Что же мы имеем?
Как мы видим, прогресс не стоит на месте, много умов задействовано на развитие игровой индустрии. Делят рынок видеокарт 2 производителя: NVidia и AMD, без учета интегрированных видеокарт Intel. И если для NVidia есть SLI, то конечно для обладателей видеокарт от AMD — это crossfire.
Вступление
В прошлом году вместе с анонсом видеокарт поколения Pascal компания Nvidia заявила миру о том, что режим SLI будут поддерживать в играх лишь конфигурации из двух моделей (2Way SLI), а заодно представила свою новую разработку – SLI HB Bridge.
Не осталась в стороне и компания MSI: главным героем материала станет один из ее продуктов – 2Way SLI HB Bridge M. Помимо небольшого обзора данного SLI-моста мы узнаем, что же нового он принес.
Что такое nvidia sli

Для любого вычислительного компонента, будь то процессор или GPU, есть несколько путей развития. Самый банальный — это взять и нарастить частоту. При этом производительность будет расти почти линейно, но вот тепловыделение будет расти по кубическому закону (почему — ответ в этой статье). Второй способ — оптимизация самого процессора: доработка конвейера, оптимизация инструкций, изменение типа транзисторов и так далее. Способ хорош тем, что даже сейчас позволяет поднять производительность на 5-7% за поколение, но это явно не тот прирост, которого все ждут. Ну и третий способ — это уменьшение техпроцесса: при этом снижается и рабочее напряжение процессора, а значит и его тепловыделение, что позволяет, к примеру, увеличить его частоту. Однако чем меньше техпроцесс, тем труднее его сделать еще меньше: к пример, Intel «сидит» на 14 нм уже третий год, и неизвестно, когда перейдет на 10 нм.
Перенесемся на 13 лет назад — времена Pentium 4. Частоту наращивать выше 3.5 ГГц было не эффективно — процессор и так был очень горячим. Перевод его на более низкий техпроцесс и тем более оптимизация — процесс долгий, а AMD со своими Athlon не ждет. И тогда Intel решила зайти с другой стороны — сделать двухядерный процессор, но на несколько более низких частотах. В итоге тепловыделение осталось на том же уровне, а вот производительность повысилась. Позже появились пользовательские 4ядерные процессоры, потом 6ядерные, ну и апогей — 8ядерные Ryzen. И этот процесс, разумеется, будет продолжаться дальше.
А что же происходит на рынке видеокарт? В принципе — тоже самое. «Одноголовых» решений хватало и хватает обычным игрокам, но для про-геймеров компания 3dfx в 1998 сделал тоже, что и Intel 7 годами позже — выпустила «двухголовую» видеокарту.
История появления SLI
Как я уже написал выше, в 1998 году компания 3dfx представила технологию SLI (англ. Scan Line Interleave – чередование строчек), с помощью которой могли работать вместе два чипа Voodoo2:
Это давало невероятные по тем временам возможности — запуск игр в разрешении 1024х768. Однако проблем так же хватало — это и повышенное тепловыделение, и цена (600 долларов). Увы — идея не особо прижилась из-за того, что софта, который умел задействовать оба чипа, практически не было, и в итоге через пару лет линейка Voodoo5 оказалась просто провальной — продали всего 200 видеокарт, из которых реально работало около сотни. Это, а также другие ошибки 3dfx, привели к тому, что компания была куплена Nvidia за 110 миллионов долларов в 2001 году.
В Nvidia, конечно же, оценили SLI, но вот проблема в том, что тогда получил развитие AGP-порт, который был на материнских платах только один, так что идея SLI на двух разных видеокартах, увы, провалилась (хотя видеокарты с двумя графическими чипами все же производились, но, скорее, как исключения).
В 2004 году появилась шина PCI-E, которая активно используется до сих пор. И одним из ее плюсов было деление линий — то есть можно было сделать два порта по х4 или один по х8. Стали появляться материнские платы с двумя портами PCI-E, и тогда же Nvidia «перезапустила» SLI — теперь он расшифровывается как Scalable Link Interface (масштабируемый интерфейс). Увы — изначально (да и сейчас) были все те же проблемы, что и у 3dfx: нужно было оптимизировать драйвера под использование 2 видеокарт, и нужно было «пинать» разработчиков игр, чтобы они оптимизировали их под SLI. Это делали далеко не все, поэтому особого толку от SLI тогда не было: люди переплачивали вдвое, а прирост в играх в лучшем случае был 50-60%, а в некоторых случаях fps от использования SLI даже падал.
Но Nvidia не сдавалась — в 2007 году был представлен Triple-SLI, позволяющий подключать уже 3 видеокарты вместе, и даже годом раньше появился не совсем честный Quad-SLI: можно было подключать вместе две двухчиповых видеокарты (GeForce 7900GX2), что давало 4 работающих вместе GPU. В теории Nvidia обещала, что 3 видеокарты могут работать вместе до 2.5 раз быстрее, чем одна. На практике, увы, все было еще хуже, чем с 2 картами.
Алгоритмы построения изображения с использованием SLI
Самый простой алгоритм —
Split Frame Rendering
(раздельный рендеринг кадра). Он заключается в том, что кадр делится поровну между всеми видеокартами в системе:
Плюсы очевидны — картинку можно без проблем поделить и на 2, и на 3, и на 4, и даже на 10 кусков, то есть в теории количество одновременно работающих видеокарт не ограничено. Но проблемы, увы, тоже есть — у каждого участка кадра своя сложность, и поэтому все видеокарты ждут, пока одна из них не обработает свой самый трудный участок. Из-за этого видеокарты временами работают неэффективно, и в итоге fps оказывается ниже того, что мог быть.
Второй алгоритм, вытекающий из первого — Alternate Frame Rendering (чередующийся рендеринг кадра). Он заключается в том, что все видеокарты обрабатывают кадры по очереди: к примеру, если их две, то одна обрабатывает все четные кадры, а другая — все нечетные:
Плюсы все те же — таким образом можно распараллелить загрузку между любым количеством видеокарт. Минусов тоже хватает — начиная с того, что сложность кадров может быть разной (а значит опять же возможны задержки), и заканчивая тем, что в видеопамяти теперь должен храниться не один кадр как раньше, а уже два — то есть требуется больше видеопамяти (вообще говоря, я несколько утрирую — один кадр это минимум, в современных играх видеокарта может хранить и 5 последующих кадров в буфере).
К слову, в Quad-SLI с двумя двухчиповыми видеокартами используется объединение технологий выше — одна двухчиповая видеокарта использует SFR, то есть разделение кадра на две части, а в сумме обе видеокарты работают по AFR — то есть чередуют кадры. Но, как не трудно догадаться, проблем с организацией всего этого множество, поэтому прирост производительности гораздо ниже ожидаемого 4кратного.
Еще один алгоритм построения изображения, SLI AA (Anti Aliasing, сглаживание), качественно отличается от предыдущих — он заточен не на повышение fps, а на улучшение качества картинки: один кадр генерируется на всех видеокартах, и последовательно частично сглаживается сначала на одной, потом на другой (то есть сглаживание идет с некоторым шагом). В итоге на выходе мы получаем картинку с тем же fps, что и у одиночной видеокарты (ну или несколько выше), но гораздо более четкую — может быть даже х32 сглаживание!
Однако SLI может использоваться не только для прямого распараллеливания нагрузки — к примеру, у Nvidia есть PhysX SLI — он заключается в том, что одна видеокарта (самая мощная) обрабатывает графику, а другая (более слабая) — PhysX-эффекты (дым, огонь, эффекты ткани и так далее). Так же есть так называемый Hybrid SLI — это работа интегрированной в процессор видеокарты вместе с дискретной. Увы — как и следовало ожидать, прироста от этого не было, поэтому эта технология трансформировалась в Nvidia Optimus, где картинку может рендерить или дискретная, или интегрированная видеокарта, ну а на экран картинку всегда выводит интегрированная (чтобы не было заметного переключения между видеокартами).
Требования для системы с видеокартами в SLI
Так как мы подключаем сразу несколько видеокарт, то на материнской плате должно быть столько же слотов PCI-E, сколько будет подключено видеокарт. В принципе для работы одной карты хватает даже х4 скорости, поэтому на современных материнских платах обычно ставят до 3 портов, в итоге получается режим х8 х4 х4. Второе очевидное требование — это блок питания, с, во-первых, достаточной мощностью (700 и выше ватт), и, во-вторых, с нужным количеством 6 и 8-пиновых коннекторов для дополнительного питания видеокарты. Также для работы требуется специальный SLI-мостик для соединения видеокарт напрямую:
Разумеется, можно передавать данные напрямую через PCI-E, и раньше так делали, но сейчас объем данных настолько велик, что их передача по PCI-E существенно бы снизила производительность (так как сам интерфейс PCI не очень-то и быстрый, особенно если используются всего 4 линии). Также требуются видеокарты с поддержкой SLI — их легко определить по специальным контактам для подсоединения мостика. Еще одно важное требование — мощный процессор: чем выше fps, тем выше нагрузка на процессор, к тому же ему придется синхронизировать видеочипы между собой.
Самое основное — какие видеокарты объединяются в SLI. Во-первых, для корректной работы это должны быть видеокарты одной линейки (но не обязательно одинаковых производителей). Объем памяти ограничивается наименьшим объемом из все видеокарт (только в играх под DX 11 — в DX 12 память может суммироваться). Все остальное — версии BIOS, частоты и так далее — не важно.
Ну и самый главный вопрос — а стоит ли вообще делать SLI? Мой ответ — нет, исключение — вы очень требовательный геймер и хотите играть в 8К60. Посудите сами — самой мощной пользовательской одночиповой видеокарты, 1080 Ti, без проблем хватает на максимальные настройки даже в 2К, в 4К для 60 fps в самых требовательных играх придется чуть убрать сглаживание и эффекты. То есть обычному геймеру этой видеокарты просто заглаза. Заморачиваться с SLI стоит, если у вас, к примеру, 120 гц 4К монитор, или парочка 4К 60 гц мониторов — в таком случае да, SLI имеет смысл для достижения плавности картинки на максимальных настройках в обоих случаях, но и тут нужно понимать, что не во всех играх от SLI будет существенный прирост, поэтому все равно в некоторых играх придется или снижать графику, или «терпеть» fps ниже 60. Так что увы — если в процессорах многоядерность давно стала нормой, в мире видеокарт пока все еще правят «одноголовые» решения.
Зачем это нужно?
В наши дни многоядерные видеокарты — уже не новость. Но что, если Вы и так уже счастливый обладатель одной неплохой видеокарты, которая по всем параметрам подходит под создание SLI. Дешевле купить еще одну, которая станет работать с первой видеокартой по принципу 2-х ядерного процессора.
Так же не будем забывать об еще одном факте, ведь SLI — это отличное графическое решение, и отлично справляется с падающими на ее плечи задачами, но ведь есть еще и центральный процессор, слабая работа которого ограничивает мощность моста видеокарт. Поэтому следует учесть, что при установке SLI нужно запастись еще и хорошим процессором.
Как сделать sli?
SLI-систему можно организовать двумя способами:
- специальный мост SLI
- программный способ
Но стоит заметить, что в случае с программным методом, больше нагрузка на шину PCIe, а это уменьшает производительность.
Стала популярна система Quad SLI — это объединение в SLI 2-х двухчиповых видеокарт, например, GeForce 7950GX2, GeForce 9800GX2, GeForce GTX295 или GeForce GTX 590.
Другой вариант, 4-Way SLI — это 4-х одночиповых, т.е. над построением картинки работают 4 чипа. Примечание: Quad SLI пока корректно работает только в операционной системе Windows 7 и Windows Vista, в Windows XP её нельзя использовать из-за ограничения в операционной системе.
Обзор мостиков evga pro sli
Данная заметка может показаться интересной для тех, кто имеет или собирается купить себе две видеокарты NVIDIA в настольный компьютер. Как известно, видеокарты “зеленых” объединяются в графический массив при помощи мостиков SLI. Таким образом, можно соединить две и более больше видеокарт.
Подобные мостики появились около 10 лет назад и все это время служили для того, чтобы снять ограничения пропускной способности и организовать обмен данными между видеокартами, минуя набор микросхем материнской платы. Все эти годы применялись невзрачные гибкие мостики в виде ленты и твердые на базе печатной платы. И вот теперь EVGA решили прервать данную традицию и представили мостики Pro SLI своего производства с оригинальным дизайном. Новые мостики имеют стильный внешний вид и даже LED подсветку.
Компания EVGA представила три различных модификации EVGA Pro SLI: для массива с двумя, тремя и четырьмя видеокартами. Размер их, естественно, отличается, но все мостики имеют одинаковую стоимость 29,99$. Данное приспособление может заинтересовать геймеров, энтузиастов, пользователей, которые часто собирают систему на открытом стенде. Также EVGA Pro SLI могут использовать компании, которые занимаются сборкой компьютерных систем, моддингом и т.п. Стоит учесть, что обычный гибкий мостик SLI стоит 14,99$, то есть за стильное устройство с тем же функционалом придется заплатить в два раза больше.
Конечно, полированный металл выглядит гораздо эстетичнее, чем стандартные мостики. Кстати, логотип NVIDIA SLI можно убрать – это всего лишь наклейка.
Как можно видеть на изображении выше, интервал между интерфейсными разъемами на мостиках SLI значительно отличается. На 2х SLI расстояние равно 60 миллиметров, на мостике 3х SLI оно составляет 40 миллиметров. В принципе, ничего не мешает Вам использовать мост 3х SLI, как двойной с расстоянием 80 миллиметров между разъемами. Какое Вам требуется расстояние, следует прикинуть заранее, ведь мостики EVGA выполнены на базе PCB и не являются гибкими.
На фотографии показаны мостики EVGA Pro SLI 2х и 3х. Они объединяют в массив две эталонных видеокарты NVIDIA GeForce GTX 660 Ti. Правда на них, не работает подсветка EVGA Pro SLI. LED подсветка включается на более новых видеокартах, где на линии SLI подается питание. Например, NVIDIA GeForce GTX Titan, серия 780 или 770.
Заключение
Новые мостики EVGA Pro SLI никак не скажутся на производительности Вашей системы, но способны придать ей более стильный и эстетичный внешний вид. Целевой покупатель данных мостиков – энтузиасты, геймеры, моддеры и все те, кто часто используется систему, собранную на открытом стенде.
Те, кто дружит с паяльником, могут легко удалить LED белого цвета и заменить их на другой, более подходящий к Вашей системе, цвет. Чтобы разобрать EVGA Pro SLI потребуется только шестигранный ключ. В принципе, можно даже заменить логотип EVGA на другой более близкий пользователю. Это маленький камешек в огород EVGA. Могли бы сделать съемную вставку с возможность быстрой замены.
Стоимость EVGA Pro SLI 29,99$ кажется весьма “кусачей” для такого устройства, но, если учесть сколько стоят компьютерные системы с графическими массивами топ-уровня, то эти деньги будут незаметны в общем бюджете. Напоследок отметим, что EVGA обеспечивает Pro SLI 2-х летней гарантией, хотя там и ломаться особо нечему.
Автор: Grek
Источник: Железный сайт
Похожие материалы:
Производительность видеосистемы geforce gtx 770 в режиме sli
Конфигурация компьютера: материнская плата Rampage IV, процессор Intel Core i7-3960x, оперативной памяти 8 гГб на максимальных настройках.
Тестовый стенд
Для испытания мостика MSI 2Way SLI HB Bridge M была собрана следующая конфигурация:
Программное обеспечение:
- Операционная система: Windows 10 x64 «Профессиональная» со всеми текущими обновлениями с Windows Update;
- Драйвер видеокарт: Nvidia GeForce Game Ready Driver WHQL 376.33.
Технические характеристики
Версии мостов GeForce GTX SLI HB, по заверениям производителя, обеспечивают повышенную пропускную способность и оптимизированы для разрешений 4K и выше. Эти вопросы, как и отличие от предыдущих моделей SLI-мостов, будут рассмотрены далее.
MSI 2Way SLI HB Bridge M предназначен для видеокарт, установленных через три слота (60 мм); для установки через четыре слота (80 мм) существует версия 2Way SLI HB Bridge L. Отметим солидную массу мостика – 96 г, его габариты составляют 110 х 63 х 25 мм. Разъемы SLI металлические.
Упаковка и внешний вид
Модель MSI 2Way SLI HB Bridge M поставляется в достаточно большой упаковке, раскрашенной в фирменные цвета и оснащенной магнитным фиксатором. Снимаем пломбу, открываем коробку и видим наш мостик.
Сам SLI-мост надежно зафиксирован, причем металлическая часть с изображением дракона защищена с помощью пленки.
После изъятия мостика из коробки понимаешь, что держишь солидный продукт – качество материалов, масса и внешний вид оставляют самые лучшие ощущения.
А после установки 2Way SLI HB Bridge M на видеокарты и подачи питания новинка предстает перед нами во всей красе.
SLI-мост светится красным цветом. Данную иллюминацию можно настроить в фирменной программе MSI Gaming App (настройка визуализации возможна с помощью GeForce Experience версии 2.11 или выше).