Почему арматуру вяжут, а не сваривают при армировании фундаментов и других конструкций из железобетона

Что же лучше, вязать или варить арматуру – мнение экспертов

По мнению большинства профессиональных арматурщиков, сборку каркаса для армирования бетона лучше всего производить методом вязки. Так как это удобнее, быстрее и экономнее.

Одно из главных преимуществ вязки перед сваркой, это как быстрый монтаж, так и демонтаж. Да, да, именно демонтаж, так как бывает, что арматурщик может ошибиться и собрать каркас с ошибками (человеческий фактор), либо пришли изменения проекта. В этих случаях, каркас, собранный с помощью проволоки легко разбирается и переделывается, а для разборки сваренного каркаса понадобиться специальный инструмент и не один час времени.

Важно научиться дифференцированно подходить к выбору одного из рассматриваемых способов соединения элементов каркаса. При этом, обязательны к выполнению требования, касающиеся особенностей технологического процесса. Последнее означает, что при возведении фундаментов небольшого объема с использованием не слишком толстых и массивных стержней, применение сварки нецелесообразно.

В заключении отметим, что арматуру можно как варить, так и вязать, главное соблюдать технические требования по выполнению работ. Окончательный выбор способа сборки арматуры под фундамент, сварка или вязка, решается неоднозначно, все зависит от условий проведения монтажа и профессиональной подготовки самого исполнителя.

На этом все, если есть вопросы, задавайте их в комментариях, мы обязательно на них ответим.

1 Чем и как армировать?

Армирование ленточного ростверка выполняется посредством пространственного армокаркаса, состоящего из двух продольных поясов арматуры (верхнего и нижнего), соединенных между собой горизонтальными и вертикальными перемычками.

Продольные пояса выполняются из прутьев арматуры класса А3 (горячекатаный профиль рифленого типа), диаметр которой составляет 13-16 мм. Использовать стеклопластиковую арматуру можно, что подтверждают отзывы о успешной эксплуатации таких свайно-ростверковых фундаментов на специализированных форумах.

Соединяющие вертикальные и горизонтальные перемычки могут выполняться в двух вариантах — в виде отдельных прутков приваренной к продольных поясам арматуры (схема демонстрирует конфигурацию). В таком случае необходимо использовать стержни аналогичного типоразмера, что и при обустройстве продольного пояса.

Чертеж соединения поясов отдельными перемычками

Также каркас может соединяться перемычками из выгнутой в хомуты прямоугольной формы арматуры (нижеприведенная схема). При таком подходе используются гладкие стержни класса А2 (диаметр 8-10 мм). Гнутые хомуты трудоемки в монтаже, однако они за счет меньшего количества сварных швов они более надежны и долговечны. Стеклопластиковая арматура, не подлежащая гибке, для создания хомутов не применяется.

Чертеж соединения поясов хомутами

Согласно положениям СНиП №2.03.01 «Пособие по проектированию и обустройству свайно-ростверковых фундаментов», при монтаже армокаркаса необходимо соблюдать следующий шаг между составляющими элементами:

  • количество стержней в продольных поясах — минимум 4, расстояние между ними — до 10 см;
  • шаг между поперечными перемычками продольного пояса — 20-30 см;
  • шаг между вертикальными соединяющими перемычками — до 40 см;
  • защитный слой бетона — минимум 5 см.

Защитный слой представляет собой расстояние между крайними контурами армокаркаса и стенками бетонного тела монолитного ростверка. Если защитный слой не будет иметь требуемую толщину возникнет две проблемы — каркас не сможет правильно перераспределять действующие на ростверк нагрузки и арматура будет чрезмерно подвержена коррозии под воздействием влаги, проникающей в микропоры бетона.

Пластиковая подставка под арматуру

Чтобы сделать защитный слой по нижней грани ростверка используются специальные пластиковые подставки-грибки, которые поднимают арматуру над опалубкой. Применение в данных целях кусков кирпича не допускается. к меню ↑

2 Как рассчитать количество арматуры?

В качестве примера приводим расчет количества арматуры для монолитного ростверка периметром 8*6 м. Используем условные габариты обвязки 40*40 см. Армокаркас под такую обвязку будет состоять из двух продольных поясов по 3 стержня А3 диаметр 14 мм в каждом (шаг между прутьями 10 см, по 5 см с каждой стороны съедает защитный слой бетона). Пояса соединяются перемычками из арматуры А1 диаметр 11 мм, расположенных с шагом в 20 см.

Расчет выполняется по следующему алгоритму:

  1. Определяем общую длину прутьев в верхнем продольном поясе. Для этого: а) определяем периметр ростверка: 8 8 6 6 = 30 м; б) делаем расчет длины 3-ех стержней: 3*30 = 90 м; в) рассчитываем длину арматуры А3 на оба пояса: 90*2 = 180 м.
  2. Для соединения прутьев продольного пояса нам потребуются перемычки длиной 30 см, которые будут расположены с шагом 20 см. Выполняем расчет их количество на оба контура ростверка: 2*(30/0.2) = 300 шт, после чего рассчитываем общую длину поперечных перемычек: 300*0,3 = 100 м.
  3. Осталось произвести расчет длины вертикальных перемычек, соединяющих верхний и нижний контуры каркаса между собой. Но поскольку в примере рассчитывается прямоугольный ростверк, их количество и длина будет идентичной поперечным перемычкам. Если же используется ростверк прямоугольной конфигурации, расчет выполняется по указанной в пункте №2 формуле.

В итоге расчет нам показал, что армирование ростверка требует 180 м арматуры класса А3 и 200 м (100 100) стержней А2 диаметром 11 мм. Также может потребоваться расчет вязальной проволоки, если вы не планируете использовать стыковку сваркой. Выполняется он с учетом того, что на одно соединение уходит около 40 см материала: определяем количество соединений: 4*(30/0,2) = 600 шт; и высчитываем расход материала — 600*0.4 = 240 м. к меню ↑

2 технология армирования монолитного ростверка

Амирование ростверка начинается после выполнения всех предыдущих этапов обустройства свайного фундамента — монтажа свай, их обрезки и обустройства опалубки. Вы должны иметь готовую опалубку, внутри которой на высоту, равную сечению обвязки, выступают армокаркасы свай.

Опалубка и сваи перед началом армирования

При сборке каркаса арматуру можно вязать между собой с помощью проволоки либо соединять прутья методом сварки. Существенной разницы в способе стыковки нет — нередко утверждают, что сваренный каркас из-за отсутствия эластичности хуже противостоит деформациям, чем соединенная вязкой конструкция, однако в промышленном многоэтажном строительстве каркасы свайно-ростверковых фундаментов всегда свариваются, так что эти опасения беспочвенны. К тому же, сварка более практичный и быстрый в реализации способ.

Армирование ростверка — пошаговая инструкция:

  1. К выступающей из сваи арматуре на высоте от 5 см от дна опалубки привариваются горизонтальные прутки.
  2. На прутьях с заданным шагом размещается и приваривается арматура нижнего продольного пояса.

Первый пояс армокаркаса и хомуты

Усиление углов на верхнем поясе каркаса

Сборка армокакаркаса на прямых участках ростверка достаточно проста в исполнении. Трудности наступают при армировании углов, которое необходимо дополнительно усиливать, поскольку эта часть каркаса испытывает максимальные нагрузки.

Схема правильного армирования углов и примыканий ростверка

Углы и места примыкания внутренних стен обвязки к наружным нельзя армировать перехлестом арматуры. На данных участках необходимо укладывать цельные стержни, выгнутые в Г либо П-образной конфигурации. Схема правильного армирования углов свайного ростверка приведена на изображении.

Важные нюансы и требования для соединения вязкой

Хоть процесс соединения прутьев с использованием проволоки проще, чем их соединение сварочным аппаратом, назвать его простым нельзя. Как любая работа, процесс требует четкого соблюдения правил и рекомендаций. Только тогда можно сказать, что армирование монолитной конструкции выполнено правильно. Занимаясь соединением арматуры с нахлестом методом вязки, следует обращать внимание на такие параметры:

  • длина накладки прута;
  • местонахождение места соединения в конструкции и его особенности;
  • как перехлесты расположены один к другому.

Мы упоминали, что размешать арматурный стык, сделанный внахлест, на участке с самой высокой степенью нагрузки и напряжения нельзя. К этим участкам относятся и углы здания. Получается, что нужно правильно рассчитать места соединений. Их расположение должно приходиться на участки железобетонной конструкции, где нагрузка не оказывается, или же она минимальная.

А что делать, если технически соблюсти это требование невозможно? В таком случае размер нахлеста прутьев зависит от того, сколько диаметров имеет арматура. Формула следующая: размер соединения равен 90 диаметров используемых прутьев. Например, если используется арматура Ø20 мм, то размер нахлеста на участке с высокой нагрузкой составляет 1800 мм.

Однако техническими нормами четко регламентированы размеры подобных соединений. Нахлест зависит не только от диаметра прутьев, но и от других критериев:

  • класс используемой для работы арматуры;
  • какой марки бетон, используемый для заливки бетона;
  • для чего используется железобетонное основание;
  • степень оказываемой нагрузки.

Виды соединений

Существует два основных метода крепления арматуры, согласно строительным нормам и правилам (СНиП), а именно пункту 8.3.26 СП 52-101-2003. В нем прописано, что соединение стержней может выполняться следующими типами стыковки:

  1. Стыковка прутьев арматуры без сварки, внахлест.
    • внахлест с использованием деталей с загибами на концах (петли, лапки, крюки), для гладких прутьев используются исключительно петли и крючки;
    • внахлест с прямыми концами арматурных прутьев периодического профиля;
    • внахлест с прямыми концами арматурных прутьев с фиксацией поперечного типа.
  2. Механическое и сварное соединение.
    • при использовании сварочного аппарата;
    • с помощью профессионального механического агрегата.

Почему арматуру вяжут, а не сваривают при армировании фундаментов и других конструкций из железобетона
Требования СНиП указывают на то, что бетонное основание нуждается в установке минимум двух неразрывных каркасов из арматуры. Их делают посредством фиксации стержней внахлест. Для частного домостроения подобный способ используется чаще всего. Это связано с тем, что он доступный и дешевый. Созданием каркаса может заняться даже новичок, так как нужны сами прутья и мягкая вязальная проволока. Не нужно быть сварщиком и иметь дорогостоящее оборудование. А в промышленном производстве чаще всего встречается метод сварки.

Обратите внимание! Пункт 8.3.27 гласит, что соединения арматуры внахлест без применения сварки, используется для стержней, рабочее сечение которых не превышает 40 мм. Места с максимальной нагрузкой, не должны фиксироваться внахлест вязкой или сваркой.

Для чего нужна арматура?

Для компенсации опасных для бетона растягивающих нагрузок, внутрь его «тела» помещается особая усиливающая конструкция – армирующий каркас. При монтаже ему придается форма решетки, располагаемой таким образом, чтобы принять на себя растягивающие напряжения.

В более сложных случаях (когда требуется максимально усилить фундамент) каркас собирается из комбинации основных и вспомогательных стержней. Первые изготавливаются из более толстых заготовок и размещаются продольно.

 Вспомогательные стержни нужны только для поддержки продольных прутков и востребованы лишь при заливке.

Основная нагрузка после застывания смеси (при эксплуатации фундамента) приходится именно на рабочие стержни. Вспомогательные остаются внутри массива, поскольку их невозможно извлечь из застывшей конструкции.

Усиливающий каркас собирается непосредственно на рабочей площадке из отдельных прутьев, заранее нарезанных по длине. Соединяются они посредством мягкой отожженной проволоки, закрепляющей узлы решетки с помощью скруток. На первый взгляд, кажется, что сваривать арматуру намного проще и быстрее, чем делать скрутки из проволоки. Чтобы с уверенностью утверждать это – сначала придется внимательнее разобраться с тем, как “работает” армирующий пояс и его отдельные элементы.

Как выполняется армирование жб свай

Для армирования железобетонных конструкций, при их самостоятельном изготовлении, нужна болгарка и сварочная установка. Сварка, при надобности, заменяется вязальной проволокой, которой также можно соединять отдельные стержни в армокаркас.

Технология выполнения работ следующая:

  • Арматурные прутья болгаркой нарезаются на отрезки требуемой длины. Имеет смысл заготавливать материалы предварительно, чтобы потом одним заходом сделать каркасы для всех свай;
  • Подготавливаются прутья для поперечных перемычек – их можно выгнуть, придав стержням требуемую округлую форму, либо разрезать на 4 отдельных куска, которые впоследствии будут привариваться по боковым контурам продольного каркаса;
  • Имея в наличии исходный материал начинается сборка армокракасов – два продольных прутка укладываются параллельно друг другу и соединяют в трех местах (по центру, снизу и сверху) поперечными перемычками. Далее аналогичным образом свариваются оставшиеся два прутка, после чего заготовки стыкуются между собой;
  • По завершению сборки каркасов арматура покрывается антикоррозийным грунтом.

Монтаж армокаркаса в скважину выполняется по следующей технологии:

  • После проходки скважины на требуемую глубину ее дно устилается геотекстилем либо рубероидом;
  • Поверх геотекстиля делается 10 сантиметровая подсыпка из мелкофракционного щебня;
  • Из рубероида скручивается цилиндр (фиксируется скотчем) высотой равный размеру продольных прутьев, и опускается в скважину;
  • Подготовленный армокракас устанавливается внутри опалубки;
  • Скважина заполняется бетонной смесью (класс бетона – М200 либо М300). После заливки бетон штыкуется арматурным прутком с целью удаления из смеси полостей воздуха.

Рис. 2.2: Скважина под набивную сваю перед заливкой бетоном

К дальнейшему строительству армированная свая будет готова спустя 25-30 дней после заливки – простой нужен для набора бетоном прочности.

Как пересчитать арматуру плиты на другой диаметр

Любая железобетонная конструкция состоит из бетона и арматуры определенного диаметра. Мало того, эта арматура должна быть установлена с определенным шагом – расстоянием между стержнями.

В этой статье мы не будем рассматривать вопросы проектирования конструкций. Допустим, у нас уже есть проект, и мы знаем, какая арматура и с каким шагом установлена в плите. Но на стройке – как на стройке. Часто случается, что необходимого диаметра арматуры нет, а есть больший или меньший. И появляется задача наиболее экономичным и надежным способом заменить арматуру. Вот этому научит вас статья.

 Почему арматуру вяжут, а не сваривают при армировании фундаментов и других конструкций из железобетона

Скажу сразу, 100% экономии не выйдет – замена всегда предполагает перерасход арматуры, но свести его к минимуму мы постараемся.

Итак, разберемся с основами. У плиты есть арматура с определенным диаметром и шагом. Что это нам дает? Зная диаметр, мы узнаем площадь арматуры; зная шаг, мы всегда определим количество стержней на метр плиты.

Допустим, у нас d12 мм шаг 200 мм.

Площадь сечения стержня d12 равна 1,131 см2 (см. таблицу). При шаге 200 мм мы имеем 1000/200=5 стержней в каждом метре плиты (здесь 1000 мм = 1 м).

Теперь найдем площадь арматуры на метр плиты, которая заложена в проекте (это самое важное значение в нашем расчете):

1,131*5=5,655 см2.

Вот эта цифра дает нам возможность пересчитать арматуру на любой диаметр. Рассмотрим на примерах.

Допустим, у нас есть в наличии стержни d14 мм. Конечно, мы можем не заморачиваться и установить их вместо d12 мм с шагом 200 мм. Но по-хорошему, можно и нужно поставить стержни реже. Пересчитаем шаг. Площадь сечения стержня d14 равна 1,539 см2. Найдем количество стержней на 1 метр плиты:

5,655/1,539 = 3,67 = 4 шт. (округляем всегда в большую сторону!)

1000/4 = 250 мм – шаг стержней d14 мм.

Диаметр арматуры, мм

6

8

10

12

14

16

18

20

22

Площадь стержня, см2

0,283

0,503

0,785

1,131

1,539

2,011

2,545

3,142

3,801

Вес 1 п.м стержня, кг

0,222

0,395

0,617

0,888

1,208

1,578

1,998

2,466

2,984

На первый взгляд, мы можем спокойно ставить арматуру d14 с шагом 250 мм. Но нужно проверить еще одно требование (см. «Руководство по конструированию железобетонных конструкций»).

Если в нашем случае, например, плита толщиной 180 мм, то 1,5h = 1,5*180 = 270 мм, т.е. максимально допустимое расстояние между стержнями – 270 мм, а у нас 250 мм – проходит.

Если бы плита была менее 150 мм толщиной, то сэкономить на увеличении шага не удастся, т.к. максимально допустимый шаг арматуры в этом случае 200 мм не зависимо от диаметра арматуры.

Теперь предположим другой вариант: у нас в наличии есть арматура d10 мм.

Площадь стержней d10 равна 0,785 см2.

5,655/0,785 = 7,2 = 8 шт.

1000/8 = 125 мм.

Здесь нужно еще учитывать, что расстояние между стержнями меньше 100 мм не желательно. Это связано с производством работ: удобством укладки бетона и возможностью просунуть вибратор между ячейками арматуры. У нас 125 мм > 100 мм – все в порядке.

Рассмотрим последний, наиболее редкий пример.

Допустим, у нас есть d8 и d14 (понемногу), одним из них не хватает заменить d12. Что делать? В таком случае, нужно, равномерно чередуя, использовать стержни двух диаметров.

Площадь стержней d8 равна 0,503 см2.

Площадь стержней d14 равна 1,539 см2.

Чтобы получить нужную площадь 5,655 см2, мы можем подобрать два варианта:

1) 2 d14 6 d8: 2*1,539 6*0,503 = 6,204 > 5.655 см2;

2) 3 d14 3 d8: 3*1,539 3*0,503 = 6,126 > 5.655 см2.

В первом случае нужно уложить d14 с шагом 500мм (по 2 шт. на метр), а между ними – по 3 шт. ?8 мм. В итоге, получим шаг арматуры 125 мм.

Во втором случае нужно чередовать d14 и d8 с шагом 165 мм (6 стержней на 1 метр).

В обоих случаях нужно учитывать толщину плиты, как это было описано выше.

Теперь посчитаем перерасход металла по весу.

При замене d12 шаг 200 мм на d14 шаг 250 мм. Вес 1 погонного метра d14 равен 1,21 кг, вес d12 равен 0,89 кг.

4*1,21/(5*0,89) = 1,09 – перерасход 9%.

При замене d12 шаг 200 мм на d10 шаг 125 мм. Вес 1 погонного метра d10 равен 0,62 кг, вес d12 равен 0,89 кг.

8*0,62/(5*0,89) = 1,11 – перерасход 11%.

При замене d12 шаг 200 мм на 2d14 6d8. Вес 1 погонного метра d14 равен 1,21 кг, вес d8 равен 0,4 кг.

(2*1,21 6*0,4)/(5*0,89) = 1,08 – перерасход 8%.

При замене d12 шаг 200 мм на 3d14 3d8. Вес 1 погонного метра d14 равен 1,21 кг, вес d8 равен 0,4 кг.

(3*1,21 3*0,4)/(5*0,89) = 1,09 – перерасход 9%.

Надеюсь, статья была вам полезной.

Еще статьи:

«Как выполнить армирование монолитного перекрытия частного дома» – на эту статью обращаю особое внимание, ее мало кто замечает, но по ней можно подобрать армирование перекрытия прямоугольного дома с одной внутренней несущей стеной (самый распространенный тип перекрытия).

«Монолитное перекрытие»

«Сборное перекрытие или монолит?»

«Армирование перекрытий в районе отверстий»,

«Монолитное перекрытие по металлическим балкам»,

«Балконы»,

«Монолитный пояс».

“Что нужно знать о ленточном монолитном фундаменте”

“Монолитная лестница в частном доме”

Еще полезные статьи:

Какой метод лучше

Разберёмся, что лучше, вязать или варить арматуру для фундамента. Преимущества вязки:

  • используется минимальный набор материалов и инструментов; 
  • не надо использовать никакие дополнительные устройства или оборудование; 
  • не требуется подключение к сети электропитания; 
  • методика соединения абсолютно безопасна; 
  • можно работать в полевых условиях. 

Достоинства сварки:

  • высокая прочность соединений; 
  • навыками сварных работ обладают многие строители, в отличие от способов вязки арматуры. 

Недостатками вязки считаются:

  • специфическая технология, нигде больше не использующаяся и малоизвестная; 
  • нельзя соединять таким способом тяжёлые и ответственные каркасы. 

Сварные соединения также имеют свои минусы:

  • изменяется структура металла; 
  • качество сборки в значительной степени зависит от квалификации сварщика. 

Сопоставляя свойства обоих видов соединения, можно отметить некоторое отставание сварных технологий от вязки. Простота, дешевизна и надёжность этого метода привлекает большее количество строителей. Вязка проверена многими десятилетиями эксплуатации бетонных отливок и показала свою эффективность.

Нахлест при разных условиях

Так какой же нахлест арматуры при вязке? Какие есть точные данные? Начнем с рассмотрения примеров. Первый фактор, от которого зависит нахлест – это диаметр прутьев. Наблюдается следующая закономерность: чем больше диаметр используемой арматуры, тем больше становится нахлест.

Итак, чтобы упростить задачу, используем специальную таблицу, где указан, какой нахлест используется для прутьев разного диаметра.

Диаметр используемой арматуры А400 (мм)Количество диаметровПредполагаемый нахлест (мм)
1030300
1231,6380
1630480
1832,2580
2230,9680
2530,4760
2830,7860
3230960
3630,31090
40381580

С этими данными каждый сможет выполнить работу правильно. Но есть еще одна таблица, указывающая на нахлест при использовании сжатого бетона. Он зависит от класса используемого бетона. При этом чем выше класс, тем разбежка стыков арматуры меньше.

Сечение арматуры А400, которая используется для работы (мм)Длина нахлеста, в зависимости от марки бетона (мм)
В20 (М250)В25 (М350)В30 (М400)В35 (М450)
10355305280250
12430365355295
16570490455395
18640550500445
22785670560545
25890765695615
28995855780690
321140975890790
36142012201155985

Что касается растянутой зоны бетона, то в отличие от сжатой зоны, нахлест будет еще больше. Как и в предыдущем случае, с увеличением марки раствора длина уменьшается.

Сечение арматуры А400, которая используется для работы (мм)Длина нахлеста, в зависимости от марки бетона (мм)
В20 (М250)В25 (М350)В30 (М400)В35 (М450)
10475410370330
12570490445395
16760650595525
18855730745590
221045895895775
2511851015930820
28132511401140920
321515130011851050
361895162514851315

Если правильно расположить нахлест друг относительно друга и сделать его нужной длины, то скелет основания получит значительные увеличения прочности. Соединения равномерно распределяются по всей конструкции.

Согласно нормам и правилам (СНиП), минимальное расстояние между соединением должно составлять 61 см. Больше – лучше. Если не соблюдать эту дистанцию, то риск, что конструкция при сильных нагрузках и в ходе эксплуатации будет деформироваться, возрастает. Остается следовать рекомендациям, для создания качественного армирования.

Особенности вязки

Чтобы определиться с выбором метода сборки армирующей конструкции – следует подробнее ознакомиться с процедурой вязки. Этот способ относится к универсальным приемам соединения прутьев, пригодным как для стальной, так и для стеклопластиковой арматуры.

По мнение большинства арматурщиков, самый удобный диаметр проволоки для вязки арматуры крючком, равен 1,2 мм.

Перед началом работ потребуется приготовить короткие отрезки длиной около 25-30 см и специальный крюк для вязки арматуры. Последовательность действий следующая.

  1. Сначала проволока складывается вдвое.
  2. Затем образовавшаяся петля перекидывается вокруг сборных элементов.
  3. В завершении она захватывается крючком и несколько раз проворачивается, образуя скрутку.

Вся процедура при наличии навыков выполняется за считанные секунды, а научиться этому удается довольно быстро. На видео ниже представлен пример того, как правильно вяжется арматура и какой скорости может достичь профессиональный арматурщик.

Основное достоинство вязки – возможность работать в отсутствии электропитания. Единственное требование в этом случае – хорошая освещенность зоны монтажа. К плюсам метода, относят и дешевизну проволочных заготовок (электроды и аренда сварочного агрегата обойдутся намного дороже).

Особенности материала

Бетон – это строительный материал, обладающий на начальном этапе полужидкой структурой, и твердеющий при заливке в форму (опалубку). Из него можно изготовить монолитную деталь любой формы и размера, создать стены, перекрытия, опорные конструкции (фундамент). Материал обладает высокой прочностью, долговечностью, хорошо переносит перепады температуры.

Кроме этого, важными достоинствами бетона являются сравнительно низкая цена, а также простота работы с ним. Материал можно замешивать самостоятельно, прямо на площадке, но для больших отливок проще покупать нужное количество готового бетона определённой марки. Это позволит получить качественный материал, соответствующий всем нормам, требованиям ГОСТ и СНиП.

Однако, для того, чтобы выяснить, можно ли варить арматуру для фундамента, надо разобраться с отрицательными свойствами бетона. Прежде всего, он впитывает и попускает воду. Фундамент, находящийся под землёй, приходится гидроизолировать, защищая материал от контакта с почвенной влагой. Это важный момент, так как вода при замерзании расширяется и может разорвать отливку изнутри.

Бетон крошится при замерзании воды
Источник promportal.su

Второй недостаток бетона состоит в разной реакции на внешние воздействия. Он способен выдерживать большое давление, но на растяжение работает очень плохо. Это означает, что длинная бетонная лента легко выдержит любое давление, но усилие, приложенное к центральной точке, станет для неё губительным.

Расчёты

Армирование железобетонных свай требует проведения предварительных расчетов, направленных на определение количества используемой для создания каркаса арматуры. В качестве примера рассмотрим расчет арматуры под 20 буронабивных свай диаметром 30 см и высотой 2 м., используемых для обустройства фундамента под дом из пенобетона.

Для армирования свай диаметром 30 и больше сантиметров используется пространственный армокаркас и 4-ех продольных прутьев и соединяющих их поперечных перемычек в количестве 3-ех шт., по одной в каждой части ствола сваи (низ-центр-верх).

Имея исходные данные можно рассчитать общую длину требуемой продольной арматуры:

  • 4*(2 0.3) = 9,2 м. – на одну сваю;
  • 20*9,2 = 184 м. – на все сваи.

Далее высчитываем длину гладкой арматуры, используемой в качестве продольных перемычек (по 3 шт. на каждую сваю). Для этого потребуется определить длину окружности сваи, делается это по формуле O = p*d, в которой: d – диаметр сваи, p – 3,14 (константа). В нашем случае длина окружности составляет 94.5 см.

  • 3*0,945 = 2,84 м. – на одну сваю;
  • 20*2,84 = 56,7 м. – на все сваи.

В итоге мы определили, что для армирования 20 буронабивных свай нам потребуется 184 м. продольной арматуры (используются рифленые прутья диаметром 12-50 мм) и 57 м. арматуры для поперечных перемычек (гладкие прутья диаметром 8-10 мм).

Способы и средства ремонта забивных свай и ростверковых конструкций

Сваи – строительные сооружения, принимающие нагрузку фундамента здания и передающие ее нижележащим слоям грунта. Сваи для строительства фундамента применяются там, где невозможно проводить земляные работы из-за слабости грунта. Сваи бывают забивные (их забивают в грунт при помощи специальной техники) и буронабивные (изготовляются путем заполнения заранее сделанной скважины бетоном).

Переместите сваебойную машину (дизель-молот) к месту забивания сваи. При помощи крана установите сваю в вертикальное положение на нужном месте. Сделайте точную выверку положения сваи.3

Установите на сваю наголовник и амортизирующую прокладку между наголовником и сваей. Это нужно для того, чтобы не повредить конец сваи.4

Постепенно опускайте молот сваебойной машины на наголовник сваи. Первые удары должны быть несильными, важно четко отслеживать строго вертикальное погружение сваи в грунт. Забивайте сваи, постепенно увеличивая силу удара до тех пор, пока свая не получит расчетный отказ или до проектной глубины.

Забивные сваи бывают железобетонные, деревянные и металлические.

Деревянные сваи изготавливают из дерева хвойных пород, сосны, лиственницы, кедра. Деревянная свая представляет собой бревно с заостренным концом, на который одевают металлический наконечник. На верхний конец бревна надевается металлическое кольцо – бугель, для того, чтобы дерево не раскололось при ударах;

Железобетонные сваи обычно бывают квадратного сечения с заостренным концом. На противоположный конец сваи одевается стальная обойма или башмак. Металлические сваи изготавливаются из труб, швеллеров, двутавров. Металлические сваи удобны тем, что легки и имеют возможность наращивания по длине.

Забивные железобетонные, деревянные и стальные сваи погружают в грунт без его выемки с помощью молотов, вибропогружателей, вибровдавливающих и вдавливающих устройств. Винтовые сваи, снабженные винто­вым наконечником, погружают в грунт завинчиванием с помощью кабеста­нов специальных машин на базе тракторов или автомобилей.

В качестве забивных свай применяют деревянные и железобетон­ные сваи, но на практике чаще – железобетонные. Их изготавливают из обычного и предварительно-напряженного железобетона. Сейчас в основ­ном применяют железобетонные призматические сваи сплошного квадрат­ного сечения размером от 200×200 до 400×400 мм (через 50 мм)

Бетон для обычных, ненапряженных свай принимают классов С12/15 – С25/30, а для свай с предварительно-напряженной арматурой – классов С25/30 – С30/37. Составные сваи квадратного сечения применяют при большой толщине проходимых слабых грунтов (более 20 м).

Железобетонные пустотелые сваи квадратного сечения делают раз­мерами 250×250, 300×300 и 400×400 мм при толщине стенок не менее 70 мм. Полые трубчатые сваи кольцевого сечения делают с наружным диаметром 400, 500, 600 и 800 мм, причем сваи диаметром до 600 мм делают с закры­тым концом, а свыше 600 – с открытым концом.

Конструкция ростверка, являющегося вторым элементом свайного фундамента, определяется целым рядом факторов. Она зависит от нагрузок и типа конструкций, опирающихся на фун­дамент, а также от расположения, количества и типа свай.

В настоящее время в жилищном и гражданском строитель­стве применяются сборные, сборно-монолитные и монолитные ростверки.

Сборные ростверки являются наиболее индустриальной конструкцией, отвечающей современным требованиям полносбор­ного строительства.

В зависимости от конструктивного решения свайных фунда­ментов -по-разному решается и цокольная часть здания.

Передача нагрузки от надземных частей здания на фунда­менты может осуществляться следующим образом:

с помощью ростверка;

непосредственно от стеновых панелей (без роствер­ков);

комбинированным способом (через ростверк и частично через стеновые панели).

Конструкции ростверков выполняются в виде балок (ленточ­ный ростверк) либо в виде плиты (плитный или кустовой ро­стверк).

В жилищном строительстве – наибольшее применение полу­чили ленточные ростверки.

Кустовые (плитные) ростверки используются при возведе­нии крупнопанельных зданий, имеющих надземную часть в виде сборного железобетонного каркаса (здания серии 1-335, К-7 и т. п.).

Для зданий и сооружений промышленного назначения при­меняются как кустовые (плитные) ростверки, так и ленточные.

По расположению над поверхностью грунта ростверки разделя­ются на верхние и низкие.

Ростверк свайного фундамента в некоторых случаях может находиться непосредственно на грунте (рис. 4), так называемый низкий ростверк. В этом случае цокольные панели устанавлива­ются на ростверк.

Если до последнего времени в практике строительства использовались, как правило, монолитные ростверки, то в настоящее

Рис. 4 Поперечный разрез свайного фундамента дома серии 1-464А с нижним ростверком: 1 – свая; 2– элемент ростверка; 3– цокольная панель; 4– настил пе­рекрытия

время находят все большее применение различные кон­струкции сборных ростверков.

Однако основными факторами, сдерживающими широкое внедрение сборных ростверков, является отсутствие сваепогружающих машин, обеспечивающих точное погружение свай в плане и по высоте. Ширина ростверка при однорядном располо­жении свай сечением 25 х 25 и 30 х 30 см принимается равной толщине стены, но не менее 30-50 см,а его высота не менее 30-40 см.

Гибкие материалы:  Работа : «студентам без опыта» в Екатеринбурге — 6 464 свежие вакансии от прямых работодателей | Поиск работы с ГородРабот.ру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *