Почему возникает гипотонус мышц?
Врожденную гипотонию мышц нередко диагностируют сразу же после рождения малыша. Во время осмотра неонатологом обнаруживаются снижение тонуса мышечной системы, невозможность проведения сгибания в суставах. Врожденная гипотония является одним из симптомов основного заболевания и идет параллельно с неврологическими расстройствами, стигмами дизэмбриогенеза.
Врожденный мышечный гипотонус у детей наблюдается при таких патологических состояниях:
- синдромах Дауна, Марфана, Менекса, Лея, Краббе, Тея-Сакса и других;
- гипофизарном нанизме;
- септооптической дисплазии;
- некетотической гиперглицинемии.
Гипотония мышц сопровождает следующие нарушения внутриутробного развития:
- мозжечковую атаксию;
- дисфункцию сенсорной интеграции;
- диспраксию;
- гипотонический церебральный паралич.
Мышечный гипотонус врожденного происхождения развивается постепенно, проявляется различным темпом прогресса или регресса патологии.
Приобретенные формы мышечной гипотонии встречаются:
- при генетических аномалиях (метахроматической лейкодистрофии, синдроме Ретта, мышечной дистрофии);
- при отравлениях ртутью;
- в результате перенесенных инфекций;
- при аутоиммунных нарушениях;
- после перенесенных черепно-мозговых травм;
- как осложнение после вакцинации;
- в результате родовых травм, осложненных асфиксией и кровоизлияниями.
Мышечный гипотонус наблюдается в клинической картине гипотиреоза, нарушениях развития мозжечка, синдроме Сандифера.
На что стоит обратить внимание
Существует несколько важных нюансов, которые стоит учитывать при развитии гибкости у детей:
- эффективная растяжка – регулярная. Именно упорство ребенка и его желание заниматься влияют на то, как быстро появится положительный результат. А вот месячный перерыв может с легкостью уничтожить весь наработанный результат тренировок;
- эластичность связок выше в раннем возрасте, именно тогда гораздо проще научиться садиться на шпагат;
- хорошая гибкость влияет на нынешний вид и функционирование организма: она обеспечивает ровную красивую осанку, улучшает кровообращение и позволяет сохранять подвижность долгие годы;
- не нужно пытаться добиться сверхгибкости в раннем возрасте. Это может привести к травмам и другим негативным последствиям, которые проявят себя в будущем.
Стретчинг – это прекрасный способ подготовить мышцы перед другими физическими упражнениями, а также эффективный метод расслабить мускулатуру после них. Специалисты Европейского Гимнастического Центра помогут проводить упражнения правильно, с наибольшей эффективностью, а также подготовят вашего ребенка к дальнейшим занятиям любым видом спорта.
Если у Вас остались вопросы можете проконсультироваться с нашими специалистами по телефону 7 (495) 477 32 69 или оставив заявку на бесплатное пробное занятие.
Правда ли, что девочки гибче мальчиков?
Да. Причина кроется в гормональном фоне, а именно — в большем количестве коллагена и эластина в мышечных волокнах. Но и девочки, и мальчики будут «гнуться» настолько хорошо, насколько им это позволит генетика.
В значительной степени гибкость обусловлена наследственными факторами.
Так что если мама с легкостью садилась на шпагат, скорее всего, и у ребенка не возникнет с этим особых сложностей. Помимо наследственности гибкость зависит от состояния организма в конкретный момент и даже от внешних условий: например, в утренние часы она обычно снижена (хотя тренировки по ее развитию лучше проводить именно в это время).
Когда нужно начинать «тянуться»?
В раннем возрасте (от года до трех лет), когда опорно-связочный аппарат ребенка только формируется, подвижность в его суставах достаточно велика и не требует специальной «тренировки» физическими упражнениями. А вот обычная ОФП не повредит: детская аэробика, ритмика и самая простая хореография, подвижные игры во дворе — все это будет способствовать развитию гибкости.
Такие укрепляющие занятия можно практиковать уже с 1,5-годовалого возраста. Целенаправленно начинать развивать гибкость у ребенка лучше всего с 6–7 лет. К этому возрасту мышечно-связочный аппарат уже окрепнет, а его растяжимость останется по-прежнему высокой.
Как правило, подвижность крупных суставов планомерно увеличивается до 13–14 лет, а к 16–17 годам стабилизируется. Поэтому, если вы хотите сохранить природную гибкость ребенка, специальные занятия нужно начинать уже в младшем школьном возрасте, в противном случае пластичность тела неизбежно будет снижаться.
Хорошая гибкость передается по наследству. Вот почему в цирковом и балетном искусстве так много династий.
«гуттаперчевые» дети
Иногда гибкость малышей явно выше нормы: они запросто могут заложить ногу за голову или практически разогнуть пальчики на руках в обратную сторону. Повышенная мобильность («разболтанность») детских суставов, которая может проявляться в том числе и в частых вывихах, — это повод насторожиться!
Грань, отделяющая хорошую природную гибкость от патологической, очень тонка. В одних случаях чрезмерная подвижность суставов и растяжимость связок — это специфическая особенность организма, а в других — патология, в результате которой происходит нарушение состояния коллагеновых волокон (они становятся очень уязвимыми, резко падает скорость их восстановления).
Как тренировать гибкость?
На сегодняшний день есть много методик и детских программ, направленных на развитие гибкости. Самые популярные из них — стрейч и йога. Сравнивать детскую йогу с обычной не стоит: она не затрагивает философского аспекта направления и более динамична. На занятиях дети в игровой форме знакомятся с основными асанами (путем их сравнения с позами животных), учатся правильно «входить» в них и «выходить».
Обязательно уделяется внимание дыхательной гимнастике, но и она — облегченная, носит профилактический характер. Детская йога способствует развитию гибкости тела и подвижности суставов, улучшению координации и осанки, благотворно воздействуют на работу сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.
Программа стрейч (stretch) для детей — это упражнения, которые также развивают подвижность в суставах и улучшают растяжку основных мышечных групп и связок. Выполняются они с постепенным увеличением амплитуды движений, но в отличие от «взрослого» варианта — без длительного фиксирования в конечном положении.
Занятия «на растяжку» (средняя продолжительность 30–45 минут) проходят в спокойном темпе под приятную музыку, однако требуют от ребенка довольно высокой степени концентрации. Начинать посещать их детские специалисты по фитнесу рекомендуют не ранее чем с 6 лет!
Насколько это безопасно?
Спешим успокоить: детям можно выполнять практически все упражнения на растягивание. Главное — подходить к ним очень аккуратно и не злоупотреблять. Форсированное развитие гибкости у детей без одновременного укрепления мышечно-связочного аппарата с помощью физических нагрузок чревато микротравмами (растяжениями связок, «разболтанностью» суставов и даже их необратимыми изменениями).
Разумеется, упражнения на растягивание должны учитывать и индивидуальные особенности ребенка! Как бы вы ни мечтали, чтобы ваш маленький акробат поразил всех на детской площадке, выполнив сальто назад, в его лексиконе не должно быть слов «боюсь» и «больно».
Да, растяжка может вызывать у детей неприятные ощущения, которые, в свою очередь, отрицательно сказываются на технике выполнения упражнений и могут привести к травме. Поэтому при занятиях соблюдайте основные принципы растягивания: доступность, постепенность, регулярность.
Чтобы упражнение было понятным для ребенка, используйте визуальные образы: они помогут правильно выполнить его, так как создают четкие «рамки» движений. Например, держим руки, разведенные в стороны, и говорим: «как крылья у самолета». Амплитуду движений необходимо увеличивать понемногу, по мере исчезновения болевых ощущений. Систематичность занятий (лучше 10 минут, но каждый день) позволит добиться хороших результатов и закрепить их.
Безусловная поддержка
Ребенок должен чувствовать, что он любим, защищен и его всецело принимают таким, какой он есть. Такое ощущение безопасности в психологии называется надежной привязанностью. Благодаря ей эмоциональная жизнь ребенка будет стабильнее до подросткового возраста и положительно скажется на взаимоотношениях во взрослом возрасте.
Зная, что его не перестанут ценить, не отвергнут, не накажут и не пристыдят за его эмоции, какими бы они ни были, ребенок проверяет на практике, что такое печаль, радость или гнев. Он постепенно осознает, как справляться с эмоциями и как на них реагировать.
Это не значит, что вы должны мириться с истериками или нерациональными поступками. Вы просто даете ребенку понять, что его чувства реальны и так же важны, как чьи бы то ни было. Помогите ему научиться распознавать и называть свои эмоции: «Я вижу, тебя очень это раздражает. Да, я понимаю, что сейчас ты хочешь продолжить играть».
Виды мышечного гипотонуса
В зависимости от причины, которая привела к развитию мышечной гипотонии, выделяют две формы патологии:
- Врожденная — развивается вследствие генных мутаций или хромосомных аномалий. Подтвердить эту форму можно с помощью лабораторного исследования кариотипа.
- Приобретенная — обусловлена неблагоприятным воздействием на организм ребенка негативных факторов после его рождения. Гипотонус наблюдается у детей с ДЦП, перенесших травмы головы и спины, нейроинфекции, отравления нейротропными ядами.
- Мышечный гипотонус классифицируется также с учетом локализации патологического очага:
- центральный — возникает при различных поражениях головного и спинного мозга;
- периферический — развивается в результате локального повреждения нейронов и характеризуется гипотонией отдельных мышц.
У новорожденных мышечный гипотонус проявляется генерализованной и изолированной формами. При первом типе наблюдается диффузное поражение всей мышечной ткани, что сопровождается крайне тяжелым состоянием ребенка. Изолированный тип характеризуется гипотонией отдельных групп мышц.
В зависимости от стадии патологического процесса мышечная гипотония у детей может быть острой или хронической.
Дополнения к комплексам упражнений в зависимости от возраста ребенка
С каждым годом функциональность детского организма повышается, именно поэтому важно корректировать комплексы упражнений с учетом возрастных нюансов. Такой подход позволяет улучшить эффективность занятий и достичь хорошей гибкости у ребенка.
Упражнения для 4 лет. В этом возрасте можно уже вводить шпагаты (20 секунд) и «мостик» (5 подходов). При этом количество базовых упражнений увеличивается на 5–10 раз, в зависимости от готовности ребенка. Также важно дать ему самостоятельность.
Если до этого в упражнениях помогают родитель или тренер, то теперь ребенок должен выполнять все сам, причем по собственному желанию, а не через силу. Для этого применяйте игровые методы, находите способы увлечь ребенка. Помните, в этом возрасте суставной аппарат еще не до конца сформирован, поэтому не делайте упор на профессиональную растяжку. Она может давать болевые ощущения, которые лишь отпугнут ребенка и могут вообще лишить его желания заниматься.
Упражнения для 5–7 лет. Остаются все базовые упражнения, но в них снова увеличивается число повторений. Тренер совсем ненавязчиво оказывает помощь в растяжке, но большую часть элементов ребенок выполняет самостоятельно. Для хорошего шпагата каждую ногу важно тянуть не менее 30 секунд, далее это время увеличивается до минуты и более.
Упражнения для 7 лет. В данном возрасте допускается использование статических и динамических упражнений, также включаются гимнастические элементы. «Кольцо» и «корзинка» теперь выполняются по 5 подходов с фиксацией на 5 секунд. Добавляются махи ногами у опоры вперед, назад и в стороны по 10 раз, перевороты вперед-назад на полу, шпагаты и растяжка складок по 2–3 минуты.
Зачем развивать гибкость ребенка
Счастливчикам гибкость и хорошую подвижность в суставах дарит природа, но эти качества можно развить и физическими упражнениями. Вот только зачем это делать?
Для хорошей координации. Подумайте о том, что через некоторое время вашему чаду придется делать кувырки и лазать по канату на уроках физкультуры, а потом — танцевать вальс на выпускном вечере. Если гибкость ребенка развита на должном уровне, он будет легче овладевать другими двигательными навыками (бег, прыжки, лазание, танцевальные па и т. п.).
Для профилактики травматизма. Бытовые травмы, такие как вывихи и растяжения, часто являются результатом недостаточной гибкости ребенка. Растяжка оберегает мышцы от чрезмерного напряжения — снижает риск повреждений и помогает организму быстрее восстановиться после физических нагрузок. Негибкий ребенок к тому же тратит гораздо большее количество энергии, а значит, у него быстрее наступает утомление.
Для правильной осанки и красивой походки. Многие упражнения, направленные на развитие гибкости ребенка, одновременно тренируют и мышцы спины, что способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, формированию осанки и профилактике плоскостопия.
Мальчики не плачут?
Есть ли у вас правила выражения чувств? Например, «Большие мальчики не плачут». Оно показывает ребенку, что неприятные эмоции — это признак слабости и их надо избегать. Еще одна ошибка — преуменьшать разочарование или печаль ребенка: «Да он просто устал», «Она проголодалась», «Перебесится».
Либо когда мы предлагаем детям смотреть на неприятности через розовые очки: «Ну, милая, ты же сама знаешь, что преувеличиваешь», «Все хорошо». Еще одна ловушка на пути родителей — стремление исправить ситуацию. Например, когда ребенок приходит домой из школы и говорит: «Со мной никто не хочет играть», а вы тут же бросаетесь на помощь: «Не плачь, давай я с тобой поиграю».
Такие слова приносят больше вреда, чем пользы. Так мы лишаем ребенка критически важной возможности проработать свои неприятные эмоции — встретиться с ними лицом к лицу и чему-то научиться. К тому же мы невольно внушаем ребенку, что сам он не справится.
Очень гибкая девочка.
Принципы лечения мышечной гипотонии
Терапевтическая тактика зависит от основного заболевания, которое привело к возникновению мышечного гипотонуса. Современная медицина предлагает множество эффективных методик, направленных на лечение гипотонии. Наиболее часто применяются такие виды консервативной терапии:
- массаж;
- физиотерапевтические процедуры;
- лечебная физкультура.
В некоторых случаях малышам назначают лекарственные препараты, действие которых направлено на улучшение кровообращения, стимулирование развития нервной системы.
Первые занятия лечебной гимнастикой проводит квалифицированный специалист. Он объясняет маме, какие упражнения в дальнейшем она может делать с ребенком в домашних условиях. Максимальный положительный эффект достигается при сочетании гимнастики с массажем и занятиями в бассейне или ванной.
При обнаружении проявлений снижения мышечного тонуса у ребенка необходимо срочно обратиться к грамотному специалисту. Детский невролог клиники «Эдкарик» в Калининграде использует в лечении и реабилитации маленьких пациентов новейшие разработки и техники, доказавшие на практике свою эффективность.
Проявления гипотонуса: родителям на заметку
Вялость ребенка нередко ошибочно воспринимается как спокойный характер, а повышенная болезненная сонливость — как здоровый крепкий сон. В таких случаях важно не пропустить патологию.
Внимательные родители могут обнаружить сниженный тонус мышц по косвенным признакам:
- В период бодрствования малыша следует обратить внимание на его активность, реакцию на внешние раздражители. Малая активность ребенка должна насторожить родителей.
- Во время сна у младенцев с мышечным гипотонусом ручки и ножки распрямлены (специфический симптом патологии), ладошки широко раскрыты. Если мама раскрывает ребенку сжатый кулачок, ладонь остается раскрытой.
- При кормлении грудничка мама должна обратить внимание, хорошо ли он берет грудь или соску, как долго ест. Заподозрить мышечную гипотонию можно в случаях, когда малыш медленно ест, во время кормления быстро устает.
Как правило, дети, страдающие сниженным мышечным тонусом, отстают в физическом развитии: они позже начинают удерживать голову, переворачиваться на живот, держать свои игрушки. Кроме того, малыши плохо прибавляют в весе.
Самостоятельность
Автономность — критически важный для нравственного развития ребенка элемент. Она означает самоуправление, самостоятельность, а не прогулки по ночам в компании друзей-хулиганов.
Вот как можно способствовать развитию автономности у ребенка:
- Уважайте его за те качества, которыми он обладает (например, любит рисовать), а не за те, какие желали бы в нем видеть (например, спортивные таланты).
- Предоставляйте ему свободу выбора всегда, когда можете. Но это не значит вообще не ставить границ, не задавать ожиданий или потворствовать всем капризам.
- Когда вы не можете предоставить выбор, объясняйте свое решение Если малыш не понимает, почему надо держать маму за руку, когда переходишь дорогу, объяснение «Потому что я так сказала!» не способствует развитию автономности. «Потому что ты маленький и водители тебя могут не заметить, а меня они хорошо видят», — другое дело.
- Как можно реже применяйте внешние поощрения — наклейками, игрушками, деньгами — за такие достижения, как хождение на горшок, выученные уроки или хорошие оценки.
Поощрение автономности также помогает ребенку выработать собственный набор ценностей, отдельный от родительских правил и поощрений, — свой путь на будущее.
Синдром гипермобильности суставов: чем опасна повышенная гибкость –
Малыши вообще более гибкие, чем взрослые. Это нормально, если, конечно, не превышает естественных пределов мобильности.
В возрасте от двух до семи лет каждый четвертый ребенок может поражать объемом движений, недоступным для других детей, и вот это – уже признак гипермобильности.
Гипермобильность обычно наблюдается у детей и подростков, а среди взрослых женщины отличаются избыточной подвижностью суставов в 6-8 раз чаще, чем мужчины.
Сам синдром гипермобильности суставов (СГМС) не считается болезнью. Однако он может проявляться как сам по себе, так и из-за достаточно серьезных патологий, которые объединяются в группу дисплазий соединительной ткани (ДСТ).
В официальных терминах СГМС, который не сопровождается признаками иных заболеваний, называют недифференцированной дисплазией соединительной ткани (НДСТ), а в зарубежной классификации он описывается еще более широко: гипермобильный спектр с разнообразными проявлениями.
Формы дисплазии соединительной ткани:
- недифференцированная ДСТ;
- синдром гипермобильности суставов, который выявляют по наличию определенных критериев – о них ниже;⠀
- 13 типов синдрома Элерса – Данлоса;
- синдром Марфана;
- следствие несовершенного остеогенеза 12-ти типов;
- синдром Стиклера;
- эластическая псевдоксантома.
Так что причин, по которым может появляться гипермобильность суставов, множество. Часть из них почти ни на что, кроме гибкости, не влияет, но некоторые угрожают не только здоровью, но и жизни!
Эмпатия
Быть эмоционально гибкими родителями означает не просто проявлять эмпатию к ребенку в данный момент, а регулярно показывать пример эмпатического поведения, чтобы дети приучились вести себя так же. Допустим, вам непонятно, почему первый день в новой школе — это страшно, но вы можете признать, что ребенок это воспринимает именно так.
Благодаря эмпатии вырастают дети, которые замечают, что одноклассника не позвали играть, что у кассира в магазине плохое настроение, что старушке надо помочь перейти дорогу. Повзрослев, они, скорее всего, будут еще тоньше ощущать несправедливость и помогать другим людям увереннее чувствовать себя в коллективе и в обществе в целом.
По материалам книги: «Эмоциональная гибкость».
Картинки в статье — кадры из мультфильма «Головоломка».