Hard skills и soft skills: что это и почему это важно для вашей карьеры

Третий блок: лидерские и менеджерские качества. что помогает нам в построении карьеры и команды

Soft skills используются в работе и это про умение вести за собой людей и формировать крепкие взаимоотношения внутри команды. Фокус направлен на долгосрочный результат и если вы говорите то, что думаете, с заботой относитесь к людям — вероятно, у вас получится крепкая команда и это также позволит вам строить долгосрочные отношения в дальнейшем.

Все начинается с открытости и доброжелательности. Важно видеть в другом человеке потенциал, а значит, отсюда может складываться позитивное развитие событий. В своей работе я придерживаюсь именно таких принципов. Если ты изначально относишься к миру и к людям с недоверием, то всюду найдешь этому подтверждение. Развитие soft skills легче дается тем, кто открыт миру и настроен доброжелательно.

Как менеджер, изначально я вижу в людях потенциал и моя задача заключается в том, чтобы человек в нем раскрылся максимально. Отсюда формируется все мое взаимодействие с ним и система мотивации.

Сейчас в моей команде более 80 человек, мы работаем удаленно и продолжаем активно расти. Я не слежу за каждым их шагом и не испытываю тревожности по этому поводу.

Если выстраивать систему мотивации на недоверии, атмосфера в команде не будет органичной: в системе штрафов, контроля и ограничений, производительность сотрудников составляет не более 30%. И наоборот, при создании условий максимальной вовлеченности, люди могут вас удивить своей результативностью.

Вера в людей, доброжелательность и открытость — важнейшие аспекты в вопросе построения крепкой команды и успешного бизнеса.

Мне кажется, что лидерство во многом «зашито» на нашем уровне ДНК. На подсознательном уровне люди чувствуют заложенный в тебе потенциал. При этом лидерские и менеджерские качества можно в себе развить. И в этом отлично помогут такие навыки, как воспитания себя, управление вниманием и адаптивность.

Гибкие материалы:  Увеличение продаж. Практические советы от бизнес-консультанта / Хабр

Существует иерархия задач, которая состоит из трех этапов: сначала ты учишься управлять собой, потом командой и далее продуктом.

С учетом нашей современности, где у нас есть буквально 4-5 секунд, чтобы заинтересоваться увиденной информацией, способность концентрироваться вышла на первый план и обогнала по важности умение управлять временем и энергией.

При всем этом темпы жизни ускорились и важно уметь быть адаптивным, чтобы уверенно себя чувствовать независимо от того, что происходит в вашем окружении. Это часто коррелирует с психологической устойчивостью и самооценкой, а также с пониманием своих границ и умением их отстаивать.

А еще необходимо частенько задавать себе вопрос: «А что хочет другой человек?» Это здорово помогает в выстраивании команды и в понимании того, как коммуницировать с сотрудниками и партнерами. Вообще тема менеджмента очень коррелирует с лидерством.

Что такое soft skills и почему важно их прокачивать

Все рабочие навыки человека принято делить на soft и hard. Hard skills, или «твердые навыки» – это профессиональные знания и навыки, которые помогают решать рабочие задачи. Например, для программиста – это знания определенного языка программирования, а для визуализатора – владение графическими редакторами.

Soft skills, или мягкие (гибкие) навыки – это способности, не связанные напрямую с профессией, но помогающие в работе. Это те самые стрессоустойчивость и коммуникабельность, которые указаны в каждом третьем резюме.

Вполне понятно, зачем soft skills нужны пиар-менеджерам и специалистам, которые работают с людьми. Однако, например, программистам мягкие навыки нужны, как минимум, для того, чтобы общаться с командой или заказчиком. А еще гибкие навыки помогают проводить и проходить собеседование, продвигаться по карьерной лестнице.

Даже при работе на фрилансе важно найти клиента, презентовать и продать свою услугу или продукт, организовать свое время – для всего этого нужны soft skills.

В soft skills входят огромное количество разных навыков, необходимых для личностного роста и профессионального развития. Однако в своей основе их можно разделить на 4 блока.

Soft skills не обучают на курсах или занятиях в классическом учебном заведении. Их формирование связано с  эмоциональным интеллектом и происходит в детском возрасте. В дальнейшем навыки получают развитие, при необходимости – корректируются.

Оптимальное сочетание жестких и мягких навыков в значительной мере обеспечивает успешную карьеру.

К примеру, дизайнер может иметь профессиональный диплом лучшего университета вкупе с чемоданом грамот и свидетельств, однако если он замкнут, его напрягает командная работа, к тому же, умение находить компромисс и договариваться не относятся к числу его лучших качеств – сделать успешную карьеру, добиться известности и процветания будет затруднительно.

Спасает положение улучшение мягких навыков, относящихся к дизайнерскому ремеслу:

  • развитие способности ведения переговоров;
  • умение уговаривать и договариваться;
  • убеждать и доказывать;
  • тактично отступать при конфликтном обострении ситуации, и т.п.

Hard skills против soft skills

Давайте посмотрим, как оба эти качества любого работника соотносятся для какой-либо одной профессии, к примеру, должности исполнительного помощника.

Наш кандидат обладает как профессиональными навыками управления офисом, так и набором определенных личностных качеств.

Профессиональные навыки:

  • Профессиональный уровень владения инструментов офисного управления (Календарем Google, пакетом MSOffice и другими, навыки делопроизводства и секретарской работы).
  • Планирование и перестановка сложных командировок и мероприятий для трех топ-менеджеров.
  • Исследование и написание различных исполнительных материалов, включая объявления, повестки дня и презентации.

 Личностные качества:

  • Стрессоустойчивость, несмотря на сжатые сроки и другие сложные ситуации.
  • Организация личных и профессиональных графиков для трех руководителей высшего звена и трех помощников руководителя уровня II.
  • Умение быстро подстраиваться под новые условия работы, менять места проведения мероприятий, слайды презентации и варианты питания сотрудников, часто необходимые в последнюю минуту.

В реальном резюме вы можете перечислять эти навыки в сочетании с другими. Вот как могут выглядеть некоторые из перечисленных выше навыков в реальном резюме:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ:

  • Способность подготовить объявления и спланировать повестки дня 3 высших руководителей, что обеспечивало оптимальное использование их времени.
  • Умение своевременно изменить место проведения нескольких важных мероприятий с гарантией их безупречного проведения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ:

  • Эксперт Google Suite, обладающий расширенными знаниями в области Календаря, Документов, Листов и Слайдов Google.
  • Превосходные организационные способности.

В чем разница между этими двумя качествами? Рассмотрев список, вы должны увидеть, насколько непростыми являются профессиональные навыки и насколько тонкими – личностные качества. Итак, что важнее?

Soft skills педагога

Современному педагогу нужно быть с учениками it-friendly (т.е. быть на одной волне с детьми). Кануло в лету образование, выстроенное по иерархии безусловного подчинения ученика учителю, стандартизированные формы обучения и планирования учебного процесса.

Быть с учащимися it-friendly означает способность педагога организовать учебный процесс таким образом, чтобы развивать живой, активный интерес к обучению, желание учиться.

Педагогу в первую очередь необходимо развитие специальных гибких навыков, в результате освоения которых он сможет встать на одну позицию с учеником, проявлять неподдельный интерес к его мнению, советоваться, не стесняться признавать свои ошибки.

Учитель должен постоянно находиться в поиске новых, креативных форм и методов организации учебного процесса, экспериментировать, выдвигать креативные способы решения поставленной задачи. Современный учитель – это педагог, который:

  • в совершенстве владеет передовыми инновационными технологиями;
  • умело использует на уроке новаторские системы обучения;
  • является авторитетом для учеников;
  • умеет слушать и слышать;
  • обладает способностью интересно преподнести самый сухой и неинтересный материал.

Хорошо развитые гибкие навыки имеют особое значение для успешной работы учителя – они позволяют сплотить учеников, создать атмосферу доверия, укрепить авторитет педагога.

Бонус: версия о функциональной грамотности

Есть иллюзия, что чтобы прокачать софт скиллс, можно читать книги и статьи о конкретных навыках и ходить на всякие курсы по прокачке отдельных умений. Но часто случается, что при этом результат будет сомнительным. Потому что все софт скиллс — комплексные высокоуровневые навыки, которые сложно взять и прокачать какими-то простыми действиями вроде чтения или тренировок на виртуальных тренажерах. Нужна практика и опыт. Но на деле, проблема ещё глубже.

Могло показаться, что софт скиллс в сегодняшнем мире — залог успеха, поэтому можно с детства взращивать их, не особенно парясь о хард скиллс и других базовых навыках. Но нет — без фундаментальных умений они не всё-таки работают. Например, без способности оперировать разными видами информации для решения нестандартной задачи, базовой естественнонаучной грамотности или базового навыка аналитического чтения вряд ли получится стать успешным. Пусть даже ты и супер-гибкий и адаптивный с виду.

Из-за неразлучности софт и хард скиллов появилась теория о функциональной грамотности — способности применять знания на практике в разных условиях или, попросту, мыслить. В неё входят другие виды грамотности:

  • математическая,
  • естественнонаучная,
  • финансовая,
  • техническая,
  • гражданская,
  • и другие дисциплины, которые отражают ситуации современного мира и то, как в них действовать.

Развивать функциональную грамотность можно только через опыт.

Версия про связь софт скиллс с должностными обязанностями

Из всего многообразия софт скиллс любят выделять несколько конкретных и выдавать этот список за мастхэв для сегодняшних реалий или конкретных профессий. В этой статье, например, автор приводит 14 базовых навыков и пишет, на какой конкретно должности пригодится каждый из них.

Есть и другое мнение, что софт скиллс никак не связаны с должностными обязанностями, нужны вообще всем и условно делятся всего на 4 группы:

  • Навык коммуникации: слушание, умение вести диалог и переписку, аргументированно отстаивать свою точку зрения и задавать вопросы.

  • Навык общения с представителями разных специальностей, социальных и культурных групп.

  • Умение формировать команду, ставить цели, проявлять инициативу и делегировать обязанности.

  • Умение понять задачу — что, как и зачем делать.

Среди этих групп есть несколько базовых навыков, которые пригодятся любому. А есть те, которые будут особенно полезны новичкам или уже опытным специалистам.

Мастхэв для каждого:

  • умение слышать друг друга в команде;
  • не бояться говорить о проблемах;
  • планировать.

Новичкам:

  • искать информацию: самому или спрашивать у коллег;
  • наблюдать за другими: спрашивать совета, показывать результаты работы более опытным;
  • задавать вопросы.

Опытным:

Чёрт ногу сломит, правда?! Можно ещё долго перебирать классификации и подходы, но в итоге всё это — препарирование базовых навыков. Поэтому сойдёмся на том, что условно все софт скиллс — это 3 группы:

  • личные компетенции: осознанность, эмоциональный интеллект, рефлексия, целеполагание, тайм-менеджмент;
  • коммуникативные навыки: публичные выступления, переговоры, нетворкинг, активное слушание, умение задавать правильные вопросы, аргументировать, договариваться и т.д.;
  • выстраивание систем: стратегическое, системное, креативное мышление, организация процессов, умение управлять людьми).

Версия с формулой софт скиллс

В 2022 году в Университете Восточного Кентукки провели исследование, в котором попытались выявить самые важные навыки общения с точки зрения работодателей. Студенты насобирали 517 навыков, а в итоге их список сократили до десяти самых часто встречающихся в ответах:

  • Навыки коммуникации: устная и письменная речь, навык презентации, аудирование (восприятие информации на слух).

  • Вежливость: манеры, деловой этикет и любезность (условные «пожалуйста» и «спасибо»).

  • Гибкость: способность к адаптации, готовность и приспосабливаемость к изменениям, обучаемость на протяжении всей жизни.

  • Честность: этичность, мораль, личные ценности, личные представления о добре и зле.

  • Навыки межличностного общения: чувство юмора, дружелюбие, заботливость и чуткость, умение располагать к себе, самоконтроль, общительность.

  • Позитивный настрой: оптимизм, энтузиазм, уверенность в себе.

    Профессионализм: опрятность в одежде, уравновешенность.

  • Ответственность: надежность, предсказуемость, исполнительность, находчивость, самодисциплина и здравый смысл.
  • Навыки работы в команде: умение сотрудничать и ладить с другими, оказывать поддержку.
  • Трудовая этика: трудолюбие, лояльность, инициатива, целеустремленность, соблюдение рабочего режима.

Виды soft skills

В России популярна модель гибких навыков 4К. Она состоит из четырех групп: критическое мышление, креативность, коммуникативные навыки и координация. Каждая группа включает связанные между собой качества — список навыков soft skills.

Коммуникация

Это умение строить диалог и доносить информацию до собеседника любым способом — вслух, в переписке, жестами. Развитый навык коммуникации помогает не только делиться информацией, но и воспринимать ее. А именно — слушать и слышать, работать в команде, быть клиентоориентированным.

Навык состоит из двух подгрупп: делового общения и ораторского искусства. Первая помогает выстраивать отношения в коллективе, соблюдать деловой тон, отстаивать позицию. Вторая подгруппа актуальна во время самопрезентации: те моменты, когда вы должны быть убедительны, когда важно четко донести мысли до аудитории.

Как развивать. Участвуйте в дискуссиях и дебатах. Чаще проявляйте инициативу в переговорах, читайте лекции и устраивайте презентации.

Что почитать:

📕Марк Гоулстон «Я слышу вас насквозь»

📕Кейт Феррацци и Тал Рэз «Никогда не ешьте в одиночку»

📕Марк Роудз «Как разговаривать с кем угодно»

Критическое мышление

Умение критически мыслить помогает фильтровать лишнее в потоке информации. Формирует привычку проверять достоверность сведений, находить взаимосвязь между событиями. С этими навыками вы сможете мыслить здраво, находить выход из сложных ситуаций, формулировать аргументированные доводы в споре.

Как развивать. Для развития критического мышления учитесь наблюдать и аналитически мыслить. Проверяйте поступающую информацию по методике 5W H: why, what, who, when, where how. А источник информации — методом IMVAIN.

Что почитать:

Клиентоориентированность

Это умение определять потребности покупателей и своевременно их удовлетворять. К примеру, кофейня продает кофе на вынос с 8.00 — она заботится о тех, кто спешит на работу.

Как развивать. Изучайте разную целевую аудиторию: коллег, руководителей, друзей. Определяйте, как решить их проблемы.

Что почитать:

📕Донна Каттинг «От клиента к фанату»

📕Анета Коробкина «Офигенно! Правила вау-сервиса, как это сделали мировые лидеры»

📕Карл Сьюэлл и Пол Браун «Клиенты на всю жизнь»

Управление проектами

Навык управления проектами нужен не только руководителям компаний, но и обычным сотрудникам. Ведь любую задачу можно считать проектом. Например, в работе программиста проект — новое приложение, в личной жизни — организация праздника или отпуска. С таким навыком мы контролируем все этапы: формулируем цель, находим пути ее достижения, ставим задачи, экономим ресурсы, прогнозируем результат и приходим к нему.

Как развивать. Представляйте каждое действие в виде проекта. Наметьте цель, определите сроки и обозначьте этапы. Найдите способы оптимизации: как потратить меньше ресурсов и при этом решить задачу.

Что почитать:

📕Джефф Сазерленд «Scrum. Революционный метод управления проектами»

📕Скотт Беркун «Сделано. Проектный менеджмент на практике»

📕Том ДеМарко «Deadline»

Наставничество и ментворкинг

Классическая система образования — не гибкая. Знания и навыки, которые дают в вузе, отличаются от нужных на реальной работе. Чтобы соответствовать требованиям работодателя и расти как профессионал, нужен наставник или ментор. Наставник передает конкретные знания и навыки с почти равной позиции. Ментор — с позиции учителя. Ментор и наставник делятся знаниями, рассказывают о взлетах и падениях, отвечают на вопросы.

Как развивать. Наблюдайте за менторами и наставниками. Как они себя ведут, каким тоном говорят, как мыслят. Подумайте, почему поступают именно так, а не иначе. Взаимодействуйте с компетентными коллегами. Определите свои компетенции и найдите ученика.

Что почитать:

📕Леонид Савин «Коучинг война»

📕Мария Илиф-Вуд «Коучинг. Как превратить сознательное в бессознательное в работе коуча»

📕Дэйв Эспри «Меняя правила»

Ненасильственное общение

Искусство ненасильственного общения — умение доносить информацию без ущерба для собеседника. То есть мягко и доступно. Автор книги «Язык жизни»‎ Маршалл Розенберг сформулировал четыре принципа такого общения:

  • рассказывать собеседнику о наблюдаемой ситуации;
  • делиться эмоциями от ситуации;
  • обозначать потребность — причину эмоций;
  • формулировать просьбу об удовлетворении этой потребности;

Чтобы избегать насильственного общения, подключайте эмпатию и учитывайте точку зрения собеседника.

Как развивать. Во время беседы следите за тем, как вы доносите мысли. Распознавайте за словами собеседника истинные намерения. При этом стройте диалог без оценивания, осуждения и перекладывания ответственности.

Что почитать:

📕Маршалл Розенберг «Язык жизни. Ненасильственное общение»

📕Орен Софер «Говори, что думаешь»

📕Серена Руст «Если Жираф танцует с Волком»

Принятие решений

Это умение помогает осознанно и эффективно выбирать лучший путь к цели. К примеру, при выборе новой специальности — определить несколько подходящих вам профессий, выделить плюсы и минусы каждого варианта, методы обучения. И на основе анализа — принять верное решение.

Как развивать. Держите в голове всю картину происходящего. Рассматривайте проблему с разных сторон и под разными углами. Учитывайте все возможные варианты решения задачи: сравнивайте их, выявляйте плюсы и минусы.

Что почитать:

📕Даниэль Канеман «Думай медленно… решай быстро»

📕Джон Хэммонд, Ральф Кини и Говард Райффа «Правильный выбор»

📕Саманта Клейнберг «Почему. Руководство по поиску причин и принятию решений»

Решение проблем

С навыком решения проблем человек преодолевает трудности, достигает цели и добивается успеха.

Как развивать. Для тренировки поставьте перед собой задачу и пропишите несколько способов ее решения. Пусть это не будет чем-то эфемерным — возьмите реальную жизненную проблему. Установите срок и постарайтесь справиться с делом вовремя. Не отчаивайтесь, если не получается с первого раза. Повторяйте цикл раз за разом, пока не добьетесь результата.

Что почитать:

📕Стивен Кови «Третья альтернатива: Решение самых сложных жизненных проблем»

📕Марк Леви «Гений внутри»

📕Чарлз Дахигг «Восемь правил эффективности: умнее, быстрее, лучше»

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект помогает распознавать и контролировать свои и чужие эмоции. Пригодится руководителям и управленцам, сотрудникам, которые работают с людьми: педагогам, психологам, менеджерам.

Как развивать. Анализируйте, что чувствуете вы и окружающие в разных ситуациях. Например, вам дали новую сложную задачу. Подумайте, что именно вы испытываете: страх, неуверенность, гнев или воодушевление? Затем определите, почему ситуация вызывает именно такую эмоцию. Если вы поймете причины, то сможете ими управлять.

Что почитать:

📕Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект»

📕Сергей Шабанов и Алена Алешина «Эмоциональный интеллект в сложных коммуникациях»

📕Тревис Бредберри и Джин Гривз «Эмоциональный интеллект 2.0»

Управление знаниями и обучаемость

Такие способности помогают получать и применять новую информацию. Действовать по принципу: знание → умение → навык.

Как развивать. Постоянно осваивайте что-то новое. Например, если давно хотите подтянуть английский, составьте план: определите, сколько времени в день вы посвятите учебе, выберите методы обучения — чтение или просмотр фильмов на английском, карточки с новыми словами. Не копите информацию‎. Как можно быстрее переходите к практике: общайтесь онлайн с носителями языка.

Что почитать:

Работа в режиме неопределенности

Умение работать в этом режиме — это способность подстраиваться под внезапно меняющиеся условия. Навык пригодится всем, кто живет в режимах постоянных дедлайнов или многозадачности.

Как развивать. Заранее прогнозируйте возможные изменения, ищите нестандартные способы решения задач. Подумайте, какие варианты развития событий возможны и пропишите действия.

Что почитать:

📕Пол Вудс «Как управлять хаосом и креативными эгоистами»

📕Джейсон Фрайд и Дэвид Хайнемайер Хенссон «Не сходите с ума на работе»

📕Тим Харфорд «Хаос. Как беспорядок меняет нашу жизнь к лучшему»

Бережливое производство

Принципы бережливого производства призывают экономить ресурсы, оптимизировать рабочие процессы, чтобы повышать эффективность. Например, сократить количество бракованной продукции. Такой подход полезен не только производственному бизнесу. Его применяют и те, кто работает с клиентами.

Как развивать. Обустройте рабочее пространство по принципу 5S: уберите лишнее, соблюдайте порядок, поддерживайте чистоту, создайте стандарт рабочего места, совершенствуйте его. Работать станет легче.

Что почитать:

📕Джонс Дэниел, П. Вумек Джеймс «Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании»

📕Дон Тэппинг, Энн Данн «Бережливый офис. Устранение потерь времени и денег»

📕Джеффри Лайкер, Джеймс Морган «Система разработки продукции в Toyota»

Экологическое мышление

Это способность ценить то, что имеешь, и нести ответственность за свои действия. Экологическое мышление помогает получать удовольствие не только от результата, но и от процесса.

Как развивать. Учитесь мыслить позитивно. Поначалу придется себя заставлять: не отвечать на грубость, искать плюсы во всем. Но зато впоследствии вы перестанете в любой проблеме видеть конец света. Вместо паники и стресса сосредоточитесь на решении.

Что почитать:

📕Кэрол Дуэк «Гибкое сознание»

📕Джошуа Беккер «Меньше значит больше»

📕Тимати Мортон «Стать экологичным»

Саморефлексия

Умение анализировать свои действия и эмоции. Во взаимодействии с коллективом этот навык помогает осознавать, почему поступки и отношение коллег вызывают определенную реакцию. Например: вы считаете, что вас недооценивают. Определите истинную эмоцию и что ее вызвало.

Как развивать. Наблюдайте за собой и анализируйте поступки и чувства. Заведите дневник или блог. Фиксируйте в нем события, эмоции, наблюдения и размышления.

Что почитать:

📕Джон Харгрейв «Mind hacking. Как перенастроить мозг за 21 день»

📕Ролло Мэй «Человек в поисках себя»

📕Садхгуру «Внутренняя инженерия»

Второй блок: социальные навыки. какие качества позволяют нам эффективно коммуницировать с другими

«Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты» — наше окружение действительно оказывает огромное влияние на нас и наш майндсет. При этом важно уметь понимать, с какими людьми лучше выстраивать взаимоотношения и также не менее важно делать это не из корыстных побуждений, а быть искренним и конкретным.

Чтобы добиться грандиозных результатов, прежде всего важно понять, где ты сейчас находишься. На самообмане и иллюзиях далеко не продвинешься и прокачка soft skills начинается именно с понимания того, где я в данный момент нахожусь.

Самый простой и эффективный способ — это попробовать собрать небольшую обратную связь среди своих друзей и знакомых, чтобы понять, какой у тебя вообще уровень soft skills. Просто напишите им и спросите, на каком уровне скиллов, по их мнению, вы сейчас находитесь.

Раньше почему-то не считалось необходимостью развивать навыки общения, и я думаю, дело в нашем менталитете. Базовым фактором того, что в России не особо развиты soft skills является Советский Союз, отсутствие конкуренции. Ведь если тебе не надо конкурировать — тебе не надо и убеждать, а достигать результат можно за счёт бюрократии и иерархии. Твоя задача сводится к другим навыкам и ты качаешь скиллы, но другие.

Такие навыки, как эмпатия, системность и умение доносить свои мысли, я считаю первоочередными в случае, если вы хотите улучшить свой навык коммуникаций с окружающими людьми.

Общение с людьми и нахождение в социуме можно сравнить с ездой на авто: есть те, кто ездит 20 лет и делает это на неосознанно и те, кто присутствует в моменте и буквально учится водить каждый день. Очевидно, что 20-ти летний опыт вождения во втором случае будет более качественным.

То же самое можно применить к разным граням soft skills. Так, формируя свой запрос в коммуникациях с людьми, важно понимать его цель. Если у вас есть какие-то непроработанные проблемы, то другой человек не решит их, потому что вы показали только верхушку айсберга.

Чтобы добраться до истинной природы запроса, можно попробовать честно ответить себе на 7-10 углубляющих вопросов «почему». Зачастую ответ кроется в нашем подсознании. И то, что осело в нем в виде нерешенной проблемы в прошлом, деформирует наш запрос в настоящем.

Например, вы формируете запрос так: «Я не силён в переговорах». Задайте себе хотя бы 5 вопросов «почему», чтобы размотать клубок.

Вот истинная природа запроса. Таким образом, изначально вы заявляете, что хотите добиться лучшего результата в переговорах, а принципиально хотите стать более целостной личностью, разобравшись со старым багом «избегать конфликтную ситуацию».

Такая задача не решится советом, типа «больше общайся и ты поймёшь, что это не страшно». Социальные навыки напрямую коррелируют с уровнем осознанности и самопознания. Поэтому, формируя свой запрос, строит задумываться о его природе и попытаться нарисовать траекторию причинно-следственной связи.

История софт скиллс

Эмоциональный интеллект часто приравнивают к софт скиллс. Его определяют как способность отслеживать свои эмоции и эмоции других, различать их и использовать информацию для управления своим мышлением и действиями. Но, скорее, он является лишь важной частью гибких навыков.

Впервые о разных типах интеллекта заговорили в 1920-м, когда американский психолог Эдвард Ли Торндайк среди других видов интеллекта выделил социальный для обозначения способности добиваться успехов в межличностном общении и вести себя мудро с учетом контекста ситуации.

Дэвид Векслер в 1939 году взял эту концепцию за основу и предположил, что настроение, чувства и отношения, связанные с интеллектом, сами по себе могут быть важными компонентами успеха в жизни. В 1950-х годах Абрахам Маслоу создал свою знаменитую пирамиду потребностей, где, чтобы добраться до развития эмоциональной силы, нужно сначала закрыть потребности на уровне ниже.

В 1983 году Говард Гарднер опубликовал свою книгу «Структуры разума: теория множественного интеллекта», где выделил восемь различных видов интеллекта; лингвистический, логико-математический, музыкальный, пространственный, телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный и натуралистический.

По факту, софт скиллс — это не что-то совершенно новое: они были частью программ классических гимназий и университетов, где преподавание строилось на взаимодействии дисциплин.

В эпоху промышленной революции, конвейеров и автоматизации труда хард скиллс стали цениться выше: профессионализм измерялся прокачанностью работника в конкретной сфере и его узкой специализацией. Можно было проработать на одной должности долгие годы, считаясь классным спецом, и потом спокойно уйти на пенсию.

Но в диджитальный век, когда изменения в экономике происходят постоянно, стало снова недостаточным иметь сильные технические навыки, которым ты научился когда-то. Теперь для карьерного роста нужно постоянное обучение (иногда — в смежных сферах) и сильные социальные навыки.

Сам термин «софт скиллс» появился в конце 1960-х годов благодаря армии США. Там под ними понимали любые навыки, которые не требуют использования техники. В процессе исследований военные выяснили, что многие социальные навыки, необходимые для руководства группами, мотивации солдат и победы в войнах, включали в себя навыки, которые полностью не изучены и не упорядочены.

Как оценивать софт скиллс

Для оценки софт скиллс на собеседованиях эйчары и руководители иногда просят пройти опросники и тесты, вроде теста Кеттела или Пятифакторного опросника личности 5PFQ. В последнем личность препарируется по 5 параметрам (та самая «большая пятерка»):

  • экстраверсия: открытые и разговорчивые экстраверты или замкнутые индивидуалисты интроверты;
  • доброжелательность: способность договориться или идти на конфликт;
  • добросовестность: надежность, честность или склонность к обману.
  • невротизм: тревожность или спокойствие, эмоциональная нестабильность или уравновешенность.
  • открытость опыту: креативность или консерватизм.

Иногда — могут задавать вопросы:

  • «Когда вы последний раз обижались на кого-то?»;
  • «Каким был ваш лучший руководитель?»;
  • «Как вы приступаете к незнакомой задаче?»;
  • «Как вы относитесь к критике?»;
  • «Не считаете ли вы себя слишком разговорчивым?».

Методы рабочие, чтобы отсеять откровенно непригодных соискателей. Но чтобы оценить степень прокачанности конкретных гибких навыков — этого мало. Одна из проблем софт скиллс — непонятно, какие именно навыки рассматривать в каждом конкретном случае и по каким критериям их оценивать. Сложности добавляет и то, что нет никакой четкой классификации (как мы уже убедились).

Особенно сложно оценивать софт скиллс у разработчиков, потому что они всегда больше нацелены на хард скиллы и их прокачку. Любопытный опыт оценки гибких навыков можно найти в этой статье. Автор расписал ключевые навыки для разных позиций и способы их проверки на собеседованиях, а также объединил все ключевые навыки разработчиков разных уровней в систему для развития софт скиллс внутри компании.

Какие навыки можно отнести к soft skills?

  • Коммуникация. Пресловутая «коммуникабельность», которая давным-давно стала хитом резюме, на самом деле не ограничивается умением «договариваться» и «находить общий язык». Сюда также включены: умение общаться в соответствии со статусами и ролями собеседника; использование и считывание «языка тела», умение считывать контекст, ситуацию и быть адекватным ей; умение грамотно начинать и завершать общение, подводить итоги разговора и резюмировать; уметь находить «точки соприкосновения» с собеседником, устанавливать устные соглашения и договоренности и много другое.
  • Сбор информации. Для адаптации на новом рабочем месте, для выявления потребностей клиента, для обучения новому необходимо уметь собирать информацию и вообще работать с ней: задавать точные вопросы, фиксировать информацию, представлять её в наглядном и понятном виде, а также уметь передать другим без искажений и упущений.
  • Эмоциональный интеллект. Ещё одна популярнейшая тема, которая сегодня набирает обороты и вызывает бурный интерес у компаний, правительств и просто обычных людей. Все хотят иметь «высокий EQ», но что это значит? Ещё в 1990 г. Саловей и Майер выделили конкретные компоненты EQ, среди которых есть умение распознавать эмоции, различать их между собой, уметь выражать эмоции, когда нужно, называть их, уметь говорить о них; регуляция как своих, так и чужих эмоций; умение замечать и вовремя использовать эмоции для того, чтобы, например, придумать нечто новое или заняться планированием — то есть использовать эмоцию для выполнения своих задач.
  • Аргументация. Умение сформулировать свою позицию, точку зрения, уметь донести её понятно и убедительно, отстоять её, умение обнаруживать противоречия, формулировать аргументы «за» и «против»: всё это составляющие так называемого критического мышления, которое составляет суть многих профессий: бухгалтер, адвокат, предприниматель, журналист, учёный, политик и др.
  • Мотивация и самомотивация. Мотивация — основа здорового бизнеса, творчества, сервиса и вообще любой другой деятельности. Умение мотивировать себя, знать как устроена и отличается мотивация разных людей, понимать их мотивы и намерения, использовать знание о ценностях и потребностях людей для влияния на общую и индивидуальную продуктивность — всё это важные навыки, которые также не имеют строго определенной сферы использования.
  • Мышление «результатами» и «процессами». Для эффективной работы в любой сфере вам так или иначе придётся уметь ставить понятные и достижимые цели, раскладывать их на составляющие, искать и находить ресурсы для их достижения. Помимо этого, важно обладать инструментами улучшения собственной деятельности. Для этого нужно уметь видеть структуру любого процесса, менять способы достижения целей, выстраивать каналы получения обратной связи и вовремя переходить от одного процесса к другому без отвлечения и прокрастинации.
  • Системное мышление. Анализ сложных объектов, учёт взаимовлияния разных факторов, использование знаний об особенностях сложных систем — всё это также указывают в требованиях к кандидатам на всё большее количество должностей. И не зря.
  • Решение проблем и конфликтов. Везде, где есть цели, также есть препятствия и проблемы на пути к ним. Везде, где трудятся вместе двое и более человек, требуется понимание того, как разрешать конфликтные ситуации, находить способы реализовать интересы обоих сторон, умение действительно вникать в точку зрения другого и находить взаимовыигрышные решения — ещё один навык, который важен в любой сфере и на любой работе.

Книги и курсы

Есть попытки уложить развитие софт скиллс в прокачку личностных качеств по Дейлу Карнеги — например, вот здесь пишут о 30 принципах для их повышения. Принципы как раз понятны, но как их развивать при этом — вопрос.

Если нужно что-то более конкретное и прикладное, обратите внимание на большой гайд от РБК о том, как прокачать 14 базовых софт скиллс, среди которых:

  • коммуникация;
  • критическое мышление;
  • клиентоориентированность;
  • управление проектами, людьми и собой;
  • наставничество и менторинг;
  • решение проблем;
  • принятие решений;
  • эмоциональный интеллект;
  • ненасильственное общение;
  • управление знаниями;
  • работа в режиме неопределенности;
  • бережливое производство;
  • экологическое мышление;
  • самоанализ и саморефлексия.

Внутри гайда — краткое описание каждого навыка и список книг и курсов, которые можно посмотреть для его прокачки.

От себя добавим ещё парочку источников:

Книга о soft skills и управлении проектами и продуктами Владимира Завертайлова (готовится к публикации в издательстве, следите за соцсетями): в ней автор проходится по ключевым этапам разработки и рассказывает тонкости управленческого процесса, а также даёт советы и упражнения по прокачке софт скиллс, особенно важных для руководителей проектов и продуктов в digital.

Откуда появились термины hard skills и soft skills

Если мы говорим о soft skills 1, то мы никак не можем обойти вниманием и определение hard skills 2, так как именно эти понятия чаще всего на слуху и даже вступают в своеобразную борьбу за обладание первым местом по востребованности при оценке персонала.

Понятия «hard skills» и «soft skills» впервые были употреблены в далеком 1959 году в военной терминологии. В процессе отработки научного подхода к подготовке военных, несущих службу в армии США, был сделан вывод, что для военнослужащих ключевое значение имеют не только исключительно профессиональные навыки (обозначенные как «hard skills»), но некие универсальные компетенции, которые не входят в курсы обучения (их назвали «soft skills»). Уже в 1968 году так называемая Система проектирования военной подготовки поясняла, что hard skills представляют собой навыки работы с машинами, а soft skills – с людьми и документацией. После этого термины закрепились, однако со временем существенно трансформировались и перешли в широкое употребление и в экономике, и в психологии, и в управленческих технологиях. Не могла не повлиять на быстрое распространение этих понятий и модная аналогия с компьютерной терминологией «hardware» (компьютерное «железо») и «software» (программное обеспечение).

Сегодня в тренинговой практике, а также в кадровом деле очень популярным является понятие «soft skills». Топ-менеджмент все чаще требует от кадровой службы, чтобы работники обладали этими компетенциями. Но при этом сам понятийный аппарат на данный момент находится в состоянии разработки.

В 2022 году на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе докладчики озвучили ключевые навыки, которые будут востребованы рынком труда в долгосрочной перспективе. Аналитические данные показали, что такими навыками являются soft skills (гибкие навыки) в противовес hard skills (жестким навыкам), более актуальным до настоящего времени.

Позже, 21 октября 2022 года президент РФ Владимир Путин на презентации сессии «Молодежь 2030. Образ будущего», проходящей в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов, произнес следующую речь: «Конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими видами мышления». Помимо этого В. Путин заявил, что будущее будет за теми людьми, кто сможет сочетать в себе различные знания и навыки, умеет их комбинировать и продолжает накапливать их в течение жизни. А абсолютные конкурентные преимущества, согласно прогнозу президента, получат люди, способные не только думать по-современному, но и владеющие навыком накопления знаний из совершенно разных областей, их комбинации и эффективного применения для решения разных типов задач. Путин обратил особое внимание на то, что такие люди отличаются тем, что вырабатывают для себя особые маршруты по приобретению новых знаний в течение всей жизни.

Предрассудки о софт скиллс

Софт скиллс давно страдают из-за своего названия — в англоязычной среде их воспринимают как нечто мягкое, пушистое и необязательное, а в русскоязычной не могут подобрать адекватный перевод: навыки называют либо гибкими, либо социальными. И то, и то звучит не очень. Но есть и другие сложности:

Миф 1: софт скиллс не так важны, как хард скиллс

В каких-то низкоуровневых профессиях вроде работника конвейерной ленты — возможно. Но в большинстве случаев именно софт скиллс помогают двигаться по карьерной лестнице, строить команды и реализовывать идеи — иногда даже при средних показателях по функциональным техническим навыкам.

Миф 2: софт скиллс — для женщин

Из-за того, что в список софт скиллс входят навыки вроде эмпатии, сочувствия к другим и эмоционального интеллекта, которые по своей природе «более женственны», сформировалось мнение, что некоторые типы личностей могут в них не нуждаться. Хотя наличие того же эмоционального интеллекта выгодно отличает одного руководителя от другого, даже если он — мужчина.

Миф 3: софт скиллс невозможно научиться

Почему у одних людей софт скиллс развиты сразу, а другим приходится прилагать усилия? Есть мнение, что основа этих навыков закладывается в детстве, и тем, у кого оно было благополучным, автоматически повезло с социальными умениями. Но мнение о том, что научиться им нельзя — сомнительно, потому что во многом здесь решают опыт и практика. Как и в хард скиллс.

Разбираемся с терминологией: hard skills

Как видите, soft skills и их значение для любого профессионала сложно недооценить. Тем не менее понятие soft skills требует пояснения и расшифровки.

Сразу подчеркнем, что смысл и значение слова «навык» в русском языке имеют существенные отличия от английского слова «skill», которое употребляется на мировых форумах. В русском языке «навык» – это умение, которое создается привычкой, а также деятельность, доводимая до автоматизма путем повторения. Очень часто термин «навык» в профессиональной лексике дополняют понятием «компетенция». Компетенция же – это круг вопросов, в которых человек обладает авторитетностью, опытом и познанием, характеристика его готовности применять на практике свои знания и умения, а также личностные качества профессионала в практической деятельности.

В английском варианте термин «skill» имеет иную смысловую нагрузку. Он означает способность выполнения человеком задачи с заранее предопределенным результатом. То есть английское определение значительно шире русского термина «навык», потому что являет собой некую компиляцию значений русских слов «навык» и «компетенция». Соответственно, при описании самих soft skills (гибких навыков) корректнее говорить именно о «скилах», нежели о «навыках». Поэтому именно слово «skill» и используется в описании профессиональных требований экономики будущего к работникам и соискателям. Таким образом, если вы употребляете понятие «гибкие навыки», важно подразумевать при этом весь понятийный ряд, который присущ английскому термину «skill».

Итак, различают два типа навыков – «hard skills» и «soft skills» («жесткие навыки» и «гибкие навыки»). Hardskills – это часть набора навыков, которые требуются для работы и профессиональной реализации. Эти навыки можно отнести к конкретному виду деятельности, и именно их в первую очередь указывают в требованиях к соискателю в описаниях вакансий. Жесткие навыки приобретаются людьми в рамках традиционного классического образования, к которому относят среднее, среднеспециальное, высшее, курсы повышения квалификации, краткосрочные курсы обучения специальностям, а кроме того, в процессе обучения непосредственно на рабочем месте.

Жесткие навыки – это конкретные способности и знания, которые человек будет использовать в своей работе.

Жесткие навыки достаточно легко определить, оценить и измерить. Система обучения жестким навыкам – это регламентированный процесс, который состоит из определенной последовательности шагов, а знания, которые входят в систему жестких навыков, возможно освоить.

Еще с конца XIX и на всем протяжении XX века классическая система педагогики (обучения детей) и андрагогики (обучения взрослых) была ориентирована на обучение людей жестким навыкам. Приоритетной задачей в XX веке вовсе было массовое обучение чтению, счету и письму, так как на тот момент это было крайне востребовано (вспомните хотя бы вечерние школы для работающего взрослого населения). После школы следовало специализированное образование, призванное дать навыки, которые требуются для освоения определенной профессии и устройства на работу. Задачи, с которыми сталкивалось большинство работающего населения в то время, с течением времени менялись незначительно. Поэтому однажды полученного базового образования хватало на всю трудовую карьеру, конечно, при условии постоянного оттачивания навыка в рабочем процессе. Например, на заводе у станка либо в качестве врача в больнице или поликлинике и даже при поэтапном продвижении по карьерной лестнице внутри одной специальности.

«Каждому времени свои песни…» Так и требования к массовому обучению жестким навыкам появились не на пустом месте. Подготовленные специалисты понадобились в большом количестве в связи с промышленной революцией. По всему миру шел экономический рост, открывались все новые и новые заводы и фабрики.

В начале XXI века можно было уже констатировать, что задача, которая ставилась перед образовательными учреждениям по всему миру, по сути, была решена, так как безграмотность населения перестала являться проблемой. В соответствии с данными ЮНЕСКО, к 2022 году 85,3% населения планеты владели базовым уровнем грамотности, при этом среди молодежи этот показатель набрал 90,6%.

В XXI веке экономические и технологические факторы изменились значительно, впрочем, как и образ жизни людей. Это значит, что на глобальном рынке трудоустройства начался спрос на новые индивидуальные и коллективные навыки. В 2002–2022 годах «Partnership for 21st Century Skills (P21)» (американская некоммерческая ассоциация, в которую входят Департамент образования США, общественные организации, ведущие корпорации) разработала модель «4К: коммуникация, креативность, критическое мышление и командная работа» («Four Cs of 21st century learning: critical thinking, communication, collaboration, and creativity»), которая теперь широко применяется во всем мире. Как показывают различные исследования, именно эти означенные четыре компетенции в настоящий момент являются основополагающими для современного человека.

Развитие навыков soft skills: советы и рекомендации

Развитие мягких навыков – процесс сугубо индивидуальный, здесь все зависит от способностей и характера человека, степени необходимости развития тех или иных качеств.

  1. Вначале нужно определиться – какому именно навыку или группе навыков требуется развитие.
  2. Затем следует ознакомиться с информацией по данному направлению.
  3. Следовать главному правилу – развитие навыков требует постоянной практики. Изучение теории мало способствует процессу.
  4. Чтобы понять, насколько действенны упражнения по развитию soft skills, необходимо поставить себе конкретную цель и последовательно добиваться ее достижения при помощи практических занятий.

Кроме того, можно прокачать мягкие навыки, руководствуясь рекомендациям для менеджеров:

  • Не забывать, что коммуникативные (межличностные) навыки являются основными для soft skills и открывают путь всем и ко всему.
  • По возможности чаще участвовать в командной работе – навык весьма ценится работодателями.
  • Научиться адекватно воспринимать критику, делать полезные для себя выводы.
  • Стараться сохранять уравновешенность, позитивный настрой, мотивацию.
  • Постоянно работать над развитием творческого мышления, стремиться креативно решать производственные задачи.
  • Постараться научиться быстро адаптироваться к меняющейся обстановке, новым задачам, новому рабочему коллективу.
  • Освоить приемы работы в условиях многозадачности – это разовьет способность предельно эффективно выполнять поставленные задачи.

Успешная работа над развитием перечисленных гибких навыков в разы увеличит конкурентоспособность любого соискателя.

Три совета о том, как лучше отобразить в резюме ваши профессиональные навыки и личностные качества

Ниже мы приведем три рекомендации, которые помогут вам наполнить раздел навыков в вашем резюме наилучшим образом.

  1. Соотнесите описание ваших навыков с описанием работы

Держите описание работы рядом с вами, чтобы уточнить свое резюме в применении к этой должности. Не забудьте упомянуть все ваши навыки, совпадающие с перечисленными в описании. Чем больше имеющиеся навыки совпадают с требуемыми, тем больше вы соответствуете выбранной позиции.

  1. Иллюстрируйте ваши навыки на примерах

Старайтесь показывать свои soft skills косвенно, не выпячивая, как бы взглядом со стороны. Можно привести какие-либо примеры из вашего предыдущего опыта, это сделает описание более объективным и более наглядным. Например, вместо того чтобы указывать «сильную командную работу» в разделе «Навыки», вы можете сказать: «Ежедневно координировал свою работу с маркетинговой командой для разработки новой тактики продаж».

Кроме того, вы можете использовать особенно востребованные свои личностные качества, чтобы гибко восполнить отсутствие на данный момент каких-либо профессиональных навыков. Допустим, ваш потенциальный работодатель ищет кого-то с опытом работы в WordPress, которого у вас нет.

  1. Не зацикливайтесь на имеющихся навыках

Не ограничивайтесь перечислением своих способностей в соответствующем разделе резюме. В своем сопроводительном письме вы можете дополнительно продемонстрировать свой большой опыт и способности. Будет лучше, если вы сможете показать свое внимание к деталям, создав безошибочное и правильно отформатированное резюме, и показав умение в написании грамотного сопроводительного письма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *