Что надо для домашнего производства гибкого камня
В первую очередь необходима мастерская – освещенное и хорошо проветриваемое помещение, где можно установить большой стол, организовать стеллажи или место для складирования поддонов из листов фанеры с набитыми по краям брусками. Это потребуется для складирования и сушки готовых изделий – полотен или плитки из гибкого камня. Красители для минерального сырья.
Инструменты и расходные материалы:
- Насыпной материал. Просеянный кварцевый песок, мелкие фракции крошки мрамора и др.
- Красители. Для окраски песка используют пигменты из окиси металлов. На основе окислов существует много красок различного цвета и тона. Можно и пойти другим путем – нанести краску при помощи распылителя или кисточки на готовое изделие. После монтажа в качестве внутренней отделки, слой краски необходимо покрыть защитным слоем акрилового лака или водоотталкивающей грунтовки. Грунтовка наносится в два слоя, второй после высыхания первого. Этого слоя достаточно, чтобы облегчить уход за шероховатой поверхностью.
- Акриловый клей или полиэфирная смола. Для придания изделию большей эластичности можно дополнительно использовать пластификаторы.
- Текстильная основа. Хорошо работать со стекловолоконным холстом.
- Поддоны. На них будет происходить насыпка материала и дальнейшая сушка.
- Толстое стекло. Размер стекла должен соответствовать изделию – для выравнивания и придавливания насыпного слоя.
- Емкости для материалов, кисть или валик для нанесения клея.
Гибкий камень на основе пластизоли
У любой технологии изготовления гибкого камня есть свои недостатки, но они с лихвой компенсируются красотой и простотой использования данного вида отделки.
Лет 5 назад мы для собственных нужд изготовили небольшую партию гибкого камня на основе пластизоли. Это такой пластик, который наносится на рабочие перчатки, одежду для препятствия скольжению, также из него делают игрушки, брелки прочее. Его полимеризация происходит под воздействием умеренной температуры (от 105°С до 150°С) в зависимости от марки.
Порядок был таким:
Результат был великолепен, но достаточно трудоемок. Хотя для себя можно и постараться.
К вышесказанному не можем не добавить пару интересных вещей, связанных с гибким камнем. Если вместо песка или крошки использовать мелко толченый кирпич, да на завершающем этапе добавить пару включений другого материала для достоверности, вы можете получить еще один интересный продукт.
А если использовать гибкий камень в светопрозрачных конструкциях с внутренней подсветкой, то можно получить ни с чем не сравнимый эффект.
А вообще, должны вам сказать, что гибкий камень при нынешнем изобилии доступных полимерных материалов стал видом отделки, который достаточно легко изготовить своими руками и над вариантами исполнения которого просто и не дорого экспериментировать, чему свидетельством эта статья и проведенные в ходе ее написания работы.
А пока она оформлялась, на эту тему возникла еще одна интереснейшая идея, но она требует проверки. А может у вас тоже возникла? Не поделитесь с нами?
Уважаемые читатели, если у вас остались вопросы, задавайте их, используя форму ниже. Мы будем рады общению с вами 😉
Наполненные полимерные композиции на основе стирол-акриловых дисперсий для декоративных покрытий строительных изделий
УДК 678.5.665.9
КУДЯКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ, докт. техн. наук, профессор, kudyakov@tsuab.ru
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, Томск, пл. Соляная, 2,
ТУРНАЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА. канд. хим. наук, доцент, eat640@ramler.ru
ХАФИЗОВА ЭЛЬЗА НАЗИФОВНА, канд. техн. наук, доцент, hafisova_elsa@mail.ru Тюменский государственный архитектурно-строительный университет,
625001, Тюмень, ул. Луначарского, 2
НАПОЛНЕННЫЕ ПОЛИМЕРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ НА ОСНОВЕ СТИРОЛ-АКРИЛОВЫХ ДИСПЕРСИЙ ДЛЯ ДЕКОРАТИВНЫХ ПОКРЫТИЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Рассматриваются результаты исследований декоративных покрытий на основе сти-рол-акриловых дисперсий с минеральными наполнителями – мраморной мукой и пигментами. Разработанные составы наполненных полимерных композиций обладают хорошими параметрами качества и рекомендованы для изготовления цементноволокнистых декоративных плит фасадных систем.
Ключевые слова: фасадные плиты, декоративное покрытие, стирол-акриловая дисперсия, микронаполнители, мраморная мука, пигменты, вязкость, плотность, отверждение, эластичность при изгибе, электронно-микроскопический и дифференциально-термический анализы, светостойкость полимерной пленки.
KUDYAKOV, ALEKSANDER IVANOVICH, Dr. of tech. sc., prof, kudyakow@tsuab.ru
Tomsk State University of Architecture and Building,
2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003, Russia
TURNAEVA, ELENA ANATOLYEVNA, Cand. of chem. sc., assos. prof., eat640@rambler.ru
KHAFIZOVA, ELZA NAZIPHOVNA, Cand. of tech. sc.,
Tyumen State University of Architecture and Building,
2 Lunacharskogo st., Tyumen, 625001, Russia
THE FILLED POLYMERIC COMPOSITIONS ON THE BASIS OF STYRENE-ACRYLIC DISPERSIONS FOR DECORATIVE COVERINGS OF BUILDING PRODUCTS
The results of researches of decorative coverings on the basis of styrene-acrylic dispersion with mineral filler (marble flour and pigments) are considered in the article. The developed compositions of filled polymer compounds possess good quality parameters and are recommended for production of front cement-fibre decorative plates.
© А.И. Кудяков, Е.А. Турнаева, Э.Н. Хафизова, 2021
Keywords: front plates, asbestos-cement plate, styrene-acrylic dispersion, microfillers, marble flour, pigments, viscosity, density, hardening, elasticity at bend, electronic-microscopic and differential-thermal analyses, light resistance of a polymeric covering.
Энергоэффективность строительного комплекса обеспечивается, прежде всего, энергосбережением на стадии строительства и эксплуатации зданий путем уменьшения теплопотерь с использованием современных конструктивных схем ограждающих конструкций, технологий, оборудования, конструктивных, теплоизоляционных и отделочных строительных материалов. В настоящее время при строительстве зданий широко применяются фасадные системы с цементноволокнистыми панелями, которые выполняют декоративные, тепло- и звукозащитные функции, предотвращают отрицательное воздействие атмосферных осадков.
В настоящее время для создания покрытий на панелях фасадных систем находят применение акриловые и сополимерные акриловые водные дисперсии. Акриловые полимеры представляют собой твердые, эластичные, мягкие или липкие при обычной температуре, бесцветные и прозрачные продукты. Они термопластичны и легко подвергаются переработке различными технологическими способами [1]. Стирол-акриловые дисперсии имеют высокую скорость отверждения и образуют декоративную пленку, обладающую высокой эластичностью, хорошей адгезией к различным материалам, водостойкостью, паропроницаемостью и малой токсичностью [2].
В данной работе исследованы свойства декоративных покрытий на основе стирол-акриловых дисперсий с карбонатными дисперсными наполнителями. Для получения полимерной композиции в качестве связующего (пленкообразо-вателя) использовались пластифицированные стирол-акриловые дисперсии А-10, А-70, А-290, С-А (Финляндия) и тонкодисперсный наполнитель – мраморная мука (Россия).
Для оценки физико-механических свойств были проведены исследования параметров качества стирол-акриловых композиций (плотность, вязкость) и пленок, получаемых при их отверждении (водопоглощение, эластичность при изгибе, термостойкость, светостойкость).
Управление вязкостью жидкой композиции достигалось регулированием содержания наполнителя – мраморной муки и выбором стирол-акриловой дисперсии.
Установлено, что предельное содержание наполнителя в дисперсии составляет 30 % по массе (рис. 1). При дальнейшем увеличении содержания мраморной муки вязкость дисперсии возрастает, и композиция становится непригодной для нанесения на поверхность изделий.
Были проведены исследования реологических характеристик рассматриваемых полимерных композиций различными методами. Результаты определения вязкости с использованием вискозиметра ВЗ-246 и цилиндра Суттар-да приведены в табл. 1.
Предельное динамическое напряжение сдвига рассматриваемых дисперсий, характеризующее структурную прочность, составляет 40,6 Па, вязкостное сопротивление течению раствора 941,9 мПас, что позволяет в зависи-
мости от их вязкости использовать в строительных технологиях различные способы нанесения композиции на отделываемую поверхность, а именно: распыление, пролив или растирание кистью.
Количество мраморной муки, %
Рис. 1. Зависимость вязкости полимерной композиции от содержания мраморной муки
Таблица 1
Вязкость полимерных композиций
Состав полимерной композиции Вязкость по ВЗ-246 (диаметр сопла 6 мм), с Вязкость по Суттарду, мм
Стирол-акриловая дисперсия А-10, пластификатор, мраморная мука 180 200
Стирол-акриловая дисперсия А-70, пластификатор, мраморная мука 70 250
Стирол-акриловая дисперсия А-290, пластификатор, мраморная мука Более 200 60
Стирол-акриловая дисперсия С-А, пластификатор, мраморная мука Более 200 60
Эластичность при изгибе определялась накладыванием на стержни различного диаметра отвердевших пленок полимерных композиций. Использовались пленки различной толщины, а измерение эластичности проводилось периодически через 7, 14 и 28 суток. Установлено, что эластичность при изгибе составляет 1 мм и не изменяется в зависимости от толщины пленки (0,5-2,5 мм), что позволяет таким покрытиям сохранять механические свойства при перепаде температур и механической обработке.
Плотность полимерных композиций находится в пределах от 1,2 до 1,5 г/см3. Водопоглощение стирол-акриловых композиций через сутки составляет 2,5 %.
Для изучения структуры полимерных покрытий применялся электронно-микроскопический анализ, который выполнялся с использованием электронного сканирующего микроскопа марки ТОРСОК 8М-510, и дифференциально-термический анализ, который проводился на установке ДТА-1М.
Свойства покрытий из исследуемой стирол-акриловой дисперсии зависят от их макро- и микроструктуры, на формирование которых существенное влияние оказывают природа полимера и подложки, вид и содержание модифицирующих добавок, технология нанесения, условия и срок твердения. На рис. 2 и 3 изображена микроструктура стирол-акриловых композиций, нанесенных на подложку из асбестоцементной плиты.
/ Я* . * * * Г
/ . < ( /
/.V ‘ /
ф 1 *
15 к и XI 00 100МГГ,/ 12 45 ЗЕI
Рис. 2. Пленка из стирол-акриловой композиции без наполнителя через 30 суток твердения. Х100
Уровень структурирования полимерной композиции оказывает значительное влияние на механические свойства получаемой декоративной пленки. Структуры разного типа возникают уже на ранних стадиях твердения, в последующем структурные элементы развиваются или перегруппировываются. Образующиеся неоднородности в структуре и, как следствие, градиент плотности приводят к образованию границ раздела фаз и неравномерности распределения механических напряжений. С этим связано влияние структур твердения на механические свойства полимерных пленок.
Особое внимание необходимо уделять структурам твердения на основе водных полимерных дисперсий, например стирол-акриловых. После удаления влаги дисперсные частицы могут не коалесцировать, тогда между ними формируются границы раздела, что приводит, как правило, к последующему самопроизвольному растрескиванию покрытий. Как видно из рис. 2, пленка, образованная из исследуемых дисперсий, не содержит областей некоалесциро-
ванных дисперсных частиц и представляет собой достаточно однородное аморфное образование, что хорошо согласуется с исследованиями долговечности данного материала.
Рис. 3. Пленка из стирол-акриловой дисперсии с наполнителем через 30 суток твердения. Х100
Из литературных данных известно, что в полимерных покрытиях поверхностные процессы на границе полимер-подложка являются самыми от-вественными и определяют надмолекулярную структуру и свойства покрытий в целом [3]. Адгезия полимерных покрытий определяется природой, строением и структурой полимера и скоростью релаксационных процессов при формировании покрытий.
Образцы плит с покрытиями из исследуемых стирол-акриловых дисперсий имеют достаточную глубину пропитки подложки. Адгезионная прочность декоративного покрытия к поверхности плиты при толщине слоя 0,5-2,5 мм составляет от 1,8 до 3,0 МПа, что характеризует хорошее формирование адгезионных связей в разработанных составах и технологиях.
Деструкция полимеров под влиянием физических воздействий протекает по свободнорадикальному механизму и приводит к разложению и изменению структуры полимерного материала. Особое воздействие на механические свойства полимерной композиции отделочного слоя плит фасадных систем оказывают термоокисление и фотодеструкция. Стабилизация полимерных пленочных материалов может осуществляться путем выполнения мероприятий, увеличивающих отражения света, введением добавок антиоксидантов и УФ-абсорберов, преобразующих энергию падающего ультрафиолетового излучения в тепловую. Введение в полимерную композицию минерального наполнителя и пигмента позволяет уменьшить деструкцию декоративной пленки без существенных затрат.
Для установления механизма уменьшения деструкции декоративного покрытия при введении мраморной дисперсной добавки проводился диффе-
ренциально-термический анализ двух составов: стирол-акриловая композиция и стирол-акриловая композиция с наполнителем мраморной мукой (30 % по массе). Результаты исследований представлены на рис. 4.
0,17 0,15 0,13 0,11 0,09 0,07 0,05
280 300 320 340 360 380 400 420 440 460
Т, °С
— — стирол-акриловая композиция
■ стирол-акриловая композиция с добавкой мраморной муки
Рис. 4. Дифференциально-термические кривые стирол-акриловых композиций
По результатам исследования термического анализа можно прийти к следующему заключению: при температуре 393,9 °С наблюдается эндоэффект, объясняющий термодеструкцию стирол-акрилового полимера по кислородсодержащим связям, а при температуре 442 °С – экзоэффект, указывающий на деструкцию полимерной композиции по алифатическим связям (окисление компонентов дисперсии). Продукты термодеструкции – мономер, димер, тример, тетрамер. Для композиции с минеральным наполнителем эндоэффект наблюдается при температуре 359,8 °С, а экзоэффект – при температуре 442,5 °С. Незначительный сдвиг деструкции в область меньших температур можно объяснить поверхностными явлениями на границе полимер-минеральный наполнитель.
Испытаниями на термостойкость при многократном нагревании до 100 °С и резком охлаждении до 18 °С затвердевших пленок установлено сохранение эластичности при изгибе 1 мм, что доказывает низкий уровень развития термодеструкции в созданных композитных материалах. Незначительное развитие термодеструкции в композициях с наполнителями объясня-
ется близким соотношением энергии адгезии полимера к наполнителю и энергии когезии полимера.
Для материалов, используемых в отделке фасадных систем, представляет интерес способность сопротивляться разрушению макромолекул под влиянием света. Существенная деструкция полимерного покрытия на подложке происходит под влиянием ультрафиолетовых (УФ) лучей, характеризующихся длиной волны (X) 280-400 нм. Энергия кванта УФ-излучения превышает энергию С-С связи макромолекулы и не зависит от температуры, поэтому фотодеструкция полимерной пленки может развиваться даже при низких температурах, ускоряясь и углубляясь в присутствии кислорода. Особенно интенсивно разрушаются полимеры, содержащие хроматофоры, к ним относятся группы С=С, С=О, С=К, встречающиеся у исследуемых образцов стирол-акриловых композитов.
Например: механизм фотодеструкции акрилового компонента может протекать по схеме:
СН3 СН3 СН3 СН3 СН3 СН3
I I ь I I . I I
Я-СН2-С-СН2-С-Я/^Я-СН2-С-СН2-С-Я/ СО ОСН3^Я-СН2-С=СИ2 С-Я/
I I I • I
СО СО СО СО
I I I I
О-СН3 О-СН3 О-СН3 СН3-О
Фотохимическая деструкция, протекающая по свободнорадикальному механизму, является типичной для этого класса процессов и включает подпроцессы: зарождение, разветвление цепи при наличии кислорода, рост, передача и обрыв цепи. При наличии явно выраженной границы раздела фаз по-лимер-минеральный наполнитель стадия передачи цепи на дисперсную фазу и обрыв цепи в пограничном слое способствуют резкому торможению радикального процесса и, как следствие, увеличивают стабильность полимерного материала. Сами наполнители и неорганические пигменты имеют очень высокую свето- и атмосферостойкость [4, 5].
При облучении полимерных материалов при малой проникающей способности УФ-лучей отрицательное воздействие света наблюдается преимущественно в поверхностных слоях полимера. Поэтому наиболее восприимчивыми к воздействию УФ-излучения являются полимерные пленки. Проницаемость света в полимерном материале на поверхностях отделочных строительных материалов зависит от его оптических свойств, которые определяются природой основной цепи и боковых групп полимера, структурой и цветом композита, отражающей способностью поверхности.
При введении в полимерный материал минерального пигмента или дисперсного наполнителя улучшается внешний вид, уменьшается расход полимера, изменяются структура композита и его механические свойства, что приводит к повышению устойчивости материала к фотоокислительной деструкции. Тонкодисперсный пигмент приводит к получению сложной системы, состоящей из неорганической твердой частицы, ориентированных адсорбционных слоев полиме-
ра и полимера в объеме. При увеличении доли пигмента растет влияние границы раздела фаз минеральное зерно-пигмент-полимер и постепенный переход полимера в состояние тонких пленок на поверхности дисперсных частиц.
Наличие развитой границы раздела фаз влияет на полимерные композиты неоднозначно. Энергия и структура макромолекул пограничного слоя полимерной композиции отличается от полимера в объеме из-за конформацион-ных изменений и ограничений, накладываемых поверхностью минеральных наполнителей. Граничный или поверхностный слой полимерной композиции обладает эффективной толщиной, за пределами которой отклонение локальных свойств от их объемных значений становится несущественным.
Все указанные изменения в значительной степени зависят от степени сродства полимера, наполнителя и пигмента, при этом высокая адгезия к поверхности дисперсных частиц является необходимым условием получения монолитного и упрочненного покрытия. Промышленностью в настоящее время предлагается достаточно большой выбор природных и синтетических минеральных дисперсий, подготовленных для введения в полимерные материалы. В работе были использованы минеральные железоокисные пигменты и оксид титана, которые способствуют получению стирол-акриловых дисперсий с хорошей адгезией. Дисперсность и форма частиц минерального наполнителя и пигментов, качество их поверхности оказывают значительное влияние на устойчивость и механические свойства получаемого материала [6].
Эффективность снижения фотодеструкции полимерных пленок определяется двумя физическими факторами: светопоглощением и светорассеиванием.
Результаты исследований влияния вида пигмента на светостойкость декоративного покрытия из стирол-акриловых дисперсий приведены в табл. 2.
Таблица 2
Влияние пигментов на светостойкость отвержденных композиций на основе стирол-акриловых дисперсий
г£1 Л Марка дисперсии а ц ■ Ьы ^ 1 І8 Ё ° § § & Цвет, марка, вид пигмента Концентрация пигментов, % Светостойкость, ч Эластичность при изгибе (диаметр стержня, мм) после УФ-облучения
Без пигмента 0 10
Германия Украина Саудов. Аравия Белый КЯО]ЧО8 2190 (титановый) 5-10 10 10 20 20 20 1
1 А-70 Германия Китай Коричневый 8 610, Зеленый 8 565, Желтый 8 930, Черный 8 330 (железоокисные) 0,5; 1; 3; 5 Более 70 1
Окончание табл. 2
. О 1 Л Марка дисперсии ё ■ ^ 2 ° § § & Цвет, марка, вид пигмента Концентрация пигментов, % Светостойкость, ч Эластичность при изгибе (диаметр стержня, мм) после УФ-облучения
2 А-290 Без пигмента 0 10 1
Германия Украина Саудов. Аравия Белый КЯОШБ 2190 (титановый) 10 10 10 15 15 15 1
Германия Китай Коричневый Я 610, Зеленый Я 565, Желтый Я 930, Черный Я 330 (железоокисные) 0,5; 1; 3; 5 Более 70 1
3 С-А Без пигмента 0 10 1
Германия Украина Саудов. Аравия Белый КЯОШБ 2190 (титановый) 10 10 10 12 12 12 1
Германия Китай Коричневый Я 610, Зеленый Я 565, Желтый Я 930, Черный Я 330 (железоокисные) 0,5; 1; 3; 5 Более 70 1
4 А-10 Без пигмента 0 10 1
Германия Украина Саудов. Аравия Белый КЯОШБ 2190 (титановый) 10 10 10 0 12 12 12 1
Германия Китай Коричневый Я 610, Зеленый Я 565, Желтый Я 930, Черный Я 330 (железоокисные) 0,5; 1; 3; 5 > 70 1
Как видно из табл. 2, светостойкость пленок (УФ-воздействие без изменений цвета) из стирол-акриловых композиций без пигмента равна 10 часам, с титановыми пигментами (5-10 % по массе) 12-20 часов, с добавками желе-зоокисных пигментов – более 70 часов.
Таким образом, установлено, что минеральный наполнитель и пигменты, введенные в стирол-акриловую дисперсию, выполняют роль фотостабилизатора.
В результате проведенных исследований установлено, что разработанные составы полимерных композиций из стирол-акриловых дисперсий, мра-
морных наполнителей и минеральных пигментов (железоокисный и титановый) при отверждении на поверхности цементно-волокнистых плит фасадных систем формируют структуры, обладающие высокими декоративными и эксплуатационными параметрами качества.
Библиографический список
1. Акриловые олигомеры и материалы на их основе / А.А. Берлин [и др.]. – М. : Химия, 1983. – 232 с.
2. Королев, Г.В. Ассоциация жидких органических соединений: влияние на физические свойства и полимеризационные процессы / Г.В. Королев, М.М. Могилевич, А.А. Ильин. – М. : Мир, 2002. – 264 с.
3. Зубов, П.И. Структура и свойства полимерных покрытий / П.И. Зубов, Л.А. Сухарева. -М. : Химия, 1982. – 256 с.
4. Кудяков, А.И. Декоративные покрытия на основе эпоксидных смол для производства фасадных плит / А.И. Кудяков, Е.А. Турнаева, Э.Н. Хафизова // Вестник ТГАСУ. – 2021, № 1. – С. 136-142.
5. Мюллер, А. Окрашивание полимерных материалов / А. Мюллер ; пер. с англ. С.В. Бронникова. – СПб. : Профессия, 2006. – 280 с.
6. Липатов, Ю.С. Физико-химические основы наполнения полимеров / Ю.С. Липатов. -М. : Химия, 1991. – 266 с.
Вопрос-ответ
Выдержит ли гибкий камень растяжение? Если, да то насколько?
Материал имеет линейное растяжение не более 1%. Материал создан как система армирующего и не растяжимого стекло-холста и самого декоративного покрытия, имеющего 100% линейного растяжения. Поэтому материал может скрывать мелкие трещинки, за счет армирующего слоя.
Для чего предназначены эти материалы : “Гибкий Камень”,” Гибкий Кирпич”, “Клей для этих материалов”, “Защитное покрытие для Гибкого Камня” ?
Гибкий камень Steinbau, производится из натуральных природных минералов: мрамора гранита и кварца и предназначен для наклейке на фасады зданий, архитектурные фасадные элементы и конструкции, а так же для влажных и сухих помещений.
Каменный холст может использоваться для: покрытий пола, ступеней, чаш бассейнов, ванн и душевых кабин, подоконников, наружных отливов, столешниц и сидений, но для этого потребуется несколько слоев защитного покрытия. Клей производится из стирол-акриловой дисперсии и предназначен для приклеивания Каменного холста на подготовленные поверхности. Затирка для швов предназначена для заделки швов и примыканий, после наклейки Каменного холста. Финишный лак предназначен для сплошного покрытия поверхности Каменного холста как с затертыми затиркой швами, так и без швов.
Если образовались трещины, как их заделать?
В ходе работ могу возникнуть расхождения наружной поверхность гибкого камня, ведь он имеет от 2 до 3 мм толщины. Это не влияет на его эксплуатационные свойства, но влияет на эстетический вид.Для этого достаточно заказать затирочный состав и выступит в роли художника, перемешивая как на палитре цветные шпатлевки и подбирая цвет затирать швы. Все следы затирок будут видны. Вид станет еще хуже.Для отсутствия растрескиваний заказывайте Архитектурную марку гибкого камня Steinbau. Он не дает «трещин» на наружных углах.Можно подготовить наружные углы, скруглив их на архитектурных деталях или применив откосный уголок.
Как гибкий камень стоек к атмосферным воздействиям?
Гибкий камень Steinbau – фасадный материал который имеет высокую атмосферостойкость. Его низкое водопоглащение и эластичность не позволяют наклеенному на основание материалу крошиться или растрескиваться при замерзании.Высокая адгезия ко всем основаниям позволяет использовать его в интерьерах и на фасадах зданий, как фасадный материал.
Как обходить колонны и можно ли отделать камнем шар?
Для радиальных архитектурных элементов производится отдельный вид гибкого камня.При работе с феном, возможно обклеить цилиндрическую колонну с вертикальными и горизонтальными швами, коническую колонну, капитель колонны. Шар можно обклеить только сегментами-дольками, как на глобусе. Стыки между листами Каменного холста заметны и никакой затиркой их не спрятать, поэтому шар получится не эстетичный.Для колонн и капителей с простым сечением, необходимо провести разметку швов по высоте и по сегментам (двух и более сегментов).
Какие свойства у материала ” Гибкий Камень”, “Каменный Холст” ?
Каменный холст, производится из натуральных природных минералов: мрамора гранита и кварца. По мере выработки карьеров оттенки минералов немного меняются, поэтому цветность партий тоже может меняться. Любая следующая партия немного отличается по оттенкам от предыдущей.
Для создания Каменного холста (Гибкий камень) используются минералы естественного природного цвета и фракции, а соотношение объемов этих минералов всегда соответствует артикулу с точностью 0,1%. Для того, что бы рисунок не повторялся, применяется метод создания ХАОСА, это делается вручную и дает НЕПОВТОРИМЫЙ рисунок на листах даже одной партии. При этом возможны изменения рисунка.В коллекциях Гибкого камня (Каменного холста) существует три типа: ТИП А – без прожилок, ТИП В – цветной фон и прожилки, ТИП С – белый фон и прожилки.
ТИП А – от участков с выраженными цветовыми полосами и пятнами, до однотонной и практически одноцветной поверхности на разных листах в одной партии.
ТИП В – от участков с выраженной жилкой и цветным фоном, до смешенных оттенков фона и слабо выраженной жилки на разных листах в одной партии.
ТИП С – от контрастной жилки на белом фоне, до переменного цветного фона и цветной жилки на разных листах в одной партии.
Толщина листа варьируется от края до края листа от 2-х (двух) до 3-х (трех) миллиметров.Габаритные размеры соответствуют 600 х 900 мм с отклонениями по размерам и диагоналям не более 1 мм.
Стеновой Каменный холст (Гибкий камень) имеет стандартную толщину (около 3-х мм), и стандартную гибкость.
Архитектурный Каменный холст (Гибкий камень) имеет меньшую толщину (около 2-х мм), и повышенную гибкость и предназначен для оклейке фризов и т.п. Радиальный Каменный холст (Гибкий камень) имеет меньшую толщину (около 2-х мм), и повышенную гибкость и предназначен для оклейке радиальных деталей (кроме капителей и баз колонн, шаров). После наклейки Каменного холста на подготовленную поверхность и вскрытия финишным лаком, поверхность можно эксплуатировать в температурных режимах от – 40 до 50,Загрязнения на поверхности удаляются с помощью обычных моющих средств, щеткой или несильным напором воды из моющих машин. Клей имеет высокую адгезию ко всем известным материалам, кроме полиэтилена.После высыхания он становиться прозрачным и невидимым на поверхности гибкого камня. Его линейное растяжение более 300%, поэтому деформации ему не страшны. Клей, находящийся в таре, теряет свои свойства при охлаждении ниже 5 и при разбавлении водой. Затирка швов производится из натуральных природных минералов: мрамора гранита и кварца с добавлением стирол-акриловой дисперсии. Её свойства после высыхания аналогичны свойствам гибкого камня. Финишный лак производится из стирол-акриловой дисперсии и после высыхания на поверхности создает дополнительную защиту, способствует отталкиванию пыли и других загрязнений, облегчает мытьё поверхности. В случаях царапин или других повреждений поверхности Каменного холста при монтаже или при эксплуатации, достаточно вскрыть лаком и дефекты становятся менее заметны. Количество слоёв лака на поверхности не ограниченно. ВСЯ продукция при охлаждении ниже 5 градусов цельсия теряет свои эластичные свойства. При замораживании в таре Клей, Затирка для швов и Финишный лак ТЕРЯЮТ СВОИ СВОЙСТВА и недопустимы к применению. Оптимальная температура применения материалов как на фасадах так и в интерьерах от 15 до 30 градусов цельсия.
Какую вы даете гарантию и имеет ли гибкий камень сертификат?
Гарантия на устойчивость системы атмосфере 5 лет. Система Гибкий камень Steinbau Клей Финишный лак рассчитана на эксплуатацию не менее 30 лет на фасадах зданий. В интерьерах срок эксплуатации ещё больше. Материал можно применять в районах черноморского побережья.
На какую поверхность можно клеить камень?
На любую, кроме полиэтилена. Клей имеет очень высокую адгезию к практически любым материалам: Цементная или известковая штукатурка, бетон, ЦСП (Цементно-Стружечная Плита) ДСП, ГКЛ, СМЛ, любые впитывающие и шероховатые поверхности. По характеристикам это аналог всем известным “жидким гвоздям”.
Насколько цветовая гамма стойка к ультрафиолетовому воздействию?
Материал полностью устойчив к ультрафиолету. Натуральные минеральные пески не выгорают на солнце, а связующее разработано для применения на фасадах зданий.Вся система Гибкий камень Steinbau Клей Затирка швов Финишный Лак рассчитана на применение на фасадах зданий как на стенах так и на архитектурных элементах и конструкциях. Также в состав клея входят частицы, которые отражают ультрафиолет и тепло от солнца, тем самым летом стены дома не так нагреваются, и внутри помещения становится прохладнее.
Насколько циклов его хватит, если его приклеить на металл?
В зависимости от металла. Металлические конструкции могут иметь слой оксидной пленки под слоем клея. Образование ржавчины или других оксидных пленок может привести к отслоению наклеенного материала от основания.Такого рода испытания нужно проводить самостоятельно, используя наклеенный образец на металлическом основании с замачиванием в воде и последующем замораживании до -20 градусов. Потом опять в воду и в мороз…
Почему у различных листов одного артикула существует отличия в рисунке?
Для создания Гибкого камня Steinbau используются минералы естественного природного цвета и фракции. Это мрамор гранит и кварц, а соотношение объемов этих минералов всегда соответствует артикулу с точностью 0,1%.В коллекции «Земля» существует три типа: ТИП А – одноцветный, без прожилок, ТИП В – цветной фон и прожилки, ТИП С – белый фон и прожилки.
Для того, что бы рисунок не повторялся, применяется метод создания ХАОСА, это делается вручную и дает НЕПОВТОРИМЫЙ рисунок на листах даже одной партии. При этом возможны изменения рисунка.
ТИП А – от участков с выраженными цветовыми полосами и пятнами, до однотонной и практически одноцветной поверхности на разных листах в одной партии.
ТИП В – от участков с выраженной жилкой и цветным фоном, до смешенных оттенков фона и слабо выраженной жилки на разных листах в одной партии.
ТИП С – от контрастной жилки на белом фоне, до переменного цветного фона и цветной жилки на разных листах в одной партии.Как красиво обклеить поверхность, если рисунок на листах распределен неравномерно и последующая партия может отличаться от первой партии и от образца в магазине?
Для того, что бы создать правильное заполнение материалом обклеиваемой поверхности необходимо выполнить три условия.
1. Точно рассчитать количество необходимых листов с учетом раскроя и обрезков.
2. Оформить заказ на всю партию единовременно, с учетом 1 м2 (2-х листов) на случай ремонта при механическом повреждении во время эксплуатации.
3. Раскраивая листы на плитку, учитывать типоразмеры листа, возможные обрезки и направления рисунка. Произвести раскрой всех листов на плитку, или выкройки и чередуя их по цветам и рисунку, убедиться, что их достаточно, после чего, последовательно обклеить всю поверхность.
В случае если не достаточно – заказать недостающий объем, произвести раскрой, а потом, перемешав добавочную плитку с основным количеством, приступить к наклейке.
Как красиво обклеить плиткой фасад здания, если рисунок на листах распределен неравномерно, а необходимо нарезать плитку 300 х 600 мм?Используя шаблон из органического стекла толщиной 3 мм и размерами 300 х 600 мм, Вы можете самостоятельно выбрать направление рисунка вырезаемой плитки. Рекомендуемое направления реза указанно на схеме 1.
Как ровно нарезать плитку под угол?
Каменный холст в листе 600 х 900 мм имеет стабильные линейные размеры и диагонали (отклонение до 1 мм). Для резки плитки используйте шаблон из прозрачного пластика толщиной 3 мм, изготовленным точно (методом фрезеровки) под 90 градусов.
Для других выкроек используйте металлическую линейку и угольник. Нарезая плитку с помощью шаблона, учитывайте направление рисунка и размеры листа.
Почему у различных партий камня существуют отличия в цвете?
Гибкий камень, выпускаемый под нашей торговой маркой Steinbau производится из натуральных природных минералов: мрамора гранита и кварца.По мере выработки карьеров оттенки минералов немного меняются, поэтому цветность партий тоже может меняться.Любая следующая партия немного отличается по оттенкам от предыдущей.
Чем клеить, как наклеить гибкий камень Steinbau?
Для наилучшего схватывания не только с основанием, но и с гибким камнем рекомендуется использовать клей нашего производства. Он обладает эластичностью и водостойкостью, что позволяет надежно приклеивать гибкий камень Steinbauт не только в интерьерах, но и на фасадах зданий для облицовки, а так же обклеивать пенопластовые декоративные архитектурные элементы.
Чем покрывается гибкий камень Steinbau сверху?
Гибкий камень Steinbau имеет покрытие и готов к применению и эксплуатации.Для дополнительной защиты поверхности после наклейки гибкого камня и затирки швов применяется Финишный лак. Он имеет матовый вид и не заметен на камне. При царапинах, дающих белесость края плитки и заполненных швах от дает вид однородной поверхности. Лак не липкий и после высыхания позволяет легко мыть поверхности от пыли и загрязнений в интерьерах и на фасадах зданий.Лак не позволяет грибку развиться в порах гибкого камня, поэтому особо рекомендован для покрытия поверхности цоколей фасадов зданй.
Недостатки гибкого камня
Идеальных отделочных материалов не существует. Не исключение и гибкий камень. Поэтому, прежде чем приступить к его изготовлению своими руками или приобретению такого готового отделочного материала, вы должны знать о его недостатках, вернее – некоторых особенностях.
Самым главным недостатком гибкого камня, по мнению большинства пользователей, является вполне объяснимая дороговизна гибкого камня, полученного на естественных срезах горных пород. Их же имитация, созданная в условиях заводского цеха, часто не имеет такой фактурности, разнообразия рисунков и цветов.
Немаловажным фактором, влияющим на принятие решения о применении этого материала, как раз и есть его рельефность, затрудняющая уборку, что для внутренних помещений немаловажный фактор. Естественно, пыль, а с нею и большое количество того, чем дышать не хочется и небезопасно, найдет себе надежное пристанище в многочисленных красотах фактуры материала.
Также на полимерный материал, использованный при изготовлении гибкого камня, необходимо обращать внимание при выборе клея, применяемого при монтаже. Если гибкий камень изготовлен на основе акрилатов, то и клей желательно подбирать на этой же основе, а если при его изготовлении были использованы полиуретановые композиции, то мы рекомендуем применять полиуретановые клеи.
Важно также помнить о том, что практически любой гибкий камень, изготовленный на основе натурального кварца, гранита или мрамора в качестве наполнителя, представляет собой некое подобие наждачной бумаги, пусть и с не так ярко выраженными абразивными свойствами, но вполне достаточными для того, чтобы нанести травму при неосторожных телодвижениях.
Самые простые варианты производства гибкого камня
Все вы, безусловно, видели камешковые акриловые фасадные штукатурки. Это самая простая основа для создания гибкого камня своими руками. Подбираете нужный вам цвет, размер, угловатость или округлость камешков, их материал и, расстелив на ровной горизонтальной поверхности подложку, в роли которой может выступать любой не сильно тянущийся материал, наносите по инструкции штукатурку.
А если у вас присутствует художественный вкус, то, создав реалистичные миксы из присыпок, вы сможете добиться очень неплохой имитации природных или натуральных материалов. После высыхания нарезаете свой гибкий камень в нужный размер и придайте ему необходимую конфигурацию. Самый простой гибкий камень вы уже изготовили.
К этому остается добавить, что в качестве подложки лучше всего подойдет т.н. стекломат – хаотично переплетенное между собой стекловолокно или стеклоткань, а гнуть под углом такой гибкий камень лучше, предварительно прогревая место изгиба техническим феном.
Немногим более сложный способ изготовления гибкого камня, позволяет получить более толстые изделия. Особенно реалистично смотрятся они в форме кирпичиков или плитки небольших размеров.
Возьмите кусок стекла нужных размеров (лучше полированного), натрите его тонким слоем воска, замешайте любой наполнитель (кварцевый песок, мраморную крошку, гранитную крошку мелких фракций) со связующим, в роли которого может выступать любая акриловая, стирол-акриловая, силикон-акриловая дисперсия или полиэфирная смола, и нанесите ровным слоем эту смесь на стекло.
Через полиэтиленовую пленку прокатайте этот слой валиком, выровняв его по толщине и уплотнив. Через сутки можно все снимать, нарезать в нужный размер и помнить, что это изделие лучше изгибать плавно и аккуратно. Если же вам нужен более крепкий вариант, заложите с оборотной стороны на том же связующем несколько слоев стеклоткани или на худой конец марли или штукатурной сетки.
Если вам не нужна очень ровная наружная поверхность, то не берите стекло, наоборот – возьмите любую рельефную поверхность (или используйте), оберните ее полиэтиленовой пленкой (либо постелите) и дальше действуйте так же, как и в случае со стеклом. Через сутки пленка с небольшим усилием снимется с вашего гибкого камня, не повредив его. Как видите, технология производства гибкого камня не так уж сложна.
Важно: в случае использования стеклоткани, рекомендуем ее слегка отжечь, удалив парафиновый налет – последствие технологического процесса изготовления изделия. Для этого слегка обдайте ее поверхность пламенем газовой горелки.
Технология производства гибкого камня своими руками
Из-за желания провести эксперименты по созданию гибкого камня своими руками с использованием новых материалов, имеющих в основе не акрилаты или полиэфиры, в отличие от описанных выше способов, а полиуретан – по праву называемый королем пластиков, пришлось растянуть написание статьи на 2 с половиной дня.
Мы изготовили несколько видов гибкого камня, используя полиуретановый компаунд ГПМ-5 шосткинского завода «Пенталак» и его же нового лака АФА. Цена первого составляет около 4 евро, а второго – в районе 6-ти. К слову сказать, за океаном аналог последнего стоит до 20 долларов.
Здесь нужно сказать, что в первом эксперименте принимал участие еще один компаунд того же производителя, но он, честно говоря, не оправдал наших ожиданий в качестве связующего для гибкого камня. Поэтому мы о нем упоминать не будем.
Итак, первый эксперимент, готовим несколько небольших кусков льняной ткани. За неимением под рукой стекломата, экспериментируем с обычной щелочестойкой сеткой.
Приготовив компаунды (нужно тщательно смешать 2 компонента каждого), кисточками (естественно разными) промазываем три лоскута ткани (тремя разными компаундами). Делаем это на поверхности, покрытой полиэтиленовой пленкой.
Аккуратно присыпаем поверхность смесью крашенного кварцевого песка, который был под рукой, а вернее остался от предыдущих фасадных работ. Пленка использовалась старая, отслужившая свой срок, поэтому она безжалостно вырезалась строительным ножом по периметру ткани и вместе со всем, что на ней расположилось, отправилась на сушку.
Второй эксперимент
За неимением под рукой стекломата, экспериментируем с обычной щелочестойкой сеткой. Обновив пленочное покрытие нашей столешницы, располагаем на ней штукатурную сетку и повторяем процедуру с той лишь разницей, что используем только компаунд ГПМ-5. В первом случае наносим его густо (а он гуще лака АФА, поэтому его и выбрали) прямо через сетку на полиэтиленовую подложку, а во втором – перемешиваем с окрашенным песком и только потом наносим.
Накрыв пленкой наш песчаный коржик, прокатываем изделия валиком и отправляем на полимеризацию. В обоих экспериментах «сушили» эти изделия под небольшим гнетом. Полимеризация происходила на улице в естественных условиях. В эти сутки температура ночью опускалась до 2 -3°С, а днем не превышала 6°С. Гнетом служил кирпич, положенный на соответствующего размера прямоугольник ДВП.
Третий эксперимент
Следующим этапом наших экспериментов стало изменение способа нанесения наполнителя на пропитанную компаундом ткань. Здесь мы использовали только лак АФА. Для этого мы взяли стекло подходящих размеров и просто слегка обеспылили его – прошлись тряпочкой.
Больше никаких подготовительных процедур над стеклом не проводили. Кварцевый песок и мраморную крошку наложили на него, как захотелось, и насыпом, и с использованием сухой кисти для имитации послойности камня. В трех вариантах – по-разному (см. фото ниже), но поскольку процесс получения оттиска при этом одинаков, сгруппируем их.
Единственное, что надо уточнить, это то, что в угоду красочности фотографий, мы соединили не встречающиеся в природе в одном камне материалы, но ведь нам сейчас было важнее испытать технологию производства и материал. Особенно красиво смотрелся итальянский голубой мрамор в сочетании с речным песком.
Для этих трех заготовок были пропитаны 3 куска хлопчатобумажной материи, вырезаны, как и ранее, вместе с пленкой, и просто методом наложения, через ту же полиэтиленовую пленку энергично прокатаны, каждый в свою очередь. Последний образец после прокатки был слегка притрушен мелким сухим речным песком, который заполнил видимые пробелы.
На ткань перепечатывался не весь песок и камушки, значительная часть наполнителя оставалась на стекле, так что все ее компоненты можно добавлять в процессе изготовления, меняя рисунок, его интенсивность, характер и насыщенность. Все очень быстро и просто.
Итоги экспериментов – производство гибкого камня в домашних условиях
Как мы уже говорили, образец с одним из компаундов не имел права на жизнь и был тут же отправлен в мусорное ведро.
Почти та же участь постигла образцы второго эксперимента (см. фото ниже). Это была смесь кварца и ГПМ-5, нанесенная на штукатурную сетку. Его можно использовать в отделке изогнутых поверхностей без резких углов, но это в случае нанесения дополнительного слоя компаунда с обратной стороны или проклеивания ее тканью (или стеклотканью) с ним же.
Образцы из первого же эксперимента дали первые положительные результаты:
Особый восторг вызвали образцы, полученные методом снятия оттиска со стекла (третий эксперимент). Они были чрезвычайно прочны, гибки и эластичны. Такой гибкости гибкого камня (извините за тавтологию) нам до этого видеть не доводилось. При этом, если бы не тканевое обрамление, то вряд ли нашелся бы человек, усомнившийся в «каменистости» покрытия.
Причем со снятием пленки мы не церемонились. Единственное, что выдавало некоторую «матерчатость» камня – это небольшие складки, которые, как вы понимаете, исчезнут после наклейки изделия на основу. А подойдет для этого любой полиуретановый клей. После обрезки даже это не бросалось в глаза.
Так вот, себестоимость такого гибкого камня даже в самом дорогом варианте исполнения не превышает 300 рублей по сегодняшнему курсу, а поэтому можете прикинуть, сколько вам удастся сэкономить, возьмись вы за изготовление его для себя.