Пластиковый хомут: 150-200 мм, 250 мм и стяжки других размеров, нейлоновые морозостойкие стяжки и другие виды

Ремонтные и крепёжные хомуты: основные отличия

Крепёжные соединители и ремонтные — это совершенно разные изделия. Каждый из них выполняет конкретную функцию, соответственно, имеет свои отличительные свойства. Фиксатор ремонтного типа — это многофункциональный хомут, который предназначен для устранения в трубопроводных системах неполадок следующего типа:

  • трещины продольного и поперечного типа;
  • нарушение герметичности в соединительных деталях (фитингах);
  • свищи на трубах, образованные вследствие блуждающих токов.

В основном для ремонта используют классические модели хомутов в виде металлических пластин с согнутыми концами. Именно на этих местах устанавливают гайки и болты для стяжки. В комплекте к таким устройствам не идёт резиновая прокладка, поэтому её нужно подбирать индивидуально.

Некоторые хомуты имеют удобные рукоятки для крепления

Ремонтные хомуты пользуются преимуществами перед крепёжными. Они отличаются простым и оперативным монтажом, подходят для устранения практически любой неисправности, не требуют слива воды для проведения работ.

Ленточные хомуты, причина течей советских машин: разбираем, что в них хорошего и плохого

Жигули, Москвичи, Волги и Запорожцы, а также весь сегмент грузового и пассажирского транспорта СССР и затем России десятилетиями страдал от специфической конструкции хомутов, герметизировавших соединения резиновых шлангов в системе охлаждения, питания и смазки.

. Несмотря на то что куда более удачный по конструкции и всем сегодня известный ленточно-червячный хомут был изобретен аж в конце 19 века, не одно поколение советских автовладельцев отчаянно материло конструкцию ленточно-шплинтовых хомутов, устраняя бесконечные утечки разных эксплуатационных жидкостей под капотом.

Какое же снизошло на всех облегчение, когда в конце 90-х – начале 2000-х АвтоВАЗ, а за ним и другие российские заводы перешли на те самые червячные хомуты, а в последние годы и на самоподжимные пружинные. Впрочем, уход со сцены хомутов-«зассанцев» не был, к сожалению, одномоментным.

Гибкие материалы:  Декоративный гибкий камень: характеристики и особенности монтажа —

Ленточно-шплинтовые хомуты, наравне с червячными, монтировались на конвейерах на отечественные машины вплоть до середины 2000-х! Полностью эта беда была изжита лишь с началом партнерства с альянсом Renault-Nissan – во всяком случае, в Тольятти. На других, менее прогрессивных российских авто встречались порой и в более поздние годы – заводчане, видимо, вычерпывали складские остатки…

Виды обжимных металлических хомутов для труб

Вид обжимных металлических изделий определяет их назначение и конструктивные особенности. Их можно классифицировать следующим образом:

  • спиральные – для фиксации необходимо повернуть по часовой стрелке или против неё, используются на водопроводных сетях, выполненных из армированных пластиковых труб;
  • силовой зажим – это металлическая лента, оснащённая стяжной конструкцией, может быть использован для фиксации и ремонта трубопроводов различной геометрической формы (круг, квадрат) и различного назначения;
  • усиленный крепёж – используется для различного вида рукавов и шлангов, представляет из себя металлический замок, соединённый с металлической лентой;

Хомут типа «усиленный крепёж»

  • проволочное крепление – выполнен в виде нескольких колец из проволоки, соединённых механизмом для их стягивания;
  • червячный хомут – это металлическая полоса с нанесёнными резами (дорожкой) на её поверхности, оснащённая винтом для стягивания полосы;
  • трубный хомут – выполнен в виде двух полуколец, одно из которых оснащено элементом крепления к строительным конструкциям и винтами для их скрепления;
  • пружинный хомут – используется в сетях ГВС и отопления, представляет собой металлическую полосу с нанесёнными отверстиями, закрученную под определённый диаметр;
  • с резиновым уплотнением – могут быть оснащены различные виды хомутов, рассмотренные выше, что обеспечивает прочность крепления и герметичность для моделей, используемых в ремонтных целях.

Хомут червячного типа

Хомуты типа «усиленный крепёж» ещё называются силовыми шарнирными устройствами, что обусловлено их конструкцией и принципом работы элемента крепления. Червячные модели могут именоваться как ленточные металлические хомуты, что также связано с их конструкцией.

Проволочные изделия могут именоваться как спиральные, поэтому при выборе модели необходимо ориентироваться в этих наименованиях. Все виды хомутов могут выпускаться в усиленном исполнении, что выражается в размерах используемых материалов (толщина и диаметр), а также конструкции стягивающих механизмов.

Хомут пружинный, самозажимной

Для наружных работ

Обычные пластиковые изделия для работы в условиях улицы не подходят. Влияние морозов, ультрафиолета, сырости требует от материала особых качеств. Хорошо расширяет эксплуатационные свойства обычный угольный порошок. Его добавляют в полимеры в качестве стабилизатора. Добавка меняет цвет изделия на черный, и она же делает его стойким к ультрафиолету и резким температурным колебаниям.

Особую термическую устойчивость имеют хомуты, произведенные из полиамида. Они способны выдержать температуру до 1200 градусов. Их применяют для монтажа конструкций и труб, работающих в местах с высоким температурным режимом.

Морозостойкие хомуты производят из качественного сырья DuPont со специальными добавками. Они способны выдержать не только сильные морозы, но и длительную стойкую жару, диапазон их выносливости составляет от -60 до 120 градусов. Такие хомуты применяют в условиях внешней среды для стяжки проводов, бандажирования их в пучок, монтажа кабеля, крепления его к стене и другим поверхностям.

Достоинства

Несмотря на все эти особенности (которые честнее было бы назвать откровенными недостатками), ленточно-шплинтовой хомут считался для советских реалий по-своему неплохим. Но неплохим он был лишь при затягивании правильным методом, с правильным усилием (без раздавливающей шланги перетяжки, которой грешили на конвейерах заводов!), при котором шланг под ним не терял эластичности и упругости.

Советская промышленность выпускала для шплинтовых хомутов ленту на метраж, что было, надо сказать, очень удобно. Однако на фоне эпохи тотального дефицита всего и вся в продаже такая лента встречалась крайне редко, и немногие знали о ее существовании… Впрочем, опытные водилы при необходимости с легкостью вырезали жестяную полоску из самой обычной консервной банки простыми канцелярскими ножницами и с помощью шплинта и пряжки от старого хомута делали новый, любого необходимого диаметра!

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Как говорится в бородатом анекдоте – «ви таки будете смеяться», но советские шплинтовые хомуты и сегодня остаются востребованными! Правда, лишь у узкого круга фанатичных реставраторов, стремящихся к максимальной аутентичности. Ибо когда подкапотное пространство вылизано до состояния новой машины, червячные (и тем более – пружинные!) хомуты смотрятся диссонансом и «портят ретро-атмосферу»…

Опрос

Сталкивались с ленточными хомутами?

Ваш голос

Другие виды хомутных крепежей

Помимо основных вариантов фиксаторов, могут использовать и менее популярные модели. К таким приспособлениям относят:

  • червячный хомут, который представляет собой ленту с разрезами и наличием винта для надёжной фиксации;
  • проволочный крепёж — это устройство с несколькими кольцами, которые соединены между собой зажимом;
  • усиленные нержавеющие хомуты. Это практически один из вариантов выше перечисленных крепежей, но имеющий дополнительное усиление в виде утолщённого материала либо более прочных фиксирующих деталей.
Защитные вставки на крепежах предотвращают коррозию и попадание влаги
Защитные вставки на крепежах предотвращают коррозию и попадание влаги

В разной сфере все эти приспособления могут именоваться по-разному. Поэтому рационально выбрать подходящий крепёж сможет тот, кто отлично ориентируется в названиях этих конструкций.

Пломбы на хомутах ставят при ремонте магистралей государственной важности
Пломбы на хомутах ставят при ремонте магистралей государственной важности

Изготовление хомута своими руками

За неимением возможности приобрести производственный кронштейн, крепежное устройство можно сделать и собственными силами. Рассмотрим, как грамотно сделать и поставить на трубу металлический хомут.

Обжимной бандаж проще всего выполнить из полосы листовой стали. Для этой цели лучше всего использовать жесть с оцинкованной поверхностью толщиной в 1 мм. Для соединения концов полосы потребуются также болты М6-10.

Набор инструментов, необходимый для изготовления крепежа:

  • молоток;
  • тиски;
  • штангенциркуль;
  • гаечные ключи;
  • плоскогубцы;
  • ножницы по металлу;
  • болгарка.

Для просверливания крепежных отверстий потребуется также дрель с набором сверл соответствующего диаметра. Чтобы предупредить смещение резиновой прокладки относительно металлической скобы, можно применить строительный клей.

С помощью штангенциркуля измеряют диаметр трубы, которую необходимо прикрепить.

Как произвести замер
Если габариты трубопровода не позволяют произвести измерения штангенциркулем, задействуйте линейку и уголок, но будьте готовы к тому, что замеры дадут небольшую погрешность

Из отрезка листовой стали вырезают полосу шириной в 4-8 см. Чтобы грамотно рассчитать длину полосы, полученное значение диаметра трубы умножают на число «Пи», т.е. на 3,14. Это и будет длина изделия. Но, чтобы иметь возможность выполнить ушки для фиксации, к значению длины следует добавить еще 3-4 см.

С помощью ножниц по металлу вырезают заготовку, придавая полосе необходимую форму. В районе расположения ушек скобы просверливают 2 отверстия.

Количество болтов напрямую зависит от ширины полосы:

  • для держателей шириной до 6 см достаточно пары крепежей;
  • если ширина бандажа 6-8 см, лучше установить три болта.

Если приобретенные болты имеют большие шляпки, диаметр отверстий можно расширить на пару миллиметров. В идеале для крепежей лучше приобретать металлические шайбы.

Сборка деталей крепежа
Проверив совпадение проделанных отверстий в ушках заготовки, остается только вставить в крепежный хомут уплотнительную прокладку и закрутить гайку на болте

Чтобы сделать резиновую прослойку, вырезают из плоской резины заготовку чуть большего размера, нежели та, что выполнена из стали. Ее фиксируют к металлической скобе путем нанесения слоя строительного клея.

Готовой скобой остается только обвязать трубу в нужном месте, соединив ушки между собой посредством болтов. Установленный на трубу хомут прикрепляют к стене.

Галерея изображений

Фото из

Хомут как средство ремонта свища

Установка хомута поверх герметизирующей латки

Ремонтный хомут на линии водоснабжения

Временная мера по предотвращению аварии

Кабельные хомуты-стяжки. типы, характеристики, выбор | статьи 220ru

Удобство использования пластиковых кабельных стяжек при монтаже сетей очевидно. Промышленность предлагает огромный выбор типов, материалов. Свои изделия предлагают и именитые фабрики, и вездесущий «noname». На что следует обратить внимание при выборе хомутов-стяжек?

кабельные хомуты-стяжки Экопласт
Рис. 1
Белые хомуты-стяжки Экопласт. Только нейлон (полиамид)!

Во-первых, материал. Да-да, материал важнее даже, чем тип, известность производителя, и другие характеристики (ну, кроме длины: понятно, что стяжкой 16 см не стянешь огромный пучок силовых кабелей). На рынке можно встретить изделия из двух типов пластика: полиэтилена и полиамида (нейлона). Важно понимать, что полиэтилен, при всех его плюсах (в первую очередь — дешевизне) не способен дать надёжное крепление в замке хомута. А это, наверное, важнейшее свойство стяжки — держать долго и прочно. К тому же полиэтилен мягче нейлона, и это усложняет монтаж. Здесь кажется, что все наоборот: мягкий материал ведь удобней сгибать? Но дело не столько в усилии которое нужно приложить для «оборачивания» пучка, сколько в точности «просовывания» хвоста стяжки в элементы конструкции и в замок.

Важно знать: “НЕЙЛОН” = “ПОЛИАМИД” !
(строго говоря, чаще всего “нейлоном” и “полиамидом 66” называют полигексаметиленадипинамид, но для выбора строительной электрики эти терминологические тонкости ни к чему).

Так что если стоит вопрос: брать менее подходящий по размеру и типу полиамид или более подходящий (казалось бы) и дешёвый полиэтилен, даже не раздумывайте — только полиамид (нейлон)!

устройство замка кабельной стяжки
Рис. 2
Длина и сечение хомута, устройство замка кабельной стяжки.

Во-вторых, тип стяжки. Самая обычная, «стандартная» стяжка — это одноразовый хомут с замком. Подходит для большинства случаев: как предусмотренных проектом, так и непредвиденных, возникших в процессе монтажа или временных решений. Различаются, конечно, по длине и ширине (сечению), а ещё по цвету. Бытует мнение, что «чёрные» стяжки имеют какие-то другие характеристики: часто пишут, что они «морозоустойчивые». В общем случае, это не так: и белые, и черные полиамидные кабельные стяжки в нашем ассортименте имеют одинаковые характеристики. В том числе, температурный диапазон эксплуатации для них от –40°C до 80°С. К чему крепятся «стандартные» стяжки? Когда мы не просто стягиваем висящий пучок проводов, а хотим его надёжно зафиксировать? Если есть возможность, то хомут притягивают к элементу конструкции: например, через монтажные отверстия. Но можно использовать и другое решение — монтажную площадку с самоклеющимся основанием или дюбель-держатель хомутов. Но есть и специальный тип хомутов-стяжек: с монтажным отверстием.

кабельные хомуты-стяжки Экопласт
Рис. 2
Чёрные хомуты-стяжки — отличаются только цветом.

кабельные хомуты-стяжки Экопласт
Рис. 3
Самоклеющиеся площадки для кабельных стяжек Экопласт.

Дюбель-держатель Экопласт
Рис. 4
Дюбель-держатель.

Кабельные стяжки с монтажным отверстием — всё, как в «обычной» стяжке, но с замком совмещена головка, позволяющая надёжно закрепить стяжку винтом или саморезом. Ассортимент (длина-сечение-цвет) этих изделий не так широк, как у «обычных» стяжек. Но если размеры подходящие, то для надёжности и быстроты монтажа, в ряде случаев, рекомендуется использовать именно их:

Кабельные стяжки с монтажным отверстием Экопласт
Рис. 5
Кабельные стяжки Экопласт с монтажным отверстием.

Часто с кабельными хомутами-стяжками путают (просто в силу схожести наименований) дюбель-хомуты и хомутные держатели со стяжкой для труб, которые также можно встретить в ассортименте интернет-магазина электрики 220RU. Дюбель-хомут — это отличный крепёж, в том числе, и для кабеля. Но он не служит стяжкой. Изготавливается из другого материала и имеет свои особенности монтажа. А хомутные держатели со стяжкой для труб используются именно для фиксации труб для электропроводки, использование их для крепления кабеля, в большинстве случаев, лишь затруднит монтаж.

Дюбель-хомут
Рис. 6
Дюбель-хомут: хомут, но не стяжка!

Хомутный держатель со стяжкой ДЛЯ ТРУБ
Рис. 7
Хомутный держатель со стяжкой — широко используется для крепления труб, наряду с клипсами.

Пара слов о «макаронном эффекте». За термин нужно сказать спасибо пользователю, задавшему вопрос: «купил недавно 2 пакета стяжек нейлоновых, (производитель неизвестен). Стал стягивать провода, а они ломаются как макароны. Обе пачки пришлось выкинуть. Подскажите пожалуйста,почему так произошло и как можно отличить хорошие стяжки от таких макарон?» Ответ от нашего технолога. Ломкость стяжек может быть вызвана тремя причинами: – появлением чрезмерного количества влаги в композите; – нарушением условий хранения и транспортировки (многократное воздействие температур ниже –40°C); – использованием дешёвых, некачественных пластмасс (скорее всего, не нейлон/полиамид), что характерно для «нонейма». Поэтому лучше покупать качественные нейлоновые кабельные хомуты-стяжки проверенного временем производителя — завода Экопласт. Где покупать? В интернет-магазине электрики gibkij.ru, конечно! По оптовым ценам и с гарантией качества.

Макарошки

Как выбрать?

Рекомендации профессионалов позволят выбрать силовой хомут для конкретного случая. При выборе руководствуйтесь следующими критериями:

  • лучшие металлические хомуты изготавливаются из нержавейки;
  • стоит обратить внимание на насечки – они должны быть рельефными, а значит, хомут можно использовать несколько раз;
  • выбирайте конструкции с оцинкованными винтами и болтами;
  • у качественного хомута проставлено клеймо;
  • выбирая одноболтовое приспособление, важно проверить наличие качественной резины и защитного покрытия, которое обеспечит длительную эксплуатацию изделия.

Покупая силовой хомут, отталкивайтесь от его назначения, учитывайте внешний и внутренний диаметр, номинальную нагрузку, толщину материала.

Также важно определить плоскость расположения детали и место её монтажа.

Какие бывают виды ремонтных хомутов

В зависимости от сложности работы по креплению трубопроводов, необходимо выбирать и модель ремонтного хомута. Разберёмся с существующими разновидностями:

Силовые крепежи могут сужаться к месту крепления
Силовые крепежи могут сужаться к месту крепления

Какие бывают металлические хомуты для шлангов высокого давления

Обжимные металлические усиленные хомуты одинаково важны как для магистральных трубопроводов, так и для гибких шланговых магистралей. Для таких систем предусматриваются либо червячные варианты фиксаторов, либо силовые.

Шланговые крепежи имеют большую степень зажима
Шланговые крепежи имеют большую степень зажима

Металлические ленточные хомуты и спиральные

Ленточный или силовой тип крепления — устройство, оснащённое посадочными местами для болтов. Отлично зарекомендовал себя, как надёжное средство фиксации в гидравлических и напорных трубопроводных сооружениях.

Диаметр можно определить прямо на хомутном соединении
Диаметр можно определить прямо на хомутном соединении

Спиральные варианты не представляют собой сложного механизма. Наоборот, они просты в монтаже и используются гораздо чаще, чем все остальные. Основное их назначение — жёсткая фиксация магистралей.

Металлические стальные хомуты для крепления труб

Стальные хомуты предназначены, в первую очередь, для фиксации проблемных мест трубопроводов, являющихся носителями жидких и газообразных веществ. В целом, все конструкции моделей аналогичны, отличаться они могут только своей геометрией.

На обжимах присутствует надёжный оцинкованный болт
На обжимах присутствует надёжный оцинкованный болт

Металлические хомуты с резиновым уплотнителем для труб

Обычно такой вариант фиксатора используют для стыковки трубопроводов в местах разветвлений. В качестве герметика на данных приспособлениях применяют резиновые прокладки. К тому же, для более надёжного соединения труб, в конструкции хомута предусмотрена муфта с резьбовыми соединениями.

Обычно на фиксаторах с уплотнителями есть два болта
Обычно на фиксаторах с уплотнителями есть два болта

Назначение крепежных элементов


По типу различают хомуты для жесткого крепежа деталей по направляющим и для ремонтных работ:

  • герметизация – подсоединение гибких (резиновых, полиэтиленовых) труб к металлическим патрубкам стационарного оборудования, емкостей для транспортировки жидкостей, газов. Обеспечивает герметичное соединение при правильном выборе диаметра, конструкции и материала хомута;
  • фиксация и крепеж – соединение нескольких электропроводов в пучок, закрепление жгута электропроводки, закрепление лабораторного оборудования на штативах;
  • ремонтные работы – установка защитных внешних оболочек, соединение труб одного диаметра, устранение протечек в газовом оборудовании, водоснабжении, промышленном и производственном оборудовании.

Специализированный хомут для лаборатории предназначенный для закрепления оборудования, лабораторной посуды выполнен из химически нейтральных материалов, устойчивых к воздействию агрессивных химических сред, не вступающих во взаимодействие с солевыми, щелочными, кислотными реактивами, устойчивых к процессам коррозии.

Недостатки

Особенность ленточно-шплинтовых хомутов заключалась в том, что вращать шплинт при затяжке нужно было при помощи специального, хотя и нехитрого приспособления, представляющего собой стержень с наконечником, в который входила головка шплинта, и рукоятку:

Т-образную или в виде «коловорота». Такие приспособления имелись на заводских конвейерах, а вот в гаражных арсеналах они не встречались… Дело в том, что ленточно-шплинтовые хомуты нужно затягивать, вращая шплинт непрерывно и за один заход. После чего трение в слоях ленты возрастало настолько, что хомут держал сам себя, хотя при взгляде на него могло показаться, что натяжение ничем не фиксируется и шплинт должен со временем раскручиваться, а кольцо – ослабевать. Большинство автолюбителей этого не знали и делали две ошибки…

Во-первых

, затягивали хомуты чаще всего с помощью отвертки (поскольку пассатижами подлезать к шплинту было неудобно), делая пол-оборота и переставляя отвертку на следующие пол-оборота – такой метод не позволял реализовать полноценную затяжку, в отличие от заводского непрерывного вращения посредством «спец-крутилки».

А во-вторых

, регулярно пытались подтягивать подтекающие хомуты, ослабевшие из-за усадки резины шлангов, что было почти бесполезно – сила трения не позволяла двум слоям ленты толком сдвигаться друг относительно друга, и лента просто лопалась в районе шплинта… Ленточно-шплинтовой хомут малопригоден для подтягивания спустя какое-то время – в отличие от распространенных сегодня червячных… При утечке его нужно менять на новый!

Еще одной неприятной особенностью ленточно-шплинтовых хомутов была трудность их демонтажа – как для замены, так и в попытке снять хомут, чтобы выпрямить ленту и использовать его заново, «с нуля». При вращении шплинта против часовой стрелки лента не «ехала» в сторону ослабления, а просто перекручивалась и ломалась в спирали затяжки вокруг шплинта.

Нюансы эксплуатации

Перед установкой рекомендуется смазать винтовые соединения машинным или силиконовым маслом. Это не только поможет легче закрутить винты, но и предотвратит дальнейшую коррозию. Только учтите, что индустриальное масло разъедает некоторые сорта резины.

При монтаже всегда соизмеряйте прикладываемую силу и размеры крепежа. Кроме того, пружинный хомут при сжатии может соскочить и улететь в сторону. Будьте внимательны.

Следите, чтобы на рабочую поверхность не попала грязь или пыль. Она не только поцарапает трубу, но и может привести к преждевременной коррозии.

Периодически подтягивайте винтовые соединения, особенно если труба работает с вибрацией. Если работа инструмента затруднена, купите хомут с барашком вместо винта. Для его затяжки инструмент не требуется.

Не допускайте загрязнения винтов пылью. Это не только продлит срок эксплуатации, но и обеспечит возможность повторного использования хомута после снятия. Хомут в хорошем состоянии без признаков коррозии рассчитан минимум на 50 циклов «монтаж-демонтаж».

И всегда соблюдайте технику безопасности. А также не экономьте на крепеже, ведь чаще всего труба выходит из строя именно в местах соединений.

Обзор полезных инструментов для работы с хомутами из Китая в видео ниже.

Особенности

Металлические хомуты для трубопроводов встречаются повсеместно. С их помощью можно:

  • надежно зафиксировать трубу на стене или несущей балке;
  • быстро устранить течь через трещину в стенке трубы;
  • придать герметичности стыкам и фитингам;
  • закрепить резиновый или армированный шланг на штуцере;
  • закрепить водопроводные рукава и гофры;
  • убрать свищи на трубах, которые образовались из-за блуждающих токов;
  • и даже механически скрепить некоторые детали.

Впрочем, их прямое назначение – обеспечить стабильную работу трубопроводов. Поэтому они и получили широкое распространение в разных сферах, таких как:

  • бытовая и коммунальная;
  • гидротехнические сооружения;
  • машиностроительная отрасль;
  • мото- и автомобилестроение;
  • энергетика;
  • газовое хозяйство;
  • дизайн и различные поделки.

Эти крепежные элементы должны быть надежными и долговечными. А еще – соответствовать стандартам качества. Поэтому они производятся по требованиям ГОСТ 24137-80.

В этом документе прописаны:

  • предельные диаметры трубы, на который рассчитан хомут;
  • диаметр резьбы (по нему подбирается закрепляющая гайка);
  • длина резьбы (от нее зависит толщина опоры, к которой можно прикрепить трубу);
  • масса изделия (тоже важный параметр, особенно для транспорта);
  • точность изготовления;
  • ссылки на другие документы (которые определяют условия хранения, маркировку и прочее).

По конструкции

  • Усиленный червячный хомут, используемый для трубопроводов и систем вентиляции, необходимый для уплотнения труб, гибких шлангов, рукавов.
  • Спиральный, особенностью которого является стержень, позволяющий использовать его в пластиковых, армированных трубах с навитой внутренней поверхностью.
  • Пружинная модель тяжёлой нагрузки с циклом изменения размеров, актуальная в автомобилестроении, устойчивая к повышению и понижению температуры.
  • Одноболтовый хомут, который отличается простотой и лёгкостью соединения со специальным слоем пористого резинового уплотнителя на внутренней стороне. Изделие гарантирует уменьшение вибрации, герметичность и отсутствие пережимания труб, если они гибкие.

Также выпускается двухболтовый хомут, деталь с несколькими болтами, но их число не меняет характеристики изделия, поскольку разные модели приспособлены для различных видов труб.

Принцип закрепления хомутов

Можно выбрать нужный принцип фиксации крепежа, ориентируясь на режим эксплуатации, конструктивные особенности соединения:


Выбор механизма натяжения влияет на прочность и скорость монтажа, демонтажа, регулировки соединения:

Лента хомута может быть со сквозными регулирующими диаметр насечками, сплошной с двусторонним выступом и гладкой внутренней поверхностью, исключающей деформацию гибкого шланга.

Хомут может быть изготовлен из металла – прочной оцинкованной, нержавеющей стали или из полимерного материала. Для демпфирования стяжки предусмотрены внутренние прорезиненные прокладки.


При выборе металлических хомутов важно учитывать степень намагничивания металла:

Степень намагничивания металла хомута зависит от сплава металла. Важно отметить, что хомуты из нержавейки отличаются высокой коррозийной стойкостью.

Пластиковые хомуты отличаются гибкостью, невосприимчивостью к перепадам температур, химической нейтральностью. Могут быть выполнены из пластика (временный крепеж) или гибкого, прочного нейлона.

При выборе крепежа важно оценивать параметры крепежа в комплексе, ориентируясь на условия эксплуатации хомута и отраслевые требования и нормативы по применению данного вида крепежа.

Размеры

В стандартах ГОСТ можно найти таблицу с нормативами, минимальными и максимальными размерами силовых изделий, отличающихся своей конфигурацией и количеством болтов.

Ознакомимся с основными параметрами приспособлений, необходимых для соединения особо сложных вариантов труб, а также толстостенных и армированных патрубков.

  • Хомуты MGF с двумя болтами имеют диаметр – 30-40 мм, 40-50 мм, 50-60 мм, 55-65 мм, 65-75 мм и 75-85 мм. Данные конструкции обеспечивают равномерный обхват и стягивание по окружности трубы.
  • Стандартные изделия MGF выпускаются с диаметром 15-17 мм, 17-19 мм, 20–22 мм, 25–27 мм, 29–31 мм, 36–39 мм.
  • При наличии вибрации лучше использовать хомуты с пружиной и Т-образным винтом. Их размеры – 46-52 мм, 51-57 мм, 58–65 мм, 64–72 мм, 70–78 мм, 76–84 мм.
  • Также существуют максимальные диаметры креплений, предназначенных для крупногабаритных труб. В этих случаях одноболтовые хомуты с шириной ленты до 30 мм могут иметь диаметр от 240 до 252 мм, двухболтовые – от 240 до 250 мм, а пружинные модели с болтом – от 184 мм до 192 мм.

Модификации разных производителей, в зависимости от назначения, тоже отличаются диаметром:

  • «Робуст» силовой хомут W4 – 36-39 мм;
  • шарнирный хомут СИБРТЕХ – 56-59 мм.

Также по ГОСТу 24140-80 диаметр некоторых трубных хомутов может составлять 38-40 мм, 73-85 мм.

Размеры обжимных металлических хомутов по видам

Для выбора фиксирующих конструкций необходимо определиться с нужным размером, который будет соответствовать типу крепёжного элемента. Рассмотрим возможные размеры, определённые стандартами производства.

Вид хомутаРазмеры
Хомуты червячного типа
  • диапазон зажима — 0,8-100 мм;
  • ширина — 9-12 мм;
  • толщина — 0,6-1 мм.
Все остальные силовые трубные нержавеющие хомуты
  • диапазон зажима — 10-219 мм;
  • ширина — 20-25 мм;
  • толщина — 1,5-2,5 мм.
Если хомут имеет большой диаметр, то можно применить уплотнитель в несколько слоев
Если хомут имеет большой диаметр, то можно применить уплотнитель в несколько слоев

Что касается других видов соединений, то они идентичны тем, что указаны в таблице. Однако, при необходимости устранить пробой в трубах, предварительно измеряют диаметр и анализируют масштаб проблемы, после чего определяются с типоразмером обжимного устройства.

Ремонтные хомуты для трубопроводов: правила эксплуатации и внешней вид

Для ликвидации опасных последствий аварий на трубных магистралях применяются хомуты ремонтного типа. Например, при прорыве водопроводной или отопительной системы, достаточно просто зафиксировать место проблемы без сброса давления. Такой способ ремонта может носить временный или постоянный характер.

Ремонтный хомут может состоять из нескольких секций
Ремонтный хомут может состоять из нескольких секций

Силовые стальные шарнирные хомуты

Шарнирными усиленными хомутами ещё называют поворотные устройства. Они предназначены для надёжной фиксации лесов и других высоких конструкций. Закрепляются такие изделия под абсолютно любым углом. Диагональные распорки фиксируются аналогичными хомутами.

Когда важно надёжное соединение: выбираем обжимные металлические хомуты
Крепёжные элементы со временем не лопаются

Силовые хомуты для шлангов высокого давления

Приспособления для крепления силового типа в соединениях отлично справляются со своими задачами, при этом их бывает несколько подвидов:

  • ленточные и проволочные оцинкованные имеют в качестве зажима болтовое соединение;
  • усиленные хомуты для шлангов — имеют зажимы с обеих сторон;
  • универсальные литые, оснащённые двумя болтовыми креплениями.
Такие фиксаторы оснащаются крепёжными болтами и имеют массивные распорки
Такие фиксаторы оснащаются крепёжными болтами и имеют массивные распорки

Изготавливаются все эти виды хомутов исключительно из нержавеющей стали. Все они одинаково просты в эксплуатации и относительно дёшевы, поэтому некоторый запас таких крепежей в хозяйстве не помешает.

Рекомендуем посмотреть видеообзор хомутов, в котором рассказывается о том, для каких целей тот или иной тип используется, какие из них лучше купить.

Уважаемые пользователи, если у вас остаются вопросы по теме публикации, обязательно задавайте их. Наша команда с удовольствием ответит на них в самое ближайшее время. Если есть опыт использования того или иного обжима — делитесь им с нами.

Советы по эксплуатации

Установить пластиковые хомуты по силам каждому, следует лишь правильно выбрать изделие с учетом нагрузки, температурной среды, вида скрепляемых конструкций.

Применяя хомуты, необходимо обращать внимание на следующие моменты:

  • правильно рассчитать размер зажима;
  • учесть силовые возможности изделия;
  • не забывать, что для работы на улице разработаны особые виды моделей с усиленными эксплуатационными характеристиками.

Для установки водопроводных труб нужно учитывать несложные правила:

  • не стоит устанавливать обычные зажимы на слишком горячие поверхности или вблизи открытого огня – для этого есть специальные модели;
  • чтобы правильно рассчитать количество хомутов, необходимо сделать чертеж расположения труб;
  • чем труба тяжелее, тем короче шаг должен быть между зажимами;
  • не следует перетягивать стяжки, так как пластик может не выдержать напряжения.

Пластиковые хомуты с момента их изобретения почти мгновенно обрели популярность. Без них трудно обойтись в производстве, на даче или дома. Уважающий себя хозяин всегда имеет в запасе пачку одноразовых хомутов, а для более квалифицированных работ усложненные зажимы без проблем можно приобрести в строительных магазинах.

Как открыть пластиковый хомут, смотрите далее.

Технические параметры и материал изготовления

Что касается сырья, которое используется для изготовления соединителей, то марка стали может отличаться и по цене, и по качеству. При этом, готовые изделия должны полностью соответствовать ГОСТу 24137-80. Такие обжимы должны состоять из двух деталей.

  • размеры;
  • типы соединителей;
  • диаметр крепёжной гайки;
  • рабочий и разрушающий вид нагрузки.
Хомуты с клипсами быстрее затягивают соединение, если у них есть уплотнитель
Хомуты с клипсами быстрее затягивают соединение, если у них есть уплотнитель

Традиционно, для производства металлических хомутов используется углеродистая или нержавеющая сталь, которая является устойчивой к механическим повреждениям и воздействию коррозии.

Технические характеристики для ремонтных фиксаторов

С технической точки зрения, трубный нержавеющий или оцинкованный хомут представляет собой скобу с резиновой вставкой, которая придаёт месту соединения герметичность. Однако данные модели приспособлений предназначены исключительно для повреждений на прямых участках трубопровода. На изгибах или разветвлениях лопнувшие конструкции отремонтировать таким образом невозможно.

Приспособления для ремонта трубопроводов обязательно должны обладать следующими характеристиками:

  • наличие болтовых зажимов;
  • присутствие резинового герметика разной толщины;
  • возможность распорки деталей обжима между собой;
  • прочный металл, который не поддаётся деформации.

Для трубных хомутов характерно использование разрезанного уплотнителя
Для трубных хомутов характерно использование разрезанного уплотнителя

На заметку! Временная защита от потопа при прорыве водопроводной или канализационной трубы гарантирована при использовании ремонтных оцинкованных хомутов.

Технология монтажа устройства и крепления труб

Основные этапы работ по креплению трубы к стене посредством установки хомутов:

  1. Вдоль всей длины трубопровода, придерживаясь указанных выше нормативных расстояний, наносят разметку с указанием точек расположения крепежных элементов.
  2. В обозначенных точках с помощью электродрели просверливают отверстия под монтаж хомутов.
  3. В проделанные отверстия заглубляют пластиковые ограничительные дюбеля, используя для этой цели молоток.
  4. С помощью отвертки прикручивают хомуты. При затягивании хомутов важно не переусердствовать с тем, чтобы не нарушить плоскость крепления.
  5. В хомуты вставляют магистральные элементы, прилагая небольшие проталкивающие усилия.
  6. Сквозь отверстия ушек протягивают болты и путем завинчивания затягивают зажимы, обеспечивая плотное прилегание к стене.

При просверливании отверстий под установку крепежей учитывайте, что их размер должен соответствовать диаметру крепежных болтов.

Требование к установке крепежа
Если приходится устанавливать устройства с крепежными шпильками, диаметр отверстия делают таким, чтобы они легко входили в них, но при этом не раскачивались

Особое внимание стоит уделить углу, под каким проделываются отверстия, и глубине сверления.

Если крепежи разместить не в одной плоскости, то трубопровод со временем начнет перегибаться. Это послужит причиной возникновения шумовых «эффектов» при прохождении жидкости. А в местах перегиба возрастает вероятность скопления грязевого осадка.

Тип конструкции и форма фиксации хомута

Конструктивно крепежи принято делить на несколько типов, от которых и зависит возможность эксплуатации приспособлений:

  1. U-образный. Хомут оснащается планкой и болтами для удобной стяжки. Подобные приспособления способны удерживать большие нагрузки, и применяются как для внутреннего, так и наружного ремонта трубопроводов.
  2. Хомуты с клипсой. Эти предметы в большинстве случаев производятся из пластика. Фиксируют исключительно полипропиленовые трубы, например, сантехнические.
  3. Хомуты с болтовым соединением. Такие фиксаторы очень удобны, так как к ним нет необходимости специально подбирать фиксатор. Он присутствует в комплекте вместе с гайками и шайбами для герметичности соединений.
  4. Средства с фиксирующей шпилькой. По внешнему виду приспособление состоит из двух дуг одинакового размера с резиновой прокладкой. Трубопровод фиксируют с помощью зажимного болта, а вот неподвижное положение создаёт именно шпилька, которая устанавливается в стену.
Конструктивно хомуты можно разделить на несколько типов
Конструктивно хомуты можно разделить на несколько типов

Также стоит отметить существование хомутов с подвижным и неподвижным способом крепления.

Марку материла можно увидеть на боковой части соединения
Марку материла можно увидеть на боковой части соединения

Вариант крепления лучше выбирать в зависимости от случая, для которого он применяется. Например, если вместе с ремонтной целью, необходимо надёжно зафиксировать фрагмент патрубка, то идеальным решением будет покупка хомута со шпилькой.

Трубные и пружинные хомуты

Трубные усиленные хомуты имеют вид кольца со скобами. Предназначены для крепления в тех случаях, когда необходимо снизить внутреннее напряжение в магистрали для облегчения ремонтных работ.

Чем уже труба, тем меньше должен быть диаметр хомута. Слишком большие обжимы не смогут сделать крепление надёжным
Чем уже труба, тем меньше должен быть диаметр хомута. Слишком большие обжимы не смогут сделать крепление надёжным

Пружинный хомут — это несколько упрощённое устройство. Его используют для ремонта конструкций, которые подвергаются линейному расширению.

Устройство и применение

Хорошо известная деталь, встречающаяся во многих узлах автомобилей и по сей день, – это шплинт

, согнутая в «булавку» проволока полукруглого сечения. Обычно шплинт использовался для предотвращения самопроизвольного отворачивания гаек, вставляясь в поперечно просверленное отверстие в болте. Используется он и по сей день, хотя и значительно реже, будучи вытесненным в массе своей гайками с пластиковыми вставками и гайками с заминаемыми буртиками.

Ну а толстые, прочные и сильно укороченные шплинты применялись в качестве элемента натяжки ленты в тех самых пресловутых шплинтовых хомутах. Ленточно-шплинтовой хомут состоял из трех деталей:

Работало все это, надо сказать, весьма неглупо! Система была очень простой, а ее элементы выполняли по несколько функций.

Новый, еще ни разу не устанавливаемый ленточно-шплинтовой хомут представлял собой прямую полоску металла (обычно шириной 5-8 мм) и пряжку со вставленным шплинтом. Перед использованием край ленты загибался на расстоянии около 1,5-2 сантиметров от конца и вставлялся в пряжку.

Затем она обматывалась вокруг шланга один раз, и ее конец пропускался между пряжкой и шплинтом, после чего делался еще один оборот ленты. Два оборота требовались для увеличения прочности ленты и одновременного создания достаточного трения, предотвращающего последующее самопроизвольное ослабление хомута.

Конец ленты, сделавшей два оборота, заправлялся в шплинт, после чего лишняя лента обрезалась. А шплинт начинали вращать, выбирая им слабину ленты и затягивая тем самым хомут.

Хомут

Пластиковый хомут: 150-200 мм, 250 мм и стяжки других размеров, нейлоновые морозостойкие стяжки и другие виды
Это крепежная деталь, состоящая из штампованной металлической ленты с зубьями (накатные хомуты) или насечками (насечные хомуты) (1), расположенными на одной ее половине, винта (2) и замка червячного соединения (3). С внутренней стороны, которая будет обращена к трубе, лента абсолютно гладкая, благодаря чему неспособна повредить поверхность трубы.

В зависимости от длины ленты, диаметральные размеры хомутов изменяются в определенных пределах. Свое название эта деталь получила по причине того, что в ней реализован принцип червячной передачи: при вращении винта его зубья входят в зацеп с насечками (зубьями) на ленте, благодаря чему лента сдвигается и закручивается, туго охватывая трубу.

В числе достоинств этого вида крепежа простота и равномерность затяжки, высокая надежность соединения (червячный хомут нельзя ни растянуть, ни разорвать), возможность многократного (до 50-ти раз) использования, устойчивость к воздействию высоких температур.

Еще одно важное преимущество – универсальность: они могут использоваться для монтажа и ремонта труб из любого материала.

Крепление является абсолютно безопасным и не приводит к порче поверхности труб. По этой причине широко применяются при работах с водопроводной или отопительной системой. Кроме того, они отлично себя зарекомендовали в условиях сильной вибрации и при больших нагрузках.

Но следует помнить: все сказанное относится только к качественным деталям, выполненным из высокосортной стали и на профессиональном станке. В противном же случае, при использовании недостаточно прочного и слишком мягкого металла, изделие легко деформируется и неплотно прилегает к шлангу или трубе. Все попытки затянуть винт потуже приводят к прокручиванию затяжного механизма.

Еще один возможный недостаток, связанный с некачественным изготовлением, – недостаточно гладкая внутренняя поверхность ленты или ее острые края, способные повредить трубы.

Чем особенны обжимные металлические хомуты для труб большого диаметра

Что касается крепления труб с большим диаметром, то здесь необходимо использовать исключительно хомуты из оцинкованной стали. При этом, их разновидность совершенно не играет роли. Независимо, будете ли вы устранять неисправность усиленным фиксатором либо силовым зажимом.

Хомуты-стяжки скручиваются гаечными ключами
Хомуты-стяжки скручиваются гаечными ключами

Червячные хомуты для шлангов

Червячный тип крепления представляет собой кольцо с болтом и засечками, которые нанесены на внутренний край хомута. Это помогает приспособлению герметичнее удерживать соединение.

Зафиксировать крепёж можно посредством крестовой отвёртки
Зафиксировать крепёж можно посредством крестовой отвёртки

Эксплуатационные условия

При возможности длительного срока эксплуатации необходимо учитывать факторы, снижающие качества пластиковых хомутов. Учитывая, что изделия используются и на опасных участках работ, знание негативных моментов поможет избежать негативных ситуаций.

Выделяют ряд факторов, способных повлиять на снижение эксплуатационных характеристик изделий:

Выдерживаемая нагрузка. В целях надежного крепления с расчетом на долгосрочность рекомендовано выбирать пластиковые хомуты с небольшим запасом по нагрузке. Отсутствие предельного напряжения позволит избежать кризисных моментов и увеличит срок службы крепления.

Химические реагенты. Хомуты не рекомендуется применять в условиях, где возможен контакт с кислотами (уксусная и соляная). В случае использования в агрессивной среде требуется контроль и частая замена.

Низкая температура. При низкой температуре (начиная с -35 градусов) хомуты начинают трескаться, что приводит к разрыву крепления. Отрицательно влияет на качество крепления вибрационные моменты, приводящие к микротрещинам.

Таким образом, пластиковые крепления надежны, долговечны, многофункциональны. Простая конструкция позволяет без особых усилий создавать крепления руками. Преимуществом является доступная цена на пластиковый хомут.

Этапы крепления труб

Процесс монтажа крепежных хомутов нельзя назвать очень сложным. Главное условие качественного выполнения работы – правильно определить шаг фиксации. Другими словами следует знать величину оптимального расстояния между элементами крепления. Это необходимо для предотвращения прогибов трубопровода. На величину шага фиксации влияет диаметр трубы и назначение системы:

  • Если диаметр трубы холодного водоснабжения менее 2 см, то расстояние между хомутами может составлять 0,8 м.
  • При диаметре труб аналогичной системы от 2 до 4 см шаг увеличивается до 1,1 м.
  • Если эта же система смонтирована из трубных изделий от 4 до 11 см, то величина шага может быть 1,6 м.
  • В системе отопления при использовании трубы диаметром до 2 см допускается располагать крепление на расстоянии 0,65 м
  • Если для монтажа этой системы использовались трубы диаметром от 2 до 4 см, то шаг фиксации может быть равен 0,95 м.
  • Труба, имеющая диаметр от 4 до 11 см, в отопительной системе должна фиксироваться с промежутками в 1,85 м.

Крепление металлических стальных хомутов выполняется в следующем порядке:

  • На поверхности, к которой предполагается крепить хомуты, делают соответствующие отметки точек крепления.
  • По этим отметкам сверлят отверстия и вставляют в них дюбеля.
  • Посредством саморезов фиксируют хомуты к полу, потолку или стене.
  • Хомут разжимают и вкладывают в него резиновую прокладку.
  • Вставляют трубу в разжатый хомут.
  • Затягивают крепеж посредством болтов или винтов. При этом следует помнить, что затягивая хомуты подвижной фиксации на системах отопления и горячего водоснабжения, не следует прилагать больших усилий.

Описанные виды металлических стальных хомутов могут использоваться для фиксации дымоходной трубы. Это особенно важно для владельцев загородных домов. Такие хомуты представлены в большом ассортименте. При этом максимальный диаметр фиксируемой трубы может достигать 40 см.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *