Монтаж и эксплуатация токопроводов мостовых кранов | Завод ВМ Техникс в Москве

Что такое кабельная тележка?

Для безопасного, длительного и стабильного функционирования грузоподъемного оборудования, необходимо обеспечить соответствующий способ подключения к электрической сети питания. Кабельная тележка (каретка) является оптимальным способом для решения задач по организации электропитания подъемно-транспортного оборудования, систем и механизмов с подвижной платформой.

Она функционирует в составе системы гибкого токоподвода, который является основным аналогом жесткой системы троллей. Кабельная каретка получила широкое использование во всех сферах деятельности, где стоит проблема организации электрического питания для различного подвижного грузоподъемного оборудования.

Кабельные тележки представляют собой подвижный элемент гибкого токоподвода, который предназначен для плавного перемещения питающего электрического кабеля или кабелей управления по направляющим различного типа (канат, трос, двутавровая балка и др.) вдоль трассы движения мобильного грузоподъемного оборудования.

Основная сфера использования кабельных тележек охватывает гибкий токоподвод следующего грузоподъемного оборудования:

  • мостовые краны;
  • козловой кран;
  • краны-штабелеры;
  • стреловые краны;
  • консольный кран;
  • тельферы;
  • грузовые тележки и прочее.

Система гибкого токоподвода, с использованием кабельных тележек, может применяться в самых различных условиях эксплуатации:

  • на открытом воздухе;
  • в закрытых помещениях;
  • в условиях высокой влажности;
  • наличие высокой концентрации пыли;
  • взрывоопасная или пожароопасная среда (особое исполнение).

Что учитывать при обустройстве трассы кабельных тележек?

В процессе обустройства системы гибкого токоподвода к грузоподъемному крановому оборудованию, следует учитывать следующие особенности:

  • Максимальное расстояние между креплениями для направляющей в месте скопления тележек должно составлять не более 425 мм. Это поможет исключить деформирование направляющей вследствие воздействия нагрузки от кабельных тележек.
  • Для сокращения величины нагрузки на питающий или управляющий кабель, каретки объединяют между собой при помощи специального буксировочного троса.
  • Размер петли подбирают с учетом её величины не более 2500 мм и отсутствия перекручивания и касания посторонних предметов.
  • Угол поворота трассы должен соответствовать минимально допустимому радиусу изгиба питающего электрического кабеля.
  • Перед монтажом кабельной тележки следует заранее проверить легкость вращения ходовых роликов.
  • Запрещено устанавливать кабельные каретки с деформированными роликами или отсутствующими конструктивными элементами.
  • Перед креплением к кабельной каретке, электрический кабель разгибается по всей длине, что позволяет снять остаточное механическое напряжение и предотвратит его перекручивание.
  • Длину кабеля следует подбирать с учетом запаса в диапазоне от 10% до 20%, что предотвратит воздействие на него механических нагрузок и чрезмерного растяжения.
  • Требуемое количество кабельных кареток определяют с учетом максимальной петли провисания между двумя соседними тележками.
  • Первая тележка фиксируется неподвижно к крану при помощи болтового или сварочного соединения.
  • Трассу двутавровой балки планируют с учетом параллельного перемещения грузоподъемного оборудования и кабельных тележек.
  • Расстояние между двутавровой балкой для кабельных кареток и трассой перемещения грузоподъемного оборудования должно учитывать максимальное отклонение петли питающего кабеля при сильном боковом смещении.
  • Размер двутавровой балки и способ её монтажа должны учитывать максимальную нагрузку на неё, условия эксплуатации и другие важные факторы.
  • Не допускается выпячивание отдельных проволок металлического троса, которые могут стать причиной образования препятствий для кабельной каретки.
Гибкие материалы:  Гибкая гофрированная и гладкая труба из самозатухающего пвх пластиката со склада, доставка по РФ

Учет всех этих факторов в процессе проектирования гибкого токоподвода, позволяет минимизировать негативное влияние на электрический кабель в процессе работы грузоподъемного оборудования. Благодаря этому удается избежать аварий и поломок в начальный период эксплуатации.

Выбор и расчет системы подвесного кабельного токопровода кранов | специальное конструкторское бюро механизации подъемных и высотных работ «высота»

Борис Георгиевич МОСКОВСКИЙ, генеральный директор

ООО «Кондактикс-Вампфлер», г. Москва

Для наиболее распространенной системы кабельного токоподвода, построенной на тележках, движущихся по двутавровому профилю, описан порядок выбора и расчета ее параметров применительно к конкретным условиям эксплуатации крана.

Ключевые слова: кабельный токоподвод, подвесная система, кабельные тележки, кабели, укладка кабелей, расчет размеров.

Среди всего многообразия подвесных кабельных систем, рассмотренных ранее [1], наиболее распространённым видом является система, построенная на тележках, движущихся по двутавровому профилю. Системы такого типа наиболее универсальны, способны перемещать большое количество кабелей на большое расстояние и с высокими скоростями, именно они применяются в тяжёлых кранах, портовых типа судно-берег, металлургических и прочих специальных кранах.

Для различных условий их работы требуется произвести подбор и расчёт таких систем, чтобы применить нужный типоразмер тележек, правильно определить длину кабелей и способ их установки в тележках, использовать необходимые дополнительные элементы. В общем случае подвесная система содержит элементы, показанные в [1]. Вид ее на одном из кранов представлен на рис. 1. Состав кабельной тележки показан на рис 2.

Основные цилиндрические с ребордой или без нее ролики 1 обеспечивают направление движения тележки, восприятие нагрузки от тележки и кабелей. Направляющие цилиндрические ролики 2 обеспечивают точное позиционирование тележки при движении вдоль двутавра. Стабилизирующие цилиндрические ролики 5 противодействуют подскоку тележки при движении и ее наклону. Все ролики изготовляются из стали или стали с пластиковым покрытием, имеют точные шарикоподшипники, не требующие смазки. Боковая пластина 3 предназначена для установки роликов и регулировки их положения. Изготовляется из стали с покрытием, позволяет быстро заменять узел в сборе. Зажимная планка 4 служит для фиксации кабелей на кабельном седле. Изготовлена из резины, состоит из нескольких сегментов для фиксации кабелей разных диаметров. Буфер 6 амортизирует удары тележек при стыковке. Выполнен из резины или полиуретана. Центральная пластина 7 из стали с покрытием является основой всей конструкции. Кабельное седло 8 из стали с покрытием предназначено для укладки кабелей с учётом их минимального радиуса изгиба. При большом числе кабелей на тележке может быть установлено несколько уровней сёдел.

Основные размеры подвесной кабельной системы с поводковой тележкой показаны на рис. 3. Подбор и расчет элементов системы для конкретного крана выполняется в несколько этапов.

Этап 1.Выбор кабелей и их расположения. Сначала составляется список кабелей и выбираются значения их сечений. Эти данные определяются составом и мощностью приводов, расположенных на крановой тележке, а также наличием и количеством кабелей управления и передачи данных.

Затем выбирается тип кабелей (плоские или круглые) и материал оболочки (резина, ПВХ). Плоские кабели предпочтительнее, так как имеют меньший радиус изгиба и при этом могут быть многожильными, однако их механические свойства хуже, чем у круглых. Среди круглых кабелей предпочтение следует отдавать одножильным кабелям, имеющим наименьший диаметр и, следовательно, наименьший радиус изгиба. Материал выбирается исходя из условий эксплуатации.

Одновременное применение плоских и круглых кабелей не допускается за исключением тонких круглых кабелей (например, витой пары).

Распределение плоских кабелей по седлу тележки. Для плоских кабелей важно, чтобы их взаимное расположение было как можно более компактным для предотвращения проскальзывания в местах крепления. Высота пакета кабелей на седле тележки должна быть меньше его ширины, иначе пакет будет нестабилен в зажимах тележек. Важно располагать кабели так, чтобы в области зажима их находилось как можно больше (рис. 4).
Большие силовые кабели с большим сечением должны находится сверху пакета. Это, с одной стороны, обеспечивает их лучшее охлаждение, а с другой – лучший зажим небольших кабелей. Кроме того, в этом случае крупные кабели берут на себя большую часть механических нагрузок (рис. 5).

Там, где это возможно, нужно применять кабель с большим числом жил вместо нескольких кабелей. Например, применить один кабель 12×1,5 вместо трёх кабелей 4×1,5.

Распределение плоских кабелей в клипсах. Кабельные клипсы (органайзеры) предназначены для фиксации кабелей в петлях. Наиболее крупные силовые кабели, например 4×50, жёстко закрепляются в верхнем окне клипсы, а остальные располагаются свободно в нижнем окне и не зажимаются (рис. 6). Экранированные кабели также не должны зажиматься.

Расположение круглых кабелей на седле тележки. Диаметры кабелей не должны сильно отличаться друг от друга для обеспечения хорошего равномерного зажима. При различии диаметров кабелей более чем на 15 мм, должны применяться дополнительные проставки (рис. 7).

Распределение круглых кабелей в клипсах. Клипсы (органайзеры) обеспечивают правильное совместное расположение кабелей в пакетах в петлях. Наружные кабели жёстко закрепляются, а кабели внутри пакета свободно висят в петле. В качестве наружных следует применять кабели с наибольшим диаметром и не экранированные. При большой разнице в диаметрах кабелей внутри клипсы устанавливаются дополнительные проставки (рис. 8). При выборе взаимного расположения кабелей в пакете очень важно стремиться соблюсти симметрию для равномерной нагрузки на плечи седла тележки (рис. 9).

Этап 2.Выбор типа шасси, размера роликов и диаметра седла тележки. Для тележек применяются два типа шасси в зависимости от типа двутавровой балки

– с параллельным или наклонным расположением полок (рис. 10).

Применение дополнительных роликов – направляющих боковых и стабилизирующих «обратных», – обусловлено конкретными условиями эксплуатации, например, при сильном ветре и высоких скоростях движения возникают дополнительные усилия, которые этими роликами могут быть компенсированы.

Ключевой параметр – диаметр основных роликов, зависит от нагрузки от пакета кабелей и от скорости перемещения. В таблице дана взаимосвязь этих параметров для стальных роликов, работающих при ПВ 60% в температурном диапазоне -40… 80°С.

Если применяются ролики с пластиковым покрытием, допустимая нагрузка на них уменьшается на 10% в нижнем диапазоне рабочей температуры и на 40% в верхнем диапазоне от 40 до 60°С.

Источник: Журнал Подъемно-транспортное дело 3-4.2022

Заземление и зануление

5.4.56. Заземление и зануление должны быть выполнены в соответствии с требованиями гл. 1.7. Считается достаточным, если части, подлежащие заземлению или занулению, присоединены к металлическим конструкциям крана, при этом должна быть обеспечена непрерывность электрической цепи металлических конструкций.

Рельсы кранового пути должны быть надежно соединены на стыках (сваркой, приваркой перемычек достаточного сечения, приваркой к металлическим подкрановым балкам) одна с другой для создания непрерывной электрической цепи. В электроустановках, для которых в качестве защитного мероприятия применяется заземление или зануление, рельсы кранового пути должны быть соответственно заземлены или занулены.

При установке крана на открытом воздухе рельсы кранового пути, кроме того, должны быть соединены между собой и заземлены, при этом для заземления рельсов необходимо предусматривать не менее двух заземлителей, присоединяемых к рельсам в разных местах.

5.4.57. При питании крана кабелем должны быть выполнены кроме требования 5.4.56 также требования гл. 1.7, предъявляемые к передвижным электроустановкам.

5.4.58. Корпус кнопочного аппарата управления крана, управляемого с пола, должен быть выполнен из изоляционного материала или заземлен (занулен) не менее чем двумя проводниками. В качестве одного из проводников может быть использован тросик, на котором подвешен кнопочный аппарат.

Компания выпускает

ПСК — подвес скользящего крепления

  • Оцинкованный
  • Трос диаметром: 3-30 мм
  • Температурный̆ режим эксплуатации: 40…-40
  • Диаметр кабеля: 5-20 мм

ПКК — подвес концевого крепления

  • Оцинкованный
  • Трос диаметром: до 12 мм
  • Температурный̆ режим эксплуатации: 40…-40
  • Диаметр кабеля: 5-40 мм

G2S — подвес роликовый металлический для круглого кабеля

  • Оцинкованный
  • Металлический ролик
  • Трос диаметром: до 9 мм
  • Температурный̆ режим эксплуатации: 40…-40
  • Диаметр кабеля: 5-13 мм

ПСКРВ — подвес скользящий роликовый вращающийся (улучшенный аналог G2S, ВЕ-1)

  • Оцинкованный
  • Металлический ролик
  • Трос диаметром: до 12 мм
  • Температурный̆ режим эксплуатации: 40…-40
  • Диаметр кабеля: 5-40 мм

ТТК-1 — тележка тросового крепления одно роликовая (аналог ТКТ-1, КТ-1, ВЕ-11)

ТТК-2 — тележка тросового крепления двух роликовая (аналог ВЕ-30)

ТТК-3 — тележка тросового крепления трех роликовая (аналог ВЕ-31)

* рекомендуется использовать тележки с одним роликом чередуя с двумя роликами.

  • Оцинкованный
  • Запресованные подшипники
  • Трос диаметром: до 12 мм
  • Температурный̆ режим эксплуатации: 40…-40
  • Металлические ролики
  • Нагрузка на тележку: 10 кг — одна роликовая
  • Нагрузка на тележку: 15 кг — двух и трех роликовая

ТКД-50-В — Кабельная тележка двутавровая ведущая

ТКД-50-К — Кабельная тележка двутавровая концевая

ТКД-50 — Кабельная тележка двутавровая

  • Оцинкованный
  • Металлические ролики
  • Запресованные подшипники
  • Любой тип двутавра с полкой̆ шириной̆: от 40 до 150 мм.
  • Максимальное сечение кабеля: ф 45 мм
  • Температурный̆ режим эксплуатации: 40…-40
  • Нагрузка на тележку 50 кг.

ТКД-250-В — Кабельная тележка двутавровая ведущая

ТКД-250-К — Кабельная тележка двутавровая концевая

ТКД-250 — Кабельная тележка двутавровая (аналог IB-250)

  • Оцинкованные
  • Металлические ролики
  • Запресованные подшипники
  • Любой тип двутавра с полкой̆ шириной̆: от 40 до 150 мм.
  • Максимальное сечение кабеля: ф 50 мм
  • Температурный̆ режим эксплуатации: 40…-40
  • Нагрузка на тележку 250 кг.

Кабельный подвес для С-профиля

  • Нержавеющая сталь
  • Металлические родики
  • Запресованные подшипники
  • Ширина кабельного гнезда до 65 и 139 мм *
  • Нагрузка на тележку от 15 до 30 кг *
  • * в зависимости от выбранного типа тележки

Монтаж и эксплуатация токопроводов мостовых кранов | завод вм техникс в москве

Токопроводы
мостовых кранов обеспечивают
функционирование всех механизмов,
поэтому к их монтажу и эксплуатации
следует подходить с максимальным
вниманием.

Работа мостового крана
предполагает наличие множества
вспомогательных элементов, включая
токопроводы, по которым подводится
электропитание к механизмам грузоподъемной
техники. Их монтаж и эксплуатация
осуществляются с учетом условий
использования конкретного мостового
крана.

  • Если
    грузоподъемная техника находится на
    открытом воздухе, троллеи токопроводов
    устанавливаются полкой вниз. Это
    помогает избежать обледенения, которое
    может привести к сбоям в работе крана.
    Также при эксплуатации троллеи могут
    дополнительно прогревать.

  • Чтобы снизить
    износ троллейных проводов и токосъемников,
    применяют различные смазочные материалы.
    Это позволяет продлить срок службы
    данных элементов, входящих в комплекс
    оборудования мостового крана.

  • Если в
    качестве токопроводников используются
    гибкие троллеи, применяется электрическая
    блокировка, позволяющая отключать от
    питания оборудование при обрывах одной
    из троллей.

  • Для защиты
    проводов крана, который эксплуатируется
    на открытом воздухе, могут быть
    использованы специальные фарфоровые
    втулки-изоляторы.

  • Если техника
    работает в горячих цехах, токопроводы
    представляют собой кабель с медными
    жилами, наделенный теплоустойчивой
    изоляцией.

  • В некоторых случаях
    токопровод выполнен в виде натянутого
    стального троса, по которому скользят
    кольца с прикрепленным к ним кабелем.

  • Область применения, определения

    5.4.1. Настоящая глава Правил распространяется на электрооборудование мостовых, портальных, башенных, кабельных и других кранов напряжением до 10 кВ, устанавливаемых на фундаменте или на рельсовом крановом пути, а также на электрооборудование однорельсовых тележек и электроталей внутри и вне зданий и сооружений.

    Глава не распространяется на судовые, плавучие, железнодорожные, автомобильные и другие подобные краны.

    5.4.2. Электрооборудование кранов*, устанавливаемых во взрыво- и пожароопасных помещениях и зонах, должно соответствовать кроме требований настоящей главы также требованиям гл. 7.3 и 7.4 соответственно.

    _______________

    *В тексте настоящей главы под термином “краны” подразумеваются не только собственно краны, но и однорельсовые тележки и электротали.

    5.4.3. Главными троллеями называются троллеи, расположенные вне крана.

    Троллеями крана называются троллеи, расположенные на кране.

    5.4.4. Малогабаритным троллейным токопроводом (шинопроводом) называется закрытое кожухом устройство, состоящее из троллеев, изоляторов и каретки с токосъемниками. При помощи малогабаритного троллейного токопровода могут осуществляться питание крана или его тележки, управление однорельсовыми тележками и электроталями и т. д.

    5.4.5. Ремонтным загоном называется место, где кран устанавливается на время ремонта.

    Ремонтным участком главных троллеев называется участок этих троллеев в пределах ремонтного загона.

    5.4.6. Секцией главных троллеев называется участок этих троллеев, расположенный вне пределов ремонтных загонов и отделенный изолированным стыком от каждого из соседних участков, в том числе от ремонтных участков.

    Преимущества использования гибкого токоподвода

    Главные преимущества применения кабельных тележек в составе гибкого токоподвода грузоподъемного оборудования:

    • Высокая надежность эксплуатации силовых и управляющих кабелей. Использование кабельных тележек позволяет исключить перетирание, перекручивание, заломы кабелей электрического питания и управления во время интенсивной эксплуатации грузоподъемного оборудования.
    • Создание безопасных условий на рабочем месте. Система гибкого токоподвода позволяет организовать визуальный обзор всей длины кабелей, исключает повреждение электрической изоляции, надежно удерживает кабель по всей длине, что обеспечивает высокий уровень безопасности для персонала.
    • Быстрый и простой монтаж. За счет простоты организации и монтажа гирлянды токоподвода, этот способ энергообеспечения грузоподъемной техники позволяет максимально быстро ввести оборудование в эксплуатацию.
    • Низкая трудоемкость технического обслуживания. В процессе эксплуатации наблюдается низкий процент поломок, а периодическое техническое обслуживание не требует больших капитальных затрат или привлечения высококвалифицированного персонала.
    • Возможность быстрого изменения конфигурации. В отличие от жесткой системы троллей, гибкий токоподвод позволяет в максимально сжатые сроки изменить конфигурацию трассы прокладки электрического кабеля, как в сторону увеличения, так и уменьшения длины.
    • Длительный срок службы. При должном контроле и техническом обслуживании кабельных тележек, гибкий токоподвод обладает длительным сроком эксплуатации, который составляет не один десяток лет.
    • Индивидуальное изготовление. Возможно изготовление кабельных тележек, которые будут соответствовать жестким условиям эксплуатации: повышенный уровень влажности, наличие высокой концентрации пыли, взрывоопасные и пожароопасные зоны.
    • Высокая несущая способность. Гибкий токоподвод с несущим профилем в форме двутавровой балки способен выдерживать несколько силовых электрических кабелей с общей массой до 250 килограмм.
    • Доступная цена. Стоимость работ по организации подвода электрической энергии с кабельными тележками сопоставима с ценой строительства жесткой троллеи, но при этом обладает большей функциональностью и надежностью.
    • Широкая номенклатура доступных решений. Большое разнообразие различных способов обустройства гибкого токоподвода позволяет решать с его помощью самые сложные и нестандартные задачи по обеспечению прокладки кабелей питания и управления для грузоподъемного оборудования.

    Наличие такого большого количество преимуществ гибкого токоподвода, обеспечивает рост его популярности при обустройстве новых объектов с грузоподъемным оборудованием различного типа.

    Простота в эксплуатации

    Одним из достоинств данного вида троллейной системы стала возможность производить ремонтные или сервисные работы на отдельном участке без полного отключения линии.

    Для обеспечения нормальной работы необходимо соблюдать простые правила обслуживания:

    • раз в году осматривать шинопровод на предмет внешних дефектов;

    • через каждые полгода прочищать токопровод от пыли воздухом под давлением, либо использовать в этих целях чистящую каретку;

    • ежегодно контролировать состояние нижнего паза. Он должен иметь установленный заводом-изготовителем размер и допускаемую погрешность.

    • регулярно, в зависимости от нагрузки на кран, протяженности электромагистрали, но как минимум раз в год, нужно контролировать износ скользящих контактов и деталей токосъёмника. В случае необходимости производить замену согласно фирменному списку запчастей, размещенного в руководстве;

    • не забываем постоянно наблюдать за тем, чтобы питающий кабель не препятствовал движению токосъёмного устройства;

    • при износе до минимальных значений, указанных в инструкции, скользящие контакты, токосъемники заменяют.

    Поскольку компания «ПромПутьСнаб» продает рельсы для крановой техники, мы решили, что подобные статьи будут полезны, поскольку напрямую касаются обустройства пространства цеха. Мы предлагаем купить также деревянные и бетонные шпальные опоры, виды ж/д крепежа. На всю продукцию есть сертификаты качества.

    ________________________

    Троллеи напряжением до 1 кв

    5.4.17. Ремонтный участок главных троллеев должен быть электрически изолирован при помощи изолированных стыков от продолжения тех же троллеев и соединен с ними посредством разъединяющих аппаратов таким образом, чтобы во время нормальной работы этот участок мог быть включен на напряжение, а при остановке крана на ремонт надежно отключен.

    Изоляция стыков главных троллеев должна быть выполнена в виде воздушного зазора, ширина которого зависит от конструкции токосъемника, но должна быть при напряжении до 1 кВ не менее 50 мм. Ширина токосъемника должна быть такова, чтобы при нормальной работе крана были исключены перерывы в подаче напряжения и неожиданная его остановка при пересечении токосъемником изолированных стыков троллеев.

    Разъединяющие аппараты, служащие для соединения ремонтного участка с продолжением главных троллеев, должны быть закрытого типа и иметь приспособление для запирания на замок в отключенном положении.

    5.4.18. Ремонтный участок главных троллеев, расположенный у торца кранового пролета, должен быть оборудован одним изолированным стыком и одним разъединяющим аппаратом.

    Ремонтный участок главных троллеев, расположенный в середине пролета, должен быть оборудован двумя изолированными стыками (по одному с каждой стороны) и тремя разъединяющими аппаратами, включенными таким образом, чтобы было возможно осуществлять непрерывное питание троллеев, минуя отключенный ремонтный участок, а также отключать отдельно как ремонтный участок, так и секции троллеев, расположенные по обе его стороны.

    5.4.19. Длина ремонтного участка главных троллеев, расположенного у торца кранового пролета, должна быть не менее ширины моста крана плюс 2 м, а длина участка, расположенного в середине пролета, – не менее ширины моста крана плюс 4 м.

    Если для ремонта крана установлена электроталь (тельфер), то длину ремонтного участка следует определять в зависимости от крайних положений моста при ремонте:

    1. На ремонтном участке у торца кранового пролета должно оставаться не менее 2 м от изолированного стыка до моста, занимающего во время ремонта положение, наиболее удаленное от торца.

    2. На ремонтном участке в середине пролета должно быть не менее 2 м от изолированных стыков до моста при всех возможных положениях его во время ремонта.

    5.4.20. На главных троллеях, а в случае их секционирования на каждой секции этих троллеев и на каждом их ремонтном участке должна быть предусмотрена возможность установки перемычки, закорачивающей между собой и заземляющей все фазы (полюсы) на период осмотра и ремонта самих троллеев или ремонта крана.

    5.4.21. Главные троллеи и троллеи крана должны выполняться в соответствии с требованиями гл. 2.2 и настоящей главы.

    5.4.22. На малогабаритные троллейные токопроводы требования гл. 2.2, а также 5.4.23, 5.4.24, 5.4.26, 5.4.39 и второго абзаца 5.4.17 не распространяются.

    5.4.23. Главные троллеи крана должны выполняться, как правило, из стали. Допускается выполнять эти троллеи из алюминиевых сплавов. Применение меди и биметалла для главных троллеев и троллеев крана должно быть специально обосновано.

    5.4.24. Троллеи могут быть жесткими или гибкими; они могут подвешиваться на тросах и располагаться в коробах или каналах. При применении жестких троллеев необходимо предусматривать устройства для компенсации линейных изменений от температуры и осадки здания.

    5.4.25. Расстояния между местами крепления троллеев должны быть такими, чтобы исключалась возможность замыкания их между собой и на заземленные части. Это расстояние выбирается с учетом стрелы провеса, а на открытом воздухе – кроме того, с учетом отклонения проводника под действием ветра.

    5.4.26. Для кранов напряжением до 660 В, установленных как в помещении, так и на открытом воздухе, расстояния в свету между любыми токоведущими частями троллеев разных фаз (полюсов), а также между ними и другими конструкциями, не изолированными от земли, должны быть не менее 30 мм для неподвижных одна относительно другой деталей и 15 мм для деталей, движущихся одна относительно другой. При напряжении выше 660 В эти расстояния должны быть не менее 200 и 125 мм соответственно.

    Указанные расстояния должны быть обеспечены для главных троллеев крана при всех возможных передвижениях крана, его тележки и т.п.

    5.4.27. Расстояния от главных троллеев и троллеев крана до уровня пола цеха или земли должны быть не менее: при напряжении до 660 В – 3,5 м, а в проезжей части – 6 м; при напряжении выше 660 В – во всех случаях 7 м. Уменьшение указанных расстояний допускается при условии ограждения троллеев (см. 5.4.31-5.4.33).

    При гибких троллеях указанные расстояния должны быть обеспечены при наибольшей стреле провеса.

    5.4.28. При прокладке троллеев в полу в каналах, закрытых бетонными плитами или металлическими листами, а также в коробах, расположенных на высоте менее 3,5 м, зазор для перемещения кронштейна с токосъемниками не должен находиться в одной вертикальной плоскости с троллеями.

    Короба троллеев должны быть выполнены в соответствии с требованиями, приведенными в гл. 2.2.

    В каналах, расположенных в полу, необходимо обеспечить отвод почвенных и технологических вод.

    5.4.29. Гибкий кабель, используемый для питания электрооборудования крана, в местах, где возможно его повреждение, должен быть соответствующим образом защищен. Выбор марки кабеля должен производиться с учетом условий его работы и возможных механических воздействий.

    5.4.30. Главные троллеи крана мостового типа следует размещать со стороны, противоположной расположению кабины управления. Исключения допускаются в случаях, когда главные троллеи недоступны для случайного прикосновения к ним из кабины управления, с посадочных площадок и лестниц.

    5.4.31. Главные троллеи и их токосъемники должны быть недоступными для случайного прикосновения к ним с моста крана, лестниц, посадочных площадок и других площадок, где могут находиться люди. Это должно обеспечиваться соответствующим расположением их или ограждением.

    5.4.32. В местах возможного соприкосновения грузовых канатов с троллеями данного крана или крана, расположенного ярусом ниже, должны быть установлены соответствующие защитные устройства.

    5.4.33. Троллеи крана и их токосъемники, не отключаемые автоматически, должны быть ограждены или расположены между фермами моста крана на расстоянии, недоступном для персонала, обслуживающего кран. Ограждение троллеев должно производиться по всей длине троллеев и с торцов.

    5.4.34. В районах, где на открытом воздухе возможно образование на троллеях гололеда, следует предусматривать устройства или мероприятия для предупреждения или устранения гололеда.

    5.4.35. Линия, питающая главные троллеи до 1 кВ, должна быть снабжена выключателем закрытого типа, рассчитанным на отключение рабочего тока всех кранов, установленных в одном пролете. Выключатель должен быть установлен в доступном для отключения месте и отключать троллеи только одного пролета.

    Если главные троллеи имеют две или более секций, каждая из которых получает питание по отдельной линии, то допускается посекционное отключение троллеев с принятием мер, исключающих возможность попадания напряжения на отключенную секцию от других секций.

    Выключатель, а при дистанционном управлении – аппарат управления выключателем должны иметь приспособление для запирания на замок в отключенном положении, а также указатель положения: “Включено”, “Отключено”.

    5.4.36. Для кранов, которые работают в тяжелом и очень тяжелом режимах, линию, питающую главные троллеи до 1 кВ, рекомендуется защищать автоматическим выключателем.

    5.4.37. Главные троллеи должны быть оборудованы световой сигнализацией о наличии напряжения, а при секционировании троллеев и наличии ремонтных участков этой сигнализацией должны быть оборудованы каждая секция и каждый ремонтный участок.

    Рекомендуется непосредственное присоединение к троллеям сигнализаторов, в которых лампы светятся при наличии напряжения на троллеях и гаснут с его исчезновением. При троллеях трехфазного тока количество ламп сигнализаторов должно быть равно количеству фаз троллеев – по одной лампе, включенной на каждую фазу, а при троллеях постоянного тока сигнализатор должен иметь две лампы, включенные параллельно.

    Для обеспечения долговечности ламп должны быть приняты меры (например, включение добавочных резисторов) по снижению напряжения на их зажимах на 10% номинального значения в нормальных условиях.

    5.4.38. Присоединение посторонних электроприемников к главным троллеям магнитных кранов, кранов, транспортирующих жидкий металл, а также других кранов, при работе которых исчезновение напряжения может привести к аварии, не допускается.

    5.4.39. Главные троллеи жесткого типа должны быть окрашены, за исключением их контактной поверхности. Цвет их окраски должен отличаться от цвета окраски конструкций здания и подкрановых балок, причем, рекомендуется красный цвет. В месте подвода питания на длине 100 мм троллеи должны быть окрашены в соответствии с требованиями гл. 1.1.

    5.4.40. Для подачи напряжения на гибкий кабель портальных электрических кранов должны быть установлены колонки, специально предназначенные для этой цели.

    Тросовые кабельные подвесы

    Кабельные подвесы под трос используется для перемещения гибких питающих кабелей кранового токоподвода по направляющей типа трос, канат или струна. На тележку этого типа можно фиксировать несколько кабелей плоского или круглого сечения. В зависимости от конструктивных особенностей, кабельные каретки по трос классифицируют по следующим критериям:

    • Количество ходовых роликов: от одного до трех.
    • Диаметр направляющего троса.
    • Ширина кабельного зажима.
    • Несущая способность механизма.
    • Тип исполнения: общепромышленное, взрывобезопасное и др.

    Кабельные тележки перемещаются по натянутому тросу за счет вращающихся ходовых роликов. Для фиксации кабеля предназначено регулируемое полукруглое седло. Грузоподъемное устройство, передвигаясь вдоль своего пути, растягивает или собирает кабельные петли гирлянды токоподвода.

    Кабельные каретки подвешивают на несущий трос и соединяют между собой при помощи разгрузочного троса, длина которого составляет не менее длины основного питающего электрического кабеля. При перемещении крана он подтягивает за собой первую тележку, по мере удаления крана он увлекает за собой всю гирлянду токоподвода, тем самым выпрямляя питающий кабель. При обратном процессе все происходит наоборот, и кабель складывается, образуя петли.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *