Виды сеток
Существует несколько типов изделий, используемых для армирования, основными из которых являются следующие материалы:
- стекловолоконные;
- металлические.
Виды армирующей сетки: а — металлическая; б — стекловолоконная
При нанесении тонкого слоя раствора на ровную поверхность применяют обычно стекловолоконное полотно. Для отделки кривых стен, когда толщина штукатурки составляет более 2-х сантиметров, подойдет исключительно изделие из металла.
В свою очередь, металлические сетки также бывают нескольких видов:
- тканая – прочный и гибкий материал, который изготавливают из проволоки небольшого сечения. Используют такое изделие как для внешних, так и для внутренних работ. При выборе тканого полотна для армирования следует учитывать, что оптимальный размер ячеек в этом случае составляет 1х1 см;
- плетеная – она же сетка-рабица. Лучше всего подходит для отделки поверхностей с большой площадью. Наиболее распространенный размер ячеек – 2х2 см;
- сварная – изготавливается из проволоки с помощью точечной сварки. Расположенные перпендикулярно друг другу прутья формируют квадратные ячейки, оптимальная величина которых при армировании составляет 2-3 см. Сварные изделия чаще всего применяют для отделки строений, подверженных сильной усадке;
- просечно-вытяжная – производится из листового металла путем формирования ромбовидных ячеек на специальном станке. Такой материал обычно монтируют в случаях, когда на 1 м2 предполагается небольшой расход раствора.
Виды соединений арматуры, их технология
Существуют сварные соединения арматуры разных диаметров или одинаковых. Получают их благодаря контактно-точечной сварке. Основным материалом выступает холоднотянутая проволока (3-10 мм), горячекатаные периодические стержни (10-80 мм). Объединение 2-х разных профилей возможно для изделий с диаметром 5-50 мм.
Муфтовое соединение арматуры позволяет локализовано устранить стыки при применении вязального метода. Это достаточно новый, но уже стандартизированный способ, отличающийся отсутствием каких-либо недостатков.
Сами муфты производят из трубопроводного проката. Вариантов крепления к основанию конструкции несколько: создание обжимного узла из целой трубы; при помощи конических отверстий; цилиндрический.
Из преимуществ метода можно выделить:
- рабочее размещение в любом виде – вертикально, горизонтально, под наклоном;
- быстрая качественная сборка с использованием самых простых инструментов;
- использование в сейсмоактивных зонах;
- возможность работы под водой;
- комбинирование прутьев разных диаметров.
Сварные соединения арматуры (ГОСТ 14098-2021) имеют определенное обозначение, в котором указывается:
- тип – крестообразный (К), стыковой (С), внахлест (Н) или тавровый (Т);
- способ – контактный (К), ручной (Р), механизированный (Р).
Конструкции сварного типа получаются более жесткими и менее пластичными, чем, например, вязаного. Сварка изменяет структуру стали, соединения делает слабыми.
А вот механико-резьбовое соединение арматуры на муфтах отличается высокой технологичностью и надежностью. Востребовано оно при возведении высотных зданий, мостов, тоннелей, гидростанций, т.е.
там, где идут значительные статические, динамические нагрузки.
Какую делать величину нахлеста арматуры при вязке
Поскольку вязка арматуры внахлест определяется технической документацией, то там четко указана протяженность стыковочных соединений. При этом величины могут колебаться не только от диаметра используемых прутов, но и от таких показателей как:
- Характер нагрузки;
- Марка бетона;
- Класс арматурной стали;
- Мест соединения;
- Назначения ЖБИ (горизонтальные плиты, балки или вертикальные колонны, пилоны и монолитные стены).
Сращивание арматурных стержней при выполнении нахлеста
В целом же протяженность нахлеста прутов арматуры при вязке определяется влиянием усилий, возникающих в стержнях, воспринимаемых сил сцеплением с бетоном, воздействующими по всей длине стыка, и силами, оказывающими сопротивления в анкеровке армирующих прутов.
Основополагающим критерием при определении длинны напуска арматуры при вязке, берется ее диаметр.
Для удобства расчетов нахлеста армирующих стержней при вязке силового каркаса монолитного фундамента предлагаем воспользоваться таблицей с указанными величинами диаметра и их напуска. Практически все величины сводятся к 30-ти кратному диаметру применяемых стержней.
Диаметр арматурной стали А400, мм | Величина нахлеста | |
в диаметрах | в мм | |
10 | 30 | 300 мм |
12 | 31,6 | 380 мм |
16 | 30 | 480 мм |
18 | 32,2 | 580 мм |
22 | 30,9 | 680 мм |
25 | 30,4 | 760 мм |
28 | 30,7 | 860 мм |
32 | 30 | 960 мм |
36 | 30,3 | 1090 мм |
В зависимости от нагрузок и назначения железобетонных изделий длина нахлестных соединений стержневой стали изменяется в сторону увеличения:
Вид нагрузки | Назначение ЖБИ | |
Горизонтальное использование, в диаметрах | Вертикальное использование, в диаметрах | |
В сжатом бетоне | 33,8 ᴓ | 48,3 ᴓ |
В растянутом бетоне | 47,3 ᴓ | 67,6 ᴓ |
В зависимости от марки бетона и характера нагрузки, применяемого для заливки монолитной ленты фундамента и прочих железобетонных элементов, минимальные рекомендуемые величины перепуска арматуры в процессе вязки будут следующими:
Диаметр армирующей стали А400 используемой в сжатом бетоне, мм | Длина нахлеста армирующих стержней для марок бетона (класс прочности бетона), в мм | |||
М250 (В20) | М350 (В25) | М400 (В30) | М450 (В35) | |
10 | 355 | 305 | 280 | 250 |
12 | 430 | 365 | 335 | 295 |
16 | 570 | 490 | 445 | 395 |
18 | 640 | 550 | 500 | 445 |
22 | 785 | 670 | 560 | 545 |
25 | 890 | 765 | 695 | 615 |
28 | 995 | 855 | 780 | 690 |
32 | 1140 | 975 | 890 | 790 |
36 | 1420 | 1220 | 1155 | 985 |
Диаметр армирующей стали А400 используемой в растянутом бетоне, мм | Длина нахлеста армирующих стержней для марок бетона (класс прочности бетона), в мм | |||
М250 (В20) | М350 (В25) | М400 (В30) | М450 (В35) | |
10 | 475 | 410 | 370 | 330 |
12 | 570 | 490 | 445 | 395 |
16 | 760 | 650 | 595 | 525 |
18 | 855 | 730 | 745 | 590 |
22 | 1045 | 895 | 895 | 275 |
25 | 1185 | 1015 | 930 | 820 |
28 | 1325 | 1140 | 1040 | 920 |
32 | 1515 | 1300 | 1185 | 1050 |
36 | 1895 | 1625 | 1485 | 1315 |
Особенности методов
Для соединения арматуры без сварки может использоваться один из 2-х способов:
- Стыковой. Осуществляется:
- внахлест (d до 40 мм) – для прямых концов, установкой поперечных стержней, с загибами (крюки, петли);
- обжимными гильзами либо винтовыми муфтами.
- Крестообразным. Основывается на вязке закладных стержней отожженной проволокой, либо специальных фиксаторов. Выполняется в местах пересечения прутьев, угловых узлах и при помощи ручных инструментов (крюк вязальный, кусачки), автоматических (профессиональный пистолет).
При строительстве частных загородных домов использовать оборудование для сварных соединений арматуры и закладных деталей сложнее. Поэтому частные застройщики прибегают к вязальному методу. Из всех способов соединения арматуры, вязка считается одной из более щадящих к пересечениям. Также она не требует каких-то профессиональных навыков.
Сварным методом является стыковое объединение элементов конструкции. Его осуществляют при помощи различных технологий сварки. Используется в строительно-монтажных работах, создании ж/б конструкций сборного и монолитного типа.
Особенностью резьбового муфтового соединения является достижение герметичности, которому способствует использование резьбы соответствующего сечения и длины. Кроме того, обязательно применяют и специальные смазки.
А в цапковом типе соединения арматуры герметичность достигается металлической прокладкой, которая зажимается накидной гайкой.
Используется в трубопроводах с агрессивной средой, и там, где нужна высокая надежность, быстрое разъединение.
Фланцевое соединение арматуры, относящееся к разъемным, рассчитывается на давление от 1 до 20 Мпа. Основной его элемент – это фланец, который представляет собой диск, изготавливаемый из различных марок стали. Именно материал изготовления влияет на такие его характеристики, как твердость, пластичность, ударная прочность.
Требования нормативных документов к арматурным соединениям
При соединении прутков вязальным методом важно учитывать ряд факторов:
- взаимное расположение арматуры в пространственном каркасе;
- особенности размещения участков с нахлестом относительно друг друга;
- длину участка перехлеста, определяемую сечением стержня и маркой бетона.
При расположении участка с расположенными внахлест стержнями в зоне максимальной нагрузки, следует увеличить величину перехлеста до 90 диаметром соединяемых стержней. Строительные нормы четко указывают размеры стыковочных участков.
На длину стыка влияет не только диаметр поперечного сечения, но и следующие моменты:
- величина действующей нагрузки;
- марка применяемой бетонной смеси;
- класс используемой стальной арматуры;
- размещение стыковых узлов в пространственном каркасе;
- назначение и область применения железобетонной продукции.
Следует обратить внимание, что величина нахлеста уменьшается при возрастании марки применяемого бетона.
В тех случаях, когда используется вязальная проволока, дистанция между стержнями нередко принимается равной нулю, так как в данной ситуации она зависит исключительно от высоты профильных выступов
Рассмотрим изменение величины нахлеста, воспринимающего сжимающие нагрузки, для арматуры класса А400 с диаметром 25 мм:
- для бетона марки М250 стержни фиксируются с максимальным перехлестом, равным 890 мм;
- бетонирование арматурной решетки раствором марки М350 позволяет уменьшить нахлест до 765 мм;
- при возрастании марки применяемого бетона до М400 нахлест прутков уменьшается до 695 мм;
- заливка арматурного каркаса бетонным раствором М450 позволяет уменьшить перехлест до 615 мм.
Для усилений растянутой зоны арматурного каркаса перехлест для указанной арматуры увеличен и составляет:
- 1185 мм для бетона М200;
- 1015 мм для бетона М350;
- 930 мм для бетона М400;
- 820 мм для бетона М450.
При выполнении мероприятий, связанных с армированием, важно правильно располагать участки нахлеста, и учитывать требования строительных норм и правил.
- равномерно распределять соединения по всему арматурному каркасу;
- выдерживать минимальное расстояние между стыками не менее 610 мм;
- учитывать марку бетонного раствора и сечение арматурных стержней.
Соблюдение требований строительных норм гарантирует прочность и надёжность бетонных конструкций, усиленных арматурным каркасом. Детально изучив рекомендации СНиП, несложно самостоятельно подобрать требуемую величину перехлеста арматуры с учетом конструктивных особенностей железобетонного изделия. Рекомендации профессиональных строителей позволят не допустить ошибок.
Да фиксировать пруты необходимо, иначе их бетоном сместит и не будет ни защитного слое, ни равномерного распределения. Но его не смести если хомуты через 25-30см и он к ним притянут.
Один прут вытягивал бы другой если б ребра могли заходить друг в друга. Вроде на японской арматуре в теме проекты сейсмостойких домов рёбра перпендекулярны оси прута. А нашей витые рёбра пара прямых рёбер за рёбра друг-друга не удержат. Имхо.
За пожелание спасибо себе думаю всё же связывать, на всех прутах лапки сантиметров по 15 отгибать.
Не вся фибра имеет на концах зацепы, и не вся металлическая. Ф. Н. Рабинович в книге 2004г. «Композиты на основе дисперсноармированых бетонов» пишет, «Исследования показали , что для улучшения качества бетонных изделий могут быть эффективно использованы углеродные волокна. Они не подвергаются. коррозии в гидратирующемся цементе, заметно повышают прочность цементного камня на растяжение и модуль его упругости. Однако стоимость углеродных волокон значительно превышает стоимость стальных и стеклянных волокон, поэтому использование их в качестве арматуры требует специального обоснования. Наибольший практический интерес представляет рассмотрение свойств стальных и минеральных (стеклянных) волокон, а также некоторых видов волокон органического происхождения. Стальные волокна. Металлические волокна, применяемые в качестве арматуры, изготавливаются различными способами: механическим, электромеханическим, формованием из расплава. Получившие наибольшее распространение механические способы включают волочение, обычное вытягивание, протяжку, а также резку металлической фольги или листа и других подобных материалов. Выбор технологии производства металлических волокон существенно зависит от требуемого диаметра. Сверхтонкие волокна обычно получают путем волочения через алмазные фильтры. Однако, несмотря на высокую прочность и эффективность подобных волокон, использование их из-за значительной стоимости возможно лишь в небольших количествах в тех случаях, когда это экономически оправдано. Наибольшее применение для армирования бетонов получают нарезанные из проволоки отрезки стальных волокон-фибр диаметром 0,3-1,6 мм (рис. 6). Обычно используется стальная низкоуглеродистая проволока общего назначения ГОСТ 3282- 74 (с изм.). Определенный интерес представляет получение плоских стальных фибр сечением 0,15-0,4 на 0,25-0,9 мм из металлической фольги, лент, листов, пластин или сплющенной круглой проволокй. Объемы промышленного производства тонкой стальной проволоки составляют сравнительно незначительную часть (пример24 но 2,5-3,0 %) общего объема производства арматурной стали. Поэтому достаточно актуальными в настоящее время являются вопросы расширения производства стальной проволоки необходимых параметров для получения фибровой арматуры, что, в свою очередь, может привести к соответствующему сокращению расхода традиционных сортаментов арматурной стали. Перспективным также является расширение производства плоских фибр, получаемых из листовых материалов (тонколистового проката) или из стальных массивных заготовок. «
Спасибо за пожелание.
Армирование – ответственная часть устройства всех монолитных конструкций, от которого зависит долговечного и надежного будущего строения. Процесс заключается в создании каркаса из металлических стержней. Он размещается в опалубку и заливается бетоном.
Чтобы создать этот каркас, прибегают к вязке или сварочным работам. При этом большую роль при вязке играет правильно рассчитанный нахлест для арматуры. Если он недостаточный, то соединение окажется недостаточно прочным, а это сказывается на эксплуатационных характеристиках. Поэтому важно разобраться, какой именно делать нахлест при вязке.
Существует два основных метода крепления арматуры, согласно строительным нормам и правилам (СНиП), а именно пункту 8.3.26 СП 52-101-2003. В нем прописано, что соединение стержней может выполняться следующими типами стыковки:
- Стыковка прутьев арматуры без сварки, внахлест.
- внахлест с использованием деталей с загибами на концах (петли, лапки, крюки), для гладких прутьев используются исключительно петли и крючки;
- внахлест с прямыми концами арматурных прутьев периодического профиля;
- внахлест с прямыми концами арматурных прутьев с фиксацией поперечного типа.
- Механическое и сварное соединение.
- при использовании сварочного аппарата;
- с помощью профессионального механического агрегата.
Требования СНиП указывают на то, что бетонное основание нуждается в установке минимум двух неразрывных каркасов из арматуры. Их делают посредством фиксации стержней внахлест. Для частного домостроения подобный способ используется чаще всего. Это связано с тем, что он доступный и дешевый.
Обратите внимание! Пункт 8.3.27 гласит, что соединения арматуры внахлест без применения сварки, используется для стержней, рабочее сечение которых не превышает 40 мм. Места с максимальной нагрузкой, не должны фиксироваться внахлест вязкой или сваркой.
Нахлест стержней методом сварки используется исключительно с арматурой марки А400С и . Только эти марки считаются свариваемыми. Это сказывается и на стоимости изделий, которая выше обычных. Одним из распространенных классов является класс . Но сращивание изделий ими недопустимо. Нагреваясь, материал становится менее прочным и теряет свою устойчивость к коррозии.
В местах, где есть перехлест арматуры, сваривание запрещается, несмотря на класс стержней. Почему? Если верить зарубежным источникам, то есть большая вероятность разрыва места соединения, если на него будут воздействовать большие нагрузки. Что касается российских правил, то мнение следующее: использовать дуговую электросварку для стыковки разрешается, если размер диаметров не будет превышать 25 мм.
Важно! Длина сварочного шва напрямую зависит от класса арматурного прута и его диаметра. Для работы используют электроды, сечение которых от 4 до 5 мм. Требования, регламентированные в ГОСТах 14098 и 10922, сообщают, что делать нахлест методом сварки можно длиной меньше 10 диаметров арматурных прутьев, используемых для работ.