами);

– коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);

– познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

– восприятия художественной литературы и фольклора;

– элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);

– конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т. д.);

– изобразительной (рисования, лепки, аппликации);

– музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).

Алгоритм составления планирования воспитательно-образовательной деятельности педагога

Наше планирование состоит из трех разделов: организационного, воспитательно-образовательного, методического. 

I раздел. Организационная деятельность

1. Титульный лист: содержит название документа, название образовательной организации, название возрастной группы, учебный год, Ф.И.О. специалистов, работающих в данной группе.

Пример:

Планирование

воспитательно-образовательной деятельности 

в старшей группе № 9 «Шалунишки»

ГБОУ «Гимназия № 1528» дошкольное отделение № 3 на 2022–2022 учебный год.

Воспитатели: Прохорова Н.В., Зайцева Л.А.

2. Список воспитанников, сведения о них (представлен в виде таблицы). Содержит Ф.И. воспитанников, адрес и телефон, Ф.И.О. родителей, особенности воспитанников. Подробная информация важна для организации индивидуально-личностного подхода к каждому воспитаннику. 

Пример:

Ф.И. воспитанника группы

Адрес, телефон

Ф.И.О. родителей

Особенности воспитанника

1

Зайцев Ваня

г. Зеленоград, д. 929, кв. 169, тел. 8 (499) 731-44-21

Екатерина Андреевна, Иван Петрович

Аллергия на томаты, любит спать с игрушкой

3. Режим дня группы (представлен в виде таблицы). Одним из условий, обеспечивающих необходимый уровень физического, психологического и гармоничного развития детей, является организация режима дня, соответствующего возрастным психофизиологическим потребностям ребенка.

Основу режима составляет точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, обязательных видов образовательной деятельности, прогулок и самостоятельной деятельности детей, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей определенного возраста.

В режим входят условия проведения и содержание каждого из указанных режимных процессов. Количественные и качественные показатели соответствуют как возрастным, так и индивидуальным особенностям ребенка и содействуют укреплению его физического и психического здоровья.

Режим дня, указанный в примере, строится в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2022); утвержденным Постановлением главного санитарного врача РФ от 15 мая 2022 № 26 и по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2022 г.). 

Пример: 

Форма организации

Старшая группа 5–6 лет

Дома: подъем, утренний туалет

6.30–7.30

Прием детей на участке (при морозной погоде в группе), осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика, инд. работа специалистов с детьми

7.00–8.30

Завтрак

8.30–8.50

Самостоятельная деятельность

8.50–9.00

Непосредственная образовательная деятельность

9.10–10.45

Самостоятельная деятельность, второй завтрак

10.35–10.55

Подготовка к прогулке, прогулка, инд. работа специалистов с детьми на прогулке

10.55–12.20

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, Чтение художественной литературы

12.20–12.40

Подготовка к обеду, обед, спокойные игры

12.40–13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

13.00–15.00

Подъем, воздушные, водные процедуры, самостоятельная деятельность

15.00–15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25 -15.50

Игры, самостоятельная деятельность, инд. работа специалистов.

Чтение художественной литературы

15.50–17.00

16.10–16.35.

Непосредственная образовательная деятельность

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход домой, инд. работа специалистов

17.00–19.00

4. Листок здоровья воспитанников группы заполняется педагогом по данным представленным врачом или медицинской сестрой с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также даются рекомендации по организации физической культуры, закаливанию.

Пример: 

Листок здоровья воспитанников группы № 9 на 2022–2022 учебный год 

Ф.И.

Год рождения

Рост 2022

Вес 2022

Рост 2022

Вес 2022

Группа здоровья

Физ. группа

№ мебели

Диагноз рекомендации

1

Зайцев Ваня

08.08.08

105

16

  

2

Основная

2

здоров

5. Модель двигательного режима и объем двигательной нагрузки за неделю в дошкольном отделении строится в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденного Постановлением главного санитарного врача РФ от 15 мая 2022 № 26.

Двигательный режим в дошкольном отделении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. При составлении рационального двигательного режима обеспечивается не только удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусматривается рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов деятельности, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Двигательная активность воспитанника целенаправленна и соответствует его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, это и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Содержательная сторона двигательного режима направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей воспитанников.

Пример: 

Формы организации

Старшая группа

Утренняя гимнастика

8–10 мин.

Образовательная область «Физическая культура»

3 раза в неделю по 25 мин.

Образовательная область «Музыка»

2 раза в неделю по 25 мин.

Гимнастика пробуждения

5–10 мин.

Подвижные игры на прогулке (утро, вечер)

20 мин.

Организованная двигательная активность в группе (утро, вечер)

15–20 мин.

Физкультминутки

6–7 мин.

Спортивные игры

Целенаправленное обучение воспитателем по ФИЗО – не реже 1 раза в неделю

Спортивные упражнения

Целенаправленное обучение воспитателем по ФИЗО – не реже 1 раза в неделю

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей

Физкультурный досуг

1 раз в месяц по 35 мин.

Спортивный праздник

3 раза в год по 50–60 мин.

День здоровья

1 раз в квартал

6. Объем двигательной нагрузки за неделю детей старшей группы 

Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.

Формы организации

Старшая группа

Утренняя гимнастика

10 мин. х 5 = 50 мин.

Образовательная область «Физическая культура»

25 мин. х 3 = 75 мин.

Образовательная область «Музыка»

25 мин. х 2 = 50 мин.

Гимнастика пробуждения

5 мин. х 5 = 25 мин.

Подвижные игры на прогулке (утро, вечер)

15 мин. х 5 х 2 = 150 мин.

 Организованная двигательная активность в группе (утро, вечер)

15 мин. х 5 х 2 = 150 мин.

Физкультминутки

6 мин. х 5 = 30 мин.

Спортивные игры

Целенаправленное обучение воспитателем по ФИЗО – 20 мин. 1 раз в неделю

Спортивные упражнения

Целенаправленное обучение воспитателем по ФИЗО – 15 мин. 1 раз в неделю

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей

Физкультурный досуг

1 раз в месяц по 35 мин.

Спортивный праздник

3 раза в год по 50–60 мин.

День здоровья

1 раз в квартал

7. Система закаливания. Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкую аэрацию помещений, правильно организованную прогулку, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы дошкольной образовательной организации. При организации закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы: постепенность, систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.

Рекомендации при распределении процедур закаливания детей составляются врачом или медицинской сестрой с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, представлены в форме таблицы, в которой учтено время года, вид деятельности воспитанников.

Пример:распределение процедур при закаливании детей

Время дня

Тёплый период года

Холодный период года

Утро

Полоскание горла холодной водой. Утренняя гимнастика на открытом воздухе с оздоровительным бегом

Полоскание горла холодной водой. Воздушные ванны во время утренней гимнастики в зале

Во время непрерывной образовательной деятельности

Широкая аэрация в групповой комнате. Физическая культура на открытом воздухе в облегченной одежде

Пульсирующий микроклимат в групповой комнате. Физическая культура на открытом воздухе в облегченной одежде или в зале в сочетании с воздушными ваннами

Прогулка

Солнечные и световоздушные ванны, подвижные игры в облегченной одежде, игры с водой

Подвижные игры и развлечения в соответствующей погоде одежде

Дневной сон

Воздушные ванны во время переодевания, сквозное проветривание спальни перед сном, одностороннее проветривание  во время сна

После дневного сна

Умывание, мытье рук до локтя, хождение по «Тропинке здоровья»

  

8. Непосредственная образовательная деятельность (представлено в форме таблицы).

Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном отделении строится в соответствии c Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2022 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», СанПиНа 2.4.1.

3049-13, утвержденного Постановлением главного санитарного врача РФ от 15 мая 2022 № 26 (с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФот 04.04.2022 N АКПИ14-281), и с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования.

Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непосредственной образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8–10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно.

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами образовательной деятельности – не менее 10 мин. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна.

Ее продолжительность должна составлять не более 25–30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.д.

Расписание непосредственной образовательной деятельности составляется на учебный год.  

Пример: Расписание непосредственной образовательной деятельности на 2022–2022 учебный год по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2022 г.).

День недели

Время

Вид непосредственно образовательной деятельности

Понедельник

9.10–9.35

Речевое развитие

9.45–10.10

Художественно-эстетическое развитие. Рисование

16.1016.35

Художественно-эстетическое развитие.  Музыка

Вторник

9.10–9.35

Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира

9.45–10.10

Художественное творчество. Лепка/аппликация

16.10–16.35.

Физическое развитие

и т.д.

  

II раздел. Воспитательно-образовательная деятельность 

9. Календарь праздников, знаменательных дат и событий (как один из механизмов реализации Программы через комплексно-тематическое планирование).

В чем суть комплексно-тематического планирования? В основу реализации программного содержания ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности побуждает взрослого к проявлению творчества в организации развивающей предметно-пространственной среды. 

Такое планирование предполагает соблюдение определенных принципов. Первый принцип комплексно-тематического планирования предусматривает, что тема может быть выбрана воспитателем самостоятельно или заимствована из примерной общеобразовательной программы.

Она реализуется через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей (модулей), с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Второй принцип – принцип рациональности – понимается, как умение определять такие способы и формы организации образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени без перегрузки детей получить качественный результат – усвоение воспитанниками материала.

Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Основу нашего комплексно-тематического планирования представляет примерный календарь праздников (событий), тематика которых ориентирована на все направления развития ребёнка дошкольного возраста.

Пример:

Месяц

Неделя

Перечень основных праздников

Тема

Сентябрь

3

День знаний, День города, День воспитателя и всех дошкольных работников

Наш город

4

Осень. Приметы осени

Октябрь

1–2

Международный день Музыки, День пожилых людей,

Я в мире человек

3

Мой дом

4

Хлеб – всему голова

и т. д.

   

Каждое учреждение составляет свое комплексно-тематическое планирование, ориентируясь на Программу, которую реализует учреждение.

10. Сотрудничество с семьями воспитанников 

Сотрудничество с семьями воспитанников планируется в начале каждого месяца, представлено в форме таблицы. В таблице учтены дата, форма сотрудничества и цель проводимых мероприятий. Целесообразно планировать как индивидуальные, так и подгрупповые и групповые формы сотрудничества дошкольного отделения с семьями воспитанников. Консультации по запросу родителей планируются ежемесячно.

Пример: 

Дата

Форма сотрудничества

Цель

28 августа по 5 сентября

Адаптация в течение месяца

Совместная подготовка к учебному году

Настроить родителей на плодотворную совместную работу по плану и правилам группы. Провести работу по адаптации детей к новой группе и воспитателям

11.09–20.09

Анкетирование «Я и ребенок»

Узнать о семьях, их интересах и целях в воспитании ребенка

28.09

Консультация «Организация семейных прогулок»

Дать рекомендации о совместном отдыхе на улице, о важности игры на свежем воздухе с учетом заинтересованности детей

в течение месяца

Участие в досуге с элементами туризма «В гости к Лесовику »

Приобщать детей и родителей к активному отдыху

Консультации по запросу

Просветительская работа в вопросах воспитания и развития воспитанников

11. Планирование содержания непосредственной образовательной деятельности (на неделю, месяц)

Гибкие материалы:  Акриловая дисперсия для гибкого камня - Вместе мастерим

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *