Сальвадор Дали. Постоянство памяти (Алина Алексеева-Маркезин) / Проза.ру

Сальвадор дали постоянство памяти (мягкие часы): описание, значение, история создания

Постоянство памяти Сальвадора Дали или, как принято в народе, мягкие часы — это, пожалуй, самая попсовая картина мэтра. Не слышали о ней только те, кто находится в информационном вакууме в какой-нибудь деревеньке без канализации.

Ну что же, начнем нашу «историю одной картины», пожалуй, с ее описания, так любимого адептами бегемотописи. Кто не понял о чем я, беседы о бегемотописи — это угарный ролик, особенно для тех, кто хоть раз общался с искусствоведом. Есть на ютубе, гугл в помощь. Но вернемся к нашим баранам Сальвадорам.

Та самая картина «Постоянство памяти», другое название «Мягкие часы». Жанр картины — сюрреализм, ваш капитан очевидность всегда готов к услугам. Находится в Нью-Йоркском музее современного искусства. Масло. Год создания 1931. Размер — 100 на 330 см.

Еще про Сальвадорыча и его картины

Постоянство памяти сальвадора дали, описание картины

На картине изображен безжизненный пейзаж небезызвестного Порт-Льигата, где Сальвадор провел значительную часть своей жизни. На переднем плане в левому углу имеется кусок чего-то твердого, на котором, собственно, расположилась пара мягких часов.

Одни из мягких часов стекают с твердой штуки (то-ли скала, то-ли затвердевшая земля, то-ли черт знает что), другие часы расположились на ветке трупика давно почившей в бозе оливы.

Вот эта красная непонятная фигня в левом углу — это твердые карманные часы, пожираемые муравьями.

В середине композиции видно аморфную массу с ресницами, в которой, тем не менее, без особого труда можно рассмотреть автопортрет Сальвадора Дали. Похожий образ присутствует на столь многих картинах Сальвадорыча, что не узнать его довольно трудно (например в картине Великий мастурбатор) Мягкий Дали обернут мягкими часами, как одеялком и, судя по всему, спит и видит сладкие сны.

На заднем плане обосновались море, прибрежные скалы и опять кусок какой-то твердой голубой неведомой фигни.

Описание картины «постоянство памяти» с.дали. «постоянство памяти» сальвадор дали писал на пике увлечения теориями фрейда постоянство памяти описание картины

Даже если вы не знаете, кто написал картину «Постоянство памяти», вы точно ее видели. Мягкие часы, сухое дерево, песочная коричневая цветовая гамма — узнаваемые атрибуты полотна сюрреалиста Сальвадора Дали. Дата создания — 1931 год, написана маслом на холсте ручной работы. Размер небольшой — 24х33 см. Место хранения — Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Творчество Дали пропитано вызовом привычной логике, естественному природному порядку вещей.

Художник страдал нарушением психики пограничного характера, приступами параноидального бреда, что отражалось на всех его работах. «Постоянство памяти» — не исключение.

Картина стала символом переменчивости, зыбкости времени, содержит себе скрытый смысл, трактовать который помогают письма, записки, автобиография сюрреалиста.

Дали относился к полотну с особым трепетом, вкладывал личное значение. Такое отношение к миниатюрной работе, завершенной буквально за два часа — важный фактор, способствовавший ее по пулярности.

Немногословный Дали после создания своих «Мягких часов» достаточно часто говорил о них, вспоминал историю создания в автобиографии, пояснял значение элементов в переписках, записях.

Искусствоведы, собиравшие упоминания, благодаря этому полотну смогли проводить более глубокий анализ остальных работ известного сюрреалиста.

Описание картины

Образ плавящихся циферблатов знаком каждому, но детальное описание картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти» вспомнят не все, а к некоторым важным элементам даже не станут присматриваться. В этой композиции имеют значение каждый элемент, цветовая гамма, общая атмосфера.

Написана картина коричневыми красками с добавлением голубых. Переносит на жаркое побережье — твердый скалистый мыс расположен на заднем плане, у моря. Около мыса можно рассмотреть яйцо. Ближе к среднему плану находится зеркало, перевернутое гладкой поверхностью вверх.

Дали

На среднем плане иссушенное дерево оливы, с обломанной ветки которого свисает гибкий циферблат часов. Рядом запечатлен образ автора — расплывшееся, словно моллюск, создание с закрытым глазом и ресницами. Поверх элемента расположились еще одни гибкие часы.

Третий мягкий циферблат свисает с угла поверхности, на которой произрастает сухое дерево. Перед ним — единственные твердые часы всей композиции. Они перевернуты циферблатом вниз, на поверхности задней части — многочисленные муравьи, образующие форму хронометра. Картина оставляет много пустых пространств, не требующих заполнения дополнительными художественными деталями.

То же изображение было взято за основу картины «Распад постоянства памяти», написанной в 1952-54 годах. Сюрреалист дополнил его другими элементами — еще одним гибким циферблатом, рыбой, ветками, большим количеством воды. Эта картина и продолжает, и дополняет, и противопоставляется первой.

11 скрытых символов «постоянства памяти», узнав о которых вы начнете понимать и другие картины дали

  • Какую женщину мужчины разных эпох считали идеалом. Текст, после которого не захочется подгонять себя под любые рамки
  • 20 хитростей от изобретательных людей, которые точно знают, что делать с ненужными вещами
  • 17 чемпионов по милоте, которые готовы посоперничать с котиками за 1-е место
  • 9 причин, почему мы выглядим моложе, чем наши родители в том же возрасте
  • Почему слова «жена-хозяйка» и «муж-добытчик» разрушают отношения в семье быстрее, чем ссоры
  • 20 показательных примеров того, как мы можем меньше загрязнять планету
  • Как простой электрик открыл приют, чтобы спасти тысячи собак и решить проблему, с которой не справилась целая страна
  • 15 неловких СМС-переписок c людьми, которым никак не дается мастерство флирта
  • 30 животных, которые своими пушистыми лапками разгонят все хмурые тучи над вами
  • Я 15 лет проработал на телевидении и готов рассказать о том, что скрыто от зрителей
  • Что станет с людьми, если ученые наконец поймут, как побороть старость
  • 9 жестких правил жизни, которые больно бьют по женскому самолюбию
  • 20 свекровей, которые помешаны на опеке и обожают лезть в чужую жизнь
  • 15 фильмов, о которых будут говорить все в 2020 году (Сохраните себе список, чтобы не потерять)
  • 19 родителей, которые достойны всех премий за искрометное чувство юмора
  • У меня 2 мужа, а у них 4 жены на двоих. Я полиамор и готова рассказать все об открытых отношениях

Анализ картины «постоянство памяти»

Основным фоном полотна является пейзаж. Сальвадор Дали изначально работал над простым изображением окрестностей Порт-Льигата и лишь позднее добавил различные детали.

Написана картина в голубых и коричневых тонах. Подобное сочетание весьма приятно глазу и сразу настраивает созерцающего на задумчивый, немного печальный лад.

Композиция картины довольно необычна и благодаря этому привлекательна. На полотне можно заметить большое количество пустых мест, но это не портит восприятие. Подобный ход художника лишь помогает сконцентрироваться на личных ощущениях, мыслях и восприятии.

Вторая картина с мягкими часами – «распад постоянства памяти» («дезинтеграция постоянства памяти»)

Спустя 23 года, в 1954 году, Сальвадор Дали вернулся к «Постоянству памяти», но на сей раз его работа кардинально отличалась от прежней. «Дезинтеграция постоянства памяти» показывает, насколько сильно изменился художник. Трансформировались его эстетические взгляды и идеи. Сюрреализм более не властен над ним. Отныне только классицизм!

Во всем мире наступила эра физики, и Дали не мог остаться в стороне от этого. Теперь его занимали поиски новых способов самовыражения, а также интерес к науке и ее составляющим. Поскольку стало иным восприятие мира, художник чувствовал, что надо изменить и концепцию знаменитого «Постоянства памяти».

Другие образы картины

Не меньше вопросов вызывает нечто, напоминающее спящий объект. На нём явственно проступают закрытые глаза с ресницами и нос с горбинкой. Дали в такой подаче видел свой портрет, причём подобный образ присутствует и на некоторых других его картинах. Кроме того, состояние сна для художника было особенным. Дали писал:

Зеркало

На заднем плане лежит горизонтальное зеркало. Оно постепенно переводит взгляд наблюдающего с неба и моря на берег. Помимо этого, оно показывает зыбкость и частую переменчивость субъективного и объективного мира, их непостоянство.

Мягкие часы

Символизируют нелинейное время, заполняющее пространство противоречивым течением. Для Дали была очевидной связь времени с пространством, он не считал эту идею революционной.

Мягкие циферблаты связаны также с идеями философа античности Гераклита об измерении времени течением мысли.

О греческом мыслителе и его идеях Дали думал, создавая картину, в чем признавался в письме физику Илье Пригожину.

Текучих циферблатов изображено три штуки. Это символ прошлого, настоящего и будущего, смешанных в единое пространство, говорящих об очевидной взаимосвязи.

Пустынный берег

Это один из немногих символов, которые легко понять. Пустынный берег – символ одиночества и тоски. Многие художники через сочетание опустевшего берега и моря так показывают свои чувства.

Расплывшееся лицо с ресницами

Сюрреалистический автопортрет автора, погруженного в вязкий мир сновидений и человеческого бессознательного. Расплывающийся глаз с ресницами закрыт — художник спит. Он беззащитен, в бессознательном его ничто не сковывает.

Формой напоминает моллюска, лишенного твердого скелета. Сальвадор говорил, что беззащитен, словно устрица без раковины, сам. Его защитной раковиной была Гала, умершая раньше.

Растекшийся объект

Хоть с первого взгляда и не скажешь, но растекшийся объект на среднем плане – лицо самого художника. Глаза закрыты, а на лице расположились вторые мягкие часы, обозначающие, что Дали тут погружен в умиротворенное состояние сна.

Сальвадор дали постоянство памяти, анализ картины и значение образов

Лично мое мнение, что картина символизирует именно то, что заявлено в ее названии — постоянство памяти, в то время, как время скоротечно и быстро «расплавляется» и «стекает» как мягкие часы или пожирается, как твердые. Как там говорится, иногда банан — это просто банан.

Все, что можно сказать с некоторой степенью достоверности, так это то, что Сальвадор написал картину в то время, как Гала пошла развлекаться в кинотеатр, а он остался дома из-за приступа мигрени.

Идея картины пришла к нему через некоторое время после поедания мягкого сыра «Камамбера» и размышлений о его «супермягкости». Все это — со слов Дали и потому ближе всего к правде.

Хотя мэтр был еще тот балабол и мистификатор и его слова следует фильтровать через мелкое-мелкое сито.

Сальвадор дали. постоянство памяти (алина алексеева-маркезин) / проза.ру

     САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ И САМАЯ ОБСУЖДАЕМАЯ КАРТИНА ДАЛИ “Постоянство памяти”.Работа очень маленькая 24х33см.

    Раз уж мы заговорили о творчестве Дали,то посмотрим одну из его картин.Картина Дали “Постоянство памяти” находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке с 1934 года.Известна также как «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти» или «Течение времени» или «Время».

    На этой картине изображены часы,как символ человеческого переживания времени,памяти.Здесь они показаны в больших искажениях,какими иногда бывают наши воспоминания . Дали не забыл и себя,он так же присутствует в виде спящей головы,которая появляется и в других его картинах. В этот период Дали постоянно отображал образ пустынного берега, этим он выражал пустоту внутри себя.

   Эта пустота заполнилась, когда он увидел кусок сыра кемембер. “…Решив написать часы, я написал их мягкими.

    Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень – чрезвычайно редкое у меня недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома.

     Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как “супермягок” плавленный сыр.

   Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом.

     На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж – основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил.

     Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально “увидел” решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу.

    Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена.
Картина стала символом современной концепции относительности времени. Спустя год после экспозиции в парижской галерее Пьера Коле картина была куплена нью-йоркским Музеем современного искусства.

    В картине художник выразил относительность времени и подчеркнул удивительное свойство человеческой памяти,которая позволяет нам снова переноситься в те дни,которые давно уже остались в прошлом.

РАССМОТРИМ КАРТИНУ В ДЕТАЛЯХ.(Суждения различных искусствоведов)

1.МЯГКИЕ ЧАСЫ НА СТОЛЕ.

Символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство. Трое часов на картине — это прошлое, настоящее и будущее.

2.РАСПЛЫВШИЙСЯ ОБЪЕКТ С РЕСНИЦАМИ.

    Это автопортрет спящего Дали. Мир на картине — это его сон, смерть объективного мира, торжество бессознательного. «Взаимосвязь между сном, любовью и смертью очевидна, — писал художник в автобиографии. — Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта». По мнению Дали, сон освобождает подсознательное, поэтому голова художника расплывается, как моллюск, — это свидетельство его беззащитности.

3.Твердые часы,лежат слева циферблатом вниз. Символ объективного времени.

4. МУРАВЬИ — символ гниения и разложения. По словам Нины Геташвили, профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества, «детское впечатление от летучей мыши подранка, кишащей муравьями.

5.МУХА. По словам Нины Геташвили, «художник именовал их феями Средиземноморья. В «Дневнике одного гения» Дали писал: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

6.ОЛИВА

Для художника это символ античной мудрости, которая, к сожалению, уже канула в Лету (поэтому дерево изображено сухим).

7.МЫС КРЕУС

      Этот мыс на каталонском побережье Средиземного моря, недалеко от города Фигераса, где родился Дали. Художник часто изображал его на картинах. «Здесь, — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз (перетекания одного бредового образа в другой. — Прим. ред.)… Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».

8.МОРЕ

    Море для Дали символизировало бессмертие и вечность. Художник считал его идеальным пространством для путешествий, где время течет не с объективной скоростью, а в соответствии с внутренними ритмами сознания путешественника.

9.ЯЙЦО

    Как считает Нина Геташвили, Мировое Яйцо в творчестве Дали символизирует жизнь. Его образ художник позаимствовал у орфиков — древнегреческих мистиков. Согласно орфической мифологии из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

10.ЗЕРКАЛО, лежащее горизонтально слева. Это символ переменчивости и непостоянства, послушно отражающий как субъективный, так и объективный мир.

        Внимание к работе вызвано еще и тем, что сам автор выступил с разъяснениями относительно содержания своей работы. Обычно немногословный и скупой на комментарии художник, в этот раз был необыкновенно разговорчив. Каждое слово великого мистификатора использовалась искусствоведами для анализа всех других работ сюрреализма.
Для многих может показаться странным, что именно эта миниатюрная работа художника стала самой знаменитой его картиной. Но и сам автор относился к этому полотну с особой теплотой. Она всегда была предметом его гордости.

Синдром поиска глубинного смысла

Вот это вот все ниже — творение сумрачных гениев с простора интернета и я не знаю, как к этому относиться. Документальных подтверждений и высказываний Сальвадора по этому поводу я не нашел, так что не принимайте за чистую монету. Но некоторые предположения красивы и имеют место быть.

При создании картины Сальвадор, возможно, вдохновлялся расхожим античным изречением «Все течет, все меняется», которое приписывают Гераклиту. Претендует на некоторую степень достоверности, так как Дали был не понаслышке знаком с философией античного мыслителя. У Сальвадорыча даже есть украшение (ожерелье, если я не ошибаюсь), которое называется фонтан Гераклита.

Существует мнение, что трое часов на картине — это прошлое, настоящее и будущее. Вряд ли это действительно так задумывалось Сальвадором, но идея красивая.

Твердые часы, возможно — это время в физическом понимании, а мягкие часы — субъективное, воспринимаемое нами время. Больше похоже на правду.

Мертвая олива — это, якобы, символ античной мудрости, канувшей в Лету. Это, конечно, интересно, но, учитывая то, что в начале Дали просто написал пейзаж, а идея вписать все эти сюрреалистические образы пришла к нему гораздо позже — видится весьма сомнительным.

Скалистый мыс

Символов постоянства в мире изобразительного искусства довольно много. Однако Дали выбрал для его олицетворения именно скалистый мыс. Твердый, никуда не исчезающий и не меняющийся. Отличное сравнение, учитывая, что мыс Креус находится недалеко от дома Дали. Еще не раз этот мыс промелькнет в творчестве живописца.

Сочинение по картине айвазовского «буря на черном море»

Иван Константинович Айвазовский знаменит своими картинами, на которых он изображает природную стихию во всем величии. Больше всего меня впечатлило его полотно «Буря на Черном море».

Эта картина притягивает к себе мой взгляд и вызывает в душе смятение и ужас.

Она завораживает меня, заставляет всматриваться и тут же испуганно отводить взгляд, чтобы потом снова посмотреть и ощутить преклонение перед огромной силой природной стихии.

На этой картине изображен жуткий морской шторм, который швыряет из стороны в сторону крохотный кораблик.

Подробнее…

Сочинение по картине венецианова «вот-те и батькин обед»

Выдающийся русский живописец Алексей Гав­рилович Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве, в купеческой семье. О жизни художника мало сведений. Он стал заниматься живописью уже во взрослом возрасте. Сам он писал о себе: «Я не воспи­танник Академии, не готовил себя быть художником и стал им, любя художество».

На самом деле все картины Венецианова велико­лепны. Он создал множество произведений на тему крестьянской жизни. В 1820 году художник покинул Москву, стал жить в небольшом имении Сафонково в Тверской губернии. Здесь он написал много удивительных картин.

Подробнее…

Сочинение по картине герасимова “после дождя”

Чистота, свежесть, жизнеутверждение в природе и в душе художника — чувства, которые передает картина “После дождя” А. М. Герасимова.

Созерцание этого полотна не может не породить в нашей душе ощущение бодрящей новизны, ведь омытый дождем привычный окружающий мир неизменно заставляет нас по-новому взглянуть на будничные вещи, и этот новый взгляд не только приносит открытие удивительного в повседневности, но и в душе человека. Мастерство и точность в передачи состояния природы и человека — главное, что привлекает нас в этой картине.

Подробнее…

Сочинение по картине дали “постоянство памяти” — сочинения, рефераты, доклады на все темы

В 1932 году Н. К. Рерих пишет картину «Святой Сергий Радонежский», Великий подвижник и заступник Земли Русской, особо почитавшийся в семье Рерихов, изображен стоящим на пологом холме с моделью храма в руках.

У подножия холма — русские полки, выступающие в поход под алыми стягами. За ними — соборы и звонница Троице-Сергиевой лавры, повторяющие своими очертаниями силуэты виднеющихся вдали на фоне золотисто-фиолетового неба гор.

Суровость образного строя подчеркнута жестким графичным рисунком и аскетично-сдержанным колоритом.

Подробнее…

Сочинение по картине дали «постоянство памяти»

Великолепная картина Сальвадора Дали наполнена глубокой таинственностью. На картине изображены 3 пары часов, часы это некое временное пространство, по которому течет течение нашей жизни.

А именно это прошлое, будущее и конечно же настоящее. Постоянно в нашей памяти будет наше прошлое и наше настоящее, будущее ожидает каждого из нас и мы в праве видеть его таким, каким мы его хотим видеть.

Автор хотел показать нам непрерывную связь между пространством и временем.

На картине автор изобразил себя это расплывчатый комок с ресницами.

Сочинение по картине маковского “узник”

Во многих своих картинах, художник отражает тематику движение народовольцев в России. Эта работа связана напрямую с политической борьбой. Она была нарисована в 1882 году.

Историки и критики считают Маковского реалистом, потому что он показывает жизнь, обличая всю правду. На этой картине мы видим человека, которому приходиться отбывать наказание за свои высоко-общественные идеалы, за то, что он мыслит не так, как хотелось бы его правителям.

Маковский не уделяет много внимания мелким деталям, он сосредоточен на построении общего образа главного героя.

Подробнее…

Сочинение по картине маковского «первый фрак»

Владимир Егорович Маковский — великолепный художник, непревзойдённый мастер жанрово-быто­вых сцен.

С самого детства юный Маковский был окружён творческими людьми, поскольку его отец являлся одним из зачинателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

В пятнадцать лет Владимир поступил в художественное училище, которое основал его отец. Спустя ещё девять лет Маковский сам стал членом «Товарищества передвижных художественных выставок».

Появление этой творческой группы во второй половине XIX века ознаменовало рождение независимого русского искусства, свободно­го от академизма и жёстко установленных канонов.

Подробнее…

Сочинение по картине ржевской «музыка»

Антонина Леонардовна Ржевская — замечательная русская художница, являющаяся членом «Товарищества передвижных художественных выставок».

Антонина Леонардовна — вторая и последняя женщина-художник, ставшая экспонентом этого творческого объединения, правда, впоследствии она перестала быть его членом, из-за несогласия с их программой. Родилась Ржевская в бедной дворянской семье в селе Шалепники Тверской губернии.

Когда умер отец семейства Ржевских, мать с тремя детьми переехала в Тверь. Там юная Антонина обучалась в Мариинской женской гимназии. Затем переехала в Москву, училась в пятой гимназии.

Подробнее…

Судьба художника

Дали — автор более 1500 художественных произведений. Картины, иллюстрации, литографии, графика, скульптуры, театральные декорации и костюмы, ювелирные украшения.

Создавая все это разнообразие, Дали придумал и себя — от усов до истеричного поведения. Он видел, как много талантливых людей, которых не заметили. Поэтому о себе художник напоминал регулярно в самой эксцентричной из возможных манер.

Сухое дерево

Дерево с поломанной ветвью – олива – типичный символ Древней Греции и ее философов. Оно напоминает снова об идеях Гераклита и его теории течения времени. Однако нетрудно заметить, что дерево высохшее, без плодов и листьев. Это обозначает, что век греческой философии прошел, настало время для новых идей.

Сюжет

Дали как настоящий сюрреалист своей картиной погружает нас в мир снов. Суетливых, беспорядочных, мистических и в то же время кажущихся понятными и реальными.

С одной стороны, знакомые часы, море, скалистый пейзаж, высохшее дерево. С другой, их вид и соседство с другими, слабо идентифицируемыми предметами, оставляет в недоумении.

На картине трое часов: прошлое, настоящее и будущее. Художник следовал идеям Гераклита, который полагал, что время измеряется течением мысли. Мягкие часы — символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство.

Твердые часы, кишащие муравьями, — это линейное время, которое само себя пожирает. Образ насекомых как символ гниения и разложения преследовал Дали с детства, когда он увидел, как насекомые копошились на тушке летучей мыши.

А вот мух Дали называл феями Средиземноморья: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

Тайна символов в картине сальвадора дали “постоянство памяти”

Взято у skrust

В самом начале августа 1929 года еще молодой Дали познакомился со своей будущей супругой и музой Галой. Их невероятный союз стал залогом успеха Дали и оказал влияние на все его творчество в том числе и картину «Постоянство памяти».

(1) Мягкие часы — символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство. Трое часов на картине — это прошлое, настоящее и будущее.

«Вы спросили меня, — писал Дали физику Илье Пригожину, — думал ли я об Эйнштейне, когда рисовал мягкие часы (имеется в виду теория относительности. — Прим. ред.).

Я отвечаю вам отрицательно, дело в том, что связь пространства и времени давно была для меня абсолютно очевидной, поэтому ничего особенного в этой картине для меня не было, она была такой же, как любая другая… К этому я могу добавить, что я много думал о Гераклите (древнегреческий философ, который полагал, что время измеряется течением мысли. — Прим. ред.). Именно поэтому моя картина носит название «Постоянство памяти». Памяти о взаимосвязи пространства и времени».

Тайный смысл

Для понимания тайного смысла полотна «Постоянство памяти», потребуется присмотреться к каждому атрибуту изображения по отдельности.

Твердые часы

Рядом с третьими плавящимися часами лежат единственные твердые часы. Они перевернуты циферблатом вниз и визуально противопоставлены мягким часам. Если последние изображены в сдержанных голубых тонах, то эти часы – оранжевые, броские. Символизируют прямолинейное время.

Цветовая гамма

Превалируют коричневые песочные тона, создающие жаркую атмосферу. Им противопоставлены холодные голубые оттенки, смягчающие пессимистическое настроение композиции. Цветовая гамма настраивает на меланхоличный лад, становится основой ощущения печали, остающегося после просмотра картины.

Часы на картине

Но что же художник хотел сказать столь странными образами? Конечно, главный акцент картины сделан на растекающиеся часы. Как считают искусствоведы, это необычное воплощение позволяет нам уйти от линейного понимания времени.

Что интересно, три мягких циферблата олицетворяют три времени – прошлое, настоящее и будущее. Часы, висящие на дереве, – это прошлое. Те, что расположены на столе, символизируют настоящее, а вот циферблат на спящем объекте – это будущее время.

Однако не только часы вызывают интерес зрителя. Важную роль на картине играет цвет. Посмотрите, как много здесь оттенков жёлтого, коричневого. Они словно создают ощущение раскалённой пустыни, в которой и происходит действие.

На переднем плане можно увидеть оранжевый овал. Это тоже часы, однако они не имеют растекающейся формы. Они не отождествляются с разными временами, что находятся в одной плоскости. Это – некий статичный элемент. Однако сам художник не признаёт такого времени. Он специально кладёт часы циферблатом вниз, а поверх предмета располагает муравьёв.

Главный акцент картины на растекающиеся часы позволяет нам уйти от линейного понимания времени
Главный акцент картины на растекающиеся часы позволяет нам уйти от линейного понимания времени
Гибкие материалы:  Диагностика по ногтям: как определить заболевание по ногтевой пластине | Университетская клиника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *