Для проведения расчета нам понадобятся
- Поэтажные планы.
- Вертикальный разрез здания.
- Сведения о режиме работе объекта, численности, распределении людей по зданию.
- Сведения по системам обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.
- Иные документы и сведения.
Когда нужен гибкий график
Есть два стандартных режима работы: 5/2 и 6/1. Так работают офисы, университеты и налоговая. У этих графиков есть фиксированный выходной — воскресенье.
Магазинам и кафе такие графики не подходят, потому что в выходные тоже нужно обслуживать клиентов. Гибкий график позволяет передвигать часы работы и выходные дни.
Мы объясняем, как оформить такой график, на примере кафе.
Пока коротко самое сложное: нужно выбрать учетный период и узнать в нем норму часов, поменять правила внутреннего распорядка и подписать дополнительное соглашение с работником. Еще нужно постоянно вести табель рабочего времени и составлять график.
Нормирование труда: зачем это нужно бизнесу
Это достигается распространением сферы нормирования на все категории работников, обеспечения выполнения работы с оптимальной численностью персонала, минимальными затратами рабочего времени при высоком качестве работы (продукции, оборота, услуг).
Повышение значимости экономического аспекта в трудовых отношениях. Обе стороны — и работодатель, и наемный работник — экономически заинтересованы в применении обоснованных норм трудозатрат и рациональном использовании рабочего времени.
Отражение в мере трудозатрат изменений технологических процессов, оборудования и оснастки. Для этого необходима связь нормирования труда с планированием и организацией производства, что наиболее эффективно достигается при микроэлементном нормировании труда, участвующем в комплексе автоматизированных систем производства.
Установление нормального уровня интенсивности труда. Для обеих сторон трудовых отношений важно, чтобы заложенная в нормировании интенсивность труда обеспечивала долговременный рост производительности труда и прибыли при рациональных затратах на персонал.
Для этого нормирование труда должно учитывать интенсивность труда, а также уровень нервно-психологических и интеллектуальных нагрузок, существенно возрастающих при использовании новейшей техники, технологии и прогрессивных производственных процессов;
Взаимосвязь нормирования и стимулирования труда. Норма труда может рассматриваться как средство стимулирования персонала, так как стимулирует эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, высокое качество работы (продукции, оборота, услуг). Хорошо устанавливается связь нормирования труда с премиальными системами, когда размер премий зависит от величины норм трудозатрат, степени их напряженности и выполнения.
Для предприятия важны точный учет и контроль издержек производства, в том числе на трудовые ресурсы, а также повышение производительности труда всех категорий работающих, прежде всего, за счет максимально рационального использования рабочего времени. Это цели достигаются при помощи нормирования труда.
Наличие взаимосвязи между эффективностью использования труда и общими экономическими результатами деятельности предприятия, в первую очередь, себестоимости продукции, вызывает необходимость систематического снижения удельного веса трудовых затрат, повышение роли и значимости работы по организации нормирования труда на предприятиях.
Разрабатывается
- В рамках независимой оценки пожарного риска.
- В рамках разработки специальных технических условий.
- В случае отступления от норм добровольного применения на объекте
(в т.ч. от сводов правил). - В случае если ранее на объекте был выполнен расчет пожарного риска, однако внесены изменения в проектную документацию.
Результат расчета
Показателем обеспечения пожарной безопасности на объекте защиты является величина индивидуального пожарного риска. Если расчетная величина превышает нормативную, предлагаются мероприятия по повышению уровня пожарной безопасности и расчет проводится снова.
Стоимость
Определяется в соответствии с сложностью объекта, объема и сроков выполнения работ.
Федеральный закон «технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
«О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
– Защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
– Достижение комплексного обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, (включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество)).
– Установление минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам объектов, включая городские и сельские поселения (и округа), здания и сооружения, производственные объекты, пожарно-техническую продукцию и продукцию общего назначения.
– Внедрение в надзорной деятельности пожарного аудита, основанного на оценке пожарного риска и использования механизма «огневого» страхования.
– Внедрение методов оценки пожарного риска (возникновения пожаров и гибели людей), широко используемых в наиболее развитых странах мира (США, Германия, Франция, Италия, Япония и др.).
УПРОЩЕНИЕ СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
– Обязательные требования в области пожарной безопасности сконцентрированы в одном законодательном акте Российской Федерации – Федеральном законе «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
– Требования пожарной безопасности, приведенные в техническом регламенте, гармонизированы с требованиями международных нормативных документов.
– Процедура подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента упрощена.
– Порядок подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности основан на принципах, установленных Федеральным законом «О техническом регулировании», и не допускает двоякого толкования.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБСТВЕННИКУ СВОБОДЫ ВЫБОРА СПОСОБА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТА, ОБЪЕКТИВНОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ ПРОЦЕДУР НАДЗОРА
– Прозрачное и однозначное толкование требований технического регламента позволит собственнику ясно понимать, какой объем требований и какие конкретно требования будут предъявлены к нему, а пожарному инспектору не позволит предъявлять завышенные требования.
– Расширены права граждан в обеспечении мер пожарной безопасности путем привлечения их к обсуждению, разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований и объектов муниципальной собственности.
– Существенно расширятся права и возможности граждан в вопросах выбора и приобретения систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях, систем пожарной сигнализации и пожаротушения.
– Четко сформулированные требования пожарной безопасности, изложенные в техническом регламенте, позволяют инспекторскому составу и лицам, работающим в сфере обеспечения пожарной безопасности, однозначно толковать и применять их на практике.
СТИМУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СЕГМЕНТОВ РЫНКА, НАПРАВЛЕННОЕ
НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ.
– Бизнес-сообщество Российской Федерации получит оптимальную процедуру принятия решений по обеспечению противопожарной защиты при сохранении её высокого уровня.
– Пожарный надзор при выполнении требований технического регламента практически превращается в подтверждение соответствия, что значительно упрощает процедуру проверки и схем подтверждения соответствия.
– Требования, предъявляемые к продукции, находятся на уровне мировых стандартов, что должно привести к росту конкурентоспособности отечественной продукции.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
«О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» состоит из 8 разделов и содержит 34 главы, 152 статьи. Текст законопроекта занимает 271 страницу.
Раздел I. Общие принципы обеспечения пожарной безопасности.
Раздел II. Требования пожарной безопасности при проектировании городских и сельских поселений.
Раздел III. Требования пожарной безопасности при проектировании и строительстве зданий и сооружений.
Раздел IV. Требования пожарной безопасности к производственным объектам.
Раздел V. Требования пожарной безопасности к пожарной технике.
Раздел VI. Требования пожарной безопасности к продукции общего назначения.
Раздел VII. Оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности.
Раздел VIII. Заключительные и переходные положения.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
– Первый раздел технического регламента дает классификацию элементов обеспечения пожарной безопасности, позволяющую собственнику объекта защиты выбрать приемлемый для него способ обеспечения требований пожарной безопасности. Устанавливает, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. Юридическим лицом – собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности .
– Второй раздел регламентирует требования к размещению пожароопасных производственных объектов на территории городских и сельских поселений на этапах проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения. Устанавливает требования к источникам наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. Регламентирует дислокацию подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях – 20 минут.
– Третий раздел определяет требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям на этапах их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, к элементам обеспечения их пожарной безопасности, технической документации на объекты строительства, устанавливает нормативное значение риска. Определены общие требования к эвакуации. Установлено , что индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке. Риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара должен определяться с учетом функционирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений
– Четвертый раздел определяет требования пожарной безопасности к производственным объектам, элементам обеспечения их пожарной безопасности, технической документации, устанавливает нормативное значение риска. Для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год. При этом должны быть предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска.
– Пятый и шестой разделы формулируют общие требования пожарной безопасности к пожарно-технической продукции и к продукции общего назначения.
– Седьмой раздел технического регламента определяет формы и методы оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объектов защиты. . Оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия проводится в формах:
1) аккредитации;
2) независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);
3) государственного пожарного надзора;
4) декларирования пожарной безопасности;
5) исследований (испытаний);
6) подтверждения соответствия объектов защиты (продукции);
7) приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;
8) производственного контроля;
9) экспертизы.
– Восьмой раздел содержит заключительные положения, касающиеся вступления в силу федерального закона и приведения нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законом.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ СОЗДАНИЯ
ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
– Повышение уровня защищенности людей и имущества собственников в результате оптимизации системы требований пожарной безопасности.
– Внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности в результате использования механизмов оценки пожарного риска.
– Упрощение системы нормативных документов по пожарной безопасности в результате концентрации обязательных требований в области пожарной безопасности в одном законодательном акте Российской Федерации.
– Упрощение процедуры допуска на рынок товаров и услуг (внедрение системы декларирования соответствия продукции требованиям пожарной безопасности.
– Создание системы независимой оценки пожарных рисков в Российской Федерации для проведения их расчетов на объектах защиты.
– Обеспечение собственнику свободы выбора способа противопожарной защиты объекта.
– Обеспечение объективности и прозрачности процедур надзора за выполнением требований пожарной безопасности, выработка действенных мер, направленных на борьбу с коррупцией и повышение персональной ответственности инспекторского состава за состоянием пожарной безопасности.
– Стимулирование отдельных сегментов рынка, направленное на социально-экономическое развитие страны.
– Повышение уровня оперативного реагирования на сообщение о пожаре (для городов не более 10 мин., для села не более 20 мин.)
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЛЮДЕЙ И ЗАЩИЩЕННОСТИ ИМУЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ
– Технический регламент устанавливает однозначные четкие и понятные требования по обеспечению пожарной безопасности, направленные на обеспечение безопасности людей и предотвращение причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
– Собственнику предоставлено право рисковать принадлежащим ему имуществом.
– Впервые в практике нормирования требований пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливаются предельно допустимые значения индивидуального и социального риска гибели людей при пожарах.
СИСТЕМА ГИБКОГО НОРМИРОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Пожарная безопасность объекта защиты обеспечивается выполнением одного из следующих условий:
– реализации в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническим регламентом, и использованием положений нормативных документов по пожарной безопасности;
– обеспечения допустимых значений пожарного риска, установленных техническим регламентом.
Положения технического регламента предоставляют право собственнику самому выбирать способ обеспечения пожарной безопасности объекта защиты путем разработки декларации пожарной безопасности, включающей в себя:
– либо перечень нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых он обязуется выполнять;
– либо расчеты пожарных рисков и перечень мероприятий, обеспечивающих допустимый уровень рисков, установленный техническим регламентом.
СХЕМА ДЕКЛАРИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТА ЗАЩИТЫ
ФОРМА ДЕКЛАРАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ВАРИАНТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ФОРМ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ
Шаг 1. выбираем учетный период
Учетный период — это отрезок времени, за который работодатель считает рабочие часы сотрудника. При стандартных графиках всё просто. Сотрудники работают по восемь часов в день — это сорок часов в неделю и примерно 160 часов в месяц. И так круглый год.
При гибком графике количество часов и выходные меняются:
Арина — официантка. В одном месяце у нее было 140 часов, в другом — 180 часов, а сколько будет в следующем, пока непонятно. Поэтому работодателю придется считать рабочие часы Арины.
В Трудовом кодексе это называется «суммированный учет рабочего времени». Работодатель выбирает период и считает в нём рабочие часы. Учетный период не должен быть больше года. Месяц, два или двенадцать можно, а больше уже нельзя.
Шаг 2. меняем правила внутреннего распорядка
Итак, суммированный учет рабочего времени — это подсчет отработанных сотрудником часов за учетный период. Его отражают в правилах внутреннего распорядка. Такие правила есть в каждой компании и описывают всё: как принимать на работу, отправлять в командировки, увольнять, платить премии.
В раздел «Рабочее время и время отдыха» нужно добавить три пункта:
- написать, кто работает по гибкому графику;
- уточнить, для каких должностей нужно считать часы работы и с каким учетным периодом;
- указать, что работодатель готовит график с часами и днями работы на каждый месяц.
Строгих правил, как оформлять документ, нет. Раздел с изменениями может выглядеть так:
С правилами внутреннего распорядка знакомят всех сотрудников и просят расписаться.
Теперь начинаем разбираться с самим графиком работы.
Шаг 3. узнаем норму часов за учетный период
Норма рабочего времени — понятие из закона: она определяет, сколько часов в неделю и месяц могут работать сотрудники. Норма понадобится, чтобы составлять график работы.
Каждый месяц норма меняется из-за праздников и разного количества дней. Например, в январе 2022 года норма — 136 часов, а в марте — 159.
Узнать норму за месяц помогает производственный календарь:
Чтобы узнать, сколько часов может работать сотрудник в учетном периоде, складывают нормы часов по месяцам. Теперь на примере:
Владелец бара выбрал учетный период три месяца. Он смотрит в календаре, какая норма часов в январе, феврале и марте. И складывает: 136 159 159 = 454 часа — столько времени может отработать сотрудник за эти три месяца.
Внутри периода часы можно распределять, как удобно владельцу кафе и официантам.
Шаг 4. составляем график работы
График работы, он же график сменности, показывает, когда сотрудник отдыхает, а когда выходит на работу и на сколько часов.
Когда работодатель готовит график работы, он учитывает три вещи:
- норму часов за учетный период. Если официант отработает больше нормы, работодатель платит ему за переработку;
- отдых между сменами. Ежедневный отдых не может быть меньше двойной продолжительности смены. Если официант отработал 8 часов, он отдыхает 16 часов, и только после этого опять выходит на работу;
- длинные выходные раз в неделю. Раз в неделю работодатель обязан дать каждому сотруднику выходные минимум в 42 часа.
График можно составить сразу на год или составлять раз в месяц. Главное — учесть все три требования.
На графике у официанта Б есть переработка за март — 17 часов. Но в кофейне учетный период — три месяца, поэтому переработка считается не по месяцам, а в конце учетного периода. В январе и феврале официант работал меньше, поэтому его переработка в марте как бы перекрывает недостающие часы. В итоге работодатель оплачивает только два часа переработки, а не 17.
График смен можно не составлять, если компания или ИП — микропредприятие. Такими считаются те, у кого:
- выручка до 120 млн рублей в год;
- до 15 сотрудников в штате.
Микропредприятия добавляют график работы компании в типовой договор, а график со сменами для сотрудников не делают.
Шаг 5. подписываем дополнительное соглашение
Мало договориться с сотрудником на словах — гибкий график работы нужно зафиксировать письменно. Подойдет дополнительное соглашение к трудовому договору.
Дополнительное соглашение компания подписывает с сотрудниками, которые уже работают. Если сотрудник новый, условия о графике добавляют в трудовой договор.
Шаг 6. заполняем табель рабочего времени
С периодом определились, график составили, документы подписали. Теперь об отчетности. Для нее используют табель учета рабочего времени.
Табель нужен при любом графике работы. По нему бухгалтерия считает сотруднику зарплату, а налоговая и трудовая инспекция проверяют, соблюдает ли работодатель требования закона.
График — это план, как будет работать сотрудник, а табель — это работа сотрудника по факту. График и табель могут отличаться, если сотрудник заболел или прогулял.
Шаг 7. оплачиваем переработку, если она есть
Когда часы в графике за учетный период совпадают с нормой по календарю, доплачивать сотруднику не нужно. В графике за три месяца стоит 454 часа, в календаре тоже. Всё в порядке.
Если в графике часов оказалось больше, чем по норме, — это переработка. За нее придется доплатить. Первые два часа переработки оплачиваются в полуторном размере, а остальные — в двойном.
Вместо оплаты переработки работодатель может дать дополнительные выходные, но только по желанию сотрудника.
Cотрудники могут пожаловаться в инспекцию труда, если работодатель не платит за переработку. Или инспектор сам заметит нарушение во время проверки, и тогда штрафы:
- для должностного лица, например директора кафе — до 20 000 рублей или запрет работать директором на одни-три года;
- ИП — до 20 000 рублей;
- компании — до 70 000 рублей.
Кроме нормы часов еще есть праздничные дни. Даже если в компании ведется суммированный учет и нет переработок, за работу в праздники придется доплатить. При этом за праздники работодатель платит в этом же месяце, в день аванса или зарплаты. А за переработку — в конце учетного периода.