Гибкие сметы затрат

В3 – гибкая и жесткая смета расходов. анализ выполнения бюджета по жесткой и гибкой смете расходов.

Гибкая смета расходов – смета ожидаемых затрат, подготовленная с расчетом на различные уровни производственного выпуска: готовится исходя из анализа затрат и разделения их на постоянные и переменные.

Жесткая смета расходов – смета рассчитывается на конкретный уровень деловой активности организации, т.е. доходы и расходы планируются исходя из одного заданного уровня продаж. Подготовка традиционного бюджета, основанного только на одном прогнозе продаж, приемлем для ситуаций, когда внутренняя среда бизнеса устойчива и внешние условия деятельности поддаются прогнозированию.

Оценка исполнения гибкой сметы, в отличие от жесткой, определяется по комплексным статьям затрат в зависимости от изменения объема производства и объема продаж.

Существует 2 вида бюджетов:

– Жесткий бюджет (статистический) – рассчитывается на конкретный уровень деловой активности организации, т.е. доходы и расходы планируются исходя из одного заданного уровня продаж. Исполнение бюджета контролируется по фактическим показателям без каких – либо корректировок. Жесткий бюджет отражает фактические получения результата и используется в подразделениях, работа которых не зависит от объема производства. Поэтому жесткие бюджеты не могут быть использованы для контроля затрат при измерении уровня активности. Все бюджеты входящие в генеральный бюджет – являются жесткими, т. к. все расходы и доходы прогнозируются исходя из определенного уровня продаж.-

– Гибкий бюджет – это бюджет который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного диапазона, т. е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема продаж.

Наиболее прогрессивный – это учет нормативных затрат, особенно в условиях рыночных отношений и конкуренции. Основной целью системы нормативного учета является полное использование производственных факторов и экономное осуществление хозяйственной деятельности.

Гибкие материалы:  LG представила растягивающийся дисплей, который удлиняется на 20% / Хабр

По окончании отчетного периода определяют итоговое отклонение фактической прибыли от ее стандартного значения и выявляют причины возникновения отклонений.

Анализ отклонение в системе Standart Costs предусматривает расчет сумм отклонений в основных этапах:

1 этап. Анализ отклонений по материальным затратам. Отклонения фактических материальных затрат от стандартных обусловлено влиянием двух факторов:

а) цена за одну единицу материала;

б) расход материалов на одну единицу продукции.

1.1. Распределение отклонения по цене∆ = (Фактическая цена одной единицы материала – Стандартная цена одной единицы) * Фактическое количество используемых материалов. Причины возможных отклонений по цене:- изменение рыночных цен;- изменение политики скидок поставщика;- изменение качества материалов.

1.2. Отклонения по расходу материалов∆ = (Фактическое количество использованных материалов – Стандартное количество, скорректированное на фактический объем продукции) * Стандартная цена одной единицы материала. Причины отклонений:- другое качество материалов;- неверно рассчитаны нормативы расхода;- привлечение рабочих другой квалификации.

1.3. Совокупное отклонение по материальным затратам∆ = Фактически использованные материалы – Стандартные материальные затраты, скорректированные на фактический объем продукции.

2 этап. Анализ отклонений по прямым затратам труда. Фактическое исчисление з/п основных производственных рабочих отличается от ее стандартного значения под влиянием двух факторов:

а) ставка оплаты труда;

б) объем рабочего времени.

2.1. Отклонение по ставке з/п∆ = (Фактическая ставка за час работы – Стандартная ставка) * Фактическое рабочее времяПричины отклонений:- изменение ставки из-за изменения в системе оплаты труда;- привлечение рабочих другой квалификации.

2.2. Отклонение по производительности труда∆ = (Фактическое рабочее время – Стандартное рабочее время, скорректированное на фактический объем продукции) * Стандартная почасовая ставкаПричины отклонений:- непроизводственные простои из-за поломки оборудования, отсутствия электроэнергии;- использование некачественных материалов;- использование работников другой квалификации.

2.3. Совокупное отклонение по з/п ∆ = Фактическая з/п – Стандартная з/п, скорректированная на фактический объем

3 этап. Анализ отклонений по косвенным производственным затратам Для анализа необходимо разделение на постоянные и переменные части.

3.1. Анализ отклонений по переменным косвенным затратам. Большинство учетных систем для распределения косвенных затрат на себестоимость продукции оценивает уровень производства по показателю нормо-час. Нормо-час – это время, которое необходимо затратить работнику на производство единицы продукции в условиях наиболее эффективной работы. Ставка переменных затрат на оду единицу продукции = Стандартные величины косвенных затрат / Объем продукции в нормо-часах Стандартные значения косвенных переменных затрат отличается от фактического под влиянием двух основных факторов:- стоимостное значение статьи и затрат;- производительность труда.

3.1.1. Отклонение косвенных переменных затрат по затратам∆ = Фактические переменные косвенные затраты – Стандартные переменные косвенные затраты, скорректированные на фактическое рабочее время.

3.1.2. Отклонение косвенных переменных затрат по эффективности∆ = Переменные косвенные затраты по фактическому рабочему времени – Переменные косвенные затраты по нормо-часам

3.2. Анализ отклонений по постоянным косвенным затратам. Поскольку постоянные косвенные затраты е реагируют на изменение объемов продукции, ∆ = Фактические постоянные косвенные затраты – Стандартные постоянные косвенные затраты.

4 этап. Анализ отклонений по доходу от продаж (по выручке). В основе анализа лежит показатель маржинального дохода, который рассчитывается на базе стандартных переменных затрат. Сумма дохода от продаж зависит от влияния двух факторов:- фактор цен;- объем проданной продукции.

4.1. Анализ отклонений по цене∆ = Стандартный маржинальный доход на фактический объем продаж – Фактический маржинальный доход.

4.2. Анализ отклонений по объему∆ = (Стандартный объем продаж – Фактический объем продаж) * Стандартный маржинальный доход на одну единицу.

4.3. Совокупное отклонение по доходу от продаж∆ = Стандартный маржинальный доход – Фактический маржинальный доход, рассчитанный на базе стандартный переменных затрат.

Поскольку коммерческие расходы в основном представляют собой постоянные издержки, то отклонения по ним определяются сопоставлением фактических коммерческих затрат с их стандартной величиной.
Анализ отклонений с учетом изменений условий хозяйственной деятельности. В общем случае по окончанию отчетного периода фактические данные сравниваются с их планируемыми значениями, однако за отчетный период могут произойти существенные изменения условий хозяйственной деятельности, поэтому фактические показатели должны сравниваться с нормативами, учитывающими эти изменения.

При анализе отклонений с учетом изменений условий хозяйственной деятельности выделяют два типа отклонений:

1. Операционный контролируемые отклонения, позволяющие оценивать эффективность работы центров ответственности.

2. Неконтролируемые отклонения, возникающие по причине отклонения первоначальных нормативов от значений пересмотренных нормативов, учитывающих изменения условий деятельности.

БИЛЕТ № 25

§

В состав бюджетной системы входят государственные внебюджетные фонды. Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Система ВБФ социальной направленности включает в себя три фонда: ПФ, ФСС и ФОМС.

Государственный ВБФ – это фонд денежных средств образуемый из внефедерального бюджета и бюджета субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, соцстрах, охрану здоровья и мед помощь.

Внебюджетные социальные фонды являются самостоятельным финансово-кредитным учреждением и организует процессы мобилизации и использования средств фондов в размерах и на цели в регламентируемых государством. ПФ РФ является крупнейшим из внебюджетных социальных фондов. Средства бюджета ПФ направляются на:

– выплату трудовых пенсий – пенсий военнослужащим – пенсий по инвалидности – компенсации пенсионерам – материальная помощь престарелым и инвалидам – пособия на детей в возрасте 1,5 до 6 лет – одиноким матерям – иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном Пенсионном страховании.

За счет средств пенсионного фонда финансируются различные программы по социальной поддержки инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты. Доходами бюджета ПФ является поступление части ЕСН, доходы от обслуживания счетов ПФ банками, пени и финансовые санкции, средства федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц.

ЕСН предназначен для мобилизации средств, для реализации прав граждан на государственные пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. ЕСН имеет целевую направленность. Его характерной чертой является безвозмездность. Взимание этого налога предполагает предоставление эквивалентного по объему социального обеспечения налогоплательщикам или третьим лицам.

Налогоплательщиками признаются ЕСН:

– лица, производящие выплаты физическим лицам – организации, индивидуальные предприниматели и физические лица не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

– индивидуальный предприниматель.

ФСС признан способствовать материальному обеспечению лиц по ряду причин, не участвовавших в трудовом процессе. Основные задачи ФСС:

– обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, санаторно-курортного лечения и оздоровление работников и членов их семей, а также и других целей государственного социального страхования предусмотренных законодательством.

– участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

– осуществление мер, обеспечивающих устойчивость фондов.

Средства фонда образуются за счет сумм ЕСН, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за счет добровольных взносов граждан и юридических лиц, за счет ассигнования федерального бюджета на покрытие расходов связанных с предоставлением льгот лицам пострадавшим в следствии радиационных аварий на атомных объектах.

ФОМС. Обязательное мед страхование является составной частью государственного соц страхования и призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях соответствующих программ. Финансовые средства ФОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджета и не подлежат изъятию. За неработающих граждан взносы выплачивают органы исполнительной власти в пределах средств предусмотренных соответствующим бюджетом на здравоохранение.

§

Анализ платежеспособности важен не только для предприятия с целью оценки его финансового состояния, но и для внешних инвесторов (банков), которые хотят удостовериться в кредитоспособности заемщика.

Оценка платежеспособности производится на основе характеристики ликвидности текущих активов, т. е. времени, необходимого для превращения их в денежную наличность. Понятия платежеспособности и ликвидности очень близки. От степени ликвидности баланса зависят платежеспособность и ее перспектива.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.

Наиболее мобильной частью ликвидных средств являются деньги и краткосрочные финансовые вложения (1-я группа текущих активов). Ликвидность готовой продукции, товаров отгруженных и дебиторской задолженности (2-я группа) зависит от своевременности отпуска продукции, оформления банковских документов, скорости документооборота в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей и т. д.

Гораздо больший срок понадобится для превращения производственных запасов и незавершенного производства (3-я группа) в готовую продукцию, а затем в денежную наличность.

Соответственно на 3 группы разбиваются и платежные обязательства предприятия: 1) задолженность, сроки оплаты которой уже наступили; 2) задолженность, которую следует погасить в ближайшее время; 3) долгосрочная задолженность.

Чтобы определить текущую платежеспособность, необходимо ликвидные средства 1-й группы сравнить с платежными обязательствами 1-й группы. Идеальный вариант, если коэффициент будет равен единице или немного превышать ее.

Для оценки перспективной платежеспособности рассчитывают следующие показатели.

Абсолютная ликвидность определяется отношением суммы ликвидных средств 1-й группы ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия (VI раздел пассива баланса). Платежеспособность предприятия будет считаться нормальной при значении коэффициента, равном или выше 0,25-0,30.

Промежуточный коэффициент ликвидности определяется отношением суммы ликвидных средств 1-й и 2-й групп к общей сумме краткосрочных долгов предприятия (VI раздел пассива баланса). Нормальным считается соотношение 1: 1.Общий коэффициент ликвидности рассчитывается отношением всей суммы текущих активов (раздел II актива баланса) к общей сумме краткосрочных обязательств (VI раздел пассива баланса) и должен составлять 1,5–2,0.

Полный финансовый анализ для оценки кредитоспособности предприятия складывается, как правило, из трех основных частей:– анализа его финансовых результатов;– анализа финансового состояния;– анализа деловой активности. Кредитоспособность заемщика – это его способность полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). Существуют следующие основные критерии, по которым оценивается кредитоспособность клиента:– вид деятельности клиента;– способность клиента заработать средства в ходе его текущей предпринимательской деятельности для погашения долга (финансовые возможности);– размер текущего капитала;– наличие обеспечения кредита;– условия, на которых совершается кредитная сделка. Одним из основных критериев кредитоспособности клиента является его способность заработать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности. Капитал клиента является не менее важным критерием кредитоспособности клиента. При этом важны следующие два аспекта его оценки:– достаточность, которая анализируется на основе требований законодательства к минимальному уровню уставного фонда (акционерного капитала) и коэффициентов финансового левериджа;– степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию, что свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком. Чем больше доля вложения собственного капитала, тем больше и заинтересованность заемщика в тщательном отслеживании факторов кредитного риска. В международной практике оценка банками кредитоспособности клиента основывается на следующих основных показателях:– анализ бухгалтерской отчетности предприятия;– ликвидность имущества предприятия;– показатели оборачиваемости капитала;– доля привлечения средств в балансе предприятия;– показатели прибыльности. – оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками.

БИЛЕТ № 26

§

Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность.

Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Главная цель финансовой деятельности – решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимальной прибыли.

Главная цель финансового анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Методика анализа финансового состояния предназначена для обеспечения управления финансовым состоянием предприятия и оценки финансовой устойчивости его деловых партнеров в условиях рыночной экономики. Она включает элементы, общие как для внешнего так и для внутреннего анализа.

Факторы, влияющие на финансовое состояние:

– внешние – общее состояние экономики, политическая ситуация, степень развитости рынка;

– внутренние – все результаты хозяйственной деятельности.

Главное условие хорошего финансового состояния – это выполнение финансового плана, это скорость оборачиваемости оборотных средств.

Финансовый рынок в целом, а его отдельные сегменты в особенности, подвержены большим колебаниям цен и процентных ставок. Участники постоянно имеют дело с различного рода рисками.

Во многих случаях финансовому менеджеру приходится проводить сравнение финансового состояния предприятий. Это необходимо, например, при принятии решения о долевом участии в деятельности этого предприятия (путем прямых инвестиций или кредитования) или при решении вопроса о целесообразности его приобретения, а также при выборе поставщиков и потребителей. При сравнительном анализе предприятий часто используют коэффициенты, характеризующие соотношения между финансовыми показателями. Существуют следующие группы рекомендованных специалистами финансовых коэффициентов:

– коэффициенты ликвидности;

– коэффициенты деловой активности;

– коэффициенты рентабельности;

– коэффициенты платежеспособности.

Потребность предприятия в финансовых ресурсах зависит, прежде всего, от объема и структуры имущества, зафиксированного в его балансе. Поэтому, прежде чем приступить к анализу финансового состояния предприятия, необходимо дать общую оценку структуры имущества и источников его формирования.

Предварительная оценка финансового состояния предприятия предназначена для общей характеристики финансовых показателей предприятия, определения их динамики и отклонений за отчетный период.

На стадии предварительной оценки формируется первоначальное представление о деятельности предприятия, выявляются источники доходов, устанавливаются взаимосвязи между показателями. Эта работа проводится в три этапа:

Этап 1. Выполняется визуальная оценка и простейшая счетная проверка показателей бухгалтерского отчета по формированию и качественным признакам.

Этап 2. Строится уплотненный аналитический баланс – нетто путем агрегирования однородных по составу элементов балансовых статей в необходимом для анализа разрезе.

Этап 3. Проводится расчет и оценка динамики ряда аналитических коэффициентов, характеризующих финансовое положение предприятия, в том числе: ликвидности, задолженности, погашения долга, деловой активности, рентабельности.

Главным признаком группировки статей актива баланса считается степень их ликвидности.

По этому признаку все активы баланса подразделяются на внеоборотные, или основной капитал (1 раздел), и оборотные активы, или оборотный капитал (2 раздел).

Финансовое состояние предприятия во многом зависит от того, какие средства оно имеет в своем распоряжении и куда они вложены.

По принадлежности финансовые ресурсы (капитал) предприятия подразделяется на собственные ресурсы (разделы 3 и 4 баланса) и заемный капитал (5 раздел).

Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятия. Это является основой независимости и самостоятельности предприятия. Размещение средств предприятия имеет очень большое значение в финансовой деятельности и повышении его эффективности. Поэтому в процессе анализа имущества предприятия в первую очередь следует изучить изменения в его составе и структуре и дать им оценку.

Анализ активов осуществляется с точки зрения рациональных пропорций между основными фондами и оборотными активами и отдельными их элементами.

С этой целью рассчитывается доля основных и оборотных средств в общем объеме имущества, а затем анализируется более детально структура каждой из данных групп на начало и конец текущего периода и изменения за ряд лет.

Необходимо помнить, что высокая доля внеоборотных активов в общей сумме имущества снижает возможности увеличения доходов, замораживает на более длительный срок финансовые ресурсы предприятия.

Необходимо подробно изучить каждую статью оборотных активов как наиболее мобильной части капитала, их структуру исходя из фактической потребности производства, величины затрат на их создание и содержание.

Для определения уровня финансовой независимости и устойчивости финансового положения предприятия необходимо оценить структуру и изменения источников финансирования. Для этого проводится анализ пассива баланса с учетом возможностей самофинансирования текущих и стратегических потребностей предприятия, его долгов и способности их покрытия.

Важнейшим направлением оценки финансовой устойчивости предприятия является анализ его собственного капитала. Особенностью собственного капитала является то, что он инвестируется на долгосрочной основе и подвергается наибольшему риску. Чем выше доля собственных средств в стоимости имущества и меньше доля заемных средств, тем выше финансовая устойчивость предприятия.

Если доля собственного капитала в источниках финансирования имущества предприятия превышает нормативное значение в 50%, то это свидетельствует об относительно устойчивом финансовом положении предприятия.

Быстрая аккумуляция средств во многом зависит от их рационального размещения и эффективного использования в конкретный период. При необходимости привлечения заемных средств следует исходить из соотношения величины понесенных затрат и предполагаемой эффективности «чужого» капитала. Однако привлечение заемных средств связано с дополнительными затратами, отрицательно сказывается на финансовой независимости предприятия.

Показатели ликвидности применяются для оценки того, как соотносятся наиболее ликвидные элементы баланса предприятия, его оборотный капитал, и краткосрочные обязательства.

Чем выше покрытие этих обязательств за счет быстро реализуемых активов, тем надежнее положение предприятия, тем больше у него шансов получить кредит у банка.

Ликвидность – это способность хозяйствующего субъекта своевременно погашать свои финансовые обязательства путем быстрого превращения текущих активов в денежные средства.

Денежные средства – это средства, которые в любой момент могут быть использованы в расчетах. Имущество предприятия обладает различной реализуемостью, а потому рассчитывается несколько показателей ликвидности: абсолютная, промежуточная и общая.

– коэффициент абсолютной ликвидности (коэффициент срочности) исчисляется как отношение объема денежных средств и суммарной стоимости быстрореализуемых ценных бумаг к краткосрочной задолженности (раздел 2 «Пассивы»). Он показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена на дату составления баланса или другую конкретную дату;

– промежуточный коэффициент ликвидности определяется как отношение объема денежных средств, стоимости ценных бумаг и дебиторской задолженности, срок погашения которой не наступил к кредиторской задолженности. Этот показатель характеризует ту часть текущих обязательств, которая может быть погашена не только за счет наличности, но и за счет ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. Нормальным значением считается, близкое к 1, то есть соотношение 1:1;

– общий коэффициент ликвидности (коэффициент покрытия) представляет собой отношение всех текущих активов к краткосрочным обязательствам (раздел 2 «Пассивы»). Позволяет установить в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Нормальным считается соотношение, находящееся в пределах от 2:1 до 3:1.

Если отношение текущих активов и краткосрочных обязательств ниже 1:1, то можно говорить о высоком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии оплатить свои счета.

Сравнивая темпы роста коэффициентов текущей и промежуточной ликвидности, можно сделать определенные выводы.

Опережающие темпы роста коэффициента текущей ликвидности по сравнению с темпами роста коэффициента промежуточной ликвидности свидетельствуют о быстром росте запасов и о замедлении оборота капитала. Высокий показатель промежуточной ликвидности может быть вызван неэффективным использованием денежных средств, аккумуляцией их на счетах в банках или увеличением объема дебиторской задолженности.

Платежеспособность предприятия считается нормальной, если оно в каждый момент только за счет денежных средств может погасить не менее 15-20% имеющейся задолженности.

Низкая ликвидность баланса является сигналом о возникновении трудностей с погашением задолженности.

БИЛЕТ № 28

§

Построение социально-ориентированной рыночной экономики предполагает возрастание роли некоммерческих организаций, оказывающих различные виды социальных услуг. В Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Финансы некоммерческих организаций представлены разнообразными финансовыми отношениями, складывающимися по поводу формирования и использования денежных фондов различного назначения:

· с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу получения бюджетных средств и их использования;

· с другими организациями и физическими лицами по поводу формирования внебюджетных источников доходов (взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, а также доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и их использования;

· с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу выполнения обязательств перед бюджетами разных уровней и бюджетами внебюджетных фондов путем уплаты налоговых платежей, а также страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование;

· со своими работниками по поводу формирования и использования фондов оплаты труда и фондов целевого назначения (материального поощрения, производственного и социального развития и др.).

Исходя из этого финансы некоммерческих организаций — это отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организаций для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации. При этом некоммерческая организация может выполнять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности организации. Предпринимательскую деятельность некоммерческая организация может осуществлять лишь в целях, ради которых она создана. Подобное ограничение устанавливается законодательством, чтобы предотвратить занятие более прибыльной деятельностью в ущерб основной, отвечающей целям ее создания.

Содержание финансовых отношений в каждой из групп определяется организационно-правовой формой, в которой создается некоммерческая организация, особенностями целей и характера их деятельности в процессе оказания услуг. Это обуславливает специфику состава финансовых ресурсов некоммерческих организаций, порядка их формирования и использования.

Некоммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах: потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и других формах, разрешенных законодательством

В2. Планирование аудита. Программа аудита

Аудиторский процесс – это ряд последовательных этапов, включающий в себя подготовку к проверке, составление ее программы, изучение организации работы на предприятии и документальную проверку операций и учетных данных.

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур. Таким образом, можно заключить, что аудиторская группа должна составить и утвердить общий план аудита, в котором будут содержаться сведения о порядке осуществления расчетов. Затем должна быть составлена аудиторская программа.

При планировании аудиторской проверки необходимо решить, какие документы должны быть подготовлены для проверки, определить порядок тестирования системы внутреннего контроля с целью установления возможности и объема выборки.

Этапы планирования предусматривают:

– предварительное планирование;

– подготовку и составление общего плана аудита;

– подготовку и составление программы аудита.

Планирование является начальным этапом проведения аудита и состоит из разработки общего плана аудита с указанием ожидаемого объема работ и сроков проведения аудита, а также аудиторской про­граммы, определяющей объем, виды и последовательность осущес­твления аудиторских процедур, необходимых для формирования ау­дитором объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, аудиторская организация обязана учитывать: бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита — подготовительного, основного и заключительного; сроки работы аудиторской группы; количественный состав и квалификационный уровень членов группы.

Далее необходимо разработать и документально оформить об­щий план аудита с описанием предполагаемого объема и характера проведения аудиторских процедур. Общий план аудита должен быть достаточно детальным, его форма и содержание могут меняться в хо­де осуществления аудиторской проверки в зависимости от размера субъекта хозяйствования, сложности аудита, специфической мето­дологии и технических приемов, используемых аудитором.

В общем плане указывают наименование и объем выполняемых работ, сроки проведения и продолжительность работ, процедуры (способ и приемы, выполняемые аудитором.

Необходимым условием успешного выполнения планируемых аудиторских работ является наличие программы аудита.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.

Аудитор (аудиторская организация) должны разработать и доку­ментально оформить программу аудита, определяющую характер, сроки и объем запланированных процедур аудита, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита представля­ет собой серию инструкций для аудиторов, а также средства контроля за надлежащим выполнением работ. Программа аудита должна со­держать в себе цели аудита для каждого раздела с указанием сроков проведения аудита.

Для аудиторских процедур по существу аудитору следует опреде­лить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу по каждому разделу бухгалтерского учета.

В зависимости от изменения условий проведения аудита и ре­зультатов аудиторских процедур программа может пересматривать­ся. Причины и результаты изменений следует документировать.

Программа аудита содержит перечень вопросов по отдельным те­мам, видам или направлениям ожидаемых работ, подлежащих провер­ке, время проведения, масштабы и виды аудиторских процедур (за ка­кой период времени следует проверить, используя ту или иную ауди­торскую процедуру, т.е. тот или иной способ, прием контроля). Про­грамма используется в качестве инструктивного материала, определя­ющего содержание, объем, способы и приемы документального и фак­тического контроля активов и пассивов проверяемого предприятия. Наличие программы, кроме того, обеспечивает контроль за своевре­менным и качественным выполнением аудиторских процедур.

При подготовке аудиторской программы следует принимать во внимание результаты внутреннего контроля. Если окажется, что внутренний контроль был достаточно эффективным, то в программу аудита можно включать не все, а только лишь некоторые аудиторские процедуры, которые, однако, позволяют обосновать правильные вы­воды о достоверности или недостоверности показателей финансовых отчетов и балансов. Аудитор может принять решение о неиспользо­вании данных внутреннего контроля, если у него имеются другие, бо­лее эффективные методы получения достаточных аудиторских дока­зательств.

На этапе планирования аудита производится общее ознакомление с финансово-хозяйственной деятельностью организации, а также системой внутреннего контроля на предприятии.

§

Страхование – составная часть финансов, но отношения страхования имеют целый ряд особенностей:

денежные отношения в страховании связаны с возможностью наступления страховых случаев, наносящих ущерб;

при страховании нанесенный ущерб распределяется между участниками страхования;

при страховании ущерб перераспределяется между территориями и во времени;

страхование характеризуется возвратностью средств, внесенных в страховой фонд.

На основании перечисленных выше особенностей можно дать следующее определение: страхование – это совокупность эк-х отношений между его участниками по поводу формирования страхового фонда и его использования для возмещения ущерба. В Российской Федерации существуют три основные формы страхового фонда:

централизованный страховой фонд образуется за счет общегос-венных ресурсов в натуральной и денежной формах, распоряжается им Правительство;

фонды самострахования создаются самими предприятиями и организациями в виде резервных и страховых фондов, фондов риска; существуют в денежной и натуральной формах;

фонды страховщика создаются специализированными страховыми компаниями за счет уплаты взносов, существуют только в денежной форме.

Сущность страхования проявляется в его функциях. Страхование выполняет следующие функции:

рисковая функция – перераспределение риска между участниками страхования;

предупредительная функция – использование части средств на уменьшение вероятности наступления страхового случая;

сберегательная функция – страхование используется для накопления денежных средств (страхование на дожитие);

контрольная функция – контроль за формированием и использованием страховых фондов.

Понятие страхования. Страхование – это такой вид необходимой общественно полезной деятельности, при которой граждане и организации заранее страхуйут себя от неблагоприятных последствий в сфере их материальных и личных нематериальных благ путём внесения денежных взносов в особый фонд специализированной организации (страховщика), оказывающей страховые услуги, а эта организация при наступлении указанных последствий выплачивает за счёт этого фонда страхователю или иному лицу обусловленную сумму.

. Формы страхования: (ст. 927)

Добровольное страхование:

правила устанавливаются на основе договора между страхователем и страховщиком в соответствии с действующим законодательством;

конкретные условия определяются при заключении договора.

Обязательное страхование:

случаи обязательного страхования определяются соответствующими законами РФ.

Обязательное гос-венное страхование жизни, здоровья, имущества гос-венных служащих определённых законом категорий за счёт гос-венного бюджета.

. Виды страхования.

Личное страхование (ст. 934). Объект – жизнь, здоровье, достижение определённого возраста или наступление иного страхового случая в жизни страхователя).

Имущественное страхование (ст. 929). Объект – имущественные интересы (кроме противоправных, участия в играх, лотереях и пари, расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников – ст. 928), связанные:

со страхованием на случай гибели, недостачи, повреждения имущества (обязателен интерес);

с риском ответственности по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц;

с риском ответственности за нарушение договора (своей возможной ответственности перед контрагентом). Договор заключается лишь в случаях, предусмотренных законом;

с предпринимательским риском (только самого предпринимателя);

с риском исполнения своих обязательств страховщиком перед страхователем (перестрахование).

Специальные виды страхования (ст. 970) регулируются соответствующими правилами ГК, если законом об этих видах страхования не предусмотрено иное (zB., иностранных инвестиций от некоммерческих рисков, морское, медицинское, банковских вкладов, пенсий).

§

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Экономический анализ является необходимым элементом управления экономикой. В зависимости от потребностей управления можно выделить виды анализа.

Классификация видов экономического анализа базируетсяна основе классифи­кации функций управления и определяется потребностями практики.

По уровням управления: макро- и микроанализ.

По субъектам, проводящим анализ: внешний и внутренний анализ. Внутренний

анализ проводится в целях внутреннего управления, внешний – в целях принятия дело­вого решения по отношению к настоящим или потенциальным контрагентам (поставщи­ки, покупатели, партнеры по совместной деятельности, банки и т.д.).

По периодичности проведения – годовой, квартальный, месячный, декадный, ежедневный, разовый, непериодический.

По содержанию и полноте изучаемых вопросов – полный, локальный, тематиче­ский анализ.

По степени ориентации на отдельные подсистемы – технико-экономический ана­лиз (технические службы управления), социально-экономический анализ (экономические и социологические службы, статистические органы), экономико-правовой анализ (юри­дические службы), экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей среды. специальные лаборатории).

По направленности во времени – ретроспективный, текущий (итоговый), опера­тивный, предварительный, перспективный анализ. Ретроспективный анализ направлен на изучение прошлых периодов (ряда лет) для выявления тенденций развития. Текущий (итоговый) анализ также является формой ретроспективного анализа, он проводится по итогам работы за год, является периодическим (проводится ежегодно за истекший год). Оценка результатов производится нарастающим итогом за месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год. Построен, главным образом, на сравнении фактически достигнутого уров­ня показателей с их плановыми или нормативными значениями. Оперативный анализ означает постоянный контроль текущей хозяйственной деятельности и выполнения плана, он максимально приближен ко времени осуществления хозяйственных операций в отличие от текущего анализа. В значительной степени основан на данных первичного учета и непосредственного наблюдения за процессом производства и реализации про­дукции. Это позволяет оперативно реагировать на события в хозяйственной деятельно­сти. Главная задача – выявление отклонений по основным показателям деятельности за смену, сутки, пятидневку, декаду; выявление причин отклонений, разработку мероприя­тий по устранению негативных явлений. Предварительный анализ – это анализ, пред­шествующий принятию конкретного управленческого решения, в том числе и оператив­ного. Возможные варианты решения оцениваются с позиций момента принятия решения и с учетом возможных последствий. Предварительный анализ нацелен на будущее, по содержанию может различаться как тактический и стратегический анализ. Перспектив­ный анализ- это оценка будущих результатов, возможных темпов развития, оценка рис­ков, анализ при составлении годовых и перспективных планов; прогнозирование бан­кротства.

По уровням проведения: внутрихозяйственный, сравнительный (межзаводской) и отраслевой анализ – изучается положение предприятия в рамках отрасли и отрасль на основе изучения входящих в нее предприятий;

В зависимости от пользователей экономической информации и задач анализа различаются управленческий и финансовый анализ. Это не взаимоисключающие на­правления анализа, наоборот, они дополняют друг друга. В частности, в [1] управленче­ский анализ рассматривается как внутрихозяйственный производственный анализ и внутрихозяйственный финансовый анализ; в [11] содержание финансового анализа раскрывается с позиций внутреннего управления; в [2] – финансовый анализ рассматри­вается как внешний и внутренний анализ.

БИЛЕТ №30

§

Государственные и муниципальные финансы – это финансовые отношения, которые возникают в процессе распределения в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их расходования на удовлетворение социальных нужд общества, обеспечение бесперебойной работы экономики, финансированиенациональной обороны и других расходов государства и муниципальных образований.

Особое назначение в финансовой системе уделяется государственным и муниципальным финансам, данный факт обусловлен их своеобразными функциями – снабжать органов государственной власти и местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимой для бесперебойной работы. С помощью этих финансов органы местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, влияют на многие отрасли экономики и разглаживание отличий в социальных уровнях отдельных территорий.

На организацию государственных и муниципальных финансов влияет ряд факторов:

— Форма государственного устройства. К примеру, для унитарных форм, характерна более высокая степень концентрации финансовых ресурсов по сравнению с федеративным государством.

-Особенности административно-территориального устройства государства,которая проявляется в функционирования одних субъектов федерации в составе других субъектов. Согласно Российской конституции, субъектами РФ являются края и области. Соответственно формирование финансовых ресурсов таких субъектов, осуществляется в условиях разграничения полномочий с федеральным центром. При этом пропорции зачисления доходов в бюджеты разных уровней способны регулироваться как федеральным законом, так и соглашениями между органами государственной власти.

— Особый статус отдельных территориальных образований.Так например, некоторые унитарные государства такие как Италия, Испания и др., включают в свой состав автономии, те органы власти, которые имеют более серьёзные права, чем органы власти других административно-территориальных единиц государств.

Принципы равноправия субъектов, которые закреплены в статье 5 Конституции Российской Федерации, не предусматривает различий в объёме полномочий, возлагаемых на органы власти республик, краёв, автономных округов, городов федерального назначения. В свою очередь, для муниципальных образований законодательство предусмотрело возможность установления особого режима функционирования.

Бюджеты формируются органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления для финансового обеспечения многих задач и функций. При помощи средств бюджетов обеспечиваются многие процессы: социальные, экономические, развитие научно-технического прогресса и др. Образование внебюджетных фондов связано, прежде всего, с появлением потребности у государственной власти и местного самоуправления в значительных объёмах. При помощи внебюджетных фондов обеспечивается финансирование таких мероприятий за счёт предназначенных средств, которые используются по целевому назначению.

Финансовые ресурсы, образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов – это доходы, накопления, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, предназначенных для решения вопросов, отнесённых к их компетенции.

Государственные доходыпредставляют собой денежные средства, зачисляемые в бюджеты разных уровней на основание действующего законодательства. При этом данные средства, которые начисляются в бюджеты соответствующих уровней, представляют собой доходы бюджетов в виде денежных средств, поступающих в государственные внебюджетные фонды.Муниципальные доходы это денежные средства, зачисленные в бюджеты муниципальных образований, в соответствие с решениями органов местного самоуправления и законодательством государственной власти.

Мобилизация доходов в бюджеты разных уровней осуществляется за счёт налоговых поступлений, неналоговых и безвозмездных перечислений. Наибольшая доля поступлений приходится на налоговые начисления.

Финансирования расходной части бюджетов, осуществляются за счёт поступлений из источников, предназначенных для балансировки дефицита бюджета. Финансирование дефицита бюджета происходит из привлечённых средств, в форме займа, при помощи размещения государственных ценных бумаг и полученных кредитов. Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления образуется за счёт поступлений текущего финансового года. Эти накопления проявляются в остатках средств на счетах бюджетов на начало года. ВВП является источником формирования государственных финансовых ресурсов, также такими источниками являются поступления от внешнеэкономической деятельности и части национального богатство, к примеру, доходы от продажи земли, нематериальных активов и др.

Использование финансовых ресурсов проявляется в виде государственных и муниципальных расходов. Государственные расходыпредставляют собой денежные средства, направляемые государством из бюджетов определённых уровней на финансовое обеспечение, наложенных функций и задач.

Муниципальные расходыэто те же денежные средства, направляемые из бюджетов соответствующих уровней на решение проблем местного назначения.

§

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Большое значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции(штуки, метры, тонны и т. д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели,как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т. д.

Нормативные трудозатратыиспользуются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Формула расчета по среднегеометрической: Гибкие сметы затрат

Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. Балансовое управление имеет вид РП = ГПзап.I ВП – ГПзап.II ,

где РП – объем реализованной продукции; ГПзап.I, ГПзап.II – запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно; ВП – объем выпуска продукции за период.

В3. Сущность аудита: аудиторская деятельность (аудит), аудитор. Права, обязанности аудитора. Цели и задачи аудита. Правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации. Саморегулируемые аудиторские организации.

Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая сво­им результатом выражение мнения аудиторской организации о сте­пени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудитом занимается аудитор — частное лицо или фирма, про­водящие аудит предприятия.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринима­тельскую деятельность по проведению собственно аудита и ока­занию сопутствующих ему работ и услуг.

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.

Цель аудита определяется законодательством, системой норматив­ного регулирования аудиторской деятельности, договорными обяза­тельствами аудитора и клиента.

Целями аудита бухгалтерской отчетности, как это определено в правиле (стандарте) РФ «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

Система регулирования аудиторской деятельности включает в себя акты пяти уровней:

1) Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ “Об аудиторской деятельности”;

2) Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696. На сегодняшний день утверждено 23 таких стандарта, среди которых:

3) Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (на сегодняшний день действует 16 стандартов, в частности, стандарт о характеристике сопутствующих аудиту услуг от 18 марта 1999 г., стандарт об использовании работы другой аудиторской организации от 27 апреля 1999 г.). Все они были изданы до принятия Закона от 7 августа 2001 г. и поэтому действуют в части, не противоречащей ему;

4) рекомендательные акты, изданные профессиональными объединениями аудиторов (в частности, Аудиторской палатой России). Характерным примером рекомендательного акта является Кодекс этики аудиторов России, принятый Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 28 августа 2003 г., который был разработан с учетом рекомендаций Кодекса этики международной федерации бухгалтеров.

5) локальные акты, например рекомендации по проведению аудита на отдельных предприятиях.

Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:

§ самостоятельно определять формы и методы аудиторской про­верки;

§ проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие де­нежных сумм, ценных бумаг;

§ получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц и др.

Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны:

а) при осуществлении аудиторской деятельности неукоснительно соблюдать требования законодательства;

б) немедленно сообщать заказчику: о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки данного экономического субъекта вследствие родственных, должностных или экономических связей;

в) квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги;

г) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержание без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Лицензирование представляет собой прежде всего форму контроля со стороны государства за осуществлением того или иного вида деятельности, выполнением обязательных требований и условий субъектами, осуществляемыми конкретную деятельность. Введение лицензирования определенного вида деятельности означает применение в отношении организации, ведущей такую деятельность, режима, близкого к режиму специальной правоспособности. Однако это обстоятельство не отражается в уставе соответствующего хозяйствующего субъекта; вопрос решается лицензией, выдаваемой лицензирующим органом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *