Планирование – Тайм-менеджмент в образовании

Вопрос 1. поглотители времени:
определение понятия, основные виды поглотителей.

Говоря о важности организации времени в Теме 1, мы отмечали,
что одной из главных характеристик времени как ресурса является его невосполнимость.
Именно поэтому время часто называют редким ресурсом: время есть у каждого
человека, но далеко не каждый умеет им управлять и грамотно распоряжаться.

Все у нас … чужое, одно
лишь время – наша собственность.

Только время, ускользающее и
текучее, дала нам во владение

природа, но и его кто
хочет, тот и отнимет.

Сенека

Кто или что ворует наше время? Древние греки называли
поглотителей времени хронофагами.

Вот примерный список поглотителей времени. Прочитайте его
внимательно, здесь может отыскаться и та причина, по которой вам иногда не
хватает времени.

Поглотители
времени:

1.      
Нечеткая постановка цели.

2.      
Отсутствие приоритетов в делах.

3.      
Попытки слишком много сделать за
один раз.

4.      
Отсутствие представления о
предстоящих задачах.

5.      
Неправильное планирование дня.

6.      
Заваленный письменный стол.

7.      
Интернет, компьютерные игры, чаты,
форумы.

8.      
Дорога.

9.      
Недостаток мотивации.

10.  Телефонные звонки, отрывающие от дела.

11.  Поиски записей, адресов, телефонов.

12.  Недостаток кооперации.

13.  Незапланированные посетители.

14.  Неспособность сказать «нет».

15.  Наличие неполной или запоздалой информации.

16.  Отсутствие самодисциплины (частые перекуры, перерывы
на чай, кофе).

17.  Неумение довести дело до конца.

18.  Отвлечение на внешние факторы.

19.  Затяжные совещания, собрания.

20.  Недостаточная подготовка к беседам, переговорам,
встречам.

21.  Просмотр телевизора, фильмов.

22.  Разговоры на частные темы.

23.  Излишняя коммуникабельность.

24.  Чрезмерность деловых записей.

25.  Синдром откладывания.

26.  Желание знать все факты.

27.  Длительное ожидание (очереди).

28.  Спешка, нетерпение.

29.  Слишком редкое делегирование (решаю сам дела, которые
могут сделать другие).

30.  Недостаточный контроль над делегированием.

31.  Нечеткая обратная связь или ее отсутствие.

Часть этих хронофагов обусловлена внешними
обстоятельствами, с которыми трудно что-либо сделать (например, пробки на
дорогах, внезапное отключение электричества и т.д.).

Вторая часть поглотителей времени часто связана с
действиями других людей (например, нечетко поставленная руководителем задача,
внезапные посетители, незапланированные звонки и др.) или с организацией
процессов деятельности (долгие совещания, непродуктивные собрания и т.д.).

К сожалению, достаточно часто ворами времени являемся
мы сами. Теряя минуты, часы, дни, мы обкрадываем сами себя, свою жизнь, хотя не
всегда это осознаем и замечаем.

!Таким образом, исходя из
возможностей контроля над поглотителями времени, можно определить следующие
группы хронофагов.

Внешние обстоятельства – поглотители времени, находящиеся вне зоны нашего
личного контроля. К ним могут быть отнесены любые форс-мажоры, дорожные пробки,
очереди, неэффективно выстроенные бизнес-процессы и т.д.

Неэффективная организация процессов – поглотители времени, которые частично находятся в зоне
нашего контроля и воздействия. Мы не можем полностью избавиться от
незапланированных звонков или электронных писем, повлиять сразу и на всех
адресатов, но имеем возможность так организовать свою деятельность, чтобы
оградить собственное время от потерь.

Попробуйте установить правила
взаимодействия, которые помогут решить эту задачу. Например, руководитель
отдела небольшой компании может объявить время с 13.00 до 14.00 часом
открытых дверей, когда его могут посетить все желающие, а в остальное время принимать
только по предварительной записи.

Таким образом он оградит свое время от
внезапных порывов подчиненных ворваться с любым вопросом в любое удобное для
них время. Возможно, подобные меры не позволят полностью справиться с системной
проблемой, но помогут использовать свое время более эффективно. Постепенно эти
правила примутся окружающими, что облегчит задачу минимизации потерь времени.

Личные хронофаги – поглотители времени, которые находятся в зоне нашего полного
контроля, следовательно, мы можем на них воздействовать. Необходимо только выйти
из компьютерной игры или выключить телевизор, сократить время телефонных
разговоров или не отвлекаться на чаты, когда пишешь реферат, и т.д.

!По характеру «расхищения»
времени, поглотители могут быть разделены на 4 основных вида.

Ожидания и опоздания. Своеобразные «черные дыры» времени, в которые утекает
наше время (в очередях, пробках, в ожидании принятия решения или ответного
письма и т.д.). Нужно использовать это время как неожиданно возникший резерв.

Опаздывая сдать свою часть работы в срок, один человек
может поставить под угрозу своевременное выполнение всей работы команды. Также
этот хронофаг тесно связан с ожиданиями: если один опаздывает, другие вынуждены
ждать. Таким образом один поглотитель времени порождает второй.

Опоздания – один
из самых опасных поглотителей времени, так как многие воспринимают их как нечто
незначительное. Но опоздание на важные переговоры или презентацию могут
привести к неприятным последствиям: срыву контракта, проигранной конкурентам
борьбе за выгодного клиента. Слишком высокая цена за опоздание на 5 минут.

Прерывания. Внезапные звонки, посещения и др. Кто-то отвлек вас вопросом – и вот
уже утекают драгоценные минуты. Это внешние поглотители, но на них можно влиять,
поэтому регламентируем свои взаимоотношения с окружающими, устанавливая правила
взаимодействия.

Отвлечения.
Похожи на прерывания, только в данном случае мы отвлекаемся сами: зашли в
Интернете для поиска материала для проекта, но для начала решили проверить
почту и увлеклись перепиской. Открыли нужный сайт, на глаза попался красивый
баннер или интересная новость, которые невозможно не посмотреть.

В итоге
несколько потраченных впустую часов, переизбыток ненужной информации. Поглотители
отвлечения лежат в зоне нашего полного контроля, и никто не мешает избавиться
от них полностью, поэтому виноват в подобных ситуациях только сам человек,
бесцельно потративший свое время вместо того, чтобы искать необходимые сведения.

Откладывание на «потом». Привычка откладывать все на последний момент имеет
свое название – прокрастинация. Причины этого явления могут быть
различными:

·    
страшно браться за предстоящее
дело, так как оно сложное;

·    
непонятно, с чего начать, поэтому
откладываем до последнего момента;

·    
недооценка ресурса времени:
кажется, что все успеем даже в самый последний момент, но в результате времени
не хватает;

·    
недооценка сложности задачи: на
первый взгляд задача показалась легкой, отложили ее решение на «потом», кода
приступили к выполнению, оказалось, что и задача сложнее, и ресурсов не
хватает, и сроки поджимают.

Планирование

Колесо жизненного баланса. Автор — Пол Дж. Майер (1928—2009), американский психолог, специалист по личностному развитию. Эта техника относится к инструментам анализа и долгосрочного планирования.

Жизненный баланс — интересная, активная жизнь по своим правилам. Гармоничное сочетание всех сфер жизни — вот секрет счастья и жизненного успеха. Су

Планирование - Тайм-менеджмент в образовании

ществует самый простой способ узнать насколько сейчас сбалансирована ваша жизнь, и с помощью этой простой техники можно увидеть свою жизнь как бы сверху, целиком, в результате чего появится понимание, куда двигаться в первую очередь для достижения личных целей.

Классическое колесо делится на 8 сегментов: карьера, финансы, здоровье, друзья, семья, личностный рост, отдых, условия жизни. Восемь секторов «Колеса жизни» представляют собой так называемый жизненный баланс. Однако секторов может быть больше (рис. 1.4). Можно использовать те, которые указаны на рисунке, можно сделать свои. Каждый сектор — одна сфера жизни.

Работа

Обучение

Стиль, имидж

Духовный рост

10 Общественная жизь

Планирование - Тайм-менеджмент в образовании

Финансы

Друзья

Здоровье

Фитнес

Семья, дети

Любовь

Рис. 1.4.Колесо жизненного баланса [23]

Развлечения, отдых, хобби

Выполняется техника очень просто.

1. Нарисуйте диаграмму в виде круга. Разделите ее на 8 секторов и дайте им названия (рис. 1.5).

Шаблон колеса [23]

Рис. 1.5.Шаблон колеса [23]

  • 2. Представьте, что диаграмма отражает вашу идеальную жизнь. Заполните сектора важными сферами вашей жизни. Это могут быть: вещи, внешность, деньги, творчество и т. д., то есть все то, что важно именно для вас в данный момент времени.
  • 3. Оцените по 10-балльной шкале уровень удовлетворенности каждой сферой, где 0, 1, 2, 3 — это полное отсутствие или минимальная удовлетворенность в жизненной сфере; 4, 5, 6, 7 — средняя степень, что-то уже достигнуто, но до идеала еще далеко; 8, 9, 10 — это максимальная эффективность данной сферы в вашей жизни.

Например, вас полностью устраивают ваши отношения в семье, у вас полное взаимопонимание и поддержка. Значит, удовлетворенность этим сектором можно оценить в 10 баллов. Или здоровье: серьезных проблем нет, но самочувствие оставляет желать лучшего — в этом случае степень удовлетворенности областью «Здоровье» можно оценить на 6 баллов.

Точно так же оценивается уровень удовлетворенности в других сферах. Оценки субъективны и индивидуальны. Правильных или неправильных оценок не существует. Постарайтесь быть максимально честным, оцените каждую область, исходя из собственных ощущений. Если вам сложно оценить, вы можете задавать себе вопросы, например:

  • • Довольна ли я своей работой? Нравится ли мне то, чем я занимаюсь, или на самом деле я хочу заниматься чем-то другим?
  • • Меня устраивает мое финансовое положение? Или нужно все кардинально менять и как можно скорее?
  • • Я чувствую себя здоровой? У меня есть вредные привычки, которые мне мешают? Я хорошо выгляжу?
  • • Все ли в порядке в моих отношениях с близкими людьми?
  • 4. Отобразите полученные результаты на диаграмме (рис. 1.6) и проанализируйте. В идеале колесо должно получиться круглым. А на практике такое случается редко. Катится ли колесо вашей жизни?

Колесо жизненного баланса для анализа [23]

Рис. 1.6.Колесо жизненного баланса для анализа [23]

5. Теперь вы знаете, где находитесь и какому из аспектов вашей жизни нужно уделить больше внимания для того, чтобы колесо «покатилось». Обратите внимание на области, в которых меньше всего баллов.

Какие первые шаги необходимо сделать, чтобы повысить уровень удовлетворенности этими сферами хотя бы на 1 балл? Определите, в каких сферах жизни изменения зависят только от вас. Выделите сферы, изменения в которых требуют содействия других людей. Подумайте, в какой сфере вы хотели бы начать изменения в ближайшее время.

32

Запишите три шага, которые вы можете совершить для исправления ситуации в тех сегментах, где получился наиболее сильный перекос. И начинайте действовать!

Сделать первые шаги для изменений в жизни — это очень важно. Именно так, небольшими шажками, вы постепенно выровняете все сферы жизни, и ваше колесо баланса приобретет идеально круглую форму на отметке 10 баллов.

Человек, у которого одинаково успешно идут дела во всех важных для него сферах жизни, ощущает себя целостной и гармоничной личностью, он доволен своей жизнью. Только на практике чаще бывают перекосы то в одну, то в другую сторону. Например, человек строит карьеру, успешен в профессиональной деятельности, финансово обеспечен, однако семьи нет, здоровье пошаливает и отдыхал в последний раз лет 5 назад. Делая срез и оценку своего колеса с периодичностью в полгода, вы обязательно увидите динамику изменения в своей жизни.

«Колесо жизненного баланса» — хороший помощник для людей, которые хотят жить полноценной, сбалансированной и счастливой жизнью.

Известный не только в России, но во всем мире бизнес-коуч Радислав Гандапас признался, что, сделав отличную карьеру и заработав много денег, которые давали определенную свободу, понял, что это все, что у него есть. Нет ни семьи, ни детей, ни друзей, с которыми бы хотелось проводить свободное время. Начав работать над «слабыми» секторами жизни, он получил то ее качество, которое сделало его счастливым. Результатом этого стал его знаменитый тренинг «Полная Ж (жизнь)».

© Составьте свое Колесо, определив наиболее важные для вас сектора по содержанию. Подумайте, готовы ли вы начать работу над «проблемными» секторами сразу или отложите это

в группу дел «важные, но не срочные»?

Планирование - Тайм-менеджмент в образовании

Диаграмма Гантта. Генри Лоуренс Гантт (1861—1919), американский инженер, менеджер, последователь теории управления Ф. Тейлора, разработал свою знаменитую диаграмму при работе над постройкой кораблей во время Первой мировой войны. Диаграмма предназначалась для планирования, контроля и визуализации задач. Онаочень проста, но информативная, позволяет быстро понять, что и в какие сроки нужно делать. Пример распределения работ по подготовке курсовой работы приведен в табл. 1.4.

Таблица 1.4

Диаграмма Гантта (написание курсовой работы)

Дела

Сроки

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1—7

8—15

16—22

23—30

1—7

8—15

16—22

23—30

1—7

8—15

16—22

23—30

1

Выбор темы и руководителя

2

Консультация с руководителем

3

Написание введения

4

Подбор литературы

5

Написание 1-й главы

6

Написание 2-й главы

7

Написание заключения и оформление списка литературы

8

Итоговое оформление текста

9

Сдача работы руководителю

10

Резерв времени для коррекции

Из таблицы видно, в какие сроки выполняется какой вид работы, какие временные промежутки наиболее заполнены делами. Простая по виду таблица сразу дает представление о масштабе работ, позволяет планировать другие виды дел в зависимости от занятости.

© Распланируйте в диаграмме Гантта один будний день и один день выходной. Выделите часы, в которые необходимо выполнить несколько дел. Подумайте, как следует распределить свои силы, чтобы выполнить дела в срок и не устать.

34

Бостонская матрица. Матрица, предложенная Бостонской консультативной группой (BCG) в конце 1960-х гг. для анализа стратегии выхода товаров на рынок. Являясь простым, но эффективным инструментом, она позволяет выявить наиболее перспективные и, напротив, самые «слабые» продукты или подразделения предприятия. Построив матрицу БКГ, менеджер или маркетолог получает наглядную картину, на основе которой он может принять решение о том, какие товары (подразделения, ассортиментные группы) стоит развивать и беречь, а какие следует ликвидировать.

Матрица делит все дела на 4 группы, дает им образные, запоминающиеся названия: «Звезды», «Дохлые собаки», «Трудные дети» и «Дойные коровы» (рис. 1.7).

Бостонская матрица [15]

Рис. 1.7.Бостонская матрица [15]

Эти группы товаров, дел появляются в связи с критериями «уровень расширения рынка» и «доля товара на рынке». Чем больше расширен рынок, тем больше требуется инвестиций в продвижение товара. Чем выше доля товара на рынке, тем больше приходит прибыли, такой товар эффективен сейчас.

Например, растет рынок программных продуктов, а рынок продажи одежды снижает темпы; компания выпускает много одежды, но мало программных продуктов, кроме того, она выпускает товары других групп: продукты питания, упаковку, — но их рынок не стабилен. Как компании решить, что выпускать? Нужно провести Бостонский анализ и разделить все продукты по группам.

  • Звезды. Они обладают самыми высокими темпами рыночного роста и занимают наибольшую долю на рынке. Они популярны, привлекательны, перспективны, быстро развиваются, но при этом требуют значительных инвестиций в себя. Потому они и «Звезды». Рано или поздно рост «Звезд» начинает замедляться и тогда они превращаются в «Дойных коров».
  • Дойные коровы (они же «Денежные мешки»). Для них характерна большая доля рынка при низком темпе его роста. Затратных инвестиций «Дойные коровы» не требуют, принося при этом стабильный и высокий доход. Этот доход компания использует для финансирования других продуктов. Отсюда и название: эти продукты буквально «доят».
  • Дикие кошки (известные также как «Темные лошадки», «Трудные дети», «Проблемы» или «Знаки вопроса»). У них все наоборот. Относительная доля рынка маленькая, но темпы роста продаж — высокие. Чтобы увеличить их рыночную долю, требуются большие усилия и затраты. Поэтому компания должна провести тщательный анализ матрицы БКГ и оценить: способны ли «Темные лошадки» стать «Звездами», стоит ли в них вкладываться. В общем, картина в их случае очень неясная, а ставки высоки, потому они и «Темные лошадки».
  • Дохлые собаки (или «Хромые утки», «Мертвый груз»). У них все плохо. Низкая относительная доля на рынке, низкие темпы роста рынка. Доход, приносимый ими, и рентабельность — малы. Обычно они самоокупаются, но не более того. Перспектив нет. От «Дохлых собак» следует избавляться или хотя бы прекратить их финансирование, если без них можно обойтись (может быть такая ситуация, когда они необходимы для «Звезд», например) [15].

Для примера приведем анализ продукции, которую выпускает Россия.

Таблица 1.5

Бостонская матрица для России

Критерии

Рост рынка низкий

Рост рынка высокий

Эффективность товара высокая

«Дойные коровы»: лес, газ, нефть, металлы

«Звезды»: еда, торговля, жилье, сельское хозяйство

36

Критерии

Рост рынка низкий

Рост рынка высокий

Эффективность товара низкая

«Собаки»: автомобили, самолеты

«Дикие кошки» («Трудные дети»): инновации, образование, стиль

Исходя из анализа товаров по матрице Бостонской консалтинговой группы, можно предложить следующие основные стратегии матрицы БКГ.

A) Увеличение рыночной доли: применимо к «Темным лошадкам» / «Диким кошкам» с целью превратить их в «Звезды» — популярный и хорошо продаваемый товар.

Б) Сохранение рыночной доли: подходит для «Дойных коров», так как они приносят хороший стабильный доход, и такое положение дел желательно сохранять как можно больше.

B) Сокращение рыночной доли: возможно в отношении «Собак», неперспективных «Трудных детей» и слабых «Дойных коров».

Г) Ликвидация: порой ликвидация данного направления бизнеса — единственный разумный вариант для «Собак» и «Трудных детей», которым, скорее всего, не суждено стать «Звездами». Сейчас этот инструмент применяется и для стратегического планирования личных целей. Приведем пример для планирования жизнедеятельности студента (табл. 1.6).

Таблица 1.6

Бостонская матрица для жизнедеятельности студента

Критерии

Рост рынка низкий

Рост рынка высокий

Эффективность товара высокая

«Дойные коровы»: родственники, работа

«Звезды»: создание семьи, друзья

Эффективность товара низкая

«Собаки»: хобби, путешествия

«Дикие кошки» («Трудные дети»): учеба, личностное развитие

Проанализируем таблицу 1.6 с позиции стратегического планирования.

А) Увеличение рыночной доли: расширяем границы учебы, вкладываем в нее больше сил, так как планируем использовать полученное образование для дальнейшей работы и карьеры. Таким же образом поступаем с личностным развитием — расширяем его направления. Из этих направлений растим будущую

«Звезду» — карьеру. «Звезды» расширяются сами: укрепляются отношения с друзьями, с которыми планируем в дальнейшем открыть свой бизнес; отношения с партнером идут к свадьбе.

Б) Сохранение рыночной доли: сейчас финансово вы обеспечены за счет помощи родных и временной работы, которую нужно сохранить на время учебы. Дополнительных инвестиций работа и родственники не требуют.

В) Сокращение рыночной доли: уменьшаем время на хобби и путешествия, так как это те резервы, которые нужно вкладывать в «Звезд».

Г) Ликвидация: пока ликвидировать полностью «Собак» не будем. И среди «Трудных детей» пока не наблюдается неперспективных.

Рассмотрим по аналогии матрицу, которая касается только учебы (табл. 1.7).

Таблица 1.7

Бостонская матрица для учебной деятельности студента

Критерии

Рост рынка низкий

Рост рынка высокий

Эффективность товара высокая

«Дойные коровы»: сдача заданий в срок и хорошего качества

«Звезды»: НИРС, спортивные соревнования

Эффективность товара низкая

«Собаки»: дополнительные задания, выполнение поручений

«Дикие кошки» («Трудные дети»): дополнительное образование, факультативы

A) Увеличение рыночной доли: вкладываем силы, время и деньги в дополнительное образование, которое обеспечит более высокий уровень конкурентоспособности по окончании вуза. Продолжаем выращивать «Звезды»: занимаемся наукой и спортом — это повышенная стипендия, а сил много не вкладывается ввиду наличия способностей.

Б) Сохранение рыночной доли: продолжаем учиться как прилежный студент, выполняя все задания во время и в надлежащем качестве. Это сейчас обеспечивает статус хорошего студента, получение стипендии.

B) Сокращение рыночной доли: уменьшаем количество дополнительных заданий по дисциплине, так как дивиденды по ним незначительные, а выполнение поручений от руководства не добавляет дополнительные плюсы в репутацию студента.

Г) Ликвидация: некоторых «Собак» убираем — отказываемся от поручений одногруппников. Также перестаем посещать те факультативы, которые оказались не полезны для дальнейшей карьеры.

© В Рабочей тетради составьте свою Бостонскую матрицу по разным направлениям Вашей жизни. Подумайте, какие «звездные» перспективы Вас ждут, и в каком направлении их нужно поддерживать.

Жестко-гибкое планирование. В теории тайм-менеджмента существует различная типология, в том числе есть деление на жесткий и мягкий (гибкий) тайм-менеджмент.

Жесткий тайм-менеджмент как технология, где точно выполняется последовательность задач, тоже имеет место быть. Случаются ситуации, когда явно нужно сделать одно, суперважное дело, при выполнении которого все остальные дела настолько не важны, что ими пренебрегают. Жесткий вариант управления временем оправдан и в строгих условиях режима: армия, военная служба, высокотехнологичное производство и т. п.

В обычных условиях, особенно российской действительности, где даже точное начало различных дел, мероприятий зачастую бывает условно, хорошо себя зарекомендовал гибкий тайм-менеджмент. Его еще называют «иллюзия свободы». Он идеально подходит для фрилансеров. Также такому варианту рады иррационалы, кто не может и не хочет жить по точному плану. Но обычная жизнь обычного магистранта, студента состоит из жестких дел (учеба по расписанию, работа по сменам и др.) и дел, которые не точно привязаны ко времени. Например, сегодня мне нужно позвонить и поздравить подругу с днем рождения, но это можно сделать и в 9 утра, и в 21 час вечера. Ее же нужно поздравить с Новым годом, но поздравления принимают с этим праздником и за несколько дней до 31 декабря и несколько дней позже. Тем более что российская действительность часто вносит коррективы в жесткий план: мы планируем, что учеба в университете займет сегодня время с 9 утра до 14 часов дня, но на второй паре объявили, что после занятий будет встреча с научными руководителями по курсовым работам и неизвестно, сколько эта встреча займет времени. Что делать в этом случае? Здесь Глебом Архангельским предложена техника жестко-гибкого планирования.

Глеб Алексеевич Архангельский (род. 1979), основоположник российской школы тайм-менеджмента, ведущий российский эксперт в области управления временем, российский бизнес-тренер, автор книг и видеокурсов, заведующий кафедрой тайм-менеджмента Московской финансовопромышленной академии, кандидат экономических наук, руководитель проектов внедрения тайм-менеджмента в компаниях РУСАЛ, РАО «ЕЭС», «Северсталь», PricewaterhouseCoopers, «Вимм-Билль-Данн» и др. Создатель интернет-проекта Improvement, генеральный директор компании «Организация времени».

Эта техника представляет собой алгоритм из пяти шагов.

Шаг 1. Делим лист ежедневника вертикальной чертой пополам (есть органайзеры, где это уже сделано) — см. табл. 1.8. Отмечаем жесткие дела, при этом закладывая резерв времени на непредвиденные обстоятельства. В тайм-менеджменте такие резервы времени — «зеленые зоны» (см. принцип бюджетирования).

Таблица 1.8

Список жестких задач на день

Время

Жесткие задачи

Гибкие задачи

8:00

Утренний блок дел

9:00

Занятия в академии

10:00

Занятия в академии

11:00

Занятия в академии

12:00

Занятия в академии

13:00

Занятия в академии

14:00

Занятия в академии

15:00

Зеленая зона

16:00

Зеленая зона

17:00

Спортивная секция

18:00

Спортивная секция

19:00

Зеленая зона

40

Время

Жесткие задачи

Гибкие задачи

20:00

Подготовка к занятиям

21:00

Подготовка к занятиям

22:00

Зеленая зона

23:00

Вечерний блок дел

Шаг 2. Составляем список гибких задач, не имеющих привязки к точному времени. Удобно их записывать на второй половине листа, но можно и на отдельной закладке (табл. 1.9).

Таблица 1.9

Добавление в список гибких задач

Время

Жесткие задачи

Гибкие задачи

8:00

Утренний блок дел

Уборка в квартире.

Звонок другу.

Купить продукты.

Посмотреть видео в инете.

Разговор с родителями о поездке на дачу

9:00

Занятия в академии

10:00

Занятия в академии

11:00

Занятия в академии

12:00

Занятия в академии

13:00

Занятия в академии

14:00

Занятия в академии

15:00

Зеленая зона

16:00

Зеленая зона

17:00

Спортивная секция

18:00

Спортивная секция

19:00

Зеленая зона

20:00

Подготовка к занятиям

21:00

Подготовка к занятиям

22:00

Зеленая зона

23:00

Вечерний блок дел

Шаг 3. В списке гибких задач цветом выделяем наиболее приоритетные, значимые дела, работающие на ключевые, стратегические цели. Не более 2—3 задач (табл. 1.10). Расставляем приоритеты всех гибких дел, начиная с самого главного под номером 1.

Таблица 1.10

Время

Жесткие задачи

Гибкие задачи

8:00

Утренний блок дел

  • 5. Уборка в квартире.
  • 2. Звонок другу.
  • 3. Купить продукты.
  • 1. Посмотреть видео в инете.
  • 4. Разговор с родителями о по-ездке на дачу

9:00

Занятия в академии

10:00

Занятия в академии

11:00

Занятия в академии

12:00

Занятия в академии

13:00

Занятия в академии

14:00

Занятия в академии

15:00

Зеленая зона

16:00

Зеленая зона

17:00

Спортивная секция

18:00

Спортивная секция

19:00

Зеленая зона

20:00

Подготовка к занятиям

21:00

Подготовка к занятиям

22:00

Зеленая зона

23:00

Вечерний блок дел

Расстановка приоритетов в гибком списке задач

Шаг 4. «Бюджетируем» время на крупные приоритетные гибкие задачи. Рядом с задачей указываем примерное количество времени, необходимое для ее решения (табл. 1.11).

Таблица 1.11

Бюджетирование времени на важные гибкие задачи

Время

Жесткие задачи

Гибкие задачи

8:00

Утренний блок дел

  • 5. Уборка в квартире.
  • 2. Звонок другу (15 мин).
  • 3. Купить продукты.
  • 1. Посмотреть видео в инете (1,5 часа).
  • 4. Разговор с родителями о по-ездке на дачу

9:00

Занятия в академии

10:00

Занятия в академии

11:00

Занятия в академии

12:00

Занятия в академии

13:00

Занятия в академии

14:00

Занятия в академии

Время

Жесткие задачи

Гибкие задачи

15:00

Зеленая зона

16:00

Зеленая зона

17:00

Спортивная секция

18:00

Спортивная секция

19:00

Зеленая зона

20:00

Подготовка к занятиям

21:00

Подготовка к занятиям

22:00

Зеленая зона

23:00

Вечерний блок дел

Шаг 5. В ходе дня выполненные задачи вычеркиваем, невыполненные переносим на другой день (табл. 1.12).

Таблица 1.12

Отслеживание исполнения задач

Время

Жесткие задачи

Гибкие задачи

8:00

Утренний блок дел

5. Уборка в квартире.

9:00

Занятия в академии

2. Звонок другу (15 мин).

3. Купить продукты.

10:00

Занятия в академии

1. Посмотреть видео в инете

11:00

Занятия в академии

СКб-чаеаУг

4. Разговор с родителями о поездке на дачу

12:00

Занятия в академии

13:00

Занятия в академии

14:00

Занятия в академии

15:00

Зеленая зона

16:00

Зеленая зона

17:00

Спортивная секция

18:00

Спортивная секция

19:00

Зеленая зона

20:00

Подготовка к занятиям

21:00

Подготовка к занятиям

22:00

Зеленая зона

23:00

Вечерний блок дел

Планируя день таким образом, мы учитываем три типа задач:

  • жесткие — привязанные ко времени;
  • гибкие — зависящие от условий, обстоятельств;
  • бюджетируемые — приоритетные, важные, не привязанные точно ко времени, но на выполнение которых мы определяем необходимое количество времени.

© Составьте аналогичным образом план на два дня — будний и выходной. Сравните планы, ответьте на вопрос: чем они отличаются?

Техника «Слон». А также другие звери. «Слон» в тайм-менеджменте — это большая, объемная задача, требующая значительных затрат сил и времени. Такие задачи за день не сделать. А их объем и сложность демотивируют человека, который никак не может сделать первый шаг и начать. Здесь существует точное правило: слона нужно делить на стейки (бифштексы). Или на отдельные куски. А их уже планировать по дням, то есть «съедать слона» по кускам. Как говорил Г. Форд: «Никакое дело не покажется невыполнимым, если разбить его на мелкие части».

Однако, как утверждал классик современного менеджмента Питер Друкер, в состоянии цейтнота делать дело мелкими порциями — ошибка. Если отчет требует реально 5 часов рабочего времени, а времени мало, то нужно воспользоваться техникой «Большого будильника». А когда первый вариант будет написан, над его правкой можно работать частями, переписывать, редактировать.

В терминологии тайм-менеджмента существуют и другие животные.

«Мамонты» — это те «слоны», которых вы не съели, они постоянно вам о себе напоминают, но уже, как правило, не актуальны. Здесь уместна поговорка: «Дорога ложка к обеду».

«Единороги» — это наши красивые, сказочные мечты. Они нереальны, но иногда мы про них вспоминаем и говорим себе: «Когда-нибудь я этим займусь… Вот выйду на пенсию и начну это делать…». И почти никогда не начинаем.

Еще про одно знаменитое тайм-менеджерское животное — «Лягушку» — мы расскажем немного дальше.

Планирование - Тайм-менеджмент в образовании

Метод «Альпы». Авторство принадлежит Лотару Зайверту (род. 1952), знаменитому немецкому специалисту международного уровня по тайм-менеджменту, руководителю «Института Зайверта — Тайм-менеджмент и Лайф-Лидершип» в Хайдельберге. «Ваше время — в ваших руках» — одна из самых читаемых в мире книг по управлению временем. Л. Зайверт использует термин само-менеджмент как синоним ТМ.

состоит из 5 стадий:

  • 1) составление заданий (задачи из недельного плана, расставленные по приоритетности; невыполненное накануне; добавившиеся дела; сроки, которые надо соблюсти);
  • 2) оценка длительности заданий — бюджетирование;
  • 3) резервирование времени (в соотношении 60 : 40);
  • 4) принятие решений по приоритетам и перепоручению;
  • 5) контроль и перенос того, что не сделано.

Метод «Альпы» в планировании времени можно применять на любой период срочности: средний, короткий, долгий. Для этого рекомендуется составить список дел в письменном виде. На первый взгляд, все дела кажутся равноценными. Но в любом случае нужно распределить дела по порядку значимости и выделить приоритеты, степень важности.

Метод «Альпы» очень прост. На создание плана нужно не более 5—10 минут. На практике доказано: при постоянном использовании методов и техники планирования, ежедневная экономия временем составляет 10—20 %.

Рассмотрим подробнее этапы составления плана, опираясь на положения Л. Зайверта [19].

Этап № 1. Формирование дневного задания, используя список из категории «Планы дня». Создайте перечень задач ближайшего дня:

  • • невыполненные дела;
  • • добавившиеся новые задания;
  • • обязательные, важные дела;
  • • задания из плана недельного или ежемесячного планирования;
  • • непредвиденные задания.

При составлении необходимо соблюсти требованиям:

• важным и приоритетным делам предоставлять первые места;

  • • выделить дела непродолжительные и продолжительные;
  • • выбрать рациональный способ выполнения заданий (возможное решение по телефону, по скайпу, СМС).

Не следует записывать все дела подряд, только реальные необходимые задания.

Этап № 2. Оцените примерное время выполнения каждого задания. Существует закономерность: любое задание потребует такой период, сколько времени в запасе человека. Поэтому задайте приблизительный срок на выполнение и пытайтесь в него уложиться. Человек сосредотачивается, избавляется от второстепенных помех.

Этап № 3. Резервирование временного запаса. Запланированная работа была выполнена за 60 % рабочего времени, остальное время — 40 % — должно отводиться для резерва на непредвиденные внезапные обстоятельства.

Примеры: работаете 8 часов, значит, 3 часа у вас — в резерве, за 5 часов выполняете плановое задание (торопитесь, уплотняйте рабочий график). Если работаете 10 часов, значит, 4 часа — в резерве, за 6 часов выполняете задания.

Допустим, заданий больше 60 % спланированного времени. Для этого пересмотрите список всех дел. Выделите преимущества, делегируйте права, уменьшайте отведенное время. Даже если и после этого не удалось уменьшить до 60 % спланированного времени, значит, переносите не выполненные дела на другой день.

Этап № 4. Применяя первостепенные решения приоритетных дел и искусство делегирования прав, сокращаем время до 5—6,5 часов на отведенные дела. Цель данной стадии: еще раз уточнить задания дня и приоритеты, а также потребность времени на их выполнения. Аналитическая оценка каждого задания на предмет рационализации и делегирования. Выполнение окончательного варианта по установленной структуре.

Этап № 5 (завершающий). Выполнение намеченного плана дел и контроль. Из практики ясно, что не все дела могут быть выполнены вовремя. Приходится некоторые переносить на завтрашний день. Допустим, вы заметили, что какое-то дело периодически переносится. Существует два варианта: 1) прекратить, переносить и 2) выполнить полностью. Или если это задание стало не актуальным, то стоит от него отказаться.

Пример метода «Альпы». Вы — директор школы. Облегчайте свою работу при помощи сокращенных букв, по виду конкретной деятельности. Например:

46

В — заседание, визиты;

Д — делегирование задач;

К — проверка, наблюдение;

П — в работе, в процессе;

ПК — командировки, поездки;

ПР — диктование, рукописное деловое занятие;

С — личный секретарь;

Т — телефонные переговоры;

Ч — корреспонденция (чтение газет, отчетов, циркуляров).

Планирование по методу «Альпы»: список дел на день:

ПК — конференция;

В — родительское собрание;

В — поставщики продуктов;

П — изучение новых нормативных документов;

К — Петрова (посещение урока);

ПР — написать ответ на запрос Департамента;

Ч — специальный журнал для руководителя:

Т — вакансия (предварительное собеседование);

Т — Татьяна (поздравить с юбилеем).

Далее разделите дела по приоритетности.

Приоритетные дела:

А — самые важные;

В — важные, но не очень;

С — менее важные.

Лучше выполнять работу самую главную, зная время вашего плодотворного труда. Не забывайте об отдыхе, смене вида деятельности, чтобы ваша работа доставляла вам радость.

Пример: не планируйте совещания друг за другом. Выделяйте время в первой и во второй половине дня.

Если у вас неожиданно появилось несколько минут свободного времени, не теряйте его, займите его коротким заданием: просмотрите корреспонденцию, позвоните другу.

Вдруг кардинально изменились намеченные планы: непредвиденная командировка, деловая встреча. Можно быстро переписать, согласно методам планирования времени, по методу Альпы, план дел в течение 5—10 минут.

Из табл. 1.13 видно, что количество запланированного времени составляет 495 минут или 8,25 часов. Рабочий день составляет 8 часов, по принципу ТМ планировать нужно около 60 % рабочего времени, то есть 5 часов, значит 3 часа, или 180 минут, из таблицы должно быть делегировано или перенесено.

Бланк по методу «Альпы»

Задача

Длительность, минуты

Приоритет

Делегирование

ПК — конференция

90

А

В — Родительское собрание

60

А

В — Поставщики продуктов

30

А

К — Петрова (посещение урока)

45

В

Поручить заместителю по учебной работе

ПР — написать ответ на запрос Департамента

120

В

Т — Татьяна (поздравить с юбилеем)

10

В

П — изучение новых нормативных документов

60

С

Отложить на завтра

Т — Вакансия (предварительное собеседование

20

С

Поручить заместителю по учебной работе

Ч — специальный журнал для руководителя

60

С

Отложить на завтра

Всего

495

Заметки:

Преимущества метода «Альпы»:

  • • целенаправленные действия в течение рабочего дня;
  • • рационализация, объединяя в группу схожие дела;
  • • уменьшение бесполезных интервалов;
  • • стабильная самодисциплина;
  • • сокращение нервных перенапряжений;
  • • борьба с забывчивостью;
  • • достижение конкретных целей в работе;
  • • рабочий настрой;
  • • повышенная удовлетворенность и мотивация;
  • • восприятие трудового достижения, прилив отличного настроения в конце смены;
  • • выделение и реализация приоритетных дел;
  • • рост потенциала и личных результатов труда;
  • 48

• правильная организация рабочей смены, приобретаете и выигрываете время.

Метод интеллект-карт (Mindmaps).

Еще их называют «Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума». Разработчик — Тони Бьюзен (1942—2022), английский психолог, специалист в области памяти, креативности, скорочтения.

Ментальные карты — хороший инструмент для структуризации информации, быстрого запоминания и, конечно, экономии времени.

Интеллектуальные карты могут использоваться также:

  • • для планирования деятельности;
  • • подготовки к выступлениям;
  • • поиска решений в сложной ситуации;
  • • рассмотрения различных вариантов решения задач.

Как нарисовать такую карту? Технология достаточно проста.

  • 1. Берем чистый лист бумаги. Тони Бьюзен советует положить его горизонтально, и большинство составителей следуют этому совету. Также рекомендуется запастись разноцветными ручками, фломастерами, маркерами, карандашами и т. д. Если собираетесь рисовать карандашами, убедитесь, что поблизости нет резинки — ничего стирать не нужно, а стирать даже вредно. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. После обретения привычки вы увидите, что использовать один-два цвета — неинтересно.
  • 2. Соберите весь материал по данной теме, который у вас есть, чтобы он был под рукой: книги, статьи, закладки и ссылки на интернет-сайты — пригодится все.
  • 3. В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать вашу тему, с которого и начинается ваша работа как на карте, так и в мыслях. Неважно, если вы не умеете рисовать. Приобретя опыт, вы поймете — главное, чтобы этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. В любом случае вы сможете уделить ему внимание: используйте несколько цветов (не меньше трех, как советует Т. Бьюзен), тщательно прорисуйте детали, которые вам кажутся существенными.
  • 4. От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей рекомендуется их сделать потолще.
  • 5. От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли.
  • 6. Для рисования используйте различные цвета. Используйте рисунки как можно чаще.

Пример шаблона ментальной карты

Рис. 1.8.Пример шаблона ментальной карты

Инструмент

Инструмент Опыт

Плюсы

Мышление радиантное

Автор Тони Бьюзен 1960-е

Планиро-вание Презентация

Идея

Ветки

Создание

Учеба

Бизнес

Планирование - Тайм-менеджмент в образовании

Интеллект-

карта

Бумага

Линии Слова

Образы Цвета Структура

Рис. 1.9.Пример конкретной ментальной карты

Области применения ментальных карт достаточно широки:

  • • презентации: за меньшее время вы даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают; проведение деловых встреч и переговоров;
  • 50
  • • планирование: управление временем: план на день, неделю, месяц, год…; разработка сложных проектов, нового бизнеса;
  • • мозговой штурм: генерация новых идей, творчество; коллективное решение сложных задач;
  • • принятие решений: четкое видение всех «за» и «против»; более взвешенное и продуманное решение.

Формула 10—3—2—1—О. Для использования этой техники необходимо запомнить формулу, описывающую здоровый график работы и личного времени, и придерживаться ее, составляя ежедневный план.

«10—3—2—1—0» — это:

  • • 10 часов до сна: нет кофеину;
  • • 3 часа до сна: нет еде и алкоголю;
  • • 2 часа до сна: нет работе;
  • • 1 час до сна: нет электронным гаджетам;
  • • 0 раз: столько раз можно нажимать кнопку «Отложить» на будильнике [12].
Гибкие материалы:  Гибкий кирпич на сетке (клинкер) купить недорого в Москве в

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *