Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

При рассмотрении этого принципа следует учитывать, что он *р только вплотную примыкает к предыдущему “принципу ста­бильности-динамичности”, но и в какой-то степени перекрывает его, особенно в той его части, где представлена динамичность Развивающей среды.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматривание иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблю­дениями и т.д.

Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием: с одной стороны — необходимость пространства для проявления свобод­ной активности детей, а с другой стороны — ограниченность по­мещения детского сада. Преодолению этого противоречия как раз и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.

В детском саду должны быть следующие функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети:

физкультурные;

музыкальные;

театральные;

лаборатории;

“кабинеты” (с книгами, играми, головоломками, диафильма­ми, слайдами и т.д.);

творческие мастерские, конструкторские;

кухни;

прачечные;

“производственные” мастерские и др.

Эти помещения должны быть устроены так, чтобы они могли создавать разный эмоциональный настрой, т.е. становиться: “та­инственными”, “страшными”, “магическими”, “смешными”, “сказочными, волшебными”, “загадочными”, “фантастически­ми” и т.д.

Эти “пространства” строятся так, чтобы дети могли их исполь­зовать для освоения не только ценностей, но и всей палитры значимых отношений в мире — от ценностей до антиценностей. Иными словами, “пространство” позволяет ребенку не только искать и осваивать истину, но и “уходить” от нее в фантазию, в грезы, не только творчески строить, но и разбирать построенное видеть не только прекрасное, но и безобразное.

Трансформация помещений может быть обеспечена раздвиж­ными легкими перегородками. Определенные возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помо­щью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проемов, ниш, перего­родок.

Для гибкого зонирования могут быть с успехом использованы пустующие плоскости здания. Так, плоскую крышу зданий во многих климатических районах страны, возможно, использовать для игр и занятий с детьми на открытом воздухе. С этой целью планируются разнофактурные настилы (газоны, плитка, асфальт, палас), ограждения и временные тенты, ширмы от непогоды и солнечных лучей, а также мелкие ванны с водой.

В архитектурно-художествен ном проектировании и строитель­стве предлагаются новые подходы к формированию структуры здания: принцип свободной планировки во взаимосвязи внутрен­ней и внешней среды, а также в системах безопорных пространств с дифференциацией зон посредством передвижных перегородок, а в будущем, может быть, подвесного к стенам и потолку обору­дования (ширмы, витрины, экраны, кроватки, столы со скамьями, художественно-визуальная информация и др.), движущегося по монорельсу и размещаемого с помощью закладных деталей при строительстве (в стенах, полу, потолке).

Возможна и кассетная система трансформирующегося обору­дования (встроенные и пристроенные шкафы, раздвижные, от­кидные, выдвижные и выкатные ленточные столы и полки, кро­ватки и др., универсальные мебельные системы гибких модуль­ных структур). Например, зигзагообразная планировка несущих и декоративных перегородок смежных помещений позволяет ис­пользовать их с двух сторон, что значительно освобождает пло­щади пола для игр и подвижных занятий детей.

Проектируя групповые комнаты дошкольных групп, следует предусматривать большие нормативы площадей на одного ребен­ка (сегодня это лишь 2 кв. м освобожденной от мебели площади) с левосторонним освещением для размещения зон наглядной информации и выставок детского творчества. Здесь не рекомен­дуется размещать элементы энергооснастки и сантехники (щиты, короба, трубы, провода, решетки и т.п.).

Залы для музыкальных и физкультурных занятий целесообраз­нее пристраивать к основному зданию, что позволит разнообра­зить его архитектуру и использовать плоскую кровлю крыши для солярия и аэрария. В овальных и прямоугольных по конфигура­ции залах прекрасно выглядят произведения монументального и декоративно-прикладного искусства (витражи, мозаики, росписи, гобелены и макраме с аранжировками из растений). Предлагают­ся зеркалные стенки для хореографии и гимнастики, ленточные, высоко поднятые окна, освобождающие стены для подвижных игр с мячом. Бассейн с душевыми и сауной важны для детей и профилактически, и эстетически.

Планируются также просторные светлые вестибюли (холлы), желательно с верхним естественным светом и зимним садом, с местами отдыха для детей и взрослых, широкие светлые переходы (коридоры, галереи) и лестничные клетки. Для педагогического и технического персонала рекомендуются удобные и красиво оформленные комнаты отдыха, кабинеты, гардероб, кафе-столо­вая, душевые и т.п.

Важно продумать размещение функциональных помещений. Так, комплект спортивного оборудования (пространственная рама из двух-трех кубических модулей, образованных опорами и, перекладинами, в системе которых крепятся шведская стенка, канат, качели, турник, кольца, баскетбольное кольцо и т.п.) дол­жен быть доступен для детей. Они должны иметь возможность пользоваться им гораздо чаще, чем это предлагается традицион­ной программой дошкольного воспитания (2 раза в неделю).

При определении места для размещения такого оборудова­ния надо позаботиться о том, чтобы не было ощущения дисгар­монии — “рыбьего скелета” в жилом помещении. В современной практике, когда для организации игровой среды в здании дошкольного учреждения отводится только групповая, по существу нет выбора. Однако в практике эксплуатации зданий имеют место случаи разумной организации таких спортивных уголков в разде­валках. Удобно, если площадь раздевалки превышает 12-15 кв. м, а по современным нормам она должна быть не менее 18 кв. м. Подобное оборудование рекомендуется устанавливать и на участ­ках, принадлежащих детскому учреждению.

В качестве примера размещения спортивного оборудования приведем индивидуальный проект детского городка для детей-сирот в Ульяновской области. Там в жилой ячейке семейного типа спортивное оборудование размещено в рекреационной зоне — на антресоли второго уровня, выходящей в двусветную гостиную. I Здесь удобно проводить утреннюю зарядку.

Среда должна представлять единый комплекс: цветовой, звуковой, кинестетической (движение, осязание, обоняние и др.) модальностей. Каждая из этих модальностей вносит свой вклад в построение среды, гармонически сочетаясь друг с другом.


Дата добавления: 2022-01-12; просмотров: 32 | Нарушение авторских прав


lektsii.net – Лекции.Нет – 2022-2022 год. (0.019 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

§

Одна из задач организации среды может быть сформулирована следующим образом: для того чтобы определить структуру опти­мальной окружающей среды, в которой может развиваться и комфортно себя чувствовать здоровый и гармонический человек, необходимо провести оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повы­шая тем самым функциональную активность ребенка. Окруже­ние должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечат­ления.

При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодейст­вующих с детьми.

Среда должна пробуждать у детей двигательную активность, давать им возможность осуществлять разнообразные движения, испытывая радость от них. В то же время окружающая обстановка должна иметь свойства и “гасить”, тормозить двигательную ак­тивность детей, когда это необходимо.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интел­лекта и представлений об окружающем (природе, рукотворном мире, других существах и своем внутреннем мире), экологических представлений, знакомству с разными “языками” (музыки, дви­жений, графики, красок, пантомимы, поэзии, компьютера, сим­волов и т.д.).

Занятия с детьми (слово “занятие” мы употребляем в широком смысле, имея в виду не занятия типа школьных уроков, а беседы, дискуссии, игры, рисование, лепку и т.д.) проводятся в той части среды, которая помогает стимуляции желаемой деятельности.

Желательно, чтобы в помещении детского сада была и “гос­тиная для взрослых”, куда имеют свободный доступ и дети. Они здесь хотя и желанные, но все же гости. В интерьере гостиной — торшеры, бра, ковры, письменный стол с печатной машинкой, книги, круглый стол, мягкие диваны и кресла — ничто даже отдаленно не напоминает административный кабинет. Взрос­лому здесь так же хорошо и комфортно, как и ребенку. Ребе­нок, находясь вместе со взрослыми, либо просто проводит здесь время, если ему необходимо побыть рядом с кем-то из взрослых, которые в это время не заняты своими делами, либо наблюдает за поведением взрослых и учится у них культуре общения, либо сам участвует в делах взрослых, если это не мешает их занятиям.

В такой гостиной хорошо проводить праздники, а в детском Доме — семейные праздники.

Мы говорим о желательности “гостиной для взрослых” при­менительно к задачам обустройства детского сада и вместе с тем подчеркиваем, что наличие такой гостиной комнаты совершенно обязательнодля детского дома.

Необходим для него и дизайн прихожей, соответствующий понятию “родимый порог”.

Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа “Я”.Этому способствует наличие в помещениях разновеликих зеркал.Кроме того, желательно сконструировать систему подвижных зеркал, систему зеркал раз­ной кривизны.

В пособии по проектированию детских дошкольных учрежде­ний (ЦНИЙЭП учебных зданий, 1987 г.), других рекомендательных материалах содержатся советы по цветовой отделке стен помещений для детей, регламентирующие применение спокой­ной гаммы (бледно-зеленый, бледно-розовый и т.д.). Однако из­вестны результаты исследований зарубежных специалистов, показывающие, что “вялая”, без контрастных акцентов цветовая гамма отнюдь не стимулирует активность детей. В школах, где, стены выкрашены в монотонно-салатовый или аналогичный цвет, дети быстрее утомляются.

В то же время существуют наблюдения, показывающие, что на повышение активности людей, находящихся постоянно в одном помещении, влияет не столько определенная цветовая среда, сколько сам факт смены конкретного цветового решения.

К стимулирующему материалу можно отнести также и игровое оборудование.

Детский сад нуждается в унифицированном каркасном (круп­ноблочном, облегченном, декоративном) игровом оборудовании, соразмерном с ребенком, и в комплектной кукольной мебели, используемой на участке и в помещениях (ширмы-домики, ле­сенки, конструкторы, мягкие надувные игрушки и т.п.)- Ком­плекты игрового и дидактического оборудования и пособий должны быть соразмерны емкостям для хранения (в шкафах, стеллажах, витринах и т.п.) и по использованию. Особое внима­ние следует обращать на дизайн зоны ближайшего окружения ребенка: его предметно-игровую среду (кукольно-игровые угол­ки), поскольку формы, цветовая гамма, планировка этой среды воспринимаются ребенком как эталонные.

Для создания индивидуальной комфортности ребенка необхо­димо так организовать пространство, чтобы, например, интимные моменты его жизни проходили вне поля зрения других. В нормах проектирования детских дошкольных учреждений предусматри­ваются детские кабины с самозакрывающимися дверками. Оче­видно, ребенку нужно предоставить возможность запереться изнугри; взрослый же — в случае необходимости — имеет возмож­ность открыть кабину.

Каждому ребенку в детском доме должно быть обеспечено личное пространство: это могут быть кроватка со стульчиком и ковриком, письменный стол, тахта и полка для школьника, соб­ственный “уголок”. В эту систему включаются и структурные емкости для личных вещей, игрушек, книг, пластинок и т.п., принадлежащих только ребенку.


Дата добавления: 2022-01-12; просмотров: 6 | Нарушение авторских прав


lektsii.net – Лекции.Нет – 2022-2022 год. (0.019 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

§

Новые проект среды должен иметь характер открытой, не замкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, такая система должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Принцип открытости-закрытости может быть представлен в нескольких аспектах.

Во-первых, открытость Природе, проектирование, способст­вующее единству Человека и Природы. Эта тенденция может проявиться во взаимопроникновении с природным окружением; организации “зеленых комнат” в помещениях — маленьких остекленных по периметру внутренних двориков с растущими в них растениями: деревьями, кустарником, травой. Это включение во внутреннюю среду здания атриумов — остекленных сверху пасса­жей, оранжерей, открытых веранд, террас.

В целях гуманизации жилой среды желательно предусмотреть проживание вместе с детьми домашних животных — кошек, собак, за которыми дети ухаживают. Это особенно важно для воспитанников детских домов, где могут быть еще и кролики, овцы, лошади.

Второй аспект принципа открытости-закрытости — это откры­тость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементы куль­туры — настоящей “взрослой” живописи, литературы, музыки – не могут носить чисто оформительский характер украшения по­мещений, а должны органически входить в дизайн интерьера. С одной стороны, открытость системы дает возможность проник­новению лучших образцов общечеловеческой культуры — образ­цов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества; с другой стороны, организация среды детских учреждений осно­вывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, исторически связанными с данным регионом. Это пос­леднее, несомненно, будет способствовать воспитанию патрио­тизма у детей, гордости за свои родные места, формированию представлений о “малой родине” и чувства любви к ней.

Третий аспект принципа открытости-закрытости — это откры­тость обществу. Здесь открытость-закрытость должна соответст­вовать сути понятия “МОЙ ДОМ”. Представители, проявляющие желание принять участие в организации и функционировании среды, должны иметь такую возможность (в рамках правовых документов). Особым правом участия в жизни детского учрежде­ния пользуются родители.

Четвертый аспект этого принципа — открытость своего “Я”, собственного внутреннего мира. Среда организуется таким обра­зом, чтобы способствовать формированию и развитию образа “Я”. В предыдущих разделах предлагались проекты с использо­ванием разновеликих зеркал — отдельных и целых комплексов, желательна также и система подвижных зеркал (в комнате смеха могут иметь место и “кривые” зеркала).

В помещении детского сада развешиваются самые разные фо­топортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражаю­щие возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для ребенка месте, чтобы он мог по желанию рассматривать их.

Такие семейные альбомы совершенно необходимы в детском доме. Там формирование образа “Я” всей организацией жизни сводится к нулю. Дети не знают себя, не представляют даже приблизительно ни физического, ни духовного образа своего “Я”.


Дата добавления: 2022-01-12; просмотров: 17 | Нарушение авторских прав


lektsii.net – Лекции.Нет – 2022-2022 год. (0.015 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

§

А. Построение среды с учетом половых различий мыслится нами как предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Свое­образие нашего подхода, однако, заключается в том, что детям ничего не предписывается впрямую в соответствии с этими эта­лонами. Вместе с тем необходимо обеспечить реальную общность ситуации эмоционального, волевого и когнитивного развития мальчиков и девочек, которой в сегодняшнем детском саду нет. Феминизация” в воспитании девочек ныне приводит к отставанию их конструктивных способностей (субъект-объектная ори­ентация, творчески-познавательная по своему характеру); “мас­кулинизация” в построении среды для мальчиков ведет к от­ставанию их эмпатических качеств (субъект-субъектная ориен­тация).

Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны, прежде всего, для них, но по содержанию (головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки и т.п.) они должны быть равноценны пособиям для мальчиков. Аналогичные требования и к построению развивающей среды для мальчиков.

Б. Остается пока открытым для исследования вопрос о разли­чиях построения среды для детей разного возраста. Мы ограни­чимся лишь общим положением о том, что возрастной подход в организации развивающей среды заключается не столько в изо­бретении каких-либо новых принципов, сколько в специфичес­кой реализации уже сформированных выше. Так, выбор оптималь­ной дистанции и позиции в общении для маленьких детейозначает преобладание контактных форм общения (ласки, “поглажива­ние” — телесный контакт). С возрастом увеличивается дистанция общения, оно все чаще опосредуется предметами, преобладаю­щим становится общение “глаза в глаза”, что предполагает специальные условия организации пространства, о которых говорилось выше.

Принцип открытостиприменительно к возрасту означает, что по мере взросления ребенка изменение окружающего требует все более целенаправленных действий, связанных с планированием и преодолением препятствий; у малышей связь между собствен­ной активностью и изменениями среды более непосредственная: например, случайное движение руки — звон колокольчика и т.д. (среда здесь организована так, чтобы пребывание ребенка в ней все время обнаруживалось).

Принцип стабильности-динамичностиприменительно к возрас­ту может быть охарактеризован в терминах Пиаже: мир меньших по возрасту детей при всей его динамичности — “обратим”; у старших детей пластика мира дает возможность новых, относи­тельно устойчивых форм.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенкав возрастном плане может быть раскрыт как увеличение непрогнозируемое событий, наполняющих среду, ее “неожиданности” для ребенка: чем меньше ребенок, тем меньше разница между тем, чего он ждет, и тем, что реально происходит в окружении. С возрастом этот “зазор” увеличивается.

С этим положением тесно связана реализация еще одного принципа — принципа сочетания привычных и неординарных эле­ментов в эстетической организации среды:чем старше ребенок, тем больше удельный вес необычного вокруг. Может быть сформу­лировано даже следующее определение: если взрослому (не ре­бенку!) среда не кажется непривычной — это плохо организован­ная среда для старшего дошкольника.

Представляется возможным создать такую среду (на уровне архитектурных, дизайнерских и т.п. решений), когда мечты и фантазии ребенка “вдруг” осуществляются, переставая быть для него условностью. Например, рисунок превращается в реальную потайную дверь, ведущую куда-то в потайную комнату, мерцаю­щую огнями, или потайные переходы, связывающие различные помещения здания, что позволяет неожиданно исчезать и столь же неожиданно появляться; или однажды открыв шторку, закры­вающую часть стены, с изображением золотой рыбки, ребенок вдруг обнаруживает замаскированный аквариум, где действитель­но плавает золотая рыбка.

Принцип комплексирования и гибкого зонированияреализуется в возрастном плане расширением спектра функциональных по­мещений и их дифференциацией. Предполагается, что ребенку необходимо освоить разницу, например, между сказочным, вол­шебным и реальным; театром и лабораторией и т.п.

Дифференцируется также палитра переживаний, связанных с эстетическим, нравственным и познавательным освоением мира. Если среда для младших дошкольников побуждает их к освоению полюсов: “прекрасное” — “безобразное”, “добро” — “зло”, “ис­тина” •- “ложь”, то старшим детям среда предоставляет возмож­ность разобраться в значении этих полюсов.

Принцип открытости-закрытостипредполагает дифференциа­цию этих двух понятий, нарастание структурности среды, разгра­ничение внешнего и внутреннего миров существования: себя и Других, одного ребенка и группы детей, группы и детского сада, детского сада и мира и т.д. Но вместе с тем происходит и расширение содержания этих понятий.

В требованиях к построению развивающей среды нами пере­числены, по существу, условия реализации личностно-развивающего подхода. Вместе с тем справедливо и обратное: вне реали­зации личностно-ориентированного подхода развивающая среда, которую мы хотим построить, превратится в мертвую, претенци­озную, дорогостоящую игрушку. Художник-постановщик строит пространство действия. Режиссер оживляет пространство. Могут ли они обойтись друг без друга …?

Варианты построения развивающей среды

1. Реализация принципа дистанции, позиции общения при взаи­модействии ребенка с детьми и взрослымидостигается выполнением ряда приемов организации предметно-пространственной среды: во-первых, это формирование системы зон с различной степенью изоляции (визуальной, пространственной) в пределах общего пространства пребывания детей. Ребенок по своему yсмотрению выбирает для себя характер, степень общения с большим или меньшим числом детей, со взрослыми или может по­быть в одиночестве в зависимости от настроения, эмоционального или психологического состояния. Выделение таких зон может быть обеспечено архитектурно-планировочным и объеме но-пространственным решением групповой ячейки дошкольного учреждения с учетом возможности общения детей и взрослых разных групп.

Роль таких зон могут выполнять входящие в состав помещений остекленные веранды-оранжереи), площадь может колебаться от 4 до 10 кв. м), которые обеспечат необходимую визуальную связь ребенка с воспитателем, или открытые террасы (тер­расы-манежи), имеющие помещения групповой или жилой ячейки. Терраса-манеж делается, например, в виде приподнятой до уровня первого этажа площадки с ограждением и лесенкой – выходом на участок. Разновидностью архитектурного решения этого планировочного фрагмента может быть создание витража в виде небольшой оранжереи с расстоянием между двумя ограждающими остекленными поверхностями до 85 см. В плане такой “двойной” витраж может быть выполнен в виде прямоугольного, треугольного или подковообразного эркера с растущими декора­тивными растениями в промежутке двойного остекления. Этими помещениями и открытыми пространствами можно пользоваться в теплое время года. Они увеличивают площадь подвижных игр, расширяя площадь жилой или групповой ячейки. В основных помещениях жилой или групповой ячейки детского учреждения необходимое зонирование может быть достигнуто путем создания разнокачественных зон-пространств, необходимых, в том числе и для пространственного обеспечения игровой и творческой деятельности детей, и для организации занятий с подгруппами детей, если детская группа разновозрастная, а также для индивидуаль­ных занятий с ребенком.

Зонирование пространства может осуществляться мобильны­ми средствами: соответствующей расстановкой мебели и оборудования при специальном техническом решении комплекта этой мебели (детские столики с боковыми и фронтальными щитками-экранами на высоту до 15-20 см по периметру рабочей поверх­ности столика, стулья с высокими (до 75 см) спинками позволяют большей степени обособить индивидуальное пространство ре­бенка во время его работы за столиком). Другой прием органи­зации “зоны столиков” •- разделение площадки, где размещаются детские столики, на секции-отсеки с помощью невысоких барье­ров-перегородок. Перегородки секций-отсеков проектируются на высоту 75-80 см стационарных или модульных трансформируе­мых элементов, которые в плане образуют своеобразный лабиринт с 3-4 столиками в каждом отсеке.

При этом возможно решение, когда площадь, по которой проходит воспитатель при проведении занятий с детьми, имеет более низкую отметку уровня пола, обеспечивая принцип обще­ния “глаза в глаза” (площадка каждой секции-отсека приподнята на высоту 50-60 см над общим уровнем пола).

Повышенное ощущение пространственной изоляции ребенку создадут предусмотренные над столиками и закрепленные на стойках по периметру столиков рамы с небольшими полочками или крепежными устройствами, на которых ребенок может за­крепить картинки, пластилиновые скульптурки, фотографию мамы или братика. Это — индивидуальное место каждого ребенка. В конструкции столика необходимо предусмотреть ящичек, в котором малыш может хранить принесенные из дома игрушки или другие ценные для него предметы.

Следует отметить, что при решении таким образом “зоны столиков” потребуется предусмотреть дополнительно “обеденную зону”. Последняя может быть решена на основе применения откидных столиков, закрепленных в стене или перегородке (на­пример, на ограждении антресоли второго уровня групповой).

“Зона столиков” может быть решена как подковообразная или прямоугольная в виде барной стойки с круглыми табуреточками, имеющими переменную высоту подъема. При этом возможны два способа решения “детской” и “взрослой” территории: табуреточ­ки для детей находятся с внешней стороны стойки, тогда отметка пола внутренней площадки опущена на высоту 45-50 см. При организации питания в этом случае, когда “дежурные” из числа Детей накрывают на стол, сервировочная тележка может двигаться с внешней стороны, взрослые накрывают на стол или убирают Посуду со стороны внутренней зоны.

Разнообразить среду пребывания детей в детских учреждениях, Увеличить ее площадь можно, используя также помещение спальни (особенно в случае применения трансформируемых кроваток) и раздевалки, а также коммуникационных пространств между помещениями групповой, раздевалки, буфетной, туалетной комнатой персонала (включение которой в состав помещений групповой ячейки рекомендуется в целях разнообразия общения детей со взрослыми).

Дополнительные возможности выбора характера общения со­здаются для детей при выделении в планировочном решении детских учреждений общих на 3-2 группы пространств. Это быть холл (холл-зимний сад), площадка-форум с 4-5-ю ступеньками по периметру, на которых можно сидеть или разместить зрителей во время какого-либо представления. Роль такого об­щего пространства для общения детей из двух смежных групповых ячеек или поочередного использования детьми каждой груп­пы может выполнять и открытая терраса.

Особый, более интимный и выборочный характер общения со взрослыми (няней, воспитателями) может происходить в помещениях буфетной или комнате персонала — помещение площадью 4-6 кв. м в каждой групповой ячейке или одно на два смежные групповые ячейки. Реализация этих приемов планиро­вочного решения и организации соответствующего оборудования групповой ячейки поможет ребенку определить выбор места, удоб­ного для занятий, творческой деятельности, игр и досуга в соответствии со своим эмоциональным состоянием, а взрослым — регулировать дистанцию и позицию для осуществления контакта каждым ребенком.

2. Один из основных факторов, определяющих возможность ре­ализации принципа активности —создание игровой среды, обеспечивающей ребенку широкую возможность двигаться. В групповой ячейке дошкольного учреждения и жилой ячейке детского дома -3 это комплекс закрытых (полуоткрытых и открытых пространств), характеризующихся не только определенной (увеличенной) площадью, но и специальной организованной предметно-простран­ственной средой.

Речь идет в первую очередь о создании системы разнокачест­венных пространств, само наличие которых стимулирует ребенка к физической или творческой активности. Разноуровневое решение пола и (или) потолка помещений, создающее в интерьере ряд пространств, приподнятых или опущенных, с высоким или низким (или наклонным) потолком, в том числе с переменной высотой. Наличие в составе единого пространства групповой таких элементов, как балконы (антресоли в двухуровневом пространстве) с переходными мостиками (в том числе подвесными), мостияками-переходами с небольшой высотой подъема между площадками, приподнятыми на 40-50 см над уровнем пола, горками или трубами-горками из прозрачного оргстекла или из пластика, соединяющими площадки разных уровней. Применение различных по фактуре, физическим характеристикам и качеству отделочных и строительных материалов при решении вертикальных огражда­ющих поверхностей: стеклянная комната (домик), зеркальная комната, использование сетчатых или решетчатых перегородок, в том числе перегородок-барьеров на высоту от 15-20 до 75-120 см, позволяющих разделять пространство по принципу “полуоткры­тости” или “полузамкнутости”.

Что касается возможности выделить необходимые площадки для игровой среды, представляется достаточным иметь площадь групповой в 60-80 кв. м, а при оптимальных решениях 90-120 кв.м. Определенное увеличение нормы площади произойдет также при предполагаемом уменьшении количества детей в груп­пе до 15-20 человек. В целом игровое пространство может быть фактически увеличено вдвое за счет трансформации оборудова­ния “спальной зоны”, подключения к групповой части спальни. При этом представляется целесообразным спальню (или “спаль­ную зону”) групповой ячейки также рассматривать не как зам­кнутое помещение, отгороженное дверным проемом от группо­вой, а как полузамкнутое пространство, связанное с групповой проемом шириной не менее 3-4 м и обеспечивающее визуальную связь с групповой. “Спальную зону” целесообразно также поде­лить на 4-5 подзон. Это не только позволит перейти на гибкий режим дня, обеспечить детям по их настроению сон или тихий отдых, но и будет способствовать дифференцированному поло­вому воспитанию детей.

Особый эффект при создании разновеликих и разнокачествен­ных пространств достигается при организации “спальной зоны” на антресоли второго уровня двухуровневой группой ячейки, когда со второго уровня могут быть предусмотрены мостики, лесенки, горки, в том числе в виде прозрачной трубы-спуска. Под антресолью — пониженная до 2,4 м высота потолка, в то время как двусветное пространство групповой можно предусмотреть с переменной — с 5,6 м до 2,5 м высотой потолка.

Самостоятельность проявляется в первую очередь в игровой деятельности. Игра как процесс, развивающий творческие спо­собности ребенка, начинается с моделирования им ситуации по выбранному “сценарию”. Собственно творчество ребенка начи­нается с момента наделения определенными качествами (нужны­ми по сценарию игры) предметов, до этого этими качествами не обладающих. В этом — цель и ценность игровой деятельности, развивающей фантазию и творческие способности. Ребенок из линейки делает весы в магазине, из стола — домик, из поролоно­вых пуфов и абстрактных балок, арок, матов, стоек — строительную площадку. Само моделирование игровой ситуации, ее пред­метной среды является главным фактором творчества ребенка. Дальнейшие сюжетно-ролевые действия ребенка — это уже завер­шение игры. Поэтому представляется ошибочным применение в оборудовании групповых ячеек определенных, заранее смодели­рованных конкретных ситуаций для сюжетно-ролевых игр детей (фрагментов “парикмахерская”, “магазин”, “дом” и т.д.). Вместе с тем наличие в составе оборудования групповой ячейки опреде­ленного набора функционально-игровых предметов может час­тично реализовать потребность творческого моделирования среды ребенком. Это могут быть наборы: а) элементов функционального оборудования раздевалки, спальни, групповой, выполненных и! поролона с фиксированной формой, обтянутых искусственной кожей (разного размера и формы пуфы-стульчики, скамьи, сто­лики, маты, валики и т.д.); б) надувных резиновых элементов, включая манежи, бассейны и т.п.

Включение пространства раздевалки в общую игровую среду позволяет разместить в ней пространственный или плоскостной элемент-модуль для спортивного оборудования (шведская стенка, баскетбольное кольцо, др.).

Террасу можно использовать почти круглый год, если предус­мотреть выход на нее через остекленную веранду-оранжерею, используемую в качестве входного тамбура. Прозрачные стенки-перегородки веранды позволяют сохранять визуальную связь с детьми, когда они находятся на веранде или за верандой — на открытой площадке террасы. Наличие этих планировочных элементов позволит детям находиться на свежем воздухе, не пере­обуваясь.

Для занятий художественным, изобразительным творчеством целесообразно выделить соответствующую зону площадью 4-10 кв. м, оборудованную гидроизоляционным покрытием (линолеу­мом) с бортиком по периметру высотой 10-15 см, с подведением в эту зону воды, с детской раковиной. Здесь — грифельная доска, краски, мелки, уголь, глина, сыпучие и пластичные материалы, клей и т.п. Это — уголок мастера: здесь ребенок не боится залить ковер, испачкать паркет или испачкаться сам. Здесь же можно проводить игры с водой. Вместо стандартной раковины можно сделать миниатюрный каскад-фонтан с поддоном, резервуар с водой. Это приучит детей к чистоте и порядку, к бережному отношению к тем же ковру и паркету. Для создания определен­ных стимулов к творчеству рекомендуем использовать и “зону столиков”: в том случае, когда “обеденная зона” самостоятель­ная, на рабочих столиках детей могут постоянно находиться крас­ки, пластилин, бумага, книги и т.п. Расставленные как на столиках так и на специально предусмотренных для этого рамах над столиками картины, детские поделки, рисунки являются в свою очередь дополнительными стимулами к творчеству.

Для достижения эффекта “всамделишности” определенных видов деятельности детей в помещении буфетной следует пред­усмотреть одно-двухкомфорочную бытовую электроплитку, электрокипятильник, печь СВЧ к т.п., чтобы дети совместно со взрослыми могли приготовить горячий бутерброд, разогреть ком­пот и т.п. В оборудовании буфетной следует также предусмотреть стол-прилавок высотой 50 см и установленную на этой же высоте мойку кухонной посуды. Площадь буфетной при этом увеличится до 5-6 кв.м.

Для того чтобы ребенок мог сам изменить характер освеще­ния, являющегося регулятором и индикатором настроения, электровыключатели необходимо разместить на доступной для ребенка высоте. При этом в групповой комнате целесообразно предусмотреть 3 основных варианта освещения: общее, напри­мер, люстры, придающие “жилой” и “уютный” характер интерье­ру, создающие ощущение торжественности; местное, например, настенные бра, переносные светильники, устанавливаемые в ос­новных функциональных зонах групповой или местах отдыха, чтения и уединения; рассеянное: лампочки-“миньоны”, равно­мерно размещенные по потолку, стенам, перегородкам, элемен­там мебели, оборудования, на полу (на подставках на высоте 15-20 см). Такая схема освещения создает эффект “светлячков” или “звездного неба” и может использоваться при показе диа­фильмов, чтении сказок, прослушивании музыки, а также при спокойных играх детей.

Для воспроизведения “взрослых” видов деятельности можно использовать уход детей за растениями в оранжерее, предоставить возможность ребенку в туалетной постирать испачканную маечку, помыть обувь, а также самостоятельно принять душ. Санитарно-техническое оборудование туалетной, технологическое оборудо­вание буфетной, комплект шкафчиков в раздевалке могут быть выполнены в единой модульной системе — комплекте этого обо­рудования (укрупненные пластмассовые блоки-модули раковин, Душевого поддона-ванны с поручнями и ограждением и т.п.).

В функциональной структуре деятельности детского дома ос­воение детьми основных жизненных, в том числе хозяйственных, навыков имеет огромное значение, поскольку определяет для ребенка условия социальной адаптации. Жилая ячейка “семейного” типа всей своей архитектурно-планировочной организацией, оснащением мебелью и оборудованием, интерьером основных помещений должна воспроизвести точную модель обычного жилого дома или квартиры. Детский дом должен быть еще более “домашним”, уютным и надежным, чем детский сад, компенси­руя детям, оставшимся без попечения родителей, теплоту родного дома. В жилой ячейке детского дома предусмотрена кухня, где дети осваивают навыки приготовления пищи. Кухня поэтому остается в составе помещений даже в том случае, если частично питание детей предусмотрено в столовой. В ванной комнате дети учатся стирать белье (даже если основной его объем стирается впрачечной). Эти помещения должны быть увеличены: кухня до 12-15 кв.м, ванная или специальное помещение для стирки — до 6-8 кв.м. В жилой ячейке детского дома дети обучаются гладить белье, шить на швейной машинке, пилить, строгать и т.п. Соответствующее оборудование должно быть учтено и в проектах. В детском доме детей необходимо научить кататься на велосипеде, лыжах и т.д., поэтому следует оборудовать специальное помещение для хранения этих вещей.

Для стимулирования творческой активности детей в жилой ячейке можно предусмотреть также мастерскую, оборудованную мольбертами, верстаками, столиками со швейными машинками и др., либо разместить это оборудование в детской или в общем рекреационном пространстве (на лестничной площадке двухэтажного “семейного” дома и т.п.).

3. Принцип стабильности-динамичности среды реализуется при таком разделении общего игрового пространства, когда выделяется, пространство с одной стороны, с постоянными габаритами и элементами его оборудования и, с другой стороны, с мобильными (трансформирующимися) элементами и переменными га­баритами.

Пространственной суточной трансформации могут подлежать элементы “спальной зоны”: откидные и раскладные кроватки, а также легкие кроватки с ножками высотой 15 см, легко склады­вающиеся в специальные стеллажи, либо “раскручивающиеся’ непосредственно по полу поролоновые коврики.

Пространственной трансформации может подлежать также оборудование “обеденной зоны”: откидные столики, вмонтиро­ванные в ограждение антресоли или в стену.

Принцип динамичности может быть реализован при помощи: раздвижных перегородок между спальней и групповой, между групповой и общим пространством на две смежные группы, между отдельными функциональными зонами групповой ячейки.

Смена композиций, создаваемых самими детьми, может про­исходить постоянно в течение дня. Эти элементы мобильны, могут использоваться в игре в любом месте групповой ячейки. Изменение пространственных характеристик обеспечат и элементы ограждений зоны столиков, перемещение которых возможно по желанию воспитателей и детей.

Благоприятное воздействие на восприятие пространства ока­жет цветовой дизайн. Весьма эффективным решением в этом направлении могут стать сменные модульные элементы (квадра­ты прямоугольники) вертикальных ограждающих конструкций. Это могут быть рамы с натянутой декоративной тканью разных контрастных цветов и рисунка (интенсивно фиолетовые в соче­тании со светло-желтым или светло-салатовым), сменяемые на модули с контрастными широкими полосами, цветочным рисун­ком, другими декоративными решениями.

Элементом динамичности в пространстве может стать подвес­ной потолок с регулируемой высотой в одной из зон групповой, а также возможное раскрытие витражей остекленной веранды, витражей, отгораживающих помещение групповой от террасы и “зеленой комнаты”, если последняя предусматривается в составе помещений.

Элементами, с помощью которых детям можно самостоятель­но трансформировать пространство, могут служить квадратные пуфы для раздевалки с габаритами 1×1 м или 1,2×1,2 м высотой 25-30 см. Они могут также использоваться как маты в “мягкой комнате” для сооружения из них дома, на них можно располо­житься группам детей на веранде, террасе при чтении книг и т.д.

Выделение зоны “мягкой комнаты” определяет в групповой ячейке место наиболее динамичного элемента, подверженного частым изменениям. Здесь целесообразно предусмотреть несколь­ко различных модульных комплектов оборудования:

комплект спортивного оборудования, крепящегося на модуль­ном пространственном каркасе с подвесными элементами — лестницами, качелями, канатами, с поролоновым матом или под­весной сеткой снизу, защищающей ребенка в случае падения. Сетка может использоваться как батут, а барьер высотой до 1,5 м предохранит ребенка от падения на пол;

комплект “надувной замок” — резиновый модуль;

комплект “театр” — с поднятой платформой и занавесом на всей площади “модуля”;

комплект “фантастический грот” — вариант театральной деко­рации, помогающий детям организовать игры со сказочными сюжетами.

В том случае, когда групповые двух смежных ячеек оказыва­ются рядом, модульные зоны “мягкой комнаты” той и другой групповой ячейки можно сделать смежными. Тогда можно пере­мещать платформу-сцену из одной групповой ячейки в другую. При этом трансформируемая перегородка в зоне между двумя “мягкими” комнатами обеспечит детям элемент неожиданности: внезапного увеличения пространства “мягкой” комнаты, то исчезновения ( в это время мобильная перегородка, отгораживающая модуль “мягкой” комнаты от основного пространен групповой ячейки, может быть закрыта).

Другим вариантом трансформации “мягкой” комнаты может стать ее заполнение на высоту 70-75 см полиэтиленовыми : пластмассовыми шариками диаметром 5-7 см. При наличии барьера-перегородки в этом “море” можно “купаться”.

“Модуль” может стать тиром для стрельбы из арбалета стре­лами с присосками, мишенью для метания колец, фрагментом баскетбольной площадки.

В групповой может быть несколько специальных мест для размещения заменяемых элементов декоративного убранства; рамы для эстампов, картин, икебаны, гипсовый вазон для цвет точной композиции, столик-под ставка для скульптуры и т.д.

Элементом стабильности в групповой ячейке должна стать “домашняя зона”, напоминающая детям общую комнату (гости­ную) обычной квартиры. Это может быть уголок с мягкой мебелью и журнальным столиком (при желании — с электрокамином) где воспитатель читает детям книгу, проводит какое-либо тематическое занятие и т.д. Напоминать о доме здесь могут постав­ленные на журнальном столике фотографии, любимые игрушки.

В жилой ячейке “семейного” детского дома для каждого ре­бенка следует выделить индивидуальное, только ему принадлежа­щее пространство. Это может быть отдельная комната (для старших детей), индивидуальная зона в спальне (на 2-3 детей), комната для занятий (стол с тумбой, настенные полки, встроенный или отдельно стоящий шкафчик, тумбочка).

При этом в жилой ячейке семейного детского дома целесооб­разно предусмотреть универсальную планировочную структуру, позволяющую в зависимости от индивидуального желания ребен­ка разместить его в отдельной комнате или вдвоем-втроем, с другими детьми. Этот принцип легко осуществить, если в жилую ячейку включить 8-10 отдельных замкнутых или полузамкнутых помещений (комнат). В группе с 10 детьми они могут использо­ваться в одном случае как пять спален на двух детей каждая, комнаты для занятий и приготовления уроков (для старших т младших школьников), домашняя мастерская, игровая. В другом) случае эти помещения используются для размещения каждого ребенка в отдельной комнате.

При этом очень важным фактором, определяющим возмож­ность обеспечить в детском “семейном” доме дополнительное* пространство для подвижной активности детей, общения всей«семьи» является выделение достаточно развитого коммуникацинно-рекреационного пространства, в том числе с включением в него лестницы, если жилая ячейка (дом) — двухэтажная. В этой зоне может быть выделена “зеленая” комната, эркер-оранжерея, открытая терраса и пр. Наличие такого пространства позволит сделать выходящие в него спальни детей полузамкнутыми, что паст возможность избежать страха остаться одному в комнате. В рекреационной зоне целесообразно разместить стеллажи с кни­гами и поделками детей, “сменные экспозиции” — рамы для эс­тампов, подставки под икебану и пр. В рекреационной зоне можно также выделить место для физкультурных тренажеров, модульного спортивного оборудования.

4. Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в детской группе определенных “семейных” традиций. Этому может способствовать достраивание определенных деталей инте­рьера, возможность эстетического завершения его в зависимости от личных вкусов детей и взрослых. Это может быть включением в интерьер очень крупных игрушек-символов (трехметровый удав, гусеница, лиса в натуральную величину и т.п.), обладающих вы­сокими декоративными и художественными качествами.

В групповой ячейке, особенно в ее ”семейной” части, в ин­терьере необходимо выделить места, где могут размещаться реп­родукции картин, фотографии, в том числе родителей детей, их братьев, сестер и т.д.

В составе этой или других зон групповой (например, в “спаль­ной зоне”, в раздевалке) целесообразно предусмотреть место для икебаны или букета цветов, для домашних растений. Это может быть специальная тумба-вазон, декоративная подставка, арка, гипсовые или пластмассовые модульные ящики, в которые уста­навливаются горшки с растениями.

Выделение модульных помещений (функциональных зон) групповой ячейки, в частности зоны “мягкой” комнаты площа­дью 12-16 кв. м, может служить основой для последующей раз­работки и серийного выпуска модульных взаимозаменяемых ком­плектов для этой зоны (надувных манежей — замков, “тропичес­ких лиан”, “ледяных замков”, “ожившего зоопарка”, театра, выставочного зала” и т.п.). Эта динамичность среды будет нести в себе черты загадочности, таинственности, фантастичности, смены красок и форм, в то время как динамизм “семейной” зоны будет выражен слабее. Его цель — создание у детей ощущения Постоянства, стабильности, безопасности и надежности семейного очага. Здесь меняются только отдельные декоративные элементы: репродукции, букеты цветов, декоративные крупноразмерные игрушки.

5. Принцип открытости природе и единства с нейможет

обеспечен путем применения остекленных отапливаемых веранд. оранжерей, открытых террас (террас-манежей), зеленых комнат Терраса-манеж, а также веранда-оранжерея увеличивают площадь игрового пространства, продолжительность пребывания детей на воздухе.

С этой целью рекомендуется также связь с участком общих, в том числе общевоспитательных помещений: залов для гимнасти­ческих занятий со спортивной площадкой, крытого бассейна с открытым (плескательным) бассейном и т.д. Связь крытого • открытого бассейнов целесообразна еще и с точки зрения эффективности создания единой группы помещений: раздевалки, душе­вых, туалетных, а также технических помещений.

В зоне спокойных игр целесообразно предусмотреть оконный проем с нижней отметкой на высоте 10-15 см от уровня поля Активное использование вертикального освещения, снимающее ощущение замкнутости пространства, возможно при создании одноэтажных зданий, двухэтажных с групповыми двух уровней либо террасных структур, что особенно целесообразно при расположении здания на рельефе. Для безопасности в стеклянный витражах следует вместо единого полотнища стекла использовать витраж с мелкими стеклянными элементами, не превышающими размеров 50×50 см.

Одним из факторов связи с природой является озеленение интерьеров помещений, организация специальных мест для домашних животных (ящик с песком для кошки, будка для собаки и т.д.).

6. Принцип открытости обществу, семьеможет быть реализован
несколькими способами.

Во-первых, организационным, определяемым как функцио­нальная интеграция детского (дошкольного) учреждения с други­ми учреждениями социально-культурно го назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, осуществляющими свои выступления непосредственно в дошкольном учреждении, в детском доме. Другими видами функциональ­ных связей могут стать занятия детских кружков и секций, про-] водимых приглашенными педагогами.

Для осуществления свободных неформальных связей между воспитанниками и обслуживающим персоналом в помещениях детского учреждения или служебно-бытовых помещениях детского дома следует предусмотреть комнату для воспитателей, куда может зайти и ребенок, помещение в составе пищеблока, где дети вместе с кастеляншей смогут шить карнавальные костюмы и т.д.

Таким образом, в зданиях детских учреждений необходимо предусмотреть дополнительные иди видоизмененные помещения: чал Для музыкальных занятий, который при необходимости можно преобразовать в зал-арену для выступлений артистических коллективов (увеличенная до 7 м высота потолка, то есть созда­ние двусветного пространства, артистическая комната, мобильная сцена-арена и др.); изостудию, универсальное помещение для занятий с техническими средствами обучения. Это потребует включения специальной группы помещений (вестибюль, холл, гардероб) для взрослых и для детей из других дошкольных учреж­дений.

Принцип открытости внутреннего пространства может быть реализован в данном случае планировочным и объемно-про­странственным решением здания, при котором его структура формируется не набором отдельных замкнутых помещений, а либо как анфилада пространств, отгороженных стеклянными сет­чатыми, решетчатыми перегородками, либо как сумма зониро­ванных пространств, разграниченных между собой перепадами уровней, устройства ограждений-барьеров не на всю высоту этажа, созданием балконов, антресолей, мостиков в двухуровне­вых пространствах (зал для музыкальных и гимнастических заня­тий, зал с крытыми ваннами бассейна). Отдельные помещения для занятий, залы, бассейны органично входят в структуру общего внутреннего коммуникационно-рекреационного пространства, открытого для общения детей из разных детских групп, а также для общения детей и взрослых. Для реализации такого нефор­мального общения хорошо подойдут предусмотренные в общем, рекреационном пространстве форумы (опущенные площадки с периметральными ступеньками-скамьями или невысоким ограж­дением-барьером), атриумные пространства (двух-, трехуровне­вые пространства с верхним освещением, с зимним садом или отдельными элементами озеленения).

Принцип разного качества общих помещений и помещений групповой ячейки (по мере удаления от центра — к периферии от общественных — к более интимным, домашним) может быть достигнут приданием планировочному решению групповой ячейки более домашней (квартирной) структуры. Частично эта цель достигается уже при замене одного помещения групповой (игральной) на 3-5 отдельных полузамкнутых пространств — зон.

7. Принцип половой дифференциациикак условия специфического развития девочек и мальчиков может быть осуществлен в следующем решении. В групповой ячейке дошкольного учреждения кроме закрывающихся кабин в туалетной представляется целесообразным сделать закрывающейся душевую кабину. В целом кабина и душевой поддон туалетной в групповой ячейке выполняют ряд специфических функций, связанных, в частности с процедурами закаливания. С этой целью возможно специальное решение в виде полукруглой чаши с диаметром 2 м (когда двое детей могут одновременно принимать процедуры по закаливанию ног). Выше поддон должен быть оборудован дробным поручнем сиденьем и периметральной шторой-ограждением.

Для обеспечения (полной или частичной) изоляции мальчиков и девочек в спальне целесообразно говорить о зонировании спальни на 2-3-4 полузамкнутых пространства, что создаст и определенный комфорт. Зоны могут ограждаться кроватками с приподнятыми с двух сторон спинками и боковыми бортиками, а также стационарно установленными барьерами — перегородка­ми на высоту 75-80 см, образующими отсеки-лабиринты наподо­бие “зоны столиков”.

Техническое решение ограждения, а также бортиков у крова­ток может предусматривать крепление зеркала, полочки для белья, вешалки для верхней одежды.


Дата добавления: 2022-01-12; просмотров: 38 | Нарушение авторских прав


lektsii.net – Лекции.Нет – 2022-2022 год. (0.043 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Гибкие материалы:  Дискета — Википедия Переиздание // WIKI 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *