1.5. Логистические системы и принципы их построения

Основные моменты при определении уровня складских запасов и складского хранения

Время и надежность поставок всегда рассматривались как важный инструмент сервиса. Поэтому каждая организация стремится по возможности быстро доставить товары или услуги своим клиентам. Оптимальность доставки предполагает наличие достаточных складских запасов, что в свою очередь приводит к высоким складским расходам.

Основные моменты при выборе транспортных средств и маршрутов

Выбор транспортных средств в основном ограничивается:

  • грузовым автотранспортом;
  • железнодорожным транспортом;
  • воздушным транспортом;
  • водным транспортом.

Выбор транспортных средств в первую очередь зависит от особенностей перевозимых продуктов (их габаритов, стоимости, подверженности различным воздействиям). Кроме того, решающую роль играют издержки производства и скорость. В процессе выбора подумайте, как Вы можете снизить уровень складских запасов, расходы на упаковку, страхование, а также фиксированные издержки.

Организации, имеющие широкую сеть точек продаж, решают, как оптимально объединить заказы по маршрутам доставки. Для этого нужно выстроить места расположения точек продаж в правильной последовательности, тем самым минимизировав транспортные расходы. Для решения этой задачи существует ряд вспомогательных средств, в том числе различные пакеты программного обеспечения, позволяющие рассчитать оптимальные маршруты.

5. Логистические системы и принципы их построения

Логистическая система — это экономическая система, обладающая высокими адаптивными свойствами в процессе выполнения комплекса логистических функций и операций. Она формируется из нескольких подсистем, широко интегрированных между собой и с внешней средой.

Субъектами логистической системы могут быть промышленные или торговые предприятия, территориально-производственный комплекс, совокупность производственных и инфраструктурных элементов, а также связей на различ, ных уровнях (локальном, региональном, государственном).

Целью создания логистической системы является обеспечение доставки продукции (товаров, услуг, информации и т.д.) в заданное место в нужном количестве и ассортименте. Продукция должна быть в максимально возможной степени подготовлена к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Гибкие материалы:  Ст. 102 ТК РФ. Работа в режиме гибкого рабочего времени

Логистическая система представляет собой целостную совокупность разнообразных элементов, объединенных в подсистемы и субсистемы, которые тесно взаимодействуют между собой. Все подсистемы логистической системы делятся на две категории:

• функциональные подсистемы (производственная, транспортная,складская);

• обеспечивающие подсистемы (информационная, правовая, кадровая).

Логистическая система обладает внутрисистемными связями и связями с внешней средой. И те, и другие логистические связи характеризуются высокими интерактивными свойствами и могут быть: материальными; денежными; информационными, а также: прямыми; обратными.

Логистические системы, укладываясь в общепринятое понятие «системы», состоят из системообразующих элементов, тесно взаимосвязанных и взаимозависимых между собой, имеющих упорядоченные связи и образующих определенную структуру с заранее заданными свойствами.

Важнейшей характеристикой логистических систем является показатель логистического цикла. Логистический цикл выражается периодом времени, необходимым для оформления заказа на поставку определенного товара, его изготовления, включая приобретение нужных для этого средств и предметов производства, и непосредственно на доставку заказанной продукции на склад потребителя или к другому месту назначения.

Принципиально логистические системы делятся на два типа:

• макрологистические;

• микрологистические.

Если при системном подходе в рамках логистической системы интегрируются все или несколько функций общественного воспроизводства: материально-техническое обеспечение, производство, распределение, сбыт, транспорт с участием нескольких независимых субъектов хозяйствования, то систему называют макрологистической.

В сущности, макрологистическая система представляет собой крупную экономическую систему управления потоковыми процессами, включающую предприятия и организации промышленности, снабженческо-сбытовые, транспортные и другие посреднические структуры разных ведомств и форм собственности, не ограниченных в территориальном расположении.

Макрологистические системы классифицируются по следующим признакам.

1.По признаку административно-территориального деления страны различают следующие виды Логистических систем: районные; межрайонные; городские; областные и краевые; региональные и межрегиональные; республиканские и межреспубликанские.

2.По объектно-функциональному признаку выделяются макрологистические системы для группы предприятий одной или нескольких отраслей, ведомственные, отраслевые, межведомственные (межотраслевые), военные, институциональные и т.п.

В западной практике часто используется понятие глобальных макрологистических систем, к которым относят государственные (транснациональные) системы , формируемые на уровне страны в целом, межгосударственные системы, охватывающие несколько стран, и трансконтинентальные системы, создаваемые в пределах нескольких континентов.

Критерием оценки функционирования макрологистической системы является получение максимального эффекта при снижении совокупных затрат до минимума.

Эффект не обязательно предполагает получение максимальной прибыли., С точки зрения государственных органов управления, которые также могут участвовать в

создании макрологистической системы, положительный эффект может выражаться в улучшении общей экономической ситуации в регионе, стране или между государствами.

Микрологистические системы управления охватывают внутрипроизводственную логистическую область одного предприятия или группы предприятий, объединенных на корпоративных основах.

Микрологистические системы включают в себя технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой и работающие на единый экономический результат.

Различают внутренние (внутрипроизводственные), внешние и интегрированные микрологистические системы.

Внутрипроизводственные логистические системы оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции. Основными задачами внутрипроизводственной логистической системы являются: уменьшение запасов материальных ресурсов и незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода, контроль и управление уровнем запасов материальных ресурсов, оптимизация работы технологического (промышленного) транспорта. Критериями оптимизации функционирования внутрипроизводственных логистических систем являются минимальная себестоимость продукции и минимальная длительность производственного периода при обеспечении заданного уровня качества готовой продукции.

Внешние логистические системы решают задачи, связанные с управлением и оптимизацией материальных и сопутствующих потоков от их источников к пунктам назначения вне производственного технологического цикла. То есть звеньями внешних логистических систем являются элементы снабженческих и распределительных сетей, выполняющие логистические операции по обеспечению движения потоков от поставщиков материальных ресурсов к производственным подразделениям фирмы-производителя и от ее складов готовой продукции к конечным потребителям. Основными задачами внещних логистических систем являются: рациональная организация движения материальных ресурсов и готовой продукции в товаропроводящих сетях, оптимизация общих затрат и затрат, связанных с логистическими операциями отдельных звеньев логистической системы, сокращение времени доставки материальных ресурсов и готовой продукции, а также времени выполнения заказов потребителей.

Границы интегрированной микрологистической системы определяются производственно-распределительным циклом, включающим процессы закупки материальных ресурсов и организации снабжения, внутрипроизводственные логистические функции, логистические операции в распределительной системе при организации продаж готовой продукции потребителям и послепродажном сервисе. Логистический менеджмент в интегрированной логистической системе представляет собой такой управленческий подход к организации работы фирмы и ее логистических партнеров (посредников), который обеспечивает наиболее полный учет временных и пространственных факторов в процессах оптимизации управления материальными, финансовыми и информационными потоками.

Определяющими для формирования интегрированных логистических систем являются концепции минимизации общих логистических издержек и концепция управления качеством на всех этапах производственно-распределительного цикла.

В зависимости от вида логистических цепей (каналов) логистические системы делятся на три вида:

1) логистические системы с прямыми связями;

2) эшелонированные логистические системы;

3) гибкие логистические системы.

Логистические системы с прямыми связями — это системы, в которых материальный поток доводится до потребителя без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей.

Эшелонированные, или многоуровневые логистические системы — это системы, в которых материальный поток доводится до потребителя с участием как минимум одного посредника.

Гибкие логистические системы — такие системы, в которых доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредников.

_____________________________________________________________________________

Выходные данные учебного пособия:

Логистика: конспект лекций : пособие для подготовки к экзаменам / М.А. Чернышев [и др.]. — Ростов н/Д : Феникс, 2022. — 285 с. — (Зачет и экзамен).

Вернуться к оглавлению учебного пособия «Логистика: конспект лекций : пособие для подготовки к экзаменам».

Канал распределения сбыта — понятие, функции

Канал распределения – это совокупность организаций или отдельныхлиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности наконкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю.

Использование каналов распределения приносит производителям следующиевыгоды:

  • экономию финансовых средств на распространение продукции;
  • возможность вложения сэкономленных средств в основное производство;
  • продажу продукции более эффективным способом;
  • высокую эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых
    рынков;
  • сокращение объема работ по распределению продукции.

Из этого следует, что решение о выборе каналов распределения – одно из важнейших,которое необходимо принять руководству организации.

Выбранные каналы распределения непосредственно влияют на скорость, время, эффективностьдвижения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю.При этом организации или лица, составляющие канал распределения, выполняют рядважных функций:

  • проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования
    распределения продукции и услуг;
  • стимулируют сбыт путем создания и распространения информации о товарах;
  • устанавливают контакты с потенциальными покупателями;
  • приспосабливают товар к требованиям покупателей;
  • проводят переговоры с потенциальными потребителями продукции;
  • организуют товародвижение (транспортировка и складирование);
  • финансируют движение товаров по каналу распределения;
  • принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.

Все или часть этих функций может взять на себя производитель. При этом издержкипроизводителя возрастают. Из-за специализации посреднических организаций они часто выполняютперечисленные функции каналов распределения товаров эффективнее, но для покрытия своихиздержек посредники взимают с производителя дополнительную плату.

Поэтому, вопрос о том, кому следует выполнять различные функции канала распределения,— это вопрос относительной эффективности. При появлении возможности болеерезультативно выполнять функции канал перестраивается.

Логистика

Физическое распространение товаров, то есть логистика перемещения продукта от места производства к покупателю, долгое время играла в теории и практике маркетинга лишь второстепенную роль. Но логистика весьма важна, так как она позволяет обеспечить постоянные поставки продуктов покупателям и вместе с тем не превысить расходы на доставку и складское хранение. Таким образом, логистика завязывает друг на друга множество принимаемых решений.

Логистические проблемы многообразны: выбор транспортных средств, уровень складских запасов, организация складского хранения, а также выбор местоположения — все это жизненно важные факторы.

Логистическая цепь

— это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

На уровне макрологистики логистические каналы и логистические цепи являются связями между подсистемами макрологистических систем. В зависимости от вида макрологистической системы каналы распределения имеют различное строение. В логистических системах с прямыми связями каналы распределения не содержат каких-либо оптово-посреднических фирм. В гибких и эшелонированных системах такие посредники имеются.

Возможность выбора логистического канала является существенным резервом повышения эффективности логистических процессов.Рассмотрим каналы распределения, по которым товары из конечного производства через систему распределительных центров попадают в конечное потребление.

Логистические посредники в каналах распределения

При формировании канала распределения товара на первое место выдвигается решение о структуре канала, т.е. о количестве уровней канала и о конкретном составе членов канала. Необходимым условием возможности выбора канала распределения является наличие на рынке большого количества посредников.

Логистические посредники в каналах распределения выполняют определенные функции, которые укрупнено можно разделить на:

– функции (операции) физического распределения;

– функции обмена (купли-продажи);

– поддерживающие функции (стандартизации качества дистрибуции, финансирования, информационной поддержки, страхования рисков и т.п.).

Логистический канал

— это частично упорядоченное множество различных посредников осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвиже¬ния материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь.

На всех этапах движения материальный поток является предметом труда участников логистического процесса

На стадии движения продукции производственно-технического назначения это могут быть необработанные сырьевые материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т. д. На стадии товародвижения материальный поток представляет собой движение готовых товаров народного потребления.

Принятие решения по построению системы распределения

В соответствии с методом системного подхода, при формировании системы распределения применяется следующая последовательность действий.1. Изучается конъюнктура рынка и определяются стратегические цели системы распределения.2. Разрабатывается прогноз величины материального потока, проходящего через систему распределения.3.

Составляется прогноз необходимой величины запасов по всей системе, а также на отдельных участках материалопроводящей цепи.4. Изучается транспортная сеть региона обслуживания, составляется схема материальных потоков в пределах системы распределения.5.

Разрабатываются различные варианты построения систем распределения: с одним или несколькими распределительными центрами, расположенными на тех или иных участках обслуживаемой территории и т. д. Оцениваются транспортные и иные расходы для каждого из вариантов.6. Выбор для реализации одного из разработанных вариантов наиболее сложный этап построения системы распределения.

Для того чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить по нему каждый из вариантов. Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведенных затрат, то есть затрат, приведенных к единому годовому измерению.

Величину приведенных затрат определяют по следующей формуле:Зп = Сэ Ст К/Т,где Зп — приведенные затраты по варианту;Сэ — годовые эксплуатационные расходы;Ст — годовые транспортные расходы;К — капитальные вложения в строительство распределительных центров;Т — срок окупаемости варианта.

Для реализации принимается тот вариант системы распределения, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.

Факторы, влияющие на сроки и стоимость поставки

Время и надежность доставки, а также расходы зависят от следующих факторов.

  • Количество промежуточных складов.
  • Время доставки.
  • Объем заказа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *