Жёсткие, особо жёсткие и гибкие – Структура и классификация конституций

Виды конституций

Виды конституций определяются выбором критерия классификации. При самом поверхностном анализе обнаруживается многообразие таких критериев.

В зависимости от формы различаются два вида конституций: писаные и неписаные.

Писаная конституция – это особый законодательный акт или несколько разновременных актов (например, два в Дании, четыре в Финляндии, Швеции), которые официально провозглашены основными законами данной страны. При наличии нескольких актов, составляющих конституцию страны, один из них, как правило, считается основополагающим или ключевым. В Швеции и Финляндии, к примеру, основополагающим документом считается акт “Форма правления”.

Неписаная конституция – система различных законов, судебных прецедентов, обычаев, конвенциональных норм, которые в своей совокупности закрепляют основы существующего строя, но формально не провозглашаются в качестве главных законов (Великобритания, Новая Зеландия, Израиль). Законы, регулирующие вопросы конституционного уровня, принимаются в обычном для всех законов порядке. Наряду с законами составной частью неписаной конституции являются также конституционные соглашения, регулирующие весьма важные вопросы, связанные с осуществлением государственной власти. В Новой Зеландии, к примеру, такие соглашения принимаются между Генерал-губернатором, представляющим власть королевы Великобритании, Правительством и Парламентом.

В Великобритании наряду со статутами (биллями, имеющими характер законов) и конституционными соглашениями, значительное влияние на содержание конституции оказывают прецеденты. Принимая решения нормативного характера, особенно в сфере регулирования и защиты прав и свобод, суды основываются на так называемых общих принципах справедливости. Некоторые государствоведы считают, что в британскую конституцию входят также доктринальные источники, т.е. правовые позиции и теоретические принципы, изложенные выдающимися британскими учеными (Блекстон, Милль, Дайси, Локк и др.). К их мнению действительно прибегают при трактовке конституционных пробелов, однако такая практика носит случайный и, как правило, переходный характер, и ее спорность очевидна. Едва ли стоит официально признавать доктрины ученых составной частью конституции, ибо ни органы государственной власти, ни суды на самом деле не обязаны прибегать к авторитетным позициям людей, пусть даже выдающихся, но не наделенных правом творить конституцию.

Гибкие материалы:  Гибкие связи: что это такое? – ТПК Нано-СК

Следует отметить, что в настоящее время нет таких конституций, которые были бы целиком неписаными. Даже Великобритания, которая считается классической страной неписаной конституции, имеет в составе основного закона множество писаных актов[1]. По существу, это комбинированные конституции, содержащие писаные и неписаные нормы.

С точки зрения структуры, конституции делятся на консолидированные и неконсолидированные. В большинстве стран конституция представляет собой единый консолидированный документ. В то же время в ряде государств конституция сформировалась как совокупность законов, принятых в разное время (неконсолидированная или некодифицированная конституция). Название каждому из них обычно дается в соответствии с предметом регулирования: “Форма правления”, “Акт о риксдаге”, “Акт о престолонаследии” – в Швеции; законы о Кнессете (парламенте), о земле, о судоустройстве – в Израиле; Сеймовый устав – в Финляндии и т.д.

По порядку издания конституции подразделяются на 1) октроированные (дарованные); 2) представительные – принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом); 3) народные – одобренные на референдуме.

Октроированные конституции, как уже отмечалось ранее, издаются властью главы государства без участия представительных органов. В эпоху разрушения феодального строя в Европе конституции нередко именно “даровались” монархом “своему народу”. В современный период такая форма октроирования встречается реже (например, Катар, Кувейт и др.). В период крушения колониальной системы в XX в. октроирование приобрело форму пожалования метрополией конституции прежней колонии.

По своей природе октроирование, как правило, является вынужденной, а не добровольной мерой. Складывающиеся обстоятельства, а не абстрактная воля правителя заставляют его даровать конституцию. Европейские октроированные конституции XIX в. были рождены в результате борьбы народных масс во главе с буржуазией, многие современные “дарованные” конституции завоеваны в результате побед национально-освободительных революций.

С точки зрения порядка изменения конституции и внесения в нее поправок, различают гибкие и жесткие конституции.

Изменение гибких конституций осуществляется путем принятия обычного закона. Таким способом достигаются изменения в неписаные конституции Великобритании, Израиля, Новой Зеландии, в отдельные части писаной Конституции Индии. Однако в большинстве стран порядок внесения изменений и поправок в конституцию отличается от обычного процесса законотворчества более усложненной процедурой.

С точки зрения степени сложности можно условно выделить жесткие и особо жесткие конституции. Поправка в жесткую конституцию, как правило, должна быть принята квалифицированным большинством каждой палаты или парламента в целом (например, 2/3 от общего числа голосов каждой палаты в Австрии, Нидерландах; 3/5 – в Греции, Испании; 3/4 – в Болгарии; 3/5 депутатов на совместном заседании палат во Франции).

Более жесткий порядок предусматривает несколько уровней одобрения поправок. Так, поправки к Конституции Японии вносятся по инициативе Парламента с согласия не менее 2/3 общего числа членов обеих палат и затем представляются на одобрение народа. Поправка считается одобренной, если за нее высказалось большинство голосовавших либо в порядке особого референдума, либо путем выборов – в соответствии с решением Парламента (ст. 96 Конституции Японии). Порядок утверждения на референдуме поправок, принятых парламентом, предусмотрен в Дании и Египте.

В большинстве федеративных государств поправка считается принятой, если решение парламента одобрено составными частями федерации (3/4 законодательных собраний или конвентов штатов в США, большинство кантонов путем референдума после одобрения поправок народом страны в целом – в Швейцарии).

Иногда конституция объявляет определенные положения “вечными”, неизменяемыми. Такие ограничения представляют собой примеры особо жестких конституций. Во многие конституции нового поколения включены нормы, запрещающие пересматривать отдельные, наиболее важные положения. Так, например, в Германии не подлежат пересмотру и положения ст. 20 Основного Закона ФРГ, согласно которым: “1. Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством. 2. Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия. 3. Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом. 4. Все немцы имеют право оказывать сопротивление всякому, кто попытается устранить этот строй, если иные средства не могут быть использованы”. В соответствии со ст. 79 Конституции ФРГ не подлежат пересмотру положения, затрагивающие разделение Федерации на земли, принципы сотрудничества земель в области законодательства, а также такие основополагающие принципы, как защита достоинства личности, неприкосновенность и неотчуждаемость прав человека.

Можно привести другие примеры особо жестких конституций. По конституциям Франции и Италии не подлежат пересмотру положения о республиканской форме правления, Португалии – о праве на демократическую оппозицию. Имеются страны (Греция, Румыния), где неизменными объявлены целые разделы конституции. К примеру, согласно ст. 110 Конституции Греции не могут быть изменены нормы Конституции, определяющие основы и форму правления государства как парламентарной республики, а также такие принципы, как уважение и защита прав личности, равенство перед законом, свобода совести, разделение властей и т.д.

В настоящее время наблюдается тенденция появления все большего числа так называемых “смешанных” конституций по порядку изменения конституций: одни их статьи не подлежат изменению вообще, другие изменяются в усложненном порядке, третьи – в упрощенном. Внести поправку в жесткую конституцию, естественно, труднее, чем в гибкую, но если текст конституционного документа остается не тронутым в течение длительного времени, это еще не значит, что неизменной остается и фактическая конституция страны. Последняя преобразуется каждый раз, когда в стране изменяются соотношение сил, а также иные условия конституционного развития, хотя в тексте конституционного документа такие перемены отражаются далеко не всегда.

В зависимости от периода действия конституции бывают постоянными и временными. В постоянной конституции не устанавливаются заранее какие-либо хронологические границы ее действия. Отнесение к этой группе не означает, однако, абсолютно безвременного действия основного закона. Содержание конституции со временем в той или иной форме поддается изменению. Кроме того, имеются случаи, когда принятые и официально названные постоянными конституции вскоре заменялись новыми, более прогрессивными или, напротив, реакционными. Временная конституция ограничивает срок своего действия или определяет условия, при наступлении которых она заменяется постоянной конституцией (например, Конституционная декларация Йеменской Арабской Республики 1974 г., временные конституции ОАЭ 1971 г., Судана 1985 г., Таиланда 1991 г., ЮАР 1994 г. и др.). Конституция (конституционный акт) временного характера принимается обычно в так называемые переломные или переходные периоды в истории государства. К примеру, в Португалии это имело место после ликвидации фашизма, где в 1974 г. были введены Временные конституционные положения.

Ограниченное действие конституции не означает, что срок ее весьма короток. Временное состояние может продлиться довольно долго. Так, в ОАЭ временная конституция действовала более четверти века. В качестве временного был принят в 1949 г. и Основной закон ФРГ, который фактически стал постоянно действующим. Конституции с ограниченным сроком действия обычно принимаются без созыва учредительного собрания и на референдум не выносятся. Они провозглашаются, как правило, главой государства (Конституция Таиланда 1991 г.) или новым руководством страны после очередного переворота (Конституция Судана 1985 г.). Весьма специфичным оказался способ принятия временных конституций африканских государств в условиях разрушения колониальных и тоталитарных режимов. Здесь в условиях трайбалистских режимов и ожесточенной вооруженной борьбы отдельных группировок за власть временные конституции принимались на общенациональных конференциях примирения (Заир, Эфиопия и др.). В некоторых странах таким путем были приняты и постоянные конституции (Бенин, Конго, Чад и др.).

Ряд ученых проводят дифференциацию конституций по такому критерию, как обусловленность конституционных приоритетов. Первое поколение конституций, приоритет которых выражался в регулировании государственной власти и отношений власти и человека, прежде всего, с позиций естественных прав последнего именуются инструментальными и индивидуалистическими конституциями. Конституции второго и третьего поколений, добавившие в задачи конституционного регулирования вопросы социально-экономического развития общества, достижения надлежащего уровня жизни народа, социальных групп и каждого человека в единстве на основе социальной справедливости и солидарности, получили название социальных и коллективистских конституций[2].

Научно-практический интерес представляет классификация конституций по социально-идеологическим признакам. Так, марксистско-ленинское учение различает конституции буржуазного и социалистического типов, а также конституции, переходные к буржуазному (в странах капиталистической ориентации) и социалистическому типу (в революционно-демократических государствах, в том числе в странах социалистической ориентации). Такая классификация до недавнего времени рассматривалась как отражающая реалии, сложившиеся в период ранней и последующих стадий развития капиталистического и социалистического общества. Следует отметить, однако, что в современных государствах на качественно новом уровне произошли процессы сближения различных правовых систем. Элементы некогда различавшихся систем капитализма и социализма переплетаются гораздо сложнее и глубже. В условиях распада социалистических систем государства и права, социализации буржуазного строя отечественные государствоведы стараются сегодня избегать использования самих терминов “социалистический” и “буржуазный” для характеристики конституций и других конституционно-правовых явлений.

С точки зрения закрепляемых в конституции государственно-правовых режимов можно выделить конституции демократических, авторитарных и тоталитарных государств. Так, в некоторых монархических государствах (например, в Брунее, Катаре, Саудовской Аравии Лесото, ЮАР, Заире) действуют или действовали конституции, еще далекие от демократических моделей. Необходимо заметить, что открыто тоталитарные или авторитарные конституции встречаются крайне редко. В то же время в упомянутых странах недемократический режим зачастую прикрывается декларативными и демагогическими нормами. В частности, идеи халифата пронизывают Конституцию (Основной низам) Саудовской Аравии 1992 г., султаната Оман 1996 г., ОАЭ 1996 г. (в ред. 2004 г.).

Некоторые ученые, исходя из целеполагания, формулируемого в основном законе, различают конституции программного характера и констатирующие. Программными обычно называются все социалистические конституции, определяющие цели строительства социализма и коммунизма. Например, в Китае его руководители поставили в конституции цель строительства коммунизма, осуществление которой, по их мнению, потребует приблизительно 100 лет. О целях построения коммунизма говорится в Конституции КНДР 1972 г. Большинство конституций – констатирующие. Они не содержат программных положений о преобразовании общества. Приведенное деление условно. Внимательный анализ положений конституций того и другого вида показывает, что значительная часть норм программных конституций – констатирующие по своему характеру, а в констатирующих основных законах почти всегда содержатся отдельные нормы программного характера (особенно в преамбулах).

С точки зрения государственно-территориального устройства, различают: конституции надгосударственных образований; конституции государств (федеративных и унитарных); конституции составных частей федерации или иных территориальных образований, основанных на автономии.

Как известно в Договоре о создании Союзного государства Беларуси и России также предусмотрено принятие Конституции (Конституционного Акта) Союзного государства – надгосударственного образования.

Конституции суверенных государств (федеративных и унитарных) – стержень и главное звено в цепи конституций, принимаемых в мире. Именно на основе исследования конституций этого вида зародилось собственно учение о конституции как основном законе государства и общества.

В федеративных государствах составные части федерации также имеют конституции или основные законы с иным названием, приравненные по статусу к конституции. Такой вид актов характерен и дня государственно-территориальных образований ряда так называемых децентрализованных государств. Встречаются конституции и в автономиях политического характера.

Можно привести и иные классификации, часть из которых уже была рассмотрена выше, при анализе сущности и основных свойств конституции (конституции фиктивные и реальные, фактические и юридические и т.д.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *