Типы и режимы денежно-кредитной политики – СТРАТЕГИИ И СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Гибкая, жесткая и эластичная денежно-кредитная политика.

В ряде стран было введено таргетирование денежной массы — установление верхнего и нижнего предела роста денежной массы на предстоящий период (США, Великобритания, Канада, Япония). Монетаристские меры доказали свою эффективность, прежде всего, в борьбе с инфляцией.

Рис 5.3. Гибкая денежно-кредитная политика

Рассмо-м, как осущ-ся выбор промежуточной цели денежно-кредитного регулирования и каковы его последствия. Предположим, центральный банк избирает фиксацию ставки процента на уровне 10 (гибкая денежно-кредитная политика). Он стремится удержать ее, изменяя предложение денег. Такому положению будет соответствовать горизонтальная кривая предложения денег

Sm

(рис. 5.3).

Рис 5.4. Жесткая денежно-кредитная политика

Первоначально денежный рынок находился в рав­новесии в точке

Е1

Допустим, спрос на деньги увеличился с

Dm1

до

Dm2.

Рост спроса неизбежно приведет к повышению процентной ставки. Чтобы удержать ее на уровне

r0,

центральный банк будет вынужден уве­личить предложение денег с Q

1

до Q

2

. Он может сде­лать это путем покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, в отдельных случаях — сни­жая норму обязательных резервов. Однако, если спрос на деньги будет возрастать и дальше, центральному банку придется увеличивать предложение денег снова и снова, что неизбежно приведет к инфляции. Поэтому экономисты считают, что фиксация процентной ставки оправдана только в краткосрочном периоде, несмотря на то, что центральному банку легче контролировать ставку процента, чем денежную массу. Единственным способом избежания инфляции в долгосрочном периоде является контроль за денежной массой.

Теперь предположим, что центральный банк избрал в качестве объекта регулирования денежную массу (жесткая денежно-кредитная политика). Он, оценив состояние денежного рынка, фиксирует предложение денег на уровне q0. Тогда кривая предложения денег Smбудет иметь вид вертикальной прямой (рис. 5.4).

Допустим, денежный рынок находился в состоянии равновесия в точке Е1 при ставке процента r1. Рост спроса на деньги с Dml до Dm2приведет к нарушению равновесия и, при неизменном предложении денег, — к увеличению процентной ставки. По мере ее роста будут сокращаться избыточные резервы и увеличиваться денежный мультипликатор, что обусло­вит рост предложения денег. Поэтому для того, чтобы предложение денег осталось прежним — Q0,цен­тральный банк должен предпринять определенные меры. Он может компенсировать возможный рост предложения денег продажей ценных бумаг на открытом рынке, корректировкой уровня учетной ставки.

При сокращении спроса на деньги и снижении ставки процента все происходит в обратном порядке. Таким образом, в долгосрочном периоде фиксация процентной ставки может привести к инфляции. Поддерживать же неизменным предложение денег центральный банк не в состоянии, так как в реальной жизни не контролирует его полностью. Поэтому, как правило, центральный банк проводит эластичную денежно-кредитную политику. Она заключается в том, что центральный банк допускает определенное расширение денежной массы, контролируя темпы ее роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректируя его по мере надобности. Графически это можно представить следующим образом (рис. 5.5).

Рис 5.5. Эластичная денежно-кредитная политика

Кривая предложения денег

Sm

является наклон­ной. Рост спроса на деньги с

Dm1

до

Dm2

приводит к увеличению количества денег с Q

1

до Q

2

и повышению ставки процента с

r1

до

r2.

Влияние изменения спроса на деньги на уровень ставки процента и количество денег будет различным в зависимости от вида кривой Sm. Если она будет дос­таточно крутой, то изменение процентной ставки будет более значительным по сравнению с изменением количества денег, т.е. будет проводиться относитель­но жесткая монетарная политика. Если же кривая Smбудет иметь сравнительно пологий вид, то, наоборот, рост спроса на деньги приведет к более значительному изменению количества денег по сравнению с изменением ставки процента. Такая монетарная политика называется относительно гибкой.

Равновесие на денежном рынке, кривая LM.

Равновесие на денежном рынке достигается тогда, когда все со­зданное банковской системой количество денег добровольно дер­жится экономическими субъектами в виде кассовых остатков, то есть в форме наличных денег и чековых вкладов. Условием равновесия выступает рав-во спроса на деньги и предложение денег.

Допустим, что предложение денег фиксировано. В этом случае график предл-я денег будет выглядеть как верт-я ли­ния.(рис. 6.3).

В случае увеличения денежной массы (MS0перемещается в по­ложение МS1) рынок приходит в новое равновесие при более низкой ставке процента (r1), a уменьшение предложения денег (MS0 перехо­дит в положение Мs2) создает новое равновесие, оно достигается при более высокой ставке процента (r2).

Рис. 6.3. Упрощенная модель равновесия между спросом и предложением денег: Мs – предложение денег; Md – спрос на деньги; r – равновесная ставка процента; А – точка равновесия на денежном рынке.

Увеличение денежной массы приводит к появлению новых де­нег, которые (если уровень цен не изменяется) не нужны для покуп­ки товаров и услуг. Эти деньги люди начинают сберегать, делая выбор между наличными деньгами и ценными бумагами. Спрос на ценные бумаги растет, их цена также растет. Так как облигации приносят фиксированный доход, то их доходность (процент) начинает падать: Ставка процента = (доход на облигацию цена облигации) × 100

Cнижение доходности облигаций оказывает влияние и на основные ценные бумаги. Рынок приходит в равновесие при более низкой ставке п

Рис. 6.4. Влияние изменения совокупных доходов на ставку процента

роцента.

Т о, достижение равновесия на ден-м рынке обесп-ся тем, что люди нач-т изменять ст-ру портфе­ля своих активов, если ставка процента не нах-ся на равнов-м ур-е.

Рассмотрим, какое влияние окажет на денежный рынок уровень нац-го продукта (Y), исчисляемого как совокупные доходы.

Уровень доходов непосредственно будет оказывать влияние на спрос на деньги. Если доходы увел-ся, то люди вступа­ют в большее количество сделок, что требует большего использова­ния денег. След-но, рост доходов обесп-т рост спроса на деньги и, следовательно, процента (рис.6.4).

Мы можем вывести зав-ть м/у уровнем сов-х до­ходов (Y) и ставкой процента (r). Чем выше уровень доходов, тем выше ставка процента. Графически эта зав-ть интерпретиру­ется кривой (рис.6.5.) При увелич

ении дохода Y (с

Y1

до

Y2

) уве­личивается спрос на деньги со стороны сделок (с M

D1

до

MD2

). При неизменном предл-ии денег их ко-во на спекулятив­ном рынке сокращается, и равновесная ставка процента увел-ся с

r1

до r

2

. Эк-е субъекты предпочитают продавать ценные бумаги, в результате курс ценных бумаг снижается, что при неизменной доходности ведет к росту равновесной ставки процента.

График LM, или кривая равновесия ден-го рынка, показы­вает все сочетания ставки процента и ур-й сов-х дох-в, при к-х спрос равен предложению денег. В точках кр-й LM ден-й рынок на-ся в сост-ии равновесия.

Кр-я LM ст-ся для неизменного предложения денег. По­этому, если предл-е денег ув-ся, кривая LM сдв-ся вправо, при ум-ии предл-я денег кривая LM сдв-ся влево.

Рис. 6.4. Влияние изменения совокупных доходов на ставку процента
Рис. 6.6. Избыточный спрос и избыточное предложение денег

В точке справа от кривой LM существует избыточный спрос на деньги (ЕМD), тогда как в точке слева от нее существует избыточ­ное предложение денег (ЕМs) (рис. 6.6).

§

Безработицаэто состояние экономики, при котором часть трудоспособного населения не имеют работы, становится вынуждено не занятой, избыточной, хотя желает работать.

По определению Международной организации труда к безработным относятся лица, способные и желающие трудиться, активно ищущие работу, но не имеющие ее в данный момент. В Республике Беларусь в соответствии с «Законом о занятости» безработными считаются граждане в трудоспособном возрасте не имеющие работы, не занимающие предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях, не проходящие военную службу и зарегистрированные в государственной службе занятости. Таким образом, выбывшие из состава рабочей силы являются лица пенсионного возраста, ухаживающие дома за детьми, лица прекратившие поиск работы, временно не работающие по каким – либо причинам.

Различают виды безработицы:

-фрикционную; -структурную; -циклическую; -технологическую.

Фрикционная безработица возникает в связи с непрерывным процессом перемещения людей между регионами, сменой места работы или различными жизненными обстоятельствами также вынуждающими людей переходить с одного места работы на другое.

Структурная безработица определяется несовпадением между предположением и спросом на рабочую силу. Подобное несовпадение объясняется тем, что спрос на работников одних специальностей растет, в то время как спрос на работников других специальностей падает.

Циклическая безработица возникает при падении общего спроса на рабочую силу во всех отраслях, сферах деятельности и регионах. Она может быть вызвана спадом в экономике или недостаточностью совокупных доходов.

Технологическая безработица возникает при замене работников машинами, при внедрении автоматизировано-информационных систем (компьютеризации) предприятий производств, цехов.

Фрикционная, структурная и технологическая безработица существует практически везде. Суммарный уровень их называют естественной безработицей, составляет он примерно 5-6%.

Одной из причин безработицы является непропорционально высокий уровень заработной платы по отношению к производительности труда. Если объем заработной платы превышает стоимость выпущенной продукции, то в условиях рыночной экономики предприятия сокращают занятость.

Слишком высокий уровень заработной платы в стране может стать потенциальной причиной безработицы.

Рис. 7.3. Жесткая заработная плата

Безработица, которая является результатом жесткой заработной платы называется безработицей ожиданий. Она возникает потому, что при данном уровне заработной платы предложение труда превышает спрос и не происходит ее снижение (рис. 7.3.)

При цене Р1 – предложение труда измеряется отрезком 0L0, а спрос – 0L1, уровень безработицы выражает отрезок L1 L0.

Р– реальная заработная плата;

Р1 – жесткая реальная заработная плата;

L – предложение труда.

Причины негибкости, жесткой заработной платы:

· минимальная заработная плата;

· ставка первого разряда;

· базовая величина заработной платы;

· налоги, отчисления на социальные нужды;

· влияние профсоюзов.

Высокая безработица – это одновременно и экономическая, и социальная проблема. Экономическая потому, что она представляет собой растраченные впустую ценные трудовые ресурсы. Социальный аспект связан с тем, что безработица вызывает огромные страдание оставшихся без работы людей, предпринимающих отчаянные попытки свести концы с концами.

Взаимосвязь инфляции и безработицы.

Рис 7.4. Кривая О.Филлипса

Типы и режимы денежно-кредитной политики - СТРАТЕГИИ И СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙТипы и режимы денежно-кредитной политики - СТРАТЕГИИ И СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Олбан Филлипс обнаружил зависимость между нормой безработицы и приростом заработной платы, т.е он пришел к выводу, что существует некий уровень безработицы, при котором уровень заработной платы постоянен, нет прироста. Когда безработица снижается ниже этого 6-7% естественного уровня, наблюдается более быстрый прирост заработной платы. Причем темпы прироста увеличиваются по мере приближения безработицы к своему минимальному значению. И наоборот, в условиях массовой безработицы уровень зарплаты уменьшается.

На основе исследований О.Филлипс предложил графическую зависимость между изменением уровней безработицы и инфляции. В дальнейшем кривая О.Филлипса была модернизирована путем замены ставки заработной платы на темп роста цен. В таком виде она стала использоваться для разработки экономической политики.

Кривая Филлипса показывает, что между безработицей и инфляцией существует стабильная и предсказуемая обратная связь. Обратная связь между инфляцией и безработицей часто объясняется негибкостью рынка труда, его специфичностью, индивидуализацией, сегментированностью характера по структуре занятости, по квалификации, месторасположению. В результате чего на одних рынках безработица сохраняется без изменений, на других – неудовлетворенный спрос. На них будет происходить рост зарплаты, увеличение издержек и рост цен. Макроэкономическим результатом этого процесса будет ускорение инфляции. Возможности кривой Филлипса используют для анализа экономической политики, направленной на управление совокупным спросом.

§

Эк-ий цикл– преодоления калебания уровня деловой активности. При этом общее колебательное движение складывается из нескольких составляющих (фаз): спада (кризис), нижняя точка спада (стагнация, депрессия), подъем (экспансия, оживление), вершины цикла (пик, бум), рис 8.1.

Исходя из этого, циклом называют волнообразные колебания различной длительности вокруг положения равновесия, которое считается нормальным состоянием.

Рис 8.1. Экономический цикл

Типы и режимы денежно-кредитной политики - СТРАТЕГИИ И СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙГлавные фазы цикла

– это кризис и подъем и соответствующие им точки – максимальный спад как нижняя точка и пик – вершина подъема.

Кризис характеризуется резким

сокращением деловой активности, снижается совокупный спрос потребителей, в виду избытка товаров снижаются цены, невостребованность товаров является причиной резкого снижения производства. В результате возрастает количество безработных, снижаются их доходы, что вызывает дальнейшее сокращение спроса. Предпринимательский сектор становится неплатежеспособным.

В условиях кризиса цены падали, экономика погружалась в депрессию, производство и занятость достигали самого низкого уровня. Постепенно производство обновлялось, росло предложение денежного капитала, однако поскольку спрос на него был невысок норма ссудного процента была низкой. Это способствовало осуществлению технических решений в национальной экономике и переходу её в фазу оживления и подъема, а затем макроэкономическому росту.

В современных условиях характер протекания кризисов изменяется благодаря:

· вмешательству государства посредством осуществления макроэкономического регулирования;

· обновлению основного капитала на основе реализации научно-технических и инновационных программ на всех фазах цикла. В результате новые производства хотя и используются не на полную мощность, однако это разрушает цикличность

· наращиванию и ускорению глобализации производства отдельные локальные циклы принимают мировой характер. Ярчайший пример этому средина девяностых годов ХХ века.

Эти изменения способствуют стабильности рыночной экономики. Однако в конце 2007 и начале 2008 годов в виду ряда причин внешнего и внутреннего характера стабильность мировой экономической системы не сохранилась. Причины возникновения кризисных явлений с начала их возникновения до настоящего времени пытается объяснить экономическая наука. Впервые на проблему кризисов обратил внимание Жан Шарь Сисмонди. По его мнению свободная конкуренция по причине несовершенства организации капиталистического хозяйства, выражающегося в перепроизводстве и обилии благ, порождала кризисы. Неоклассическая школа считает, что циклы являются следствием случайных воздействий на экономическую систему, что и вызывает циклическую модель. Основу этой теории заложил советский экономист Е.Е. Слуцкий в 1927 году. Это направление получило широкое признание на Западе спустя 30 лет. Другой советский теоретик Ю.Н. Соколов рассматривая цикл как своеобразную первооснову, универсальное и абсолютное образование материального мира. Структуру цикла по его мнению образуют два противоположных материальных объекта, которые находятся в нем в процессе взаимодействия. Современной экономической науке известны около 1400 типов цикличности. Каждый экономический цикл представляет собой уникальное явление со своими специфическими чертами и особенностями. Нет циклов, которые бы повторяли другие по длительности, темпам изменения основных параметров, амплитуде колебаний экономической активности. Отдельные экономические циклы отличаются друг от друга по продолжительности и

интенсивности, но в любом большом цикле выделяют одни и те же фазы.

35. Экономический рост как важнейшая стратегическая цель экономической политики Республики Бела­русь. Факторы роста.

Эк-ий рост одна из важнейших целей любого гос-во. Повышение потенциала объёма продукции нац. доход.

На эк-ий рост влияет: Увеличение численности населения; стремление каждого человека полно удовле-ть жизненные потребности.

Прямые факторы роста:калич-во и кач-во природных ресурсов; кали-во и кач-во трудовых ресурсов; объём основного капитала; технология и организация производства; уровень развития предпринимате-их способностей в обществе

Косвенные факторы: определяются калич-ом труда квалифи-ых работников. Качество рабочий слы- знание, навыки и дисциплина явл. наиболее важной составляющей эк-ого роста; не для каждой территории, страны имеет одинаковые определённые значения; физ-ий капитал явл решающи фактором эконо-ого роста.

Качественная арактеристика износа осн. средств :уровень износа ОС; возростной состав активной части ОС; доля оборудо-ия, соответ-его передовым мировым высокотехническим образцам.

36. Типы экономического роста. Причины снижения экономического роста. Программа устойчивого разви­тия.

Различают два типа эко-го роста в зав-ти от соотношения результатов и факторов прои-ва. Если экон-й рост обеспеч-ся в результате расширенного вовлечения в производство капитала, труда и природных ресурсов, то он называется экстенсивным. При этом затраты ресурсов на единицу произведенной продукции остаются неизменными. В настоящее время экстенсивный эк-й рост ограничен предельными возможностями всех ресурсов: физическим объемом сырьевых ресурсов, высоким уровнем цен на энергоносители. С точки зрения стр-го подхода для оценки экстенсивного эк-го роста применяются колич-е показатели.

Сущ-т так же пок-ли исследования эк-го роста, основанные на качест-м подходе. Это относ-е пока-ли: производ-ть труда, производ-ть капитала, произв-ть (отдача) природных ресурсов. Эти пок-ли опр-т качество факторов произ-ва и эффек-ть их применения.

Рост ВВП, происходящий за счет увеличения указанных факторов, без дополнительного вовлечения других, называется интенсивным экономическим ростом.

Интенсивный экономический рост носит качественный характер и в условиях ограниченности ресурсов является более эффективным, чем экстенсивный.

Интенсивный экономический рост описывают формулой:

Q = [(ΔQ / ΔT) × T] [(ΔQ / ΔK) × K] [(ΔQ / ΔЗ) × З]

где отношение ΔQ / ΔT – предельная производител-ть труда;

ΔQ / ΔK – предельная производительность капитала;

ΔQ / ΔЗ – предельная производите-ть природных ресурсов;

Т,К,З– соответственно, факторы: труд, капитал, земля.

Предельная произв-ть опр-т вклад каждой ед-цы ресурса в сов-й продукт. Чем больше предельная производ-ть ресурса, тем лучше его кач-во, тем больший вклад в объем сов-го произ-ва способен внести данный ресурс при постоянных масштабах исп-ния.

§

При переходе к рын-й эк-ке роль гос-го рег-ия более значимая чем в условиях сложившегося рын-го хоз-ва. В рын-й эк-ке гос-во не осущ-т непосредственно управление эк-й сферой. Регулятором хозяй-х отношений яв-ся рынок. Эффективно работающий рын-й механизм позволяет успешно решать многие проблемы соц-о-эк-го развития. Однако практика многих стран, осущес-х переход от плановой эк-ки к рын-й, показала, что прогресс в эк-м развитии нев-но обеспечить без эффективного гос-го вмешательства, а благосостояние об-ва не может быть достигнуто лишь с помощью р-го механизма.

Сле-но, макроэк-я политика го-ва, должна включать меры не только по стабилизации эк-ки, но и эк-му росту. С этой целью гос-во влияет на источники и факторы эк-го роста, в том числе и накопления. Норма накопления возрастает, когда политика гос-ва направлена на привлечение инвестиций на капитальные вложения для осущ-я расширения, технического перевооружения, реконструкции или модернизации основного капитала. Если в стране запасы основного капитала ниже равновесного уровня, то политика гос-ва должна быть направлена на увел-е нормы сбережений и инвестиций. Увеличить норму сбережений возможно через государ-е сбережения или косвенно через создание стимулов для накопления частных сбережений.

В связи с этим за государством сохраняются функции:

· эмиссии денег, денежно – кредитного и налогово-бюджетного регулирования;

· формирования устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функцион-ние финансовых институтов;

· развития науки, иннова-й деят-ти и информационных технологий;

· проведения активной внешнеэкономической политики;

· форм-ния производственной, соц-й и экон-й инфраструктур общегос-го значения, обесп-я условий для эк-го роста, пов-е благосост-я нас-я;

· разработки и реализации стратегии соц-о-экон-го развития.

Для рег-ния социально–эк-х процессов гос-во исп-т с-му методов и инструментов, к-е меняются в зав-ти от сложившейся социально-эк-й ситуации, накопленного опыта, выбранной модели и стратегических целей развития. Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функц-ния субъектов хоз-ния всех форм собст-ти и рыночной инфраст-ры, а также антимонопольном регулировании.

Административные методы эк-го рег-ния управления экономикой включают прямое управление и косвенное рег-ние. К прямому – относят законы, указы, распоряжения и институты гос-ва их применяющие, согласно которым исполнители обязаны действовать без права выбора вариантов своих действий. С помощью админист-х мер осущ-ся контроль за расходованием бюджетных средств, установлением цен монополистами, защита нац-х интересов в системе внешнеэк-й деят-ти, в области охраны окр-й среды и соц-й защиты населения.

Косвенное рег-ние эк-ки осущ-ся эк-ми методами. С этой целью используется:

· бюджетно-налоговая политика;

· денежно-кредитная политика;

· ценовое регулирование;

· амортизационная политика.

· научное прогнозирование экономического роста;

· индикативное планирование экономического развития;

· субсидирование инвестиционной деятельности с целью влияния на фазы циклов;

· дифференциация налогов, установление льгот, налоговых ставок, ссудного процента;

· политика в области занятости и безработицы;

· валютная политика и т.д.

Прямые методы регулирования предполагают установление государственных заказов, квот, выдачу лицензий, прямое бюджетное финансирование и др.меры. Особой формой осуществления стабильного развития экономики, поддержание сложившейся структуры и пропорций является разработка и принятия государственных программ в соответствии с определенной на длительную перспективу стратегией устойчивого социального и экономического развития страны.

39. Социальная политика: объекты, субъекты принципы, …

Социальная политика — это согласованная деятель­ность экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества.

Объектом социальной политики могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.

Субъекты социальной политики — те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях; различные негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы. Основным субъектом, координирующим эту дея­тельность, выступает государство.

Социальная политика пронизывает все уровни об­щественной и экономической деятельности. Можно говорить о социальной политике на микроуровне, т.е. о социальной политике фирмы, корпорации, о деятельности различных, в том числе и благотворительных, организаций. На макроуровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика.

Социальная по­литика призвана содействовать развитию отношений справедливости в обществе, формировать систему со­циальной защиты, а также обеспечивать условия для роста благосостояния и проведения определенной по­литики доходов. Цель социальной политики государства — формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов; достигнут социально приемлемый жизненный уровень и качество жизни; имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов. Следовательно, можно выделить две основные функции социальной политики — стимулирующую и стабилизирующую. Реализация первой функции предполагает: стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокоэффективному труду; учет доли каждого работника в созданном продукте. Реализация второй функции достигается на основе перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты как населения в целом, так и его социальных групп. Реализация этих принципов требует больших усилий и определенного времени, решения целого комплекса сложных и противоречивых задач.

В соответствии с этими функциями в рамках социальной политики следует решить следую­щие задачи:

· подготовка и реализация программ занятости;

· помощь наиболее социально уязвимым слоям на­селения;

· обеспечение доступности ценностей культуры;

· развитие образования, медицины, социального страхования.

Социальная политика базируется на ряде принципов.

Принцип социальной справедливости. В соответствии с этим принципом социальной политики государство должно стремиться обеспечить всем гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших социальных потребностей, но для тех членов общества, которые наиболее активны, способны и работоспособны, государство должно создать возможность получать за свой труд больший объем благ.

Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами. Реализация этого принципа осуществляется через механизм налогов и трансфертов, посредством перераспределения финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных потребностей.

Принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.

Принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного к ним подхода.

Социальная политика должна также обеспечивать возможность самореализации человека, свободного выбора в приложении его способностей, в том числе и на рынке труда. По существу, социальная политика должна обеспечивать развитие человеческого потенциала в широком смысле этого слова.

Уровень и качество жизни

Результативность социальной политики можно оценить, если сравнить уровень и качество жизни на­селения различных стран. Применительно к конкрет­ной стране имеет смысл анализ изменения социаль­ной ситуации за определенный период времени. Важ­ное значение имеет недопущение формирования “со­циального дна”, возникновения диспропорций, сохра­нение и укрепление социального мира.

Уровень жизни — это степень обеспеченности насе­ления материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мо­тивом деятельности человека. Вполне нормально, ес­ли их рост вызывает рост уровня жизни.

Для оценки уровня жизни используется совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промыш­ленными товарами (обычно в расчете на 100 семей); структура потребления; продолжительность рабочего дня, размеры свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др.

Среди показателей уровня жизни можно выделить обобщающие показатели объем потреб­ляемых благ и услуг и распределение населения по уровню доходов. Особое значение имеют показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей (калорийность и биологическая ценность рациона пи­тания и т.п.).

Среди перечисленных показателей важнейшим является показатель уровня реальных доходов насе­ления.

Точкой отсчета при определении жизненного уровня является “потребительская корзина” – на­бор товаров и услуг, удовлетворяющих функциональные потребности человека в определен­ные отрезки времени исходя из конкретных условий, складывающихся в республике, и реальных возмож­ностей экономики. Выделяют минимальный, рациональный и оптимальный уровень потребления. Минимальный уровень потребления – такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Рациональный уровень потребления – количество и структура потребления, наиболее благоприятная для индивида. Минимальный уровень потребленияопределяет так называемую “черту бедности”. Бедность – это обеспеченность человека ниже прожиточного минимума.

“Потребительская корзина” формируется по ос­новным статьям расходов:

· питание;

· одежда, белье, обувь;

· предметы санитарии, гигиены, лекарства;

· мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;

· жилищно-коммунальные услуги;

· культурно-просветительные мероприятия и отдых;

· бытовые услуги, транспорт, связь;

· содержание детей в дошкольных учреждениях;

· налоги, обязательные платежи, накопления;

· прочие расходы.

Минимальная “потребительская корзина” рассчи­тывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский на­бор, понижение которого социально не приемлемо. Минимальная “потребительская корзина” по отдель­ным социально-демографическим группам рассчиты­вается для семьи из четырех человек с двумя детьми, одиночки в трудоспособном возрасте, пенсионера, мо­лодой семьи с одним ребенком, студента и лежит в ос­нове определения среднедушевого минимального пот­ребительского бюджета и прожиточного минимума.

Среднедушевой среднемесячный минимальный потребительский бюджет определяется в республике как 1/4 от минимального потребительского бюджета для семьи из четырех человек.

От минимального уровня потребления следует от­личать физиологический минимум потребления, который необходим для физического существования че­ловека.

Категория ” уровень жизни населения” не ограничивается лишь рамками доходов, а, следовательно, потреблением населения. По рекомендации ООН, уровень жизни представляет собой систему нескольких элементов: здоровье, в т.ч. демографические условия, пища, одежда, фонды потребления и накопления; условия труда, занятости, организации труда; образование, в т.ч. грамотность; жилище, включая его благоустройство; социальное обеспечение, человеческие свободы.

В отличие от уровня жизни качество жизни оценить достаточно сложно, так как, во-первых, этот показатель выступает как своеобразная интегративная оценка. Во-вторых, качественные параметры достаточно сложно поддаются количественному измерению.

К основным показателям качества жизни относятся: условия и безопасность труда; наличие и использо­вание свободного времени; состояние экологии; здо­ровье и физическое развитие населения и т.д.

Следует отметить, что требования к уровню и качеству жизни с течением времени повышаются. Они могут заметно различаться в отдельных странах и регионах.

Факторами, обусловливающими количественные и качественные показатели результативности социальной политики, выступают: состояние националь­ной экономики, политическая ситуация, природно-климатические условия, географическое положение, сложившиеся традиции и культура.

Результативность социальной политики проявляется в системе социальных индикаторов или нормативов – количественных показателях состояния и динамики социальных процессов в обществе. Система социальных индикаторов состоит из четырех больших групп. Главными из них являются данные, служащие для оценки уровня жизни:

· денежные доходы населения и их динамика;

· реальные доходы и расходы на потребление;

· дифференциация реальных доходов по социальным группам населения;

· распространение и глубина бедности.

Социальная политика включает ряд направлений: политика обеспечения занятости; политика регулирования доходов; политика социальных гарантий; политика социальной защиты; политика развития социального партнерства; политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.

41. Доходы населения, их классификация, расслоение общества…

Доходы населения являются одним из наиболее значимых индикатором уровня жизни в стране. Доходы населения — средства, поступающие в распоряжение людей от общества и его институтов согласно результатам функционирования принадлежащих им факторов производства: труда, капитала, земли, предпринимательства. Доход может быть получен от производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных операций.

Несмотря на различия форм доходов, каждая из которых имеет собственную сущность, все доходы могут быть представлены в трёх основных видах: номинальный, реальный, располагаемый.

Номинальный доход – сумма денежных доходов, получаемых в течение определённого периода времени, он не учитывает динамику цен. Реальный доход– количество товаров и услуг, которое отдельное лицо или группа лиц могут купить на свой номинальный доход в течение определённого периода времени; номинальный доход с поправкой на изменение уровня цен. Располагаемый доход – доход, который может быть использован для расходов на личное потребление и на личные сбережения; личный доход – это доход за минус индивидуальных налогов.

Доходы могут быть легитимными, то есть получаемыми законным путем, или нелегитимными. Доходы, получаемые от незарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения, имеющие криминальное происхождение, являются незаконными, получаемыми нелегально, а значит, нелегитимныме.

На уровень доходов населения непосредственное влияние оказывает состояние экономики страны, проводимая социальная политика. Вместе с тем нельзя исключать на уровень доходов населения влияние индивидуальных свойств людей, имеющих существенное значение для труда и трудовых отношений, особенно их работоспособности и трудолюбия, установки на благосостояние как на ценность и цель жизни, склонности к лидерству, предрасположенности к индивидуальной или совместной работе и т.п. Из числа факторов, оказывающих влияние на уровень доходов нельзя исключить также влияние везения и удачи.

Доходы являются фактором расслоения общества, возникновения в нем неравенства. При этом различают социальное неравенство и экономическое. Сущность социального неравенства заключатся в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально-значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшинство всегда владеет большей частью национального богатства. Это явление известно также как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей всегда существует обратная зависимость.

42.Измерение уровня неравенства в распределении доходов…

Доходы являются фактором расслоения общества, возникновения в нем неравенства. При этом различают социальное неравенство и экономическое. Сущность социального неравенства заключатся в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально-значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшинство всегда владеет большей частью национального богатства. Это явление известно также как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей всегда существует обратная зависимость.

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов, для количественной оценки которой применяются различные показатели. Данные показатели позволяют увидеть, насколько интенсивно протекает процесс дифференциации доходов. К ним относят:

· распределение населения по уровню среднедушевых доходов – показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;

· распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения – показатель в процентах доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из двадцатипроцентных (десятипроцентных) групп населения.

· децильный коэффициент дифференциации доходов – соотношение среднедушевых денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее или наименее обеспеченного населения.

Для измерения уровня неравенства в распределении доходов используются так называемые кривая Лоренца и индексы Джини.

Для ее построе­ния на горизонтальной оси откладывают процент се­мей, располагающих определенным уровнем дохода, а на вертикальной — долю совокупного дохода, прихо­дящегося на соответствующую часть семей (рис. 9.1).

Соединение долей в суммарном доходе для различ­ного процента семей даст нам кривую Лоренца, пока­зывающую степень неравенства в распределении до­ходов.

Теоретическую возможность абсолютного равенст­ва в распределении доходов, когда 20 % семей распола­гают 20 % совокупного дохода, 40 % — 40 % дохода и т.д., отражает прямая АР. Разрыв между линией абсо­лютного равенства АР и линией фактического распре­деления указывает на степень неравенства доходов.

Следует отметить, что денежный доход после вы­чета налогов и с учетом трансфертных платежей рас­пределяется гораздо равномернее. Чем сильнее изогнута кривая Лоренца, тем менее равномерным является распределение доходов в стране.

Кривая Лоренца абсолютного равенства, т.е. совершенно равномерного распределения доходов, принимает форму прямой линии в случае, когда первая группа, например, первые двадцать процентов населения, получают ровно двадцать процентов всех доходов, сорок процентов населения, соответственно, сорок процентов всех доходов и т.д. Чем больше кривая Лоренца, построенная по данным распределения доходов в той или иной стране, отклоняется от линии равномерного распределения доходов, тем сильнее в этой стране неравенство в распределении доходов между различными группами населения.

Количественно степень неравенства в распределе­нии доходов можно вычислить с помощью коэффици­ента Джини, определяемого как отношение площади заштрихованной фигуры М к площади треугольника ABC (рис. 9.1). Очевидно, что чем больше откло­нение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше бу­дет площадь фигуры М и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к единице. В большинстве развитых стран коэффициент Джини колеблется в пределах 0,27—0,33.

К причинам неравенства в распределении доходов прежде всего относятся различия в способностях, уро­вене образования, профессиональных вкусах, владе­нии собственностью, степени рыночной власти, а так­же удача, личные связи, несчастья и дискриминация. Следует отметить, что различия в уровне доходов мо­гут не зависеть от самого работника и качества его труда. К таким факторам относятся размер семьи, со­отношение количества работающих и иждивенцев в семье, состояние здоровья, природные условия и др.

43. Система соцзащиты населения, ее принципы и методы…

Социальная защита понимается как определен­ные обязательства общества по отношению к своим гражданам в рамках существующей конституции.

Система социальной защиты представляет собой совокупность мер, направленных на выполнение этих обязательств. Действенность и масштаб системы со­циальной защищенности во многом зависят от эконо­мического потенциала той или иной страны, всей со­вокупности макроэкономических условий осущест­вления социальной политики.

Политика социальной защиты представлена в виде системы принципов, нормативов и мер государства, используемых для создания и регулирования условий по обеспечению защиты граждан в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (инфляция, безработица, инвалидность, межнациональные конфликты, преступления против безопасности личности и т.п.)

Для осуществления политики социальной защиты создается система социальной защиты, которая представляет совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержку жизнедеятельности групп населения и граждан, оказавшихся в ситуациях социального риска. Основными принципами социальной защиты являются:

· гуманность;

· адресность защиты;

· всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к различным социально-демографическим слоям населения;

· гибкость системы;

· надежность ресурсного обеспечения мер, проводимых через данную систему.

Социальная защита осуществляется в двух основных формах: натуральной и денежной. Денежная форма предполагает различного рода выплаты, натуральная форма социальной защиты – это предоставление бесплатных услуг, продажа по себестоимости товаров, обеспечение одеждой и т.д.

Методы социальной защиты означают конкретные способы её реализации. Основными методами социальной защиты являются:

· социальная помощь, осуществляемая на безвозмездных либо льготных условиях при трудном материальном положении в условиях социального риска;

· социальное страхование как система предоставления финансовой помощи за счет взносов обязательного или добровольного порядка и в зависимости от их размера;

· социальная поддержка – способ защиты лиц с доходами ниже прожиточного минимума;

· социальное обслуживание семьи и детей (бытовые, медицинские, психолого-педагогические и другие услуги нуждающимся).

Система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Основой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов. В самом общем виде государственные минимальные социальные стандарты — это установленные органами государственной власти социальные нормы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовлетворения важнейших потребностей человека в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах, имеющих приоритетное значение.

Сфера применения этих стандартов включает основные виды выплат населению: заработной платы, пенсий, стипендий, а также бесплатные и общедоступные услуги учреждений социально-культурной сферы, финансируемые за счет средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов. В систему стандартов входят государственные минимальные стандарты в области оплаты труда, социального обеспечения, образования, культуры, социального обслуживания населения, обеспечения жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства.

§

Открытая экономика (ОЭ) – это экономика страны, открывающая свои границы для проникновения и передвижение товаров и капиталов из других стран и свободно экспортирующей свои товары и услуги в другие страны. Такой моделью может быть «модель доходов и расходов», когда суммарные доходы всех экономических субъектов экономики равны совокупному спросу.

Закрытая экономика (ЗЭ) достигает равновесие при условии, что «сбережения равны инвестициям». Условия равновесия открытой экономики определяется не только суммой инвестиций (I) и сбережений (S), но и объемом экспорта и импорта. Тогда равенство I=S может быть преобразовано в формулу I X = S M, где I – инвестиции, X – экспорт, S – сбережения, M – импорт. Таким образом, условие равновесия открытой экономики определяется не только суммой инвестиций и сбережений, но и объемом экспорта и импорта. Если экспорт больше импорта, то это равносильно дополнительным инвестициям. Система взаимосвязей в ОЭ характеризуется тем, что внутреннее равновесие, выражающееся условием Y=S, связано с внешним Х=М. Соотношение же экспорта и импорта зависит от валютного курса и счета движения капитала, на состояние которого влияет соотношение внутренней и внешней нормы процента.

Введя понятие чистого экспорта (Хn = Х – М), отражающего сальдо текущего счета платежного баланса, уравнение равновесия в открытой экономике примет вид S = I Xn или (I-S) Xn = 0.

Разница I-S, отражающая превышение или недостаток внутренних сбережений по сравнению с инвестициями в экономику, есть макроэкономическое соотношение, определяющее распределение дохода, или счет движения капитала (САР).

Из формулы (I-S) Xn = 0 следует, что текущий счет должен уравновешиваться счетом движения капитала или за счёт изменения золотовалютных резервов. Смысл данного вывода заключается в том, что любые затраты на покупку товаров или услуг в других странах могут осуществляться либо за счет поступлений от экспорта, либо должны определенным образом финансироваться: за счет увеличения внешних доходов перед внешним миром, или за счет роста долгов внешнего мира перед национальной экономикой. Может быть комбинация указанных условий.

При исследовании открытой экономики важнейший вопрос заключается в том, какие реальные экономические процессы обеспечивают балансовое состояние в формуле I – S Xn = 0? То есть, за счет каких механизмов достигается равенство текущего и капитального раздела платежного баланса?

Следует иметь в виду, что:

· во-первых, сальдо капитального счета в значительной степени зависит от ставки ссудного процента (r). Если внутренняя норма процента увеличивается, то чистый приток капитала в страну возрастет (желание инвесторов вкладывать денежный капитал в доходные проекты и активы);

· во-вторых состояние баланса товаров и услуг зависит в первую очередь, от реального валютного курса, который представляет собой относительную цену товаров, производимых в разных странах (валютный курс – это условие торговли).

Определяется по формуле:

RE = NE × P / PF

гдеРЕ – реальный валютный курс;

NE– номинальный валютный курс;

Р– уровень цен в данной стране;

PF – уровень цен в стране, по отношению к которой определяется валютный курс.

Механизм уравновешивания текущего и капитального счета платежеспособного баланса сложен. Высокая реальная норма процента (r) приводит к увеличению притока капитала в данную страну. В тоже время приток иностранного капитала означает рост спроса на валюту данного государства со стороны нерезидентов и (или) предложение иностранных валюты. Кроме того, высокие процентные ставки в реальном выражении сопряжены с весьма жесткой денежно-кредитной политикой и невысокой инфляцией.

Изменение реального валютного курса зависит от динамики его номинальной величины и соотношения внутренних и внешних темпов инфляции. Следовательно, он повышается и возрастает чистый импорт.

В случае низкой реальной нормы процента (r) и увеличения оттока капитала через его вывоз капитала, что приводит к росту спроса на иностранную валюту, снижению курса национальной валюты и увеличению экспорта.

Если же неравновесие исходит от влияния валютного курса, а не процентных ставок, тогда растет импорт, экспорт снижается, растут долги страны перед внешними нерезидентами, процентные ставки недостаток финансовых ресурсов компенсируется капиталом из-за границы.

В свою очередь рост процентных ставок приводит к увеличению притока капитала, укреплению курса национальной валюты, увеличивается импорт, сокращается экспорт.

Таким образом, равновесие в открытой экономике зависит от комбинации условий, определяющих внутреннее равенство (I = S) и внешнее (NX = САР). Если одно из условий не выполняется, компенсируется другим. Но эту проблему исследуют в рамках таких моделей, как IS – LM – FE, «диаграмма Свона» и модели Манделла – Флеминга.

45. Модель ….Диаграмма Свона.

Один из подходов к исследованию равновесия в ОЭ представлен моделью IS – LM – FE

Рис 10.1. Модель IS-LM-FE

Линия IS отражает равновесие в реальном секторе; линия LM – в денежном, а линия FE – во внешнем секторе (равновесие платежного баланса). Понятие линии IS определяется условием «утечки» равны «инъекциям». Но если в закрытой экономике утечки равны сбережениям, а инъекции инвестициям, в условиях ОЭ относительно большую значимость приобретают переменные, отражающие внешнеэкономические потоки.

Линия IS в ОЭ имеет больший наклон к вертикали, т.к. сумма импорта меняется быстрее, чем объем выпуска и инвестиции увеличиваются по разному по сравнению с суммой сбережений.

Линия LM отражает равновесие на денежном рынке, и в целом основное условие, определяющее ее положение, аналогично тому, которое принимается в модели IS-LM, то есть спрос на деньги равен их предложению.

Линия FE отражает равновесие платежного баланса (СА). Она задается следующей зависимостью:

EX (Y, RE) = САВ (r),

где ЕХ – сальдо счета текущих операций СА;

САВ – сальдо капитального счета СА;

r– реальная ставка процента.

Положение данной линии во многом определяется государственной политикой в области регулирования капитальных потоков. Если нет ввоза и вывоза капитала линия FE вертикальна, при абсолютной мобильности капитала она превращается в горизонтальную прямую.

В действительности линия FE имеет отрицательный наклон. Угол наклона FE обусловлен тем, что по мере роста дохода увеличивается спрос на импорт, который должен финансироваться за счет притока иностранного капитала, что возможно при условии повышения нормы процента(r).

Основными факторами, определяющими «высоту» линии FE, являются конкурентоспособность экономики и ее инвестиционная привлекательность. Чем выше конкурентоспособность или привлекательность экономики для иностранных инвесторов, тем ниже положение линии FE.

На рисунке 10.1. линия LM, IS и FE пересекаются в одной точке. Это идеальное состояние, к которому тяготеет ОЭ под влиянием рыночных сил, определяющих состояние макрорынков и их взаимодействие. Но следует отменить два обстоятельства:

· во-первых, область выше и левее FE соответствует завышенному валютному курсу, при котором экспорт относительно не конкурентоспособен, т.е. курс доллара, например, 2300 руб. «ниже», чем 2150. Область ниже и левее FE – соответствует заниженному валютному курсу, при котором чистый экспорт возрастает;

· во-вторых, практический механизм достижения равновесия зависит от действующего в данной экономике режима валютного курса.

Из анализа модели IS – LM – FE можно сделать выводы по государственному регулированию открытой экономики:

· денежно-кредитная политика (ДКП), во-первых, влияет на положение линии LM. Смягчение ДКП ведет к ее смещению вправо, что приведет к дефициту платежного баланса, требуется снижение курса валюты, повышения нормы процента для восстановления равновесия. Ужесточение ДКП ведет к обратному состоянию.

· бюджетно-налоговая политика (БНП), во-первых, влияет на положение линии IS. Смягчение БНП приводит к росту процентных ставок и увеличению притока капитала в страну из-за рубежа. Для состояния равновесия необходимо укрепление валютного курса и снижение нормы процента, и наоборот.

· валютная политика, влияет на положение линии FE. Снижение реального валютного курса ведет к смещению линии FE вправо и вниз. Для восстановления равновесия необходимо ужесточить БНП и смягчить ДКП, и наоборот.

Таким образом, точка равновесия в ОЭ, зависит не только от таких факторов, как соотношение спроса на деньги и их предложения (линия LM), инвестиций и сбережений (линия IS), но и от состояния платежного баланса, которое зависит от валютного курса.

Равновесие открытой экономики можно интерпретировать в терминах модели совокупных доходов и расходов, характерных закрытой экономике. Однако гораздо большее значение имеют внешнеэкономические потоки. Если совокупные доходы резидентов больше их расходов, это означает, что экономика больше продает производимых товаров другим странам, чем потребляет и возрастают чистые долги внешнего мира перед страной. Если же расходы превышают доходы, то страна больше покупает за рубежом и чистый долг ее увеличивается перед иностранным государством. Разница между доходами и расходами в открытой экономике может быть значительной, как по внешним, так и внутренним операциям. И это может оказывать значимое влияние на краткосрочную динамику. Поэтому возникает необходимость анализа условий равновесия, изменения конечного спроса на потребительские товары и услуги иностранного производства и своей страны. Вся сумма внутренних потребительских, инвестиционных, государственных расходов представляет собой абсорбцию внутренних расходов. Уровень ВВП выразится уравнением:

Y = А Хn,

где А – абсорбция внутреннего поглощения.

Из уравнения следует, что при увеличении поглощения растет дефицит торгового баланса (текущих операций), и наоборот. Это означает, что переключение спроса на потребление иностранных товаров и услуг равносильно увеличению чистого импорта при данном уровне дохода и наоборот. Но состояние внешнеторгового баланса зависит от валютного курса, увеличение которого приводит к сокращению экспорта и росту импорта. Эта зависимость выражается диаграммой Свона (рис. 10.3.)

Она отражает комбинацию возможных состояний экономики, с точки зрения внутреннего и внешнего равновесия. Линия АY отражает все возможные сочетания величины поглощения и валютного курса, соответствующие определенному уровню ВВП.

Рис. 10.3. Диаграмма Свона

Линия ВР – баланс товаров и услуг соответствует всему множеству возможных сочетаний валютного курса и внутренней абсорбции, при которых сальдо торгового баланса равно нулю.

При девольвации валютного курса (перемещение вверх по оси ординат (е)) растет экспорт, который должен перекрываться ростом абсорбции. Достижение внутреннего и внешнего равновесия обеспечивается только в точке пересечения линий АY и ВР. В случае отклонения экономики возможны сочетания, каждое из которых соответствует определенной комбинации внутреннего и внешнего неравновесия:

· сектор 1. соответствует дефициту спроса в экономике, росту безработицы. Необходимо стимулировать внутренний спрос, инвестиции, укреплять валютный курс;

· сектор 2. сочетание высокого инфляционного давления, отрицательного товарного баланса;

· сектор 3. соответствует инфляции и отрицательному торговому балансу.

· сектор 4. характеризуется дефляционным состоянием экономики и отрицательным торговым балансом.

Диаграмма Свона позволяет осуществлять диагностику состояния открытой экономики с точки зрения ее соответствия внутреннему и внешнему равновесию.

46. Пути трансформации экономики при переходе к рынку в отдельных странах (градуализм, шоковая те­рапия)

Переходная экономика в общем смысле представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда одновременно присутствуют элементы уходящей исторически сложившийся системы и зарождаются новые, свойственные рыночным отношениям. Переходная экономика характеризуется периодом, включающим промежуток времени, в течении которого экономика страны трансформируется в новое, качественно иное состояние посредством осуществления кардинальных реформ экономической системы.

Национальная экономика в переходный период претерпевает социально-экономические изменения, которые ее отличают как от командной, так и от рыночной экономики.

Сущность изменений заключается:

· во-первых, переходная экономика представляет сочетание признаков плановой, административно-командной и неутвердившейся рыночной систем с противоречиво функционирующими элементами.

· во-вторых, переходный период характеризуется неустойчивостью состояния, пропорций, нарушением целостности экономической системы, развития отдельных важнейших межотраслевых комплексов.

· в-третьих, для переходной экономики характерен смешанный состав элементов. Остались субъекты хозяйствования предыдущей системы: предприятия промышленности, сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, строительные организации, основанные на государственной форме собственности, которые накапливают опыт функционирования в качестве новой преобразующей экономики.

В тоже время в переходный период появляются новые структуры, несвойственные старой экономической системе: предприятия, фирмы, организации, основанные на частной, коллективной собственности.

· в-четвертых, в переходной экономике складываются качественно новые рыночные экономические отношения, внешние экономические и внутриотраслевые связи. Распадаются старые планово-директивные связи между субъектами хозяйствования.

Основная трудность переходного периода – это создание институтов рыночной экономики. Институты призваны определять правила экономического поведения, механизм установления экономических отношений, связей, нормы и компетенцию органов управления, координировать и регулировать деятельность субъектов хозяйствования.

В настоящее время многие страны с переходной экономической находятся на различных этапах движения к рыночной модели. Продолжается осуществление экономических преобразований, реформ, структурной перестройки экономики, реформирование государственной собственности, адаптация предприятий, фирм, сферы услуг к рынкам. Идет активный процесс расширения внутреннего и внешнего сегментов международного рынка при сохранение государственного контроля за развитием и ходом экономических преобразований.

Централизованное планирование, распределение ресурсов не могло учесть особенности отдельных территорий, союзных республик, размещение производственных сил. Перспективные отрасли нефтеперерабатывающая, химическая, микробиологическая получили развитие в республике. Процесс трансформации экономической системы, теоретических и практических подходов и осуществление рыночных реформ рассматривают с двух противоположных концепций.

Одна из них называется «градуализм» (постепенный), вторая «шоковая терапия».

Градуализм – это концепция проведения медленных, последовательных реформ государством по формированию рынка. Одним из инициаторов градуистских реформ являлся Китай.

градуализма, определили следующие принципы этой политики:

· во-первых, возможность перехода к рыночной экономике без жесткой централизованной макроэкономической политики;

· во-вторых, возможность перехода к рыночной экономической системе посредством использования инициативы народных масс;

· в-третьих, возможность повышения эффективности различных секторов национальной экономики без осуществления приватизации;

· в-четвертых, важность очередности осуществления реформ;

· в-пятых, осуществление реформ через увеличение зон свободной торговли, экономических зон.

Дальнейшему осуществлению реформ в Китае способствовала политика открытости по отношению ко всему рыночному мировому сообществу. Начиная с 1979 года страна создавала и расширяла сферу частновладенческого домашнего хозяйства, предпринимательского сектора через свободные экономические зоны, открытые экономические районы, города, поселения.

В какой то мере элементы градуализма характерны для переходного периода реформирования белорусской национальной экономической системы.

В основе концепции «шоковой терапии»лежит одномоментная либерализация цен, быстрое сокращение государственных расходов, устранение бюджетного дефицита и подавление инфляции.

Нормальное функционирование и развитие рынка возможно лишь в условиях устойчивой финансовой и денежной системы.

Опыт стран, прошедших путь переходной экономики свидетельствует, что субъекты рыночного хозяйства самостоятельно инициируют создание необходимых для функционирования рынка правил и институтов, рыночной инфраструктуры, образуют внегосударственные, неформальные добровольные объединения, союзы, фонды.

Его особенности в жесткости проводимых реформ в сфере денежно-кредитной политики, осуществлении контроля за денежной массой в обращении, уровнем заработной платы, в свободе развития предпринимательства, внешнеторговой деятельности.

В тоже время самоорганизация рыночного хозяйства в условиях переходного периода имеетсвои и негативные аспекты. Во-первых, период становления рыночной экономики сложно спрогнозировать, во-вторых, отсутствие системы государственного регулирования, защиты конкуренции, борьбы с монополизмом, отсутствие цивилизованной нормативно-правовой основы осуществления экономической политики может порождать организацию преступных сообществ, создание антисоциальных институтов, криминальной среды, разбалансированности экономики

Гибкие материалы:  Коворкинги и гибкие офисы: история и тенденции - m2data

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *