Знания
Знания всегда были силой, так как благодаря им мы расширяем свой кругозор, познаем закономерности мироздания, формируем с их помощью свою собственную картину мира и конечно же используем их для решения различных проблем и задач. Разумеется, гибкость мышления, знания также помогают развить, так как с их помощью мы расширяем диапазон своих возможностей, узнавая о новых методах достижения тех или иных целей.
Выше мы рассуждали о гибкости мышления с позиции творческого подхода к решению разного рода проблем и задач. А если рассуждать о гибкости мышления с позиции комбинаторики, когда мышление человека гибко ровно настолько, насколько больше комбинаций действий он знает, а для этого необходимо обладать обширными знаниями в разных областях, то получается, что чем больше мы знаем, тем гибче мы мыслим.
Правда есть здесь небольшой нюанс, в плане того, что у человека должны быть хорошо развиты – логика, воображение, критичность мышления, чтобы он мог, во-первых, правильно анализировать получаемые им и уже имеющиеся у него знания, а во-вторых умело оперировать ими и грамотно их применять, а не просто иметь их в своей голове, как набор различных шаблонов, смысла которых он не понимает.
Но в целом, для гибкости мышления и для адекватного восприятия действительности, необходимости получать знания в течение всей своей жизни – читать книги, общаться с умными людьми, посещать всевозможные семинары, лекции, любые другие формы интеллектуального досуга, чтобы постоянно пополнять свою базу данных новыми знаниями.
В принципе, добавить тут больше нечего – чем больше мы знаем, тем большими представлениями и основанными на них возможностями оперируем, тем больше вариантов, комбинаций можем применить для решения тех или иных стоящих перед нами задач. Важную роль здесь играет скорость перебора этих вариантов, для чего необходимо проделывать с ним разные упражнения.
Например, такое – Нужно в течении короткого отрезка времени найти самое разное применение, скажем, скрепке или карандашу, или найти как можно больше способов высушить белье и так далее. В общем, задания могут быть простые, сложные и архисложные, когда думать приходилось так, что голова просто разбухает.
При этом, вы можете предлагать что-то, в качестве решений, опираясь на свои знания, а что-то можете сами придумать, создавая новые ячейки информации в своей голове, на основании уже имеющихся у вас знаний. Таким образом, знания способствуют развитию не только гибкости мышления, но и вообще мышления в целом.
Мыслительный процесс
Теперь я хотел бы познакомить вас с тем мыслительным процессом, которого я сам придерживаюсь при принятии разного рода решений и при решении тех или иных проблем и задач. Этот процесс, или еще можно сказать, принцип мышления, хоть и упирается в определенный порядок, в определенные правила мышления, которых необходимо придерживаться для достижения нужного результата, все же дает возможность человеку мыслить достаточно свободно и потому гибко, за счет предоставления ему полезных мыслительных инструментов, в виде этих самых правил.
Итак, перед принятием окончательного решения и перехода к действиям, необходимо провести следующую умственную работу:
1. Столкнувшись с какой-нибудь проблемой или задачей, необходимо грамотно сформулировать эту проблему или задачу, то есть, как можно точнее определить ее суть. Чем больше будет конкретики в этой формулировке, тем лучше, тем понятнее будет проблема, задача. Собственно говоря, грамотно сформулированная проблема, задача – уже на половину решена.
2. Сбор всей необходимой информации, которая понадобиться для дальнейшей работы с проблемой, задачей, а также для анализа и оценки ситуации в целом. Поэтому необходимо собрать всю возможную информацию по ней из всех доступных источников. Чем больше будет информации собрано, тем лучше, тем проще будет работать с проблемой, понимая, в чем именно она заключается и какие способы ее решения существуют.
3. Анализ проблемы, ситуации. Совершенно очевидно, что для того, чтобы понять, с чем именно человек имеет дело, с чем именно он столкнулся, ему необходимо проанализировать свою проблему, задачу, ситуацию, в которой он оказался, а также ту информацию, которую ему удалось собрать.
То есть, ему необходимо всесторонне изучить, как составные части стоящей перед ним проблемы, задачи, а также изучить закономерность той или иной ситуации, так и в целом с разных сторон подойти к изучению этой проблемы, задачи, ситуации. Чем больше информации человек соберет о той ситуации, с которой он столкнулся, и чем детальнее он изучит эту информацию, тем точнее будет его понимание этой ситуации и тем более правильным будет его решение в отношении нее.
4. На основании проведенного анализа, необходимо дать оценку, ситуации, обстановке, проблеме, задаче, чтобы понять, насколько она для вас сложна, актуальна, необходима, неизбежна. Иной раз, люди видят проблему в том, в чем ее нет. Они могут четко сформулировать свою проблему, описать все ее тонкости, указать на ее истоки и последствия, проанализировать ее досконально, разбив на составные части, но при этом, они упускают из внимания другие, более актуальные для них проблемы.
То есть, они не проводят широкого анализа всей ситуации, в которой они находятся и в которой у них возникла та или иная проблема, поэтому не могут ее объективно оценить. К примеру, можно бояться терроризма, потому что СМИ постоянно нас им пугают, в то время как для рядового гражданина, куда большую опасность может представлять, например, та же коррупция, беззаконие, неспокойная обстановка в его собственном городе, некачественная медицина и ряд других, более серьезных и более актуальных именно для него проблем, представляющих гораздо большую опасность, чем терроризм.
Поэтому без правильной оценки обстановки, ситуации, проблемы, можно уделять внимание менее приоритетным, но более пафосным и раздутым средствами массовой информации вещам и тратить свое время и энергию на решение или просто на обдумывание не первостепенных проблем, игнорируя при этом более важные проблемы.
Поэтому в этом вопросе обязательно необходимо разобраться, прежде чем переходить к конкретным действиям. А чтобы дать грамотную оценку своей проблеме, ситуации, необходимо взглянуть на нее как можно шире, абстрагировавшись от нее. Для этого, необходимо представить другого человека в этой ситуации и посмотреть со стороны на его (свою) проблему и проанализировать ее с этой точки зрения. Тогда ваша оценка своей проблемы, ситуации, будет более объективной.
5. Оценив проблему, задачу, ситуацию и окончательно для себя решив, что она является важной, первостепенной и требует принятия скорого решения, в ущерб другим задачам и проблемам, необходимо определить приоритетные направления решения этой проблемы, задачи, или возможные выходы из определенной ситуации, в которой вы оказались.
Тут, как я уже сказал выше, необходимо найти несколько направлений, это очень важно. И даже если есть явные, бросающиеся в глаза решения, который хочется принять на автомате и сразу же приступить к действиям – не нужно спешить, нужно подумать об альтернативных решениях, которые тоже всегда есть и их обязательно необходимо находить и учитывать.
Людей часто обманывают как раз в тех ситуациях, когда подбрасывают им неправильные, но по поверхностным признакам, очень верные и подчас единственно верные решения, сбивая их таким образом с толку и не давая возможности рассмотреть другие варианты. Человеческий ум ленив, поэтому ищет простых и легких решений, и когда он их видит, он не особо критически к ним относится, предпочитая незамедлительно ими воспользоваться, вместо того, чтобы рассмотреть другие варианты.
Поэтому не нужно спешить, слишком простые и очевидные решения, нередко таят в себе опасность, ибо это миражи, которые человек видит, потому что хочет видеть и в которые верит, потому что хочет верить. Нужно всегда учитывать другие варианты и выбирать из них самый разумный, а не самый легкий.
6. Найдя различные варианты, определив несколько направлений решения стоящей перед вами проблемы, задачи, обязательно проанализируйте каждое из этих решений, вариантов и направлений по отдельности. Здесь важную роль играет сравнение каждого из вариантов решения той или иной проблемы друг с другом, а главное, сравнение друг с другом возможных результатов того или иного решения.
Когда человек мыслит гибко – он выбирает, у него всегда есть выбор – как лучше поступить, как правильно решить задачу, проблему, какой вариант лучше, правильнее, эффективнее и почему. Такой выбор позволяет избежать ненужных ошибок, потерь, неудач, свойственных тем людям, которые не умеют мыслить гибко, а хватаются за первое же более или менее привлекательное решение своей проблемы. И главное, имея выбор – мы получаем возможность приспособиться к тому, что не можем приспособить под себя.
7. Прогноз. В продолжении предыдущего пункта, хочу уточнить, что важную роль в выборе направления решения той или иной проблемы и задачи, играет грамотный прогноз последствий этого решения. В частности, перед тем, как приступить к действиям, необходимо, хотя бы в общих чертах предположить, к чему, к каким последствиям эти действия могут привести.
Это непростая задача, прогнозы не всегда сбываются, да еще и с высокой точностью. Но в некоторых ситуациях они очень полезны, так как позволяют человеку избежать явных ошибок. Полезно для этой цели изучить чужой опыт в похожих ситуациях, ведь в этом мире большинство ситуаций очень похожи между собой, как похожи и способы решения тех проблем, которые в этих ситуациях возникают.
И вообще, ни что не ново под Луной, и если хорошо знать историю, изучая чужой опыт, то можно с ее помощью хорошо понимать настоящее и с высокой степенью точности предвидеть будущее. Поэтому чужой опыт, опыт истории, для прогноза последствий тех или иных решений, бесценен.
8. Сформулируйте максимально возможное количество идей. Это уже более детальный подход к поиску вариантов решения стоящей перед человеком проблемы, задачи, с учетом всех плюсов и минусов каждого конкретного решения, а также с учетом тех последствий, к которым каждое из решений может привести.
Идея в данном случае – это своего рода схема или план решений той или иной проблемы, задачи. И для развития гибкости мышления, как я уже говорил – таких идей должно быть много. Выдвигайте идеи, чем больше, тем лучше, важно, рассмотреть стоящую перед вами задачу, проблему, как можно шире, чтобы вам было с чем работать, было из чего выбирать, было куда прогибать свое мышление.
Большое количество идей говорит о хорошей гибкости мышления человека, основанной на его творческих способностях и о его умении грамотно оценивать ситуацию, в которой он оказался, проблему, с которой он столкнулся, задачу, которую ему необходимо решить.
9. Оцените все идеи и выберите из них лучшие для последующей работы с ними. После того, как все возможные идеи будут выдвинуты, их необходимо проанализировать, каждую по отдельности, оценить, а затем выбрать самую лучшую. Опять-таки, оценка последствий от реализации каждой конкретной идеи, основанная на изучении чужого опыта или собственных логических рассуждениях, является определяющей при выборе лучшей идеи.
Есть и другие критерии отбора правильных идей, для каждой конкретной ситуации они свои, в том числе и упомянутую мною выше интуицию для этой цели можно задействовать. Но самое главное – это не выбрать необоснованную идею. Нельзя просто сказать, что вот эта идея очень интересная, она мне нравится, поэтому нужно попробовать ее реализовать.
10. Разработка плана действий. Планирование – это очень важный вид деятельности, необходимый для реализации разного рода задач и для воплощения в жизнь разных идей. Выше я писал о том, что важно уметь импровизировать, чтобы быть максимально гибким в своем поведении, чтобы уметь принимать быстрые, адекватные действительности решения, чтобы действовать по ситуации, а не по привычке.
Но при решении большинства очень сложных задач или проблем, крайне важно уметь планировать, ибо спонтанные действия имеют ограниченный диапазон возможностей и учитывают ограниченный набор последствий, от тех или иных действий. Иными словами – импровизируя – мы мыслим тактически, а планируя – стратегически.
А делая то и другое в правильной последовательности [сначала стратегия, а затем тактика] – мы мыслим гибко. То есть, можно и нужно составить план действий, для реализации выбранной идеи, перед тем, как к этим действиям приступить, а затем, в процессе реализации этого плана, действовать по ситуации, то есть, принимать небольшие, да хоть даже и большие, если понадобиться, поправки к нему, с учетом текущей ситуации, чтобы не совершать очевидных ошибок, отдаляющих вас от нужного вам результата.
Другими словами, тактические уловки необходимы в любом случае, но общий вектор цели, согласно плану, менять нельзя, иначе поставленной цели не достичь, если только по мере реализации этого плана, он по тем или иным причинам не перестанет быть актуальным. Или сама цели не перестанет быть актуальной.
11. Реализация действий – это логическое завершение мыслительного процесса. Собственно, все вышеуказанные пункты не имеют смысла, если человек в конечном счете не начнет действовать. Любая идея требует реализации. От человека требуются пошаговые, продуманные действия, по которым будет понятно, насколько теоретические выводы оказались верными, и благодаря которым будет достигнут нужный человеку результат.
Такой вот мыслительный процесс, а также порядок действий необходимо предпринять человеку, который собирается решить ту или иную проблему или задачу, задействовав для этого свое мышление. Гибкость мышления определяется именно всей представленной выше конструкцией, которая позволяет человеку действовать не бездумно и прямолинейно, а грамотно и продуманно, с учетом всех особенностей его ситуации.
Прямолинейные, не гибкие, не думающие люди – подобные операции в своей голове не проводят. Они действуют по шаблону, причем зачастую по одному единственному, хорошо им знакомому. Человек же с гибким мышлением всегда смотрит на все с разных сторон и с учетом своих реальных возможностей, поэтому действует по алгоритму, максимально адекватному ситуации.
Сам я, также руководствуюсь представленным выше принципом мышления, при решении разного рода задач, поэтому готов подтвердить его эффективность собственным жизненным опытом. Теперь давайте посмотрим, какие еще приемы развития гибкости мышления существуют.
Настойчивость
Гибкое мышление требует от человека настойчивости и упорства, оно требует от него характера и терпения, о чем я уже упомянул выше, но не упрямства. Упрямство – это когда человек пытается проломить лбом косяк или стену, а настойчивость, упорство, терпение и характер – помогают человеку не сдаваться и искать решение стоящей пред ним задачи разными способами.
Почему некоторые люди действуют прямолинейно – прут как танк, вместо того, чтобы действовать тонко, опираясь на гибкое мышление, обходя препятствия, а не упираясь в них? Все дело в том, что прямолинейные, упрямые люди – ленятся думать, им не хочется напрягаться, поэтому они действуют по шаблону, по заранее отработанной и усвоенной методике, даже если ситуация новая и требует иного подхода.
Лень – мешает людям мыслить гибко, ведь гибкое мышление – это не статичное явление, как шаблон и стереотип – это процесс, это работа, это поиск, это напряжение, это потребление ресурсов организма. Не настойчивый человек, ищущий простых и легких путей решения тех или иных задач, лишает себя возможности мыслить гибко, по той простой причине, что он вообще мыслить не хочет.
Ведь мыслить – это тяжело, это сложно, это очень нелегкая работа, требующая больших энергетических ресурсов, тогда как автоматизм действий, а, следовательно, и их прямолинейность – не требуют от человека большого напряжения, не требуют задействования им больших энергетических ресурсов.
Некоторые люди лучше будут целыми днями спину гнуть, чтобы заработать себе на жизнь, вместо того, чтобы включить мозги что-нибудь придумать, чтобы упростить и улучшить свою жизнь. А уж думать так, чтобы из ушей дым валил, многие люди тем более не хотят.
Такова наша природа. Лень часто является нашим самым страшным врагом. А когда перед нами стоит сложная задача – думать нужно именно так – интенсивно, широко, креативно, настойчиво перебирая массу вариантов решения этой задачи. Поэтому мы должны быть настойчивыми, чтобы заставлять себя мыслить гибко.
Когда мы развиваем в себе настойчивость, посредством непрерывного поиска решения стоящей перед нами проблемы или задачи с помощью разных способов – мы подавляем в себе лень – мы внушаем себе, что то, что мы делаем – это важно, жизненно важно, мы убеждаем свой мозг в том, что выполняемая нами работа жизненно необходима.
И тогда он дает нам необходимые для решения той или иной задачи энергетические ресурсы. И уже используя эти ресурсы – мы мыслим, в том числе и гибко, то есть, ищем разные способы решить ту или иную задачу, сравниваем эти способы между собой, а затем наиболее оптимальный способ применяем.
Поэтому – будьте настойчивым – ищите что-то – решение, ответ, выход, до тех пор, пока не найдете, придумывайте до тех пор, пока не придумаете, решайте до тех пор, пока не решите. Не ленитесь и не сдавайтесь, боритесь – приучайте свой мозг завершать начатые дела, а не сдаваться и находить легкие решения, с, как правило, тяжелыми последствиями.
Она очень гибкая
Видал я его батьку! Откуда-то из Сомали, вроде. Когда я к ним впервые в гости пришел – переступил порог и показалось, што в квартире потемнело, ибо степень чОрности папаши была близка к абсолютной. Помню, я тогда подумал, што им даже свет в комнате выключать не надо, когда он спать идёт.
Да и вообще, Андрюха был удивительный парень. Батька чернее ночи из Сомали, мамка учительница географии из Беларуси. А жили они, прикиньте, в Молдавии, а точнее – в славной столице Кишинёве. До сих пор загадка для меня, как же его предки вообще состыковались и попали в Кишинёв, хах.
Забавный был одноклассник, этот Андрей. Чердак кучерявый, натурально такой шарик на голове. Помню, как он пришёл к нам классе в четвёртом, мы все охуели. Просовывается, значится, в дверь голова: шевелюра кругло-огромная, лицо маленькое (ну, относительно шевелюры, разумеется), и чОрное нахуй! Не, ну мы поржали поначалу, конечно, но потом оценили Андрюху по достоинству. Очень весёлый и добрый парень, всегда был в теме всех школьных движух, зачастую сам невольно становился их источником из-за своих проделок. Несмотря на свою чОрность, совершенно обычный русский ребёнок. Притащить дымовуху на урок географии (вот, блэт, чем ему география-то не нравилась?! Месть мамке? Хер его пойми:)) из гидропирита с анальгином и закинуть за батарею зимой – как нефиг делать. Рвануть все толчки на всех четырёх этажах петардами – как за здрасьте! Напроситься в столовку на дежурство и сыпануть кило соли в огромную кострюлю киселя – да пожалуйста! “Хуже шила в жопе только шило в чёрной жопе!” © Андрей Кузнецов. 🤣 Сцук, сколько лет прошло, до сих пор эту его цитату помню, ахахах :).
Но при всём при этом он был (да чё там был, и сейчас, надеюсь, есть – хоть я его не видел и не слышал уже лет пятнадцать) охуенно талантливым парнем. Помнится, он как-то притащил на урок тетрадь общую, на 96 листов. Тетрадь та была необычная. Андрюха разогнул скрепки, вытащил все листы и склеил их по полям в одну длиннющую ленту, сложил гармошкой и принялся рисовать. С обеих сторон разрисовал!
Боже, чего там только не было! И пираты космические, и динозавры, и медведи с китайцами, и тентакли, и замки с принцессами и лыцарями, и тачки, и танки, и президентов штук десять он туда напихал, и… Ебать, да там всё было! До 9-го класса его тетрадь занимала топовое место на всех наших выставках.
Помимо того он занимался танцами, был звездой нашего танц-коллектива. Сольники в “Яблочке”, “Матроске”, народных танцах всегда были его. Когда мы впервые выступили на городском конкурсе с ним в составе – в глубоком ахуе были все! Не, ну прикиньте, танцуют парни-девчата, и тут сольник негр запиливает 😀
Помнится, мы как-то со школы возвращались, и нарвались на гоповатых придурков с соседнего района. Прикиньте степень их охуевания, когда натуральный негр их чистым русским матом разъёбывает в щщи :).
Ну это я так, вспомнил чего-то… Ностальгия, мать её за ногу нахуй. Старею, видимо 🙂
Умение приспосабливаться
Как известно, в этом мире выживают самые приспособленные, а чтобы уметь приспосабливаться ко всему, к чему только можно приспособиться, необходимо уметь мыслить гибко. Я об этом уже писал и закончить эту статью мне хотелось бы именно на этой мысли. Один из законов природы говорит нам – кто сильнее, тот и прав.
Сильный решает, что и как будет устроено, по каким правилам будут жить все остальные, кто слабее. А те, кто не согласен с этим – наказываются и уничтожаются. В повседневной жизни люди об этом, к сожалению, часто забывают, поэтому наказываются более сильными за свои необоснованные требования и чрезмерные амбиции.
Кому-то создают сложные условия для жизни, кого-то кидают в тюрьму, кого-то ликвидируют, кого-то увольняют с работы и так далее. Справедливости, в привычном ее понимании большинством людей – не существует, существует только право сильного. Следовательно, чтобы выжить, чтобы приспособиться, необходимо быть хитрым и уметь подстраиваться под более сильных людей, или под мнение большинства, когда это необходимо. Это один из способов противостоять угрозе, и один из способов достижения успеха в этом мире.
Если вы не можете с чем-то справиться и что-то изменить – подстройтесь под это. Примите обстоятельства и других людей такими, какие они есть, найдите способ жить с ними. Не нужно возмущаться, бунтовать, критиковать открыто тех, кто вас не устраивает, но с кем вы не можете справиться – не нужно лезть на рожон.
Это глупо и опасно. Путь хитрого человека – это умение приспосабливаться. Хитрый, гибко мыслящий человек – всегда старается играть на стороне сильного, вместо того, чтобы противостоять ему. Он может предать, может подставить, может быть услужливым и угодливым, может легко сменить свою политическую, социальную, культурную, этническую, религиозную и прочую ориентацию для того, чтобы стать своим для тех, кто сильнее, чтобы стать своим для того человека, того общества, той группы людей, на чьей стороне выгодно быть.
В нашем мире хитрость, изворотливость, лживость – это хороший противовес силе, как физической, так и интеллектуальной. И гибкость мышления во многом является проявлением в том числе и этих качеств, без которых сложно или вовсе невозможно переиграть более сильного соперника.
Поэтому учитесь усмирять свою гордость, чтобы она не мешала вам быть гибким, когда быть твердым и жестким невыгодно и опасно. И в целом, развивайте гибкость своего мышления предложенными мною способами. Все они прекрасно позволяют это сделать. Проверено! Гибкий ум, друзья, поможет вам выживать и побеждать.
Умение проигрывать
Вот это очень важный навык, которому я сам очень долго учился. Речь идет о необходимости принятия человеком неудачи в каком-либо деле, но не принятие ее как таковой, а в контексте тех действий, с помощью которых он пытался это дело сделать, или, тех действий, с помощью которых он пытался решить ту или иную проблему.
Принимая эту неудачу, человек соглашается с тем, что был неправ и ищет другой вариант решения стоящей перед ним задачи, ищет иной способ сделать нужное ему дело. А если гордость ему мешает в этом – он будет переть рогом до тех пор, пока не сломает или рог, или то, во что он им уперся.
Пример – работа психологом. Бывает попадаются психологу люди, которые имеют настолько укоренившиеся в их голове убеждения относительно чего-либо, что никакая логика, никакой здравый смысл не способен переубедить их. При этом, для избавления этих людей от неврозов, требуется именно такой подход, то есть, нужно изменить мировоззрение человека, чтобы он перестал видеть проблему в том, в чем ее нет и страдать от этого.
Ну не хотят люди принимать логику, не хотят мыслить здраво, а проблему решать надо. Психолог должен принять такое положение дел, и не настаивать на своем, он должен согласиться с тем, что его метод, каким бы правильным он не был – не работает. Это можно назвать поражением, которое нужно принять.
Только это поражение в битве, но никак не в войне. Поэтому психолог должен найти другое решение, другой метод, с помощью которого он будет воздействовать на человека, то есть, он должен проявить гибкость мышления, чтобы помочь человеку. И таким методом является внушение, благодаря которому можно заменить убеждения человека другими убеждениями, и таким образом добиться своего и выиграть войну, то есть, решить проблему пациента, клиента.
Вот почему я говорю, что нужно уметь проигрывать – нужно принимать мысль о том, что вот таким-то образом решить проблему невозможно, хоть тресни. Нужно другое решение, и его надо искать, чтобы в конечном счете добиться нужного тебе результата. Те же, кто не любит проигрывать, кто не мыслит гибко и не может свернуть с выбранного пути, даже если он ведет его в тупик, терпят неудачу.
Ход деятельности
1 Организационный момент
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево
В центре круга соберемся
И играть сейчас начнем
В. – Ребята, пойду посмотрю, кто к нам пришел. Там никого не было,
но под дверью стояла коробка. Вот интересно, что там?
-А хотите узнать, что в ней находится?
В – Ну тогда отгадайте загадку
Загадка про губку.
Мою грязную посуду,
Мискам тру бока повсюду,
Протираю все стаканы,
Ложки, вилки, чашки, краны,
Даже чищу я плафоны,
А сама из поролона.
Дети: Это губки для мытья посуды.
В – Возьмите по одной губке
Дидактическая игра «Волшебные превращения губок»
Воспитатель: Начинаем изучать наши губки.
Дети: Красные, синие, разноцветные.
Воспитатель:По весу какие?
Воспитатель: Проверим на ощупь. Какие они?
Дети: Мягкие, колючие, шероховатые.
Воспитатель:Понюхаем губки? Чем-то пахнут?
— А для чего нужна губка(мыть посуду, протирать пыль, для принятия душа)
Пальчиковая гимнастика: «Гармошка».
В руки ты её возьмешь
То растянешь, то сожмешь
Заиграет, только тронь
Это русская гармонь
А теперь превратим нашу губку в гармошку.
Берем за короткие стороны и играем
-Ребята мы смогли губку сжать(да), а растянуть (да)
— Почему губка сжимается и растягивается (потому что она гибкая)
-Значит наша губка какая(гибкая)
Воспитатель: А ещё во что можно превратить поролоновую губку(в бабочку)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка летает, вьется.
Берем губки за длинные стороны, посередине придавливаем пальчиками. Высоко полетела наша бабочка, села на стол, на плечо друга, на нос, на ногу.
Воспитатель: А на что это еще похожа губка? (бантик.)
— Посмотрите что я сейчас делаю с губкой(скручивается)
Значит губка гибкая, поэтому сжимается и скручивается
— Ребята я слышу ещё какие звуки, которые доносятся из коробки. Давай посмотрим, а здесь еще что то есть. Что это (поролоновые губки)
Воспитатель: Сложите все губки на стол
— Чем они различаются? (они разные по форме)
.На что они похожи? (на кирпичики, на шарик, на рыбку)
Воспитатель: Что можно сделать из кирпичиков?
Дети: Построить дом.
Конструирование«Дом из губок»
Мы строителями станем
И построим новый дом
Первым делом подойдите
Ознакомьтесь с чертежом.
(Показ картинки дом из губок)
— Сколько губок в основании домика? Как расположены губки дальше? Как сделана крыша?
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию и постарайтесь построить такой же дом из губок.
Ими губки побудут
А теперь возводим стены
Кран подъемный вызываем
Пусть поставит нам окно
Под конец положим крышу
Дом построен, все довольны,
И закончилась игра!
Эксперименты с губками.
– А сейчас мы отправимся с вами в лабораторию, где будем проводить опыты с губками и узнаем еще много интересного о них! Вперед!
(Дети идут в импровизированную лабораторию, где все приготовлено для опытов).
По ровненькой дорожке,
Бежали наши ножки – дети идут обычным шагом.
По камешкам, по камешкам
И в ямку за товарищем – дети перешагивают через воображаемые камешки, при словах “в ямку за товарищем” приседают.Затем встают и снова идут:
Встали мы на ножки
На ровненькой дорожке.
– Мы пришли в лабораторию, где все готово для работы. Но прежде чем начать наш эксперимент,повторим правила безопасности:
1. Всё за собой ты убери,
Будь аккуратным и не сори.
2. Не пробуй на вкус ничего никогда,
Иначе тебя ожидает беда.
3. И никогда никому не мешай,
Соседа всегда своего уважай!
Воспитатель:Мы говорили, что губка легкая, а если губку опустить в воду и подуть, что произайдет? (она поплывет)
Воспитатель:. А на что она станет похожа?
Дети: На лодочку, кораблик.
Воспитатель:Возьмем губку и приделаем парус.
У кого красный парус, подходим к красному тазику.
У кого синий парус к синему тазику.
Подул сильный ветер (дуем на кораблики)
Плывет, плывет кораблик
Кто капитан кораблика?
— Почему губка плавает? (потому что, она легкая)
Воспитатель:А еще ребята она может плавать потому что предметы внутри которых есть воздух плавают. Но если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Возьмите ваши кораблики, уберите паруса.
Воспитатель: возьмите лупы и внимательно рассмотрите губки. Что вы видите на губках?
Дети: Дырочки, отверстия.
Воспитатель:Что в этих дырочках? Не знаете?
Тогда погрузите губки в воду, попробуйте выжать губку под водой, что вы видите?
Дети: В воде появились пузырьки.
Значит,внутри губки есть воздух.
3 Опыт «Выжми губку»
Воспитатель:Образовавшиеся пузырьки- это воздух выходящий из дырочек в воде. Давай те еще раз опустим губку в воду и поднимем её.
Какая она стала по весу. Почему?
Дети: Она впитала воду, стала тяжелой.
Воспитатель:А что нужно сделать, чтобы губка вновь стала легкой?
Дети: Выжать губку.
Воспитатель:Попробуем перенести воду в пустой таз.
Значит легкая губка плавает, а тяжелая тонет.
Игра «Соберем водичку»
Воспитатель: Посмотрите сколько воды кругом. Как её собрать?
Соберем водичку с подноса, со стола в таз при помощи губки. (прикладываем губку к воде, что происходит, отжимаем над тазиком и еще раз повторяем)
Как помогла нам губка(впитала воду)
Ребята, а губка может впитывать краску?
Я беру губку, её макаю в краску. Какого цвета краска.
И затем прикладывайте к дереву. Смотрите, сюда упали снежинки, приложила губку – и на этих веточках теперь снег и сюда прилетели снежинки. Кончилась краска, обмакну снова губку, и продолжаю рисовать снежинки.
-. Рисовать я стараюсь аккуратно. Вот какой у меня получился снегопад.
Летят, летят снежинки,
Летят они, кружатся
И везде, везде, ложатся.
— Молодцы, много снега нарисовали. Не забудьте положить губку на тарелочки, чтобы не испачкать себя и стол, возьмите влажные салфетки и оботрите руки.
— Какие замечательные и волшебные губки
Ой вы бедные сиротки мои
Утюги и сковородки мои
Вы пойдите неумытые
Я водою вас умою ключевой
— Здравствуй Федора. Что у тебя случилось?
Нужно мне посуду отмыть, а вот чем не знаю
-Мы тебе поможем, садись мы расскажем тебе о волшебных поролоновых губках.
Рассказ 2-3 детей (1 губка сжимается и скручивается, она гибкая.
Воспитатель: Федора мы тебе подарим губки, пользуйся пожалуйста
Итог- Какие задания вы выполнили легко? А какие, у вас вызвали затруднения?
Конспект НОД по экспериментальной деятельности с детьми средней группы «Для чего нам нужен свет» Тема » Для чего нам нужен свет» Цель: Формирование представлений о свете и его свойствах. Задачи:1. Дать понятие о возникновении света и.
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница вода» Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница вода» Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды,.
Конспект открытой НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Письмо от Знайки» Цель: формирование познавательной активности в процессе опытно-эксппериментальной деятельности. Задачи: 1. Закрепить представления детей.
Конспект по экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Волшебные превращения» Тема: эксперименты с водой «Волшебные превращения» Цель: обогащать знания детей о физических свойствах воды. Задачи: • познакомить детей.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Всемогущий воздух» БДОУ «Детский сад «Рябинка» Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Всемогущий воздух!» Воспитатель: Булатова.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Кораблекрушение» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе. Тема: «Кораблекрушение». Программное содержание: Цель: закрепить.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Царица водица» Тема: «Царица- Водица» Цель: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, текучесть); Задачи: 1. Учить проводить практические опыты.
Источник