2.2. Гибкие бюджеты в системе затрат. Бюджетирование и контроль затрат: теория и практика

Что дает бюджетирование и кому это нужно

Считается, что финансовое планирование нужно только крупным компаниям, а небольшим фирмам достаточно вести учет доходов и расходов. Данный подход вполне оправдан. При небольших оборотах составление детальных финансовых планов может усложнить работу предприятия.

Но с ростом бизнеса управлять финансовыми потоками без бюджетов будет сложно — прибыль и убытки станут «непредсказуемыми». Бюджетирование в таком случае позволит не только навести порядок в имеющихся ресурсах, но и четко спрогнозировать их поступление в будущем.

А еще грамотно выстроенная система бюджетирования позволяет:

  • руководству и инвесторам увидеть, как обстоят дела в подразделениях и развивается бизнес в целом
  • эффективно управлять не только отдельными бизнесами, но и сочетанием разных видов деятельности
  • менеджерам получить четкие критерии оценки их работы
  • проверить достижимость целей и найти эффективные пути их реализации
  • оптимизировать распределение ограниченных ресурсов
  • согласовать деятельность всех структурных подразделений предприятия
  • повысить мотивацию сотрудников на достижение показателей
  • оценить запланированные и фактические результаты работы в конце отчетного периода.

Из недостатков — система бюджетирования трудоемкий процесс и понятна далеко не всем менеджерам. Иногда возникают трудности с выполнением планов, передачей информации от руководящих звеньев к линейным сотрудникам, что может демотивировать команду. Такие сбои происходят из-за непонимания сути бюджетирования, его пользы и элементарных основ построения системы бюджетов в компании.

Чтобы выстроить эффективную систему бюджетирования или подтянуть отдельные ее участки, предприятие может пригласить аутсорсинговую компанию. Привлеченные эксперты помогут выявить слабые места в экономике предприятия, скорректировать финансовые цели и показатели.

Однако эксперты не смогут выстроить систему бюджетов без помощи штатных менеджеров и сотрудников. Поэтому как бы предприятие ни внедряло бюджетирование: с помощью аутсорса или своими силами — финансовое планирование будет эффективным, только если им будет заниматься обученный и квалифицированный персонал.

Что такое скользящее финансовое планирование?

Скользящий бюджет применяется в том случае, если у компании нет возможности прогнозировать свою деятельность на несколько периодов вперед. Скользящий бюджет постоянно обновляется путем составления прогноза на предстоящий период в момент завершения предыдущего. Например, бюджеты могут обновляться раз в две недели с формированием прогноза на ближайшие 3 месяца (12 недель).

При этом детальность планов естественно уменьшается пропорционально «удаленности» соответствующего периода от точки планирования: более детально разрабатывается план по дням недели и для ближайшего месяца, а на последующие месяцы (или периоды) формируется более укрупненный план, в котором расходы, которые нельзя привязать к конкретным неделям, разбиваются равномерно по месяцу.

По окончании очередного периода планирования и при получении дополнительной информации по расходам и поступлениям от отделов (продаж, закупок, производства) понедельный план корректируют, составляя очередной уточненный план на ближайшее время. Благодаря использованию скользящего планирования достигается большая, по сравнению с традиционным планированием, достоверность.

Гибкие материалы:  Что такое гибкий камень, фото, описание материала, как и где применяется, средняя цена. Как сделать его самостоятельно?

 5,078 total views,  1 views today

Следите за нашими обновлениями:

2. Гибкие бюджеты в системе затрат. Бюджетирование и контроль затрат: теория и практика

2.2. Гибкие бюджеты в системе затрат

В условиях развития рынка любому типу бизнес – предприятия присуще составление статического (главного) бюджета. Несмотря на последующее фактическое изменение технологий, объема продаж, затрат главный бюджет не корректируется в течение планового периода. По этой причине возникает необходимость в составлении гибкого бюджета.

Гибкие бюджеты — комплект бюджетов, который охватывает изменяющийся диапазон объема продаж. С помощью гибкого бюджета руководитель пытается обозначить взаимосвязь между главным бюджетом и фактическими результатами.

Большинство фирм при составлении главного и гибкого бюджетов используют систему нормативных затрат, называемую «стандарт-кост».

В американской литературе даются разные определения системы стандарт-кост, однако во всех случаях данная система трактуется как инструмент контроля, направленный на регулирование затратами.

К положительным моментам данной системы можно отнести: обеспечение информацией об ожидаемых затратах на производство и реализацию продукции, установление цены на основе заранее исчисленной себестоимости продукции, составление отчета с выделением отклонений от нормативов и причинах их возникновения. Используются несколько вариантов этой системы. При одном варианте затраты оцениваются и списываются по стандартной стоимости. Во втором варианте затраты оцениваются по фактической стоимости, а готовая продукция списывается по стандартной стоимости с учетом отклонений от фактических затрат в ту или иную сторону.

Эта система предполагает ведение отдельных счетов для учета отклонений. В отличие от отечественной практики бюджетирования «стандарт-кост» построена с учетом поведения затрат.

Основные отличительные черты системы стандарт-кост от нормативного учета представлены в таблице:

Таблица 2.13

2.2. Гибкие бюджеты в системе затрат. Бюджетирование и контроль затрат: теория и практика

Нормативными затратами называют затраты, величина которых устанавливается заранее и которые служат в качестве необходимых ориентиров, а также показателями того, в какой степени удалось приблизиться к достижению намеченных целей. В системе «стандарт-кост» нормативные затраты включают три основных элемента производственных затрат– затраты на материалы, затраты на рабочую силу и общепроизводственные расходы (накладные расходы).

При нормировании затрат исходят из принципа ответственности руководителей центров за результаты расходования средств. При этом система калькуляции себестоимости по нормативным издержкам применяется при условии, если технологический процесс состоит из ряда общих или повторяющихся операций. Если процесс состоит из разнородных операций, то его нормирование затруднительно, а нормативная база постоянно меняется. Между тем и при выпуске разнородной продукции большого ассортимента могут встречаться серии общих операций.

В гибком бюджете может предусматриваться несколько вариантов объема реализации. В него включаются доходы и расходы, скорректированные на фактический объем продаж. Если в главном бюджете показатели планируются, то в гибком они рассчитываются.

Пример гибкого бюджета представлен в таблице:

Таблица 2.14

2.2. Гибкие бюджеты в системе затрат. Бюджетирование и контроль затрат: теория и практика

Алгоритм построения системы бюджетирования на основе «стандарт-кост» состоит в следующем:

1) составление главного бюджета;

2) расчет гибкого бюджета для объема продаж;

3) нормативная калькуляция на основе норм и нормативов;

4) анализ отклонений в объеме продаж гибкого бюджета от главного бюджета.

Вообще под отклонениями от норм понимают абсолютные отступления от действующих текущих норм расхода сырья, материалов, ресурсов. Основная модель анализа отклонений в системе «стандарт-кост», с учетом поведения затрат, относится только к переменным затратам производства (затраты, которые прямо пропорционально зависят от объемов деятельности предприятия):

1) отклонения в цене (цена на материалы, ставка на оплату труда, ставка установленных общепроизводственных расходов) – разность фактической и бюджетной цены на единицу затрат, умноженная на фактические понесенные затраты;

2) отклонения в количестве (количество материалов, эффективность использования труда, эффективность использования общепроизводственных расходов) – разность фактически израсходованного и нормативного количества, умноженная на нормативную цену.

Необходимо заметить, что отклонение от нормативных затрат является неблагоприятным (Н), если фактическая цена или фактическое количество превышают нормативную цену или нормативное количество, и благоприятным (Б) если цена или количество по факту ниже чем по норме.

Таким образом, пример нашего гибкого бюджета можно представить в следующем виде:

Таблица 2.15

2.2. Гибкие бюджеты в системе затрат. Бюджетирование и контроль затрат: теория и практика

Отклонение по материалам проявляется в момент закупки. Оно определяется фактическим количеством приобретенных материалов. Расхождения с нормативной ценой может объясняться: неточно рассчитанной нормативной ценой; инфляционным ростом стоимости; недостаточным предложением на рынке сырья и материалов, что в свою очередь ведет к увеличению цен; неэффективность действий отдела сбыта. Отклонения по использованию материалов могут быть причиной недостаточной квалификацией рабочих, плохой наладкой оборудования, расточительным использованием в производстве.

Рассмотрим на нашем примере:

Предприятию для выпуска и последующей реализации продукции необходимо выпустить 8000 единиц товара. Для его производства требуется 10000 м3 материала, в бюджете стоимость 1 м3 составляет 21 руб, следовательно затраты на материалы по бюджету должны составить 210 тыс. руб. Предприятие затрачивает 234 тыс. руб. на приобретение 11818 м3 материала. Необходимо определить отклонения по материалам в цене и количестве.

2.2. Гибкие бюджеты в системе затрат. Бюджетирование и контроль затрат: теория и практика

Обобщив данные, отклонение в затратах на материалы составят:

– отклонения в цене (19,8 руб.-21 руб.)*11818 м3=14,18 тыс. руб.

– по количеству (11818 м3-10000 м3)*21 руб.=38,18 тыс. руб.

38,18 тыс. руб. – 14,18 тыс. руб.=24 тыс. руб. Н

Отклонения по трудозатратам в процессе анализа различают по степени их значимости. Отклонения по ставке заработной платы определяют путем сравнения нормативной стоимости часа и фактической часовой ставки, умножив на фактическое число отработанных часов. Отклонения по производительности– сравнением нормативного времени, необходимого для выпуска фактического объема продукции и фактически затраченного времени на этот же объем продукции, умножив на нормативную почасовую ставку заработной платы.

Иногда для анализа используют коэффициент выработки при производстве конкретного продукта. Он представляет собой отношение фактически произведенного объема продукции к нормативному за определенный промежуток времени.

Рассмотрим процесс отклонения затрат на труд:

На производство полного объема продукции необходимо затратить 3000часов. Часовая ставка нормирована как 0,13 тыс. руб./ч. Вся продукция была изготовлена за 2865часов, при этом часовая ставка составила 0,135 тыс. руб. Определим отклонения затрат на труд по цене и эффективности:

2.2. Гибкие бюджеты в системе затрат. Бюджетирование и контроль затрат: теория и практика

Отклонение в цене составит: (0,135 тыс. руб./ч.-0,13 тыс. руб./ч)* 2865 ч.=14,33 тыс. руб. Н

Отклонение в эффективности: (2865 ч.-3000 ч.)*0,13 тыс. руб./ч.= -17,55 тыс. руб. Б

Благоприятное отклонение в затратах на труд в итоге составило 3,3 тыс. руб.

К анализу отклонений от норм производственных затрат относят анализ отклонений по накладным расходам. К накладным расходам относятся расходы по обслуживанию и управлению производством, управлению предприятием и пр. В их состав включают довольно широкий перечень затрат, руководствуясь степенью сложности учета и отношению к продуктам.

Отклонения по накладным расходам анализируют с разбивкой на постоянные и переменные расходы. Отклонения по постоянным накладным расходам рассчитывают как разницу между нормативными и фактическими постоянными расходами, при этом в анализе выделяются отклонения от сметы и отклонения расходов по объему производства.

Отклонения по объему производства рассчитывают как произведение разности между фактическим объемом производства и сметным выпуском продукции в рассматриваемый период и нормативной ставки распределения постоянных накладных расходов.

Отклонения по переменным накладным расходам определяются как разница между нормативной величиной переменных накладных расходов и фактическими переменными накладными расходами. Общая сумма отклонений анализируется по: отклонениям от сметы, отклонениям по фактическому объему работ и отклонением по эффективности.

Рассмотрим процесс определения отклонения в общепроизводственных расходах на примере:

2.2. Гибкие бюджеты в системе затрат. Бюджетирование и контроль затрат: теория и практика

Первым этапом нам необходимо рассчитать нормативную ставку распределения общепроизводственных расходов.

Нормативная ставка распределения постоянных расходов– это отношение бюджетных постоянных расходов к бюджетным нормативным часам прямого труда: 120 000/3000= 40 руб. Аналогично рассчитывается нормативная ставка по переменным расходам: 100 000/3000=33 руб.

Отклонение по общепроизводственным постоянным расходам определяется как разница между фактическими расходами и их бюджетной величиной, скорректированной на фактический выпуск. Далее вычисляют значение постоянных расходов, которое должно было соответствовать фактически достигнутому объему производства: 2865*40=114600 руб.

Следовательно отклонение фактических постоянных расходов составит: 138000-114600=23400 руб.

Это отклонение формируется под воздействием двух факторов:

1) за счет отклонений в объеме производства ((нормативные часы на прямой труд по бюджету-фактически затраченное время на выпуск продукции)*нормативную ставку распределения постоянных расходов)= (3000–2865)*40=5400 руб.;

2) за счет отклонений фактических постоянных расходов от бюджетных = 138000-120000=18000 руб.

Аналогично выполняются расчеты по переменным общепроизводственным расходам: 110 000-(2865*33)=15455 руб.

1) (3000–2865)*33= 4455 руб.

2) 110 000–100 000=10 000 руб.

Кроме вышерассмотренного метода расчета ставки общепроизводственных расходов, применяют еще два метода, которые отличаются более высокой сложностью.

Первый метод подразумевает расчет ставки расходов по подразделениям. При этом сам расчет проходит в два этапа: расходы сначала соотносятся с затратами подразделений, а потом учитывается характер работ каждого подразделения. В результате появляется много разных бюджетных ставок по мере движения продукта в производстве.

Другой метод основан на так называемом методе АВС. Этот метод применим там, где в качестве стоимостного двигателя общепроизводственных расходов используется конкретная деятельность.

Согласно методу АВС предприятие рассматривается как набор рабочих операций, определяющих его специфику. Начальной стадией применения данного метода является определение перечня и последовательности работ на предприятии путем разложения сложных рабочих операций на простейшие составляющие параллельно с расчетом потребления ресурсов.

В соответствии с методом АВС работы по выпуску продукции, в зависимости от способа в ней участия, делятся на: штучная работа, пакетная работа, продуктовая работа. Такое разделение основывается на изучении зависимости между затратами и различными производственными процессами: выпуск единицы продукции, выпуск заказа и производство самого продукта. При этом не учитывается важная категория затрат, которая не зависит от процесса производства, это затраты обеспечивающие функционирование в целом. Для учета таких издержек подразумевается другой тип работ – общехозяйственный.

Первые три категории затрат могут быть отнесены на конкретный продукт. Затраты по общехозяйственным работам нельзя присвоить конкретному продукту, поэтому они распределяются с помощью определенных алгоритмов.

Все ресурсы, затраченные на рабочую операцию составляют ее стоимость. В конце первого этапа анализа все работы предприятия должны быть точно соотнесены с необходимыми для их выполнения ресурсами.

Однако простоты расчета стоимости тех или иных работ недостаточно для расчета себестоимости конечной продукции. Согласно данному методу рабочая операция должна иметь индекс выходного результата.

Второй этап метода АВС заключается в расчете индексов и показателей потребления для каждого ресурса. Показатель потребления умножается на себестоимость единицы выхода работы, в результате получается сумма трудовых затрат на изготовление конкретного продукта (себестоимость продукции). Определение себестоимости продукции составляет заключительный этап метода АВС.

Общую схему процедуры определения анализа отклонений можно представить таким образом:

2.2. Гибкие бюджеты в системе затрат. Бюджетирование и контроль затрат: теория и практика

Одной из важнейших проблем в анализе отклонений является внимание руководителя к этим отклонениям. Иногда малое отклонение служит предпосылкой для его последующего роста. В большинстве фирм контроль за этим осуществляют различные подразделения. Так например, ответственность за отклонение в ценах лежит на отделе снабжения, за отклонение в эффективности использования– на производственном отделе.

Выявление и анализ отклонений поднимают вопросы, на которые должны обратить внимание руководители центров ответственности и найти соответствующее решение проблемы. Например, выявление неблагоприятного отклонения в цене материалов, говорит о пересмотре фактических поставщиков: поиск новых поставщиков материалов или изменения условий договора на приобретение данных материалов. Неблагоприятные отклонения в эффективности труда обращают внимание руководителя на качество выполнения работы служащими. Здесь возможность руководителя проконтролировать причину возникших изменений намного шире. Очень часто руководители делают выбор между ценой и эффективностью, принимая неблагоприятное отклонение в одной области ради благоприятного отклонения в другой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Главное – понять, для чего нужно бюджетирование

Интервью с финансовым директором корпорации «Эконика»

Владимиром Борукаевым

– Как давно в вашей компании используется бюджетирование?

– Начиная заниматься бизнесом, мы, как и многие другие компании,
даже не задумывались о внедрении бюджетирования. Потом, в 1993–1994
годах, мы начали осуществлять планирование в том классическом виде, в
котором оно и подразумевается. Внедряли бюджетирование поэтапно.
Какие-то участки удавалось внедрять интенсивно, какие-то – постепенно.

– На что в первую очередь нужно обратить внимание
финансовым директорам, которые собираются внедрять бюджетирование у
себя на предприятиях, с чего начинать?

– На мой взгляд, при внедрении бюджетирования главное –
разобраться в сути процесса. Если человек не понимает процесса – это
будут просто цифры. Руководство должно контролировать показатели по
каждой статье бюджета. Если они изменились, нужно понимать, почему это
произошло.

– Предусмотрена ли на вашем предприятии система
мотивации, ответственности менеджеров за исполнение бюджета? Какието
штрафы, премии?

– И штрафы и премии, конечно же, существуют. Но прямой, четко
прописанной зависимости их от исполнения бюджета нет. У нас каждый
руководитель отвечает за свое подразделение и полученный им конечный
результат. Нельзя поощрять или наказывать за исполнение или
неисполнение одной бюджетной статьи, тем более в краткосрочном периоде,
не понимая процесса в целом. Нужно разобраться в причинах, которые не
всегда зависят от ответственного за бюджетную статью.

– Бюджет продаж часто называют одним из самых сложных
как для планирования, так и для исполнения. Каким образом он
составляется в вашей компании?

– Бюджет продаж формируется исходя из тех целей, которые
намечены для каждого подразделения. По каждому источнику дохода
составляется маркетинговый план, на основе которого и прогнозируется
объем продаж.

– А по какому принципу формируются эти планы? Спускаются сверху руководством или инициируются самими подразделениями?

– Управляющая компания определяет стратегические цели и
направления развития холдинга в целом, а дочерние компании в
соответствии с ними самостоятельно формируют собственные
продуктово-маркетинговые стратегии и планы, которые затем утверждаются
на Совете директоров.

– Во время «круглого стола» по бюджетированию, который
проводил наш журнал, в числе прочих были подняты вопросы: как финансист
должен контролировать технические службы, как проверить реальность цифр
в их бюджетных заявках? Что Вы думаете по этому поводу?

– При утверждении нормативов на списание мы в первую очередь
просматриваем существующую статистику затрат, которые хотим
нормировать. Причем в разработке нормативов у нас обычно участвует
несколько человек, например руководители транспортной службы, отдела
логистики.

– В какой момент предприятию нужно внедрять бюджетирование, ведь не секрет, что до сих пор многие компании обходятся без него?

– Если это не разовая сделка, то уже требуется планирование,
хотя бы по крупным показателям. Если же бизнес имеет длительную
историю, то нужно просчитывать все более точно и серьезно. Хотя
некоторые руководители организаций считают, что «идут себе деньги и
идут, зачем нам планирование, бюджетирование». Как правило, такой
подход в конечном итоге отрицательно сказывается на бизнесе.

Беседовал Борис Костин

____________________________________________________

1
См. материал «Проблемы бюджетирования на страницах журнала «Финансовый
директор», «Финансовый директор», 2002, № 3, с. 6. – Примеч. редакции.2
Принцип «утвердили – исполнять» и особенно содержащийся в нем посыл –
«за неисполнение бюджета нужно наказывать» вызвал наибольшее количество
комментариев от членов нашего экспертного совета.

Одни полностью
поддерживают позицию авторов, другие с ней категорически не согласны.
По мнению последних, бюджет не должен превращаться в инструмент
наказания, а должен быть неким мерилом достижения цели. – Примеч.
редакции.3 Более подробно читайте в
интервью с Александром Лопатиным «Я стремлюсь не к более высокой
должности, а к более слож- ным задачам», «Финансовый директор», 2002, №
4, с. 70. – Примеч. редакции.4 Подробнее об опыте планирования в «Альфа-Банке» см.

Зачем нужны гибкие бюджеты?

планированиефинансовых бюджетах.

Однако многие из этих показателей прямо взаимосвязаны и не статичны: например, объемы деятельности компании (плановый размер выручки) может существенно меняться под воздействием не всегда заранее предсказуемых внешних факторов, таких, как, например, введение международных санкций (как в недавнем случае с компанией «Русал») и влиять на значение других финансовых показателей, как чистая прибыль и свободный денежный поток.

Для того чтобы корректно оценивать влияние таких изменений в объемах деятельности на реализацию бюджетовиспользуются гибкие бюджеты, которые представляют собой связующее звено между плановым бюджетом и достигнутыми фактическими результатами.

Гибкие материалы:  Гибкий камень: достоинства и недостатки, как следует клеить материал, отзывы

От индикативного планирования к директивному

Как часто надо пересматривать бюджет? Ответ на этот вопрос
должен содержаться в регламенте. Пересмотр бюджета – такая же
регламентируемая процедура, как составление или исполнение бюджета. Для
этого

все планы должны быть разделены на две категории: предварительные

(индикативные)

и обязательные

(директивные).

Процесс перехода плана из категории «предварительно» в категорию
«обязательно» должен включать определенные стадии: корректировку,
согласование и утверждение. Длительность всех стадий расписывается в
регламенте по бюджетированию. Все это нужно для того, чтобы бюджет был
не просто планом, а планом, реальным для исполнения.

По мнению автора, оптимальным директивным периодом является
квартал. Тогда в качестве индикативного периода рассматриваются три
квартала, следующие за текущим.

    Личный опытИгорь ГовядкинВ качестве индикативного периода планирования у нас приняты год и
    квартал, а вот бюджет на месяц попадает в категорию директивных планов.

    Елена Корнеева,финансовый директор компании «И.С.П.А.-Инжиниринг»

    Мы не составляем директивные планы, только индикативные. Даже в
    рамках недельного бюджета. Ситуация меняется очень быстро, и поэтому мы
    стараемся оперативно реагировать на все изменения. Бюджет не может быть
    монументальным, он должен отражать реальную жизнь предприятия.

Постановка системы бюджетного управления компанией

Проведение работ по постановке системы бюджетного управления компанией осуществляется поэтапно в следующем порядке:

1. Проектирование финансовой структуры

На основе организационной структуры компании разрабатывается финансовая структура. В рамках этой работы из организационных звеньев (подразделений) формируются Центры Финансовой Ответственности (ЦФО) и строится модель финансовой структуры.

2. Формирование бюджетной структуры

Описываются и структурируются статьи планирования и учета всей хозяйственной деятельности предприятия, в которых будет осуществляться ведение бюджетов доходов/ расходов, выплат/поступлений (денежных средств), оприходования/отпуска (материальных ценностей), активов/пассивов (управленческого баланса) в виде справочников.

Далее определяются виды бюджетов, которые необходимо вести предприятию, устанавливаются взаимосвязи их формирования, уровни консолидации и их внутренняя структура на основе справочников бюджетных статей.

3. Разработка внутренней учетной политики

Формируются организационные основы ведения учета, выбираются принципы документирования хозяйственных операций и методы оценки имущества, определяются методика и техника ведения учета.

4. Разработка системы планирования

Определяется порядок планирования – от формирования плана продаж предприятия до утверждения основного бюджета предприятия, с указанием участников процесса планирования, регламентов их действий, формы документов и сроков их разработки, согласования и утверждения.

5. Разработка системы финансово-экономического анализа

Определяется состав методов анализа, порядок их проведения, формируется система отчетности с указанием участников процесса анализа, регламентов их действий, подготовки и предоставления отчетов.

6. Регламентация

Результаты всех проведенных работ должны быть формализованы, т.е. закреплены в регламентных документах предприятия. Для этого все этапы завершаются подготовкой соответствующих Положений:

  • Положение о финансовой структуре
  • Положение о бюджетной структуре
  • Положение об учетной политике
  • Положение о планировании
  • Положение об анализе
  • Положение(я) о центрах финансовой ответственности (ЦФО)

“Положение о финансовой структуре” – внутренний регламентный документ предприятия, описывающий финансовую структуру предприятия и регламентирующий процесс ее формирования, являющийся одной из составных частей пакета регламентов по бюджетному управлению.

[sam_ad id=»7″ codes=»true»]

Терминология по бюджетированию

Бюджет – финансовый документ установленного формата, по которому происходят планирование и учет результатов хозяйственной деятельности.

Статья – составная часть бюджета, по которой происходят планирование и учет хозяйственных операций одного типа.

Хозяйственная операция – простейшее событие в деятельности предприятия, вызвавшее возникновение доходов, затрат, расходов, поступлений/выплат денежных средств, формирование остатков или движение товарно-материальных ценностей.

Операционный бюджет – бюджет, составляемый по каждому Центру Финансовой Ответственности (ЦФО) для планирования и учета результатов его деятельности (операций).

Функциональный бюджет – бюджет, составляемый по определенной области деятельности предприятия (функции) для планирования и учета результатов данной деятельности.

Бюджет предприятия – план, составленный на следующий период в натуральном и денежном выражении; определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов.

Натурально-стоимостные бюджеты (Бюджеты Товаров, Запасов и Внеоборотных Активов) – бюджеты, отражающие движения всех, кроме денежных средств, активов предприятия; составляемые как в натуральных, так и денежных единицах для планирования и учета данного движения.

Бюджет Доходов и Расходов (БДР) – бюджет, отражающий процесс формирования финансовых результатов деятельности предприятия; составляемый для планирования и учета данного процесса с целью управления прибыльностью и рентабельностью предприятия.

Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС) – бюджет, отражающий процесс движения денежных средств по всем видам счетов и кассе предприятия; составляемый для планирования и учета данного движения с целью управления платежеспособностью предприятия.

Бюджет Баланса, Бюджет по Балансовому Листу (ББЛ) – бюджет, отражающий структуру имущества (активов) предприятия и источников его формирования (пассивов); составляемый для планирования будущей и учета фактически сложившейся структуры активов/пассивов с целью управления стоимостью предприятия.

Консолидированный (итоговый) бюджет – группировка всех функциональных бюджетов предприятия в разрезах:a. движения товаров, запасов и внеоборотных активов;b. формирования доходов и расходов;c. движения денежных средств;d. формирования стоимости;

предназначенная для планирования и учета результатов хозяйственной деятельности предприятия в целом.

Бюджетная структура – система функциональных бюджетов предприятия, по которой происходят последовательное планирование и учет результатов хозяйственной деятельности всего предприятия.

“Положение о бюджетной структуре” – внутренний регламентный документ предприятия, описывающий бюджетную структуру предприятия и регламентирующий процесс их формирования, являющийся одной из составных частей пакета регламентов по бюджетному управлению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *