Мораль согласно теории морального развития Кольберга – Журнал Амром

Что такое моральные качества

Моральные качества тесно связаны с понятиями добра и зла. Определенные действия в конкретном обществе считаются положительными, другие – отрицательными. Любой человек должен уметь нести ответственность за свои поступки, и моральные качества являются ориентирами, указывающими на направление, в котором стоит двигаться, а чего делать не следует.

Основные моральные качества

Качества мужчины — плохие и хорошие черты характера, что воспитывать в себе

Деление качеств на хорошие и плохие является лишь условным. Одна и та же характеристика считается полезной или вредной в зависимости от ситуации. Например, рассудительность может перерастать в нерешительность. Бесконфликтность может перерастать в слабохарактерность.

Высокая мораль?

Вот как я люблю отлынивать от работы! Твердо решила с утра бросаться на работу, не глядя по сторонам. Но все же пробежалась по комментариям и нашла там ссылку:

http://www.philosophyexperiments.com/moralityplay/Default.aspx

Среди прочих там имеется тест на уровень чего? “Моральной устойчисовсти?” Это в советском союзе, помню, было такое выражение, я не всегда понимала, что именно оно означает. Но говорили его часто.

В общем – сделала я тест, а потом уперлась в результат…
На то, чтобы понять вопросы из теста, моего английского как раз хорошо хватило. А над ответом я что-то задумалась. И вот не пойму – я о нем задумалась из-за того, что я тут уже упираюсь в пределы своего знаний английского? Или я действительно не очень понимаю, что здесь “хорошо” или “плохо”?

Собственно, в большой степени я уже разбилась о первую фразу (в ней я тут же встретила незнакомое ключевое слово, за которых пришлось сбегать в словарь):
Moral frameworks can be more or less parsimonious.
Моральные представления могут быть более или менее… узкими? Зависимыми от разных обстоятельств?

Гибкие материалы:  Блог

Я вот тут покажу весь текст, который оно выдало, вместе с моим результатом.

(Мой результат – 58%)

Moral frameworks can be more or less parsimonious. That is to say, they can employ a wide range of principles, which vary in their application according to circumstances (less parsimonious) or they can employ a small range of principles which apply across a wide range of circumstances without modification (more parsimonious). An example might make this clear. Let’s assume that we are committed to the principle that it is a good to reduce suffering. The test of moral parsimony is to see whether this principle is applied simply and without modification or qualification in a number of different circumstances. Supposing, for example, we find that in otherwise identical circumstances, the principle is applied differently if the suffering person is from a different country to our own. This suggests a lack of moral parsimony because a factor which could be taken to be morally irrelevant in an alternative moral framework is here taken to be morally relevant.

How To Interpret Your Score

The higher your percentage score the more parsimonious your moral framework. In other words, a high score is suggestive of a moral framework that comprises a minimal number of moral principles that apply across a range of circumstances and acts. What is a high score? As a rule of thumb, any score above 75% should be considered indicative of a parsimonious moral framework. However, perhaps a better way to think about this is to see how your score compares to other people’s scores. In this respect, your score of 58% is not significantly different than the average score of 61%. This suggests that you have utilised an average number of moral principles in order to make judgements about the scenarios presented in this test, and that you have tended to judge similar aspects of the acts and circumstances depicted here to be morally relevant as other people.

Moral Parsimony – Good Or Bad?

We make no judgement about whether moral parsimony is a good or bad thing. Some people will think that on balance it is a good thing and that we should strive to minimise the number of moral principles that form our moral frameworks. Others will suspect that moral parsimony is likely to render moral frameworks simplistic and that an overly parsimonious moral framework will leave us unable to deal with the complexity of real circumstances and acts. We’ll leave it up to you to decide who is right.

***

Что оно мне хочет сказать? Что мои моральные рамки менее “узкие” или “строгие”, чем у большинства? (Хоть и отдалилась я от середины не так далеко.) Если я их правильно поняла, то этот результат означает, что для меня в немалой степени имеют значение обстоятельства, при принятии решения, что в данном случае было бы наиболее правильным с точки зрения морали. Я не отрицаю этот факт: для меня есть разница, о ком идет речь – об ком-то из узкого круга семьи, или о совершенно чужих людях с другого конца света. В разумных пределах, конечно, но все же это не безразлично. Правда много там было вопросов, на которые я отвечала одинаково, независимо от чисел и обстоятельств. Например, я не посчитала бы своим моральным долгом убить кого-то ради спасения кого-то, независимо от того, сколько там людей на обеих сторонах, и что это за люди. Потому что я в принципе считаю себя не в праве принимать решение убить хоть одного. Это для меня абсолютная истина – я никого убивать не должна, и решать, кого убить, меня никто правом не наделял, я не являюсь верховным судьей в стране, где есть смертная казнь. Соотвественно вопрос исчерпан. Убивать нельзя независимо от обстоятельств.

А вот в других вопросах я спотыкаюсь. Например, там встречаются очень похожие вопросы с несколько разными обстоятельствами. И вообще, я заметила, что спотыкаюсь в вопросе, на кого и в какой ситуации нужно пойти и пожаловаться (фактически донести). Вот человек совершил преступление, и я об этом знаю. Должна ли я пойти и по собственной инициативе на него нажаловаться властям или другим, кто примет меры? Если он что-то украл? А если из-за него человек очень сильно пострадал? А если преступник – близкий мне человек? Чем менее тяжелое преступление, и чем ближе мне человек, тем больше чувство лояльности склоняет меня к тому, чтобы попытаться обсудить с ним этот вопрос без привлечения властей, дав ему шанс может быть как-то иначе уладить вопрос. Тут мне обстоятельства важны.

В результате я так и не поняла, хорошо это, или плохо, что мои представления о “хорошо” и “плохо” на целых три процента больше гнутся, чем у большинства, в зависимости от обстоятельств. :-)))
Но тест пройти было занятно. Так же мне показалось интересным, как я легко и быстро пробежала мимо многих вопросов, смело нажав “я тут никому ничего не должна”. Четко понимая, что лет 15 назад я бы ответила иначе. Синдром спасателя и идея о том, что я могу и должна переделать всех вокруг – успешно пролечены.

Качества человека: список

Нравственность и мораль пересекаются, образуя единую систему качеств. К этой категории можно отнести нравственный блок:

  • любовь к людям;
  • уважение к окружающим;
  • преданность (верность);
  • бескорыстное начало (мотивация к действию, обусловленная благими намерениями, а не потенциальной выгодой);
  • духовность (соединение нравственности и религиозности).

И моральный блок:

  • чувство долга;
  • ответственность;
  • честь;
  • совесть;
  • стремление к справедливости;
  • достоинство.

Помимо положительных нравственно моральных качеств есть и отрицательные: злость, зависть, лживость и т.д.

Если уровень нравственности в обществе низкий, со временем отрицательные поступки и качества становятся для общества приемлемыми и предпочтительными, а затем внушаются молодым поколениям как действующая норма.

Подмена понятий происходит очень быстро и отследить динамику можно даже на примере детей и их родителей.

Положительное нравственное качество признается таковым на уровне целых сообществ. И такие универсальные качества выступают гарантом того, что их обладатель будет идентифицирован как человек нравственный и воспитанный.

Наиболее высоко в современном обществе ценятся ответственность, гуманность, открытость, искренность, дисциплинированность, верность, коллективизм, тактичность, трудолюбие, усердие, чистоплотность.

Высокие нравственные качества — это те качества, которые находятся в «положительном» полюсе в данном обществе/культуре.

Но в некоторых случаях «высокими» нарекают те качества, которые продиктованы не столько необходимостью успешно интегрироваться в общество, сколько глубокими и искренними чувствами отдельно взятого индивида. К этой категории относится патриотизм, целомудрие, абсолютный гуманизм.

Мораль — штука гибкая.

Попалась на глаза – похвалили. Проходит мимо – обняли. Ужинаете – подложили ей кусочек сыра/колбаски/любой еды. Это, понимаете, не совсем ей еда, это для ее пра-пра-пра-матери. Она может даже ее не есть сейчас, но древняя самочья сущность получит еще один повод не дергаться: “С нами делятся едой, с голоду мы с детьми не помрем, по крайней мере не сегодня”.

Да, на всякий случай: это все о нормальных (ну, более-менее) людях. Психиатрия, включая депрессию, тревожные состояния, когнитивные дефекты, неврозы – это все к специалисту.

Мораль по кольбергу: 6 этапов морального развития

Уровень I
доконвенциональная мораль
Уровень II
конвенциональная мораль
Уровень III
постконвенциональная мораль
Этап 1:
послушание и наказание
Этап 3:
хорошие межличностные отношения
Этап 5:
общественный договор и права личности
Этап 2:
индивидуализм и обмен
Этап 4:
социальный порядок
Этап 6:
универсальные принципы

Негативные качества

По аналогии с позитивными качествами негативными считаются те черты личности, которые вредят ей и окружающим. Многие из них – противоположность положительных сторон: транжирство, нерешительность, черствость, лживость и другие. Вот еще некоторые негативные качества:

  1. Неадекватный карьеризм. Тот случай, когда чрезмерная целеустремленность оказывает негативное воздействие на других людей.
  2. Агрессивность. Когда человек не умеет грамотно перенаправлять негативные эмоции, нанося ущерб окружающим.
  3. Безответственность – бездумное совершение поступков, имеющее заведомо негативные последствия.
  4. Паразитирование – когда человек берет ресурсы другого лица, не давая ничего взамен.
  5. Взяточничество.

Нравственность в современном обществе

Некоторые ученые полагают, что мораль и нравственность противоречат животной человеческой природе, чрезмерно ограничивая ее. Но на самом деле, именно они определяют нас как цивилизованное общество.

Без нравственности люди по-прежнему жили бы как животные, действуя исключительно инстинктивно. Наличие морали свидетельствует о существовании разума, который контролирует поведение человека. А наличие разума говорит о возможности развития нравственных качеств.

Камень преткновения заключается в том, что нравственные требования всегда выдвигает общество, а вот соблюдать их или нет – решает конкретная личность, но на ее решение огромное влияние оказывают коллективные убеждения. Сейчас культ свободы выбора.

Нет, это не говорит, что мораль необходимо вбивать кулаками. Достаточно показывать эталон нравственности, к которому бы хотелось стремиться, не потому что надо, а потому что это хорошо, это делает счастливым самого человека и людей вокруг.

Невозможно научить ребенка уважать старших, если вы сами не уважаете старших, и если вы не уважаете ребенка. Только если вы будете запугивать его, что в итоге сломает его личность.

Если бы каждый человек задумался о нравственном воспитании самого себя, то уровень морали в обществе в целом возрос бы многократно. Но большинству это невыгодно, ведь многие люди хотят жить исключительно в угоду себе и своим желаниям.

Определение в психологии

Было дано множество определений понятию «моральные качества». Наиболее общее из них звучит так. Морально-нравственные качества – это совокупность всех характеристик, говорящих о человеке как о сознательной личности. Они выражаются в действиях и манерах человека. По его поведению посторонние могут судить о наличии или отсутствии конкретных черт характера.

Все эти морально-этические качества делятся на три категории:

  1. Можно. Это права личности, которые не вступают в конфликт ни с общественными нормами, ни с ценностями конкретного человека. Они не вредят другим людям, но поступать так необязательно. Например, каждый имеет право распоряжаться своими деньгами так, как захочет.
  2. Нельзя. Это действия, которые могут вызывать у посторонних негативные эмоции или вовсе наносить им ущерб. Часть из них прописана в уголовном кодексе. Пример правила из категории «нельзя» – запрещается распоряжаться чужими деньгами, если владелец их не дал в долг или не разрешил.
  3. Нужно. Это правила, имеющие общественную ценность, но не являющиеся важными для самого человека.

Важно! Моральные качества могут конфликтовать между собой. Например, врач не хочет лечить убийцу и насильника, но желает ответственно выполнять свою работу.

В основе нравственных качеств личности лежат интеллект, воля и эмоции. Человеку приходится постоянно решать этические задачи. Не всегда ответ, как более правильно поступить, находится на поверхности.

Если человек делает что-то неприемлемое, он чувствует вину, у него просыпается совесть, когда он совершает что-то неправильно. Этот механизм показывает, что в дальнейшем этих действий совершать не следует. Совесть – это эмоциональный компонент моральных качеств.

Мораль согласно теории морального развития Кольберга - Журнал Амром
Добрый ребенок любит кота

Воля реализуется тогда, когда общественно значимое действие не имеет ценности для самого человека.

Показатель нравственной зрелости личности

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование

В быту нравственность является синонимом понятия «высокоморальная личность». Чтобы стать таким, необходимо стать психологически зрелым. Вот некоторые критерии нравственной личности:

  1. Ответственность – способность человека понимать, что его действия имеют и последствия.
  2. Внутренний локус контроля. Нравственно зрелый человек не будет перекладывать ответственность на других людей. Вместо того, чтобы искать виноватых, он будет думать, как решить проблему или исправить совершенные им ошибки.
  3. Адекватная самооценка. Любая нравственная личность трезво оценивает свои сильные и слабые стороны и действует, исходя из них. Первые активно применяет, а вторые компенсирует или пытается исправить. Зрелая личность не будет склоняться и в другую крайность – гиперответственность. Не все от нее зависит, поэтому она четко разграничивает, какие ситуации спровоцированы, а какие получились случайно.
  4. Способность к рефлексии: анализу своего мышления, действий и ситуации, в которую человек попадает. Это позволяет сделать выводы и ввести их в жизнь.
  5. Готовность понести наказание или ощутить на себе неприятные последствия своих действий. Отсутствие желания бегать от проблем, спровоцированных ошибками.
  6. Умение предсказывать последствия своих поступков до того, как они совершены. Например, зависимый от спиртного человек не думает о последствиях своей пьянки. Если бы он всерьез об этом задумался до того, как нальет себе рюмку, у него бы получилось воздержаться.

Таким образом, морально-нравственная зрелость идет рука об руку с личностной зрелостью. Центральное ее понятие – ответственность, которая включает все описанные пункты.

Мораль согласно теории морального развития Кольберга - Журнал Амром
Добрый слон – пример моральности

Важно! Становление высокоморальной личности – процесс долгий, который начинается, еще когда человек является дошкольником. В детских садах используются разные методы для того, чтобы воспитывать толковую личность, которая будет проявлять уважение к себе и другим людям. В школе преподают обществознание, где рассказывают о нравственности.

Положительные черты характера

Положительным считается качество, которое помогает человеку жить и приносит пользу людям. Такими высокими, достойными с духовной точки зрения характеристиками считаются:

  1. Решительность. Способность производить резкие перемены в жизни, с готовностью принимая возможные последствия.
  2. Смелость. Качество, с которым человек может делать что-то, несмотря на страх.
  3. Сила воли. Способность противостоять сиюминутным соблазнам в пользу благополучного будущего.
  4. Щедрость. Когда человек легко расстается со своими ресурсами на пользу другому. Хотя щедрость обычно ассоциируется с деньгами, могут быть и другие ресурсы, например, время. Порой последнее ценится близкими даже больше. В общем щедрым можно быть в широком и узком смысле.
  5. Целеустремленность. Особенно позитивным это качество считается, когда человек и его ближайшее окружение стремятся к одинаковым результатам. Тогда он становится лидером, благодаря ему, все члены группы начинают жить лучше. Если целеустремленность сосредоточена исключительно на целях самого человека, она может быть деструктивной, поскольку не учитывает интересов других людей.
  6. Порядочность, честность. Сюда относится отсутствие желания что-то скрывать от своих близких людей, открытость перед ними.
  7. Эмпатичность. Способность чувствовать эмоции другого человека и действовать согласно им.

Все эти позитивные качества могут сыграть злую шутку, как с самим человеком, так и с другими людьми. Поэтому важно сохранять гибкость и адаптироваться под ситуацию.

Пример положительных качеств для резюме

Положительные качества на должность бухгалтера:

— аналитические способности; — скрупулёзность; — исполнительность; — внимательность.

Положительные качества на должность учителя:

— коммуникабельность; — отзывчивость; — трудолюбие; — стрессоустойчивость.

Далее не совсем приятный для всех соискателей пункт резюме «отрицательные качества». Не каждый хочет акцентировать на этом внимание, да и не хочется предстать в невыгодном свете перед потенциальным работодателем. Но вы должны помнить, что данный пункт носит в какой-то степени даже больше плюсов, чем минусов к резюме, главное правильно его заполнить.

Указывая отрицательные качества не стоит далеко уходить от сути будущей работы, иначе нет смыла указывать их вообще, а вот для рекрутера это будет выглядеть как простой способ умолчать, уйти от ответа. Это будет ошибкой, ибо все мы не идеальны.

Начните из самокритики, проанализируйте себя, вспомните все, чем вас когда-нибудь упрекали на предыдущих работах, или дома. Теперь из перечня присущих вам недостатков выберите парочку самых сносных, и более-менее терпимых, таких что не повлияют на эффективность вашей работы. Главное избегайте размытых фраз и неконкретных выражений.

Помните, что правильно определённые и преподнесённые недостатки смогут сыграть вам на руку, расположить к себе менеджера по персоналу, который рассматривает ваше резюме. Указание самому себе на свои недостатки свидетельствует что у человеку присущее нормальное восприятие критики, готовность улучшаться и исправляться.

Главное что вы должны учесть, заполняя раздел отрицательных качеств в резюме – все отрицательные качества строго индивидуальные, поэтому не стоит особо фантазировать или перекручивать, ведь рано или поздно они все-таки проявятся в работе.

Способы развития морально-нравственных качеств

В основе развития любой позитивной характеристики лежит выработка соответствующих привычек. Проще всего начать с одного доброго дела в день, пусть даже маленького. Через некоторое время это войдет в привычку, помогать людям человек начнет на автомате.

Можно себя поощрять за волевые победы. Например, если получилось не проявить негативное качество, можно себя похвалить и сделать добро.

Итак, морально-этические качества – это характеристики личности, которые можно описать через понятия добра и зла. В разных ситуациях одни и те же качества могут проявляться по-разному, но есть определенный набор характеристик, которые люди считают преимущественно положительными или отрицательными.

Типы моральных качеств

Отрицательные черты характера — как найти и исправить негативные качества

Существует множество классификаций типов моральных качеств, если их обобщить, получатся следующие категории:

  1. Этические. Нормы, предписывающие то, что считать положительным, а что – негативным.
  2. Нравственные. Правила поведения, основанные на любви к ближнему. Хотя на первый взгляд этические и нравственные нормы не отличаются друг от друга, это не совсем так. Даже у преступных группировок есть своя этика, которая разрешает убивать, воровать и насиловать. Но такие действия не являются нравственными, потому что не содержат в себе любви к ближнему. Также этик может быть много, а нравственность – одна.
  3. Религиозные. Это моральные качества, считающиеся идеальными в определенной религии. Раньше именно они считались основными, а в ряде теократических государств внесены в законодательство и сейчас.
  4. Микрогрупповые. Это нормы, принятые в определенной группе. Они могут как быть тождественными морали, принятой на определенной территории, так и быть независимыми от нее.

Мораль согласно теории морального развития Кольберга - Журнал Амром
Весы – распространенный пример моральных качеств

Важно! Деление это довольно условное. Например, представление о том, что такое любовь к ближнему, отличается у разных людей. Религиозные убеждения также строятся на нравственности.

Этап 1: ориентация на индивидуализм или гедонизм

Новая идея появляется на втором этапе теории Кольберга. Основное предположение состоит в том, что интересы у разных людей различаются. Хотя критерии принятия решения о том, хорошо что-то или нет, по-прежнему зависят от последствий этих действий, они больше не определяются другими.

Несмотря на то, что эгоистичный взгляд лежит в основе этой стадии развития, человек иногда чувствует, что удовлетворять потребности других людей — это нормально. Но это происходит только тогда, когда на карту поставлена ​​прагматичная взаимность или гарантия. Это значит думать, что если я делаю что-то для другого человека, то этот человек должен будет что-то сделать и для меня.

Этот этап несколько сложнее предыдущего, потому что человек больше не делегирует свою мораль властям. Тем не менее, рассуждения по-прежнему просты и эгоистичны.

Этап 4: концентрация на авторитете и поддержании социального порядка

На четвертом этапе индивид перестает воспринимать мораль на основе групп. Вместо этого он начинает воспринимать это с опорой на общество. Больше не имеет значения, что нравится группам или людям в непосредственной близости.

Критерии того, что правильно или неправильно, основаны на том, помогает ли конкретное поведение поддерживать социальный порядок или нарушает его. Главное на этом этапе – стабильность общества и отсутствие хаоса.

Здесь мы находим человека с глубоким уважением к законам и властям. Они становятся важными, потому что ограничивают индивидуальную свободу в пользу общественного порядка или всеобщего благополучия. Нравственность выходит за рамки личных связей и связана с действующим законодательством. Чтобы поддерживать общественный порядок, нельзя не подчиняться этим законам.

Этап 5: сосредоточьтесь на общественном договоре

На этом этапе мы вступаем в последнюю стадию нравственного развития. Это этап, которого мало кто достигает за всю жизнь. Здесь мораль начинает пониматься как гибкая и изменчивая материя. Хорошее или плохое существует для человека, потому что общество создало договор, устанавливающий моральные критерии.

На этом этапе люди понимают логику законов и используют их для критики или защиты. Более того, для них эти права не вечны и могут улучшаться. Для людей и детей на этом этапе нравственность означает добровольное участие в принятом общественном строе. Наличие общественного договора лучше для всех.

Рекомендуем: 10 убеждений, которые удерживают вас от изобильной жизни

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *