ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ
Гибкие воздуховоды “DIAFLEX” подразделяются на:
Основа гибкого воздуховода o спиральный каркас из высокоуглеродистой стальной проволоки спрочностью на разрыв от 1670 н/мм диаметром от 1.0 до 1.6 мм.
Диаметр каркаса определяет диаметр воздуховода.
Для определения диаметров воздуховодов из номенклатуры фирмы “DIAFLEX”, соответствующихдиаметрам жесткого канала или компонента присоединений оборудования, пользуйтесь приведеннойниже таблицей.
Диаметры воздуховодов фирмы “DIAFLEX”
Наружный диаметр компонента (мм) | 100,0-100,5 | 125,0-125,5 | 150,0-150,6 | 160,0-160,6 | 200,0-200,7 | 250,0-250,8 | 315,0-315,9 | 355,0-355,9 | 400,0-401,0 |
Внутренний диаметр гибкого воздуховода (мм) | 102 | 127 | 152 | 160 | 203 | 254 | 315 | 356 | 406 |
Каркас находится между слоями ленты, склеенными между собой, количество слоев от3-х до6-ти взависимости от типа воздуховода.
Лента применяется полиэфирная прозрачная, с напылением металла или алюминиевая лента,ламинированная полиэфиром.
В воздуховодах “DIAFLEX” используется склеивание слоев ленты акриловым клеем на водной основе,с пламегасящими добавками. Эта технология обеспечивает наибольшую прочность на разрыв,отсутствие непроклееных слоев и пузырей и экологическую безопасность продукции.
Теплоизолированный воздуховод (ISODF, ISODFA, ISODFA-H)
Состоит из основы o гибкого воздуховода, обернутого стекловатой и защитного рукава измногослойной полиэфирной или алюминиевой ленты. Для отдельных типов воздуховодов защитныйрукав армируется сеткой из стекловолокна, либо лавсановой нитью.
Звуко-, теплоизолированный воздуховод (SonoDF-S, SonoDFA-S, SonoDFA-H)
Основа o гибкий алюминиевый воздуховод, перфорированный для получения эффекташумопоглощения, с промежуточным слоем полиэфирной ленты, для предотвращения диффузии частицтеплоизоляции внутрь канала. В остальном, конструкция аналогична теплоизолированному воздуховоду.
Гибкий шумоглушитель (SonoDFA-SH)
Основой является отрезок звукопоглощающего теплоизолированного воздуховода,загерметизированный с двух концов, внешний слой которого армирован стальной проволокой.
УКАЗАНИЯ ПО МОНТАЖУ ГИБКИХ ВОЗДУХОВОДОВ
I. МОНТАЖ ГИБКИХ ВОЗДУХОВОДОВ
БЕЗ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИИ “DIAFLEX” (DF, DFA, DFA-H)
Для правильного монтажа гибких воздуховодов необходимо учитывать ряд факторов. Нижебудут кратко описаны эти факторы и приведены чертежи, иллюстрирующие порядок монтажавоздуховодов.
- Указания по монтажу (общие).
- Резка воздуховодов.
- Выполнение соединений.
- Точки подвески.
- Радиус изгиба.
- Крепление.
- Подсоединение к каналам и арматуре.
- Статическое электричество.
- Практические ситуации.
1. Указания по монтажу (общие для всех типов воздуховодов).
- Воздуховод должен быть полностью растянут. В воздуховоде, который не был полностью
растянут, возникают большие потери давления. - Не используйте больше воздуховодов, чем это необходимо.
- Для каждого патрубка используйте воздуховод длиной 1 o 1,5 м. Если необходима
большая длина (например для акустических воздуховодов), воздуховод должен быть правильно
закреплен с помощью хомутов (см. 6 и 7). - Соблюдайте осторожность, чтобы при монтаже чтобы не повредить воздуховод (например,
учитывайте осветительную арматуру и потолочные конструкции).При прохождении через
стеновые конструкции обязательно используйте металлические гильзы или переходники. - Поврежденный воздуховод следует заменить новым. Замените также поврежденное
наружное покрытие теплоизолированных воздуховодов (во избежание утечек воздуха и
падения плотности пара). - Внимательно учитывайте направление движения воздуха в воздуховоде (направление
должно быть “по спирали”), на коробке “DIAFLEX” направление движения воздуха указано
стрелкой, а на воздуховоде цветными метками.
2. Резка воздуховодов
- Воздуховод должен быть полностью растянут.
- Отмерьте надлежащую длину и нанесите метку мягким маркером.
- Разрежьте воздуховод на две части прямо по витку острым ножом.
- Обрежьте спиральную часть кусачками или бокорезами.
3. Выполнение соединений
- Отрежьте требуемый кусок воздуховода.
- Наденьте воздуховод не менее, чем на 50 мм на патрубок, соблюдая направление
движения воздуха “по спирали” (указано на коробке и на воздуховоде, цветными метками). - Герметизируйте соединение с помощью алюминиевой ленты “DIAFLEX”, либо герметика.
- Закрепите загерметизированный воздуховод хомутом. Воздуховоды без теплоизоляции
можно также закрепить нейлоновым шланговым хомутом.
4. Точки подвески
- Максимальное провисание воздуховода между двумя точками крепления не должно
превышать 50 мм/м (см. рис. 1а). - Расстояние между двумя точками подвески колеблется от 1,5 до 3 м в зависимости от типа
воздуховода.(см. рис.1б) - Для гибкого воздуховода над потолочными конструкциями расстояние между центрами
опор должно составлять 1 метр.(см. рис. 1в) - В случае вертикальной подвески воздуховода расстояние между стабилизирующими
крепежными хомутами должно быть равным от 1м до 1,8м. (см.рис.1г)
- Гибкие воздуховоды не должны использоваться в вертикальных колоннах систем
распределения воздуха, высотой более 2-х этажей.
5. Радиус изгиба
- Наименьший радиус изгиба каждого изделия указан на
Рис.2а). - Радиус изгиба должен быть как можно большим. При
минимальном радиусе изгиба увеличивается падение
давления. - Для уменьшения влияния радиус изгиба должен быть
равен удвоенному диаметру воздуховода (рис. 2б).
6. Крепление
Как правило, воздуховод является очень гибким и легко деформируется. При деформациивнутренний диаметр уменьшается, а падение давления возрастает. Особое вниманиекреплению воздуховодов следует уделять в случае использования хомутов. Используйтехомуты соответствующего диаметра и обеспечьте, чтобы хомут поддерживал воздуховод неменее, чем на половине диаметра (см. рис. 3).
7. Подсоединение к каналам и арматуре
Подсоединение гибких воздуховодов к каналам иарматуре следует производить очень аккуратно.Поскольку многие воздуховоды монтируются сизгибом прямо после соединения с каналом илиарматурой, необходим монтажный хомут, нарасстоянии около 2 диаметров воздуховода отместа крепления.
Металлические гибкие воздуховоды могутпотрескаться, если соединение с каналом будетслишком “резким” (рис. 4). Если воздуховод долженбыть подсоединен к вентиляционной арматуре,соединение должно быть как можно более“прямолинейным”. Слишком большое количествоизгибов рядом с арматурой приведет к увеличениюпотерь давления. На рис. 5 показано “правильное”соединение, а на рис. 6 o неправильное.
8. Статическое электричество
При накапливании и разряде статическогоэлектричества может возникать опасность взрыва.Это происходит в том случае, когда воздух спарами органических растворителей протекаетс большой скоростью по синтетическому илислоистому воздуховоду.
Накапливание статическогоэлектричества можно свести к минимуму,соединив спиральную проволоку воздуховода сзаземляющим проводом (рис.7). В случае вытяжкиот оборудования металлическую проволокувоздуховода можно соединить с корпусом машины.
9. Практические ситуации
При монтаже нередко возникают ситуации, когда необходим длинный гибкий воздуховод.Примером может служить участок, расположенный на двух различных уровнях по высоте,когда невозможно использовать стандартные соединительные детали. Следите, чтобывоздуховод не касался других существующих компонентов с высокой температурой.
Воздуховод из полиэфира провиснет, если он будет какое то время соприкасаться с трубойцентрального отопления. Кроме того, труба центрального отопления ускорит процессстарения такого воздуховода. Срок службы воздуховодов может резко сократиться, есливоздуховоды из разных металлов находятся в тесном контакте (в том числе с другимивоздуховодами). В теплых и сырых помещениях коррозия может ускориться (рис.8).
При механическом повреждении неизолированного воздуховода, либо основытеплоизолирующего воздуховода замените его. Заклеивать повреждения можно только нанаружном рукаве теплоизолированного воздуховода, хотя рекомендуется и в этом случаезаменить воздуховод на другой.
II. МОНТАЖ ТЕПЛОИЗОЛИРОВАННЫХ ГИБКИХ ВОЗДУХОВОДОВ
“DIAFLEX” (ISODF, ISODFA, ISODFA-H)
При монтаже изолированных гибких воздуховодов необходимо учитывать большее числофакторов. В основном эти факторы связаны с обработкой воздуховода. В ряде случаевсуществует разница между тепло- и звукоизолированными воздуховодами.
“DIAFLEX” не выпускает воздуховодов, которые были заранее герметизированы(за исключением гибких шумоглушителей SonoDFA-SH).
Негерметичные воздуховоды будут иметь максимальную производительность, если учтеныследующие факторы и указания:
- Правильно обрежьте кусок воздуховода.
- Наденьте воздуховод на патрубок не менее чем на 50 мм, соблюдая направления движения
воздуха “по-спирали”. - Отожмите изоляционное покрытие.
- Загерметизируйте соединение с помощью алюминиевой ленты “DIAFLEX” , обернув ее
вокруг воздуховода по крайней мере два раза. - Натяните обратно изоляционное покрытие.
- Прикрепите наружную оболочку к внутреннему воздуховоду с помощью алюминиевой
ленты “DIAFLEX”, обернув ее вокруг воздуховода по крайней мере два раза. - Обеспечьте, чтобы концы воздуховода были надежно загерметизированы.
- Скрепите наружную оболочку и внутренний воздуховод друг с другом металлическими или
нейлоновыми хомутами. - Порядок действий илюстирован на рис.9 и рис.10.
Типовые ошибки
Одной из часто встречающихся ошибок является фиксация изоляционного покрытия хомутомбез герметизации лентой. Нет никаких гарантий эффективности данного метода, т. к. такоеуплотнение не будет воздухонепроницаемым, а также в этих местах возможна конденсациявлаги (при использовании в системах кондиционирования воздуха).
Другой ошибкой является монтаж без учета направления движения воздуха “по спирали”.
Следствием ее является повышенный уровень шума, а также износ воздуховода.
III. МОНТАЖ ГИБКИХ ТЕПЛОИЗОЛИРОВАННЫХ ШУМОГЛУШАШИХ
ВОЗДУХОВОДОВ “DIAFLEX” (SonoDF-S, SonoDFA-S, SonoDFA-H)
Фирма “DIAFLEX” имеет в номенклатуре своих изделий негерметичные,перфорированные воздуховоды, снабженные разделителем из полиэфира для предотвращенияпроникновения в воздушную систему мельчайших частиц стекловаты, используемые дляглушения шума от вентиляционного оборудования и установок.
Полиэфирный разделитель фирмы “DIAFLEX” обеспечивает замкнутость системы. Поэтомуакустический воздуховод, при правильном монтаже, может также быть использован вкачестве теплоизолирующего. Этим он отличается от многих других конкурирующих изделий.
Герметичные воздуховоды, такие как шумоглушители SonoDFA-SH, уже снабженыгерметичными концевыми частями.
При монтаже шумоглущаших воздуховодов следует иметь ввиду:
- Воздуховод должен быть надет на патрубок на длину не менее 50 мм. Для оптимального
звукопоглощения наденьте воздуховод на всю длину патрубка. - После герметизации лентой, надежно закрепите воздуховод хомутом.
Негерметичные воздуховоды монтируются таким же образом, как теплоизолированныевоздуховоды (см. рис. 4.9). Однако необходимо дополнительно прикрепить лентойполиэфирный разделитель к внутреннему воздуховоду с микроперфорацией. Послеэтого выполните описанные выше операции.
Для шумоглушащих воздуховодов,воздухонепроницаемость имеет более важное значение. Из-за микроперфорации наружнаяоболочка испытывает значительное давление. Возрастают потери давления, а коэффициентослабления шума уменьшается вследствие не полной герметизации воздуховода.Плохая герметизация может вызывать дополнительные шумы, а также дополнительные потеривоздуха (рис.11).
Реальные ситуации
В воздуховоде SonoDFA-S для предотвращения попадания частиц стекловолокна изизоляционного покрытия в систему предусмотрен слой полиэфира.
Этот слой (разделитель) должен быть закреплен на присоединительном патрубке алюминиевойлентой. Если он не будет закреплен должным образом, то при создании давления в системе онможет сдвинуться.
Не забудьте при монтаже соблюдать направление движения воздуха “по спирали” воизбежании повышенного уровня шума.
IV. МОНТАЖ ГИБКИХ ШУМОГЛУШИТЕЛЕЙ “DIAFLEX” (SonoDFA-SH).
- Шумоглушитель должен быть надет на патрубок на длину не менее 50мм.
- После герметизации лентой надежно закрепите воздуховод хомутом
- Следите за направлением движения воздуха “по-спирали”. В противном случае
характеристики шумоглушения ухудшаются, а износ воздуховода увеличивается. Это
направление указано на коробке, а так же цветными метками на самом воздуховоде.
V. ОГРАНИЧЕНИЯ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИБКИХ ВОЗДУХОВОДОВ.
С применением гибких воздуховодов связаны определенные ограничения. Некоторые изэтих ограничений связаны со строительными стандартами, с различными федеральными илокальными нормами и правилами.
Другие связаны с тем, что данная продукция не предназначена для использования вопределенных областях. В число прочих ограничений входят следующие:
а) Нельзя использовать в вертикальных стояках высотой более двух этажей.
б) Нельзя использовать в системах, где температура входящего воздуха превышает 2500F[1210С].
в) Необходимо монтировать воздуховоды в соответствии с их классификацией иособенностями.
г) При монтаже в огнестойкие конструкции полов/потолков, воздуховоды должнысоответствовать требованиям системы к огнестойкости.
д) В местах, где из-за электрических устройств, ископаемого топлива или солнечнойэнергии, возникает избыток тепла, воздуховоды должны устанавливаться с соблюдениемсоответствующих допустимых расстояний.
е) Соединительные воздуховоды и ни в каком случае не могут проходить через стены,перегородки или части вертикальных стояков, имеющие рейтинг огнестойкости больше1 часа, а также не должны проходить через полы.
ж) Не могут проходить через стены там, где требуется использование автоматическихпротивопожарных заслонок или клапанов дымоудаления.
з) Не могут использоваться на открытом воздухе, если материал воздуховода специально незащищен от воздействия солнечного света и погодных условий.
и) Не могут использоваться для вентиляции помещений для готовки, глажки и сушки белья,если это специально не указано производителем.
к) Не могут устанавливаться в бетонных конструкциях, в местах ниже уровня земли или вконтакте с землей.
л) Используются с учетом ограничений, заявленных производителем при прямом контакте сагрессивной средой или абразивными материалами.
И в завершении разрешите пожелать Вам удобства, быстроты монтажа и высокогокачества, при использовании изделий фирмы “DIAFLEX”.
Виды прокладочных материалов
Прокладки, используемые при установке элементов вентиляционных систем, играют существенную роль в плане герметизации.
Поэтому важно использовать наиболее подходящий материал или применять специальные герметизирующие составы.
Схема устройства воздуховода.
Для герметизации стыков наиболее часто используют:
- Шнур асбестовый (ГОСТ1779-83). Применяется в ходе монтажа для герметизации при температуре плоскостей не более 400°С. Производители предлагают данные изделия толщиной 0,7-32 мм. Чтобы изготовить прокладку, отрежьте кусок шнура нужной длины и уложите его на фланец. Далее пропустите через прокладку из асбеста болты, чтобы с обеих сторон их огибали нити. Хранить шнур необходимо в сухом месте.
- Пористая резина. Изготавливается из твердых каучуков, имеет высокие амортизирующие и герметизирующие свойства. Предлагаемая на рынке стройматериалов пористая резина может быть термостойкой (до 140°С), маслобензостойкой, а также устойчивой к воздействию агрессивных сред. Резина любого типа сохраняет свои качества в диапазоне от минус 30°С до 50°С.
- ПРК. Материал полимерного типа в виде ленты, имеющей толщину до 6 мм и ширину до 50 мм. Ленту располагают на зеркале фланца, прокалывают отверстия под соединительные болты и затягивают. Недостаток данного материала – большая жесткость, из-за чего отверстия под болты приходится прокалывать с помощью бородка.
- СТУМ. Термоусаживающиеся манжеты, также изготавливаемые из полимеров. Производители предлагают изделия диаметром 130-355 мм. Используют в температурном диапазоне – 40°С – 60°С.
- «Бутепрол». Невысыхающий состав, используемый при соединениях бандажного типа в круглых воздуховодах, по которым проходит воздушный поток, прогретый до 70°С.
- «Герлен». Нетвердеющая плоская лента, изготовленная из материала нетканого типа. Применяется при фланцевом типе соединения при температуре не выше 40°С. Выпускается в виде ленты длиной 12 м при ширине 80-200 мм.
- «Гелан». Синтетическая мастика, которая не высыхает и не твердеет. Хорошо подходит для герметизации оборудования вентиляционных систем.
Помимо уплотняющих герметизирующих прокладок, при соединении воздуховодов используют крепежные детали, к которым в первую очередь относятся болты, гайки, заклепки. Их размеры стандартизированы, материалом изготовления служит низколегированная или оцинкованная сталь. Для монтажа отдельных деталей оборудования иногда используют стальные самонарезающие винты с конической резьбой.
Государственные стандарты
Все правила сведены в государственные стандарты – ГОСТ, санитарные правила и нормы – СанПиН, своды правил – СП.
В указанных нормативных актах приводятся расчеты притока воздуха в различные типы помещений, которые зависят от разных факторов. Они регламентируют необходимые параметры воздухообмена и здорового микроклимата, а также устанавливают нормы установки вентиляционного оборудования и его функционирования.
Например, согласно ГОСТам, в среднем на один квадратный метр закрытого помещения должно приходиться до трех кубических метров свежего воздуха. Кроме того, на одного взрослого жильца предусмотрено до 30 кубометров в час. В них же указано, что для газифицированных кухонных помещений норма выше, чем для кухонь с электроплитами, – 90 кубометров в час против 60 кубометров. При этом для ванных комнат достаточно 25 куб. м/ч, а санузлов – до 50.
Кроме отечественных стандартов, существуют нормативные документы зарубежного сообщества инженеров Ashare. Если для обустройства собственного коттеджа планируется использовать вентиляционные системы американского производства, то следует ознакомиться именно с ними.
Первоначальный этап проектирования вентиляционных коммуникаций заключается в разработке технического задания, в котором обязательно указываются требования по обмену воздушных потоков в каждом помещении здания. Составление подобного документа требует определенных знаний, поэтому если нет уверенности в самостоятельной разработке, лучше пригласить специалистов.
Основные шаги по разработке.
- Определение нормативов по количеству поступаемого воздуха в каждое помещение. Этот параметр необходим для расчета габаритов и сечений воздуховодов, а также для проработки схемы их разветвлений. В дальнейшем с использованием расчетных данных первого этапа выбирают оптимальное решение для расположения вентиляционных каналов.
- Выбор метода подачи воздушных потоков. После анализа технических условий помещений, требований техники безопасности и желаний заказчика выбирают наиболее рациональный вариант. Он может быть естественный, принудительный или смешанный.
- Расчет распределения потоков внутри вентиляционного комплекса. На этом этапе рассчитывают необходимые мощности вентиляторов, объем воздуха, который должен пройти через определенную секцию, и потери каждого блока.
- Вычисление шумовых характеристик и расчет давления звука, которое оказывают воздушные потоки при движении по воздуховодам. Согласно СНиП, шум не должен превышать показатель 70 дБ.
- Завершающий этап – подготовка чертежей с полной детализацией и спецификой каждого узла системы.
На основе разработанного задания выбирается схема системы вентиляции. Необходимо согласовать и утвердить ее до внутренних отделочных работ здания, поскольку при ее внедрении потребуются дополнительные монтажные работы по бурению различных отверстий и каналов.
Следует помнить, что некоторые технические помещения требуют установки отдельного вентиляционного цикла. Например, котельная и бойлерная – по требованиям пожарной безопасности, гараж – по техническим требованиям. Методы решения могут быть разные, однако они должны соответствовать техзаданию, обеспечивать простоту монтажа и дальнейшей эксплуатации, то есть придерживаться следующих критериев.
- Количество узлов в системе должно стремиться к минимуму, поскольку чем меньше деталей, тем реже они ломаются.
- Сервисное обслуживание следует организовать таким образом, чтобы оно стало доступным для обычных пользователей – жильцов.
- Если регулировка воздухообмена и настройка микроклимата будут понятны неспециалистам, то это существенно повышает рейтинг оборудования в глазах покупателя, так как снижает затраты на его обслуживание.
- Вентиляционная система должна иметь резервные узлы, которые заменят основные при их поломке и во время техобслуживания.
- Не последним фактором является эргономика: комплекс необходимо грамотно вписать в интерьер дома.
Критерий №2 – по материалу изготовления
В зависимости от сферы использования могут применяться элементы вентиляционной системы, выполненные из разных материалов, а именно:
- оцинкованной стали;
- нержавеющей стали;
- различных видов полимеров;
- металлопластика.
Оцинкованные элементы хорошо подходят для эксплуатации в умеренном климате, при отсутствии агрессивных факторов. Нанесение цинка защищает сталь от ржавчины, что обеспечивает долговечность таких изделий.
Устойчивость к водяным парам препятствует возникновению плесени, благодаря чему этот вариант рекомендуется использовать в санузлах, учреждениях общественного питания и других местах с традиционно высоким содержанием влаги.
Воздуховодыиз нержавеющей стали (жаростойкой или тонковолокнистой) могут применяться для переноса воздушных потоков в агрессивной окружающей среде при сверхвысокой температуре – до 500°С.
Обычно такие элементы используются в тяжелой промышленности – металлургические, горнодобывающие и перерабатывающие предприятия.
Гладкий полимер позволяет потоку свободно скользить по трубам с минимальным давлением. Среди достоинств таких изделий можно также назвать легкость и пластичность, благодаря чему из него фабрикуются соединительные компоненты сложной формы
Пластиковые воздуховоды чаще всего выполняются из поливинилхлорида, который отлично показывает себя в агрессивном воздушном пространстве. Он хорошо выносит влагу, пары щелочей и кислот, благодаря чему полимерные элементы часто применяются в химической, пищевой индустрии, в фармацевтике.
К недостаткам пластиковых воздуховодов относится недостаточная стойкость к механическим повреждениям и невозможность использования при высоких температурах.
Металлопластиковые элементы изготовляются из комбинации металлических и пластиковых слоев, что гарантирует им отличные технические характеристики. Подобные изделия имеют легкий вес, эстетичный дизайн, к тому же, они обладают хорошими теплоизоляционными качествами. Минусом металлопластика можно считать довольно высокую стоимость.
Методы крепления воздуховодов
Существует 4 способа крепления воздуховодов:
- шпилька плюс профиль;
- шпилька и траверса;
- шпилька плюс хомут;
- перфолента.
Первый из этих методов любят использовать профессионалы. Используемый профиль имеет L или Z-образную форму. Вторым в основном крепят тяжелые воздуховоды. Снижает нагрузку на крепеж и обеспечивает дополнительную жесткую поддержку короба уголок‚ устанавливаемый под нижний угол.
В месте крепления профиля подкладывают уплотнители из резины. Они нужны для снижения шума и гашения вибрации.
На фото изображены способы крепления воздуховодов с использованием шпильки и разной формы профиля. Этот способ предпочитают всем остальным специалистыhttps://www.youtube.com/watch?v=u6K1O6EISXg
Когда выполняют монтаж тепло- и звукоизолированных воздуховодов‚ где ширина магистрали составляет больше 60 см‚ применяют второй способ крепления. Нагрузка от самого воздуховода приходится на траверсу, а от горизонтальных перемещений страхуют шпильки.
Для лучшей изоляции от шумов необходима и прокладка резинового профиля. Размещают его между телом воздуховода и траверсой.
Для установки круглых воздуховодов — простых либо изолированных используют третий способ — шпилька и хомут. На небольших участках воздуховода‚ выполненного из гибких труб‚ можно обойтись одними хомутами. Простой и дешевый способ — фиксация с помощью перфоленты.
Перфолента упрощает работу и позволяет выполнить монтаж воздуховодов за более короткое время. В ней предусмотрены отверстия для болтов и заклепок
Для круглого воздуховода из перфолент делают петлю, а для прямоугольного — подсоединяют ее к болтам. Применяют этот метод для систем с диаметром не более 20 см‚ т.к. конструкция не обладает достаточной жесткостью.
С тыльной стороны осуществляют фиксацию воздуховода прямо к потолочным конструкциям посредством анкерного соединения или с использованием струбцины.
Общие правила монтажа
Существуют документы, в которых прописаны требования к монтажу и работе воздуховодов. К ним относятся СП 60.13330 и СП 73.13330.2022. Первый называется «Отопление‚ вентиляция и кондиционирование» а второй — «Внутренние санитарно-технические системы зданий».
Кроме того‚ производители‚ выпускающие воздуховоды‚ прилагают к ним свои инструкции.
К требованиям, подлежащим неукоснительному исполнению‚ относятся:
- Полное растяжение гибких воздуховодов при их установке.
- Отсутствие провисаний во избежание потерь давления.
- Обязательное заземление т.к. магистраль имеет свойство копить статическое электричество.
- Не планировать монтаж гибких и полужестких воздуховодов, если вертикальный отрезок системы представляет собой трассу, охватывающую больше чем 2 этажа.
- Устанавливать исключительно жесткие трубы в цокольных этажах‚ подвалах‚ в конструкциях из бетона‚ в местах контакта с грунтом.
- На этапе проектирования и при монтаже гибких и прочих воздуховодов следует учитывать тот момент, что в работающей системе вентиляции траектория воздуха представляет из себя спираль.
- На поворотах закладывать радиус‚ равняющийся минимум двум диаметрам трубы.
- Через стены воздуховод проводить, используя специальные гильзы из металла и переходники.
- Поврежденный при установке воздуховод‚ подлежит обязательной замене.
Наиболее часто воздуховоды крепят к стенам‚ потолку‚ в пространстве между потолочными фермами. Неизменным остается то, что центра воздуховодов и плоскости конструкций должны оставаться параллельными по отношению друг к другу.
Нормативами регламентируется и минимальная дистанция от воздухопровода до других конструкций.
Минимальные расстояния можно взять из таблицы. Необходимо учесть, что при пересечении воздуховодами строительных конструкций все соединения должны быть удалены от точек прохождения не меньше чем на метр
При прокладке воздуховодов возможны 2 варианта. Первый — объединенные трубы составляют систему с общей отводящей трубой. Второй — каждое помещение имеет индивидуальный воздуховод.
Принцип действия
В былые времена строители даже не задумывались об установке вентилируемого конька, так как воздух естественным образом циркулировал через щели или зазоры в строительных материалах и конструкциях. Устройство современной кровли из металлочерепицы или профнастила требует практически полной герметичности, монтаж выполняется в виде своеобразного «пирога», в котором присутствует слой утеплителя, гидроизоляции и пароизоляции.
Такая конструкция не оставляет воздуху ни одной щелочки, и-за чего внутри дома устанавливается душный, влажный микроклимат. Чтобы решить эту проблему, нужно на этапе утверждения проекта разработать качественную вентиляцию. В зависимости от типа кровли есть 2 варианта вентиляционных систем:
- Естественные. Вентиляция естественного типа оборудуется для домов с «холодными» кровлями, в которых не отапливается чердак. При такой конструкции в скате крыши проделывают слуховые окна, необходимые для циркуляции воздуха. В этом случае неотапливаемый чердак выполняет функции «воздушной подушки», изолирующей нагретые помещения от холодной крыши. Монтаж конька с вентиляционными отверстиями выполняется при таких обстоятельствах крайне редко.
- Принудительные. Принудительная вентиляция работает по принципу конвекции, который гласит, что нагретый воздух всегда поднимается вверх. Кровли с отапливаемой мансардой из металлочерепицы, профнастила и рулонных материалов оборудуют коньковым аэратором, а также карнизными продухами, чтобы заставить воздушные массы циркулировать между помещением и атмосферой. Поток воздуха проникает в кровельную конструкцию через продухи, нагревается и поднимается под потолок, выходя через вентилируемый конек и освобождая место для свежего воздуха.
Принцип работы вентиляционной системы крыши
Работа принудительной вентиляции кровли
Важно! Принудительная вентиляция разрабатывалась на основе физических свойств газа. Для ее функционирования не нужны источники питания, так как тяга создается согласно закону конвекции: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Чтобы добиться максимальной эффективности вентиляционной системы, ее элементы размещают равномерно по всей площади крыши из профнастила, металлочерепицы или рулонных материалов.
Принцип классификации воздуховодов
Воздуховодами называют систему труб, приспособленную для движения по ней воздушного потока и устроенную определенным образом.
Их применяют при монтаже систем вентиляции в домах‚ сети воздуховодов образуют системы вентиляции и кондиционирования‚ с их помощью подключают промышленные и кухонные вытяжки‚ используют в системах воздушного отопления.
Исходя из конструктивного исполнения‚ их делят на круглые и прямоугольные. Круглые воздуховоды эргономичны‚ воздух движется по ним почти бесшумно‚ вибрация при работе незначительная.
Соединяют элементы воздуховода с круглым сечением без использования дополнительных элементов.
Прямоугольное сечение воздуховода предпочтительнее тогда, когда систему нужно сделать незаметной, спрятав ее под отделкой.
Этим и удовлетворительным уровнем пропускной способности обусловлен их выбор при устройстве системы вентиляции в жилых домах. Кроме того, воздуховоды бывают жесткими и гибкими.
Металлические воздуховоды с прямоугольной формой сечения в разрезе имеют типовые размеры‚ колеблющиеся в пределах от 10 х 10 до 400 х 320 см. Прямые звенья имеют длину от 1 до 2.5 м
У первых сечение может быть как круглым‚ так и прямоугольным‚ а вторые в разрезе имеют только круг. Их использование уместно в точках разветвления. Производят гибкие воздуховоды (гофру) в основном из алюминиевой фольги‚ полиэфира‚ хотя есть и изделия из силикона‚ текстиля‚ резины, устойчивой к агрессивной химии.
К вентиляторам‚ приточным и вытяжным анемостатам‚ решеткам их подсоединяют напрямую, но иногда, чтобы связать такой воздуховод с основной системой‚ дополнительно нужны соединительно-монтажные детали.
Внутри поверхность гибких воздуховодов не отличается особой гладкостью, поэтому повышенное аэродинамическое сопротивление создает дополнительные шумы.
Гибкие воздуховоды могут быть как каркасными‚ так и бескаркасными. Каркас образует проволока — полимерная либо стальная. Свитую в пружину проволоку‚ покрывают синтетическим материалом‚ фольгированной лентой или полимером. Этот вид труб иногда оснащают покрытием — теплоизоляционным или шумопоглощающим
Структура у гибких воздуховодов многослойная. Для большей жесткости между слоями размещают стальную проволоку. Наиболее часто вентканалы в жилых домах прокладывают из труб ПВХ‚ обладающих высокими звукопоглощающими и теплоизоляционными характеристиками.
Применяют гофру в тем местах, где скорость движения воздушной массы не превышает 30 м/с‚ а давление не выше 5 т. Па.
Воздуховодные каналы по своей конструкции могут быть встроенными‚ в виде вентиляционных шахт‚ и внешними‚ проложенными по стенам и потолкам. Первые располагают внутри стен.
Чтобы они работали эффективно их поверхность внутри должна быть максимально гладкой‚ тогда воздух будет циркулировать свободно‚ не натыкаясь ни на какие помехи. Внизу шахта имеет отверстие‚ позволяющее очищать воздуховод.
Подвешенные и приставные короба используют для устройства внешних воздуховодов. Они представляют собой сборку, состоящую из труб и соединителей, различных по размеру и форме. Исходя из такого признака‚ как наличие изоляции‚ воздуховоды бывают изолированными и без изоляции.
Основываясь на дизайне помещений и конструктивных особенностях строения‚ останавливают выбор на каком-то конкретном виде воздуховодов.
а-з – установка горизонтальных воздуховодных каналов; и-к – вертикальных каналов; а, и – крепление к стенам; б, в, г, к – фиксация к колоннам; д, в – к перекрытиям; е, з – к формам и прогонам. Конструктивные элементы: 1 – консоль; 2 – тяга; 3 – хомут; 4 – воздуховод; 5 – траверса; 6 – стяжной болт; 7 – накладка
Установке системы должен предшествовать качественный аэродинамический расчет. Потребуется определить давление в системе‚ объем воздушных масс‚ проходящих по воздуховоду‚ его сечение‚ тип воздухообмена.
Устройство теплоизоляционного слоя
Для изоляции воздуховодов и газоходов рекомендуется применять фольгированные материалы. Такой тип изоляции обеспечивает надежную тепло– и пароизоляцию и имеет законченный внешний вид.
Крепление матов к корпусу воздуховода возможно на приварные штифты с прижимными шайбами или при помощи бандажей.
Крепление на приварные штифты
Перед началом работ необходимо подготовить корпус воздуховода для импульсной конденсаторной сварки.
Для этого следует очистить корпус от грязи и при необходимости обезжирить. Покрашенные или грунтованные воздуховоды необходимо зачистить в местах установки приварных штифтов.
ВАЖНО! Перед началом сварочных работ ознакомьтесь с инструкцией по использованию сварочного аппарата. Необходимо правильно подобрать сварочную головку в зависимости от типа приварных штифтов и напряжение на аппарате, в зависимости от толщины корпуса воздуховода.
Возможны два способа крепления теплоизоляционного покрытия при помощи приварных штифтов: штифты привариваются к корпусу воздуховода, после на них навешивается теплоизоляционный мат и фиксируется прижимными шайбами, или воздуховод оборачивается матом и производится крепление путем приваривания штифтов с шляпкой непосредственно через теплоизоляционное покрытие.
1 способ
При помощи аппарата контактной импульсной конденсаторной сварки штифты привариваются к воздуховоду с шагом не более 350 мм по длине и периметру и отступом от края не более 100 мм.
ВАЖНО! Для сварки используются только ровные прямые штифты. При необходимости их необходимо выпрямить, чтобы они беспрепятственно вставлялись в сварочный аппарат.
Для подготовки теплоизоляционного мата к монтажу его необходимо выкроить при помощи ножа таким образом, чтобы мат перекрывал весь воздуховод по периметру целиком.
Навешиваем маты так, чтобы не погнуть приварные штифты. При этом следует располагать маты таким образом, чтобы траверса и фланцевые соединения воздуховодов находились под плоскостью мата, а не в стыках. Маты должны плотно прилегать к поверхности воздуховода.
Фиксируем теплоизоляционный слой прижимными шайбами. Надеваем шайбу на штифт и срезаем оставшуюся часть, оставив 2–3 мм, или закрываем защитным колпачком. При применении фольгированных матов место прокола и все стыки матов проклеиваются самоклеящейся алюминизированной лентой.
2 способ
Производим выкройку теплоизоляционного мата таким образом, чтобы мат перекрывал весь воздуховод по периметру, и оборачиваем им воздуховод.
Приварные элементы, состоящие из стальной шпильки и шайбы, привариваем через толщу изоляционного материала к корпусу воздуховода при помощи импульсного конденсаторного сварочного аппарата, с шагом не более 350 мм и отступом от кромки воздуховода не более 10 мм.
После крепления матов необходимо проклеить поперечные и продольные швы матов алюминиевым скотчем. А также загерметизировать места прокола крепежными элементами. При использовании Матов Прошивных ТЕХНО следует сшить стыки матов стальной проволокой.
Крепление бандажами
Если не допускается приварка штифтов к воздуховодам, то в качестве крепления возможно использовать бандажи из стальной ленты 0,8–2,0 мм и шириной 15–30 мм или проволоку диаметром 1,0–2,0 мм. Производим раскрой мата таким образом, чтобы мат перекрывал весь воздуховод по периметру и оборачиваем им воздуховод.
Производим фиксацию теплоизоляции при помощи ленты или вязальной проволоки. Рекомендуется устраивать прокладки под бандажи с целью предотвращения повреждения пароизоляционного слоя. В качестве прокладки возможно применение алюминиевого скотча.
ВАЖНО! При применении Цилиндров ТЕХНО для изоляции воздуховодов и газоходов круглого сечения возможно крепление только бандажами. Технология монтажа аналогична установке на трубопровод.