Презентация по Химии “Полимеры 9 класс” – скачать смотреть бесплатно

Основные отличия искусственных и синтетических волокон

Несмотря на то, что обе разновидности волокон имеют ненатуральное происхождение, они различны между собой:

  1. Если искусственное волокно производится на основе высокомолекулярных органических веществ (белок, кератин, целлюлоза), то синтетическое – на основе низкомолекулярных (не встречающихся в природе).
  2. Следует заметить, что как синтетические, так и искусственные при классификации текстильных и других товаров следует отделять от натуральных. В готовом виде ни первые, ни вторые не имеют органического аналога.

Но, в целом искусственные ткани более близки к природе, нежели синтетические, поскольку, как было отмечено выше, в их основе лежат органические вещества. Так, исходным сырьем для вискозы является целлюлоза, подвергнутая воздействию гидроксида натрия и полимеризованная.

Химический состав синтетических волокон бывает чрезвычайно сложным, в нем зачастую трудно выделить один основной компонент. В этом и состоит основное различие между двумя большими группами химических волокон.

Ацетатное волокно

Как получают ацетатное волокно:

  • Целлюлоза взаимодействует с уксусной кислотой под влиянием серной кислоты, в результате производят триацетат целлюлозу, растворяемую в смеси этанола и дихлорэтана.
  • Образуется вязкий густой раствор, который пропускают через металлические колпаки с большим количеством мелких отверстий (фильеры). Струи раствора через фильеры попадают в шахту, через которую проходит нагреваемый воздух.
  • В итоге растворитель постепенно выдыхается и появляются невесомые нити, из которых с помощью прядения и создается ацетатный шелк.

Впервые ацетатную ткань добыл в 1889 году француз Шардоне.

Ацетатное волокно широко используется в текстильной промышленности благодаря отличной износостойкости. Ткани из него практически не мнутся, не деформируются после стирки, хорошо сохраняют тепло, тактильно приятны.

К недостаткам можно отнести невысокую гигроскопичность и склонность к накоплению статических электрических зарядов. Из ацетатного волокна производят ткань для детской одежды, белья, платьев и блузок, мужских рубашек. Также применяют его и для изготовления изоляционного материала.

Гибкие материалы:  Гибкая черепица Shinglas (Технониколь): виды, характеристики, состав

Виды волокон

Если говорить о натуральных волокнах, то они могут быть минерального, животного или растительного происхождения.

Неорганические волокна создаются с использованием различных химических процессов.

Классификация на группы:

  1. Искусственные волокна (добытые путем химической переработки из различного сырья). Для их производства чаще всего используются целлюлоза и пух.
  2. Синтетические волокна. Эта разновидность добывается из синтезированных полимеров, а сырьем выступают циклогексан, фенол, этилен, бензол.

В современной промышленности для создания текстильной продукции широко производятся обе группы. Рассмотрим особенности каждой из них подробнее.

Вискозное волокно

Для получения вискозного полотна целлюлозу обрабатывают раствором сероуглерода и щелочи. Вискоза — тип ткани, мягкий на ощупь, гигроскопичный, воздухопроницаемый. Она равномерно и насыщенно окрашивается и долго сохраняет свои потребительские характеристики.

Наряду с достоинствами вискозное волокно имеет и ряд недостатков: ткани из него сильно мнутся и быстро истираются, что приводит изделия в негодность. Основное применение вискозы – пошив женской одежды, ведь из нее получаются воздушные юбки и невесомые топы.

Полиамидные – стойки к истиранию и устойчивы к растяжению, однако они сильно электризуются и практически не сохраняют тепло. Данный вид используется для изготовления тончайшего кружева, эластичных ниток, белья, канатов.

Интересен тот факт, что полиамидное волокно крайне неустойчиво к термическому воздействию. Так, при нагреве до 160 градусов, оно теряет прочность в два раза.

Для отчета пришлите одно фото.

Лабораторная работа

«Распознавание волокон и пластмасс»

Цели: идентификация образцов пластмасс и волокон на основании их отношения к нагреванию и характера горения

Порядок работы. При изучении свойств пластмасс прежде всего следует уделть внимание внешнему виду, твердости, эластичности. Однако окончательный вывод можно сделать лишь изучив отношение образца к нагреванию, характер горения и природу продуктов разложения. Определть природу волокна по внешнему виду сложно. Однако из самых доступных способов является изучение характера горения, анализ запахов продуктов разложения и остатка после горения, отношения к концентрированным кислотам и щелочам.

Оборудование и реактивы: пробирки, штатив,спиртовки ,лакмусовая бумага, конц. азотная кислота, конц. серная кислота, конц. Гидроксид натрия.

Техника безопасности: нагревание следует вести осторожно. Конц. Кислоты и щелочь наливать в пробирки осторожно, объемом 2 мл, наклонив пробирку от себя

Ход работы:

1.Вам предложены образцы двух пластмасс из следующего перечня: полиэтилен, поливинил хлорид, фенопласт. Пользуясь таблицей определите, какие именно пластмассы вам выданы.Напишите формулы структурных звеньев выданных вам пластмасс.

Таблица. Свойства пластмасс

Название пластмассы Физические свойства Отношение к нагреванию Характер горения
Полиэтилен Жирный на ощупь. В виде пленки прозрачный, эластичный Размягчается, в размягченном состоянии легко меняет форму, вытягивается в нити Горит ярким пламенем с запахом расплавленного парафина. Продолжает гореть вне пламени.
Поливинилхлорид Эластичный, в толстых слоях жесткий. Прозрачный или непрозрачный. Размягчается и разлагается с выделением хлороводорода. Горит коптящим пламенем. Вне пламени гаснет
Фенолформальдегидная смола Непрозрачная, неэластичная, хрупкая Не размягчается, разлагается Загорается, при длительном пребывании смолы в пламени ощущается характерный запах фенола.

2. Вам предлагаются образцы – нити или ткани трех волокон из следующего перечня: хлопок, шерсть, натуральный шелк, вискозной волокон, капрон.. Пользуясь таблицей определите, какие именно волокна вам выданы.

ТаблицаСвойства волокон

Название волокна Характеристика горения и его результат Отношение к концентрированным кислотам и щелочам
Хлопок Быстро сгорает, ощущается запах жженой бумаги Раствор бесцветный Растворяется Набухает, но не растворяется
Вискозное То же Раствор бесцветный Раствор красно-коричневый Растворяется
Шерсть и шелк натуральный Горит, ощущается запах паленого пера Желтое окрашивание Разрушается Растворяется
Капрон При нагревании размягчается, плавится , образуя твердый нехрупкий блестящий шарик. Из расплава вытягиваются нити. В пламени горит с неприятным запахом. Раствор бесцветный Растворяется. Раствор бесцветный Не растворяется

Вывод

Домашнее задание Критерии оценки задание 1 – «3», фото – «4», схема – «5»

1. Перепишите таблицы Свойства пластмасс и Свойства волоконв тетрадь. Проведите исследование полиэтилена (кусочек полиэтиленового пакета или пленки ) согласно таблице Свойства пластмасс;проведите исследованиегорения хлопка ( кусочек несинтетической ваты), шерсти ( шерстяная нитка, кусочек ткани или шерсть животного – состригите с кошки, собаки), капрона. Горение проводите на пепельнице, тарелке. Будьте осторожны!

Для отчета пришлите одно фото.

2. Контрольное задание. Составьте схему «Полимеры» с примерами согласно тексту ниже

Ознакомьтесь с текстом

https://cyberpedia.su/6x305a.html

Высокомолекулярные соединения, состоящие из множества одинаковых структурных звеньев, называются полимерами.

По происхождению полимеры делятся на природные, или биополимеры, и синтетические, получаемые с помощью реакций полимеризации или поликонденсации.

Природные полимерыэто натуральный каучук, крахмал, целлюлоза, белки, нуклеиновые кислоты. Как видно, это те вещества, из которых построены клетки и ткани живых организмов. Это органические полимеры, без них невозможна жизнь на нашей планете.

Среди природных полимеров есть и неорганические полимеры. К ним относятся различные силикаты (полевые шпаты, глинистые минералы, слюды, асбест и др.), сера пластическая, селен и теллур цепочного строения.

Синтетические полимеры — это многочисленные пластмассы, волокна, каучуки. Они играют большую роль в развитии всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи. Как без природных полимеров невозможна сама жизнь, так без синтетических полимеров немыслима современная цивилизация. Наш век можно назвать веком полимеров — так велико их значение в существовании современного общества.

Пластмассы —это материалы, изготавливаемые на основе полимеров, способные приобретать при нагревании заданную форму и сохранять ее после охлаждения.

Волокна —это вырабатываемые из природных или синтетических полимеров длинные гибкие нити, из которых изготавливается пряжа и другие текстильные изделия. Волокна подразделяются на природные и химические.

Природные, или натуральные, волокна — это материалы растительного или животного происхождения. К ним относятся хорошо известные вам хлопок, лен, шерсть, шелк.

Химические волокна получают путем химической переработки природных или синтетических полимеров. Из природных полимеров, прежде всего целлюлозы, изготавливают искусственные волокна, например вискозное, ацетатное. Другая широко распространенная группа химических волокон — синтетические волокна, которые вырабатывают из синтетических полимеров. Из синтетических волокон вам, конечно, известны капрон, нейлон, лавсан.

Искусственные волокна

Для получения искусственных волокон используются далеко не все полимеры, а только обладающие линейным строением. Их расплавляют или делают жидкими с помощью специальных растворителей. Получившуюся жидкость пропускают тонкой струей через сито с очень мелким плетением, в результате образуются длинные нити. Также можно добывать полимеры синтетическим способом, а потом укладывать в определенном порядке молекулы.

Самыми популярными искусственными волокнами являются ацетатное и вискозное. В роли исходного полимера выступает вискоза, полученная из древесины или же хлопчатобумажный пух, получаемый из семян хлопка. Для разжижения целлюлозы используют различные виды химических растворов, в зависимости от которых получаются разные волокна (ацетатные, казеиновые, медно-ацетатные, штапельные, вискозные). Искусственные волокна характеризуются сравнительно небольшой гигроскопичностью, но тем не менее они достаточно прочные.

Полимеры | план-конспект урока по химии (11 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

 ОТКРЫТЫЙ УРОК В 11 КЛАССЕ

Тема урока:   Полимеры.

Цели урока:

– углубить,  обобщить и систематизировать знания обучающихся о полимерах.

    – развивать  логическое  мышление, познавательную активность .

-способствовать повышению интереса к предмету, воспитанию потребности в приобретении новых знаний .

Тип урока:    комбинированный.

Методы:

  1. Словесные (элементы беседы, рассказ).
  2. Наглядные (показ презентации по теме , работа с опорным конспектом).
  3. Практические (демонстрация опытов в виртуальной химической лаборатории).

КМО: компьютер, программное обеспечение, опорный  конспект.

Ход урока

Сегодня на уроке у нас не обычная тема, а тема, которая вошла в нашу жизнь со всех сторон. Без этих веществ нельзя обойтись ни дома, ни на улице .

  1. Сообщение темы и целей урока.

Итак, сегодня мы вновь поговорим с вами о полимерах. Ранее эта тема рассматривалась нами в 9 классе, однако сейчас  наш разговор будет более детальным и мы обобщим и систематизируем знания по этой обширной и интересной теме.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

  Цели урока таковы…..

  1. Презентация нового материала по теме. Лекция учителя с опорой на слайды.

(Учащиеся конспектируют ключевые определения)

  1. Работа в парах.

А теперь , ребята, вас ждут 2   вопроса на засыпку по теме. Работаете в парах. После того, как я озвучу вопрос, у вас есть 30 секунд, чтобы посовещаться, а потом первыми дать правильный ответ.                                                                                 ВОПРОС № 1 Моряки второй экспедиции Колумба к берегам Америки, высадившиеся на острове Гаити в 1496 году, с удивлением наблюдали, как островитяне играют в мяч, который высоко подпрыгивает при ударе о землю. Известные в Европе мячи из кожи и шерсти не обладали такой прыгучестью. Из какого вещества были сделаны мячи островитян?

 (из каучука)

ВОПРОС № 2

Что объединяет эти два предмета? (На подносе резиновая калоша и клубень картофеля).

Ответ: СВ. Лебедев получил синтетический каучук переработкой картофеля

4.Физкультминутка:

Встаньте рядом и возьмитесь за руки. А теперь отдаляйтесь друг от друга, но рук не разрывайте. Смотрите, какой длинной получилась образованная вами цепочка. Вот так и полимеры можно растянуть. Они обладают стойкостью к растяжению. А теперь, приближайтесь друг к другу как можно сильнее и рук не разжимайте. Видите, полимеры можно сильно сжимать, т.к. они обладают стойкостью к сжатию. Ребята, мы с вами уже говорили о том, что реакция полимеризации не идет на 100% и остаются мономеры, не вступившие в реакцию полимеризации, но они входят в состав той массы, из которой изготавливают изделия.

Представьте, что я тот мономер, который не вступил в реакцию полимеризации или

поликонденсации. Я с вами в изделии, но я существую отдельно от вас. Кажется, что в этом такого? Но эти мономеры делают многие полимеры опасными для здоровья человека.

  1. Индивидуальная работа учащихся

(один-два ученика готовят  презентацию и выступают с ней перед одноклассниками, после просмотра ставят вопросы, а класс отвечает)                          

5.Демонстрация опытов в виртуальной химической лаборатории по теме, сопровождающаяся пояснением учителя.

6.Устный опрос (закрепление знаний обучающихся.)

  1. Что такое мономер?
  2. Что такое полимер?
  3. Как образуются белки, из каких соединений?
  4. Написать формулу этилена. В какие реакции вступает этилен?
  5. Что такое реакция поликонденсации? Написать реакцию на доске.
  6. Что такое реакция полимеризации? Написать реакцию на доске.
  7. Что обозначают n в формулах полимеров?
  8. Что такое структурное звено?
  9. Написать формулу крахмала.

Подведение итогов урока и выставление оценок.                                             7. Выводы. Рефлексия.

Скажите, какую пользу для себя вы извлекли из данного урока? Закончи фразу:

– Сегодня на уроке я узнал…..

– Мне показалось интересным….

– Для себя открыл новое….

– Я буду заботиться о своём здоровье потому, что….

             8.Оценивание  учащихся  и     оглашение  домашнего задания.

Особую, очень важную, группу органических веществ составляют высокомолекулярные соединения (полимеры). Масса их молекул достигает нескольких десятков тысяч и даже миллионов.

Полимеры – это высокомолекулярные соединения, молекулы которых состоят из множества повторяющихся одинаковых структурных звеньев. Молекула полимера называется макромолекулой.

СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛИМЕРОВ.

Синтез полимеров из низкомолекулярных соединений (мономеров) основан на реакциях двух типов: полимеризации и поликонденсации.

Реакция полимеризации – это химический процесс соединения множества молекул мономеров в крупные молекулы полимеров.

Например, полипропилен получают из пропилен СН2=СH–CH3, который является мономером:

n СН2 = СH        ⎯→        (СН2 − СH)n

   ⏐                           ⏐

  CH3                          CH3

   пропилен                 полипропилен

    (пропен)

Мономер – вещество, из которого образуется полимер.

Структурное звено – повторяющаяся группа атомов.

n-степень полимеризации.

Реакция поликонденсации – это процесс образования полимеров из множества молекул мономеров, которые сопровождаются выделением побочного низкомолекулярного продукта (чаще всего воды).

nC6H12O6 → (C6H10O5)n H2O

                                        глюкоза        крахмал

Кроме того, следует отметить, что некоторые полимеры получают не из мономеров, а из других полимеров, используя химические превращения макромолекул. (Например, при действии азотной кислоты на природный полимер целлюлозу получают новый полимер – тринитратцеллюлозы).

[C6H7O2(OH)3]n    3nHNO3  ⎯→  [C6H7O2(ONO2)3]n    3nH2O

     целлюлоза                          тринитратцеллюлоза

Полимеры используют для изготовления на их основе пластмасс, волокон и других материалов.

Пластмассы – это материалы, полученные на основе полимеров, способные приобретать заданную форму при изготовлении изделия и сохранять ее в процессе эксплуатации.

Полимер и пластмасса – это не одно и тоже. Любая пластмасса содержит полимер, но кроме него в состав могут входить и другие компоненты: красители (придают материалу цвет), наполнители (обеспечивают жесткость пластмассы), пластификаторы (делают материал более эластичным, гибким) и др. Именно полимер связывает все компоненты пластмассы в единое целое, поэтому это самый важный компонент. (Первые пластмассы получали на основе природных полимеров – производных целлюлозы, каучука и т.д.)

Волокна – это полимеры линейного строения, которые пригодны для изготовления нитей, жгутов, пряжи и текстильных материалов.

Индивидуальные задания для слабых учащихся:

Вариант №1

Допиши определения:

Полимеры – это _______________________соединения, молекулы которых состоят из множества повторяющихся одинаковых   _________________            __________________.

Реакция __________________________– это химический процесс соединения множества молекул мономеров в крупные молекулы полимеров.  

Число, показывающее, сколько молекул мономера соединилось в молекулу полимеров, называют ____________________          ______________________.

Вариант №2

Допиши определения:

Молекулу полимера называют ________________________.

Низкомолекулярное соединение, из которых образуются полимеры называют ______________.

Реакция ___________________________ – это процесс образования полимеров из множества молекул мономеров, которые сопровождаются выделением побочного низкомолекулярного продукта (чаще всего воды).

Группа атомов, многократно повторяющаяся в молекуле полимера, называется _________________             ______________________________.

III. Изучение нового материала.

1. Классификация полимеров.

Рассказ с презентацией

«Классификация полимеров по происхождению».

В зависимости от происхождения различают природные и химические полимеры. Природные полимеры встречаются в природе. К ним относятся крахмал, целлюлоза, клетчатка, белки, нуклеиновые кислоты, натуральный каучук.

Химические полимеры получают с помощью химических реакций из различных органических веществ. Химические полимеры в свою очередь подразделяют на искусственные и синтетические.

Искусственные полимеры получают на основе природных полимеров путем химической модификации. К таким полимерам относят: вискозу, целлулоид, ацетатное волокно. Исходным веществом, для получения названных полимеров, является целлюлоза.

Синтетические полимеры получают из органического сырья (нефть, газ, каменный уголь) с помощью различных химических процессов. Синтетические полимеры являются результатом работы химиков. К синтетическим полимерам относятся: полиэтилен; полипропилен; полистирол; фенолформальдегидные полимеры; синтетические волокна (лавсан, нитрон, капрон, хлорин); синтетические каучуки. Синтетические полимеры можно выделить в две группы, по способу получения, полимеризационные и поликондесационные.

«Классификация полимеров по отношению к нагреванию».

Понятно, что превращать в готовые изделия удобнее те пластмассы, которые обратимо твердеют и размягчаются. Это так называемые термопласты, или термопластичные полимеры, которые сохраняют свою пластичность после нагревания. Их можно рационально обрабатывать и перерабатывать методом литья под давлением, вакуумной формовки, профильным прессованием. К термопластичными полимерам относят: полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, капрон.

Если же в процессе формования изделия происходит сшивка макромолекул и полимер, твердея, приобретает сетчатое строение, то это вещество уже нельзя возвратить в вязкотекучее состояние нагреванием или растворением. Такие полимеры называют термореактивными или реактопласты. Реактопласты теряют свою пластичность при нагревании. Кроме фенолоформальдегидных полимеров, к ним относят карбамидные и полиэфирные смолы.

«Классификация полимеров по форме макромолекул».

Макромолекулы полимеров могут иметь различную геометрическую форму в зависимости от строения основной цепи. Поэтому по форме макромолекул полимеры бывают линейными, разветвленными и пространственными (трехмерными). 

Структурные звенья линейных полимеров соединены в длинные цепи последовательно друг за другом. Такую структуру имеют: полиэтилен (низкого давления), полипропилен, поливинилхлорид, синтетические волокна.

Разветвленную структуру имеют полиэтилен (высокого давления), синтетические каучуки. Синтетические каучуки в зависимости от пространственной конфигурации структурных звеньев разделяют на стереорегулярные и нестереорегулярные. Стереорегулярные полимеры, такие в которых структурные звенья  в цепи чередуются в строго определенном порядке. Нестереорегулярные полимеры, такие в которых структурные звенья  в цепи чередуются произвольно. Стереорегулярность влияет на такое важнейшее свойство каучуков, как эластичность.

Пространственную структуру, при которой линейные молекулы соединены между собой химическими связями имеют: фенолформальдегидные полимеры, резина(трехмерная структура образуется при вулканизации каучука)

 Учащиеся записывают все классификации в тетрадь.

Увидеть строение полимера без ультрамикроскопа поможет физкультминутка.

Физкультминутка:

Встаньте рядом и возьмитесь за руки. А теперь отдаляйтесь друг от друга, но рук не разрывайте. Смотрите, какой длинной получилась образованная вами цепочка. Вот так и полимеры можно растянуть. Они обладают стойкостью к растяжению. А теперь, приближайтесь друг к другу как можно сильнее и рук не разжимайте. Видите, полимеры можно сильно сжимать, т.к. они обладают стойкостью к сжатию. Ребята, мы с вами уже говорили о том, что реакция полимеризации не идет на 100% и остаются мономеры, не вступившие в реакцию полимеризации, но они входят в состав той массы, из которой изготавливают изделия.

Представьте, что я тот мономер, который не вступил в реакцию полимеризации или

поликонденсации. Я с вами в изделии, но я существую отдельно от вас. Кажется, что в этом такого? Но эти мономеры делают многие полимеры опасными для здоровья человека.

2. Знакомство с видами пластмасс и их влиянием на здоровье человека по информационной таблице (имеется у каждого ученика).

Виды пластмасс и их маркировка

Справочные данные:

Стирол вызывает заболевания сердца, оказывает сильное воздействие на печень, вызывая токсический гепатит.

Формальдегид, фенолформальдегид – канцерогенные, токсичные вещества. Выделяясь, раздражают горло, бронхи, слизистую оболочку глаз, снижают иммунитет.

Давайте посмотрим, какие полимеры вы используете у себя в профессии.

3.  Сообщение учащейся, используя информационные источники и презентацию, по проблеме «Полимеры в хлебопекарном и кондитерском производстве».

Послушайте доклад и запишите в тетрадь название полимеров, с которыми вы встречаетесь в профессиональной деятельности.

Сообщение ученицы

Давайте обратимся к выставке изделий из пластмасс и определим по маркировке названия пластмасс.

– Что вы можете сказать об их влиянии на здоровье человека?

IV. Закрепление знаний обучающихся.

 IV. Закрепление знаний обучающихся.

  1. Самостоятельная работа «Распределение на группы  пластмасс, волокон и каучуков в соответствии с классификацией».

I вариант–  резина, натуральный шелк, полиэтилен, вискоза, натуральная шерсть, вискоза.

     II вариант–  хлопок, поливинилхлорид, ацетатный шелк, каучук, пенополистирол, полистирол.

2. Тест.

3. Разработка рекомендаций по использованию пластмасс в быту.

– Давайте разработаем рекомендации людям, заботящимся о своем здоровье?

Учащиеся:

  1. Провести ревизию пластмассовых контейнеров и избавиться от всех, кроме изделий из полипропилена (цифра 5 или маркировка PP).
  2. Отдать предпочтение изделиям из стекла, дерева, металла.
  3. Внимательно отнестись к игрушкам из пластмассы, особенно для маленьких детей.
  4. Убедитесь, что продукция имеет сертификаты соответствия гигиеническим нормам.
  5. Покупая очередное изделие из пластмассы, возьмем за правило понюхать его. 

(это просто и займёт буквально секунду, которой будет достаточно для того, чтобы уловить неприятный запах, но если он есть, то от покупки даже простой расчески для волос следует отказаться).

Вывод:

Каждый может защитить своё здоровье и здоровье своих детей, в конце концов, это не так уж и сложно.

V. Подведение итогов урока и выставление оценок.

Оценку поставьте в графе “самооценка”:

а) все понял, могу этот материал объяснить другому (5 баллов)
б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь (4 балла)
в) для полного понимания мне нужно повторить тему (3 балла)
г) я ничего не понял (2 балла).

Подсчитай баллы, полученные на уроке.

Поставь себе оценку.

VI. Домашнее задание:

Прочитать § 21,  § 22, ответь на вопросы 1-4. Составить кроссворд по теме «Полимеры»

(10-20 слов)

Список литературы:

  1. Габриелян, О. С. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях 11 класс [Текст] :
    учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. Г.
    Введенская. – 3-е изд., стер. – М. : Дрофа, 2005. – 303 с.
  2. Габриелян, О. С. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях 10 класс
    [Текст] : учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян, И. Г.
    Остроумов, Е. Е. Остроумова. – 3-е изд. – М. : Дрофа, 2005. – 399 с.

3.        Габриелян, О. С. Химия. [Текст] : учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват.
учреждений / О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : Дрофа,
2006.-411 с.

4.        Габриелян, О. С. Химия: органическая химия [Текст] : учеб. для 10 кл.
общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О. С. Габриелян, И. Г.
Остроумов, А. А. Карпова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 368 с.

5. Денисова В. Г. Химия 11 класс: Поурочные планы [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / В. Г  Денисова :- Волгоград.: «Учитель», 2003. – 208.

6.        Общая химия [Текст] : учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл.
изучением химии / О. С. Габриелян [и др.]. – М. : Просвещение, 2005. – 384 с.

7.        Химия. 10 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян
[и др.]. – 7-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 300 с.

8.  Материалы сети интернет.

Полиэфирные волокна

К полиэфирным относятся лавсан, терилен, дакрон. Их общим недостатком является повышенная жесткость и электризуемость. Лавсан применяют для производства бытовых материалов.

Синтетические волокна

С развитием промышленности возникла потребность в новых, более прочных и практичных, тканях, которые будут выдерживать агрессивные среды. Во второй половине 30-х годов прошлого века были созданы методы синтеза волокнообразующих полимеров, а спустя несколько лет появились первые волокна синтетического происхождения.

Виды синтетических волокон:

  • полиэстерные (лавсан);
  • полиамидные (нейлон, капрон, энант);
  • полиолефиновые;
  • полиакрилонитрильные (нитрон).

Самым распространенным синтетическим волокном, используемым для создания тканей, является капрон, добываемый из капролактама. Смолу сперва расплавляют, а потом пропускают через фильеры, после чего стволы смолы охлаждают и добывают из них волокно.

Капрон. Капрон известен своей    износостойкостью (по прочности его можно сравнить со сталью), химической устойчивостью, эластичностью. Капрон не подвержен гниению из-за того, что практически не впитывает влагу. Однако капрон не устойчив к термическому воздействию (плавится уже при 250 градусах по Цельсию), а также к влиянию концентрированной кислоты.

Из капрона шьют колготки, шарфы, носки, блузки, изготавливают искусственный мех и ковровые изделия, прочные рыболовные сети, производят специальный материал – каркас для авиа- и автопокрышек, фильтры.

Капроновая смола служит основой для деталей техники, подверженной повышенному износу. Капроновые нити используются в хирургии. Такая нить невероятно легкая, так, всего 1 грамм весят 9 километров волокна.

Нитрон. Не менее прочным и эластичным является нитрон. К его преимуществам относятся низкая теплопроводность и великолепная светостойкость. Нитрон не чувствителен к кислотам, но легко разлагается под влиянием концентрированного щелочного раствора. Из волокна изготавливают искусственный мех с ворсом и ковровое покрытие.

Лавсан, напоминающий шерсть, отличается от нее высокой прочностью. Пошитые из него изделия не нуждаются в глажке. Лавсан устойчив к органическим растворителям, но подвержен действию щелочи и кислоты. Часто лавсановые нити смешивают с другими волокнами, например, хлопком, льном, шерстью, для повышения их потребительских качеств.

Помимо вышеперечисленных волокон существуют и другие, не так широко применяемые виды узкого назначения (жаростойкие, биологически активные, полупроводниковые, сверхпрочные и т.д.). Так, перлон прочнее проволоки, хлорин не горит и не подвержен воздействию кислот и щелочей.

Широко известный эластан очень прочный, но подвержен выцветанию и деформации, поэтому его используют не в чистом виде, а в сочетании с другими материалами для повышения их качества.

Синтетическое волокно «Лола» уникально тем, что не горит, а лишь накаляется при температуре 1200 градусов Цельсия, поэтому его используют для пошива огнезащитной одежды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *