«сфера применения чрезвычайно широка»
В беседе с RT коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков отметил, что появление «Гибки-С» в Вооружённых силах РФ позволит упростить задачу прикрытия мотострелковых подразделений на марше. По его словам, в Сухопутных войсках данную функцию наиболее качественно выполняет ЗРК «Тор-М2», однако его не всегда удаётся привлекать к выполнению боевых миссий.
«Естественно, «Гибка-С» заметно уступает по характеристикам «Тор-М2». Однако её преимущество заключено в компактности и дешевизне. При необходимости комплекс можно выпускать крупными партиями и относительно легко монтировать на широко распространённые в армии «Тигры», — сказал Леонков.
Как полагает аналитик, на современном театре военных действий большую опасность для подразделений Сухопутных войск представляют беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Их активно используют незаконные вооружённые формирования Ближнего Востока для организации диверсий и терактов.
«Как показывает практика, беспилотники могут буквально подкрадываться к армейским колоннам или местам базирования, где располагается дорогостоящая техника или личный состав. Они сбрасывают взрывчатое устройство или врезаются в цель. Я думаю, что «Гибка-С» в первую очередь будет обеспечивать защиту от БПЛА», — рассуждает Леонков.
Военный эксперт Дмитрий Литовкин в разговоре с RT обратил внимание на актуальность мониторинга разнообразных летательных аппаратов. По его мнению, даже небольшие мобильные подразделения должны иметь возможность получать информацию о состоянии воздушной обстановки.
«Сейчас велика потребность в компактных средствах разведки и мониторинга воздушного пространства. Эту задачу отчасти решает «Гибка-С», которая устанавливается на бронированные внедорожники «Тигр». Комплекс способен защитить мотострелковое или десантное подразделение от главных врагов — беспилотников и вертолётов», — сообщил Литовкин.
Аналитик подчеркнул, что «Гибка-С» значительно эффективнее традиционных ПЗРК. Она позволяет обнаруживать цели в автоматическом режиме, снимает с военнослужащего необходимость нести комплекс, подбирать подходящую ракету и осуществлять прицеливание. Новейший ЗРК выполняет почти все рутинные функции без участия человека.
«Сфера применения «Гибки-С» чрезвычайно широка. Скорее всего, наряду с Сухопутными войсками комплекс поступит в ВДВ и армейский спецназ. В принципе, «Гибку-С» могут использовать все виды и рода ВС, которые передвигаются на «Тиграх». Такое оружие заметно повышает мобильность и, как следствие, живучесть подразделения. Оно пригодится как в наступлении, так и в обороне», — подчеркнул Литовкин.
Ктпу «гибка» (3м-47) – корабельная турельная пусковая установка | gibkij.ru – военные специалисты. обьединяем лучших!
«Гибка» (3М-47) – корабельная зенитно-ракетная турельная пусковая установка предназначена для обеспечения наведения и дистанционного автоматизированного пуска ракет типа “Игла” в интересах защиты надводных кораблей водоизмещением от 200 тонн и выше в зоне сверхмалой дальности от атак средств воздушного нападения в условиях естественных (фоновых) и искусственных помех.
Ракеты «Игла» («Игла-С») установки имеют оптическую следящую (пассивную) с селектором искусственных тепловых помех головку самонаведения. Установка «Гибка» использует информацию от общекорабельных систем целераспределения и целеуказания.
В настоящее время самооборону малого артиллерийского корабля проекта 21630 от низколетящих средств воздушного нападения осуществляет зенитно-ракетная турельная установка 3М-47 «Гибка». Известно, что она создавалась в рамках научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы с одноименным названием. Головным исполнителем по ним был МНИИРЭ «Альтаир», в настоящее время входящий в концерн «Алмаз – Антей». Однако в результате работы появилось два варианта «Гибки», один создан «Альтаиром», второй разработали конструкторы радиотехнического предприятия «РАТЕП» из Серпухова.
Руководство ВМФ отдает предпочтение «альтаировской» разработки. Но 2-м международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге были выставлены оба образца этой системы. По заявлению специалистов МНИИРЭ их образец имеет большие перспективы, в том числе за счет использования более совершенной аппаратуры обнаружения воздушных целей. В общем, так и получается, разработчик МНИИРЭ «Альтаир», изготовитель «РАТЕП». При этом компания-разработчик была даже удостоена за «Гибку» диплома лауреата морского салона «За лучший выставочный экспонат».
Дальность визуального обнаружения оператором установки цели на экране его автоматизированного рабочего места составляет от 8 до 15 км – в зависимости от ее типа (размер, скорость и пр.). Время приведения комплекса в боевое положение из положения «Выключено» составляет не более 3 минут, а время реакции при обнаружении цели -не более 8 секунд. В турельной установке «Гибка» используется способ наведения по телевизионному визиру, а количество зенитных управляемых ракет вышеуказанных типов на одной корабельной турельной пусковой установке может достигать 8 штук (2 или 4 универсальных пусковых модуля по 2 ракеты на каждом).
Корабельная турельная пусковая установка (КТПУ) обеспечивает одновременный обстрел одной цели последовательно одной и более ракетами, а так же залповую стрельбу двумя ракетами по этой цели. Ракеты имеют оптическую пассивную следящую, с селектором исскуственных тепловых помех головку самонаведения. В качестве источников предварительного целеуказания «Гибка» используем информацию от общекорабельных РЛС типа «Фурке», «Фрегат» и «Позитив». На МАК «Буян» для этого имеется РЛС «Позитив».
На проходившей в столице Чили очередной выставке FIDAE 2006 в рамках объединенной российской экспозиции достаточно большую экспозицию представил Концерн ПВО «Алмаз-Антей». В составе последнего впервые в Латинской Америке показывала свою продукцию известная серпуховская компания «Ратеп», в том числе, наиболее рекламируемый в последнее время образец продукции серпуховской компании – турельная пусковая установка ЗМ-47 «Гибка» для наведения и автоматизированного пуска зенитных управляемых ракет типа «Игла» или для более популярного в настоящее время в странах Латинской Америки комплекса «Игла-С». Она уже неоднократно выставлялась на международных оружейных выставках, постоянно привлекая к себе пристальный интерес со стороны военно-морских специалистов десятков зарубежных стран.
Для выработки данных, необходимых для предстартовой подготовки и пуска ракет, управляющий модуль (УМ) должен взаимодействовать со следующими корабельными обеспечивающими системами:
- корабельным навигационным комплексом;
- корабельными или внешними средствами освещения надводной обстановки и выдачи целеуказания;
- корабельной системой противопожарной защиты.
Площади постов для размещения аппаратуры: ЦП-4 м2, ЗИП–1 м2
Сопряжение с общекорабельными системами по следующим цифровым каналам обмена: «Манчестер-2», Ethernet 10/100 Base-TX.
Электропитание турельной установки «Гибка» осуществляется от двух корабельных несинхронизированных одновременно работающих источников (основного и резервного) трехфазным напряжением 380 В, 50 Гц.
«Гибка» состоит из турельной установки и управляющего модуля. Корабельная турельная пусковая установка (КТПУ) состоит из модуля универсального пускового (МУП) «Стрелец» и блока оптко-электронного приемного устройства (ОЭПУ) и опорно-поворотного устройства (ОПУ).
Турельная установка «Гибка» имеет следующие варианты:
I Вариант: до 4 ЗУР
II Вариант: до 8 ЗУР
III Вариант: Перспективная облегченная маломагнитная
Палубная аппаратура выполняет:
- обеспечение наведения ОЭПУ и МУП на цель по угловым координатам по командам с управляющего модуля (УМ).
- передачу в УМ информации о состоянии и действиях по цели.
- выдачу целеуказания на КТПУ и прием от КТПУ данных по состоянию и боевой работе;
- назначение режима обстрела;
- обеспечение автоматической регистрации процесса функционирования турельной установки;
- оценку результатов стрельбы;
- обеспечение тренировок расчета;
- организацию взаимодействия с общекорабельными системами
Тактико-технические характеристики КТПУ «Гибка» (3М-47) разработки МНИИРЭ «Альтаир»
Количество одновременно обстреливаемых целей | 1 |
Количество пусковых модулей 9С846 «Стрелец» | 2 или 4 |
Количество ракет на пусковом модуле | 2 |
Тип используемых ракет | 9М39 «Игла», 9М342 «Игла-С» |
Режим стрельбы | последовательный 1-4 или 1-8 ракет залп 2 ракеты с разных пусковых модулей |
Способ наведения | по телевизионному каналу |
Время реакции, с. | менее 8 |
Время приведения из выключенного состояния в боевую готовность, мин. | до 3 |
Дальность визуального обнаружения цели оператором на экране автоматизированного рабочего места с вероятностью 0,8, км | самолет, вертолет – 12-15 противокорабельная ракета – 8 |
Масса турельной установки «Гибка», кг | 1000-1300 |
Масса пусковой установки, кг | 650-950 |
Фото «Гибка» (3М-47) установленной на МАК «Волгодонск»
Пусковая установка ЗРК 3М-47 «Гибка» на МАК «Астрахань»
Турельная установка «Гибка-Р» на БПК «Вице-адмирал Кулаков»
Оптимальная платформа
«Гибка-С» была разработана на базе корабельного ЗРК 3М-47, который был создан в стенах Морского научно-исследовательского института радиоэлектроники «Альтаир» (входит в концерн «Алмаз-Антей»).
Разработку сухопутной версии 3М-47 осуществляло несколько предприятий: АО «Научно-производственная корпорация «Конструкторское бюро машиностроения» (Коломна), ФГУП «ГосНИИАС» (Москва), НИИ прикладной акустики (Дубна), НПП «Рубин» (Пенза), ВНИИ «Сигнал» (Ковров), Саратовский агрегатный завод и Государственный рязанский приборный завод.
В состав «Гибки-С» входят два основных компонента — боевая машина отделения зенитчиков, на крыше которой установлена пусковая установка (ПУ), и автомобиль разведки и управления командира зенитного взвода, где находится малогабаритная трёхкоординатная радиолокационная станция (РЛС) 1Л122 «Гармонь». В процессе движения машины могут поддерживать связь на дальности не менее 8 км.
«Гибка-С» обеспечивает поражение низколетящей авиационной техники (вертолёты, БПЛА, штурмовики) на скорости до 400 м/с в любое время суток. Помимо этого, зенитная установка может уничтожать танки, бронемашины, инженерные сооружения, живую силу и малотоннажные надводные цели.
Дальность стрельбы «Гибки-С» составляет 1—6 км, высота — 2 км, скорострельность — три-четыре выстрела в минуту, время реакции на воздушную угрозу — 1,2 секунды. ПУ «Гибки-С» вмещает до четырёх зенитных ракет. На перезарядку одной направляющей уходит не более 30 секунд. Наведение ракет осуществляется по лазерному лучу.
Задачу по обнаружению целей решает РЛС 1Л122 «Гармонь». Станция способна вести круговой мониторинг воздушного пространства и обеспечивать автоматическое сопровождение целей. Она может обнаруживать летательные аппараты на дальности до 40 км и высоте не менее 10 км. Обновление данных о целях происходит с темпом от двух до десяти секунд.
Опрошенные RT эксперты обратили внимание на то, что отечественные инженеры выбрали наиболее оптимальную платформу для размещения «Гибки-С». Новейший бронеавтомобиль «Тигр-М» совмещает качества армейского вездехода и манёвренного хорошо защищённого транспортного средства. Машина является детищем ООО «Военно-промышленная компания» (Москва).
В материалах Минобороны РФ говорится, что «Тигр-М» предназначен для разведки, огневой поддержки, патрулирования, сопровождения и охраны колонн. Автомобиль обеспечивает «высокую защищённость экипажа, груза и узлов автомобиля от стрелкового вооружения и фугасов в боевых условиях».
Другими ключевыми достоинствами «Тигра-М» являются неприхотливость и высокая проходимость. Машина уверенно чувствует себя в лесисто-болотистой местности, горах, пустыне и на просторах Арктики. По бездорожью автомобиль может развивать скорость до 90 км/ч.
Российский зенитный комплекс сверхмалой дальности «гибка-с» вышел на этап серийного производства
Российский комплекс противовоздушной обороны малой и сверхмалой дальности “Гибка-С” вышел на этап серийного производства. Как подчеркнули в “Ростехе”, он является первым комплексом ПВО типа VSHORAD (Very Short-Range Air Defense), разработанным в России.
Комплекс ПВО “Гибка-С” полностью готов к серийному производству, заявил индустриальный директор кластера вооружения “Ростеха” Бекхан Оздоев, слова которого приводит ТАСС. О поставках комплекса в российскую армию ничего не сказано, отмечается, что ЗРК может поставляться иностранным заказчикам, экспортная версия комплекса разработана.
Испытания ЗРК были завершены в декабре 2022 года, тогда же военные дали ряд рекомендаций разработчикам для внедрения в комплекс. Планировалось, что исправление недочетов и подготовка к серийному производству комплекса займет не слишком много времени, установочную партию предполагалось поставить в войска еще в 2020 году.
Комплекс “Гибка-С” располагается на шасси бронеавтомобиля “Тигр”, он разработан специально для Сухопутных войск и предназначен для прикрытия колонн техники на марше или военно-полевых лагерей. Кроме самого ЗРК, в комплекс также входит машина разведки и управления, которая обеспечивает управление и координацию действий отделений зенитчиков и боевых машин отделений ПЗРК. Она оснащена встроенным средством радиолокационной разведки для обнаружения воздушных целей и вычислительным комплексом, способным работать как автономно, так и в системе управления войсковой ПВО тактического звена.
Конструкция комплекса позволяет вести огонь по воздушным целям как с места, так и в движении на скорости до 30 км/час. В комплексе используются ракеты ПЗРК “Верба” и “Игла»/«Игла-С”. Пуск ЗУР осуществляется дистанционно. Дополнительно установка может использовать ПТУР “Атака”. Экипаж боевой машины отделения – 4 человека: командир отделения ПЗРК, два зенитчика и водитель бронеавтомобиля.