Фискальная политика и бюджет государства
Основная цель фискальной политики – контроль дефицита государственного бюджета.
Когда расходы государства превышают поступления от налогов, возникает дефицит бюджета. Чтобы закрыть бюджетные дыры, государство вынуждено искать альтернативные источники финансирования.
Существует три метода финансирования бюджетного дефицита:
- Накопление долга – правительство осуществляет внешние и внутренние заимствования на долговом рынке
- Денежное финансирование – осуществляется путем заимствования денег у центрального банка
- Продажа активов;
И первый, и второй методы приводят к увеличению суммы государственного долга, который должен быть погашен с процентами. Большая часть расходов государственного бюджета состоит из этих выплат.
Основные инструменты налогово-бюджетной политики
Элементами фискальной политики являются расходы и доходы федерального бюджета – государственные закупки, трансферты. Государственные закупки и трансферты являются расходами бюджета, а налоги – доходами.
Виды фискальной политики
По используемым инструментам фискальная политика делится на прямые и косвенные эффекты.
Инвестиции в производственную и непроизводственную структуру изменяют ценность государственных закупок, основанных на прямой политике воздействия на них.
Основы косвенной политики оказывают прямое воздействие на производителей и потребителей, а с их помощью влияют как на расходы, так и на доходы. Как повысить налоговые льготы и минимальную налогооблагаемую сумму.
В зависимости от того, как правительство использует фискальную политику и какие цели она преследует
- Осмотрительность;
- -limit (автоматически);
1. Дискреционная
Дискреционная фискальная политика – это сознательное решение государства изменить уровень налогообложения или расходов с целью контроля дефицита государственного бюджета и экономического расширения.
Правительство должно знать о состоянии экономики, чтобы проводить эффективную дискреционную бюджетную политику.
Плюсы и минусы фискальной политики
- Главный недостаток – “эффект вытеснения”. Это ситуация, когда рост расходов государственного сектора снижает или сводит на нет расходы частного сектора. Одна из наиболее распространенных форм вытеснения происходит, когда правительство начинает активно заимствовать на внутреннем долговом рынке. Большие объемы заимствований могут привести к повышению реальных процентных ставок. Повышение стоимости займов приводит к “вытеснению” некоторых инвестиционных расходов бизнеса в краткосрочной перспективе, т.е. заставляет фирмы не инвестировать в капитал;
- Фискальное регулирование экономики часто приводит к дефициту бюджета. Неэффективное распределение бюджета является основной причиной бюджетного дефицита. Стремление увеличить расходы без изменения доходов приводит к увеличению государственных заимствований и, следовательно, к росту долга;
- Важным фактором является отсутствие гибкости в фискальной политике, поскольку иногда существует длительная задержка между необходимостью изменения политики и реализуемыми мерами. Правительство не всегда может предсказать фактическое направление экономического развития, что вынуждает его принимать решения по корректировке фискальной политики с определенной задержкой. Существует временной разрыв между необходимыми мерами и решением об их реализации. Более того, административные процедуры по организации новой экономической политики вносят негативный вклад;
- Фискальная политика может быть не только неэффективной, но и неправильно направленной. Например, чрезмерное налогообложение, призванное пополнить доходную часть бюджета, “замораживает” легальную предпринимательскую деятельность, еще больше усугубляя бюджетные проблемы;
Эффективность фискальной политики
Согласно исследованию последствий фискальной экспансии, эти действия оказывают наибольший эффект при наличии следующих обстоятельств:
- Дефицитный метод финансирования роста государственных расходов за счет монетизации;
- Регулирование денежной массы процентной ставкой в сочетании с расширением денежной массы;
- Высокая степень чувствительности спроса на деньги к процентной ставке;
- Недоиспользование ресурсного потенциала экономики;
- Увеличение ресурсного потенциала экономики в сочетании с расширением денежной массы;
Когда спекулятивный спрос на капитал и инвестиции очень чувствителен к процентным ставкам, фискальная политика оказывается наиболее эффективной. Напротив, денежно-кредитная политика имеет значительный эффект вытеснения, а фискальная политика совершенно неэффективна.
В отсутствие резервов для роста производства и занятости фискальная экспансия эффективна лишь в краткосрочной перспективе.
Бюджетно-налоговая политика в условиях гибких цен
В сценариях с постоянными и скользящими ценами IS-LM может использоваться для анализа краткосрочного состояния экономики. Добавление в модель параметра, описывающего выпуск на потенциальном уровне, дает инструмент для оценки экономической политики как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. Давайте подумаем над этим вопросом на примере стимулирующей фискальной политики.
Рассмотрим исходную точку и положение экономики (рис. С точки зрения модели AD-AS, рост государственных расходов (или снижение налогов) вызывает смещение кривой IS1 вправо до положения AC2, что отражает рост спроса и вызывает ее поворот влево.
При росте совокупного спроса цены увеличиваются в среднем на P0 – P1 в соответствии с инфляцией. Рост цен вызывает снижение реального запаса денег, что приводит к смещению кривой LM1 вправо до положения LM’, если предложение денег остается неизменным.
Рис. 7.36 Эффект стимулирующей фискальной политики в краткосрочной и долгосрочной перспективе
В условиях избыточной занятости и инфляции спроса экономические агенты постепенно формируют новые ценовые ожидания, в соответствии с которыми корректируют свое поведение: при смене контрактов или заключении новых контрактов между фирмами или работником номинальная ставка заработной платы растет.
В результате предприятия сталкиваются с ростом издержек и снижением прибыли, что побуждает их сократить объем производства или занятость. Кривая SRAS смещается влево (см. Рисунок 7.36). Цены продолжают расти до уровня P2 (инфляция издержек) в результате того, что краткосрочное предложение становится менее доступным.
Экономика восстанавливает свой потенциальный объем производства, поскольку предложение денег в реальном выражении сокращается, а процентная ставка повышается до r2. В точке C возникает долгосрочное макроэкономическое равновесие, характеризующееся более высокими ценами и процентными ставками, чем в начальной точке.
Вопросы и задания для самоконтроля
- 1. каковы характеристики современных денег? Как организовано его распространение?
- 2. Опишите инфляцию. Каковы причины и виды инфляции?
- 3. Что такое денежный рынок? Каковы его механизмы?
- 4. Объясните концепцию кредита. Назовите принципы, функции и формы кредита.
- 5. Опишите банковскую систему в России. Какие методы может использовать Центральный банк Российской Федерации при проведении денежно-кредитной политики?
- 6. Каковы взаимоотношения между финансовой и бюджетной системами государства?
- 7. Опишите налоговую систему и фискальную политику государства. 1
Кредитно-денежная политика в условиях гибких цен
Рисунок 7.37: Эффекты стимулирующей денежно-кредитной политики
Предположим, что именно отсюда начинается экономика (рис. 7.37) до отражения точки А (рис. 6.36). Чтобы достичь положения LM’, кривая LM1 поворачивает вправо. Это представлено сдвигом кривой AD1 в сторону AC2 в модели AD-AS и соответствует увеличению совокупного спроса (рис. 7.37, b).
Расширение спроса вызывает инфляцию, и цены повышаются с P0 до P1. По мере роста цен реальное предложение денег сокращается, и кривая LM’ смещается вправо до положения LE2 (см. Рисунок 7.37).
В результате в точке А, где объем производства превышает потенциальный ВВП и присутствует избыточная занятость, существует краткосрочное макроэкономическое равновесие.
В дальнейшем инфляция издержек вызывает дальнейший рост цен, что сокращает краткосрочное совокупное предложение и вызывает смещение кривой SRAS1 влево в положение “стратегия роста”.
Новое долгосрочное макроэкономическое равновесие, обозначенное как точка С, наступает, когда объем производства достигает своего потенциального уровня, а процентные ставки растут. Со временем количество доступных денег обычно увеличивается, в то время как реальные факторы остаются неизменными.
Рисунок 7.37 Краткосрочные и долгосрочные эффекты стимулирующей денежно-кредитной политики
Анализ последствий стимулирующей фискальной или кредитной политики на основе моделей IS-LM и AAD показал, что бюджетных денег недостаточно для поддержания уровня выпуска.
Урок 13. бюджетно-налоговая политика –
экономика –
11 класс –
российская электронная школа
Экономика, 11 класс, предмет и название класса
Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
- Концепция фискальной (налоговой) политики.
- Цели фискальной политики.
- Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
- Стимулирующая и ограничительная фискальная политика.
- Дискреционные и автоматические формы фискальной политики.
- Фискальная политика как краткосрочная мера регулирования экономики государства.
Автоматической, недискреционной и автоматической фискальной политикой.
Теория для самостоятельного изучения
В латинском языке слово “fiscus” имеет несколько значений, например, корзина и касса. Понятие фискальной деятельности не тождественно термину фискальной или бюджетной. Конечно, это прерогативы государства.
Чтобы влиять на экономику, государство проводит фискальную политику, которая включает в себя контроль над налогами и расходами.
Цели фискальной политики те же, что и цели монетарной политики. Какими целями являются:
- Экономический рост;
- Полная занятость;
- Стабильность цен.
В современных фискальных процедурах используются как прямые, так и косвенные методы экономического регулирования. Прямым методом является бюджетное финансирование четко определенных областей (таких как поддержание военно-промышленного комплекса и развитие науки).
Косвенные методы – это влияние государства на совокупный спрос и предложение, используя систему налогообложения. Налоговые льготы позволяют государству влиять на совокупный спрос. В экономике это называется AD (от aggregate demand – совокупный спрос). Совокупный спрос – это сумма, которую готовы потратить все экономические субъекты страны (потребители и фирмы).
Государство также влияет на совокупное предложение с помощью налогов. Совокупное предложение (AAS) – это общая стоимость всех товаров и услуг, которые общество производит и/или предлагает рынку за определенный период времени.
Она включает в себя налоговые манипуляции (изменение налоговых ставок, введение налогов и т.д.). что позволяет государству добиться более устойчивых темпов экономического роста.
Федеральная фискальная политика в процессе достижения макроэкономического равновесия проводится с помощью двух основных инструментов:
- Изменения в налоговых ставках;
- Изменения в государственных расходах.
Существует различие между стимулирующей и ограничивающей фискальной политикой в зависимости от целей правительства.
Когда происходит экономический спад, в рамках стимулирующей фискальной политики предпринимаются следующие действия:
- Снижение налогов для физических и юридических лиц (снижение налогов для физических лиц увеличит доходы людей за счет их поведения, а для компаний снижение подоходного налога увеличит прибыль)
- Увеличение государственных расходов (повышение заработной платы гражданам, работникам государственных учреждений, пенсий, пособий, строительство различных объектов социальной инфраструктуры);
- Увеличение трансфертов (финансовой поддержки в виде пенсий, пособий, стипендий, грантов, социальных выплат);
Меры фискального стимулирования могут остановить рецессию, если будут предприняты эти действия.
Сдерживающая фискальная политика проводится во время инфляции, когда наблюдается экономический бум.
- Повышение налогов;
- Сокращение государственных расходов;
- Сокращение трансфертов (экономической помощи).
Применение этих мер способно сдержать рост цен.
Дискреционная (активная) и недискреционная формы фискальной политики различаются по характеру действия инструментов.
Фискальная дискреционная политика – это действия государства, направленные на исправление финансовой ситуации в стране с целью ее стабилизации. Эта политика предполагает изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальная политика называется бюджетно-налоговой.
Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами, чтобы повлиять на объем национального производства.
Встроенная стабильность”, на которую ориентирована автоматическая фискальная политика, основывается, помимо прочего, на том, что стабилизаторы уже включены в систему.
Налоги – прямые и косвенные – являются встроенными стабилизаторами.
Например, если экономика находится в состоянии спада, а налоговое бремя на население растет, увеличение государственных расходов неизбежно приведет к снижению налоговых поступлений.
Фискальная политика может быть полезным инструментом государства для регулирования рыночной экономики, но только как краткосрочное решение.
- Изменения (увеличение или уменьшение) государственных расходов, необходимые для стимулирования или сокращения политики, могут не совпадать с другими целевыми государственными расходами, например, необходимостью укрепления обороноспособности страны, защиты окружающей среды, финансирования научных исследований и т.д.
- Фискальная политика характеризуется определенным “замедлением”, поскольку парламентарии сначала должны обсудить существующую ситуацию, принять законодательство и только потом начать процесс реализации. Во-вторых, необходимо время, прежде чем изменения в налогах и государственных расходах окажут желаемый эффект на экономику и прежде чем она начнет реагировать. В таких случаях, если процесс затягивается, фискальная политика будет играть дестабилизирующую роль.
В целом, если фискальная политика сочетается с подходящей монетарной политикой и опирается на неизменно высокое доверие населения к правительству, ее эффективность возрастает.
Примеры и анализ решений по учебному модулю
Характеристика фискальной политики состоит всего из трех компонентов. Отметьте лишний компонент.
- Прогрессивные подоходные налоги и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения доходов в пользу бедных.
- Государственные расходы являются основным инструментом фискальной политики.
- Фискальные цели правительства не совпадают с целями денежно-кредитной политики.
- Автоматическая форма фискальной политики предполагает “встроенную стабильность”.
Для выполнения предложенного задания необходимо следовать следующему алгоритму:
- Раскрыть понятия “прогрессивное налогообложение” (налогообложение, характеризующееся увеличением ставок пропорционально доходу) и “трансфертные платежи” (бесплатные выплаты гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, субсидии, социальные выплаты других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупного дохода граждан) – правильное утверждение;
- Перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение налоговых ставок и государственных расходов) – правильное утверждение;
- Назвать цели монетарной политики.
Ответ:
- Прогрессивное подоходное налогообложение и трансферты являются инструментами перераспределения доходов в пользу бедных слоев населения.
- Государственные расходы являются основным инструментом фискальной политики.
- Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
- Автоматическая форма фискальной политики подразумевает “встроенную стабильность”.
2. Добавить подписи к изображениям.
Различные последствия действий правительства обсуждаются в этом материале. Составьте список всех компонентов фискальной политики и соответствующих им действий бюджета и фискальных процедур.
На рисунке 1 показана иллюстрация задания практического модуля.
Чтобы правильно выполнить это задание, необходимо:.
- Актуализировать сущность и характерное содержание понятия стимулирующей фискальной политики (комплекс мер правительства, осуществляемых в период экономического спада и заключающихся в расширении совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующих росту частных расходов, или комбинации этих мер);
- Вспомнить, когда применение данного типа политики (проводимой в период экономического спада) является целесообразным;
- Актуализировать сущность и характерное содержание понятия “фискальная политика”;
- Определить понятия, имеющие значение для применения анализируемых типов фискальной политики.
Ответ на рисунке 2.
Рисунок 2: Иллюстрация решения практической проблемы модуля
Начальная и вторичная литература, относящаяся к предмету образования:
- Королева Г. Е. Экономика. 10.-11. класс: учебное пособие для старшеклассников \/ Г. Е. Королева, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2022. – 192 с. “ил. – с. 142-144. Александр Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Краткий обзор лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77-81.
Открытые онлайн источники по теме урока
- Ибрагим М.А. Эволюция теоретических основ фискальной политики государства // Вестник ГУУ. 2022. №2. – С. 135-140. [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-teoreticheskih-osnov-fiskalnoy-politiki-gosudarstva-1.
- Ибрагим М.А. Ключевые проблемы государственной фискальной политики в условиях спада экономики Российской Федерации // Вестник ГУУ. 2022. №1. – С. 127-131. [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-problemy-fiskalnoy-politiki-gosudarstva-v-usloviyah-padeniya-urovnya-ekonomiki-rossiyskoy-federatsii.
Заключение
В своей фискальной политике штат руководствуется принципом, что “изменения в налоговых льготах и уровне государственных расходов влияют на”.
Более высокое налогообложение повышает совокупный спрос в краткосрочной перспективе, в то время как более низкие налоги и меньшие расходы государства снижают его. Фискальная политика может препятствовать экономическому росту в долгосрочной перспективе.
В зависимости от целей фискальная политика может быть как стимулирующей, так и ограничивающей.
Только временно фискальная политика является эффективной.
Выбор инструмента фискальной политики зависит от общего курса правительства.
Если это “либеральный” курс, предполагающий широкое участие государства в регулировании экономики и широкий учет его бюджетов для развития страны – то предпочтение отдается государственным расходам. Если же это консервативный курс, ориентированный на снижение роли государства и создание чисто рыночного механизма, – налоговые изменения налицо.