Нестандартная занятость и российский рынок труда

Нестандартная занятость и российский рынок труда

Экономическая основа трудовых отношений в нашей стране за последние полтора десятилетия претерпела серьезную трансформацию. Изменились и сами трудовые отношения. В частности, возросла роль таких форм занятости, которые ранее либо запрещались, либо находились в зачаточном состоянии. В этом смысле российский рынок труда начинает все больше напоминать рынки труда развитых индустриальных стран.

Стандартной обычно считается занятость по найму в режиме полного рабочего дня на основе бессрочного трудового договора на предприятии или в организации под непосредственным руководством работодателя или назначенных им менеджеров. В большинстве развитых стран такой стандарт закреплен законодательно. Наоборот, все формы занятости, отклоняющиеся от него, включая самозанятость, могут рассматриваться как нестандартные. Большую роль сыграли демографические сдвиги в структуре рабочей силы развитых стран. Массовый выход на рынок труда замужних женщин, пенсионеров и студентов привел к расширению предложения «нестандартного» труда, создав тем самым значительный спрос на рабочие места с сокращенным рабочим временем и гибким графиком работы. При этом «нестандартная» рабочая сила, заинтересованная в дополнительном доходе, не требовала ни законодательных гарантий занятости, ни дополнительных благ, изначально рассматривая свое участие в экономике как нечто второстепенное. Набор нестандартных форм занятости многообразен и может включать:

– непостоянную занятость. Непостоянно занятыми принято считать работников, заключивших трудовые контракты на определенный срок или на выполнение конкретного объема работ, а также имеющих сезонную, случайную ил разовую работу;

– неполную занятость. Существуют два основных подхода к ее определению – количественный и качественный. В первом случае к неполностью занятым относят работников, обычная продолжительность рабочего времени которых меньше нормальной величины, во-втором – тех, кто имеет трудовые контракты на неполное рабочее время;

Гибкие материалы:  Купить Трубу ПНД гофрированную DKC д.16мм, лёгкая с протяжкой, цвет чёрный [бухта 100м] 71716 по цене 17.82 р. в наличии

– недозанятость. Эту категорию составляют работники, которые временно отсутствуют на рабочем месте или трудятся меньше обычного времени по таким независящим от них причинам, как отпуска по инициативе работодателей, вынужденные переводы на сокращенный график работы, отсутствие клиентов или заказов и т.д.;

– сверхзанятость. Сверхзанятыми считаются работники, продолжительность рабочего времени которых больше определенной пороговой величины;

– самостоятельную занятость, охватывающую работодателей, членов производственных кооперативов и самозанятых в узком смысле;

– неформальную занятость. Сюда относятся: занятые индивидуальным предпринимательством; занятые по найму у физических лиц; занятые в домашних хозяйствах населения; занятые в формальном секторе на основе устной договоренности;

– занятость в домашних хозяйствах населения. Данная категория охватывает тех, кто производит товары или услуги в домашних условиях либо для продажи на рынке, либо для собственного потребления. [28, c. 137]

В развитых странах к ведущим формам нестандартной занятости относятся непостоянная и неполная занятость, а также самозанятость. Некоторые из названных видов занятости могут сочетаться друг с другом в разнообразных комбинациях, что крайне осложняет статистический учет. Например, немало занятых в неформальном секторе не имеют постоянного контракта, работают не по найму, трудятся неполный рабочий день и т.д. В результате они одновременно попадают в разные категории нестандартно занятых. Дополнительная сложность связана с тем, что один и тот же работник может как совмещать, так и чередовать стандартные и нестандартные формы занятости. Скажем, работающий в организации на вполне стандартных условиях может быть одновременно вовлечен в неформальную деятельность или подрабатывать на другом предприятии в свободное от работы время. Соответственно «нестандартность» трудовых отношений может рассматриваться с двух точек зрения. Речь идет: во-первых, о нестандартности трудового договора. То есть об отклонении формальных условий контракта от принятого стандарта; во-вторых, о нестандартности фактических условий занятости. В этом смысле к нестандартным работникам могут относиться не только те, кто заключил нестандартный контракт, но и вообще не имеющие контракта или те, кто при наличии стандартного контракта реально трудится в нестандартном режиме.

Нестандартная занятость может носить добровольный и вынужденный характер. Примером добровольной нестандартной занятости служит работа студентов и старших школьников в период каникул, работа женщин, имеющих детей, на условиях гибкого графика или неполного рабочего дня. Необходимость выбирать между работой в течение стандартной и рабочей недели и полным отказом от участия в отношениях рынка труда резко ограничивает открывающиеся перед продавцом трудовых услуг возможности выбора. Работая в течение одинакового времени, один будет чувствовать себя перегруженным, другой – недостаточно занятым. Развитие гибких форм занятости резко расширяет сферу доступных альтернатив. И, прежде всего, увеличивает возможности занятости женщин, доля которых среди частично занятых в индустриально развитых странах колеблется от 75 до 90 процентов. В России с ослаблением механизмов поддержания принудительной сверхполной занятости населения также прослеживается тенденция к росту числа женщин, предпочитающих гибкие формы занятости.

Если человек работает временно, неполный рабочий день, по вызову, на дому или на иных нестандартных условиях, потому что не может найти себе постоянную работу на полный рабочий день, гибкая занятость носит вынужденный характер. В зависимости от страны она составляет от 40 до 70процентов всех временно занятых и имеет тенденцию к росту.

Причина распространения вынужденной нестандартной занятости лежит в изменении структуры спроса на труд со стороны фирм. Рассмотренные выше модели спроса на труд основывались на предпосылке, что для фирмы существен лишь общий объем покупаемых трудовых услуг. Для нее безразлично, нанимать ли каждый день новых работников или одних и тех же на долгий срок, будет ли один человек занят полный рабочий день или два человека разделят одно рабочее место. В действительности, однако, эти вопросы имеют важное значение. Дело в том, что затраты фирмы на покупку трудовых услуг, помимо заработной платы, включают также внезарплатную компоненту, величина которой в отличие от заработной платы фиксирована, то есть не зависит от динамики объема трудовых услуг, предоставляемых работником. [29, c. 84-86]

Внезарплатная компонента затрат на фактор труда включает: расходы по найму и подготовке работников, взносы в страховые и пенсионные фонды, затраты на ежегодный оплачиваемый отпуск и другие льготы, предоставляемые постоянным работникам. Когда экономическая ситуация стабильна, фирмы заинтересованы в закреплении состава работников, так как текучесть сопряжена с разбуханием фиксированной компоненты затрат на фактор туда (за счет увеличения затрат на наем, обучение и адаптацию работников) без соответствующего увеличения экономической отдачи. Апогеем такой кадровой политики является создание внутренних рынков труда.

Положение качественно меняется с ростом экономической нестабильности и усилением производственного процесса, когда фирме необходимо все время оперативно маневрировать количеством применяемого труда. Увольнение же постоянных работников, во-первых, наталкивается на институциональные барьеры, во-вторых, в принципе нежелательно для фирмы, так как означает потерю вложенных в них инвестиций. Поэтому фирмы идут по пути разработки разных стратегий для различных групп занятых. Происходит расслоение работников по их роли в организации, их деление на постоянную и переменную части, «ядро» и «периферию», причем доля «периферийной» части постоянно растет.

В наиболее общем виде преимущества и недостатки нестандартной занятости обусловлены тем, что, обеспечивая гибкость рынка труда, она вместе с тем ослабляет позиции работников. Эта двойственность получила отражение в специальной литературе: одни исследователи делают упор на социальные издержки. Порождаемые нестандартной занятостью; другие подчеркивают ее важность как инструмента адаптации фирм и работников к непрерывным изменениям условий экономической и социальной жизни.

Для работодателя гибкость означает расширение возможностей снижения издержек на труд и повышение конкурентоспособности в кратко- и среднесрочной перспективе. Это позволяет сохранять имеющиеся рабочие места и создавать новые. В то же время из-за чрезмерной гибкости трудовых отношений вследствие либерализации законодательства о защите занятости или его игнорирования повышается доля работников с небольшим специальным стажем. Это, в свою очередь, подрывает стимулы к инвестициям в специфический человеческий капитал и разрушает трудовую мотивацию работников, что чревато снижением качества выпускаемой продукции и ослаблением конкурентоспособности. [30, c. 45-46]

Для работника гибкость рынка труда, проявляющаяся в создании временных, неполных или неформальных рабочих мест, ассоциируется прежде всего с отсутствием социальной защиты и перспектив карьерного роста, а также с низкой оплатой труда. При этом благодаря такой гибкости поддерживается более высокий уровень занятости, тем самым снижается риск безработицы и повышаются шансы трудоустройства и для занятых, и для незанятых. Подобные рабочие места зачастую обеспечивают наиболее эффективную возможность для безработных вернуться в сферу занятости, включая регулярную и стандартную.

Кто чаще всего оказывается нестандартно занятым в России? Анализ показывает, что состав нестандартно занятых характеризуется сильным смещением в сторону определенных социально-демографических групп. Здесь явно преобладают самые молодые и самые старые, малообразованные и не имеющие востребованной профессии, другими словами, работники, отличающиеся низкой конкурентоспособностью на рынке труда. Подобная селективность носит двойственный характер, проявляясь в области и предложения труда, и спроса на него. С одной стороны, малоконкурентные работники выбирают такую занятость как «меньшее зло» по сравнению с незанятостью, лишающей их денежного дохода. С другой стороны – нестандартная занятость в российских условиях связана с наличием значительного массива «плохих» (нестабильных, малооплачиваемых, неквалифицированных и тому подобное) рабочих мест, которые занимают лишь «слабые» (с точки зрения конкурентоспособности на рынке труда) кандидаты.[31, c. 129]

Многие формы нестандартной занятости возникают как реакция на негативные макроэкономические шоки и способствуют уменьшению связанных с ними издержек. Иными словами, они носят преимущественно циклический характер. Это в равной мере справедливо и для развитых, и для постсоциалистических стран. Однако поскольку в России переходный кризис отличался беспрецедентными глубиной и продолжительностью, масштабы и устойчивость некоторых из этих «циклических» форм нестандартной занятости также оказались исключительно велики. Упомянем лишь массовое распространение в кризисных условиях вынужденной неполной занятости и недозанятости. Но как только российская экономика вошла в фазу посттрансформационного подъема, эти формы нестандартной занятости стали быстро исчезать.

Существует два пути отклонений от стандартных трудовых отношений – формальный (через фиксацию и закрепление нестандартных условий занятости в трудовых контрактах) и неформальный (через отход от стандартных условий по факту независимо от того, что записано в трудовых контрактах). В России дестандартизация отношений занятости шла преимущественно по второму пути. Напротив, контрактная неполная или срочная занятость не пользовалась особой популярностью, что служит еще одним свидетельством того, насколько развитие нестандартной занятости зависит от институциональных характеристик рынка труда. Использование многих форм «атипичной» занятости в России осуществлялось в «институциональных пустотах» (то есть помимо формальных законодательных установлений или вопреки им). Это еще больше ослабляло позиции работающих в нестандартных условиях и ухудшало их экономическое положение.

Как показывают результаты теоретических и эмпирических исследований, распространение нестандартной занятости тесно связано с характером трудового законодательства. Чем жестче регулирование «ядра» занятости, тем выше риск для групп работников с пониженной конкурентоспособностью оказаться в числе нестандартно занятых. Жесткое законодательство о защите занятости значительно повышает трудовые издержки и тем самым делает «стандартного» работника «дороже», сокращая спрос на его услуги. Поэтому формальные правила, надежно защищающие постоянных работников от увольнений и ограничивающие гибкость занятости и рабочего времени, содействуют сжатию стандартной занятости, выталкивая из нее прежде всего женщин, молодежь, пожилых, малообразованных и неквалифицированных. В результате резко увеличивается доля нестандартно занятых. Чрезмерная защита «стандартных» работников – это перераспределительная мера, от которой выигрывают сильные, а проигрывают все остальные.

Ответной реакцией политиков на подобное развитие событий нередко становится стремление к ужесточению норм, регулирующих нестандартную занятость. Однако это только загоняет болезнь вглубь: вследствие избыточной зарегулированности трудовых отношений начинает сокращаться общая занятость, растет безработица, усиливается отток населения в сферу экономической неактивности, все больше работников устремляются в теневой сектор. Здесь можно сформулировать такой принцип: чем жестче регулирование «ядра» рабочей силы, тем шире разрастается «периферия»; чем жестче регулирование и «ядра», и «периферии», тем значительнее общие потери в занятости и тем больше формальные трудовые отношения уступают место неформальным. Но в обоих случаях страдают прежде всего самые слабые.

Нужно ли бороться с нестандартной занятостью путем запретов или ограничений? Наверное, такая борьба бесполезна. Подобные рабочие места в российской экономике будут создаваться все чаще, ведь она уже стала составной частью мирового хозяйства и избежать влияния универсальных тенденций не удастся. Не будем забывать о том, что глобализирующемся мире диверсификация отношений занятости превращается в важное конкурентное преимуществ. Она во многом определяет возможности рынка труда по успешной адаптации к непрерывным изменениям в экономической, социальной и институциональной средах. Но диверсификация отношений занятости отрицательно связана с жесткостью трудового законодательства. И чем настойчивее государство пытается загнать трудовые отношения в прокрустово ложе стандартной занятости, тем ниже при прочих равных условиях оказывается конкурентоспособность рабочей силы.

В российской экономике отношения занятости пока диверсифицированы недостаточно, о чем свидетельствует и практическое отсутствие в ней новейших форм «атипичной» занятости, переживающих сейчас настоящий бум в развитых странах, – лизинг рабочей силы, работы по вызову и так далее. Но для этого сама институциональная среда должна стать более «дружественной» по отношению к инновационным типам трудовых контрактов. Разнообразие – условие существования и источник силы рыночной экономик, в том числе и отношений занятости, формирующихся на рынке труда. [32, c. 132-133]

3.3 Программа муниципального образования по поддержке незанятого трудоспособного населения

В результате социологического исследования было выяснено, что большая часть опрошенных не работали по своей специальности. Основная причина – профессия не пользуется спросом на рынке труда. Респондентам требуется психологическая помощь в связи с тем, что большинство не работают более года.

Выдвинутая гипотеза в начале социологического исследования подтвердилась. В Нижнекамском муниципальном районе в основном преобладают безработные граждане, которые в силу различных обстоятельств долгое время не работали по специальности. Требуются специалисты, владеющие современными технологиям, знаниями и навыками.

Социологическое исследование свидетельствует, в службы занятости прежде всего обращаются те безработные, которые как правило, владеют одной специальностью, длительное время не повышали свою квалификацию, не знают основ рыночной экономики рынка труд, новых профессиональных требований, некоммуникативны, не имеют навыков самообразования и нередко находятся в состоянии психологического стресса. Что касается молодежи, то здесь прибавляются отсутствие опыта, низкий профессионализм, снижение уровня образования.

Вынужденная смена профессии – явление весьма болезненное и сложное. Переход от одной деятельности к другой осложняется тем, что имевшиеся навыки и оказываются ненужными, что весьма нерационально, ибо ведет к значительным потерям, которые болезненно переживаются человеком. К смене профессии человек должен быть психологически подготовлен. Психологическая готовность к смене профессии должна базироваться на информационности о потребностях в кадрах и специалистах на местном рынке труда, о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда и о проблемах трудоустройства различных сферах деятельности, о перспективности выбранной профессии на рынке труда. Важным компонентом психологической готовности к смене профессии является освоение техники самоопределения (определение целей поиска работы, создание собственного позитивного имиджа, обучение способам саморекламы для успешного трудоустройства и так далее).

Программа включает в себя два проекта. Первый проект – создание центра по активизации безработных граждан на основе оказания им дополнительных услуг в содействии трудоустройству. Программа занятий в центре будет предназначена в первую очередь для слабозащищенных категорий граждан, для тех, кто долгое время не работал, для выпускников высших и средних учебных заведений, для тех, кто испытывает определенные проблемы в общении. В результате занятий будет происходить изменение пассивной установки на установку активного поиска работы. На основе социально-психологического тренинга, например, с помощью видеотренинговых программ «Ведение беседы в сложных, проблемных ситуациях», которая будет направлена на преодоление не только барьеров в общении, но и барьеров трудоустройства. Работа будет идти на двух уровнях – групповом и индивидуальном – в течении двух недель. Группа будет состоять из десяти или двенадцати человек.

В центре безработные граждане будут проигрывать и анализировать различные модели поведения в сложных ситуациях, в ситуациях ведения переговоров с работодателем. Отрабатывать навыки общения, которые позволят грамотно и эффективно общаться с работодателями, умело искать работу, достойно держаться в сложных ситуациях.

К психологической помощи могут быть отнесены мероприятия, которые касаются проведения психологической диагностики, индивидуального консультирования. А также проведение тестирования клиентов, где выявляются психофизиологические и личностные особенности и склонности граждан. Психолог центра должен выдавать рекомендации по выбору сферы труда, профессии; формированию профессиональной подготовки с учетом состоянии здоровья, индивидуальных особенностей безработных и потребностей рынка труда; рекомендовать учебное заведение для прохождения профессиональной подготовки или предприятие для трудоустройства; определять причины, мешающие трудоустройству и пути их преодоления; формировать позитивный настрой на поиск работы.

Кроме того, сотрудник, оказывающий психологическую помощь безработному, должен отслеживать результаты своей деятельности и в случае, если он видит, что не в состоянии помочь безработному, у которого безработица вызвала сильный стресс, должен содействовать в получении квалифицированной психотерапевтической помощи. В соответствии с Приложением Ж.

Второй проект программы по поддержке незанятого трудоспособного населения путем переквалификации или получения дополнительного образования в кредит. Проект указан в Приложении К. Этот Проект, касается, тех безработных граждан, у которых уже есть основное базовое образование, готовые переобучиться, для того чтобы восстановить знания и навыки. Или получить дополнительную специальность.

 Суть Проекта заключается в том, что из бюджета муниципального образования будут выделяться средства, тем безработным гражданам, которые хотят получить дополнительное образование. То есть безработный гражданин может пройти обучение в том учебном заведении, в котором он желает, в то время как муниципальное образование оплачивает его учебу через банк.

 После шесть месяцев работы гражданин обязан будет выплачивать в течение определенного времени муниципальному образованию сумму оплаты за обучение через банк, а процентное соотношение будет оплачено муниципальным образованием.

Основными критериями отбора будут являться следующие показатели:

– доход на одного человека в семье безработного;

– наличие основной специальности.

Перед службой занятости стоят следующие задачи:

– предоставление сведений о потребностях в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов в учреждения профессионального образования республики;

– информирование граждан о возможностях профессионального
обучения по востребованным на рынке труда профессиям;

-оказание услуги по профессиональной ориентации безработным и незанятым гражданам;

– формировать у своих клиентов качественно новую трудовую психологию. Для этого необходимо организовать работу таким образом, чтобы оказывать в первую очередь помощь тем, кто стремится к труду, ведь пособие по безработице выплачивается не для того, чтобы человек мог сидеть дома сложа руки, а для того, чтобы создать материальные предпосылки для поиска рабочего места.

– создавать условия для быстрого трудоустройства безработных граждан.

– повышать конкурентоспособность граждан на рынке труда, оказывая им содействие в приобретении новой профессии, востребованной на рынке труда.

– совершенствовать механизм финансовой поддержки работодателей, создающих и сохраняющих рабочие места, осуществляющих переподготовку персонала;

– усиление пассивной политики занятости, т.е. взаимосвязь системы назначения и получения пособий с профессиональной подготовкой, переподготовкой или с получением дополнительного образования.

Осуществляя профессиональную переориентацию, сотрудники службы занятости должны предотвратить возможность утраты длительно безработными гражданами личной самостоятельности и собственных мотивов, целей и устремлений. Нужно формировать самостоятельность, предполагающую ответственность за обоснованность выбора в профессиональной сфере.

Для организации целенаправленного осознанного поиска новой профессии необходимо знать:

– основные особенности текущего момента на рынке труда в целом, тенденции его изменения в ближайшее время;

– основные требования профессий, по которым имеются вакансии, к индивидуальным качествам человека, содержание и особенности работы по этой профессии, являющиеся аналогичными или смежными для его основной, базовой специальности;

– методы и критерии оценки собственных профессиональных возможностей;

– общие закономерности процесса профессиональной переориентации и порядок действий на различных уровнях.

Уровень образования и профессиональной подготовки населения имеет важное значение. Почти половина безработных имеют среднее специальное или начальное профессиональное образование, что соответствует среднему уровню образования безработных. Это лишний раз подчеркивает актуальность проблемы квалифицированных рабочих кадров на российском рынке труда.

Полученные расчеты не дают оснований говорить и о существенном улучшении положения лиц с высшим и средним специальным образованием.

Задачами функции профессиональной ориентации и профессиональной подготовки являются:

– профессиональное просвещение по трудоустройству граждан, как условие непосредственного выбора и овладения профессией, по которой существует рыночная потребность;

– методическое руководство по выявлению и изучению ценностных ориентации, интересов, способностей безработных;

– профессиональное воспитание как метод формирования профессионально значимых мотивов к труду;

– содействие формированию сознательной, устойчивой профессиональной направленности и готовности трудоспособных индивидов к труду;

– проведение социологических исследований в области профориентации;

– обеспечение научно-методического руководства профориентационной работой;

– содействие развитию творческого содружества между профессиональными учебными заведениями;

Эффективность проекта должна основываться на учете использования средств для развития занятости населения. К сожалению, больше половины средств развития занятости расходуется на нужды безработных, а также на содержание органов служб занятости, оказывающих помощь безработным, то есть на пассивную политику. В структуре расходов службы занятости преобладают затраты на сохранение и создание дополнительных рабочих мест, предоставление субсидий для организации собственного дела, затраты на профориентацию, профессиональное обучение и переподготовку.

Администрация муниципальных образований, как орган исполнительной власти, в предметы ведения которого входит «содействие занятости населения», может выступать заказчиком разработки этих программ и одновременно соисполнителем их разработки. Проект содействия занятости населения разрабатываются совместно территориальным центром службы занятости и Администрацией муниципального образования в лице соответствующих комитетов (отделов). Проект муниципальной программы содействия занятости населения должен рассматривается и согласовывается территориальным Координационным комитетом содействия занятости населения и утверждается Главой Администрации муниципального образования. [33, c. 72]

§

Вопросы обучения безработных новым профессиям, специальностям, равно как и вопросы повышения их квалификации, становятся особенно актуальными, и в связи с ухудшением состояния экономики страны отчетливо выявляется тенденция сворачивания предприятиями системы профессионального обучения, упразднения образовательных структур, ведающих профессиональным обучением работников. Разумеется, такой подход ведет к резкому сокращению численности обучаемых и прежде всего молодежи. Количество рабочих, прошедших подготовку, переподготовку или обучение впервые, уменьшилось вдвое. [34, c. 187]

Дело в том, что люди, оказывающиеся безработными, часто теряют работу потому, что работодателей больше не устраивает уровень их квалификации, подготовки, а также по причине невостребованности их профессий и специальностей на рынке труда.

Возникает проблема не только трудоустройства безработных, но и резкого повышения потенциала их конкурентоспособности на рынке рабочей силы.

Рынок профессий во многом зависит от уровня развития экономики, ее технической и технологической оснащенности, экономичного положения страны в тот или иной отрезок времени. Он в сущности своей подвижен, возникают и исчезают определенные профессии, но остается тенденция, присущая группе развитых экономик, тенденция исчезновения и роста определенных профессий, которая при достаточной научной проработке может помочь составить картину рынка профессий на ближайшее будущее, а тем самым способствовать его формированию в нужном направлении.[35, c. 334]

 В выпускной квалификационной работе дипломантом был разработан Проект по поддержке незанятого трудоспособного населения, на примере города Нижнекамска. Предложенные мероприятия по обучению будут проводиться в специализированных учебных заведениях города. Направление будут получать из Центра занятости населения, финансироваться из бюджета муниципального образования.

С помощью Проекта по поддержке незанятого трудоспособного населения, путем переквалификации или получения дополнительного образования, возможно достижение эффективной занятости, которая способствует:

– увеличению доходов населения, обеспечение высокой покупательской способности граждан при снижении числа бедных семей;

– уменьшению социальной напряженности. Создание благоприятной среды для всех слоев общества;

– понижению девиантного поведения. При безработице создается атмосфера неуверенности в завтрашнем дне, вызывает состояние стресса у большого числа безработных, и может привести к употреблению наркотических средств, алкоголя. И в последствии к деградации личности и распаду семей.

Полная занятость — цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда имеется соответствующий уровень развития производительных сил и спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением.

Эффективная занятость – важнейшее условие социально-экономического благополучия стран, цель функционирования рынка труда, индикатор адаптивной способности рынка труда и населения к экономической трансформации.

Эффективной может считаться занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, развитие личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда. Таким образом, эффективную занятостьможно охарактеризовать с двух точек зрения:

– с экономической, как наиболее рациональное использование человеческого ресурса;

– с социальной, как наиболее полное соответствие интересам человека труда.

Вопросы трудоустройства безработных, профессиональной подготовки и переподготовки рассматриваются преимущественно как социально-экономические. [36, c. 118]

Эффективная занятость проявляется как на развитии экономики общества в целом, так и на жизнедеятельности отдельного человека и его семьи, разграничив их с позиции макроуровня и микроуровня, включая личность человека с его потребностями, интересами, способностями и возможностями.

На макроуровне:

– повышение валового национального продукта;

– сокращение мобильности рабочей силы;

– уменьшение объемов скрытой безработицы;

– рост престижа квалифицированного труда.

На микроуровне:

– рост материального достатка семей безработных;

– понижение девиантного поведения, депрессивных состояний, чувства неуверенности в будущем; сохранение квалификации.

Целесообразно рассмотреть и мобильность занятого населения как одно из важнейших условий эффективного использования занятого населения. В современную эпоху мобильность населения приобретает особо важное значение. И здесь речь должна идти не только о горизонтальной мобильности, имея в виду перемещение население по территории страны. Сегодня гораздо большее значение приобретает вертикальная мобильность, то есть повышение квалификации, профессиональный и служебный рост и так далее. Мобильность сегодня не только выступает инструментом необходимого производству распределения и перераспределения работников экономики по видам деятельности, но и выполняет определенные селективные функции, способствующие развитию экономики знаний.

Приобретение профессионально-квалификационных характеристик и их повышение представляет собой эффективный способ повышения производительности труда, но требующих значительных затрат времени и средств. В долгосрочной перспективе социально-экономического развития региона образовательная программа выполняет не только социальную задачу повышения культурно-образовательного уровня народа, но и экономическую – создание предпосылок роста производительности труда и снижения дефицита рабочей силы. [37, c. 44]

При создании совершенной программы обучения и переобучения, повышения квалификации для безработных, лиц, высвобождаемых из производства, из системы управления, из вооруженных сил.

Такой проект помог бы расширить возможности трудоустройства, повысить мобильность и производительность трудовых ресурсов, для чего необходимо организовать более широкое привлечение предприятий (при финансовой поддержке муниципального образования) к обучению и переобучению.

Чтобы такая программа осуществилась (хотя бы в значительной ее части), необходима очень четкая и слаженная работа службы занятости и муниципального образования.

§

Математико-статистическое обеспечение социологических исследований опирается на применении таких показателей как средняя арифметическая, мода, медиана, среднее квадратическое отклонение, коэффициент Джини и другие. Рассмотрим более подробно результаты применения этих и других показателей на один из важнейших вопросов нашего исследования, который касается дохода на одного человека в семье, претендующих на трудоустройство в Центре занятости населения.

Для нахождения значения средней арифметической взвешенной необходимо составить таблицу (1), поскольку постольку мы имеем интервальный ряд распределительные доходы на одного человека, то необходимо найти среднюю этого интервала и его взаимосвязь с численностью опрошенных.

Таблица 1 – Расчет основных показателей

Рассчитываем среднюю арифметическую взвешенную по формуле (1):

Нестандартная занятость и российский рынок труда  (1)

Расчет средней арифметической взвешенной показал, что средний доход на одного человека в семье безработного, претендующего на трудоустройство в Центре занятости населения, составляет 4215 рублей.

Однако известно, что средняя арифметическая дает лишь общее представление о доходах людей, поэтому особое значение имеет расчет средней структурной, то есть мода и медиана. Моду можно найти по формуле (2):

Нестандартная занятость и российский рынок труда = (2)

= 1000 (1500 Нестандартная занятость и российский рынок труда 33 Нестандартная занятость и российский рынок труда 33 (33-29))=2338 рублей

где Нестандартная занятость и российский рынок труда – начальная граница модального интервала;

h – величина интервала;

Нестандартная занятость и российский рынок труда – частота интервала, предшествующий модальному;

Нестандартная занятость и российский рынок труда – частота модального интервала;

Нестандартная занятость и российский рынок труда – частота интервала, следующего за модальным;

Значение моды показывает, что доход на одного человека у большинства опрошенных 33% составляет всего 2338 рублей.

Далее находим медиану по следующей формуле (3) и на основании исходных данных таблицы 1:

Нестандартная занятость и российский рынок труда = Нестандартная занятость и российский рынок трудаНестандартная занятость и российский рынок труда =3966 рублей (3)

где Нестандартная занятость и российский рынок труда – порядковый номер медианы;

Нестандартная занятость и российский рынок труда – накопленная частота до медианного интервала;

Нестандартная занятость и российский рынок труда – частота медианного интервала;

Расчет медианы показывает, что у 50% опрошенных доход на одного человека в семье составляет ниже 3966 рублей и, наоборот у 50% опрошенных доход на одного человека в семье составляет выше 3966 рублей.

В статистике доходов и расходов особое значение имеет расчет показателя коэффициента Джини, а также отражение кривой Лоренца.

Коэффициент Джини отражает степень неравномерности распределения доходов на одного человека.

Чем больше значение и ближе к единице, тем выше уровень неравномерности распределения доходов и наоборот чем ближе к нулю, тем выше уровень равномерности.

Его можно рассчитать по формуле (4):

Нестандартная занятость и российский рынок труда =

= (7347,05 – 3410,21) Нестандартная занятость и российский рынок труда 10000=0,394

Расчет коэффициента Джини показывает, что уровень неравномерности распределения населения носит приемлемый характер поскольку постольку он не приближается к нулю и не к единице.

В данном случае видно, что он составляет 0,394, то есть приближается к 0,5.

Далее рассчитываем основные показатели вариации, показывающих уровень отклонения доходов каждой категории опрошенных от средней арифметической.

В этой связи особое значение имеет расчет дисперсии, среднего квадратического отклонения и коэффициента вариации.

Для расчетов этих показателей необходимо составить таблицу (2)

Таблица 2 – Расчеты показателей

Нестандартная занятость и российский рынок труда

Дисперсию можно произвести по формуле (5):

Нестандартная занятость и российский рынок труда  (5)

Расчет дисперсии показывает, что она достигает значение в размере 4791275.

На основе дисперсии рассчитывают среднее квадратическое отклонение, так как данный показатель является квадратным корнем дисперсии по формуле (6):

Нестандартная занятость и российский рынок труда рублей (6)

Среднее квадратическое отклонение как показывает расчет составляет 2189 рублей, то есть доходы на одного человека различных категорий опрошенных отклоняются от средней арифметической в среднем на 2189 рублей.

Коэффициент вариации, вычисляется по формуле (7),как отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической составляет 52%, что говорит о высокой вариации доходов от средней арифметической.

Нестандартная занятость и российский рынок труда  (7)

Для определения уровня достоверности результатов статистического анализа опроса респондентов по выше указанному вопросу необходимо найти среднюю ошибку выборки.

Средняя ошибка находится по формуле (8):

Нестандартная занятость и российский рынок труда = Нестандартная занятость и российский рынок труда = Нестандартная занятость и российский рынок труда = 219 рублей (8)

Расчет средней ошибки показывает, что при расчете средних арифметических доходов на одного человека была совершена ошибка в размере 219 рублей или на уровень 5,2%. Расчет происходи по следующей формуле (9):

Нестандартная занятость и российский рынок труда =219 Нестандартная занятость и российский рынок труда (9)

Иными словами ошибка репрезентативности в данном случае составляет 5,2% это говорит о том, что в ходе реализации социологического исследования необходимо было опрашивать более чем 100 человек.

Для того чтобы получить более реальную картину о доходах на одного человека в семье безработного, претендующего на трудоустройство в Центре занятости.

В результате статистического анализа более наглядно можно увидеть в таблице (3).

Таблица 3 – Значения показателей

Правовое обеспечение

В процессе написания дипломной работы проводился анализ нормативно-правовой документации с целью дальнейшего использования в процессе подготовки выпускной квалификационной работы. При написании, выпускной квалификационной работы, было использовано много нормативно-правовых законов и актов, основными из которых были: Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 25.07.2002 №116-ФЗ, Трудовой кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №201-ФЗ.

Деятельность различных учреждений и организаций по осуществлению политики занятости регламентируется Законодательством Российской Федерации. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» – один из основных элементов, составная часть законодательства Российской Федерации о занятости населения. Он определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав гражданина на труд и социальную защиту от безработицы.

В рамках правового обеспечения выпускной квалификационной работы были использованы, проанализированы и изучены:

– Конституция Российской Федерации, статья 37 – основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемой на всей территории Российской Федерации, предусматривает право граждан на свободный труд, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Конституция Республики Татарстан – основной закон республики, предусматривает такие же положения, что и Конституция Российской Федерации.

Закон о занятости населения в Российской Федерации определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Нормативно-правовая документация Российской Федерации, в том числе:

Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст.1915; 1998, № 30, ст. 3613; 1999, № 18, ст. 2211; № 29, ст. 3696; № 47, ст. 5613; 2000, № 33, ст. 3348; 2001, № 53, ст. 5024; 2002, № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 160; № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607);

Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2901);

постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 17, ст. 2009; 1999, № 29, ст. 3748; № 46, ст. 5573; 2005, № 7, ст. 560);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 29, ст. 3533; 1999, № 47, ст. 5707; 2003, № 52, ст. 5069; 2005, № 7, ст. 560).

Указанные выше нормативно-правовые акты рассчитаны в зависимости от сроков исполнения на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочные перспективы.

В них включены основные положения, реализация которых направлена на достижение целей, содержащихся в Программе муниципального образования по поддержке незанятого трудоспособного населения, направленную на обеспечение содействия занятости населения.

Таким образом, в Российской Федерации создается правовая структура управления трудовыми ресурсами, призванная защищать интересы общества в праве на свободный труд, право свободно распоряжаться своими способностями к труду и социальную защиту от безработицы. [38, c.134]

Социологическое обеспечение

§

Управление трудовыми ресурсами и занятостью населения принадлежит к одной из приоритетных задач в сфере муниципального управления.

Среди наиболее актуальных проблем, реализуемых в практике Центром занятости населения, следует выделить такие, как: оказание адресной поддержки гражданам, особо нуждающимся в социальной защите; совершенствование системы регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг; организация профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных граждан и высвобождаемых работников.

Обеспечение рационального использования трудовых ресурсов во всех регионах страны составляет одну из важнейших задач социально-экономического развития хозяйственного комплекса России. Для ее решения требуется объективная оценка трудовых ресурсов, которыми располагает общество, потребностей хозяйственного комплекса в рабочей силе и путей наиболее эффективного и полного использования трудовых ресурсов в стране и регионах исходя из интересов всего общества.

Главной производительной силой развития общественного производства выступает та часть населения, которая обладает совокупностью физических и духовных способностей, позволяющих ему трудиться. Трудоспособное население — это часть населения, ограниченная определенными возрастными рамками. Безработными считаются трудоспособные граждане, постоянно проживающие на определенной территории, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях и не проходящие военной службы. Статистические данные о численности безработных охватывают лиц, зарегистрированных в органах государственной службы занятости. Границы трудоспособного возраста носят подвижный характер и определяются социально-экономическими условиями и физиологическими особенностями развития человека. Решающую роль в формировании границ трудоспособного возраста населения играют социально-экономические условия. Максимальная возрастная граница соответствует физиологическому пределу участия старших возрастов в трудовой деятельности, предусмотренному законом о пенсионном обеспечении. Начальная граница определяется физиологическим развитием молодежи, ее знаниями, уровнем образования, продолжительностью обучения.

Таким образом, формирование возрастных границ трудоспособного населения определяется объективными условиями не только физиологического развития людей, но и прежде всего общественными отношениями, и это в значительной степени отражается на формировании демографической структуры трудоспособного населения, на его размещении по территории страны. [39, c. 26]

Объектом исследования является незанятое трудоспособное население муниципального образования города Нижнекамска, состоящее на учете в Центре занятости населения.

Предмет исследования – причины не трудоустройства незанятого трудоспособного населения, состоящего на учете в Центре занятости населения.

Целью исследования является выявление наиболее значимых способов и методов управления трудовыми ресурсами и занятостью в муниципальном образовании на примере города Нижнекамск.

Методом социологического исследования является: сбор первичной социологической информации, при помощи анкеты (индивидуальное анкетирование).

Инструментарий: анкета, вопросы анкеты предложены в Приложении Л.

Логическая структура инструментария сбора социологической информации представлена в Приложении М.5. Рабочий план исследования представлен в Приложении Н.6.

Генеральная совокупность1402 человека.

В рамках социологического исследования достаточной является выборка 100 человек.

k = N/n

где k – шаг;

N – генеральная совокупность;

n – выборка

k = 1402 человека / 100 = 14

т.е. в ходе исследования был опрошен каждый 14 человек.

Гипотеза. Среди незанятого трудоспособного населения в основном преобладают граждане, которые в силу различных обстоятельств долгое время не работали по своей специальности. Смена профессии для незанятого трудоспособного населения – явление весьма болезненное и сложное.

Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:

 – выявить социальные установки незанятого трудоспособного населения;

 – определить их жизненные стратегии;

 – выявить причины, сдерживающие активность незанятого трудоспособного населения состоящих на учете в Центре занятости населения;

 – получить данные о социально-демографических характеристиках и экономическом положении незанятого трудоспособного населения.

Логический анализ основных понятий:

В соответствии с целью исследования, логическому анализу подлежат понятия:

Трудовые ресурсы – это часть населения страны, представленная физическими лицами, которые обладают необходимыми физическими и умственными способностями, профессиональной подготовкой и квалификацией для работы в общественном производстве.

Безработица – сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения, незанятая в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мести лишается вследствие этого заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни.

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

Экономически активное население – лица трудоспособного возраста, участвующие в общественном производстве.

Экономически пассивное население – лица, не причисленные к экономически активному населению, но занятые полезной деятельностью и лица, не желающие участвовать в общественном производстве.

Компьютерное обеспечение

Компьютерные и информационные технологии проникают во все сферы деятельности человека, в том числе, и в научную. Поэтому в рамках компьютерного обеспечения работы были использованы возможности программ компьютера.

Возможности интегрированного офисного пакета Microsoft Word – составная часть офисного пакета – позволил вводить, выводить, редактировать, форматировать, импортировать текстовые файлы, осуществлять автоматическую орфографическую и грамматическую проверку текста, автоматизировать процесс форматирования документов. Печатание текста в шаблоне дало возможность набрать текст уже в заданных параметрах (поля страницы, шрифт, размер шрифта, межстрочный интервал, оформление названий таблиц и рисунков и многое другое) в соответствии с методикой оформления выпускной квалификационной работы.

С помощью табличного процессора Microsoft Excel, входящего в стандартную версию набора Microsoft Office 2003 представляют собой мощную систему с графическим интерфейсом, оперативной подсказкой, мастером диаграмм, встроенным языком программирования, а также в программе имеется 400 математических, статистических и других функций. С помощью данного пакета были построены приложенные таблицы и различные диаграммы. И простое построение последних, а также их форматирование – перемещение, изменение размера, цвета, шрифта представляется возможным благодаря имеющейся в Excel программе-подсказчику и путеводителю – мастеру диаграмм.

Для правового анализа исследуемой темы использовалась справочная правовая система «Гарант» – это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные документы, позволяющий специалисту работать с этим массивом, производить поиск конкретных документов, выводить информацию на печать.

Комплект «Гарант max» содержит федеральное законодательство плюс законодательство одного региона, более 140 тысяч документов. Вся нормативно-правовая база, используемая в выпускной квалификационной работе, была получена с помощью справочных правовых систем Гарант и Консультант Плюс: Версия Проф и Выпуск Татарстан, содержащих законодательные акты Российской Федерации и Республики Татарстан и комментарии к ним.

Сканированная документация обрабатывалась программой Fine Reader 7.0, компании ABBYY Software Ltd – омнифонтовая система оптического распознавания текстов, позволяющая распознавать тексты, набранные практически любыми шрифтами, без предварительного обучения. Особенностью программы Fine Reader является высокая точность распознавания и малая чувствительность к дефектам печати, что достигается благодаря применению технологии “целостного целенаправленного адаптивного распознавания”.

При создании ВКР использовался самый массовый и оперативный источник информации – Интернет. В глобальной сети Интернет размещены «электронные» варианты литературы, журналов и газет, которые использовались в процессе работе. Вход в глобальную сеть и работа с документацией производилась с помощью программы Internet Explorer, компании Microsoft.

Обозреватель Internet Explorer упрощает как поиск новой информации в Интернете, так и просмотр избранных веб-узлов. Встроенная технология IntelliSense экономит время, взяв на себя выполнение некоторых стандартных операций, например, автоматически заполняя поля для веб-адресов и формы для пользователя, а также автоматически определяя состояние сети и соединения.

Глобальная компьютерная сеть Internet, предоставляющая возможность общения, передачи и поиска необходимой информации по всему миру. С помощью браузера Microsoft Internet Explorer можно получить доступ ко всем ресурсам Интернета, будь то электронная почта, хранилища файлов, веб-странички, базы данных или другое.

 Использование здесь поисковых систем Yandex, Rambler и Apport позволило определить направление исследовательской работы, осуществить подборку материала.

Для оформления слайдов на презентацию работы была использована программа Microsoft Office Power Point. Программа позволяющая подготовить доклады в виде слайдов на экране компьютера, для собраний и совещаний и создавать веб-страницу. [40, c. 123]

Таким образом, компьютерные и информационные технологии позволяют расширить возможность доступа к информационным ресурсам, значительно упрощают труд по оформлению выпускной квалификационной работы и насыщают ее графическим содержанием.

Заключение

На основании исследования, можно сделать следующие выводы. Рассмотрев основные теоретико-методологические подходы к проблеме занятости и безработицы, сложившиеся в русле экономической парадигмы, можно сделать следующий вывод. В марксистской и кейнсианской концепции рынка труда факт безработицы рассматривался как «неизбежная безработица» и «вынужденное» явление, то есть обусловленное внешними общественными причинами. В неоклассической же и монетаристской концепциях безработица рассматривается как «добровольное» и «естественное» явление, то есть здесь подчеркиваются причины личностного начала. Обобщая отмеченные подходы можно определить занятость, во-первых, как экономическую категорию, существующую во всех общественных формациях. Во-вторых, это совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием людей в хозяйственной деятельности.

Ни один из рассматриваемых подходов в отдельности не характеризует в полном объеме ни явление безработицы, ни явление занятости, да и все они вместе взятые не охватывают всех проблем рынка труда и рабочей силы. Новые подходы и идеи теперь уже рассматриваются в рамках социальной (социально-экономической) парадигмы, которая не столько отрицает экономический подход, сколько развивает его. [41, c. 24]

Для достижения более полной и эффективной занятости населения как в стране в целом, так и в отдельных регионах и муниципальных образованиях необходимо четкое разграничение функций между ними. Основными направлениями деятельности служб занятости населения являются: подбор подходящей работы с помощью компьютерных банков вакансий, интенсивный поиск вариантов занятости в первые 10 дней с момента обращения в службу занятости до признания обратившегося безработным, использование групповых форм работы с гражданами, совершенствование информационного обслуживания населения. Наряду с вышеперечисленным службы занятости осуществляют работу по приему безработных граждан, их регистрации в целях оказания им содействия в трудоустройстве, признанию их безработными, назначению, выплате пособий по безработице, оказанию материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей; организуют профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан; осуществляют специальные мероприятия, способствующие обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, такие как разработка региональных программ содействия занятости инвалидов, молодежи и женщин, организация общественных работ, работы по созданию дополнительных рабочих мест для инвалидов и молодежи. [42, c. 332]

Правовую основу деятельности местного самоуправления в сферах занятости составляют нормативные и правовые акты, которые по уровню разработки и принятия можно разделить на три группы.

К первой группеотносятся правовые акты федерального уровня. Среди них можно выделить законодательные акты «общего плана», закрепляющие начала и основные принципы местного самоуправления и порядок взаимодействия его органов с органами государственного управления, различными государственными службами и отдельными учреждениями, организациями и предприятиями.

Вторую группуправовых актов образуют документы, принимаемые на уровне субъекта Федерации. Это конституции (уставы) субъектов Федерации, законы и постановления администраций, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации по вопросам местного самоуправления

Третью группуобразуют правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления – это уставы муниципальных образований, постановления и распоряжения их представительных и исполнительных органов и отдельных должностных лиц. [43, c. 34]

Взаимодействие между уровнями управления и сфере занятости регламентируется федеральными нормативными актами, определяющими источники и порядок формирования муниципальных внебюджетных фондов и их отношения с вышестоящими фондами, регламентирующими деятельность центров занятости и критерии отнесения муниципальных образований к категории «кризисных» по состоянию рынка труда.

Служба занятости, действуя в установленных законом рамках, осуществляет комплексное регулирование занятости населения. Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и является организационно самостоятельной службой на территории РФ. Территориальные органы службы занятости являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления Органы занятости совместно с органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления разрабатывают и осуществляют государственную политику занятости населения, проводят всю необходимую работу по ее реализации. [44, c. 1]

Целью деятельности территориальной службы занятости населения является обеспечение реализации государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей того или иного региона. Исходя из цели, задачи службы занятости населения включают в себя: трудоустройство, предоставление консультаций и информации о рынке труда гражданам, ищущим работу, а также оказание ряда других услуг, включая осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению служб занятости населения, оказание психологической, материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании. [45, c. 337]

Сфера занятости является одной из главных сфер жизнедеятельности человека, важнейшим сегментом социально-экономического развития общества. В ней формируется большая часть доходов населения, закладываются основы материального благосостояния семей, реализуются важнейшие потребности и интересы индивидов, социальных групп, общностей.

В последние годы акценты в проведении политики содействия занятости все больше переносится на территориальный, муниципальный уровень, набор инструментов государства в регулировании занятости сужает. Регулирующим инструментом проведения политики занятости является региональные и муниципальные программы содействия занятости населения. В рамках реализации этих программ разрабатываются подпрограммы активных и пассивных мер помощи безработным, определению профиля подготовки кадров в учреждениях профессионального образования и прочие

Проведенный анализ показывает, что в республике Татарстан с каждым годом увеличивается количество граждан, обращающихся за содействием в службу занятости. Также возрастает количество обращений в центры занятости населения пенсионеров по инвалидности. При этом уровень общей безработицы снизился от численности экономически активного населения.

В муниципальном образовании Нижнекамский муниципальный район количество безработных, обратившихся в Центр занятости, увеличилось к началу 2007 года по сравнению с 2004 годом.

Социологическое исследование свидетельствует, в службы занятости прежде всего обращаются те безработные, которые как правило, владеют одной специальностью, длительное время не повышали свою квалификацию, не знают основ рыночной экономики рынка труд, новых профессиональных требований, некоммуникативны, не имеют навыков самообразования и нередко находятся в состоянии психологического стресса. Что касается молодежи, то здесь прибавляются отсутствие опыта, низкий профессионализм, снижение уровня образования.

Несмотря на различные модификации структур служб занятости в различных странах, все они в той или иной степени исповедуют принцип «вертикали», укладывая все «модификации» в соотношении «центр-периферия». Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта: работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы), и государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть).

Можно отметить три основных момента: во-первых, структура служб занятости во всех странах достаточно сходна, в том числе и в России, имея вертикальную структуру; во-вторых, имея определенную самостоятельность и независимость, служба занятости, тем не менее, находится под сильным влиянием и контролем государства, и, в третьих, ей все чаще приходится конкурировать и координировать свою работу с частными учреждениями, занимающимися подбором кадров, создающими информационные банки вакансий и другими агентствами, занимающимися устройством на работу.

Опыт, накопленный зарубежной службой занятости, необходим России. И разумеется, очень важно знать и понимать, как становится и развивается сегодня служба занятости Российской Федерации. [46, c. 432]

Экономическая основа трудовых отношений в нашей стране за последние полтора десятилетия претерпела серьезную трансформацию. Изменились и сами трудовые отношения. В частности, возросла роль таких форм занятости, которые ранее либо запрещались, либо находились в зачаточном состоянии. В этом смысле российский рынок труда начинает все больше напоминать рынки труда развитых индустриальных стран.

Стандартной обычно считается занятость по найму в режиме полного рабочего дня на основе бессрочного трудового договора на предприятии или в организации под непосредственным руководством работодателя или назначенных им менеджеров. В большинстве развитых стран такой стандарт закреплен законодательно. Наоборот, все формы занятости, отклоняющиеся от него, включая самозанятость, могут рассматриваться как нестандартные. Большую роль сыграли демографические сдвиги в структуре рабочей силы развитых стран. Массовый выход на рынок труда замужних женщин, пенсионеров и студентов привел к расширению предложения «нестандартного» труда, создав тем самым значительный спрос на рабочие места с сокращенным рабочим временем и гибким графиком работы. При этом «нестандартная» рабочая сила, заинтересованная в дополнительном доходе, не требовала ни законодательных гарантий занятости, ни дополнительных благ, изначально рассматривая свое участие в экономике как нечто второстепенное. [47, c. 212]

Важное значение имеет уровень образования и профессиональной подготовки населения. Почти половина безработных имеют среднее специальное или начальное профессиональное образование, что соответствует среднему уровню образования безработных. Это лишний раз подчеркивает актуальность проблемы квалифицированных рабочих кадров на российском рынке труда.

Полученные расчеты не дают оснований говорить и о существенном улучшении положения лиц с высшим и средним специальным образованием.

Вопросы обучения безработных новым профессиям, специальностям, равно как и вопросы повышения их квалификации, становятся особенно актуальными, и в связи с ухудшением состояния экономики страны отчетливо выявляется тенденция сворачивания предприятиями системы профессионального обучения, упразднения образовательных структур, ведающих профессиональным обучением работников. Разумеется, такой подход ведет к резкому сокращению численности обучаемых и прежде всего молодежи. Количество рабочих, прошедших подготовку, переподготовку или обучение впервые, уменьшилось вдвое.

Дело в том, что люди, оказывающиеся безработными, часто теряют работу потому, что работодателей больше не устраивает уровень их квалификации, подготовки, а также по причине невостребованности их профессий и специальностей на рынке труда.

Возникает проблема не только трудоустройства безработных, но и резкого повышения потенциала их конкурентоспособности на рынке рабочей силы.

Рынок профессий во многом зависит от уровня развития экономики, ее технической и технологической оснащенности, экономичного положения страны в тот или иной отрезок времени. Он в сущности своей подвижен, возникают и исчезают определенные профессии, но остается тенденция, присущая группе развитых экономик, тенденция исчезновения и роста определенных профессий, которая при достаточной научной проработке может помочь составить картину рынка профессий на ближайшее будущее, а тем самым способствовать его формированию в нужном направлении. [48, c. 345]

Вынужденная смена профессии – явление весьма болезненное и сложное. Переход от одной деятельности к другой осложняется тем, что имевшиеся навыки и оказываются ненужными, что весьма нерационально, ибо ведет к значительным потерям, которые болезненно переживаются человеком. К смене профессии человек должен быть психологически подготовлен. Психологическая готовность к смене профессии должна базироваться на информационности о потребностях в кадрах и специалистах на местном рынке труда, о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда и о проблемах трудоустройства различных сферах деятельности, о перспективности выбранной профессии на рынке труда. Важным компонентом психологической готовности к смене профессии является освоение техники самоопределения (определение целей поиска работы, создание собственного позитивного имиджа, обучение способам саморекламы для успешного трудоустройства и так далее).

Приобретение профессионально-квалификационных характеристик и их повышение представляет собой эффективный способ повышения производительности труда, но требующих значительных затрат времени и средств. В долгосрочной перспективе социально-экономического развития региона образовательная программа выполняет не только социальную задачу повышения культурно-образовательного уровня народа, но и экономическую – создание предпосылок роста производительности труда и снижения дефицита рабочей силы. [49, c. 79]

Такая программа помогла бы расширить возможности трудоустройства, повысить мобильность и производительность трудовых ресурсов, для чего необходимо организовать более широкое привлечение предприятий (при финансовой поддержке муниципального образования) к обучению и переобучению.

Чтобы такой проект осуществился (хотя бы в значительной ее части), необходима очень четкая и слаженная работа службы занятости и муниципального образования. [50, c. 129]

§

1 Рофе, А. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда / А. Рофе, Б. Зобченко, В. Ильин. – М. : Наука, 1997. – 85 с.

2 Семенов, А. Принципы и механизмы создания рабочих мест // Экономист. – 2002. -№2. – с.40-47.

3 Бреев, Б. О качестве занятости населения России // Общество и экономика. – 2005. – №7-8. – с. 305-325.

4 Ромашов, О.В. Социология труда: учебное пособие / О.В. Ромашова. – М. : Гардарики, 2001. – 320 с.

5 Агабекян, Р.Л. Современные теории занятости : учебное пособие для вузов / Р. Л. Агабекян, Г.А. Авагян. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 190 с.

6 Шлендер, П.Э. Экономика труда : учебник / под ред проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. – М. : Юристъ, 2003. – 592 с.

7 Орешин, В.П. Управление региональной экономикой : учебное пособие / В.П. Орешина Л.В. Потапова. – М. : ТЕИС, 2003. – 330 с.

8 Иванова, В.Н. Управление занятостью населения на местном уровне: учебное пособие / В.Н. Ивановой, Т.И. Безденежных. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 192 с.

9 Зотов, В.Б. Муниципальное управление : учебник для вузов / В.Б. Зотова, З.М. Макашева. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 279 с.

10 Выборнова, В.В. Муниципалитеты управляют занятостью / В.В. Выборнова, Е.А. Дунаева // Трудовое право. – 2006. – № 4. – с. 54.

11 Скутнева, С.В. Социально-правовые аспекты проблем занятости // Социологические исследования. – 2006. – № 10. – с. 88-90.

12 Авраамова, Е.М. Правовое регулирование на российском рынке труда / Е.М. Авраамова, Ю.Б. Вернаховская // Вопросы экономики. – 2006. – № 4. – с. 37-41.

13 Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: учебник для вузов / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокин. – М. : ЮНИТИ, 2001. – 407 с.

14 Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики : учебное пособие / С.Г. Капканщиков. – М. : КНОРУС, 2006. – 352 с.

15 Волгин, Н.А. Социальная политика : учебник / под общ. ред. Н.А. Волгина. – М. : Издательство «Экзамен», 2002. – 736 с.

16 Бочарова, И. Программы содействия занятости // Экономист. – 2005. – №5. – с. 77-84.

17 Трудовой кодекс Российской Федерации. – М. : Омега-Л, 2005. – с. 183.

18 Кузьминова, Т.В. Исследование феномена безработицы отечественной наукой // Социологические исследования. – 2003. – № 7. – с. 145-147.

19 Морозова, Т.Г. Региональная экономика : учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.П. Поляк и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 519 с.

20 Колосницына, М.Г. Экономика труда : учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов / М.Г. Колосницына. – М. : ИКЦ «Академкнига», 2003. – 240 с.

21 Рудык, Э. Управление трудом в России: к вопросу о применимости японского опыта // Российский экономический журнал. – 2002. – №1. – с. 48-57.

22 Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов / Б.М. Генкин. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 412 с.

23 Боровик, В.С. Занятость населения : учебное пособие / В.С. Боровик, Е.Е. Ермакова, В.А. Похвощев. – Ростов-на-Дону: «Феликс», 2001. – 320 с.

24 Темникова, М. Хорошую работу без блата не найти? // Ленинская правда. – 24 января 2006. – №13. – с.1.

25 Четвернина, Т. Российская система защиты от безработицы в контексте мирового опыта // Вопрсы экономики. – 2002. – №11. – с. 59-76.

27 Буланов, В.С. Рынок труда : учебник / Под ред. проф В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М. : «Экзамен», 2000. – 448 с.

28 Гимпельсон, В. Нестандартная занятость и российский рынок труда / В. Гимпельсон, Р. Капелюшников // Вопросы экономики. – 2006. – №1. – с. 122-144.

29 Капелюшников, Р. Российская модель рынка труда: что впереди? // Вопросы экономики. – 2003. – №4. – с. 83-100.

30 Комлев, Ю.Ю. Исследование неформальной занятости методом выборочного социологического опроса / Ю.Ю. Комлев, О.М. Краснова // Экономический вестник Республики Татарстан. – 2002. – №3. – с. 45-48.

31 Барсукова, С.Ю. Формальное и неформальное трудоустройство, парадоксальное сходство на фоне очевидного различия // Социологические исследования. – 2003. – № 7. – с. 129-131.

32 Удальцова, М.В. Социально-трудовые ожидания незанятых людей и их отношение к самостоятельной занятости / М.В. Удальцова, Н.М. Вольская // Социологические исследования. – 2003. – № 7. – с. 132-135.

33 Сараев, А. Формирование трудовых ресурсов и занятости // Экономист. – 2001. – №10. – с. 72-77.

34 Степанова, М.В. Региональная экономика : учебное пособие. – М. : ИНФРА-М, Изд-во Рос. экон. акад., 2002. – 463 с.

35 Жеребин, В.Б. Уровень жизни населения / В.М. Жеребин, А.Н. Романов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 592 с.

36 Вертешев, С.М. Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности (учебно-методическое пособие) / под рук. д.т.н. проф. С.М. Вертешева, проф. Рохчина В.Е. – СПб : Издательство СПб ГПУ, 2003. – 320 с.

37 Козина, И.М. Трудовые практики иностранных рабочих в России / И.М. Козина, М.В. Карелина, Т.А. Металина // Социологические исследования. – 2005. – № 3. – с. 44-46.

38 Шуклин, И.Н. Экономика и социология труда : учебное пособие / И.Н. Шуклин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Киров ВятГУ, 2001. – 212 с.

39 Ворожейкин, И.Е. Управление социальным развитием организации : учебник / И.Е. Ворожейкин. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 176 с.

40 Фигурнов, В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс / Под ред. В.Э. Фигурнова. – М. : ИНФРА – М, 2004. – 480 с.

41 Старовойтова, Л.Н. Занятость населения и ее регулирование : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Н. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева. – М.: Изд. центр Академия, 2001. – 192 с.

42 Кнорринг, В.И. Основы государственного и муниципального управления : учебник / В.И. Кнорринг. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 416 с.

43 Вишневская, Н. Реформа законодательства о защите занятости и рынок труда // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – №10. – с.34-42.

44 Шамова, А. Как насчет работы? // Ленинская правда. – 14 февраля 2006. – №28. – с.1.

45 О Салливан, А. Экономика города / А. О Салливан. – 4-е изд. : пер. с англ. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 706 с.

46 Винокуров, М.А. Экономика труда / Под ред. М.А. Винокурова, Н.А. Горелова. – СПб. : Питер, 2004. – 656 с.

47 Гимпельсон, В.Е. Нестандартная занятость в российской экономике / под ред. В.Е. Гимпельсона и Р.И. Капелюшникова. – Госуд. Ун-т –Высшая школа экономики. – М. : Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. – 400 с.

48 Труды социально-экономического факультета: исследования и приоритеты в науке и образовании 2003 (в двух книгах) / Казанский государственный технологический университет, Казань, 2003. – 532 с. Кн. 2

49 Флоринская, Ю.Ф. Трудовая миграция из малых российских городов как способ выживания // Социологические исследования. – 2006. – № 6. – с. 79-82.

50 Ильин, С.П. Рынок рабочих мест для социально не защищенных категорий населения // ЭКО. – 2005. – №12. – с. 128-135.

51 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ.

52 Закон о занятости населения в Российской Федерации от 25.07.2002 №116-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *